74522

Федеративное устройство

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Принципы национально-государственного устройства в РФ Добровольность объединения наций и народностей Равноправие наций Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией Национально-территориальный принцип в сочетании с территориальным принципом Государственная целостность РФ Равноправие субъектов РФ Разграничение полномочий РФ и субъектов РФ

Русский

2015-01-04

58.89 KB

0 чел.

Федеративное устройство

Виды национально-государственного устройства Унитарное государство  Федеративное государство (земли, штаты, кантоны, субъекты Федерации) Конфедерация (Швейцария, СНГ)

Принципы национально-государственного  устройства в РФ  Добровольность объединения наций и народностей  Равноправие наций Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией  Национально-территориальный принцип в сочетании с территориальным принципом  Государственная целостность РФ Равноправие субъектов РФ Разграничение полномочий РФ и субъектов РФ

Содержание федеративного устройства Состав субъектов РФ  Порядок принятия в состав РФ и образования новых субъектов РФ  Основы статуса каждого вида субъекта РФ Порядок изменения статуса субъекта РФ Вопросы территории и порядок изменения границ между субъектами РФ Государственный язык и право республик на установление своего государственного языка Гарантии прав коренных малочисленных народов Государственная символика РФ Разграничение предметов ведения РФ и ее субъектов Основы формирования системы госорганов субъектов РФ  Основы деятельности федеральных органов исполнительной власти на территориях субъектов РФ Право РФ на участие в межгосударственных объединениях

Территория  РФ  Территория РФ  включает в себя  территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море,  воздушное пространство над ними, РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» Закон РФ  от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах»  Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»  (морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины, глубина до 200 м) Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации« (морской район за пределами территориального моря РФ, прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным ФЗ и международными договорами – 200 морских миль)

Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Система федеральных органов государственной власти Президент Федеральное Собрание Правительство РФ Суды РФ  Счетная палата РФ          Уполномоченный по правам человека  Прокуратура РФ ЦБ РФ Следственный комитет РФ

Содержание компетенции РФ и субъектов РФ Виды предметов ведения РФ и субъектов РФ  Исключительные предметы ведения и полномочия РФ (ст. 71) Совместные предметы ведения и полномочия РФ и субъектов (ст.72) Исключительные предметы ведения и полномочия субъектов РФ (не обозначены, определяются по остаточному принципу

Исключительное ведение РФ а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;  в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;  г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;  ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;  з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе  к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации; т) федеральная государственная служба

Совместное ведение РФ и субъектов РФ   а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам  б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;  в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;  г) разграничение государственной собственности;  д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;  е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;  з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;  к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Статус республик (21) Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;

территория,  конституции и законодательство,  право законодательной инициативы в Федеральном Собрании,  право обращения в Конституционный Суд,  система республиканских органов власти, в том числе высшее должностное лицо, высший исполнительный орган и законодательный орган,  Конституционные суды (в 16 республиках)  Мировые судьи республик (судьи общей юрисдикции субъектов РФ),  на территории республик действуют т.о.ф.о.и.в., т.о. иных федеральных органов государственной власти,  официальный государственный язык (русский язык и иные национальные языки),  символика,  запрет изменения статуса в одностороннем порядке как со стороны РФ, так и республики – только по взаимному соглашению

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ РЕСПУБЛИК ЗАКРПЕЛЕНА В ИХ КОНСТИТУЦИЯХ ИСХОДЯ ИЗ ОСТАТОЧНОГО ПРИНЦИПА – ВНЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ РФ, СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ РФ И СУБЪЕКТОВ

Статус краев (9), областей (46), городов федерального значения (2), автономных округов (4) и автономной области (1)

Уставы и законодательство Изменение статуса только по взаимному соглашению с РФ  Система законодательных, исполнительных органов власти, суды субъектов РФ (мировые судьи) Символика – герб, гимн, флаг, - не у всех в полном объеме  Особый статус Москвы Уставные суды  (Санкт- Петербург, Калининградская, Свердловская , Челябинская области)

Принятие в состав РФ и образование нового субъекта РФ

Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» Добровольная инициатива  Принятие в качестве субъекта иностранного государства – статус республики в составе РФ  Образование нового субъекта – референдум субъектов РФ, чьи территории изменяются

Юрисдикция законов По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.  По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.  Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, регулирующим предметы исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов.  В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, регулирующим исключительную компетенцию субъекта РФ  действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Система органов государственной власти субъектов РФ Устанавливается самостоятельно В соответствии с основами конституционного строя РФ В соответствии с общими принципами организации деятельности органов государственной власти субъектов РФ Вне исключительной компетенции субъектов РФ ф.о.и.в.  и о.и.в. субъектов РФ  - единая система этих органов Система органов государственной власти субъектов РФ  Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ   "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Делегирование (передача) отдельных государственных полномочий Ф.о.и.в. РФ – о.и.в. субъектов РФ, и наоборотРФ может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничение прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ

Административно-территориальное деление Осуществляется субъектами РФ  Муниципальное деление:  городское и сельское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородские территории Москвы и Санкт-Петербурга  Административно-территориальное деление: город, поселок городского типа, поселок, село, аул, кишлак, деревня, хутор, …

ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование) в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов (далее - организации и (или) объекты), для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Федеральные округа Для реализации идеи «вертикали власти» и минимизации сепаратизма субъектов РФ Созданы Указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» Центральный (Москва), Северо-Западный (С—Пб), Южный (Ростов-на-Дону), Приволжский (Екатеринбург), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Новосибирск), Дальневосточный (Хабаровск), Северо-Кавказский (Пятигорск)
1. Дальневосточный федеральный округ (9 субъектов РФ);
2. Сибирский федеральный округ (12 субъектов РФ);
3. Уральский федеральный округ (6 субъектов РФ);
4. Северо-Западный федеральный округ (11 субъектов РФ);
5. Приволжский федеральный округ (14 субъектов РФ);
6. Центральный федеральный округ (18 субъектов РФ);
7. Южный федеральный округ (6 субъектов РФ);
8. Северо-Кавказский федеральный округ (7 субъектов РФ).

Задачи полномочного представителя Президента РФ Организация работы по реализации внутренней и внешней политики в округе  Организация контроля за исполнением федерального законодательства  Обеспечение реализации кадровой политики  Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в округе Анализ эффективности деятельности правоохранительных органов  Организация взаимодействия  федеральных органов с органами власти субъектов РФ Внесение Президенту РФ предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия федеральному законодательству


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27759. Принцип социальной обусловленности 13.81 KB
  Данный фактор имеет место при:организации социально-педагогической деятельности любая деятельность осуществляется на определенном фоне; социально-педагогической экспертизе работы учреждения в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии с его социально-педагогической политикой;социально-педагогической экспертизе технологии ее соответствия требованиям учреждения;социально-педагогической оценке деятельности специалиста с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении; экспертизе...
27760. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 20.86 KB
  в книге Теория социализации употребил его в значении близком к современному развитие социальной природы или характера индивида подготовка человеческого материала к социальной жизни. говоря о социализации почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость. Анализ многочисленных концепций социализации показывает что все они так или иначе...
27761. Человек как объект социализации 18.04 KB
  Каждый человек особенно в детстве отрочестве и юности является объектом социализации. Об этом свидетельствует то что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины полоролевая социализация создал прочную семью семейная социализация мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни профессиональная социализация был законопослушным гражданином политическая социализация и т. Следует иметь в виду что требования к...
27762. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями 19.29 KB
  Структура современной социальнопедагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России имеет многопрофильный характер представленный следующим образом. Основное положение современной системы социальнопедагогической помощи утверждение приоритета личности и семьи по отношению к обществу и государству. Содержание работы социального педагога включает следующие направления: ♦ формирование гуманных отношений в социуме; ♦ содействие саморазвитию личности ребенка; ♦ оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации выпускников; ♦...
27763. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ 21.67 KB
  Изучение учащихся выявление трудных подростков и детей группы риска организация индивидуальной учебно воспитательной работы с ними. На этом этапе работы необходимо выявление трудных учащихся основных достоинств и недостатков их личности склонностей способностей интересов которые могут быть использованы для воспитания или перевоспитания подростков; изучение условий жизни и воспитания их в семье их ближайшего окружения личных связей организация учета трудных учащихся; планирование индивидуальной работы с ними проверка эффективности...
27764. Работа социального педагога в условия учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 30.2 KB
  На основании выше перечисленного деятельность социального педагога детского дома строится по следующим направлениям: Защита материальных жилищных и социальных прав воспитанников определение социального статуса воспитанников оно предполагает лишение или ограничение родителей в родительских правах признание их через суд безвестно отсутствующими оформление инвалидности и гражданства воспитанникам; работа с документацией формирование личных дел воспитанников сбор недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях...
27765. Дети улицы 21.39 KB
  Основными причинами формирования таких личностей являются: потеря родителей в результате несчастного случая когда ребенку своевременно не была оказана помощь службами опеки и попечительства; если ребенок брошен родителями; родители лишенные или находящиеся в процессе лишения родительских прав; жестокое обращение с ребенком в семье; агрессивная обстановка в семье создающая для ребенка дискомфорт и побуждающая его искать более благоприятные условия для самовыражения; одиночество ребенка отсутствие внимания к нему когда родители...
27766. Коррекция активно-волевых дефектов (слабоволие – причина многих отклонений поведения) 14.26 KB
  через насыщение любимым делом подойти к личному удовлетворению и к выполнению нелюбимой работы; соблюдение дозировки всякой работы и постепенное увеличение нагрузки на ребенка; интересно обставленный труд с желательным достижением поставленной цели и как следствие самовоспитание и самообладание; формирование стойкости и мужества перед естественными неудачами жизни. физическое воспитание: естественные движения подвижные игры танцетворчество физическое оздоровление и исправление слабости характера развитие выносливости выдержки...
27767. Функции социального педагога 18.81 KB
  Коррекционная: осуществление коррекции всех воспитательных влияний оказываемых на детей и подростков как со стороны семьи так и социальной среды в том числе и неформальной; усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды. Социально профилактическая и реабилитационная: организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося девиантного и преступного делинквентного поведения детей и подростков; влияние на формирование нравственно правовой устойчивости; ...