74498

Компьютерные информационные технологии (КИТ)

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Информационно телекоммуникационный рынок По принятой в настоящее время в мире терминологии рынок компьютерных технологий носит название ИКТ рынок – информационно телекоммуникационный рынок. ИКТ – рынок в свою очередь делится: рынок информационных технологий ИТ рынок телекоммуникационный рынок ТЛК рынок ИТ рынок включает следующие сегменты: компьютерное и аппаратное обеспечение офисное аппаратное обеспечение программное обеспечение и услуги по их обслуживанию. ТКЛ рынок включает услуги предоставления связи...

Русский

2014-12-31

126.5 KB

7 чел.

Компьютерные информационные технологии (КИТ)

Лекция 1

Литература

1

Основы экономической информатики: Учеб. Пособие/ А.Н. Морозевич, Н.Н. Говядина, Б.А. Железко и др.; Под общ. Ред. А.Н. Морозевича Мн.: БГЭУ, 2003 г.

2

Автоматизированные системы обработки экономической информации. Под ред. Титоренко В.С. М: Финансы и статистика, 1998 г.

3

Билл Гейтс Бизнес со скоростью мысли. Эксмо, 2002 г.

4

Землянский А.А. Информационные технологии в экономике. М.: Колосс, 2004 г.

5

Т.А. Гаврилова, В.Ф. Хорошевский. Базы знаний интеллектуальных систем. Спб.: Питер, 2001 г.

6

Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы / В.Г. Олифер, Н.А. Олифер.- Спб: Издательство «Питер», 2004 г.

7

Говядинова Н.Н., Голенда Л.К., Железко Б.А. введение в реинжениринг бизнес- процессов. Мн: БГЭУ  2001 г.

8

О.А. Сосновский, Д.А.Василевский, Н.В. Левкович Компьютерные сети и сетевые технологии. Лабораторный практикум. Мн: БГЭУ 2003 г.

9

В.С. Барсуков, В.В. Водолазский Современные технологии  безопасности. М.: Нолидж, 2000 г.

1.1 Предмет и содержание курса

Современные компьютерные информационные технологии (КИТ) преобразуют все сферы деятельности человека: социальную, экономическую, технологическую, культурную.  В последнее время формируется  новый тип социальной организации – информационное общество. 

При всем многообразии взглядов на ход исторического развития можно выделить взгляды социологов Тоффлера и Белла, которые определили:

  1.  история подразделяется на три основных глобальных этапа, которые условно можно назвать “сельскохозяйственный”, “индустриальный” и “постиндустриальный”;
  2.   разграничение между этапами проводится по признаку лежащих в основе рассматриваемой формации производственных отношений или взаимодействия человека с природой (соответственно - через орудия, через машину или технику и через информацию);
  3.   переход к следующему этапу осуществляется путем научно-технической революции, в ходе которой изменяется среда обитания, что, в свою очередь, влечет трансформации в сознании людей;
  4.   завершающим историческим этапом, который, по мнению одних ученых , уже наступил, а, по мнению других, наступит в ближайшем будущем, является “информационное общество”.

Под информационным  обществом понимается ступень в развитии современной цивилизации (общества), характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационных  коммуникаций, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП). В информационном обществе  создается глобальное информационное пространства, обеспечивающее эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Образование больших потоков информации обуславливается:

  •  быстрым ростом числа документов, отчетов, и т.п.,
  •  постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;

Как результат - наступает информационный кризис, который имеет следующие проявления:

  •  появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации.
  •  существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
  •  возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств.

В  рамках информационного  общества  должна обеспечиваться  гармонизация и баланс отношений человек – хозяйствование- природа. В отличие от индустриального общества, в основе которого лежит производство материальных ценностей, в информационном обществе преобладает производство информационного продукта, решающую роль играют информация и знания. Информация и знания  становятся стратегическим ресурсом, приобретают статус первостепенного ресурса, превосходящего по значимости традиционные ресурсы, такие, как труд, капитал, землю. Работники умственного труда представляют самую большую ценность информационного общества.

