74508

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Весь процесс производства с точки зрения информатики представляет собой непрерывный процесс порождения обработки изменения хранения и распространения информации. Современное предприятие можно рассматривать как эффективный информационный центр источниками информации которого являются внешняя и внутренняя деловая среда.

Русский

2014-12-31

1.09 MB

4 чел.

PAGE  14

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 

II.1. Источники информации в информационной системе. Информационные модели объекта управления.

II.2. Информационное обеспечение корпоративных информационных систем.

II.3. Информационные ресурсы. Роль информационных ресурсов в управлении экономикой.

II.1. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ

Весь процесс производства с точки зрения информатики представляет собой непрерывный процесс порождения, обработки, изменения, хранения и распространения информации.

Функционирующее предприятие можно представить в виде информационно-логической модели, состоящей из узлов и связей между ними. Такая модель должна охватывать все аспекты деятельности предприятия, должна быть логически обоснована и направлена на выявление механизмов достижения основной цели в условиях рынка - максимальной прибыли, что и подразумевает требование системности. Достаточно эффективное решение этой задачи возможно только на базе строгого учета максимально возможного обоснованного множества параметров и возможности многокритериальных поливариантных анализа, оптимизации и прогнозирования - то есть комплексности системы.

Современное предприятие можно рассматривать как эффективный информационный центр, источниками информации которого являются внешняя и внутренняя  деловая среда.

Внешняя деловая среда – это совокупность экономических и политических субъектов, действующих за пределами предприятия, и отношения между ними и предприятием.

Внутренняя деловая среда – это отношения в коллективе, определяющие насыщенность информационных потоков и интенсивность коммуникационных потоков, а также знания, закладываемые и порождаемые в производстве.

Информационные процессы – процессы сбора, передачи, накопления, хранения, обработки, поиска, выдачи и доведения информации до пользователя.

Последовательность операций обработки данных называют информационной технологией (ИТ).

Информация  (Information – анг.) – совокупность фактов, явлений, событий, представляющих интерес, подлежащих регистрации и обработке. Это подразумевает наличие двух моментов: источник и приемник (потребитель) информации. В роли каждого может выступать объект науки и техники, общества и природы, животные и люди.

По Шеннону, информация – это снятая неопределенность.

Всякая деятельность осуществляется по технологии, определяемой целью, предметом, средствами, характером операций и результатами.

Под данными понимают совокупность объективных сведений, под информацией - сведения, неизвестные ранее их получателю, пополняющие его знания, подтверждающие или опровергающие положения и соответствующие убеждения. Информация носит субъективный характер и определяется уровнем знаний субъекта и степенью его восприятия. Информация извлекается субъектом из соответствующих данных.

Массив данных - Совокупность, как правило, однотипных данных, каждое из которых идентифицируется с именем массива и индексом (индексами).

В одних языках программирования (Паскаль, Си) в массиве все элементы должны быть одного типа, в других языках (Fox) в массиве могут быть элементы разного типа.

Упорядочение огромного множества данных может проводиться с различных позиций:

  •  с пользовательских (для конкретных задач), что приводит к технологии массивов;
  •  с позиций хранения технология баз данных (БД).

Информационный поток – совокупность информационных массивов, относящийся к одной управленческой работе, имеющий общие источники и приемники информации.

Информационная база объекта управления – совокупность массивов, вместе с множеством отношений между ними.

Рис.1.1. Источники информации в ИС.

Экономическая информация – совокупность данных (сведений), используемых при осуществлении функции организационно-экономического управления экономикой государства и ее отдельными звеньями. 

Экономическая информация – совокупность данных (сведений) о четырех процессах экономики (производстве, распределении, перераспределении и потреблении), используемых при осуществлении функции управления экономическими объектами.

Экономическая информация – совокупность данных (сведений), используемых при осуществлении функции управления экономическими объектами.

Требования к экономической информации: точность, достоверность, оперативность поступления, корректность, полезность, устойчивость, достаточность.

Информационные процессы – процессы сбора, регистрации, хранения, накопления, обработки, актуализации представления документированной информации пользователю. (Согласно Закону РБ «Об информатизации».)

