74485

Финансовое планирование. Формирование и распределение прибыли на предприятии

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Планирование финансовой деятельности предприятия тесно связано с конечными результатами производства важнейшим из которых в условиях рыночных отношений является общая прибыль или совокупный доход что требует усиления роли финансов в достижении этих показателей. Доход предприятия или прибыль является в условиях рынка основой самофинансирования всех видов производственнохозяйственной деятельности и социальнотрудовых отношений персонала. Валовая прибыль определяет величину общего совокупного дохода предприятия без...

Русский

2014-12-31

159.5 KB

0 чел.

ТЕМА 9. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Планирование финансовой деятельности предприятия тесно связано с конечными результатами производства, важнейшим из которых в условиях рыночных отношений является общая прибыль или совокупный доход, что требует усиления роли финансов в достижении этих показателей.

В финансовом отношении каждое предприятие выполняет две основные функции: потребляет экономические ресурсы и делает возможным потребление готовой продукции.

Финансовые отношения в условиях рынка предполагают осуществление следующих денежных обменных процессов:

 - обмен денег на труд наемных работников;

 - обмен денег на товар и услуги поставщиков;

 - обмен товаров и услуг на деньги потребителей;

 - обмен денег, выплачиваемых позже, на деньги, получаемые сейчас от инвесторов и арендаторов;

 - обмен денег, выплачиваемых сейчас, на деньги, которые будут получены позднее от должников;

 - обмен денег на товары и услуги и государственные требования правительства.

Доход предприятия или прибыль, является в условиях рынка основой самофинансирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности и социально-трудовых отношений персонала. Поэтому максимизация прибыли или доходов является определяющей конечной целью всех видов планирования на предприятии.

Прибыль или доход возникает лишь при условии взаимодействия труда и капитала и сохранения основными факторами производства и капитала их первоначальной стоимости, что предполагает четкое различие между валовой и чистой прибылью.

Валовая прибыль определяет величину общего совокупного дохода предприятия без учета обесцененного капитала.

Чистая прибыль представляет собой валовой доход за вычетом затраченных средств, в том числе отложенных на восстановление израсходованных средств производства.

Валовой доход при любом уровне продаж определяется путем умножения цены на соответствующее количество продукции, запланированной к реализации.

Предельный доход есть дополнительный или добавочный доход, который является результатом продажи продукции сверх плана.

При фиксированной рыночной цене перед каждым конкурентным производством стоят три взаимосвязанных планово-управленческих вопроса:

1) следует ли планировать производство данного товара на предстоящий период?

2)какое количество продукции необходимо планировать к выпуску?

3)какая прибыль или убыток будут получены при выполнении плановых работ?

В процессе планирования прибыли на каждом предприятии должны быть найдены экономически обоснованные ответы на все вышепоставленные вопросы.

Разработанные правила в рыночной экономике при планировании прибыли от реализации продукции следующие:

1. Предприятие получает прибыль до тех пор, пока цена превышает средние валовые издержки;

2. Максимальная прибыль достигается, если цена больше минимума средних валовых издержек предприятия;

3. Нулевая прибыль соответствует точке равновесия цены продукции предельным издержкам на ее производство;

4. Предприятие будет иметь убыток, если средние  валовые издержки становится выше цены продукции;

5. Наименьшие убытки возникают на предприятии, если цена меньше минимума средних валовых издержек, но больше минимума средних переменных издержек;

6. Производство продукции прекращается, если цена стала ниже минимума средних переменных издержек.

Планируемая годовая прибыль предприятия представляет собой конечный результат производственно-хозяйственной деятельности, включающей доходы от реализации продукции, работ и услуг, основных средств и иного имущества, а также доходы от внереализационных операций, уменьшению на сумму соответствующих по ним расходов.

Прибыль (убыток) от реализации продукции рассчитывается как разница между выручкой в действующих рыночных ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и ее себестоимостью с учетом объема продаж по формуле

,                                      (9.1)

где  - прибыль от реализации продукции, руб.;

n – номенклатура выпускаемой продукции;

 - рыночная цена изделия;

 - себестоимость изделия;

 - объем реализованной продукции.

Выручка от реализации продукции рассчитывается по мере ее оплаты либо по мере отгрузок товаров.

