74567

Научное знание в эпоху Средневековья

Лекция

История и СИД

Все это методологически подготовило формирование опытной науки. На ранних этапах средневековья центрами научнофилософской мысли были монастыри и храмы но с появлением университетов именно они стали центрами развития философии и науки. Их деятельность объективно способствовала развитию науки в экспериментальном направлении. В целом он обосновывал идею опытной науки.

Русский

2015-01-04

43.63 KB

8 чел.

18

           Научное знание в эпоху Средневековья

       Средневековая западная культура - специфический феномен. С одной стороны, продолжение традиций античности, свидетельство тому - существование таких мыслительных комплексов, как созерцательность, склонность к абстрактному умозрительному теоретизированию, принципиальный отказ от опытного познания, признание превосходства универсального над уникальным. С другой стороны, - разрыв с античными традициями: алхимия, астрология, имеющие явно выраженный экспериментальный характер.

       Как отмечает В.М. Найдыш «Хотим мы этого или нет, но познание мира, производство нового знания — историческая необходимость. Поэтому даже в консервативном средневековом обществе складывались определенные традиции познавательной деятельности. Они соответствовали трем основным моментам реального процесса познания: коллективному характеру субъекта; предметно-преобразовательному отношению субъекта к объекту; чувственному контакту субъекта с объектом. Эти три закономерности познавательной деятельности определили формирование средневековых традиций познания, опирающихся на принципы авторитета,  ритуала и личного опыта — личный опыт выступал базисом эмпирической традиции» [2, с. 149]. Традиция стихийно-эмпирического познания природы начиная с XIII в. постепенно развивается в систему естественно-научного познания. Философским обоснованием этого выступал номинализм (от лат. nomen — имя), который, признавая в качестве единственной реальности единичные, индивидуальные вещи, видел именно в чувственном познании   путь к истине. Это определяло интерес к феноменам, имеющим место в реальном   мире, к эмпирическому исследованию, к природе, взятой во всем многообразии ее свойств и  проявлений. Номинализм признает, что человек своим субъективным разумом способен познавать чувственные формы бесконечно многообразных индивидуальных вещей. Познание природы начинает трактоваться как субъективно-психологическая деятельность, осуществляющаяся в формах чувственного восприятия.  Все это методологически подготовило формирование опытной науки.

         На ранних этапах средневековья центрами научно-философской мысли были монастыри и храмы, но с появлением университетов, именно они стали центрами развития философии и науки. В XI в. (по некоторым сведениям в XII в.) был открыт Болонский университет, первоначально представлявший собой школу, где на основе римского права разрабатывались юридические нормы. На основе нескольких монастырских школ в 1200 г. вырос Парижский университет; в 1117 году Оксфордский университет уже проводил обучение студентов, и, согласно истории, после столкновения профессуры и студентов с жителями Оксфорда в 1209 году некоторые учёные бежали на север, где основали Кембриджский университет. Кроме Кембриджа в XIII в. был открыт целый ряд университетов: в Саламанке, Монпелье, Падуе, Неаполе, Тулузе. В XIV веке появляются университеты: в Праге (1348/9), в Кракове (1364), в Вене (1365), в Гейдельберге (1385), затем в Лейпциге (1409), в Базеле (1459) и т. д. Все эти университеты становились местами сосредоточения ученых мужей, которые одновременно и преподавали там, и занимались научными изысканиями.

        Одним из самых значительных представителей опытно-эмпирической традиции XII - XIII в.  является английский мыслитель Роберт Гроссетест основатель  оксфордской философской и естественнонаучной школы - теоретик и практик экспериментального естествознания,  автор трактатов, в которых естественно-научное содержание уже преобладало над теологическим и философским. Его интересы включали вопросы оптики, математики, астрономии, он изучал свет и явление рефракции Он рассуждал о свойствах звуковых колебаний, морских приливов. В его работах содержатся зачаточные формы будущей методологии классического естествознания. Так, например, он высказывал мысли о том, что изучение явлений должно начинаться с опыта, затем посредством анализа явлений устанавливается некоторое общее положение, рассматриваемое как гипотеза; затем дедуктивно выводят следствия, которые должны быть подвергнуты опытной проверке для определения их истинности или ложности.

