74566

Научное знание в Древней Греции

Лекция

История и СИД

Определение математики как универсального языка способствовало развитию принципов рационального типа мышления. Важнейшей вехой на пути создания математики как теоретической науки были работы пифагорейской школы. Греческие ученые развили прежде всего процедурную и операционную стороны математики выработав понятие доказательства утверждений. Связи между этими двумя областями возникающей математики были двухсторонними.

Русский

2015-01-04

60 KB

7 чел.

                Научное знание в Древней Греции

       Стало уже традиционным сравнение периода античности с детством человечества, а культуры античной цивилизации – с колыбелью человечества. И всякий раз, обращаясь к конкретному материалу по данному периоду, можно убедиться, что данное сравнение абсолютно правильно и лаконично красиво. Современная наука также своими корнями уходит в философию Древней Греции и Рима. Именно благодаря философским системам мыслителей античности, мы имеем представление о   достижениях научной мысли древности.

      Предпосылками науки стал особый тип цивилизации, основанный на рабском труде, а также культивируемый дух свободы, который позволял осмысливать разнообразные вопросы, не имеющие непосредственно практического значения. Это существенно отличало античный мир от мира восточных деспотий, строящихся на основе господства и подчинения, традиционности и жестком контроле. Дух античного Полиса способствовал формированию свободы мысли, независимости суждений, терпимости к инакомыслию и желанию вести научный диалог, спор при уважительном отношении к мнению оппонента.

      На ранних этапах возникли натуралистические школы, объясняющие природу из неё самой. Атомы Левкиппа и Демокрита трактовались как первооснова, т.е. мельчайшие частицы, отличающиеся друг от друга формой и величиной и дающие многообразие мира. Античная математика трактует число как меру всех вещей и выступает сущностью всего чувственно осязаемого. Даже понятие «идея» Платона в буквальном переводе означает «форма», но не форма единичной вещи, а форма форм, идеальная, совершенная форма, искажаемая тем, что она проявляется в единичных вещах. Подобные установки способствовали выработке умений и навыков оперирования идеальными объектами, без которого теоретическое знание невозможно. Именно в философии впервые были продемонстрированы образцы теоретического рассуждения, способные открывать связи и отношения вещей, выходящие за рамки обыденного опыта.  

      В философии этого периода обосновывается идея всеединства. Фалес   основой всего называл воду; Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Эмпедокл – 4 стихии: огонь, воздух, воду и землю.  При этом античное мышление фиксирует не только наличие общего основания, но и членение разных вещей на части: единое состоит из многого. Исходя из этого встала проблема соотношения общего и единичного. Ответами были идеи Анаксогора об объективном существовании и единого, и многого, которые не перетекают друг в друга, а сам мир является бесконечно делимым.   Идея делимости до определенного предела обосновывалась в атомистических учениях Демокрита и Эпикура. Элеаты (Зенон) настаивали на неделимости мира, поэтому существует только единое, а многое не обладает бытием [3, с. 125].  Такое разнообразие взглядов и ответов на один и тот же вопрос свидетельствовало о сформированности теоретического, абатрактного мышления, безусловно лежащего в основе научного познания мира.

      Для мыслителей античности важнейшим вопросом стал вопрос именно о познании, о самой его возможности, достоверности знания, форме выражения, фиксации знания и т.д. Величайшей заслугой философов явилась постановка и осмысление целого ряда проблем, решение которых означало рождение подлинной науки.

       К этим проблемам относятся следующие:

- соотношения эмпирического и теоретического (более очевидно не то, что дается опытом, а то, что дается логикой, разумом);

- непреложности законов  научного метода познания и противопоставление чувственного и рационального познания;

- обоснования необходимости системы доказательств;

- проблема универсального языка науки;

- проблема интерпретации. 

       Эти проблемы сложились в силу необходимости быть уверенными в истинности получаемого знания. И представители различных философских школ и направлений предлагали свои варианты решения указанных проблем.

       Так, Аристотель разработал законы логики:  Закон тождества — понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений; закон противоречия — «не противоречь сам себе»; закон исключенного третьего — «А или не-А истинно, третьего не дано». А также законы ассоциаций: ассоциации по сходству, смежности и противоположности. Осознание и использование в познавательной деятельности данных законов обеспечивало возможность получения истинного знания.

       Представители пифагорейской школы, полагая, что именно число есть первооснова всего, в качестве универсального языка науки предлагали числовые выражения как отражение отношений между существующими объектами (все вещи исчезают, а числовое их выражение остается), а также считали, что фиксация полученного знания возможна цифровым письмом.   Определение математики как универсального языка способствовало развитию принципов рационального типа мышления.

