74509

Предмет и основные понятия корпоративных информационных систем

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Понятие информационной системы. Корпоративные информационные системы. Структура корпоративной информационной системы. Цель изучения дисциплины Корпоративные информационные системы – подготовка к использованию современных информационных технологий в рамках КИС как инструмента для решения научных и практических задач в своей предметной области на высоком профессиональном уровне а также к участию в разработке и внедрении этих систем.

Русский

2014-12-31

1.1 MB

3 чел.

PAGE  25

Предмет и основные понятия корпоративных информационных систем

1. Компьютерные информационные технологии в управлении экономическим объектом. Классификация систем управления.

2. Понятие технологии. Компьютерные информационные технологии.

3. Понятие информационной системы. Классификация информационных систем.

4. Корпоративные информационные системы. Структура корпоративной информационной системы.

5. Международные стандарты ISO в области компьютерных информационных технологий.

1. Компьютерные информационные технологии в управлении экономическим объектом. Классификация систем управления.

Цель изучения дисциплины "Корпоративные информационные системы" – подготовка к использованию современных информационных технологий в рамках КИС как инструмента для решения научных и практических задач в своей предметной области на высоком профессиональном уровне, а также к участию в разработке и внедрении этих систем.

В результате изучения дисциплины "Корпоративные информационные системы" студенты должны:

получить представление о развитии корпоративных информационных систем в своей предметной области;

ознакомиться с техническим, сетевым, программным, организационным и другими видами обеспечения корпоративных информационных систем;

научиться применять функциональные возможности КИС при решении экономических и управленческих задач.

Руководитель принимает решения на основании той информации, которая ему доступна на момент принятия решения, а подчиненные принимаются с той или иной степенью прилежания исполнять это решение, как только им станет оно известно. Понятно, что эффективность системы управления в целом зависит от следующих аспектов:

  •  насколько быстро информация о состоянии дел и событиях попадает к руководителю;
  •  насколько эта информация правильная и своевременная (адекватна и актуальна);
  •  насколько быстро и достоверно принятое решение будет доведено до исполнителей;
  •  насколько действенен контроль со стороны руководителя над исполнением им же принятых решений (кнут, пряник и все то, что перечислено в предыдущих трех пунктах).

В соответствии с Законом РБ об информатизации (№3850-XII от 6.09.95), Указом об информатизации государств СНГ от 14.06.2000г., в рамках  прошедшего в Минске Форума «Наука и образование на пороге ХХХ тысячелетия», отмечается, что информатизация общества является стратегически важным ресурсом развития государства. Поэтому задачей высшей школы является подготовка высококвалифицированного специалиста, имеющего навыки работы с современными информационными ресурсами и системами обработки информации.

Информационные технологии становятся орудием труда любого квалифицированного специалиста. Современное предприятие можно рассматривать как эффективный информационный центр.

Внешняя деловая среда – это совокупность экономических и политических субъектов, действующих за пределами предприятия, и отношения между ними и предприятием.

Внутренняя деловая среда – это отношения в коллективе, определяющие насыщенность информационных потоков и интенсивность коммуникационных потоков, а также знания, закладываемые и порождаемые в производстве.

Информационные технологии оказывают следующее влияние на бизнес предприятия:

§         Осуществление распределенных персональных вычислений;

§         Создание развитых средств коммуникации;

§         Переход к гибким глобальным коммуникациям, когда любое предприятие способно принимать и передавать информацию по Internet.

Отмеченные достоинства порождают и новые широчайшие возможности:

§         Предприятие через свои массивы информации, переданные в Internet становится и открыто для мирового бизнеса;

§         Предприятие получает доступ к мировым информационным ресурсам;

§         Для удовлетворения потребностей рынка предприятие должно осуществлять постоянную модернизацию информационной системы предприятия, применяя  новые прогрессивные технологии преобразования материалов, информации и энергии;

§         Новые информационные технологии обеспечивают доступ к уже известным и новым знаниям. Они помогают лицу, принимающему решение отбирать, генерировать  и ускорять получение информации.

Информационные системы в сфере экономики можно рассматривать с различных позиций:

  •  По сфере функционирования объекта управления:
  •  ИС сферы туризма
  •  ИС промышленности
  •  ИС сельского хозяйства
  •  ИС транспорта
  •  ИС связи и т.д.
  •  По видам процессов управления:
  •  ИС управления технологическими процессами
  •  ИС организационного управления
  •  Банковские ИС
  •  Финансовые ИС
  •  Страховые ИС
  •  Налоговые ИС
  •  ИС сферы туризма
  •  ИС  предприятий (бухгалтерия, оперативное управление  и т.д.)
  •  ИС научных исследований
  •  Обучающие АИС
  •  По уровню в системе государственного управления:
  •  Отраслевые ИС
  •  Территориальные ИС
  •  Межотраслевые ИС.

Развитие корпоративных ИС

Рисунок 1.1 отражает периоды развития взглядов на функции КИС и характерные названия типов систем в рамках каждого периода. В дальнейшем, мы рассмотрим каждый тип систем подробнее.

Следует отметить, что система любого типа включает в себя системы более ранних типов. Это значит, что системы всех типов мирно сосуществуют и ныне.

Рисунок 1.1. История развития корпоративных информационных систем.

 MRP (Material Requirements Planning) - Планирование материальных потребностей предприятия.

MRPII (Manufacturing Resources Planning):

  •  Планирование:
  •  Продаж и производства;
  •  Материальных потребностей;
  •  Потребностей в мощностях ресурсов;
  •  Распределение инструментальных средств.
  •  Моделирование хода производства.

ERP (Enterprise Resources Planning):

  •  Управление:
  •  Материальными и финансовыми ресурсами;
  •  Закупками и сбытом;
  •  Заказами потребителей и поставщиками;
  •  Кадрами;
  •  Основными фондами;
  •  Складами.
  •  Бизнес-планирование.
  •  Учет.
  •  Бухгалтерия.
  •  Расчеты с покупателями и поставщиками.

CSRP (Customer Synchronized Resources Planning) + ERP:

  •  Процессы внутреннего и внешнего сотрудничества предприятия;
  •  Операционные и финансовые процессы.

2. Понятие технологии. Компьютерные информационные технологии.

Под технологией пронимают систему взаимосвязанных способов обработки материалов и приемов изготовления продукции в производственном процессе.

Технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в материальных, технических, энергетических, трудовых факторах производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям.

Согласно определению ЮНЕСКО, информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Информационные технологии – система взаимосвязанных методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и выдачи информации. 

Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Цель технологии материального производства – производство материальной продукции.

Цель информационной технологии – производство информации для ее последующего анализа человеком и принятия на ее основе решения по выполнению какого – либо действия. 

Информационная технология (ИТ)  совокупность методов обработки данных, представляющих собой ЦЕЛОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ и обеспечивающая целенаправленную обработку и отображение информационного продукта с наименьшими затратами в соответствии с закономерностями рассматриваемой предметной области.

Инструментарий информационной технологии – совокупность программных продуктов, использование которых позволяет достичь поставленную пользователем цель.

Информационные процессы – процессы сбора, передачи, накопления, хранения, обработки, поиска, выдачи и доведения информации до пользователя.