        Наиболее известными мыслителями данного периода были Дунс Скот, Роджер Бэкон, Уильям Оккам – английские философы и исследователи XII  – XIII   вв. Их деятельность объективно способствовала развитию науки в экспериментальном направлении.

       Роджер Бэкон известен своими опытами в оптике, а основой любого научного исследования он считал математику. Дедуктивное построение и доказательность математического знания делают его образцом для других наук. В целом он обосновывал идею «опытной» науки. Р. Бэкон высказывал идеи и мечты, которые намного опережали его время. Так, он предполагал возможность  создания судов без гребцов, управляемых одним человеком;  быстрейших колесниц, передвигающихся без лошадей. Ему принадлежит идея летательных аппаратов, созданных человеком и управляемых им;  приспособлений, которые позволили бы человеку передвигаться по дну рек и морей; а также мысль о создании зеркал, которые способны концентрировать солнечные лучи так, что они могут сжигать все на своем пути.   Есть сведения о том, что ему первому в Европе удалось создать порох. Р. Бэкон был уверен, что познание мира человеком бесконечно, как бесконечны и возможности возрастания практического могущества человека.

       Иоанн Дунс Скот обосновал так называемую позицию «рафинированного интеллектуального рационализма» с его нацеленностью на позитивное знание. Обосновывая научный метод, философ полагал, что он зиждется на интеракции между субъектом и объектом познания. Скот отрицал, что разумное познание имеет исключительно абстрактный характер. Абстрактное познание объектов всегда должно предваряться интуитивным; только с помощью интуиции, а не через абстрактное понимание можно подтвердить существование и наличие вещи. Он не трактовал интуицию мистически, но понимал ее как акт непосредственного познания конкретного объекта. Будучи классическим и виртуозным схоластом, он обосновал принцип понимания в познании общества и истории.

      Уильям Оккам в историю науки вошел обоснованием требования резкого разграничения сферы разума и области веры (теория «двух истин»), а также проработкой вопросов логики.  У. Оккам выделял два вида познания: интуитивное, основанное на чувственном восприятии, и абстрактное, постигаемое непосредственно в уме и всегда базирующееся на интуитивном. Он сформулировал позитивистский принцип экономии мышления, вошедший в историю науки как «бритва Оккама»: нельзя преумножать сущности сверх необходимости. В современной науке это требование известно как один из критериев зрелости научной теории или концепции: экономное построение, отсутствие избыточных терминов и понятий, а также внутренних противоречий в их трактовке. Что именно должно присутствовать в теории – решается в результате тщательного анализа её концептуального содержания.

       В целом идеи этих философов затрагивали важнейшие методологические вопросы в обласи научного познания, что фундировало дальнейшие исследования и служило развитию научного знания через постепенный отход от религиозных догм.

        В период позднего Средневековья (XIV—XV вв.) постепенно осуществлялся пересмотр основных представлений античной естественно-научной картины мира и складывались предпосылки для создания нового естествознания, новой физики, новой астрономии, возникновения научной биологии.

       В указанный период через усвоение наследия арабоязычной и древнегреческой математики формировалась западноевропейская математика, накапливался важный исходный опыт рационально-теоретического анализа, который определит ее дальнейшее стремительное развитие начиная с XVI столетия. В XIII в. в Италии появляются и широко распространяются первые серьезные учебники математики. Наряду с символическими науками в средневековой цивилизации развивались и позитивные науки. В частности, в математике шагом вперед стало введение арабских цифр Гербертом Ориньякским (X в.). Леонардо Фибоначчи (XII в.)  ввел арабскую алгебру и индийское исчисление; именно он ввел в европейскую математику цифру «0», до этого известную только в Индии. Николай Кузанский (XV в.) изучал бесконечно малые величины. Томас Брадвардин (XIII – XIV вв.) исследовал пропорции, ввел понятие мгновенной скорости и общую меру для кругового и прямолинейного движения. В XIV—XV вв. европейская математика расширила понятие числа, происходило совершенствование алгебраической символики, формировалась тригонометрия как особая отрасль математики.

       В трудах Леонардо Пизанского (Фибоначчи) уже существовало ясное понимание природы иррациональных чисел, было прработано понятие числовой последовательности (числа Фибоначчи — элементы  числовой последовательности 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597, 2584, 4181, 6765, 10946, …  в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел. Иногда число 0 не рассматривается как член последовательности).