К планируемым финансовым результатам, кроме прибыли от реализации, относятся следующие доходы:

1) доходы, полученные предприятием за счет долевого участия в деятельности других предприятий, дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам;

2) доходы от сдачи имущества в аренду;

3) доходы от дооценки производственных запасов и готовой продукции;

4) присуждение или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков;

5) прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

6) положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также операции по иностранной валюте;

7) другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции.

Разработанный на предприятии годовой план доходов, должен обеспечивать получение такой совокупной прибыли, величина которой покрывает все годовые расходы на производственную и социальную деятельность.

9.1. Формирование и распределение прибыли на предприятии

Разработка финансового плана предприятия предусматривает определение основных доходов и расходов, приходящихся на предстоящий период.

Доходами предприятия признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и/или погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этого предприятия, за исключением уставных вкладов участников или акционеров.

Расходы предприятия – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества и т.д.) и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этого предприятия, за исключением уменьшения уставных вкладов по решению участников, акционеров.

Доходы и расходы предприятия делятся (табл. 9.1):

 - на доходы и расходы от обычных видов деятельности;

 - операционные доходы и расходы;

 - внереализационные доходы и расходы;

 - чрезвычайные доходы и расходы.


Таблица 9.1

Классификация доходов и расходов предприятия

Доходы и расходы от

обычных видов деятельности

Операционные доходы и расходы

Внереализационные доходы и расходы

Чрезвычайные доходы и расходы

Доходы

Расходы

Доходы

Расходы

Доходы

Расходы

Доходы

Расходы

Выручка от

продажи

продукции,

(работ, услуг) за

вычетом НДС,

акцизов и

аналогичных

обязательных платежей

Себестоимость

продаж

Поступления, связанные со сдачей во временное

пользование активов

организации

Расходы, связанные со сдачей во временное

пользование активов

организации

Штрафы, пени, неустойки

 за нарушение условий

договоров, присужденные

или признанные должником

Штрафы, пени, неустойки

за нарушение условий

договоров, присужденные или признанные

предприятием

Поступления, возникающие как

последствия чрезвычайных

обстоятельств

хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии

и т.д.)

Расходы, связанные с чрезвычайными

обстоятельствами

 

Коммерческие

расходы

Поступления, связанные

с предоставлением за плату

прав, возникающих

из патентов на

изобретения и других

видов интеллектуальной

собственности

Расходы, связанные с оплатой прав, возникающих из патентов

на изобретения и других

видов интеллектуальной собственности

Поступления в возмещение причиненных

 предприятию убытков

Возмещение причиненных предприятием убытков

 

 

 

Управленческие

расходы

Доходы от участия в

уставном капитале

других организаций

и прибыль от совместной

деятельности

Расходы от участий в уставном капитале других

организаций и убытки от совместной деятельности

Активы, полученные безвозмездно,

в том числе по

договору дарения

Убытки прошлых

лет, признанные в

отчетном году

 

 

 

 

Поступления от продажи

основных средств и иных

активов, отличных

от денежных средств (кроме иностранной

валюты), продукции

Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием

основных средств и иных

активов (кроме иностранной валюты), продукции

Прибыль прошлых

лет, выявленная в

отчетном году

Суммы дебиторской и депонентской

задолженности, по

которым истек срок

исковой давности, других

долгов, не реальных для

взыскания

 

 


Окончание табл. 9.1

Доходы и расходы от обычных видов деятельности

Операционные доходы и расходы

Внереализационные доходы и расходы

Чрезвычайные доходы и расходы

Доходы 

Расходы 

Доходы 

Расходы 

Доходы 

Расходы 

Доходы 

Расходы 

 

 

Проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за

использование денежных средств банком

Проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование кредитов и займов

Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности

Курсовая разница

 

 

 

 

 

Расходы, связанные с оплатой услуг кредитных организаций

Курсовая разница

Сумма уценки активов (за исключением внеоборотных)

 

 

 

 

 

Прочие операционные расходы

Сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных)

Прочие внереализационные расходы

 

 

 

 

 

 

Прочие внереализационные доходы

 

 

 


Конечным результатом деятельности предприятия является прибыль. По величине прибыли кредиторы судят о возможностях предприятия по возврату заемных средств, инвесторы – о целесообразности инвестиций в предприятие, поставщики – о платежеспособности предприятия.

Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений, выполняет следующие функции:

1) как показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат деятельности предприятия за определенный период;

2) стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования. Содержание этой функции состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

3) как основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней. Налог на прибыль является важнейшим источником пополнения средств бюджета.

Механизм формирования прибыли содержится в «Отчете о прибылях и убытках».