Последовательность операций обработки данных называют информационной технологией (ИТ).

Информация  (Information – анг.) – совокупность фактов, явлений, событий, представляющих интерес, подлежащих регистрации и обработке. Это подразумевает наличие двух моментов: источник и приемник (потребитель) информации. В роли каждого может выступать объект науки и техники, общества и природы, животные и люди.

По Шеннону, информация – это снятая неопределенность.

Всякая деятельность осуществляется по технологии, определяемой целью, предметом, средствами, характером операций и результатами.

Под данными понимают совокупность объективных сведений, под информацией - сведения, неизвестные ранее их получателю, пополняющие его знания, подтверждающие или опровергающие положения и соответствующие убеждения. Информация носит субъективный характер и определяется уровнем знаний субъекта и степенью его восприятия. Информация извлекается субъектом из соответствующих данных.

Упорядочение огромного множества данных может проводиться с различных позиций:

  •  с пользовательских (для конкретных задач), что приводит к технологии массивов;
  •  с позиций хранения технология баз данных (БД).

Рис. 2.1. Схема технологической цепочки обработки информации.

Компьютерные информационные технологии – это система взаимосвязанных методов и способов получения, хранения, обработки и тиражирования информации с помощью средств вычислительной техники и средств телекоммуникаций, а также их использовании для комплексной автоматизации процессов управления во всех сферах человеческой деятельности.

Рис.2.2. Технологии обеспечения корпоративного бизнеса.

Важнейшую роль играют базовые информационные технологии. Базовые информационные технологии – это технологии, которые реализуются на уровне взаимодействия элементов вычислительной техники.

Характеристика современных информационных технологий:

  •  Коллективную подготовку документов путем работы на нескольких ЭВМ;
  •   Комбинирование использования централизованной и распределенной обработки информации;
  •  Широкое внедрение сетевых информационных технологий;
  •  Технология клиент-сервер;
  •  Средства мультимедиа (комплексное представление информации), позволяет одновременно использовать несколько видов информации, приблизить интерфейс «пользователь-система» к естественной взаимосвязи.
  •  Возможность оперативной работы с графической информацией;
  •  Представление числовых данных с помощью графических пакетов в виде различных видов графиков и диаграмм;
  •  Оформление и тиражирование, рассылка и передача информации с помощью электронной почты;
  •  Поиск и подготовка данных, обмен данными, оформление результатов;
  •  Использование различных устройств ввода/вывода информации;
  •  Использование графического пользовательского интерфейса (GUI);
  •  Использование ППП для решения различных экономических задач: прогноза, балансовых, оптимизационных и др.
  •  Системы искусственного интеллекта и системы поддержки принятия решений и т.д.

Выделяются пять современных взаимосвязанных и усиливающих друг друга доминирующих тенденций развития информационных технологий:

усложнение информационных продуктов (услуг)

Заключается в многообразии способов и объемов представления информации и использовании разнообразных и сложных носителей информации, например, мультимадиа-технологий, виртуальной реальности, интеллектуальный интерфейс.

обеспечение совместимости

Это –  обеспечение возможности свободного обмена различной информацией за счет полного соответствия  и взаимной сопряженности компонентов телефонии, обработки данных,  средств ввода-вывода информации,  передача данных, хранения и преобразования, аудио и видео информации

ликвидация промежуточных звеньев

Это - изменение отношений на предприятии  при обработке информации, между предприятиями, между предприятием и потребителем (использование распределенной и централизованной системы обработки информации, современных сетевых средств и СУБД)

глобализация

- круглосуточное подключение предпринимателя к информации о состоянии интересных ему рынков, легкая передача информации  через границы регионов и государств., глобализация экономики

конвергенция

сходимость информационных признаков  в строении и функциях, это реализуется в номенклатуре средств информатики и повышении потребительской стоимости, появление сложных интегрированных информационных продуктов, доступ к которым осуществляется  посредством взаимодействия информационных систем, а также способствует  ликвидации промежуточных звеньев  при работе предпринимателей на международном рынке.

 


3. Понятие информационной системы. Классификация информационных систем
.

Известный хирург, академик Николай Михайлович Амосов дал такое определение системы: Система – это некоторое собрание элементов, объединенных связями, так что они работают как единое целое, приобретающее особые свойства. В биологических системах элементом является клетка. В информационных системах элементами являются технические, системные, программные, телекоммуникационные, СУБД, БД, математические, лингвистические, организационные, правовые и другие элементы ИС.

Модель - это мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.

Каждый элемент системы, в свою очередь, может быть системой, которая по отношению к исходной системе является подсистемой. В свою очередь, любая система может быть подсистемой другой системы, которая по отношению к ней является надсистемой.

Средой данной системы называется система, состоящая из элементов, не принадлежащих этой системе.

Объединение двух систем есть система, составленная из элементов объединяемых систем.

Пересечение двух систем есть система, состоящая из элементов, принадлежащих одновременно обоим этим системам.

Каждая система обладает набором функций. Функция – это способность к изменению структуры или возможность вступать во взаимодействие с другими структурами.

Система включает также связи между элементами. Элементы и связи между ними могут обладать свойствами (показателями), каждое из которых может принимать некоторое множество значений. Примеры кибернетических систем: автопилот,  ЭВМ, человеческий мозг, живой организм, биологическая популяция, человеческое общество.

Для того, чтобы элементы системы могли воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, они должны обладать изменчивостью, т.е. менять свои свойства. Говорят, что элемент может находиться в разных состояниях. Каждый элемент характеризуется набором показателей. При изменении значения хотя бы одного из показателей элемент переходит в другое состояние, т.е. состояние элемента определяется совокупностью конкретных значений показателей элемента. Система в целом также может рассматриваться как элемент, она характеризуется своими показателями и может переходить из одного состояния в другое.

Показатели могут быть числовыми и нечисловыми. Числовые показатели могут быть непрерывными и дискретными. Нечисловые показатели обычно выражают в виде числовых, например - интеллект (коэффициент интеллекта), уровень знаний студента (оценка в баллах), отношение одного человека к другому (социологические индексы).

 Элемент может осуществлять воздействие на другие элементы системы, изменяя их состояние. Для перехода элемента из одного состояния в другое требуется определенная энергия. Если физический процесс воздействия одного элемента на другой дает также энергию для перевода в другое состояние, то на второй элемент осуществляется энергетическое воздействие. Если же указанный процесс дает только сведения о состоянии воздействующего элемента, а энергия для перевода в другое состояние элемента, на который направлено воздействие, берется из иного источника, то на элемент осуществляется информационное воздействие. Говорят, что первый элемент передает сигнал второму элементу.

 Сигнал есть сообщение о состоянии элемента.

В дальнейшем мы будем употреблять термин "передача сигнала" вместо "информационное воздействие" и "воздействие" вместо "энергетическое воздействие".

Состояние элемента может меняться самопроизвольно, или в результате сигналов и воздействий, поступающих извне системы.

 Сообщение - это совокупность сигналов.

Сигналы, вырабатываемые элементами системы, могут поступать за пределы системы, в этом случае они называются выходными сигналами системы. В свою очередь, на элементы могут поступать сигналы извне системы, они называются входными. Аналогичным образом определяются входные и выходные воздействия.

