74510

ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Посмотрим каким критериям должна удовлетворить концепция КИС: концепция КИС должна быть полностью формализована и ясна с точки зрения реализации обеспечивается технологиями ООП; созданная КИС не должна требовать частых переделок КИС меняется Пользователем на пользовательском уровне Разработчик в этом участвует значительно реже только подменяя ядро КИС на более эффективное; КИС должна иметь форму коробочного продукта КИС реализованная на принципах ООП близка этой форме; КИС должна требовать минимальной настройки под конкретное...

Русский

2014-12-31

2.7 MB

7 чел.

PAGE  21

ТЕМА 6

ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

6.1.  Программные средства моделирования экономических процессов.

6.2. Концепции управления компьютеризированными предприятиями.

6.3. Корпоративные информационные системы в предметной области.

6.4. Стандартизация и сертификация прикладного программного обеспечения.

6.5. Пакеты прикладных программ в предметной области. Состояние рынка программного обеспечения в Республике Беларусь и перспективы его развития.

6.1. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Внедрение бизнес-приложений

 

Автоматизация деятельности предприятия — необходимое условие эффективного ведения бизнеса. При внедрении средств автоматизированного управления необходимо учитывать конкретные бизнес-задачи, стоящие перед предприятием. Чаще всего используется единая корпоративная информационная система или ее комбинация с другими программно–аппаратными комплексами.

Важнейшим инструментом для проведения РБП является моделирование. Для проведения анализа состояния предприятия необходимо иметь модель двух видов:

  •  Модель «как есть (as is)», представляющая собой описание реальное положение дел на предприятии (структура, протекающие бизнес-процессы, используемые технологии и т.д.). Такая модель позволяет понять как функционирует предприятие и какие процессы в нем протекают, а также выявить ошибки и узкие места бизнес – процессов и сформулировать предложения по их реинжинирингу
  •   Модель «как должно быть (to be)»  интегрирующая предложения руководства, сотрудников предприятия, экспертов и системных аналитиков и позволяющая сформулировать видение новых бизнес- процессов, оценить их эффективность и целесообразность  реализации.  

Для моделирования бизнес - процессов используется несколько различных методов, основой которых являются как структурный, так и объектно-ориентированный подходы к моделированию. Однако деление самих методов на структурные и объектные является достаточно условным, поскольку наиболее развитые методы используют элементы обоих подходов.

К числу наиболее распространенных методов относятся:

  •  метод функционального моделирования SADT (Structured Analysis and Design Technique , IDEF0 (Integrated DEFinition) ;
  •  метод моделирования процессов IDEF3;
  •  моделирование потоков данных (Data Flow Diagrams — DFD);
  •  метод ARIS (Architecture of Integrated Information System),  ;
  •  метод Ericsson-Penker;
  •  метод моделирования, используемый в технологии Rational Unified Process.

Метод SADT (Structured Analysis and Design Technique) и его более современная разновидность IDEF0 Integrated DEFinition) считается классическим методом процессного подхода к управлению. Основной принцип процессного подхода заключается в структурировании деятельности организации в соответствии с ее бизнес-процессами, а не организационно-штатной структурой. Именно бизнес-процессы, формирующие значимый для потребителя результат, представляют ценность, и именно их улучшением предстоит в дальнейшем заниматься. Модель, основанная на организационно-штатной структуре, может продемонстрировать лишь хаос, царящий в организации (о котором в принципе руководству и так известно, иначе оно бы не инициировало соответствующие работы), на ее основе можно только внести предложения об изменении этой структуры. С другой стороны, модель, основанная на бизнес-процессах, содержит в себе и организационно-штатную структуру предприятия.

Результатом применения метода SADT (IDEF0) является модель, которая состоит из диаграмм, фрагментов текстов и глоссария, имеющих ссылки друг на друга. Диаграммы — главные компоненты модели, все функции организации и интерфейсы на них представлены как блоки и стрелки (дуги) соответственно.

  1.  Работа (Activity) изображается прямоугольником. Каждый процесс изображает какую-либо функцию или задачу и именуется глаголом или глагольной фразой, обозначающей действие, например «Работа отдела отчетности», «Обслуживание клиента» и т.д.
  2.  Стрелки сверху Управление (Control) - правила, стратегии, процедуры или стандарты, которыми руководствуется работа. Управление влияет на работу, но не преобразуется работой. Каждая работа на диаграмме должна иметь хотя бы одну стрелку Управления.
  3.  Стрелки слева Вход (Input) - материал или информация, которые используются или преобразуется работой для получения результата (выхода). Допускается, что работа может не иметь ни одной стрелки входа. Зачастую сложно определить, являются ли данные входом или управлением. В этом случае подсказкой может служить то, перерабатываются (изменяются) ли данные в процессе работы или нет. Если изменяются, то скорее всего это вход, если нет - управление.
  4.  Стрелки справа Выход (Output) - материал или информация, которые производятся работой. Работа без результата не имеет смысла и не должна моделироваться.
  5.  Стрелки снизу Механизм (Mechanism) - ресурсы, которые выполняют работу, например, персонал предприятия, станки, устройства и т.д. По усмотрению аналитика стрелки механизма могут не изображаться в модели.

Рис.1.1. Функциональный блок и интерфейсные дуги

Одной из наиболее важных особенностей метода SADT (IDEF0)  является постепенное введение все больших уровней детализации по мере создания диаграмм, отображающих модель. На рис.1.2 приведены четыре диаграммы и их взаимосвязи, показана структура SADT (IDEF0) -модели. Каждый компонент модели может быть декомпозирован на другой диаграмме. Каждая диаграмма иллюстрирует "внутреннее строение" блока на родительской диаграмме.

Метод моделирования IDEF3, являющийся частью семейства стандартов IDEF, был разработан в конце 1980-х годов для закрытого проекта ВВС США. Этот метод предназначен для моделирования последовательности выполнения действий и взаимозависимости между ними в рамках процессов. Он приобрел широкое распространение среди системных аналитиков как дополнение к методу функционального моделирования IDEF0. Модели IDEF3 могут использоваться для детализации функциональных блоков IDEF0, не имеющих диаграмм декомпозиции.

Основой модели IDEF3 служит так называемый сценарий процесса, который выделяет последовательность действий и подпроцессов анализируемой системы.

Как и в методе IDEF0, основной единицей модели IDEF3 является диаграмма. Другой важный компонент модели — действие, или в терминах IDEF3 "единица работы" (Unit of Work). Диаграммы IDEF3 отображают действие в виде прямоугольника.

Рис. 1.2. Взаимосвязи модели

Действия именуются с использованием глаголов или отглагольных существительных, каждому из действий присваивается уникальный идентификационный номер. Этот номер не используется вновь даже в том случае, если в процессе построения модели действие удаляется. В диаграммах IDEF3 номер действия обычно предваряется номером его родителя. (Рис.1.3)

Рис 1.3. Изображение и нумерация действия в диаграмме IDEF3

Диаграммы IDEF3 обычно организуются слева направо таким образом, что стрелки начинаются на правой и заканчиваются на левой стороне блоков.