На мировом рынке экономическая информация подразделяется на следующие сектора:

  1.  сектор деловой информации:
  •  биржевая и финансовая информация – информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и компьютеров, инвестициях, ценах и т.д.
  •  экономическая и статистическая информация – числовая, демографическая или социальная информация в виде рядов динамики, прогнозных моделей или оценок. Представляется государственными службами или консалтинговыми фирмами.
  •  коммерческая информация – информация по фирмам, о финансовом состоянии фирм, о связях, сделках, направлениях работы, продукции, ценах. Представляется информационными брокерами и специальными службами по запросам
  •  деловые новости в сфере экономики и бизнеса
  1.  сектор научно-профессиональной информации (документированная, библиографическая, справочная информация в области фундаментальных и прикладных исследований отраслей производства и сфер экономики).
  2.  сектор массовой (потребительской) информации (новости, справочники, информация о курсах валют, услуги телетекста, различная информация о поездах, авиалиниях,..)
  3.  сектор социально-политической информации (эта информация представляется субъектами хозяйствования в органы государственного управления и охватывает статистическую, социальную, архивную и специальную экономическую информацию).

 Экономическую информацию можно классифицировать:

  •  По месту обработки и хранения (входящая  и исходящая);
  •  По участию в месте обработки/хранения (исходная, производная, хранимая без обработки, промежуточная, результатная);
  •  По отношению к функциям управления (плановая, прогнозная, нормативная, конструкторско-технологическая, учетная, финансовая и др.).

Экономическая информация имеет ряд особенностей:

  •  ЭИ специфична по форме представления. Она отражается на материальных носителях в виде первичных и сводных документов, для повышения достоверности передача и обработка ведется лишь юридически оформленной информации, то есть при наличии подписи или электронной подписи;
  •  ЭИ объемна. Качественное управление экономическими процессами невозможно без детальной информации об  этих процессах. Совершенствование форм управления в материальной и нематериальной сферах приводит к росту сопутствующих информационных потоков;
  •  ЭИ циклична. Для большинства производственных и экономических процессов характерна повторяемость составляющих их стадий и информации, отражающей эти процессы (многократное использование ПО и их тиражирование);
  •  ЭИ отражает результаты производственно-хозяйственной деятельности с помощью системы натуральных и стоимостных показателей. При этом используются количественные величины;
  •  ЭИ специфична по способам своей обработки. В процессе обработки преобладают арифметические и, в первую очередь логические (сортировка, отбор, поиск) операции, а результаты представляются в виде текстовых документов (различные формы документов), таблиц, диаграмм и графиков, что дает возможность ограничиться определенным кругом проблемно-ориентированных программных средств.

Для регистрации любой хозяйственной операции, то есть для получения первичных (исходных) сведений о процессах, протекающих в объекте управления, необходимо выполнить такие действия, как идентификация, привязка ко времени, измерение.

Идентификация – это действие, процесс, в результате которого устанавливают идентификатор объекта. В качестве объекта может выступать субъект труда (кто выполнил операцию), объект труда (деталь, изделие), и объект передачи ( что передано), и субъект передачи (от кого кому). В более широком смысле идентификация – это определение составляющих некоторой математической модели народнохозяйственной деятельности.

Привязка ко времени – датируется время события.

Измерение – определение какой-либо мерой значения какой-либо величины.

Единицы экономической информации (некоторые примеры):

Реквизит отражает отдельные свойства экономических явлений и сущностей. (Реквизиты – совокупность формальных элементов в составе сделки или документа, отсутствие которых лишает сделку или документ юридической силы; обязательные данные, предусмотренные действующими правилами или законами для документов, без которых документ не может служить основанием для современных операций (реквизит-признак, реквизит-основание)).

Реквизит-основание характеризует количественные свойства сущностей, полученные в результате подсчета натуральных единий измерения, взвешивания, вычислений на основе других  количественно-суммарных величин и т.д.

Реквизит-признак выражает, как правило, качественные свойства сущностей и характеризует обстоятельства, при которых протекал изучаемый процесс и были получены те или иные основания.

Сочетание одного или нескольких реквизитов-признаков с одним реквизитом-основанием образует признак.