       Николай Орем (Николай Орезмский – XIV в.)  впервые использовал степени с дробными показателями и фактически вплотную подошёл к идее логарифмов, исследовал   бесконечные ряды и прогрессии.

        Никола Шюке —  французский математик XV в. -  ввёл в употребление отрицательные и нулевые показатели степеней, правила вычислений с рациональными числами, затем с иррациональными корнями и создал свое учение об уравнениях, исследовал в сравнении арифметическую и геометрическую прогрессии. Использовав уже встречавшееся понятие «миллион», то есть «большая тысяча», ученый ввел последующие понятия биллиона, триллиона и т.д. Символика, проработанная ученым, была в наибольшей степени приближена к современной.

        Крупнейшим европейским алгебраистом XV в. был Лука Пачоли, также работавший над математической символикой,  которую он использовал для решения алгебраических задач. Свои знания рациональных и иррациональных чисел он использовал на практике для составления бухгалтерских отчетов. Оба ученых, например, использовали для обозначения арифметического действия  первые буквы от слов plus и minus, соответственно p  и  m. Только позднее немецкие математики введут знаки «+» и «-».

        Большой вклад в развитие математики внес немецкий ученый И. Мюллер (Региомонтан). Основным математическим трудом Региомонтана было сочинение «О всех видах треугольников» (1462—1464). Это был первый труд в Европе, в котором  тригонометрия рассматривалась как самостоятельная дисциплина. А в сочинении «Пять книг о тригонометриях всякого рода» он систематически излагает тригонометрию как целостную математическую науку и представляет таблицы тригонометрических функций (синусов и тангенсов) до седьмого знака. В математике упоминается теорема Региомонтана (теорема тангенсов).

        В целом, достижения в области математики активно использовались как в других науках, так и на практике, особенно в мореплавании, строительстве, торговле, военном деле.

        Ещё одной наукой, которая получила мощное развитие, была физика, включая статику, динамику и оптику. Исключение принципиального аристотелевского различия мира небесного и мира земного создавало предпосылки для интеграции физики, астрономии и математики, однако не в форме суммарного знания, а во взаимодействии и влиянии, благодаря которым происходило развитие научного знания в каждой области. Так, в физике прорабатывались понятия пространства, конечности и бесконечности, движения. В кинематике средневековые схоласты ввели понятия «средняя скорость», «мгновенная скорость», «равноускоренное движение» (они его называли «униформно-дифформное») и «ускорение». Мгновенную скорость определяли как скорость, с которой   двигалось бы тело, если бы с этого момента времени его движение стало равномерным.  

       В эпоху позднего Средневековья в динамике значительное развитие получила теория импетуса (лат. impetus — стремительность, напор).    Французский философ-схоласт Жан Буридан (XIV в.) объяснял падение тел с точки зрения теории импетуса. Он считал, что при падении тел тяжесть запечатлевает в падающем теле импетус, поэтому и скорость его во время падения возрастает. Величина импетуса, по его мнению, определяется и скоростью, сообщенной телу, и «качеством материи» этого тела. Импетус расходуется в процессе движения на преодоление трения; когда импетус растрачивается, тело останавливается. Эти выводы стали предпосылками для перехода от понятия импетуса к понятию инерции и уточнению понятия силы.

      В области физики имели особое значение труды Джордано Неморария (дата рождения не известна – 1237). Он разрабатывал теорию рычага; ввел понятия веса и тяжести: вес – величина постоянная, тяжесть – переменная; он решил задачу, с которой не могла справиться античная физика, задачу о равновесии тела на наклонной плоскости.