В отличие от IDF0 – диаграмм  IDF3 –  диаграмма показывают процесс в динамике. Поэтому IDF3 –  диаграмма, кроме элемента «Работа» содержит элементы:

 Связь предшествования, (показывает, что прежде чем начнется работа-приемник, должна завершиться работа-источник. Обозначается сплошной линией.)  

Связь отношения - показывает связь между двумя работами или между работой и объектом ссылки. Обозначается пунктирной линией.

Поток объектов– показывает участие некоторого объекта в двух или более работах, как, например, если объект производится в ходе выполнения одной работы и потребляется другой работой. Обозначается стрелкой с двумя наконечниками.

Перекрестки – используются для того, чтобы показать ветвления логической схемы моделируемого процесса и альтернативные пути развития процесса, которые могут возникнуть во время его выполнения.  Перекрестки в свою очередь делятся:

  •  Перекресток слияния– узел, собирающий множество стрелок в одну, указывая на необходимость условия завершенности работ-источников стрелок для продолжения процесса.
  •  Перекресток ветвления– узел, в котором единственная входящая в него стрелка ветвится, показывая, что работы, следующие за перекрестком, выполняются параллельно или альтернативно.

IDEF3 достаточно хорошо описывает системы,  где существенным моментом являются временные сдвиги (например в области принятия решений), либо хорошо формализуется логика протекания процессов.

Обозначение

В случае слияния стрелок

В случае разветвления стрелок

Все предшествующие процессы должны быть завершены одновременно

Все следующие процессы должны быть запущены одновременно

Все предшествующие процессы завершены одновременно

Все следующие процессы запускаются одновременно

Один или несколько предшествующих процессов должны быть завершены

Один или несколько следующих процессов должны быть запущены

Один или несколько предшествующих процессов завершаются одновременно

Один или несколько следующих процессов запускаются одновременно

Только один предшествующий процесс завершен

Только один следующий процесс запускается

Пример

Описание процесса тушения пожара

Соединение J1 означает, что все действия должны начаться одновременно после обнаружения пожара. Соединение J2  интерпретируется, что запись в журнал может быть произведена после завершения одного из действий (включения пожарной сигнализации или набора 01 или после тушения пожара.)

Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagrams — DFD) представляют собой иерархию функциональных процессов, связанных потоками данных. Цель такого представления — продемонстрировать, как каждый процесс преобразует свои входные данные в выходные, а также выявить отношения между этими процессами.

В соответствии с данным методом модель системы определяется как иерархия диаграмм потоков данных, описывающих а процесс преобразования информации от ее ввода в систему до выдачи потребителю. Источники информации (внешние сущности) порождают информационные потоки (потоки данных), переносящие информацию к подсистемам или процессам. Те, в свою очередь, преобразуют информацию и порождают новые потоки, которые переносят информацию к другим процессам или подсистемам, накопителям данных или внешним сущностям — потребителям информации.

 Основными компонентами диаграмм потоков данных являются:

  •  внешние сущности;
  •  системы и подсистемы;
  •  процессы;
  •  накопители данных;
  •  потоки данных


Внешние сущности изображают входы в систему и/или выходы из нее. Внешние сущности изображаются в виде прямоугольника с тенью и обычно располагаются по краям диаграммы. Одна внешняя сущность может быть использована многократно на одной или нескольких диаграммах. Обычно такой прием используют, чтобы не рисовать слишком длинных и запутанных стрелок.

 Системы и подсистемы, а также процессы в DFD представляют собой функции системы, преобразующие входы в выходы. Они  изображаются прямоугольниками со скругленными углами, смысл их совпадает со смыслом работ IDEF0. На рис 4. приведены примеры изображения подсистемы и процесса.

 Накопители  данных изображают объекты в покое. В материальных системах накопители данных изображаются там, где объекты ожидают обработки, например в очереди. В системах обработки информации накопители  данных являются механизмом, который позволяет сохранить данные для последующих процессов.
 Потоки данных (стрелки) описывают движение объектов из одной части системы в другую.  Стрелки могут подходить и выходить из любой грани прямоугольника работы. В DFD также применяются двунаправленные стрелки для описания диалогов типа "команда-ответ" между работами, между работой и внешней сущностью и между внешними сущностями.

DFD- диаграммы могут быть преобразованы с целью более наглядного представления системы. Работы, например,  на диаграммах могут быть декомпозированы.

Рис.1.4. а) Изображение подсистемы. В) Изображение процесса.

 Таким образом,  можно сказать, что IDEF0 – это функциональное моделирование, IDEF3 -моделирование потоков работ, а  DFD -моделирование потоков данных. Если же провести сравнительный анализ IDEF-диаграмм и DFD – диаграмм, то можно сказать, что IDEF-диаграммы значительно менее выразительны и удобны для моделирования систем обработки информации Так, дуги в SADT жестко типизированы (вход, выход, управление, механизм). Иногда стирается смысловое различие между входами-выходами, с одной стороны, и управлениями и механизмами, с другой: входы, выходы и управления являются потоками данных и/или управления и правилами их трансформации. Анализ системы при помощи (DFD – диаграмм) потоков данных и процессов, их преобразующих, является более прозрачным и недвусмысленным.

Задание на экзамен: сравните рис. 5 и рис 6., где показан процесс обеспечения предприятия товарами.

Система ARIS (Architecture of Integrated Information System),  представляет собой комплекс средств анализа и моделирования деятельности предприятия. Ее методическую основу составляет совокупность различных методов моделирования, отражающих разные взгляды на исследуемую систему. Одна и та же модель может разрабатываться с использованием нескольких методов, что позволяет использовать ARIS специалистам с различными теоретическими знаниями и настраивать его на работу с системами, имеющими свою специфику.

В методе Ericsson-Penker для моделирования бизнес-процессов применяется язык объектного моделирования UML.

Механизмы предназначены UML для того, чтобы разработчики могли адаптировать язык моделирования к своим конкретным нуждам, не меняя при этом его модель. Язык UML  принципиально отличается от таких средств моделирования, как IDEF0, IDEF1X, IDEF3, DFD и др. Перечисленные языки моделирования можно определить как сильно типизированные (по аналогии с языками программирования), поскольку они не допускают произвольной интерпретации элементов моделей. UML, допуская такую интерпретацию является слабо типизированным языком.

Метод моделирования, используемый в технологии Rational Unified Process, также применяет язык UML, в основном для моделирования процесса создания программного обеспечения.

Наиболее известным  программным продуктом, реализующим методы IDF0, IDF3, DFD является пакет Platinum BPwin.