Показатель – качественно определенная величина, дающая количественную характеристику отображаемому объекту (предмету, процессу, явлению), имеющая экономический смысл.

Модель - это мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.

Модель - реальный физический объект или процесс, теоретическое построение, информационный образ, представляющие какие-либо свойства исследуемого объекта, процесса или явления.

Рис.1.2. Модель обработки заказа клиента.

Модель предназначена для изучения объекта путем его упрощения, выбора тех параметров, которые существенны. Очень сложны вопросы правильности выбора модели, ее адекватности исходному объекту.

Понятие модели тесно связаны с понятиями кибернетики - изоморфизмом и гомоморфизмом.

Две системы, находящиеся во взаимно однозначном соответствии, называются изоморфными. Если две системы изоморфны, то одна из них может являться моделью другой. Если для исходной системы А построена система В, в которой каждому элементу, связи, преобразованию системы А соответствует элемент, связь и преобразование системы В, но не наоборот, то система В есть гомоморфный образ системы А и является моделью системы А.

Можно дать ряд определений информационной модели.

Информационная модель - набор величин, содержащий необходимую информацию об объекте, процессе, явлении.

Информационная модель - модель объекта, процесса или явления, в которой представлены информационные аспекты моделируемого объекта, процесса или явления.

Например. Физическая модель автомобиля - это автомобиль в 1/20 натуральной величины, изготавливается для изучения внешнего вида автомобиля, аэродинамических параметров. Список всех составных деталей автомобиля с указание материалов, из которых детали изготовлены, - информационная модель автомобиля, необходимая для заказа материалов для изготовления партии.

Информационная модель - это отражение исследования части реального мира в виде информации.

Математическая модель - Модель объекта, процесса или явления, представляющая собой математические закономерности, с помощью которых описаны основные характеристики моделируемого объекта, процесса или явления.

Например, для изучения прочностных характеристик автомобиля составляются математические формулы расчетов - это математическая модель.

Далее эти формулы в виде программ записываются в компьютер, и получается компьютерная модель.

Компьютерная модель -модель, реализованная средствами программной среды.

Вербальная модель - информационная модель в мысленной или разговорной форме.

Знаковая модель- информационная модель выраженная знаками, т.е. средствами любого формального языка.

Для построения информационной модели необходимо пройти ряд стадий. Процесс, проводимый от "объекта познания" до "формальной конструкции", носит название "формализация", а обратный процесс - "интерпретация" - чаще всего используется в познании мира и обучении.


В основе информационного моделирования лежат три основных постулата:

  1.  Все состоит из элементов;
  2.  Элементы имеют свойства;
  3.  Элементы связаны между собой отношениями.

Объект, к которому применимы эти постулаты, может быть представлен информационной моделью.

Классификация информационных моделей

По способу описания:

  •  с помощью формальных языков (язык математики, таблицы, языки программирования, расширение естественного языка человека и т. д.),
  •  графическое (блок-схемы, диаграммы, графики и т. д.);

По цели создания:

  •  классификационные (древовидные, генеалогическое дерево, развитие природы по Дарвину, дерево каталогов в компьютере),
  •  динамические (как правило, строятся на основе решения дифференциальных уравнений и служат для решения задач управления и прогнозирования);

По природе моделируемого объекта:

  •  детерминированные (определенные), при которых известны законы, по которым изменяется или развивается объект,
  •  вероятностные (обработка статистической неопределенности и некоторых видов нечеткой информации).

Примеры информационных моделей: паспорт личности; личное дело работника; описание спортивной дисциплины или игры; структура государства и власти; экономическая модель развития общества; структурное построение языка и т. д.

Любое управление осуществляется в соответствии с некоторой целью.

Цель управления - это модель “желаемого” состояния или поведение объекта управления.

Она может быть моделью разной степени обобщения, например, цель управления компьютером в наиболее обобщенном виде - автоматизированное выполнение информационных процессов хранения, передачи, обработки информации; локальной целью управления компьютером может быть получение распечатки документа, созданного в текстовом редакторе.

Цель управления, как модель, может быть представлена в форме словесного описания (понятное объяснение водителю, как проехать на определенную улицу), количественных показателей (плановые показатели деятельности предприятия), графического изображения (сборочный чертеж детали).