      Развитие практических знаний легло в основу наиболее значительных изобретений средневековой цивилизации. С XII столетия в Европе стала использоваться ветряная мельница. С того же времени в Испании и Италии началось производство бумаги, вытеснившей дорогой пергамент. С XIV века появились механические часы; первые башенные часы украсили Миланскую ратушу в 1335 году. В XIV веке было создано огнестрельное оружие. В 1346 году первые пушки были использованы в Столетней войне, в битве при Азенкуре. В XIV столетии была изобретена доменная печь, которая продувалась снизу воздухом. В печь закладывались руда, уголь и некоторые добавки. В результате плавки получали чугун, содержащий 2 – 4 % углерода. Практиковалась вторая стадия плавки для получения стали, в которой содержалось менее 2 % углерода. В середине XV века Иоганн Гуттенберг изобрел наборный шрифт, открывший эру книгопечатания. Это изобретение революционизировало средневековое общество: текстовая информация стала достоянием всех сословий, самых широких масс; появились плакаты, листовки, предшественники современных газет; ускорилось распространение информации. В XIV – XV веках произошли значительные изменения в средствах морской коммуникации, которые современные исследователи называют порой революцией в навигации. Появились новые типы судов – нава и кок - водоизмещением 2 тысячи тонн. Появилась смешанная парусная оснастка, позволяющая плавать против ветра. Было введено рулевое управление. Создан лаг, прибор для измерения пройденного расстояния. Были усовершенствованы компас, приборы ориентирования по небесным светилам. Всё это явилось практической реализацией научных теоретических разработок.

          Особым явлением средневековой науки и культуры в целом стала алхимия. Алхимия начала складываться ещё в эпоху эллинизма на основе слияния прикладной химии египтян с греческой натурфилософией, мистикой и астрологией. В средневековой алхимии, расцвет которой пришелся на ХIII—XV вв., имели место две тенденции. Первая — это мистифицированная алхимия, ставившая задачу получения благородных металлов, в частнсти, золота из других веществ, напимер, из ртути. Эта тенденция развивалась в  русле поисков арабских алхимиков, сформулировавших идею «философского камня» — гипотетического вещества, ускорявшего «созревание» золота в недрах земли. Одновременно это вещество тактовалось как элексир жизни, при помощи которого можно было вдохнуть жизнь или обеспечить бессмертие. Исследования и опыты строились на   магических практиках, к которым относилась колдовство и астрология.  

        Вторая тенденция была больше ориентирована на конкретную практическую технохимию. В этой области достижения алхимии носят научный характер и имеют практическое значение. К ним следует отнести открытие способов получения серной, соляной, азотной кислот, селитры, ацетона, сплавов ртути с металлами, многих лекарственных веществ, создание химической посуды и другие открытия и изобретения.   

         По этому поводу известный исследователь феномена алхимии В.Л. Рабинович пишет: «… златоделие и приготовление сыпучих и жидких смесей, растениеводство и техника составления ядовитых настоев, литье металлов и изготовление сплавов, нанесение на различные поверхности металлических покрытий и технология крашения, черномагические занятия и жреческое искусство, сподобленность библейским пророчествам и причастность к древнейшим космогониям. Сама же алхимия не столь проста и однозначна, как это могло бы показаться спервоначалу: златоделие — и только» [3]. В центре средневековой алхимии была идея, что вся материя состоит из четырех элементов: земли, воздуха, огня и воды. При правильном сочетании элементов, теоретически, любое вещество на Земле может быть сформировано. Средневековая алхимия была искусством, она как наука, сохранила свои секреты  и систему символов и таинственных имен для материалов, которые она изучала. Это во многом объяснялось гонениями со стороны церкви, что привело к закрытости сообщества алхимиков и своеобразной кодировке полученного знания. В XII веке начались попытки перевода на латинский язык арабских трактатов и сочинений античных авторов в области алхимии. Начиная с XIII века, можно говорить о европейской алхимии как об особом этапе алхимического периода. В период с XII по XVII век алхимией занимались известные ученые, оставившие след в европейской науке. Так, Роджер Бэкон в своих трактатах «Зеркало Алхимии» и «Могущество алхимии» определял её как   науку, указывающую, как приготовлять и получать некоторое средство, эликсир, которое, брошенное на металл или несовершенное вещество, делает их совершенными в момент соприкосновения. Он также дал подробное описание природы металлов с точки зрения ртутно-серной теории, согласно которой в основе всех металлов лежат два «принципа»: ртуть, обладающая металличностью, и сера, которой присуща горючесть. Данная теория пыталась объяснить такие свойства металлов, как блеск, ковкость, горючесть, и обосновывать возможность их трансмутации. Однако во многом эти идеи скорее всего были заимствованы из трактатов арабских алхимиков.

        Мистическое направление в алхимии, которое к концу периода средневековья практически прекратило своё существование, ставило задачей трансмутировать неодухотворенную природу в одухотворенную и реализовать идею  создания гомункула или гомункулуса – искусственно выращенного живого существа из пробирки. Уже проделанные опыты описывались в сводах Великого Делания.