Рис. 1.5. DFD- диаграмма

Рис. 1.6. IDEF0- диаграмма

6.2. КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

 Для обеспечения эффективного функционирования современные предприятия нуждаются в эффективной ИТ-инфраструктуре, состоящей из интегрированного комплекса систем, программ и служб.

 Концепция управления IT-инфраструктурой предприятия должна позволять:

  •  создать интегрированную, стабильную и управляемую ИТ–среду;
  •  обеспечить динамическое взаимодействие между бизнес и ИТ - структурами;
  •  оптимизировать использование информационных ресурсов;
  •  повысить эффективность ИТ-служб;
  •  повысить качество ИТ-сервисов и оперативность устранения сбоев в системе.

Посмотрим каким критериям должна удовлетворить концепция КИС:

  •  концепция КИС должна быть полностью формализована и ясна с точки зрения реализации (обеспечивается технологиями ООП);
  •  созданная КИС не должна требовать частых переделок (КИС меняется Пользователем на пользовательском уровне, Разработчик в этом участвует значительно реже, только подменяя ядро КИС на более эффективное);
  •  КИС должна иметь форму "коробочного продукта" (КИС, реализованная на принципах ООП близка этой форме);
  •  КИС должна требовать минимальной настройки под конкретное предприятие (настраивается только пользовательский уровень предприятия, остальные уровни не трогаются);
  •  концепция КИС должна быть простой для понимания как для Пользователя, так и для Продавца, сопровождающего данный продукт (для пользователя необходим дружеский интерфейс, что достаточно просто реализовать в объектно-ориентированной КИС; конечно, очевидно, что Продавец должен лучше Покупателя разбираться в продукте и следовательно должен хорошо разбираться в концепции ООП);
  •  КИС должна содержать минимум ошибок, которые оперативно исправляются Разработчиком (от всех ошибок избавиться сложно, тем не менее технологии ООП значительно минимизируют их появление);
  •  Разработчик должен обеспечить постоянный мониторинг нашего законодательства и оперативно изменять КИС так, чтобы она постоянно соответствовала этим законам (это обязанность Разработчика - не зависимо от концепции КИС);
  •  КИС должна максимально полно автоматизировать бизнес-процессы на предприятии (легкость в расширении КИС на другие сферы бизнеса на данном предприятии
  •  основа получения полнофункциональной КИС);
  •  КИС должна быть достаточно гибкой, чтобы обеспечить возможность настройки на конкретный бизнес данного предприятия (обеспечивается концепцией ООП);
  •  КИС должна нести в себе определенную технологию обработки информационных потоков на предприятии, и эта информационная модель должна соответствовать современным успешным технологиям управления бизнеса (модули КИС должны отражать реальные бизнес-процессы управления информацией).

 Пользователь выигрывает в предлагаемой схеме реализации КИС:

  •  Оптимальное соотношение цены и качества достигается за счет того, что Покупатель может выбрать для начала некое ядро КИС (за приемлемую цену), которое может быть в дальнейшем расширено до полнофункциональной КИС;
  •  Быстрое и качественное внедрение КИС (стандартизация различных КИС приведет в конечном итоге к повышению качества внедренческих работ, приведет к возможности аккумулирования опыта внедрения, что в свою очередь скажется на сокращении сроков внедрения);
  •  Минимум новых знаний, который необходим для работы в рамках КИС (на Пользователя в технологии ООП всегда выходит уровень интерфейса, отражающий уже знакомую Пользователю предметную область);
  •  Качественное сопровождение КИС после внедрения в промышленную эксплуатацию;
  •  Максимальный эффект от внедрения КИС - эффективность управления бизнесом (стандартизация КИС позволяет обойти одну из основных проблем автоматизации).
  •  уникальность КИС помноженная на уникальность российских предприятий, что делает процесс внедрения похожим на бег в лесу с завязанными глазами).

Еще один плюс унификации в том, что мы можем привлечь на рынок КИС мелких производителей (группы в 1-5 программистов), которые в силу фиксации интерфейса создания КИС могут разрабатывать мелкие, но полезные функционалы. Это безусловно повысит конкурентоспособность КИС в целом. Этот процесс можно сравнить с развитием операционной системой DOS, для которой было написано множество полезных программ, что безусловно помогло создать такой монстр (по сравнению с DOS) как WINDOWS.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что "идеальная КИС" не является чем-то совсем уж несбыточным, а для ее создания требуется, в основном, унификация КИС в рамках объектно-ориентированной концепции, с обязательным закрытием интерфейса работы с базами данных через SQL.

Системные платформы - фундамент, от которого зависит доступность IT-сервисов всем подразделениям компании. Этот фундамент должен быть максимально надежным, грамотно спроектированным, обладать большим запасом прочности, соответствовать не только текущему состоянию бизнеса, но и учитывать его развитие в будущем. Системные платформы - сложный механизм, который состоит из интегрированного комплекса систем, программ и служб и включает в себя следующие компоненты:

  •  Cлужбу единого каталога
  •  Почтовые системы
  •  СУБД
  •  Системы хранения данных
  •  Системы резервного копирования
  •  Средства коллективной работы

Построение базовых ИТ- служб

Надежная IT-инфраструктура - обязательное условие корректной работы бизнес-приложений. Некачественное функционирование элементов IT-инфраструктуры может резко снизить эффективность внедрения дорогостоящих проектов (например, ERP-систем), уменьшить производительность вычислительных комплексов, привести к прямым и скрытым финансовым потерям. Своевременная модернизация базовых IT-служб помогает избежать подобных проблем. Особенно важно надежное и эффективное управление IT-инфраструктурой для банков, страховых компаний, операторов связи, крупных промышленных корпораций, распределенных государственных структур.

Необходимо решение задачи по управлению IT-инфраструктурой, позволяющее:

  •  создать интегрированную, стабильную и управляемую IT–среду;
  •  обеспечить динамическое взаимодействие между бизнес и IT - структурами;
  •  оптимизировать использование информационных ресурсов;
  •  повысить эффективность IT-служб;
  •  повысить качество IT-сервисов и оперативность устранения сбоев в системе.

Отвечающая современным требованиям IT-инфраструктура включает следующие основные блоки:

  •  кабельная система
  •  сетевая инфраструктура
  •  служба единого каталога
  •  базовые сетевые службы (DHCP, DNS, WINS)
  •  надежные СУБД
  •  масштабируемые и отказоустойчивые системы хранения данных
  •  системы резервного копирования
  •  службы хранения файловых ресурсов
  •  службы сетевой печати
  •  корпоративная почтовая система и др.

В качестве системных решений для средних предприятий может использоваться MS BackOffice корпорации Microsoft. На основе рыночного успеха продукта Microsoft Office, который представляет собой комплекс программ для клиентского компьютера, работающего в распределенной среде с архитектурой клиент/сервер, корпорация Microsoft решила аналогичным образом собрать воедино комплекс программ для сервера - так появился пакет Microsoft Back Office.

