74531

Объект преступления

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Объект преступления. Понятие объекта преступления. Виды объектов преступления. Соотношение объекта и предмета преступления.

Русский

2015-01-04

44.5 KB

0 чел.

Лекция 7. Объект преступления.

  1.  Понятие объекта преступления.
  2.  Виды объектов преступления.
  3.  Соотношение объекта и предмета преступления.

Объектом преступления признаются охраняемые уголовным законом общественные отношения, на которые посягает виновный и которым причиняется вред или создается непосредственная угроза причинения вреда.

Значение объекта преступления состоит в том, что он:

- служит критерием построения системы Особенной части УК РФ;

- является обязательным признаком (элементом) состава преступления;

- определяет квалификацию преступления;

- обеспечивает разграничение преступлений.

Наука уголовного права различает четыре вида объектов преступлений: общий, родовой, видовой и непосредственный. Это так называемое деление объектов преступлений по вертикали.

Общий объект - вся совокупность общественных отношений, охраняемых уголовным законом, что вытекает из содержания ч.1 ст. 2 УК.

Родовой объект - группа взаимосвязанных между собой общественных отношений, на которые посягают преступления, образующих однородную группу. Он является критерием деления Особенной части УК  РФ на разделы.

По объему родовой объект уже общего объекта и составляет его часть. По содержанию он конкретнее общего объекта.

По родовому объекту посягательства преступления подразделяются на:
- преступления против личности;
- преступления в сфере экономики;
- преступления против общественной безопасности и общественного порядка;
- преступления против государственной власти;
- преступления против военной службы; и
- преступления против мира и безопасности человечества.

Видовой объект – группа однородных общественных отношений, на которые посягают преступления, предусмотренные статьями, включенными в одну и ту же главу Особенной части УК. Он является критерием деления разделов Особенной части УК на главы.

По объему видовой объект уже общего и родового объектов преступления и составляет часть того и другого. По содержанию он конкретнее видового объекта.

В случаях, когда раздел Особенной части УК РФ включает в себя одну главу (гл.33, гл.34) родовой и видовой объекты по объему и содержанию совпадают.

Значение видового объекта преступления состоит в следующем: а) он конкретизирует содержание и функции родового объекта преступления; б) на его основе зачастую проводится выделение групп преступлений в пределах глав Особенной части Уголовного кодекса; в) он позволяет отграничивать сходные по объективным и субъективным признакам (по объекту и субъекту) преступления; г) с его помощью определяется место вновь созданных уголовно-правовых норм в соответствующих главах действующего Уголовного кодекса; д) нередко он учитывается при квалификации преступлений, так как в зависимости от значимости общественных отношений, на которые произошло преступное посягательство, и характера общественной опасности преступления разграничиваются внешне сходные преступления.

Непосредственный объект – это вид общественных отношений, охраняемых определенной уголовно-правовой нормой, на которые посягает одно или несколько преступлений. По содержанию он может совпадать с видовым объектом преступления (ст.167), но в большинстве случаев он уже видового.

На уровне непосредственного объекта теория уголовного права различает (по горизонтали), следующие его виды:

- основной;

- дополнительный;

- факультативный.

Основной непосредственный объект – это общественное отношение, посягательство на которое образует сущность данного преступления, охраняемое уголовно-правовой нормой, предусматривающей ответственность за его совершение.

Дополнительный непосредственный объект – то общественное отношение, посягательство на которое не составляет сущности данного преступления, но которое этим преступлением нарушается или ставится в опасность нарушения наряду с основным объектом. Таковы, например, здоровье при разбое, жизнь или здоровье при террористическом акте и т.п.

Факультативный непосредственный объект – то общественное отношение, которому может быть причинен вред конкретным преступлением. Например, при совершении хулиганства в одних случаях причиняется вред и здоровью личности, и отношениям собственности, а в других - хулиганство не причиняет такого вреда.

От непосредственного объекта следует отличать предмет преступления, а также орудия и средства совершения преступления.

Предмет преступления - предмет внешнего мира, одушевленный или неодушевленный, воздействуя на который виновный причиняет вред объекту уголовно-правовой охраны. Предмет является (факультативным) признаком объекта преступления. Когда таким предметом является человек, то он в уголовно-правовом смысле именуется потерпевшим.

Те или иные свойства предмета преступления во многих случаях служат основанием для разграничения смежных составов преступления, а также для отличия преступных действий от непреступных. Видимо, поэтому предмет преступления имеет существенное значение и для правильной квалификации деяния, так как для многих составов преступлений признаки предмета являются обязательными.