         Среди наиболее известных имен можно назвать Альберта Великого (XIII в.), который первым из европейских алхимиков детально описал свойства мышьяка и высказал мнение о том, что металлы состоят из ртути, серы, мышьяка и нашатыря. Арнальдо де Вилланова (ХIII—XIV вв.) -  испанский врач, который через свои алхимические опыты дал описание  ядов, противоядий, лечебных свойств различных растений и способов их употребления.  Парацельс ( Филипп Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм или Хоэнхайм; XVI в.) – алхимик и врач швейцарско-немецкого происхождения, который трактовал человека как микрокосм со своей внутренней структурой, в том числе химической. Парацельс впервые стал использовать химические вещества в качестве лекарственных средств, описание которых обогатило химические знания, дал название цинку. Итальянский алхимик кардинал Джованни Фиданца (XII – XIII вв.), известный как Бонавентура, благодаря своим попыткам разработать универсальный растворитель, получил раствор нашатыря в азотной кислоте (aqua fortis), который оказался способным растворять золото, царя металлов -   отсюда и название – aqua Regis, т.е. царская водка. В Испании в XIV веке под псевдонимом Гебер работал алхимик, который первым подробно описал сильные минеральные кислоты – серную и азотную, а их применение в опытах значительно расширило знание о веществах. Раймунд Луллий (ХIII—XIV вв.) впервые получил спирт в результате перегонки вина, что привело к созданию крепких спиртных напитков – виски, коньяка, водки (aqua vital), которые считались лекарством от чумы.

         К концу средневековья в алхимии набирали силу рациональные течения, наиболее значительными из которых являлись ятрохимия и техническая химия, что в последствии привело к складыванию  новой научной химии. Ятрохимия стремилась поставить  химию на службу медицине с   целью  приготовления  лекарств. Задачей технохимии было разработать и использовать технологические процессы обработки природных материалов, прежде всего металлов.

         Главным результатом алхимического периода, помимо накопления значительного запаса знаний о веществе, стало становление эмпирического (опытного) подхода к изучению свойств вещества. Поэтому данный период объективно выступил переходным этапом между натурфилософией и экспериментальным естествознанием.  

          На Арабском Востоке в средние века также развивалась алхимия, которая, в отличие от Европейской, не подвергалась гонениям, а скорее поощрялась, что привело к накоплению знаний, часть из которых имела прямое отношение к научной химии. А труды арабских мыслителей не только переводились на латынь и европейские языки, но и пересказывались, использовались зачастую без ссылок европейскими алхимиками, что содействовало прогрессу знания в целом.

        Однако в этот же период арабоязычный мир характеризуется наметившимся развитием в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний. В IX в. была переведена на арабский язык книга «Великая математическая система астрономии» Птолемея под названием «Аль-Магисте» (великое), которая потом вернулась в Европу как «Альмагест». Переводы и комментарии «Альмагеста» служили образцом для составления таблиц и правил расчета положения небесных светил. Также были переведены и «Начала» Евклида, и сочинения Аристотеля, труды Архимеда, которые способствовали развитию математики, астрономии, физики. Греческое влияние отразилось на стиле сочинений арабских авторов, которым характерны систематичность изложения материала, полнота, строгость формулировок и доказательств, теоретичность. Вместе с тем в этих трудах присутствует характерное для восточной традиции обилие примеров и задач чисто практического содержания. В таких областях, как арифметика, алгебра, приближенные вычисления, был достигнут уровень, который значительно превзошел уровень, достигнутый александрийскими учеными.

        Интересна  личность Мухаммеда ибн-Мусы ал-Хорезми (780-850), автора нескольких сочинений по математике, которые в XII в. были переведены на латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособиями. Через его «Арифметику» европейцы познакомились с десятичной системой счисления и правилами (алгоритмами - от имени ал-Хорезми) выполнения четырех действий над числами, записанными по этой системе. Ал-Хорезми была написана «Книга об ал-джебр и ал-мукабала», целью которой было обучить искусству решений уравнений, необходимых в случаях наследования, раздела имущества, торговли, при измерении земель, проведении каналов и т.д. «Ал-джебр» (отсюда идет название такого раздела математики, как алгебра) и «ал-мукабала» - приемы вычислений, которые были известны Хорезми еще из «Арифметики» позднегреческого математика (III в.) Диофанта. Но в Европе об алгебраических приемах узнали только от ал-Хорезми. Никакой специальной алгебраической символики у него даже в зачаточном состоянии еще нет. Запись уравнений и приемы их решений осуществляются на естественном языке.