Следует отметить, что информация играла существенную роль в развития человеческого общества.

Советский академик, выдающийся кибернетик, Виктор Михайлович Глушков выдвинул теорию, согласно которой человечество пережило в своей истории два информационных барьера (порога, или кризиса управления).

Первый барьер возник в условиях разложения общинно-родового хозяйства и разрешился с возникновением товарно-денежных отношений и иерархической системы управления, когда старший начальник управляет младшими, а те уже — исполнителями.  

В 70- 80 х годах двадцатого столетия человечество находилось перед вторым информационным барьером, заключающегося в том, что суммарная сложность задач по управлению объектом управления (экономического, социального и т.д.), состоящего из i человек и j средств стала выше способности управляющей системы перерабатывать поступающую на ее информации

.

Пример

В 30-х годах двадцатого столетия для решения проблем управления тогдашним хозяйством требовалось производить порядка 1014 математических операций в год, а в средине 70-х, - уже примерно 1016. Если принять, что один человек без помощи техники способен произвести в среднем 106 операций (пропускная способность человека оценивается 2-4 бит/с), то есть 1 миллион операций в год, то получится, что необходимо около 10 миллиардов человек, для того, чтобы экономика оставалась хорошо управляемой.

С другой стороны, исторические этапы развития вычислительной техники убедительно показывают бурный рост производительности компьютеров, как основных элементов информационных технологий (Таблица 1).

Таблица 1  

Поколение вычислительной техники

I

II

III

IV

V

Годы

1945-1954

1955-1964

1965-1974

1975-1985

1985 до н.времени

Быстродействие операций/ сек

Несколько единиц

Несколько десятков

Несколько тысяч

Несколько десятков тысяч

Сотни тысяч,  миллионы

Таким образом, единственным путем преодоления второго информационного барьера – это использование возможностей вычислительной техники или, более обобщенно, компьютерных информационных технологий.

В общем случае, технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям.

Организация объединенных наций по вопросам образования и науки (ЮНЕСКО) дало следующее определение информационным технологиям:

Информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Следует отметить, что сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Таким образом, предметом дисциплины Компьютерные информационные технологии (КИТ)  является изучение компьютерных информационных технологий как инструмента для решения научных и практических задач в  первую очередь в экономической сфере. Курс КИТ базируясь на  знаниях, полученных в курсах «Основы информатики» и ТОХОД, предполагает  дальнейшее углубление знаний и навыков в области современных компьютерных технологий.

В содержательной части в курсе КИТ будут рассмотрены вопросы функционирования информационных систем, техническое и программное обеспечение, коммуникационные системы и компьютерные сети, корпоративные информационные системы, основные технологии искусственного интеллекта, защита информации в информационных системах, проектирование информационных систем. Будут рассмотрены некоторые информационные системы, используемые в сфере туризма и гостинично- ресторанного хозяйства.

1.2 Информационно – телекоммуникационный рынок

  

 По принятой в настоящее время в мире терминологии рынок компьютерных технологий носит название ИКТ- рынок – информационно- телекоммуникационный рынок.   (information and telecommunication market).

ИКТ – рынок в свою очередь делится:

  •  рынок информационных технологий (ИТ- рынок)
  •  телекоммуникационный рынок (ТЛК- рынок)

ИТ- рынок включает следующие сегменты: компьютерное и аппаратное обеспечение, офисное аппаратное обеспечение, программное обеспечение и услуги по  их обслуживанию.

ТКЛ- рынок включает услуги предоставления связи, коммуникационного оборудования для конечных пользователей и коммуникационно- сетевое оборудование для поставщиков телекоммуникационных услуг.