 

Когда речь идет об управлении сложными объектами в условиях повышенного риска (управление АЭС, космическими полетами, подготовка к проведению хирургической операции и пр.), то возможные результаты того или иного управляющего воздействия часто оцениваются на основе так называемых имитационных моделей.

Имитационное моделирование - это искусственный эксперимент, при котором вместо проведения натурных испытаний с реальными объектами проводят опыты с помощью математических и/или компьютерных моделей.

 

Для того, чтобы осуществлять целенаправленное управление, управляющая система должна иметь информацию о текущем состоянии объекта управления. Эта информация может рассматриваться как информационная модель состояния объекта. Она может быть представлена в форме словесного описания (рассказ больного о своем самочувствии, сообщение операционной системы компьютера о сбое или завершении выполнения операции), таблицы (бухгалтерский баланс), количественных показателей (результаты анализа крови больного, результаты измерения влажности воздуха), графика (график выполнения плана) и пр.

 

Управляющая система, исследуя (анализируя) модель текущего состояния объекта, определяет степень рассогласования параметров текущего состояния объекта с параметрами, определяемыми целью управления. Выдвигаются гипотезы о том, какие управляющие воздействия могут привести к такому изменению состояния объекта управления, чтобы параметры его состояния или деятельности приблизились к целевым (гипотеза - это также информационная модель). Например, скопировать фрагмент документа в современном текстовом редакторе можно либо с помощью буфера обмена, воспользоваться которым можно через ниспадающее меню (1 способ), меню пиктограмм (2 способ) или “горячие клавиши” (3 способ), либо с помощью технологии “выдели-подхвати-перетащи-оставь” (drug & drop - 4 способ). Лекарством для больного может быть: приём таблеток, лечебное голодание, цветотерапия, физические упражнения и др. Увеличить выпуск продукции на предприятии можно повысив заинтересованность рабочих, применив прогрессивные технологии, приняв дополнительных рабочих и пр.

 Затем одна из гипотез принимается в качестве рабочей и строится модель, чаще всего в форме алгоритма (динамическая модель), задающая перечень и последовательность действий по управлению объектом, информация о которых передаётся по каналам прямой связи.

Поскольку на объект управления кроме управляющей системы воздействие также оказывают внешняя среда и внутренние факторы, то управляющие действия могут быть реализованы лишь частично. По каналам обратной связи передаётся информация о новом состоянии объекта управления и “цикл управления” повторяется.

Когда есть несколько вариантов решения (а для задач управления это - обычная ситуация), возникает вопрос: какое решение выбрать из всех возможных, какое из них будет наилучшим (оптимальным)? А следовательно сразу же встает проблема построения модели критериев оптимальности и/или критериев эффективности управленческих решений. На этом этапе широко используются математические модели, разработанные в таких областях математики, как исследование операций, линейное и нелинейное программирование, теория игр, теория вероятности, теория массового обслуживания и пр.

ИТАК, к информационным моделям процесса управления относятся (в наиболее общем виде):

·      модели целей управления;

·      модели текущего состояния объекта управления, строящиеся на основе информации, передаваемой по каналам обратной связи;

·      модели (гипотезы) управляющих воздействий, способных привести к уменьшению рассогласования целевых параметров и параметров состояния объекта;

·      модели критериев эффективности принимаемых решений;

·      имитационные модели для проверки эффективности управляющих воздействий;

·      модели (алгоритмические), задающие перечень и порядок действий объекта управления, передаваемые по каналам прямой связи и др.

II.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Информационное обеспечение (information support) – система классификации и кодирования информации, технологическая схема обработки данных, нормативно-справочная информация, система документооборота и т.д.

Информационное обеспечение является самым трудоемким процессом при создании КИС. Оно касается всех видов обеспечения КИС, например, таких, как:

  •  Техническое обеспечение (документация на используемые технические средства, регламенты проведения профилактических работ и т. д.);  
  •  Системного обеспечения (документация на используемые OS, пользователи, каталоги, права доступа и т. д.);
  •  Сетевые средства (топология компьютерной сети, концептуальная схема компьютерной сети и ее ресурсов, пользователи, доступ и т. д.);
  •  СУБД и БД (проработка структуры БД, модели БД, права доступа к данным и т. д.);
  •  Прикладных пакетов программ (интерфейсы, форматы данных, кодировка и т. д.);
  •  Математическое обеспечение;
  •  Технологическое (описание технологий);
  •  Организационное и т. д.