       Именно в период античности были заложены основы научного скептицизма. Так, Ксенофан, Зенон в вопросах познания были скептиками, полагая, что подлинная истина людям недоступна, удел всех и каждого —   субъективное мнение. В основе скептицизма лежит позиция, основанная на сомнении в существовании какого-либо надежного критерия истины. Акцентируя внимание на относительности человеческого познания, скептицизм сыграл положительную роль в борьбе с различными формами догматизма. В рамках скептицизма был поставлен ряд проблем диалектики познания. В последующие периоды развития науки сложился принцип всё подвергать сомнению, что объективно привело к выработке методов проверки полученного знания, подтверждения его достоверности.

        Весьма ценным для развития научного знания явилась проработка вопросов научной методологии. В этой связи прежде всего нужно отметить выводы, сделанные Аристотелем, который внес существенный вклад в развитие логики, дал понятие дедуктивного метода (от лат. deductio — выведение). Дедукция -  выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному.  Общей формой дедукции является силлогизм ( умозаключение), посылки которого образует указанное общее положение, а выводы — соответствующее частное суждение.  Это в совокупнсти стало учением о выводе и доказательстве.

      Аристотель разработал теорию мышления, определив его формы: понятия, суждения и умозаключения. Объективно Аристотель является   основоположником логики.          Нужно отметить, что в античности граница между философией и наукой была весьма подвижной. Но есть достаточно оснований для утверждения, что в этот период произошло зарождение многих наук.

Историография. Историки Геродот и Фукидид (V в. до н.э.) описывали события, происходящие в конкретных местах и времени, опираясь на опыт и приемы аналитического мышления (анализ, анологии, сравнение). Учитывался и человеческий фактор. Это знаменовало начало формирования научного стиля мышления, сочетающего анализ и наблюдение.

Медицина. Гиппократ (V – IV вв. до н.э.) отстаивал эмпирико-научный идеал. Знание должно опираться на наблюдения и практический опыт. Он сформулировал этические правила профессионального врачевания, известные сегодня как «клятва Гиппократа». Главным правилом для него было не идти против природы, а действовать в соответствии с ней. Он выдвинул идею профилактики и здорового образа жизни. Он и его последователи (Эрасистрат и Герофил) для получения анатомических и физиологических знаний практиковали анатомирование и даже опыты над людьми. Так появилась идея зрительного анализатора. Ещё одним авторитетом медицины был Гален (II в.), который полагал, что от природы в человеке все гармонично. Все проблемы связаны с нарушением гармонии. Так, темпераменты в их известном варианте он считал проявлением таких нарушений, а помощь врача сводил к осторожным советам и наставлениям.

Юриспруденция.    Теоретико-правовые рассуждения занимали значительное место в учениях софистов, Сократа, Платона и Аристотеля. Были выдвинуты и обоснованы такие идеи, как право и основание для права (источник права), суть и причины общественного упадка. Эта проблема решалась по анологии с процессами природы, т.е. с биологизаторских позиций. Ещё одна проблема – построение эффективного государства, т.н. плохие и хорошие формы государственного правления. Аристотель в сочинении «Политика»   выделил три «правильных» и три «неправильных» формы государственного правления на основе субстанционального (от кого исходит власть) и количественного (от скольких граждан исходит власть) признаков:

1. Монархия - справедливое правление одного.

2. Тирания    - беззаконное правление одного.

3. Аристократия -  правление лучших.

4. Олигархия  -  власть богатых.

5. Полития или умеренная демократия -  власть среднего слоя.

6. Крайняя демократия  -  власть народа.

       Платон, решая этот вопрос, полагал, что власть в её лучшей форме – это власть «экспертов», власть философов в обществе, имеющем трехслойную структуру: философы, стражи, производители.

      Данные традиции поддерживались в Риме (Марк Аврелий, Сенека, Цицерон). Они теоретически проработали всеохватывающую правовую систему, а Римское право и  в настоящее время выступает базой правовых систем. Многие его положения используются сегодня: незнание о законе не освобождает от ответственности; все, что не запрещено, все разрешено и т.д.

Математика.  Фалесу, одному из ранних древнегреческих философов, приписывается доказательство теоремы о равенстве углов основания равнобедренного треугольника (в качестве факта это знание было получено еще в древнеегипетской и вавилонской математике, но оно не доказывалось в качестве теоремы). Ученик Фалеса Анаксимандр составил систематический очерк геометрических знаний, что также способствовало выявлению накопленных рецептов решения задач, которые следовало обосновывать и доказывать в качестве теорем.