В правоприменительной практике разграничение объекта и предмета преступления необходимо для уяснения и размежевания цели и преступных последствий. Так, если преступное последствие - это опасный вред в сфере общественных отношений, то преступная цель - это во многих случаях идеальный образ реальной ценности (вещи), которой субъект стремится завладеть, повредить ее или уничтожить.

Определение предмета имеет важное практическое значение также для отграничения его от средств и орудий совершения преступления, так как одна и та же материальная вещь может быть и предметом, и орудием совершения преступления (оружие, документы, транспортные средства, инструменты, инвентарь).

Орудия и средства совершения преступления также являются предметами внешнего мира, однако с их помощью совершается преступление, осуществляется непосредственное воздействие на предмет преступления. Орудия и средства - признаки объективной стороны преступления.

Орудия и средства совершения преступления отличаются от предмета посягательства тем, что они ни в какой связи с теми общественными отношениями, на которые совершается посягательство, не состоят. Например, оружие, используемое при убийстве, ни в какой связи с отношениями по обеспечению жизни не находится. Предмет преступления, напротив, всегда связан с объектом, на который совершается посягательство.

Таким образом, свойства и особенности предмета преступления имеют значение для многих институтов уголовного права: для уяснения и конкретизации объекта посягательства, решения вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности, квалификации деяния и назначения наказания.

Кроме отмеченного практическое значение предмета состоит и в том, что для многих составов преступления он является одним из основных, обязательных признаков. К их числу, например, относятся все корыстные преступления. В данном случае, если не установлен предмет посягательства при совершении таких деяний, как контрабанда, незаконный оборот наркотических средств, хищение и по некоторым другим составам, то, очевидно, и сама постановка вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности становится не только некорректной, но и, по существу, незаконной.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3764. Рекомбинационные генетические карты 500.5 KB
  Рекомбинационные генетические карты. Хромосомная теория наследственности и кроссинговер Первое предположение о том, что элементы наследственности находятся в хромосомах, поскольку хромосомный материал в равной степени распределяется дочерними клет...
3765. Маркетинговая деятельность на промышленном предприятии 222 KB
  Маркетинговая деятельность на промышленном предприятии. Цели и содержание маркетинговой деятельности промышленного предприятия Основу маркетинговой деятельности промышленного предприятия составляют: исследования рынка, разработка программы создания...
3766. Інтелект-шоу ЕОМ - ЕВРИКА 4.78 MB
  Інтелект-шоу ЕОМ - ЕВРИКА для учнів 9-11 класів Сьогодні ми проводимо інтелектуальну гру „ЕОМ-Еврика” на зразок телевізійного інтелект-шоу „LG-Еврика”. На уроках ми вже вивчили теми, які пропонуються Вам на конкурс. У інтелектуально...
3767. Національна символіка України 4.39 MB
  Національна символіка України Згадаймо, як 26 квітня 1989 року на велелюдному мітингові, що зібрався на площі Ринок у Львові з нагоди третьої річниці Чорнобильської аварії, замайоріли синьо-жовті прапори з жалобними стрічками. А кілька днів по тому...
3768. Нерудні корисні копалини Дніпропетровщини 10.09 MB
  Нерудні корисні копалини Мета: Поглибити та систематизувати знання про групи нерудних корисних копалин України, Дніпропетровщини, Кривого Рогу. Їх розміщення та використання. Формувати світогляд на основі пізнання світу, сформувати в учн...
3769. Українське відродження або нова русифікація 1.49 MB
  Вступ День 2 листопада 1998 р. починався як звичайний робочий день, котрі заповнюють більшість нашого життя. Залишилася в минулому виборча лихоманка, а Верховна Рада України, нарешті, пережила "спікеріаду" й занурилася до роботи. Здавалося, що на як...
3770. Звукоподражание в современном английском языке 157 KB
  Введение Настоящая курсовая работа посвящена изучению агломератов английских звукоподражательных единиц. Основные понятия настоящей работы: Звукоподражание (ономатопея) – условное воспроизведение звуков природы и звучаний, сопровождающих некото...
3771. Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека 589 KB
  Введение. В народном декоративном искусстве все основано на отработанных профессиональных навыках и приемах, выработанных на протяжении многих поколений. Эти приемы настолько совершенны, что их применение позволяет достичь большой художественной выр...
3772. Конспект урока по рассказу А.И. Солженицына Правая кисть 120.5 KB
  Конспект урока по рассказу А.И. Солженицына Правая кисть Методический замысел урока: Этот урок – продолжение разговора об осмыслении трагедии маленького человека, беззащитного перед мертвой идеологией. Урок по рассказу А.И. Солженицына ...