Модель информационной сети

Модель информационной сети - совокупность, трех основных составляющих:
-1- прикладных процессов, осуществляющих обработку данных;
-2- области взаимодействия;
-3- физических средств соединения, обеспечивающих физическую связь систем.

Прикладной процесс 

Application process

Прикладной процесс - процесс, выполняющий обработку данных для нужд пользователей.

С одной стороны, прикладной процесс взаимодействует с пользователями, получает от них задания и предоставляет им результаты обработки данных. При этом используется интерфейс пользователя.

С другой стороны, прикладной процесс связан прикладным интерфейсом с областью взаимодействия.

Различают:

  •  программные и человеко-машинные прикладные процессы;
  •  прикладные процессы пользователей и прикладные процессы управления

Область взаимодействия

Interconnection area

Область взаимодействия - иерархическая группа функциональных блоков:

  •  прокладывающих в сети логические каналы между портами прикладных процессов;
  •  и обеспечивающих взаимодействие прикладных процессов, расположенных в разных абонентских либо административных системах.

Область взаимодействия делится на группу расположенных друг над другом уровней.

Физические средства соединения 

Physical interconnection facility

Физические средства соединения - совокупность физической среды, аппаратных и программных средств, обеспечивающая передачу сигналов между системами.

Физические средства соединения представляются одним либо несколькими физическими каналами, связывающими системы друг с другом. Различают активные и пассивные физические средства соединения.

II.3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ

Информационные ресурсы - это организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний и другие массивы информации в информационных системах (библиотеки, архивы, делопроизводство и т.д.).

К ним относятся рукописные, печатные и электронные издания, содержащие нормативную, распорядительную и другую информацию по различным направлениям общественной деятельности (законодательство, политика, социальная сфера и т.д.).

Перенесенные на электронные носители информационные ресурсы с помощью средств вычислительной техники и средств телекоммуникаций приобретают качественно новое состояние и становятся доступными для оперативного воспроизводства необходимой информации и превращаются в важнейший фактор социально-экономического развития общества. 

Информационные ресурсы – совокупность данных, представляющая ценность для потребителя (разновидность материальных ресурсов) – документы, данные.

В процессе функционирования любого предприятия или организации всегда происходит накопление информации. Эта информация может быть представлена в виде обычных (на бумажных носителях) документов, архивов документов электронных, может быть сосредоточена в базах и банках данных, в информационных хранилищах. Но в любом случае в масштабах этого предприятия происходит формирование информационных ресурсов.

По своему административному делению информационные ресурсы бывают:

  •  Международные;
  •  Государственные;
  •  Региональные (районные);
  •  Локальные.

По типу доступа информационные ресурсы бывают:

  •  Открытые;
  •  Закрытые;
  •  С ограниченным доступом.

По типу управления информационные ресурсы бывают:

  •  Централизованные и децентрализованные.

По типу собственности информационные ресурсы подразделяются на:

  •  Государственные и негосударственные.

К государственным информационным ресурсам относятся:

  •  Ресурсы органов власти и управления всех уровней, а так же государственных субъектов хозяйствования, формируемых в результате их деятельности;
  •  Ресурсы негосударственных образований, создаваемых в интересах различных сфер жизнедеятельности общества;

Государственной собственностью являются информационные ресурсы, создаваемые за счет государственных средств и средств внебюджетных фондов, а так же иных источников, разрешенных законодательством. Государственные информационные ресурсы подлежат учету и защите в составе Государственного имущества.

    По своему назначению государственные информационные ресурсы подразделяются:

  •  на республиканские;
  •  административно-территориальные;
  •  отраслевые ресурсы;
  •  и ресурсы субъектов хозяйствования.