      Важнейшей вехой на пути создания математики как теоретической науки были работы пифагорейской школы. Ею была создана картина мира, которая хотя и включала мифологические элементы, но по основным своим компонентам была уже философско-рациональным образом мироздания. В основе этой картины лежал принцип: началом всего является число. Пифагорейцы считали числовые отношения  ключом к пониманию мироустройства. Задачей становилось изучение чисел и их отношений не просто как моделей тех или иных практических ситуаций, а самих по себе, безотносительно к практическому применению. Ведь познание свойств и отношений чисел теперь представало как познание начал и гармонии космоса. Числа представали как особые объекты, которые нужно постигать разумом, изучать их свойства и связи, а затем уже, исходя из знаний об этих свойствах и связях, объяснить наблюдаемые явления. Именно эта установка характеризует переход от чисто эмпирического познания количественных отношений  к теоретическому исследованию, которое, оперируя абстракциями и создавая на основе ранее полученных абстракций новые, осуществляет прорыв к новым формам опыта, открывая неизвестные ранее вещи, их свойства и отношения. Греческие ученые развили прежде всего процедурную и операционную стороны математики, выработав понятие доказательства утверждений. Необходимость этого  отстаивал философ Зенон (его знаменитые апории), который системой теоретических доказательств показал, что с позиций теоретического разума представление о движении тел приводит к парадоксам. Например, апория «Стрела» демонстрировала следующий парадокс: в каждый отдельный момент времени летящая стрела может быть рассмотрена как покоящаяся в некоторой точке пространства. Но сумма покоев не дает движения, а значит, летящая стрела покоится.  

      В пифагорейской математике, наряду с доказательством ряда теорем, наиболее известной из которых является знаменитая теорема Пифагора, были осуществлены важные шаги к соединению теоретического исследования свойств геометрических фигур со свойствами чисел. Связи между этими двумя областями возникающей математики были двухсторонними. Пифагорейцы стремились не только использовать числовые отношения для характеристики свойств геометрических фигур, но и применять к исследованию совокупностей чисел геометрические образы. Так, число «10», которое рассматривалось как совершенное число, завершающее десятки натурального ряда, соотносилось с треугольником, основной фигурой, к которой при доказательстве теорем стремились свести другие геометрические фигуры. Соотношение числа «10» и равностороннего треугольника изображались следующей схемой:

I

I         I

I         I         I

I         I         I         I

Здесь первый ряд соответствует «1», второй — «2», третий — числу «3», четвертый — числу «4» а сумма их дает число «10» (1+2+3+4=10).

       И Платон, и Аристотель, хотя и в разных версиях, отстаивали идею, что мир построен на математических принципах, что в основе мироздания лежит математический план. Эти представления стимулировали как развитие собственно математики, так и ее применение в различных областях изучения окружающего мира. В античную эпоху уже была сформулирована идея о том, что язык математики должен служить пониманию и описанию мира. Развитие теоретических знаний математики в античной культуре достойно завершилось созданием первого образца научной теории — евклидовой геометрии. В принципе, ее построение, объединившее в целостную систему отдельные блоки геометрических задач, решаемых в форме доказательства теорем, знаменовано превращение математики в особую, самостоятельную науку. Вместе с тем в Античности были получены многочисленные приложения математических знаний к описаниям природных объектов и процессов: в астрономии, физике, химии.

Физика и химия.  Философия Античности поставила проблему соотношения части и целого, единого и множественного.  При решении этой проблемы она подходит к ней теоретически, рассматривая все возможные варианты: мир бесконечно делим (Анаксагор), мир делится на части до определенного предела (атомистика Демокрита и Эпикура) и, наконец, совершенно невероятное с точки зрения здравого смысла решение — мир вообще неделим (бытие едино и неделимо — элеаты). Для физической картины мира наибольшее значение иемела атомистика. Само введенное понятие используется до сих пор.

      В античную эпоху были сделаны также важные шаги в применении математики к описанию физических процессов. Особенно характерны в этом отношении работы великих эллинских ученых так называемого александрийского периода — Архимеда, Евклида, Герона, Птолемея. В этот период возникают первые теоретические знания механики, среди которых в первую очередь следует выделить разработку Архимедом начал статики и гидростатики (развитая им теория центра тяжести, теория рычага, открытие основного закона гидростатики и разработка проблем устойчивости и равновесия плавающих тел и т.д.). В александрийской науке был сформулирован и решен ряд задач, связанных с применением геометрической статики к равновесию и движению грузов по наклонной плоскости (Герон); были доказаны теоремы об объемах тел вращения (Папп), открыты основные законы геометрической оптики — закон прямолинейного распространения света, закон отражения (Евклид, Архимед).