При планировании общей или балансовой прибыли на предстоящий период производственно-финансовой деятельности в ее состав включаются все предусмотренные доходы со знаком «плюс», а также возможные расходы или убытки со знаком «минус» (рис. 9.1).

Таким образом, балансовая прибыль предприятия включает: 1) прибыль от продаж; 2) результат от операций с имуществом и финансовой деятельности; 3) результат от внереализационных операций. При этом прибыль от продаж определяется в два этапа. Вначале рассчитывается валовая прибыль как разница между выручкой от продажи, продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей и себестоимостью проданных товаров без периодических расходов (коммерческих и управленческих). Затем после вычитания коммерческих и управленческих расходов определяется показатель прибыли от продаж. В случае если в учетной политике организации не принят порядок списания общехозяйственных расходов непосредственно на уменьшение выручки от реализации, то они отдельно в качестве управленческих расходов не выделяются, а включаются в себестоимость реализованных товаров. В организациях торговли, снабжения, сбыта и общественного питания по статье себестоимость отражают покупную стоимость реализованных товаров.

Прибыль от продаж является основной составляющей балансовой прибыли предприятия, поскольку отражает результат от регулярно осуществляемой деятельности по производству и реализации изделий (оказанию услуг), являющейся целью создания предприятия. На ее размер влияют уровень отпускных цен, себестоимость продукции, ассортиментные сдвиги в составе продукции. Прибыль от продаж растет, если в составе реализованной продукции повышается удельный вес высокорентабельных изделий.

Рис. 9.1. Планирование и распределение прибыли на предприятии

Рентабельность продаж – это показатель, характеризующий величину прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль проданной продукций, определяется по формуле:

(9.2)

где П – прибыль от продаж; ВР – выручка от реализации продукции.

Выгодность производства отдельных видов продукции можно оценивать с помощью показателя рентабельности продукции, рассчитанного как

(9.3)

где Пед – прибыль на единицу продукции; Сед - себестоимость единицы продукции.

Второй составляющей балансовой прибыли является результат от операций с имуществом и финансовой деятельности предприятия, рассчитываемый как

                                              Попоп - Роп  ,                                                        (9.4)

где Доп – операционные доходы; Роп - операционные расходы.

Результат от данной деятельности возникает в связи со сдачей в аренду временно неиспользуемого имущества и прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и т.д. в виде дивидендов по ценным бумагам других организаций, в виде прибыли от совместной деятельности и т.п.

Третья составляющая балансовой прибыли – это результат от внереализационных операций, определяется как

                                     Пвн = Двн – Рвн,                                                                    (9.5)

где Двн – внереализационные доходы; Рвн – внереализационные расходы.

Данный результат представляет собой разницу между полученными и уплаченными штрафами, пенями, неустойками, возмещением убытков, суммами задолженности, по которой истек срок исковой давности; другими внереализационными доходами и расходами.

Чистая прибыль предприятия определяется путем вычитания из балансовой прибыли сумм налога на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт. При этом в нее включается результат от чрезвычайных обстоятельств, рассчитанный как разность между поступлениями и связанными с этими обстоятельствами расходами. При формировании чистой прибыли учитываются операции по уплате штрафных, санкций, пеней и других платежей, которые ранее уплачивались за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения. Чистая прибыль распределяется по следующим направлениям:

• на формирование резервных фондов;

•  выплату доходов учредителям (участникам);

•  создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы).

При этом существуют два подхода к распределению чистой прибыли. При первом подходе в учредительных документах предприятия оговаривается порядок создания специальных фондов. Это могут быть: фонд накопления, который объединяет средства, зарезервированные для производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества; фонд социальной сферы, который учитывает средства, направляемые на финансирование капитальных вложений в социальную сферу; фонд потребления, который аккумулирует средства на развитие социальной сферы, кроме капитальных вложений, материальное поощрение работников, единовременная помощь, оплата путевок в дома отдыха и т. п. Первый подход облегчает процесс планирования и контроля использования финансовых ресурсов предприятия.

При втором подходе остающаяся в распоряжении предприятия прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концентрирующий как прибыль, которая направляется на накопление, так и свободные средства, которые могут быть направлены как на накопление, так и на потребление. При том и другом подходе предприятия самостоятельно определяют пропорции распределения прибыли по основным направлениям.

Государство посредством налоговых льгот стимулирует направление прибыли на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов на содержание объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно регулируется образование резервного фонда предприятий различных организационно-правовых форм.