 Структура системы - это совокупность ее элементов и связей между ними, по которым могут проходить сигналы и воздействия. Структура системы может быть представлена графически.

 Входами называются элементы системы, к которым приложены входные воздействия или на которые поступают входные сигналы.

 Входными показателями называются те показатели системы, которые изменяются в результате входного воздействия или сигнала.

 Выходами называются элементы системы, которые осуществляют воздействие или передают сигнал в другую систему.

 Выходными показателями называются те показатели системы, изменения которых вызывают выходное воздействие или выходной сигнал, либо сами являются таким воздействием или сигналом.

Состояние системы - это совокупность значений ее показателей.

Все возможные состояния системы образуют ее множество состояний. Если в этом множестве определено понятие близости элементов, то оно называется пространством состояний.

 Движение (поведение) системы - это процесс перехода системы из одного состояния в другое, из него в третье и т.д.

Если переход системы из одного состояния в другое происходит без прохождения каких-либо промежуточных состояний, то система называется дискретной.

Если при переходе между любыми двумя состояниями система обязательно проходит через промежуточное состояние, то она называется динамической (непрерывной).

Классификация информационных систем.

Классификацию кибернетических систем можно провести по разным критериям: степень сложности системы и ее детерминированности, по сфере функционирования системы, по видам управления, по уровню в системе государственного управления и т. д..

По степени сложности системы бывают:

  •  Простые.
  •  Сложные.
  •  Сверхсложные.

К простым относятся системы, имеющие простую структуру и легко поддающиеся математическому описанию, они могут быть реализованы без использования ЭВМ.

Сложными являются системы, имеющие много внутренних связей и сложное математическое описание, реализуемое на ЭВМ.

Сверхсложные системы не поддаются математическому описанию.

По второму критерию системы делятся на детерминированные и вероятностные.

Системы бывают однородные (гомогенные) и неоднородные (гетерогенные).

Существуют различные системы в области информатизации и управления:

  •  Система обработки данных
  •  Кибернетическая система
  •  Информационная система
  •  Информационно-поисковая система
  •  Информационно-справочная система
  •  Информационно-логическая система
  •  Экономическая информационная система (ЭИС)
  •  Автоматизированная система обработки экономической информации (АСОЭИ)
  •  Системы управления
  •  Системы автоматизация управленческого труда
  •  Система автоматизированного управления экономикой в народном хозяйстве

Система обработки данных – комплекс технических и программных средств, для решения задач автоматической обработки данных.

Кибернетическая система - это множество взаимосвязанных объектов - элементов системы, способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться информацией.   

Под информационной системой обычно понимают систему, назначением которой является обеспечение информацией и информационным сервисом своего окружения.

Информационная система (ИС) - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Важным классом информационных систем являются информационно-управляющие системы.

Информационно-поисковая система - совокупность языково-алгоритмических и технических средств, предназначенных для хранения, поиска и выдачи необходимой информации.

Информационно-справочная система - система регистрации, переработки и хранения информации, предназначенная для обеспечения абонентов сведениями справочного характера.

Информационно-логическая система - автоматизированная система, осуществляющая на основе хранящегося в ней массива фактических данных алгоритмическое решение различного рода задач по синтезу новых сведений, не содержащихся в этом массиве в явной форме.

Экономическая информационная система (ЭИС) - это система сбора, хранения, обработки и распределения информации, необходимой для управления экономическими объектами.

АСОЭИ – комплексная человеко-машинная система, построенная на соответствующей информационной базе, позволяющая осуществлять все технологические операции с информацией и созданная для автоматизации человеческой деятельности в некоторой предметной области.

Система управления – совокупность аппаратных и программных средств, предназначенных для поддержания или улучшения работы объекта управления.

Управление – процесс целенаправленного воздействия на объект, осуществляемого для организации его функционирования по заданной программе (для реализации целевого алгоритма). 

Управление (control) – это функция  организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических, экономических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. 

Информационно-управляющая система - система, которая на основе информации о состоянии объекта (отрасль и т.д.) вырабатывает и принимает решение по управлению им.

Роль человека в процессе управления организационное управление.

Системы управления экономическими объектами относятся к классу сложных.

Для систем управления характерна стабильность данных и существенная подвижность операторного описания.

Можно привести управляющие системы в области экономики.

Автоматизация управленческого труда – комплексная перестройка управленческого труда на основе создания автоматизированных систем управления различных уровней.    Для более низких звеньев задачу АУТ решают, создавая автоматизированные системы управления предприятием или учреждением, для более высших – системы управления отраслью промышленности или народным хозяйством.

Автоматизированная система управления экономикой в народном хозяйстве – система управления предприятиями, учреждениями, территориальными объединениями, городским хозяйством, отраслями, ведомствами и т. д., основанные на регулярном применении математических методов и технических средств автоматической обработки информации в учете, анализе, планировании, проектировании и подготовке производственно-хозяйственной деятельности.

Предлагается следующая классификация информационных систем:

автоматизированные системы информационных ресурсов - являются базовыми для объектов информатизации, обеспечивают сбор, накопление, систематизацию и хранение первичной и результирующей информации в базах и банках данных , машиночитаемых массивах и каталогах электронной информации;

системы управления документами и документооборотом - являются базовыми и обеспечивают обработку, тиражирование и хранение документов;

автоматизированные информационно-аналитические системы - системы, осуществляющие обработку информации из баз и банков данных с учетом обработки документированной информации по соответствующим алгоритмам прямого счета, например, планово-финансовые, бухгалтерские системы;

автоматизированные системы принятия решений - в системах моделируются по заданным параметрам реальное состояние объекта автоматизации, на основе которого принимается адекватное решение;

автоматизированные системы программируемого принятия решений - в этих системах по заданным критериям решения принимаются автоматически.

Все возможные случаи получаются комбинированием указанных классов.

Классификация по организации вычислительного процесса, некоторые понятия.

Последовательная обработка данных– обработка записей массива, при котором записи обрабатываются в том порядке, в котором они содержатся в массиве.

Обработка информации в реальном масштабе времени – организация работы вычислительной системы (системы реального времени), для которой характерным является то, что вычисления производятся в темпе, обеспечивающем обслуживание некоторого внешнего процесса, независящего от ЭВМ. Это возникает при использовании ИС в симстемах контроля и управления технологическими процессами, транспортными средствами, летательными аппаратами и т. д.

Обработка информации в режиме разделения времени – организация вычислительного процесса на ЭВМ и ВС (система разделения времени), при котором некоторое количество пользователей имеют постоянный и практически одновременный доступ к ЭВМ или ВС.

Пакетная обработка информации – один из видов организации вычислительного процесса на ЭВМ, при котором некоторое число задач пользователей ЭВМ объединяется вместе, образуя входной пакет, обрабатываемый затем последовательно на ЭВМ. Этот режим подразумевает отсутствие пользователей на ЭВМ.

Диалоговый режим (интерактивный) – режим работы человека с ЭВМ, для которого характерным является периодическое повторение цикла, включающего выдачу машине задания, получения ответа и анализа результата.

Виды обеспечения информационных систем

Виды обеспечения АСОЭИ:

  •  Технические;
  •  Математические;
  •  Лингвистические;
  •  Программные и т. д.