Структура государственных информационных ресурсов:

  •  базы и банки данных по функциям деятельности субъектов республики;
  •  совместные базы и банки данных на уровне республики, регионов и отраслей;
  •  базы и банки данных по комплексному ведению объектов хозяйствования;
  •  первичные базы и банки данных субъектов хозяйствования.

Классификация информационных ресурсов по назначению:

 

Правом предоставлять информацию из государственных информационных ресурсов обладают:

  •  Национальный архив РБ
  •  Государственный архив электронных документов
  •  Национальный центр правовой информации
  •  институт системной информации
  •  институт стандартизации и сертификации
  •  отраслевые министерства
  •  Торгово-промышленная палата РБ
  •  Национальный центр маркетинга и конъюнктуры рынка
  •  Библиотеки
  •  Электронные экономические и юридические журналы (Хозяйственное право)
  •  специальные консалтинговые фирмы
  •  информационные брокеры.

Существует несколько видов доступа к информационным ресурсам:

  •  работа с базами и банками данных, машиночитаемыми массивами и электронными документами;
  •  поиск информации в глобальных сетях, размещение информации по заказам потребителей
  •  предоставление информации из открытых информационных ресурсов по запросам юридических лиц и граждан

Основным звеном ведения, наполнения и обеспечения доступа к информационным ресурсам являются информационные системы.

Для обработки информации и предоставления пользователю создаются автоматизированные информационные системы работы с информационными ресурсами. Они подразделяются на 5 классов:

1.          автоматизированные системы информационных ресурсов - системы обеспечения сбора, накопления, систематизации и хранения информации в базах данных и каталогах электронных документов.

2.          системы управления документами и документооборотом. Эти системы обеспечивают обработку различных видов документов и представление их в электронном виде, тиражирование и передача по различным каналам связи.

3.          автоматизированные информационно-аналитические системы. Они осуществляют обработку информации из базы данных в соответствии с алгоритмами прямого счета (планово-финансовые системы, прогнозные системы, бухгалтерские системы)

4.          автоматизация информационной системы принятия решений, которые по заданным параметрам моделируют реальное состояние объекта:

  •  системы традиционного моделирования ситуаций, к ним относятся  системы по формированию программы развития производительных сил РБ, программ по социально-экономическому развитию  республики на среднесрочный период и т.д.
  •  экспертные системы (аккумулируют знания и представляют специальные варианты принятия решений)
  •  нейронные системы (информационные аналитические системы в биржевом банке, в государственном управлении)
  •  автоматизированные информационные системы поддержки государственных решений, например, автоматизированная система принятия решений по возникающим чрезвычайным ситуациям в РБ, комплекс автоматизированных информационно-аналитических систем и принятия решений по национальной безопасности

5.          автоматизированные системы программируемого принятия решений -  решения по заданным критериям принимаются автоматически, к этому классу систем относятся системы по  управлению технологическими процессами.

Информационные ресурсы являются базой для систем управления различного уровня. На схеме представлено взаимодействие информационных ресурсов и управления на всех уровнях деятельности. 

СОД –(EDP-Electronic Data Processing) предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счета, накладные, платежные поручения, расчет заработной платы, статистической отчетности и т. д.).

ИС менеджмента ИСМ –(MIS- Management Information System) ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организация работ в течение ближайшего времени (недель, месяцев), сбыта, составление производственных программ.

СППР (DSS- Decide Support System)- используются на верхнем уровне управления, имеющего стратегическое долгосрочное значение (в течение года или нескольких лет).

Для обеспечения взаимодействия информационных ресурсов различного уровня необходимы:

  •  Использование современных информационных технологий;
  •  Современная транспортная информационная среда;
  •  Единая система классификации и кодирования информации;
  •  Соответствующая нормативно-методическая и инструментальная поддержка;
  •  Унификация физических интерфейсов;
  •  Оптимальных выбор аппаратных средств, программных платформ и протоколов.

  Государственная политика формирования информационных ресурсов как единого информационного пространства Республики в интересах органов государственной власти и управления, органов местного управления, юридических и физических лиц   направлена на:

  •  Интеграцию информационных ресурсов различных сфер жизнедеятельности общества:
  •  Обеспечение полноты, точности, достоверности и своевременности представления информации органам власти и управления всех уровней, юридическим и физическим лицам;
  •  Создания необходимых условий по информационному общению субъектов управления, хозяйствования и граждан;
  •  Представления возможности  взаимодействия с информационными ресурсами других государств и международных организаций.