При решении вопроса о том, какую часть чистой прибыли целесообразно направить на выплату доходов учредителям (участникам), в частности дивидендов по акциям, необходимо учитывать ряд факторов. С одной стороны, увеличение дивидендных выплат ведет к росту курсовой стоимости акций, повышению деловой репутации организаций. С другой стороны, капитализация чистой прибыли, т. е. направление ее на производственное развитие, представляет собой наиболее приемлемый источник финансирования деятельности предприятия без сопутствующих издержек на выпуск ценных бумаг, выплату доходов по ним, выплату процентов по кредитам. При этом не расширяется круг собственников предприятия. Если же предприятие длительное время не направляет средства на свое развитие, то это ведет к физическому и моральному старению техники, увеличению издержек производства, потере конкурентных позиций. И как результат — сокращение объема получаемой прибыли. Все это требует тщательного и обоснованного подхода к распределению прибыли.

Одним из путей повышения балансовой прибыли предприятия является налоговое планирование.

Налоговое планирование основано на праве каждого налогоплательщика использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств перед государственными и муниципальными органами управления. Процесс налогового планирования включает следующие этапы управленческой и финансовой деятельности экономистов-менеджеров:

1) принятие решения о создании нового предприятия соответствующей организационно-правовой формы;

2) выбор и обоснования наиболее выгодного места расположения создаваемого предприятия;

3) обеспечение текущего налогового планирования на основе имеющихся налоговых льгот и передовых методов хозяйствования и механизма финансирования;

4) рациональное размещение активов и прибыли предприятия.

В процессе налогового планирования для каждого предприятия важно использовать различные источники покрытия установленных налогов. В зависимости от назначения действующих налогов предприятие может использовать следующие финансовые источники их покрытия:

 - налоги, оплачиваемые  за счет себестоимости продукции: земельный налог, транспортный налог;

 - налоги, относимые на выручку от реализации продукции, налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортные тарифы;

 - налоги, покрываемые за счет финансовых результатов: налог на прибыль, налог на имущество предприятия;

 - налоги, выплачиваемые из чистой прибыли предприятия;

 - налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники, лицензионные сборы и т. д.

Все планируемые доходы и расходы отражаются в годовых и квартальных финансовых отчетах, которые представляют совокупность форм отчетности, составленных на основании бухгалтерского учета с целью представления внутренним и внешним пользователям обобщенной информаций о результатах хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.

9.2. Составление баланса доходов и расходов

Баланс доходов и расходов – основной финансовый документ предприятия. Он представляет собой сводную характеристику его финансового состояния, раскрывающую источники формирования капитала предприятия и средства его размещения или использования в текущем или плановом периоде.

Баланс содержит доходы и расходы предприятия, которые должны иметь равновесное состояние своих значений на тот или иной конкретный срок. Бухгалтерский баланс дает наиболее широкий спектр данных для оценки финансового состояния предприятия. Средства предприятия по их составу характеризуют актив баланса, а источники их образования – пассив (рис. 9.2).

Активы характеризуются ликвидностью. Ликвидность – это способность активов превращаться в денежные средства. Баланс российских предприятий строится по принципу возрастающей ликвидности. В I разделе отражаются внеоборотные активы, обладающие низкой ликвидностью. Это средства, которые используются более одного года, приобретены с целью использования в хозяйственной деятельности и не предназначены для продажи в течение года: нематериальные активы (патенты, лицензии, товарные знаки, организационные расходы, деловая репутация организации, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, имущество для передачи в лизинг, по договору проката), долгосрочные финансовые вложения.


АКТИВ                                                                                 ПАССИВ

 

I. Внеоборотные активы

III. Капитал и резервы (собственные средства)

II. Оборотные активы

IV. Долгосрочные обязательства (более 12 месяцев, заемные средства)

 

V. Краткосрочные обязательства(менее 12 месяцев, заемные средства)

БАЛАНС

БАЛАНС

Рис.9.2. Схема баланса предприятия

Во II разделе отражается мобильная часть имущества предприятия – оборотные активы. Это средства, использованные, проданные или потребленные в течение одного года или операционного цикла, если он превышает год: запасы (сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные, расходы будущих периодов), дебиторская задолженность (покупатели и заказчики, векселя к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, авансы выданные). Дебиторская задолженность подразделяется на долгосрочную (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) и краткосрочную (в течение 12 месяцев). Далее следуют краткосрочные финансовые вложения. В конце II раздела помещаются денежные средства, т.е. наиболее ликвидная часть оборотных активов.