По данным исследовательской компаний IDC, Gartner и Forrester Research расходы на ИКТ по результатам 2005 года выросли во всем мире по сравнению с 2004 годом на 4,8% ,  (по прогнозам должны были вырасти  на 6 %) . Следует отметить, что в начале 21-го столетия  наблюдался спад темпов роста рынка ИТК (Диаграмма 1). Это связано в первую очередь с общим состоянием мировой экономики (рост цен на нефть), а вторую с тем, что в конце 90-х годов прошлого столетия была переоценка возможностей КИТ, особенно в области Интернет технологий. Было создано громадное количество сайтов, в частности для электронной торговли, которые абсолютно себя не окупили. Для компенсации затрат корпорации уменьшили расходы, связанные с информационными технологиями. Как показывает, однако, рисунок 1, рынок ИКТ постепенно набирает необходимую динамику.

Диаграмма 1

 

С другой стороны, наблюдается неуклонный абсолютный рост ИТК- рынка (Диаграмма2).

Диаграмма 2

В 2005 году мировой  ИТ- рынок составил 45 %, а ТКЛ- рынок 55%, общий  ИТК- рынок составляет в настоящее время 2226 млрд.евро. (По прогнозу должен был быть 2290 млрд.евро).

Российский рынок составляет около 9 млрд. долл.  (для сравнения Великобритании – около 56 млрд. долл., США –  более 500 млрд. долл.), но по темпам роста Россия занимает первое место в мире (около 30 % в год).

Следует отметить, что абсолютные объемы и темпы роста не полностью отражают состояние  ИТК- индустрии в конкретной стране.

 

В мире применяются следующие  показатели:

  •  степень востребованности ИТК. Рассчитывается как отношение общих расходов ИТК к объему ВВП страны.
  •  уровень рыночной потребительской зрелости. Рассчитывается  как отношение объема предоставляемых ИТК – услуг к общему объему ИТК- рынка.
  •  разнообразие и сложность предоставляемых ИТК услуг. Рассчитывается как:
    •   отношение объема средств, требующихся на обслуживание и поддержку ИТК- продуктов, к расходам на их приобретение,
    •  отношение затрат на аутсортинг  к расходам покупку ИТК - услуг

По комплексному показателю, который учитывает  вышеуказанные показатели,  в первую десятку входят Япония, Финляндия, Канада, США, Великобритания, Испания, Австралия, Нидерланды, Германия Новая Зеландия, Швеция. Россия в этом рейтинге занимает 37 место.

 

Эксперты отмечают, что по прежнему самые высокие темпы роста наблюдаются в госсекторе, в промышленном производстве и здравоохранении. Кроме того, в последние годы прослеживается тенденция, согласно которой предприятия малого и среднего бизнеса активнее увеличивают расходы на информационные технологии , чем большие компании. В этой связи производители все больше ориентируются в разработке новых продуктов на малые и средние предприятия, которые более охотно тратят деньги на приобретение новых компьютеров, развитие коммуникаций и обеспечение безопасности.

Пример: В настоящее время количество пользователей персональных компьютеров (ПК) более 600 млн. (11 % населения планеты). Считается, что к 2100 году эта цифра достигнет 1 млрд. В 2005 году было выпущено более 170  млн. ПК. Средняя стоимость ПК без монитора около 350 долларов США.  

1.3 Основные  тенденции развития ИТК- рынка

Эксперты выделяют основные тенденции развития: ИТК - рынка

  •   получать необходимый результат от КИТ за  меньшие затраты
  •  повышение роли азиатского рынка
  •  объединение производителей КИТ
  •  увеличение значимости домашних рынков
  •  повышение роли сервис – провайдера

Получать необходимый результат от внедрения КИТ  за  меньшие затраты означает то, что компании будут делать инвестиции в более дешевые технологии, такие как OpenSurse или в IP – телефонию (см. ниже). Кроме этого компании будут прибегать к аутсортингу (передача работ по КИТ специализированным фирмам, в том числе и зарубежным) или пытаться использовать имеющееся технологии для решения новых задач.  Одной из проблем сдерживающих инвестиции в КИТ является избыточность существующего в настоящее время оборудования. По оценке Gartner только 20% дисковой емкости компьютеров используется по назначению, а остальные 80%  тратятся впустую.