 Microsoft Back Office - это комплекс программных продуктов, работающих в сети Microsoft NT, управляемых как единое целое и представленных в одном пакете.

 В состав пакета Microsoft Back Office входят:

Windows 2003 Server - сетевая операционная система,

Internet Information Server - сервер для работы с Internet,

Exchange Server - сервер системы электронной почты,

SNA Server - сервер для соединения с Host - компьютерами,

SQL Server - сервер для управления базами данных,

Proxy Server –межсетевой экран,

System Management Server 1.1 - администрирование компьютерной системы.

  Каждый из входящих в комплекс Microsoft Back Office программный может существовать как отдельное серверное приложение, внедрение и использование целого комплекса имеет значительные преимущества.

Рассмотрим сетевые решения IT-инфраструктуры КИС.

Компьютерные сети должны обеспечивать корпорацию:

  •  эффективными средствами обмена сообщениями,
  •  управления и планирования работ, доступа к корпоративным базам данных,
  •  средствами централизованной и распределенной обработки информации,
  •  доступа к ресурсам, как отдельных компьютеров, так и сети в целом,
  •  Предоставлять возможности ведения календарей, назначения контактов и событий,
  •  организации телеконференций и доступа к группам новостей,
  •  поиска людей и баз, путешествия по Web.

В состав корпоративной информационной системы могут входить сегменты компьютерных сетей малых, средних и крупных отделений корпорации, объединенные с центральным офисом  MAN и WAN компьютерными сетями (рис.2.2) с использованием сетевых технологий глобальных компьютерных сетей.

Функциональная структура корпоративной сети имеет определенные компоненты:

  •  Для WAN:
  •  VPN (Virtual Private Network) – виртуальные частные сети;
  •  ATM WAN (Asynchronous Transfer Mode) – асинхронный режим передачи,  основана на установлении соединения между отправителем и получателем данных. Скорость пересылки данных от 1,5 Мбит/с до 2 Гбит/с и обеспечивает эффективную передачу различной информации (голос, видео, данные);
  •  Frame Relay – сеть построенная на базе высокоуровневого протокола управления каналом передачи данных High-Level Data Link Control (HDLC). Обеспечивает до 1,544 Мбит/с.
  •  Для MAN:
  •  SONET/SDH (Synchronous Optical NETwork/ Synchronous Data Hierarchy) – синхронная оптическая сеть/синхронная цифровая связь. Базовая скорость от 51,84 Мбит/с до 2,5 Гбит/с;
  •  ATM поверх SONET/HDN;
  •  Прозрачная связь LAN.
  •  Для LAN:
  •  Магистраль ATM MPOA (ATM Multi Protocol-over-ATM) – много протокольность поверх ATM. Метод адаптации протоколов (любых) сетевого уровня для использования в сетях ATM;
  •  Магистраль на маршрутизаторах Ethernet;

Магистраль на базе коммутируемого Ethernet.

Рис. 2.2. Корпоративная информационная система.

В свою очередь корпоративная сеть центрального офиса, крупного отделения корпорации (рис.2.4) и в меньшей степени среднего отделения может представлять собой объединение отдельных сегментов локальных компьютерных сетей отделения с помощью

различных сетевых технических средств (мосты, шлюзы, коммутаторы и т. д.). Малое отделение корпорации может иметь локальную сеть, включающую в свой состав сервер компьютерной сети, сервер баз данных, ряд других серверов, а так же рабочие места сотрудников и подключенную к центральному офису с помощью каналов связи и соответствующего сетевого оборудования (рис.2.3). Компьютерные сети будут рассматриваться в отдельной теме.

Рис. 2.3. Схема корпоративной информационной системы центрального офиса

На серверах располагаются распределенные базы данных и информационные хранилища (DW, DataWare House), доступ к которым обеспечивают различные СУБД (Oracle, Titanium, SyBase, SQL Server). Рабочие станции локальных сетей работают под управлением различных ОС, имеют различные технические платформы и прикладное программное обеспечение. Таким образом, корпоративная сеть имеет неоднородную (гетерогенную) структуру. Эта неоднородность выражается в используемых технических и системных платформах, сетевых средствах, СУБД и прикладных программах.


 Рис.2.4. Структура корпоративной информационной системы с точки зрения распределения ресурсов

 Для решения этих задач, могут использоваться различные интегрированные пакеты программ, такие, например, как MS BackOffice, Lotus Notes и ряд других. Использование интегрированных пакетов позволяет эффективно реализовать функции  электронной почты,  совместного использования баз данных, разработки приложений, тиражирования и защиты данных, поддержки Intranet-технологий, организации электронного документооборота.

Рис. 2.5. Структурная схема сети банковской системы.


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Центр Информационных Технологий – СIТ

220027 Беларусь, г. Минск, ул. П.Бровки, 6-113 Тел.: (017) 2398482, 2398483, 2398969, Факс (017) 2326766 Ппр7/жлл№.а1.огд.Ьу  Е-таП: пе8@а*.огд.Ьу

ЛВС «Учет, анализ и планирование потребления и оплаты за природный газ»

Автоматизированная информационная система учета, анализа и планирования потребления природного газа и оплаты за него предназначена для сбора, накопления и обработки информации о потреблении природного газа, расчетах за него министерствами, ведомствами и предприятиями Республики Беларусь в системе концерна «Белтопгаз». Информация передается в концерн из областных предприятий газовых хозяйств (ОПГХ). Еженедельно отчеты об оплате за природный газ представляются в Совет Министров Республики Беларусь.

Рисунок 2.6. Схема организации электронной почты концерна «БелТопГаз»

Рис. 2.7. Схема Internet/Intranet экономического университета.

Построение центров обработки данных 

Центр обработки данных (ЦОД) — это целостная система, которая состоит из взаимосвязанных программных и аппаратных компонентов, организационных процедур и персонала и обеспечивает автоматизацию бизнес - задач с требуемым уровнем качества предоставляемых IT-сервисов.

Прикладная инфраструктура ЦОД должна включать в себя систему мониторинга, отслеживающую и измеряющую параметры его инфраструктуры (производительность, наличие/отсутствие сбоев и другие). Мониторинг помогает управлять ростом ЦОД, предсказывая необходимость наращивания его производительности, ёмкости и отказоустойчивости, в том случае если они в ближайшее время перестанут обеспечивать нужное качество IT-сервисов.

Мониторинг позволяет организовать биллинг услуг, то есть собирает информацию о количестве и качестве предоставленных сервисов, на основании которой можно выставлять счета за услуги. Если ЦОД построен с целью предоставления услуг ИТ-аутсорсинга другим организациям, то эти счета могут служить основанием для расчётов с клиентами. Если потребителями IT-сервисов являются сотрудники компании — владельца ЦОД, эта информация может использоваться для определения доли стоимости ИТ-ресурсов в себестоимости основного продукта компании.