Дадим краткое определение некоторым из видов обеспечения.

Информационное обеспечение (information support) – система классификации и кодирования информации, технологическая схема обработки данных, нормативно-справочная информация, система документооборота.

Организационное обеспечение – совокупность мер и мероприятий, регламентирующих функционирование системы управления, ее описание, инструкции и регламенты обслуживающему персоналу.

Математическое обеспечение – совокупность методов, правил, математических моделей и алгоритмов решения задач.

Лингвистическое обеспечение – совокупность терминов и искусственных языков, правил формализации естественного языка.

Программное обеспечение (Software) – совокупность программ систем обработки данных и документов, необходимых для эксплуатации этих программ.

Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование системы.

Рис. 3.1. Виды обеспечения информационных систем.


4. Корпоративные информационные системы. Структура корпоративной информационной системы.

Надо рассмотреть:

  •  Корпоративные информационные системы.
  •  Принципы организации корпоративных информационных систем.
  •  Корпоративные информационные технологии.
  •  Технологии клиент/сервер.
  •  Сосредоточенная и распределенная обработка информации.
  •  Управление распределенными вычислениями.
  •  Гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) вычислительные системы.
  •  Структура корпоративной информационной системы. Требования к КИС.

Корпоративная информационная система – это система для обеспечения коллективного (параллельного) доступа к информационным ресурсам корпорации, обеспечение комплексной автоматизации  процессов  ее функционирования и управления.

Корпоративные информационные системы имеют наиболее характерные черты. Это, прежде всего:

  •  Охват большого числа задач управления предприятием.
  •  Детальная разработка обобщенной модели документооборота предприятия с учетом внутренних связей документов и реализация функций системы производной меж документных связей.
  •  Наличие развитых встроенных инструментальных средств, позволяющих пользователю самостоятельно развивать возможности системы и адаптировать ее под себя.
  •  Развитая технология объединения и консолидация данных удаленных подразделений.

Корпоративные информационные системы - это многопользовательские системы получения, хранения, обработки и тиражирования информации (например, использование удаленного ввода задания). Как правило, корпоративные информационные системы это замкнутые системы.

Кроме этого корпоративные системы характеризуются в первую очередь наличием корпоративной базы   данных. Под корпоративной базой   данных понимают базу данных, объединяющую в том или ином виде все необходимые данные   и знания об автоматизируемой организации. В корпоративных информационных системах нашло наиболее концентрированное выражение такое понятие, как   интегрированные базы данных, в которых реализован принцип   однократного ввода и многократного использования информации.

Рис. 4.1. Структура взаимодействия подразделений с информационными ресурсами корпорации.

Понятие корпоративная система во многом предполагает ее ориентированность на возможность функционирования в условиях сложного конгломерата предприятий, имеющих свой баланс и распределенных территориально, создание единого информационного пространства, оперативно доступного всем пользователям в рамках выделенных им прав доступа. Такой подход в значительной степени теряет актуальность. Действительно, многие содержательные задачи невозможно решать, основываясь только на концепции единого информационного поля, поэтому необходимым условием существования корпоративной системы является наличие развитых корпоративных информационных технологий объединения и консолидации данных, обеспечения доступа пользователей к корпоративным базам данных и на их основе решения задач управления корпорацией.

Уровни представления корпоративных систем:

  •  Методология – (определяет среду обитания объекта, целевые задачи, базовые средства реализации информационных технологий);
  •  Концептуальный уровень (определение цели, средств, структуры, организации);
  •  Описание информационных потоков (объем, периодичность, форма представления информации);
  •  Описание методов получения, обработки и распределения информации;
  •  Физический уровень (непосредственно реализация информационных технологий).

Архитектура Корпоративной ИС состоит из нескольких уровней:

1. Информационно-логический уровень – представляет собой совокупность потоков данных и центров (узлов) возникновения, потребления и модификации информации. Может быть представлен в виде модели, на основании которой разрабатываются структуры баз данных, системные соглашения и организационные правила для обеспечения взаимодействия компонентов прикладного программного обеспечения.

2. Прикладной уровень – представляет собой совокупность прикладных программ и программных комплексов, которые реализуют функционирование информационно-логической модели. Это могут быть системы документооборота, системы контроля над исполнением заданий, системы сетевого планирования, АСУ ТП, САПР, бухгалтерские системы, офисные пакеты, системы управления финансами, кадрами, логистикой, и т.д. и т.п.

3. Системный уровень – операционные системы и сетевые средства.

4. Аппаратный – средства вычислительной техники.

5. Транспортный – активное и пассивное сетевое оборудование, сетевые протоколы и технологии.

Рис. 4.2. Структура КИС.

Требования к корпоративным информационным системам

Процессы активного совершенствования технологий обработки информации являются следствием того, что к современным информационным системам (КИС) все чаще предъявляются следующие требования:

  •  структура КИС должна отвечать стратегическим потребностям предприятия (организации);
  •  доступ ко всем данным должен быть полностью прозрачен;
  •  архитектура КИС должна быть масштабируемой и наращиваемой;
  •  общие затраты на процессы обработки данных должны быть сокращены;
  •  доступ пользователей к КИС должен быть максимально  упрощен.

Для этого необходимо, чтобы КИС удовлетворяла следующим требованиям:

  •  Системность;
  •  Комплексность;
  •  Модульность;
  •  Открытость;
  •  Совместимость;
  •  Адаптивность;
  •  Надежность;
  •  Безопасность;
  •  Масштабируемость;
  •  Мобильность;
  •  Простота в изучении;
  •  Поддержка внедрения и сопровождения со стороны разработчика.

Переход на современные технологии, реорганизация производства не могут обойти и такой ключевой аспект как управление. И путь здесь может быть только один – создание КИС, отвечающей ряду жестких требований.

КИС, прежде всего, должна отвечать требованиям комплексности и системности. Она должна охватывать все уровни управления от корпорации в целом с учетом филиалов, дочерних фирм, сервисных центров и представительств, до цеха, участка и конкретного рабочего места и работника. Весь процесс производства с точки зрения информатики представляет собой непрерывный процесс порождения, обработки, изменения, хранения и распространения информации.

Функционирующее предприятие можно представить в виде информационно-логической модели, состоящей из узлов и связей между ними. Такая модель должна охватывать все аспекты деятельности предприятия, должна быть логически обоснована и направлена на выявление механизмов достижения основной цели в условиях рынка - максимальной прибыли, что и подразумевает требование системности. Достаточно эффективное решение этой задачи возможно только на базе строгого учета максимально возможного обоснованного множества параметров и возможности многокритериальных поливариантных анализа, оптимизации и прогнозирования - то есть комплексности системы.

Информация в такой модели носит распределенный характер и может быть достаточно строго структурирована на каждом узле и в каждом потоке. Узлы и потоки могут быть условно сгруппированы в подсистемы, что выдвигает еще одно важное требование к КИС - модульность построения. Это требование также очень важно с точки зрения внедрения системы, поскольку позволяет распараллелить, облегчить и, соответственно, ускорить процесс инсталляции, подготовки персонала и запуска системы в промышленную эксплуатацию. Кроме того, если система не создается под конкретное производство, а приобретается на рынке готовых систем, модульность позволяет исключить из поставки компоненты, которые не вписываются в инфологическую модель конкретного предприятия или без которых на начальном этапе можно обойтись, что позволяет сэкономить средства.