Для выполнения этих целей должны быть решены следующие задачи:

  •  Определение системы создания и ведения информационных ресурсов республики и перечня органов, отвечающих за их разработку и эксплуатацию;
  •  Установление порядка формирования и использования информационных ресурсов обязательного для всех субъектов информационных отношений в информационном пространстве республики;
  •  Обеспечение условий гарантирующих конституционные права граждан;
  •  Рационального использования информационных ресурсов Росийской Федерации (например, использование космического пространства), стран СНГ и других государств и международных организаций;
  •  Осуществление применения эффективных средств и методов защиты от несанкционированного доступа к информации в информационном пространстве республики, а так же прав юридических и физических лиц.

4. Информационные услуги; рынок информационных услуг

Информационные услуги – это передача какой-либо информации ее владельцем другому лицу или организации, осуществляемая безвозмездно или на платной основе.

Информационные услуги - это результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленные на удовлетворение потребностей человека или организации в использовании информационных продуктов.

Рынок информационных услуг – это система экономических, правовых или организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Информационный продукт –  совокупность данных, сформированных производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

Рынок информационных услуг  делится на 3 категории:

1. непосредственное предоставление информации

2. электронные сделки

3. электронные коммуникации

1. Непосредственно информация поступает от субъектов хозяйствования и предоставляется по запросам следующими организациями:

  •  национальные информационные центры
  •  отраслевые информационные центры
  •  Национальный центр маркетинга и конъюнктуры рынка
  •  Торгово-промышленная палата РБ
  •  консалтинговые фирмы
  •  информационные брокеры

Информация поступает от субъектов хозяйствования, анализируется и хранится в базах данных. Выделяются следующие  основные базы данных государственных информационных ресурсов:

Об обществе

о численности и составе населения, об условиях труда, о социальном обеспечении, о духовном развитии, об общественно-политической деятельности, , о системе массовой информации

о природных  и земельных ресурсах

о полезных ископаемых, картография, о водных, лесных, животных ресурсах

экология

о территориальных объектах, подверженных опасным воздействиям  природных и техногенных процессов

об интеллектуальных ресурсах

о научно-социальных  исследованиях, о ученых республики

о промышленной сфере

о субъектах хозяйствования,  продукции, ценах

о сельском хозяйстве

о субъектах различной формы собственности, о продукции

о строительстве

о государственных и негосударственных строительных организациях, о новых проектах, об инвестициях и капитальных вложениях

о торговле и услугах

о внешней торговле, потребительском рынке, об услугах и тарифах

о транспорте и связях

об автомобильных, железнодорожных  дорогах, водных путях и авиалиниях, системе связи, почте

о государственной власти и управлении

о структурах власти, о расходах на содержание, о подготовке специалистов, о финансировании, бюджетах и т.д.

Рынок информационных услуг включает также  распространение информации в электронном виде (центр маркетинга и конъюнктуры цен РБ; информационно-справочные системы по товарам внешнеэкономической деятельности РБ; справочные системы, например, Оптовик Беларуси, Бизнес-Беларусь, Цены и товары сегодня и т.д.).

2. Электронные сделки, сюда относятся:

REUTER

NASDAQ

международные электронные биржи, ведущие торги с помощью электронных коммуникационных сетей (ECN), все фондовые биржи и позволяет получить информацию о котировках валют, нефти, золоте, отражает в реальном режиме времени стоимость акций и ценных бумаг различных крупных фирм.

ELM, СПРИНТ, Росбизнесконсалтинг

Российские электронные биржи, в рамках них  функционирует система проведения электронных торгов

Российской торговой системы (РТС), Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) и Московской фондовой биржи (МФБ).

ИКСМИР

 

 

ИСТОК_К

Информационная коммерческая сеть «мировой интеллектуальные рынки». Сеть функционирует в 12 регионах СНГ, обеспечивает e-mail, рекламу, курсы валют, законодательные документы.