Астрономия. В Античности были получены многочисленные приложения математических знаний к описаниям астрономических объектов и процессов. Были осуществлены вычисления положения планет (Пифагор), предсказания солнечных и лунных затмений (Фалес), предприняты смелые попытки вычислить размеры Земли, Луны, Солнца и расстояния между ними (Аристарх Самосский, Эратосфен, Птолемей). В античной астрономии были созданы две конкурирующие концепции строения мира: гелиоцентрическая, представленная Аристархом Самосским (предвосхитившая последующие открытия Коперника) и геоцентрическая система Птолемея. И если идея Аристарха Самосского, предполагавшая круговые движения планет по орбитам вокруг Солнца, столкнулась с трудностями при объяснении наблюдаемых перемещений планет на небесном своде, то система Птолемея, с ее представлениями об эпициклах, давала весьма точные математические предсказания наблюдаемых положений планет, Луны и Солнца. Основная книга Птолемея «Математическое построение» была переведена на арабский язык под названием «Аль-магисте» (великое) и затем вернулась в Европу как «Альмагест», став господствующим трактатом средневековой астрономии на протяжении четырнадцати веков.

Филология. Греки Античности преуспели в сборе, систематизации и интерпретации письменных источников или герменевтике, для которой важнейшей проблемой было понимание. Корректное толкование смысла текстов обеспечивало возможность точной передачи знания, без которой невозможно развитие науки. В Римский период были созданы труды по риторике.

Психология. Гиппократ и Гален выделили темперамент как особый вид внутренней организации человека, влияющий на его поведение.

Аристотель ввел понятие психологии, души (психе). Определял отличия между человеком и другими живыми существами. Описывал процесс мышления и ощущений. Сформулировал законы ассоциаций.

     Число открытий или предоткрытий в области математики, астрономии, геометрии, статики и гидростатики, оптики, медицины и психологии огромно. Греческий атомизм стал основой европейского научного мировоззрения. Наука в Античный период носила ярко выраженный теоретический характер и тяготела к абстракциям. При этом практическое применение этих знаний не осуществлялось.  Лишь при особых обстоятельствах великие мыслители нисходили до практики (например, изобретения Архимеда при защите его родного города Сиракуз).   

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70264. Сучасні засоби забезпечення прохідності дихальних шляхів і штучної вентиляції легень у дорослих 9.37 MB
  Обструкція верхніх дихальних шляхів (ВДШ) - порожнини рота, носових ходів, глотки і гортані відбувається в результаті гострих і хронічних захворювань, анафілаксії, попадання в дихальні шляхи сторонніх тіл, травми.
70265. Комплексный анализ и прогнозирование товарных рынков. Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации 83 KB
  Система маркетинговой информации это постоянно действующая система взаимосвязи людей оборудования и методических приемов предназначенная для сбора классификации анализа оценки и распространения актуальной своевременной и точной...
70266. Сущность, принципы, методы и функции маркетинга. Виды маркетинговой деятельности 51.5 KB
  Отметим что спрос это платежеспособная потребность возникающая при наличии у потенциального покупателя свободных денежных средств и неудовлетворенной потребности удовлетворяемой данным товаром. В зависимости от характера и объема существующего и желательного спроса используют...
70269. Визначення ризику портфеля цінних паперів 95 KB
  Для дохідності як випадкової величини варіація що оцінює ступінь відхилення можливих конкретних значень або очікуваної дохідності слугує мірою ризику пов’язаного з даною дохідністю. Формула для визначення варіації дохідності го активу записується наступним чином...
70271. Разрезы 549.57 KB
  Изображение предмета, мысленно рассеченного одной или несколькими плоскостями, называют разрезом. Мысленное рассечение предмета относится только к данному разрезу и не влечет за собой изменения других изображений того же предмета.
70272. Избранные лекции по экономике (для медицинских Вузов). Учебно-методическое пособие 2.59 MB
  Название «экономика» произошло от греческих слов: oikos – дом и nomos – закон, иначе управление домашним хозяйством. Домашнее хозяйство является моделью функционирования, как многих организаций (потому, что они перерабатывают редкие экономические ресурсы и производят товары и услуги...