Поскольку ни одна реальная система, даже если она создается по специальному заказу, не может быть исчерпывающе полной (нельзя объять необъятное) и в процессе эксплуатации может возникнуть необходимость в дополнениях, а также в силу того, что на функционирующем предприятии могут быть уже работающие и доказавшие свою полезность компоненты КИС, следующим определяющим требованием является открытость. Это требование приобретает особую важность, если учесть, что автоматизация не исчерпываются только управлением, но охватывает и такие задачи, как конструкторское проектирование и сопровождение, технологические процессы, внутренний и внешний документооборот, связь с внешними информационными системами (например, Интернет), системы безопасности и т.п.

Важнейшую роль играют вопросы преодоления проблем неоднородности корпоративных систем и обеспечения совместимости компонент, входящих в ее состав.

Неоднородность в вычислительных системах может проявляться на различных уровнях:

  •  Техническом;
  •  Системном;
  •  Сетевом;
  •  Баз данных и СУБД;
  •  Прикладном.

На техническом уровне неоднородность вычислительных систем проявляется в использовании различных ЭВМ (микро, персональные, ЭВМ общего назначения, суперкомпьютеры и т. д.) и оборудования (устройства ввода/вывода, например) о различных производителей, различных разрядных сетках этих ЭВМ, различном представлении данных в ЭВМ.

На системном уровне неоднородность проявляется в использовании различных операционных сред и, соответственно, различных технологий обработки информации в них.

На сетевом уровне неоднородность проявляется в использовании различных коммуникационных сред, а также технологий обмена информацией (ATM, ISDN, SONET и т. д.) в них, различных топологиях компьютерных сетей и т. д.

В крупных корпоративных системах используются различные базы данных, модели данных и СУБД для доступа к этим базам данных.

На прикладном уровне неоднородность проявляется, например, в использовании различных форматов представления данных в процессе их обработки.

Важнейшую роль при решении задач несовместимости  информационных систем играют стандарты ISO/OSI (International Standard Organization/Open System Interconnect) , то есть стандарты открытых вычислительных систем (модульность, открытость и т.д.).

В основе преодоления проблем неоднородности информационных систем лежит понятие открытых систем. Открытость и модульность – основа создания неоднородных систем и обеспечения их совместимости. Основным смыслом подхода открытых систем является упрощение комплексирования вычислительных систем за счет международной и национальной стандартизации аппаратных и программных интерфейсов. Главной побудительной причиной развития концепции открытых систем явились повсеместный переход к использованию локальных компьютерных сетей и те проблемы комплексирования аппаратно-программных средств, которые вызвал этот переход. В связи с бурным развитием технологий глобальных коммуникаций открытые системы приобретают еще большее значение и масштабность.

Ключевой фразой открытых систем, направленной в сторону пользователей, является независимость от конкретного поставщика. Ориентируясь на продукцию компаний, придерживающихся стандартов открытых систем, потребитель, который приобретает любой продукт такой компании, не попадает к ней в рабство. Он может продолжить наращивание мощности своей системы путем приобретения продуктов любой другой компании, соблюдающей стандарты. Причем это касается как аппаратных, так и программных средств и не является необоснованной декларацией. Реальная возможность независимости от поставщика проверена в отечественных условиях.

Практической опорой системных и прикладных программных средств открытых систем является стандартизованная операционная система. В настоящее время такой системой является UNIX. Фирмам-поставщикам различных вариантов ОС UNIX в результате длительной работы удалось придти к соглашению об основных стандартах этой операционной системы. Сейчас все распространенные версии UNIX в основном совместимы по части интерфейсов, предоставляемых прикладным (а в большинстве случаев и системным) программистам. Как кажется, несмотря на появление претендующей на стандарт системы Windows NT, именно UNIX останется основой открытых систем в ближайшие годы.

Технологии и стандарты открытых систем обеспечивают реальную и проверенную практикой возможность производства системных и прикладных программных средств со свойствами мобильности (portability) и интероперабельности (interoperability). Свойство мобильности означает сравнительную простоту переноса программной системы в широком спектре аппаратно-программных средств, соответствующих стандартам. Интероперабельность означает упрощения комплексирования новых программных систем на основе использования готовых компонентов со стандартными интерфейсами.

Использование подхода открытых систем выгодно и производителям, и пользователям. Прежде всего открытые системы обеспечивают естественное решение проблемы поколений аппаратных и программных средств. Производители таких средств не вынуждаются решать все проблемы заново; они могут по крайней мере временно продолжать комплексировать системы, используя существующие компоненты.

Заметим, что при этом возникает новый уровень конкуренции. Все производители обязаны обеспечить некоторую стандартную среду, но вынуждены добиваться ее как можно лучшей реализации. Конечно, через какое-то время существующие стандарты начнут играть роль сдерживания прогресса, и тогда их придется пересматривать.

Преимуществом для пользователей является то, что они могут постепенно заменять компоненты системы на более совершенные, не утрачивая работоспособности системы. В частности, в этом кроется решение проблемы постепенного наращивания вычислительных, информационных и других мощностей компьютерной системы.

Любое предприятие существует не в замкнутом пространстве, а в мире постоянно меняющегося спроса и предложения, требующем гибко реагировать на рыночную ситуацию, что может быть связано иногда с существенным изменением структуры предприятия и номенклатуры выпускаемых изделий или оказываемых услуг. Кроме того, в условиях переходной экономики законодательство имеет неустоявшийся, динамично меняющийся характер. У крупных корпораций, к тому же могут быть экстерриториальные подразделения, находящиеся в зоне юрисдикции других стран или свободных экономических зон. Это означает, что КИС должна обладать свойством адаптивности, то есть гибко настраиваться на разное законодательство, иметь разноязыковые интерфейсы, уметь работать с различными валютами одновременно. Не обладающая свойством адаптивности система обречена на очень непродолжительное существование, в течение которого вряд ли удастся окупить затраты на ее внедрение. Желательно, чтобы кроме средств настройки система обладала и средствами развития - инструментарием, при помощи которого программисты и наиболее квалифицированные пользователи предприятия могли бы самостоятельно создавать необходимые им компоненты, которые органично встраивались бы в систему.

Предприятие, успешно функционирующее и получающее достаточную прибыль, имеет тенденцию к росту, образованию дочерних фирм и филиалов, что в процессе эксплуатации КИС может потребовать увеличения количества автоматизированных рабочих мест, увеличения объема хранимой и обрабатываемой информации. Кроме того, для компаний типа холдингов и крупных корпораций должна быть возможность использовать одну и ту же технологию управления как на уровне головного предприятия, так и на уровне любой, даже небольшой входящей в него фирмы. Такой подход выдвигает требование масштабируемости.

Под масштабируемостью корпоративных систем подразумевается возможность наращивания их мощности путем подключения новых технических и программных средств без дополнительной доработки последних. Этот момент важен при использовании современных компьютерных и сетевых технологий.  Можно привести пример распределенной обработки данных в центральном банке и его филиалах.