Сеть деловой компьютерной связи

СИТЕК

СОВАМ -  ТЕЛЕПОРТ

Объединенная национальная и региональная сеть коммерческого назначения: биржевые и валютные рынки, товары и услуги, законодательство

БЕЛИКОС

Белорусский узел коммерческой сети «СИТЕК», работающий на территории СНГ, Прибалтики, Болгарии

ЭСТ, БЕКАС

Электронная система торгов белорусской фондовой биржи, дает удаленным клиентам участвовать в торгах

EUNET/RELCOM

Международная коммерческая сеть, ориентированная на промышленные и коммерческие предприятия , общественные организации

PAY

WebMoney

CiberPlat

Система электронных платежей банков РБ, России, Украины, Казахстана, Киргизстана; позволяет производить платежи в Азербайджане, Прибалтике.

SWIFT, e-GOLD,

WesternUnion

Общество международных межбанковских телекоммуникаций и электронных платежей

EDIFACT

Международная сеть электронных платежей и международных расчетов в сфере международной торговли и перевозок

WinTUR

КАТЮША

Автоматизированные системы туристического бизнеса - резервирование отелей, авиабилетов, покупка туристических маршрутов и т.д.

электронная торгово-информационная система

3. К электронным телекоммуникациям  относятся: Сети передачи данных,           Системы электронной почты

Электронные доски объявлений

Организация серверов общего доступа.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77224. Расширение функциональности Entity Framework 96 KB
  Документы, обрабатываемые приложением, удовлетворяют единому американскому стандарту и предполагают, что в будущем приложение будет использоваться в ряде американских клиник и интегрироваться в существующую систему документооборота.
77225. Разработка SIP телефонии для операционной системы Google Android 511.42 KB
  Целью курсовой работы является создание SIP клиента для мобильной операционной системы Android. С клиента необходимо иметь возможность совершать звонки по протоколу SIP, а также обычные GSM звонки.
77226. Интеграция технологии DocLine с системой разработки документации Adobe FrameMaker 405.5 KB
  Цель данного проекта - разработать и реализовать плагин к Adobe FrameMaker, предоставляющий конечному пользователю удобный инструментарий среды FrameMaker для работы с технологией DocLine.
77227. Реализация подключения виртуальной машины Neko к http-серверу с помощью интерфейса FastCGI 61 KB
  Взаимодействие приложения и http-сервера реализуется при помощи FastCGI-модуля на стороне сервера и использующихся при написании приложения FastCGI-библиотек для различных языков программирования.
77228. Разработка приложения для платформы Google Аndroid 430.36 KB
  Цель курсовой работы – разработка приложения Underworld, многопользовательской игры, для платформы Google Android, предоставляющего удобный геймплей с использованием мощной функциональности, предоставляемой платформой.
77229. Параллельная реализация алгоритма ACO 69 KB
  В настоящее время биоинформатика также включает в себя теоретические методы и алгоритмы решения задач возникающих из анализа биологических данных.
77230. Интеграция мультимедиа решений с аппаратным ускорением для MID устройства 205 KB
  MID (mobile internet device) - это устройства, которые отвечают требованиям низкого энергопотребления, мобильности, а также предоставляющие обширные возможности для работы в сети. По сути MID - это компьютер по размеру не многим больше телефона...
77231. Создание среды разработки библиотек формул подсчета технико-экономических показателей теплоэлектростанций 443 KB
  В процессе создания новой системы для планирования расчёта и учёта технико-экономических показателей ТЭС возникла необходимость в модуле предоставляющем удобный пользовательский интерфейс и обладающим следующими возможностями: ввод перечня технико-экономических показателей ввод формул...
77232. Конечный мозг, его развитие, строение (отделы, полость, ее стенки, части, белое и серое вещество). Границы долей полушарий большого мозга. Артерии большого мозга 15.86 KB
  Границы долей полушарий большого мозга. Артерии большого мозга. Конечный мозг telencephlon является производным переднего мозгового пузыря и представлен двумя полушариями большого мозга hemispheri cerebrtes. Продольная щель мозга разделяет полушария между собой поперечная щель мозжечок от затылочных долей.