      Можно назвать ещё ряд имен:                 

-  Мухаммед аль-Баттани (850-929) - астроном, составивший новые астрономические таблицы; углы наклона солнца к экватору; рассчитал равноденствия и солнечный год, причем расхождение с современным варантом составляет 24 секунды. Его именем назван один из кратеров на Луне.

-  Ибн Юлас (950-1009), известный достижениями в области тригонометрии, составивший таблицы наблюдений лунных и солнечных затмений;

-     Ал-Бируни (973-1048) - автор многочисленных трудов по истории, географии, филологии, философии, математике, астрономии, создавший основы учения об удельном весе. Также предложил метод определения географических долгот, близкий к современным. Предположил первым на Востоке, что Земля движется вокруг Солнца, определил длину окружности Земли. Составил топографическое описание Средней Азии, рассчитал древнее русло реки Амударьи. Составил материалы по истории средневековой Индии.

-    Абу-Али ибн-Сина (Авиценна) (980-1037) - философ, математик, астроном, врач, чей «Канон врачебной науки» снискал мировую славу и представляет определенный познавательный интерес сегодня. Он первым предположил, что болезни могут вызываться какими-то мелкими существами; показал заразность оспы, описал чуму и проказу. Автор многих рецептов лекарственных средств на растительной основе, для чего изучал свойства природных материалов и растений. Обосновал необходимость физических упражнений и работы над дыханием. В астрономии выдвинул идею, что звезды светятся сами, а не отражают солнечный свет (по аристотелю), но полагал, что планеты светятся сами. В механике - предположил, что существует сила тяжести, которая передается предмету или другим предметом, или человеком. Проявил себя как литератор.  «О мудрости твердят: она бесценна, но за неё гроша не платит мир».

-      Омар Хайям (1048-1122) - не только великий поэт, но и известнейший в свое время математик, астроном, механик, философ. Дал классификацию уравнений 1-й, 2-й и 3-й степени и способы их решения; алгебраический метод решения квадратных уравнений; попытался представить геометрический метод решения кубических уравнений (его «Трактат о доказательствах задач»).  О. Хайям построил теорию кубических уравнений, основанную на геометрических методах древних. Он разделил все кубические уравнения с положительными корнями на 14 видов и каждый вид уравнений он решал соответствующим построением. Хайям пытался найти правило решения кубических уравнений в общем виде, но безуспешно.

       Ученый дал первое дошедшее до нас определение алгебры как науки об определении неизвестных величин, состоящих в некоторых отношениях с известными. В астрономии он разработал принципиально новый солнечный календарь, более точный, чем юлианский и григорианский календари. Данный календарь действует в Иране до сих пор.

Хайям известен своими четверостишьями – Рубаи, часть из которых по своему смыслу можно отнести к философским.

      Много лет размышлял я о жизни земной.

      Непонятного нет для меня под луной.

      Мне известно, что мне ничего не известно!

      Вот последняя правда, открытая мной.

-      Ибн Рушд (1126-1198) - философ, естествоиспытатель, добившийся больших успехов в области алхимии (готовил лекарственные препараты) и медицины. Создал 7-томный труд, который был по сути справочником практикующего врача.

      Эти и многие другие выдающиеся ученые арабского средневековья внесли большой вклад в развитие науки. В медицине, в частности глазной хирургии, была высказана мысль об изготовлении из хрусталя линз для увеличения изображения. В дальнейшем это привело к созданию оптики.

Работая на основе традиций, унаследованных от египтян и вавилонян, черпая некоторые знания от индийцев и китайцев и, что самое важное, переняв у греков приемы рационального мышления, арабы применили все это в опытах с большим количеством веществ. Тем самым они вплотную подошли к созданию химии.