Масштабируемость достигается на различных уровнях:

  •  Техническом;
  •  Системном;
  •  Сетевом;
  •  СУБД;
  •  Прикладном.

Например, для ОС масштабируемость (scalability) означает, что ОС не привязана к однопроцессорной архитектуре процессора. Кроме того,  в случае усложнения стоящих перед пользователем задач и расширения предъявляемых к компьютерной сети требований, ОС должна обеспечивать возможность  добавления более мощных и производительных серверов и рабочих станций в корпоративной сети.

Можно рассматривать масштабируемость технических средств, программных средств, масштабируемость системы в целом.

В основе масштабируемости лежат такие технологии как:

  •  Международные стандарты;
  •  Сетевые и телекоммуникационные технологии;
  •  Операционные системы;
  •  Технология клиент/сервер и ряд других средств.

На определенном этапе развития предприятия рост требований к производительности и ресурсам системы может потребовать перехода на более производительную программно-аппаратную платформу. Чтобы такой переход не повлек за собой кардинальной ломки управленческого процесса и неоправданных капиталовложений на приобретение более мощных прикладных компонентов, необходимо выполнение требования мобильности.

Когда КИС эксплуатируется в промышленном режиме, она становится незаменимым компонентом функционирующего предприятия, способным в случае аварийной остановки застопорить весь процесс производства и нанести громадные убытки. Поэтому одним из важнейших требований к такой системе является надежность ее функционирования, подразумевающая непрерывность функционирования системы в целом даже в условиях частичного выхода из строя отдельных ее элементов вследствие непредвиденных и непреодолимых причин.

Чрезвычайно большое значение для любой крупномасштабной системы, содержащей большое количество информации, имеет безопасность. Требование безопасности включает в себя несколько аспектов:

Защита данных от потери. Это требование реализуется, в основном, на организационном, аппаратном и системном уровнях. Прикладная система, какой является, например АСУ, не обязательно должна содержать средства резервного копирования и восстановления данных. Эти вопросы решаются на уровне операционной среды.

Сохранение целостности и непротиворечивости данных. Прикладная система должна отслеживать изменения во взаимозависимых документах и обеспечивать управление версиями и поколениями наборов данных.

Предотвращение несанкционированного доступа к данным внутри системы. Эти задачи решаются комплексно как организационными мероприятиями, так и на уровне операционных и прикладных систем. В частности, прикладные компоненты должны иметь развитые средства администрирования, позволяющие ограничивать доступ к данным и функциональным возможностям системы в зависимости от статуса пользователя, а также вести мониторинг действий пользователей в системе.

Предотвращение несанкционированного доступа к данным извне. Решение этой части проблемы ложится в основном на аппаратную и операционную среду функционирования КИС и требует ряда административно-организационных мероприятий.

Простота в изучении - это требование, включающее в себя не только наличие интуитивно понятного интерфейса программ, но и наличие подробной и хорошо структурированной документации, возможности обучения персонала на специализированных курсах и прохождения ответственными специалистами стажировки на предприятиях родственного профиля, где данная система уже эксплуатируется.

Поддержка разработчика. Это понятие включает в себя целый ряд возможностей, таких, как получение новых версий программного обеспечения бесплатно или с существенной скидкой, получение дополнительной методической литературы, консультации по горячей линии, получение информации о других программных продуктах разработчика, возможность участия в семинарах, научно-практических конференциях пользователей и других мероприятиях, проводимых разработчиком или группами пользователей и т.д. Естественно, что обеспечить такую поддержку пользователю способна только серьезная фирма, устойчиво работающая на рынке программных продуктов и имеющая довольно ясную перспективу на будущее.

Сопровождение. В процессе эксплуатации сложных программно-технических комплексов могут возникать ситуации, требующие оперативного вмешательства квалифицированного персонала фирмы-разработчика или ее представителя на месте. Сопровождение включает в себя выезд специалиста на объект заказчика для устранения последствий аварийных ситуаций, техническое обучение на объекте заказчика, методическую и практическую помощь при необходимости внести изменения в систему, не носящие характер радикальной реструктуризации или новой разработки. Подразумевается также установка новых релизов программного обеспечения, получаемого от разработчика бесплатно силами уполномоченной разработчиком сопровождающей организации или силами самого разработчика.

Корпоративные информационные технологии - это технологии, ориентированные на коллективную обработку, сбор, накопление, хранение, поиск и распространение информации. Корпоративные информационные технологии должны обеспечить сосредоточенную и распределенную обработку данных, доступ пользователей и прикладных задач к сосредоточенным и распределенным базам данных и знаний, централизованную и децентрализованную обработку данных, обеспечивать эффективную балансировку загрузки системы в целом.

В основе корпоративных информационных технологий лежат:

  •  Современные технические средства (многопроцессорные ЭВМ, имеющие современные архитектуры и технологии организации вычислительного процесса);
  •  Технологии операционных систем, например:
  •  Технологии, обеспечивающие многопользовательский, мультипрограммный режим работы;
  •  Предоставление виртуальных машин пользователям;
  •  Средства комплексирования ЭВМ;
  •  Динамический обмен данными (DDE) между процессами как в одном компьютере, так и в сети, внедрение объектов (OLE), программные каналы (pipe) и т. д.;
  •  Технологии обеспечения информационной безопасности (разграничение доступа к ресурсам ЭВМ, обеспечения надежности функционирования корпоративной системы в целом).
  •  Сетевые компьютерные технологии;
  •  Технологии Internet/Intranet и рад других технологий;
  •  Технологии клиент/сервер;
  •  Технологии СУБД:
  •  Управление данными во внешней памяти;
  •  Управление буферами оперативной памяти;
  •  Управление транзакциями. Технологии поддержки интегрированных (корпоративных) баз данных (OLTP, OLAP и др.);
  •  Журнализация и восстановление БД после сбоев. Одним из основных требований к СУБД является надежность хранения данных во внешней памяти. Под надежностью хранения понимается то, что СУБД должна быть в состоянии восстановить последнее согласованное состояние БД после любого аппаратного или программного сбоя. Журнал - это особая часть БД, недоступная пользователям СУБД и поддерживаемая с особой тщательностью (иногда поддерживаются две копии журнала, располагаемые на разных физических дисках), в которую поступают записи обо всех изменениях основной части БД. Для восстановления БД после жесткого сбоя используют журнал и архивную копию БД.
  •  Поддержание языков БД. Чаще всего выделялись два языка - язык определения схемы БД (SDL - Schema Definition Language) и язык манипулирования данными (DML - Data Manipulation Language). В современных СУБД обычно поддерживается единый интегрированный язык, содержащий все необходимые средства для работы с БД, начиная от ее создания, и обеспечивающий базовый пользовательский интерфейс с базами данных. Стандартным языком наиболее распространенных в настоящее время реляционных СУБД является язык SQL (Structured Query Language).
  •  Обеспечение совместимости различных СУБД (например, ODBC для Microsoft);
  •  Технологии поддержки СУБД различных моделей данных.
  •  Унифицированный интерфейс (например, GUI);
  •   Технологии поддержки межплатформных вычислений;
  •  Технологии, обеспечивающие масштабируемость корпоративных систем на техническом, системном, информационном и прикладном уровнях.