Сервисы, предоставляемые центром обработки данных:

  •  работа ERP- и CRM-систем;
  •  совместная работа и обмен сообщениями (корпоративные порталы, системы документооборота, корпоративные системы электронной почты, системы управления проектами);
  •  поддержка web-сайтов;
  •  хранение и организация доступа к корпоративной информации.

Организация доступа к информационным ресурсам корпорации

Компьютерные системы многих организаций часто включают в себя каталоги для различных подсистем: безопасности, СУБД, электронной почты, бухгалтерского ПО и др. Для каждой подсистемы используется свой изолированный каталог, содержащий специальные записи и элементы базы данных, каждый из которых необходимо обновлять отдельно. Чем крупнее организация, тем значительнее разнообразие каталогов и тем больше усилий приходится прилагать для их обновления.

Внедрение Active Directory позволяет унифицировать и упорядочить информацию, организовав единое пространство имен. Также достигается ряд дополнительных преимуществ:

  •  Единый каталог
  •  Единое администрирование
  •  Единая точка аутентификации
  •  Масштабируемость
  •  Интеграция с операционной системой Windows 2000/2003
  •  Повышенная безопасность и доступность данных
  •  Быстрый поиск информации
  •  Использование приложений, взаимодействующих с Active Directory
  •  Поддержка DNS

Active Directory делает возможной консолидацию любой информации и сетевых ресурсов.


Эффективность, достигаемая при использовании Active Directory, снижает затраты на ИТ и способствует повышению производительности работы организации.

Терминальный доступ

Суть терминального доступа — в разделении между терминалом пользователя (его монитором, клавиатурой и мышкой) и сервером, обеспечивающим работу бизнес-приложений.

Преимущества терминальных решений:

  •  снижение общей стоимости владения ИТ-инфраструктурой;
  •  возможность использования устаревшего оборудования и каналов связи с низкой пропускной способностью;
  •  возможность использования «тонких клиентов»;
  •  безопасная работа с приложениями из удаленных офисов;
  •  эффективная работа мобильных пользователей.

Мобильные решения

Принцип мобильных решений заключается в использовании мобильных терминалов (сотовых телефонов, карманных и планшетных компьютеров, ноутбуков) для удаленного доступа к корпоративным информационным системам.

Преимущества мобильных решений:

  •  упрощенное оформление заказов на продукцию и услуги;
  •  оптимизация расчетов стоимости заказов;
  •  упрощение учета товаров и грузов при хранении и транспортировке;
  •  оперативная и точная выписка учетных и бухгалтерских документов;
  •  большая эффективность маркетинговых мероприятий;
  •  лучшее качество работы мобильных сотрудников;

значительный рост числа клиентов за счет быстрого

Резервное копирование данных

Современные информационные технологии давно вошли во все сферы бизнеса. Поэтому сбой в информационных системах может вызвать резкое падение прибыли компании или даже ее уход с рынка.


Подобные угрозы требуют от IT-подразделений компаний решать следующие вопросы:

  •  обеспечение защиты данных путем периодического копирования важной информации на внешние носители;
  •  минимизация времени простоя в случае сбоев;
  •  уменьшение влияния происходящих сбоев на работу предприятия;
  •  ведение архива данных;
  •  оптимальное использование ресурсов при хранении данных.

Электронные архивы

Современное предприятие вынуждено справляться с лавинообразным притоком самой разнообразной компьютерной информации – почтовые сообщения, финансовые и другие документы, звуковые- и видеозаписи и многое другое – огромное количество файлов, которые необходимо хранить, обрабатывать и предоставлять сотрудникам.
Управлять все возрастающим объемом электронных документов, используя лишь офисные приложения и программы, становится все труднее - стандартные офисные средства не могут обеспечить эффективный контроль над большими объемами информации. На помощь приходят специальные аппаратно-программные средства – электронные архивы. Электронный архив можно сравнить с хорошей библиотекой, в которую читатели приходят с удовольствием, быстро и легко получая необходимую им информацию:

  •  позволяют значительно разгрузить бизнес-системы (ERP/SRM) и обезопасить информацию от случайного уничтожения. Вынос в архив присоединенных к электронному письму файлов уменьшает риск их потери и делает доступными для других систем (Lotus Domino, MS Exchange). Сервисы архива автоматически переносят документ на более дешевый носитель и закрывают к нему доступ неавторизованному пользователю;
  •  помогают построению систем «центр-филиал», когда удаленный от центра архив становится еще и кэширующим сервером;
  •  дают возможность удаленно использовать архив и его сервисы во время командировок и отъездов. Причем, с помощью преобразователей содержимого просмотреть необходимый документ, даже если соответствующее документу приложение не установлено;
  •  интеграция с другими системами (базы данных, файловые хранилища, различные библиотеки и архивы) дает общую точку поиска по огромному массиву информации. Возможности сервисов сбора информации автоматически собирают и относят к нужному разделу данные из Интернета.

Критерии выбора технологии:

  •  Популярность технологии в обозримом будущем;
  •  Качество обслуживания (использование мультимедийных приложений, разделение пользователей по приоритету обслюживания)4
  •  Масштабируемость – возможность развития без коренной  модернизации;
  •  Стоимость. Необходимо учитывать соотношение цена/производительность;
  •  Поддержка уже существующих подсистем;
  •  Совместимость с уже установленным оборудованием.

6.3. КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

Одной из важнейших компонент в деятельности корпораций является система электронного документооборота (СЭД).

Типовые требования к СЭД

Если следовать букве стандарта на составление технического задания, требования, которые типовой пользователь может предъявить к типовой системе электронного документооборота, можно описать следующим образом.

Система электронного документооборота должна:

  •  обеспечивать надежное хранение документов и их описаний;
  •  обеспечивать жизненный цикл документа (его создание, хранение версий, публикация, блокировка доступа к изъятому документу, передача документа для хранения в архиве);
  •  допускать задание пользователем различных типов документов, создания и редактирования карточек для них;
  •  поддерживать иерархию категорий для эффективного поиска документа;
  •  осуществлять поиск документов на основе информации из карточки, а также полного текста;
  •  обеспечивать разделение доступа к документам на уровне отдельных пользователей, по ролевому принципу, и на основе иерархической структуры организации;
  •  поддерживать технологию HSM;
  •  протоколировать все события, связанные с работой пользователей и самой системы; необходимо наличие развитых средств администрирования;
  •  поддерживать удаленный доступ к информации.

Продвинутые системы должны поддерживать:

  •  кластерные технологии для обеспечения бесперебойной работы;
  •  территориально распределенные организации;
  •  алгоритмы шифрования при хранении и передаче данных;
  •  цифровую подпись.