Статьи пассива баланса группируются по степени нарастания срочности погашения обязательств. Вначале идет III раздел «Капитал и резервы», отражающий данные о собственных средствах предприятия, постоянно находящихся в хозяйственном обороте и не подлежащих возврату; уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль (убыток) прошлых лет и отчетного периода.

Далее идет IV раздел «Долгосрочные обязательства» и V раздел «Краткосрочные обязательства». В V разделе выделяют краткосрочные кредиты и займы и кредиторскую задолженность в разрезе, поставщики и подрядчики, векселя к уплате, задолженность перед дочерними и зависимыми обществами, перед персоналом, перед внебюджетными фондами и бюджетом, авансы полученные, прочие кредиторы. В конце раздела находятся статьи: задолженность учредителям по выплате доходов, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и прочие краткосрочные обязательства.

Следующей по важности и информативности формой отчетности является «Отчет о прибылях и убытках». Он включает данные о финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период, такие как прибыль от продаж, финансовый результат от прочей реализации и других финансовых операций, результат от внереализационной деятельности, чрезвычайные доходы и расходы, чистая прибыль (нераспределенная прибыль) отчетного периода. Показатели отчета позволяют оценить рентабельность деятельности предприятия. В конце отчета справочно приводятся данные о размере дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям, а также о предполагаемых дивидендах в следующем отчетном году.

В «Отчете об изменениях капитала» приводятся данные об использовании собственного капитала предприятия в разрезе статей: уставный капитал, добавочный, резервный капитал, целевое финансирование, непоступления. Отражены также сведения об оценочных резервах и, справочно, о величине чистых активов.

В «Отчете о движении денежных средств» дается информация о потоках денежных средств по источникам поступлений и направлениям использования.

В приложениях к бухгалтерскому балансу дается расшифровка основных статей бухгалтерского баланса.

9.3. Бюджетное планирование

Эффективным видом финансового планирования на предприятии является бюджетирование. В общем виде бюджет представляет собой смету доходов и расходов всех хозяйственных подразделений и функциональных служб предприятия. Составление финансовых бюджетов предприятия служит основой внутрихозяйственного оперативного планирования, соизмерение затрат и результатов.

Система финансового планирования на предприятии включает: 1) систему бюджетного планирования деятельности структурных подразделений; 2) систему сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия. В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия разрабатывается сквозная система бюджетов, объединяющая следующие функциональные бюджеты, охватывающие базу финансовых расчетов предприятия:

-   бюджет фонда оплаты труда, на основании которого прогнозируются платежи во внебюджетные фонды и некоторые налоговые отчисления;

-   бюджет материальных затрат, составляемый на основании норм расхода сырья, комплектующих, материалов и объема производственной программы структурных подразделений;

- бюджет потребления энергий;

- бюджет амортизации, включающий направления использования ее на капитальный ремонт, текущий ремонт и реновацию;

-   бюджет прочих расходов (командировочных, транспортных и т. п.);

-   бюджет погашения кредитов и займов, разрабатываемый на основании плана-графика платежей;

-   налоговый бюджет, включающий все налоги и обязательные платежи в бюджет, а также во внебюджетные фонды. Данный бюджет планируется в целом по предприятию.

Разработка бюджетов структурных подразделений и служб основана на принципе декомпозиции, заключающемся в том, что бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня. Сводные бюджеты по каждому структурному подразделению разрабатываются, как правило, ежемесячно. В целях равномерного обеспечения предприятия и его подразделений оборотными средствами в них указываются ежедневные плановые и фактические затраты, а также в целом на месяц. Примерная система бюджетов предприятия отражена в табл. 9.2.

Таблица 9.2

Система бюджетов предприятия

Бюджеты

Производственные подразделения

Функциональные службы

Непромышленная группа

Итого сводный бюджет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 Фонд оплаты труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Материальные затраты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Энергопотребление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4, Амортизация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Прочие расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Итого (стр. 1 + стр. 2 +стр. 3 + стр. 4 + стр. 5)*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Кредитный бюджет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Налоговый бюджет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Итого сводный бюджет (стр. 6 + стр.7+ стр. 8)**

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Суммирование идет по каждому подразделению.