Важнейшую роль при создании корпоративных информационных систем играют стандарты ISO/OSI (International Standard Organization/Open System Interconnect) , то есть стандарты открытых вычислительных систем (модульность, открытость и т.д.). Основным смыслом подхода открытых систем является упрощение комплексирования вычислительных систем за счет международной и национальной стандартизации аппаратных и программных интерфейсов. Главной побудительной причиной развития концепции открытых систем явились повсеместный переход к использованию локальных компьютерных сетей и те проблемы комплексирования аппаратно-программных средств, которые вызвал этот переход. В связи с бурным развитием технологий глобальных коммуникаций открытые системы приобретают еще большее значение и масштабность.

Архитектура взаимодействия открытых систем определяет терминологию и основные концепции управления. Эти концепции включают средства и службы управления взаимодействием и ресурсами открытых систем.


4. Международные стандарты ISO в области компьютерных информационных технологий.

Надо рассмотреть:

  •  Международные стандарты ISO в области компьютерных информационных технологий.
  •  Стандартизация и сертификация в создании и функционировании корпоративных информационных систем.

Современный рынок требует, чтобы вся продукция удовлетворяла общепризнанным  стандартам качества, которые касаются не только качества конечного продукта, выставляемого на рынке, но и всего процесса производства этого продукта, начиная от выбора поставщиков и заканчивая сервисным обслуживанием.

В настоящее время всемирное распространение получил комплекс стандартов на систему качества предприятия, разработанный ISO (International Standards Organization), точнее, техническим комитетом ISO/TC 176 (ИСО/ТК 176). Этот комплекс стандартов имеет общее название ISO 9000 (ИСО 9000). Структура ИСО 9000 показана на рис. 1.

Рисунок 1. Структура семейства стандартов ИСО 90001

(Источник: http://www.interface.ru/mrp/iso9000.htm)

Внедрение и поддержание на предприятии системы качества в соответствии со стандартами семейства ИСО 9000 предполагает использование программных продуктов, по крайней мере, трех классов:

  •  комплексные системы управления предприятием (автоматизированные информационные системы поддержки принятия управленческих решений), АИСППР
  •  системы электронного документооборота,
  •  продукты, позволяющие создавать модели функционирования организации, проводить анализ и оптимизацию ее деятельности (в том числе, системы нижнего уровня класса АСУТП и САПР, продукты интеллектуального анализа данных, а также ПО, ориентированное исключительно на подготовку и поддержание функционирования систем качества в соответствии со стандартом ИСО 9000)

Это не значит, что любое предприятие, претендующее на соответствие системе качества ИСО 9000, должно обязательно иметь у себя корпоративную информационную систему. Скорее, это значит, что управление огромными объемами данных, которые циркулируют на предприятии, без КИС будет сопряжено с большими сложностями. Наличие же КИС позволяет поддерживать требуемый ИСО 9000 уровень качества с меньшими затратами на ведение документации и на принятие решений2.

Таким образом, внедрение системы качества ИСО 9000 и внедрение корпоративной информационной системы на предприятии взаимосвязаны. Это позволяет дать следующее  (функциональное) определение корпоративной информационной системы:

Корпоративная информационная система (КИС) – это совокупность информационных систем отдельных подразделений предприятия, объединенных общим документооборотом, а все системы вместе обеспечивают функционирование предприятия в соответствии со стандартами качества ИСО 9000.

Как уже отмечалось выше, важнейшую роль в удовлетворении требований к информационным системам, играют Международные стандарты. Международные стандарты охватывают все виды обеспечения информационных систем и технологий, начиная с  технического, системного, сетевого, СУБД и заканчивая такими видами, как организационное, эргономическое и т. д.

Важнейшую роль при решении задач несовместимости  информационных систем играют стандарты ISO/OSI (International Standard Organization/Open System Interconnect) , то есть стандарты открытых вычислительных систем (модульность, открытость и т.д.).

Например, на уровне операционных систем вопросы несовместимости решаются введением стандартов на технологии операционных систем. Например для ОС Unix в 1984 г. ассоциация аппаратных и программных средств вычислительной техники X/OPEN подготовила документацию Portability Guide по стандартизации Unix. В 1988 г. к вопросу унификации подключились по инициативе IBM и DEC консорциум Open Software Foundation (OSF), и консорциум Unix International, созданный AT&T и Sun Microsystems. На сегодня ОС Unix поддерживает различные вычислительные платформы.

Подсистема POSIX (Portable Operating System for Computing Environments - переносимый интерфейс операционной системы для вычислительных сред), представляет собой предварительный набор стандартов, подготовленных Институтом инженеров по радиотехнике (IEEE) для определения различных аспектов операционной системы, включая темы типа API, безопасности, работы в сетями и графического интерфейса.

Стандарт института IEEE (Institute Electrical and Electronics Engineers), определяющий набор служб операционной системы. Программы, соответствующие стандарту POSIX, могут быть легко перемещены из одной системы в другую. Стандарт основывался на системных службах UNIX, но создавался таким образом, чтобы его реализация была бы возможной в других операционных системах.

Удаленное выполнение программ (RPCRemote Procedure Calls).

Переносимость (portability) систем, которая может теперь работать как, например, на CISC, так и на RISC - процессорах. К CISC относятся Intel - совместимые процессоры 80386 и выше; RISC представлены системами с процессорами MIPS R 4000 или Digital Alpha AXP.

Однородная система безопасности (security), удовлетворяющая спецификациям, например, правительства США. В корпоративной среде критическим приложениям обеспечивается полностью изолированное окружение.

Распределенная обработка (distributed processing) означает, что ОС имеет встроенные в систему сетевые возможности. ОС так же позволяет обеспечить связь с различными типами Host - компьютерами благодаря поддержке разнообразных транспортных протоколов и использованию средств «клиент/сервер» высокого уровня, включая именованные каналы,  вызов удаленных процедур (RPC - remote procedure call) и Windows - сокеты.

Надежность и отказоустойчивость (reliability and robustness) обеспечиваются архитектурными особенностями, которые защищают прикладные программы от повреждения друг другом и операционной системой. Windows NT использует отказоустойчивую структурную обработку особых ситуаций на всех архитектурных уровнях, которая включает восстанавливаемую файловую систему NTFS и обеспечивает защиту с помощью встроенной системы безопасности и усовершенствованных методов управления памятью.

Возможности локализации (localization) предоставляют средства для работы во многих странах мира на национальных языках, что достигается применением стандарта ISO Unicode (Разработан международной организацией по стандартизации).

Благодаря модульному построению системы обеспечивается расширяемость Windows NT.

В 1980 г. комитет 802 по стандартизации ЛВС, созданный по инициативе IEEE, разработал семиуровневую эталонную модель взаимодействия открытых сетей (OSI – Open System Interconnection), а также стандарты протоколов, определяющие правила взаимодействия объектов одноименных уровней и межуровневый интерфейс.        

На уровне СУБД используются и представления данных – стандартизованные языки запросов и форматы данных и т. д.