Требования к архитектуре:

  •  наличие выделенного сервера приложений;
  •  наличие тонкого клиента; поддержка доступа к документам с использованием браузера.
  •  многоплатформность для обеспечения масштабируемости;

Требования к открытости и интеграции с другими системами:

  •  интеграция со средствами потокового ввода документов;
  •  интеграция с офисными приложениями;
  •  интеграция с электронной почтой;
  •  наличие развитого программного интерфейса (API);
  •  интеграция со стандартными службами каталогов (к примеру, LDAP) для ведения и синхронизации списка пользователей системы;
  •  возможность адаптации пользовательского интерфейса под конкретные задачи;
  •  возможность дополнения системы собственными специализированными компонентами;

 В случае использования внешней базы данных для хранения атрибутов документов необходимо наличие подробного описания структуры данных и средств работы с разными СУБД.

Мобильные решения составляют существенную часть комплексных IT-разработок. Они касаются таких сфер как:

  •  Безопасность корпоративной информации — защита данных на мобильных устройствах (карманных и планшетных компьютерах и ноутбуках); защита передачи информации по беспроводным сетям;
  •  ERP-системы — автоматизация складского учета с использованием штрихового кодирования и радио-меток. При этом решения могут базироваться как на беспроводных сетях передачи данных, так и без подключения к сети;
  •  Медицинские системы — мобильный доступ к электронной медицинской карте пациента, персонифицированный учет выдачи лекарственных препаратов; интеграция этих решений с имеющейся в лечебно-профилактическом учреждении информационной системой.
  •  Разработка и внедрение бизнес-приложений — возможность мобильного доступа к АИС заказчика с помощью сотовых телефонов, карманных и планшетных компьютеров;
  •  IP-телефония — разворачивание беспроводных сетей (WLAN), разработка программ для IP телефонов;
  •  Корпоративная электронная почта — мобильный доступ к электронной почте, календарю и контактам через мобильный телефон, карманный или планшетный компьютеры с использованием доступа в интернет;
  •  Создание корпоративных порталов – доступ к разделам портала с использованием мобильных устройств – сотового телефона или карманного компьютера.

Средним и крупным компаниям, которым требуется надежный контроль обновления всех программных систем, например, предлагается решение на основе Microsoft System Management Server (SMS) 2003.

Его возможности:

  •  Инвентаризация программных и аппаратных ресурсов;
  •  Контроль установки исправлений;
  •  Обновление целого спектра ПО от Microsoft и других разработчиков;
  •  Удаленное управление клиентами;
  •  Создание детальных отчетов;
  •  Набор ПО для мобильных клиентов;
  •  Контроль использования ПО;
  •  Интеграция с Windows Management Services и Active Directory.

6.4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРИКЛАДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Идеально было бы логично дополнять любую систему модулями из другой системы, например, взять "Зарплату" из "Галактики" и вставить ее в "1С". В настоящее время проблема стандартизации (совместимости программных продуктов и их модулей) решается на уровне интерфейса (импорт - экспорт) и на уровне объектно-ориентированного подхода (ООП). Для прочих программных продуктов - это уже пройденный этап: например, вы легко можете подготовить схему в Bpwin и выгрузить ее в Word или подключить к Word специальную программу, предлагающую стандартные схемы для написания журнальных статей. Для КИС - это все еще достаточно острая проблема: импорт и экспорт в основном осуществляется через стандартизованные продукты типа Excel или через стандартный формат баз данных типа DBF или унифицированный язык доступа к базам данных - SQL. Иностранные КИС только добавляют хаоса в данный процесс, поскольку не совместимы ни между собой, ни с нашими российскими разработками.
Выход из данной ситуации давно известен и апробирован в рамках технологии организации библиотек на С++, а позже в рамках Java. Это тот самый объектно-ориентированный подход, о котором мы уже упоминали. Суть в том, что любая КИС строится как совокупность объектов (классов в смысле Jawa), объединенных в различные уровни: уровень ядра (уровень разработчика системы), уровень отрасли, уровень конкретного предприятия. Идеологически этот подход реализован в рамках "1С", но пока не совсем последовательно (прорыв в этой области ожидается в версии 8.0), более полно и эффективно данная идеология отражена в КИС "Аксапта" (Ахарta - Navision).
Чем полезен такой подход? Если бы все КИС были построены на принципах объектно-ориентированного подхода, с открытым интерфейсом (доступность описания "классов" на уровнях выше уровня ядра), тогда КИС перестали бы двигаться в разные стороны и конкурировать там, где не нужно. Возникла бы специализация в разработке различных модулей КИС, а значит выросло бы их качество. Пользователь получил бы возможность заказать недостающий ему модуль, а не всю систему "с нуля". КИС легко развивалась бы вширь, захватывая на предприятии ниши, которые вначале не планировались для автоматизации и не могли быть автоматизированы в силу тех или иных причин.
Построение КИС на базе объектно-ориентированного подхода не только не противоречит современным технологиям управления, но и органично вписывается в них (например, процессное управление или управление качеством).

При разработке отечественных корпоративных систем использовался ГОСТ 34 602 39. В настоящее время при проектировании западных корпоративных систем специальные стандарты не используются.

Существуют методологии, основанные на различных концепциях управления бизнесом:

Manufacturing resource planning (MRP)- общепринятая на Западе технология управления промышленными программами в условиях конкурентной рыночной среды

ERP- управление всеми видами ресурсов предприятия

Для оценки эффективности качества корпоративных систем используются международные стандарты:

  •  Стандарт ISO
  •  ISO 12000 – для оценки структуры, жизненного цикла
  •  ISO 13000 – методы оценки

В Европе функционирует комитет IEEE. Он разрабатывает стандартные оценки эффективности и качества информационных технологий.

Существуют специальные методологии, позволяющие проводить оценку и экспертизу программных и технических средств:

  •  методология СММ- разработана под эгидой министерства обороны США. Позволяет определить уровни зрелости информационных систем, а в основе этого определения – оценка статуса и авторитета фирмы-разработчика.
  •  немецкая модель SCOPE*PROGEPT- оценка информационной системы на основе метрик.
  •  Используются специальные тесты оценки информационных систем:
  •  IPC (IBM, MP, Control Data)- для оценки производительности систем, характеристик стоимости приобретения и эксплуатации в течении жизненного цикла (5 лет)
  •  TPC-A – оценка при работе в глобальной или корпоративной сети
  •  TPC-D – оценка производительности коммерческих систем и программ принятия решений
  •  SPEC_SFC (Sun, HP, Mips) – определение характеристик рабочих систем при наращивании её функциональных возможностей.
  •  Тесты оценки характеристик технических и программных средств, для корпоративных систем представляет большой интерес группа тестов ТРС, где на основе критериев классов делового анализа формируются оценочные метрики.
  •  Модели оценки качества CMM и COCOMO. Модель СММ служит для оценки риска, а модель СОСОМО на основе статистических моделей, формируемых на базе классов делового анализа, оценивает размерность затрат.
  •  Методология ТСО – методология оценки совокупной стоимости владения программно-техническим комплексом, которая позволяет оценить перспективную стоимость КИС.
  •  Методология комплексной оценки КИС фирмой- разработчиком. В настоящее время фирмы-разработчики информационных систем выпускают на рынок продукцию, поддерживаемую методологией сопровождения и оценки эффективности, стоимости владения (например, http://www.microsoft.com – поддержка всей продукции фирмы Microsoft).