Повышение роли азиатского рынка происходит в основном за счет рынка Китая. В настоящее время Китай стремиться к технологическому лидерству, Китай становится вторым по величине рынком высокотехнологического оборудования (имеется ввиду не только ИТК- рынок). Многие международные компании потеряли лидерство на рынке Китая из- за непонимания его специфики, а также из-за политики правительства поддержки собственных компаний.

Пример: Китай имеет самый большой в мире рынок сотовых телефонов, и стремиться занять второе место в мире  на рынке персональных компьютеров. Большие трудности возникли в Китае у фирмы Microsoft  c операционной системой Windows, поскольку Китай решил использовать программное обеспечение OpenSurse (открытые исходные тексты, в основном операционную систему Linux).

Объединение производителей КИТ (иногда их называют вендорами) происходит как следствие усложнения производственных технологий, увеличения стоимости заводов, которые становятся «не по карману» отдельным производителям.

Увеличение значимости домашних рынков связано с автоматизацией процессов ведения  домашнего хозяйства. Эксперты считают, что к 2013 году более 50% микросхем (чипов) будут продаваться встроенными в бытовую технику (плиты, холодильники, пылесосы и т.д.). Хотя предугадать развитие рынка бытовой техники очень сложно.

Повышение роли сервис–провайдера (поставщика сетевых услуг) обусловлено стремительным развитием сетей, как локальных, так и Интернет. В том случае становится более выгодно не создавать свой собственный информационный ресурс, а запрашивать его у сервис- провайдера. По мнению Gartner сервис- провайдеры со временем займут главную позицию в КИТ.

  

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61601. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова 26.23 KB
  ЦЕЛЬ: формировать у учащихся умение находить в слове орфограмму парный согласный на конце слова и правильно графически её обозначать.
61602. Экологическая безопасность 53.39 KB
  Деятельность учителя Деятельность учащихся Учитель: Мы начинаем урок окружающего мира. Учитель: Что необходимо для жизни Свет тепло воздух вода и др. Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать с просмотра ролика.
61603. Какие бывают животные? 13.5 KB
  Раздаточный материал в больших и маленьких конвертах; Структура: Организационный момент Актуализация знаний Сообщение задач урока Физкультминутка Закрепление Рефлексия Подведение итогов...
61604. Правильное питание – залог здоровья 33.26 KB
  Цель: Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку Задачи урока: 1. Осознанно делать выбор продуктов питания 2. Формирование основ правильного питания. 3. Развивать коммуникативные, регулятивные навыки...
61605. Конспект урока физической культуры в 3-м классе 18.36 KB
  Спина прямая руки прижаты к бедрам. €œКласс направо В обход налево шагом марш Руки вверх ставь на носках марш Руки за голову ставь на пятках марш Руки на пояс ставь приставным шагом марш...
61606. Лёгкая атлетика 17.31 KB
  Задачи: - совершенствование координации движений через выполнение ходьбы в приседе и ОРУ в движении; - совершенствование выносливости через сдачу зачета «Бег 1000 м»...
61607. Подвижные игры. Эстафеты 20.84 KB
  Цель: Совершенствовать навык выполнения эстафет Задачи: Образовательные: обучение учащихся выполнению физических упражнений; обучение учащихся правильного выполнения эстафет. Развивающие: развивать ловкость точность координацию движений развивать умение работать в команде.
61609. Спортивные игры на уроке физической культуры 82.06 KB
  Задачи урока: Образовательные: Совершенствовать технику выполнения ведения баскетбольного мяча Закреплять технику выполнения бросков и ловли волейбольного мяча Совершенствовать простейшую тактическую и техническую подготовку в игре в пионербол.