** Суммирование идет по графе 10 «Итого сводный бюджет»

Структура сводного бюджета, обобщающего работу по финансовому прогнозированию и планированию, представлена на рис. 9.3.

Составной частью финансового планирования является определение центров ответственности – центров затрат и центров доходов. Подразделения, в которых измерение выхода продукции затруднено или которые работают на внутренних потребителей, целесообразно преобразовывать в центры затрат (расходов). Подразделения, выпускающие продукцию, идущую конечному потребителю, преобразуются в центры прибыли, или центры доходов.

В системе текущего финансового планирования необходимо определить реальное поступление денег на предприятие. Для этого необходимо иметь данные об удельном весе поставок продукции за предоплату, поставок на условиях коммерческого кредита с отсрочкой платежа. Обычно используются два метода для расчета и анализа денежных поступлений.

Рис. 9.3. Структура сводного бюджета предприятия

Первый метод заключается в непосредственном определении денежных поступлений (поступление выручки, авансы полученные, ссуды и т.д.) и оттока денежных средств (оплаты счетов поставщиков, возврат ссуд, выплата заработной платы и т.п.). При втором методе исходной точкой является чистая прибыль, которая корректируется на доходы и затраты, которые не означают притока и оттока денежных средств. Например, увеличение дебиторской задолженности означает рост доходов, но не означает притока денежных средств.

Притоком является любое увеличение статей обязательств или уменьшение активных счетов, оттоком – любое уменьшение статей обязательств или увеличение активных статей баланса.

В системе текущего планирования на предприятии разрабатывается баланс денежных поступлений и расходов, позволяющий оценить синхронность поступления и расходования денежных средств и их взаимоувязку. Он имеет доходную и расходную части.

Доходная часть включает источники поступления средств: выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), поступления по счетам, выписанным при продаже товаров в кредит, доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, доходы по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, ссуды, прочие поступления.

Расходная часть объединяет следующие направления использования средств: покупка товаров, заработная плата, платные услуги, ремонт и содержание оборудования, реклама, погашение ссуд, прочие платежи.

Контрольные вопросы

1.     Какие финансовые отношения существуют на предприятии? Как осуществляется обмен ресурсов и товаров?

2.     Что означает самофинансирование? Как оно производится в рыночных отношениях?

3.     Как образуется прибыль предприятия? Что она выражает?

1.     Какие существуют общие принципы планирования прибыли? Что они учитывают?

2.     Как планируется прибыль от реализации продукции? Какие показатели при этом используются?

3.     Какие показатели входят в состав планируемых финансовых результатов? Как они отражаются при расчете прибыли?

4.     Как определяется чистая прибыль предприятия? Куда она расходуется?

5.     Что представляет собой показатель рентабельности? В чем состоит отличие рентабельности производства и продукции?

6.     Какими показателями можно определить финансовое состояние предприятия?

7.     Что представляет собой баланс доходов и расходов предприятия? Что такое актив и пассив предприятия?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68632. Текстовый процессор Microsoft Word: основы издательской работы 124.17 KB
  Цель и содержание работы: научиться создавать колонтитулы многоколонный текст и различные стили оформления. Теоретическое обоснование Microsoft Word2007 профессиональный текстовый редактор по своим возможностям приближающийся к настольным редакционно-издательским системам.
68633. MSWord. Автоматизация работы с текстом 898.47 KB
  Цель и содержание работы: Изучить основы интерфейса Microsoft Word2007, основные технологические операции и приёмы работы в среде текстового редактора Microsoft Word2007 для создания разнообразных текстовых документов.
68634. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ИНФОРМАЦИИ В СООБЩЕНИИ 40.59 KB
  Введение понятия количество информации В основе нашего мира лежат три составляющие вещество энергия и информация. А как много в мире вещества энергии и информации Можно измерить количество вещества например взвесив его.
68635. Оформление титульного листа 15.26 KB
  Оформление отчета Цель работы Научиться оформлять отчет о лабораторной работе в соответствии с правилами, принятыми в НГТУ. Изучить работу с автофигурами и основы построения блок-схем в Microsoft Word. Изучить работу со структурой документа в Microsoft Word.
68638. Характеристика елементів автоматичних систем 143.15 KB
  Мета роботи: ознайомлення з основними функціонуванням автоматичних систем що містять як лінійні так і не лінійні елементи а також вивчення типових динамічних ланок лінійних автоматичних систем і їх характеристик. Програма роботи: Погодити з викладачем завдання щодо типу і параметрів досліджуваних...