Методология стоимости среды владения (ССВ) получила широкое распространение, и фирмы-разработчики информационных систем широко используют ее для оценки и рекламы своей продукции. Во многих моделях ССВ обычно оцениваются средние затраты организации для конкретной среды по сравнению со средне-отраслевыми на одного клиента, при этом за основу берутся средние показатели для гетерогенного состава фондов и фиксированные соотношения клиентов и серверов, чтобы избежать некоторых сложностей. В этом случае для оценки средней ССВ удельные затраты на одного клиента умножаются на общее количество клиентов.

6.5. Пакеты прикладных программ в предметной области. Состояние рынка программного обеспечения в Республике Беларусь и перспективы его развития

Прикладной уровень образуют системы управления ресурсами предприятия, поддержки принятия решений, автоматизации проектно–конструкторской деятельности, управления производственным процессом и высокоуровневые средства разработки приложений. Базовым компонентом комплексной системы управления предприятия является система управления бизнес–процессами, так как именно она является основным инструментом для достижения главной цели любого предприятия — получения максимальной прибыли посредством эффективного управления производством. Эти системы относятся к классу ERP–систем (Enterprise Resources Planning), без которых на Западе не обходится ни одно предприятие. На российском рынке представлены системы следующих ведущих производителей: SAP, Computer Associates (CA), BAAN, ISF, Oracle, Symix, QAD и др.

Системы автоматизации проектно–конструкторской деятельности и технологической подготовки производства (САПР/АСТПП — CAD/CAM/CAE/PDM) обеспечивают снижение времени производственного цикла и повышение качества продукции. Разработчики этих систем - Computervision, EDS Unigraphics, HP, IBM, Parametric Technology и SDRC.

Управление производственным процессом обеспечивается системами класса MES (Manufacturing Execution System), MMI (Man–Machine Interface) и SCADA (System control and Data Aquisition). Они являются сложными программными комплексами, которые могут включать средства интеллектуального анализа, экспертные системы и системы поддержки принятия  решений.

В качестве связующего звена между всеми прикладными программами выступает программное обеспечение WorkflowSystem. Оно предназначено для комплексной автоматизации деловых процессов и поддержки процедуры корпоративного документооборота.

Основу платформенного ПО составляют СУБД, они ориентированы на определенную архитектуру инструментальные средства разработки приложений. Наиболее распространенными являются следующие СУБД: Oracle, Informix, DB2 (IBM), SQL–server (Microsoft), Sybase, Ingress (Computer Associates), Teradata (NCR) и ADABAS (SAS Institute).

Oracle объектно-ориентированная БД под Windows NT и UNIX для работы со сложными типами данных (графические, гипертекстовые, мультимедийные), предусматривает обработку динамических данных и работу с удаленными объектами

Informix для построения корпоративных систем. Для обработки сложных данных и используется с любой информационной системой

Sybase предназначена для хранения сложных данных, создания распределенной БД, обработки параллельных запросов

SQL Server - хранение сложной информации для ОС Windows

MS SQL база данных SQL для средних предприятий

Ingres база данных под Windows NT и UNIX для малых и средних предприятий

Распределение доходов среди отдельных производителей следующее: Oracle — 27.5%, IBM — 27.2%, Microsoft — 14.9%, Informix и Sybase — по 5%. Выбор СУБД определяется типом прикладной системой управления, а критерием предпочтения является соответствие возможностей аппаратной и системной (ОС + СУБД) платформ.

В настоящее время наиболее полно отвечают высокопроизводительные серверы под управлением ОС UNIX. В настоящее время имеет место следующее распределение ERP–систем по программно–аппаратным платформам: около 60% из них функционируют на UNIX–серверах, 20% — на компьютерах AS/400 под управлением OS/400, 12% — на рабочих станциях под управлением W NT, W XP.

Основной программно–аппаратной платформой CAD/CAM/CAE/PDM–систем также являются сервера и рабочие станции под управлением различных вариантов UNIX (SunOS, Solaris, HP–UX, IRIX, AIX, SCO). Системы управления производственным процессом наряду с уже упомянутыми платформами на базе UNIX и NT широко используют ОС реального времени — такие, как OS9, pSOS+, VxWorks, LynxOS, QNX.

СУБД обеспечены набором CASE-средств для разработки приложений и проектирования баз данных. Например, СУБД Oracle имеет встроенные CASE-средства Dezigner 2000 и Developer 2000, СУБД Informix – встроенные CASE-средства  VantageTeam и ObjectTeam Enterprise.

Можно привести примеры следующих бизнес-приложений:

  •  Microsoft Business Solutions Navision — базовый механизм управления ресурсами для динамично развивающихся предприятий. Объединяет все бизнес-процессы, информацию и внешние отношения предприятия в единую систему, которая поддерживает все функции менеджмента — от определения целей до контроля исполнения;
     
  •  Microsoft Business Solutions Axapta — высокоорганизованная система управления ресурсами, обладающая гибкостью в настройке процессов производства. Оптимальна для средних и крупных предприятий с сетью филиалов или дочерних структур;
     
  •  Oracle НR MS — система управления персоналом, позволяющая эффективно распределять трудовые ресурсы и управлять человеческим капиталом. С ее помощью служащие могут получать доступ как к корпоративной, так и к индивидуальной кадровой информации;
     
  •  Oracle CRM — система управления взаимоотношений с клиентами на всех этапах, от первого обращения в компанию до послепродажного обслуживания;
  •  EAM — системы применения ИТ в процессах эксплуатации, технического обслуживания и ремонта технологического оборудования, а также процессов материально-технического снабжения и ведения складского хозяйства предприятий.

Анализ рынка КИС в РБ

Категории функционирования корпоративных систем:

1.        КИС государственного уровня - КИС различных министерств; государственная автоматизированная система правовой информации, системы межгосударственного сотрудничества СНГ…

2.        ведомственная система предназначена для обеспечения внешних ведомств – КИС министерства статистики, финансов; государственный и таможенный комитет; система управления гражданской авиации; в МВД, в ГАСе

3.        муниципальные- система управления жилищно-коммунальными службами; социальные службы при исполкоме

4.        КИС предприятий – МТЗ; НПО «Атлант»,..