Базовые информационные технологии

К этому классу технологий относятся:

  •  Технологии операционных систем. Технология управляет непосредственно работой средств вычислительной техники. Для класса машин общего назначения (MainFrame) – MVS. Для персональных компьютеров на базе микропроцессоров IntelWindows, Unix, OS/2, для рабочих станций на базе RISC-процессоров –Unix-системы производителей этих процессоров. Для локальных сетей – сетевые ОС Novell и Windows NT. Технологии, обеспечиваемые ОС, например, DDE, OLE, обеспечение и поддержка объектно-ориентированных сред для процессов и т. д.
  •  Технологии программирования. В развитие классических языков программирования – Fortran, Cobol, PL/1, Pascal, C в последние годы получили развитие такие объектно-ориентированные языки, как Visual C, Visual FoxPro, для Internet-технологий – язык Java и другие;
  •  Технология архитектуры клиент/сервер. Технология реализуется в корпоративных сетях на основе разделения функций обработки, управления сетью, хранения данных, обеспечения внешних связей и т. д. Технологии реализуют коллективный доступ к информационным ресурсам вычислительных систем;
  •  Технология многопроцессорной обработки. Технология основана на применении многопроцессорных ЭВМ, позволяющих наращивать мощность этих машин (масштабируемость) за счет расширения их вычислительной структуры;
  •  Технология нейровычислений. Технология эффективно реализует отдельные виды сложной обработки информации на специально созданных программно-технических устройствах, входящих в состав ЭВМ и работающих по принципам нейронных сетей;
  •  Технологии автоматизированного проектирования (CASE-технологии). Технология позволяет вести разработку информационных систем, практически не используя языки программирования. Наиболее широкое распространение получили –Delphi, Developer/2000;
  •  Телекоммуникационные технологии. Технологии позволяют обеспечить взаимодействие в сетях на основе единых стандартов (ISO/OSI, EDIFACT (электронные документы), X500 (электронные каталоги) и т.д.;
  •  Базовые технологии Internet. Среди них наиболее широкое распространение получили E-mail, Ftp, Telnet, Http, WWW, Gopher и другие;
  •  Intranet-технологии. Позволяют создать ведомственные (корпоративные) системы на базе Internet-технологий;
  •  Технологии обработки текстов. Эти технологии получили наиболее широкое распространение и позволили наладить электронную подготовку документов и являются частью систем электронного документооборота;
  •  Технологии систем управления базами данных (СУБД). Эти технологии предназначены для хранения и обеспечения эффективного доступа к массивам информации. Применяются СУБД поддерживающие SQL-запросы, сетевые СУБД – Oracle, SQLServer, Titanium и другие;
  •  Технологии информационных хранилищ (DW). Технологии обеспечивают хранение и обработку больших массивов разнородной информации на основе OLAP-технологии;
  •  Экспертные системы. Технологии позволяют на основе определенных правил вывода осуществлять анализ информационного описания объекта и вырабатывать на основе этих правил соответствующие заключения. Эти технологии являются базовыми для систем представления знаний.
  •  Геоинформационные технологии. Технологии позволяют представить информацию о земле и всех объектах находящихся на ней в электронной форме, и осуществлять обработку графической информации – карты, электронные карты и т.д. Позволяют проводить анализ в разрезе регионов и т.д.;
  •  Мультимедиа технологии и технологии создания виртуальной реальности. Технологии позволяют осуществлять совместную обработку текстовой, графической информации, аудио и видео информации. Технология виртуальной реальности позволяют моделировать в динамике пространственное представление объектов;
  •  Технология цифроаналоговых преобразований. Технологи позволяет преобразовывать данные из цифровой формы в аналоговый вид и обратно, что позволяет производить компьютерную обработку информации. Цифровые каналы связи (ISDN) и т.д.;
  •  Технология распознавания образов. Позволяет автоматизировать процесс распознавания объектов реального мира. Различные роботы – ориентация в пространстве, системы управления, пользовательский интерфейс человек-компьютер;
  •  Технология распознавания и синтеза речи. Примеры области применения: криминалистика, искусство, системы управления, интерфейс пользователь-компьютер;
  •  Технология создания и распространения информации на компакт-дисках (CD-ROM, DVD). Позволяют хранить большие объемы информации (DW);
  •  Технологии криптозащиты. Технологии позволяют осуществлять по специальным алгоритмам преобразование информации, которая доступна в исходном виде только обладателю соответствующего ключа;
  •  Технология человеко-машинного интерфейса. Эти технологии обеспечивают унификацию взаимодействия человека и ЭВМ.

1 (Источник: http://www.interface.ru/mrp/iso9000.htm)

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76666. Спасательная техника (УДВ-15, УДВ-25, ВФС-2,5, ВФС-10) 791 KB
  Наличие в войсках ГО и формированиях МЧС России техники – условие необходимое, но не достаточное для выполнения поставленных задач. Среди ряда факторов, влияющих на готовность соединений и частей к действию, большое значение имеет техническое состояние техники.
76667. Функциональные особенности организма детей раннего и первого детства и их учет при организации двигательной активности 45.53 KB
  Определение содержания занятий с физического, умственного, нравственного, естетичного и трудового воспитания детей, конкретных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на разных возрастных этапах, а также качества, которые необходимо в них воспитывать;
76668. Главные схемы ТЭЦ 43.62 KB
  Таким образом первой особенностью главной схемы ТЭЦ является наличие во многих случаях сборных шин генераторного напряжения к которым присоединяются генераторы ТЭЦ и кабельные линии 6 10 кВ питающие местный район электрической нагрузки.
76669. Станочный парк турбиностроительного предприятия 579.5 KB
  Производство турбин как область технологии машиностроения весьма специфична. Технология турбостроения, обладая признаками отраслевой технологической дисциплины, существенно отличается от технологии общего машиностроения и технологии изготовления тяжелых машин иного назначения.
76670. Выходные дни 32.61 KB
  Одним из главных способов достижения реализации является труд как неоплачиваемый так и оплачиваемый. Выбрав тему реферата Выходные дни мы более подробно познакомимся с особенностями и правилами регулирования отдыха работников.
76671. Уголовная ответственность за экологические преступления 74 KB
  Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов...
76672. Соціально-політичне і економічне становище українських земель у XIV – першій половині XVII століття 47 KB
  Невтомною працею селян підвищувалась урожайність землі її продуктивність. У них пан примушував навколишніх селян молоти зерно беручи за помел побори. Працею сотень селян у яких пан забирав землю в фільварках будували млини комори хліви спиртогорілчані підприємства заводи пивоварні...
76673. Б. А. ТАРАШКЕВІЧ – АЎТАР ПЕРШАЙ “БЕЛАРУСКАЙ ГРАМАТЫКІ” 93 KB
  Мова – гэта не толькі сродак зносін людзей, але і важнейшы элемент нацыянальнай культуры кожнага народа. Гэта і выклікае цікавасць носьбітаў мовы да самой мовы, да яе гісторыі, да вытокаў яе фарміравання і гістарычных умоў функцыянавання...
76674. Тождество исков 48.21 KB
  Внешнее тождество исков подразумевает под собой сравнение двух и более исков на предмет того чтобы не допустить рассмотрение одного и того же иска повторно. Вопрос о тождественности исков в литературе обычно рассматривают в контексте вопроса об элементах иска так как именно...