5.        банковские КИС – КИС «Беларусьбанка», «Внешэкономбанка», «Нацбанка»

6.        КИС отраслевых НИИ – НИИ онкологии, НИИ ЭВМ

7.        КИС крупных частных фирм – СП «Легрант», СП «Фармахим»,..

Использование КИС находится на разных уровнях развития. Для разработки КИС привлекаются собственные программисты. В РБ сосредоточен огромный потенциал программистов.

  •  Фирмы, проводящие сертификацию программных средств:
  •  Белорусский институт стандартизации и сертификации
  •  Фонд информации в РБ
  •  Торговая палата РБ
  •  Независимые фирмы-эксперты

На белорусском рынке наиболее популярными разработчиками тиражируемых систем являются:

  •  фирмы ЛюксСофт (http://www.luxsoft.hotmail.ru) – разработка торговых систем,
  •  ТопСофт (http://www.galaktika.by, www.topsoft.minsk.by) – разработка корпоративных систем;
  •  GoldenSoftware (www.www.gs.open.by) – бухгалтерские системы;
  •  крупнейшие разработчики по заказам промышленных предприятий -  IBA (сертификат ISO9000, www.iba.com.by), БГУИР (markdep@gw.bsuir.unibel.by, www.cit.org.by), НИИЭВМ, НПО «Агат», CompitSystems, БелАВМ (http://jbaw.iba.com.by/), Тодес (www.todes.org.by), CompIT Systems (http://www.compit.com.by), Micro Express Intl. (http://www.compit.com.by) и многие другие.

В системах муниципального уровня используются ПО по заказу или собственных разработок, для банков и крупных промышленных фирм характерно использование белорусских, российских или зарубежных разработок. Например, успешно функционирует банковская система Вабанк (фирма Форс, Москва), адаптирована к белорусскому рынку банковская система EQUATION – Великобритания, крупное предприятие «АвтоХаус» успешно использует КИС Oracle Applications, Минский молочный завод №3 использует ПО Scala (Швеция), крупные и средние фирмы широко применяют ПО 1С: Бухгалтерия, 1С: Торговля, 1С: Предприятие, Евфрат и т.д.). Причем, по отчету Центра исследований экономических систем «Бизнес-Программы-Сервис» (www.finsoft.ru) самым популярным пакетом в СНГ по-прежнему остаются программы фирмы 1С (45%), «Инфо-Бухгалтер» (8%), «Галактика» (3%), «БЭСТ» (2%).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34582. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. ОБРАЗОВАНИЕ ИМПЕРИИ (XV – XIX вв.) 19.54 KB
  В процессе формирования территории России можно выделить 3 этапа. Заявление Ивана III что вся территория Киевской Руси его отчина привело к многовековой борьбе России с Польшей за западнорусские земли Киевской Руси. Таким образом вся Волга была включена в состав России. При царе Федоре Иоанновиче Борис Годунов дипломатическим путем возвратил России эту территорию.
34583. РЕФОРМЫ НАЧАЛА XIX в.: ПЛАНЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ. М.М. СПЕРАНСКИЙ 18.68 KB
  Император Павел I был убит заговорщиками в числе которых состоял его сын Александр. Время правления Александра I 1801–1825 гг. С идеями французских просветителей он был знаком благодаря швейцарцу Лагарпу учителю Александра I к которому император обращался за советом. Заручившись поддержкой гвардии Александр отверг предложенные заговорщиками проекты ограничивающие самодержавие конституцией.
34584. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 1825 –1855 гг 19.62 KB
  ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 1825 –1855 гг. В то время как в большинстве западных государств политический строй принимал новые конституционные формы в России происходило укрепление крайних форм самодержавия. Она противопоставляла самобытную Россию растленному Западу восхваляя существующие в России порядки. армия чиновников в России составляла 100 тыс.
34585. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА РЕФОРМЫ 60–70-х гг. XIX в 19.71 KB
  отчетливо обозначилось отставание социальноэкономического политического технического развития России от европейских государств. Это проявилось в отмене прежних указов наиболее очевидно нарушающих права граждан России уничтожение поселений разрешение свободной выдачи заграничных паспортов ослабление цензуры снятие запретов введенных в университетах после 1848 г. Самой болезненной проблемой страны было крепостное право большинство подданных России находились как бы в неестественном правовом положении. Социальные волнения охватили...
34586. ОТКРЫТИЕ И ОСВОЕНИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (XVII – XIX вв.) 21.97 KB
  По берегам Амура и Зеи было построено более 20 русских поселений: острожков заимок деревень. и русские ушли с берегов Амура. Но Крузенштерн не нашел фарватеры ведшие в устье Амура и дал заключение о полуостровном положении Сахалина. Поэтому почти каждому командиру русского корабля вменялось по инструкции в обязанность исследовать лиман Амура.
34587. РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ в XIX– начале XX в. КЛАССОВАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА 21.18 KB
  РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ в XIX– начале XX в. Сегодня идут споры об уровне зрелости капитализма в России накануне революционных событий 1917 года. Для развития капитализма в России были характерны не только быстрые темпы сжатые сроки но и иная последовательность аграрнокапиталистического и промышленного переворотов. Если в развитых странах Европы железнодорожное строительство явилось результатом промышленного переворота то в России массированное строительство железных дорог явилось мощным стимулом для капиталистической эволюции всего...
34588. БОРЬБА РУССКОГО НАРОДА ПРОТИВ ИНОЗЕМНЫХ ЗАХВАТЧИКОВ (XIII – XV вв.) 21.16 KB
  Кочевые племена монголов были очень многочисленными но родовые порядки обеспечивали участие в войне всех мужчин поголовно. Во время похода монголов в Индию полководцы Джебе и Субэдэй отделились от главной армии и через Закавказье вторглись в Европу где на их пути оказались половцы. Половцы столкнувшись с монголотатарскими войсками обратились к русскому князю Мстиславу Удалому за помощью. После таких широких завоеваний монголотатарскую знать привлекли торговые пути обладание которыми могло приносить большие доходы.
34589. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РОССИЙСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 19.56 KB
  Самобытность России во многом определяется ее географическим положением между Европой и Азией – миром модернизации и миром традиционности. Этот фактор накладывает отпечаток на историческое развитие России. В самой России начиная с XVIII в. Главным среди природных факторов был континентальный характер расположения территории России.
34590. МЕСТО РОССИИ СРЕДИ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 24 KB
  МЕСТО РОССИИ СРЕДИ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Составитель: С. Соответственно и место России во всемирной истории определялось с точки зрения принадлежности ее к одной из общественноэкономических формаций.К какому же типу отнести Россию В какой мере самобытна цивилизация России Ответы на эти вопросы давались историками публицистами общественными деятелями с высоты своего времени с учетом всего предшествующего развития России а также в соответствии со своими идейнополитическими установками. Абсолютное большинство населения России исповедует...