      Последним в этом ряду можно назвать имя узбекского математика и астронома, внука великого завоевателя Тимура Мирзу Мухаммеда Улугбека (1394 - 1449). Его основная деятельность в составе группы единомышленников была в Самаркандской обсерватории, построенной при его же участии. 30 лет наблюдений позволили составить новые астрономические таблицы, где были отмечены координаты 1018 звезд. Его каталог долгие века считался лучшим в мире. В наблюдениях использовались и совершенствовались астрономические инструменты: азимутальный круг, астролябии, трик-ветры, армиллярные сферы и др. Результатами наблюдений в обсерватории Улугбека долгое время пользовались европейские ученые.

         После убийства Улугбека и разгрома Самаркандской обсерватории начинается период заката математических, физических и астрономических исследований на Востоке и центр разработки проблем естествознания, математики переносится в Западную Европу.

         Арабский Восток поддерживал традицию создания новых вычислительных приемов и специальных алгоритмов. Так, например,   вычислялось число л до 17 верных знаков. Развивались методы приближенного извлечения корней.  Арабоязычные математики умели также суммировать арифметические и геометрические прогрессии, разрабатывали приемы исчисления, которые подводили к понятию интеграла. Они занимались   операциями над алгебраическими иррациональностями, что привело к созданию единой концепции действительных чисел, а грань между рациональными числами и иррациональными была практически стерта. В Европе эту идею восприняли лишь в XVI в. Средневековые математики стран Востока совершенствовали методы решения уравнений 2-й и 3-й степеней; решали отдельные типы уравнений 4-й степени, кубические уравнения.  Именно арабский Восток дал миру систематическую тригонометрию, включая таблицы значений котангенса для каждого градуса. Так зарождалась предыстория неевклидовых геометрий.

       Помимо математики большое развитие получило развитие знание в области физики и механики. Из разделов механики наибольшее развитие получила статика, чему способствовали  активное денежное обращение и торговля, которые требовали постоянного совершенствования методов взвешивания, а также системы мер и весов. Это определило развитие учения о взвешивании и теоретической основы взвешивания — науки о равновесии, создание многочисленных конструкций различных видов весов. Необходимость совершенствования техники перемещения грузов и ирригационной техники в свою очередь способствовала развитию науки о «простых машинах», конструированию устройств для нужд ирригации.

       Арабоязычные ученые широко использовали понятие удельного веса и способов   определения удельных весов различных металлов и минералов (с этой целью применялся закон Архимеда). Полученные результаты были довольно точны. Например, удельный вес ртути был определен аль-Хазини в 13,56 г/см3 (по современным данным – 13,557); удельный вес серебра 10,30 г/см3 (по современным данным – 10,49), золота -19,05 г/см3 (современные данные – 19,27), меди 8,86 г/см3 (современные данные – 8,94) и т.д. Столь точные данные позволяли решать ряд практических задач: отличать чистый металл и драгоценные камни от подделок, устанавливать истинную ценность монет, обнаружить различие удельного веса воды при разных температурах.   

        В области динамики средневековыми учеными обсуждались проблема существования пустоты и возможности движения в пустоте, характер движения в сопротивляющейся среде, механизм передачи движения, свободное падение тел, движение тел, брошенных под углом к горизонту. А в работах Ибн-Сины  была сформулирована «теория импетуса», которая в средневековой Европе сыграла большую роль в качестве предпосылки возникновения принципа инерции.

        Знания по астрономии были также обогащены арабскими учеными средневековья. Звездный каталог, планетные таблицы, уточнения наклона эклиптики к экватору, определения длины звездного года с ошибкой в одну минуту, годичной прецессии и продолжительности тропического года имели большое значение для развития астрономии в последующие периоды.

       Средневековый арабоязычный Восток обогатил мировую сокровищницу знаний и в области медицины и биологии.  Развитие знаний шло в следующих основных направлениях: детальное изучение лекарств растительного, животного и минерального происхождения, диагностика (систематизация симптомов болезней и др.), учения о причинах болезней, о принципах лечения, профилактика заболеваний, токсикология, особенности инфекционных заболеваний, диетология, гигиена, косметология и др. Известное развитие получили также анатомия (особенно учение о строении глаза — офтальмология) и хирургия. Еще в XIII в. (на три столетия раньше, чем в Европе) арабские врачи описали малый круг кровообращения -  из правого желудочка сердца кровь поступает по легочному стволу в легкие и после   обогащения кислородом вновь возвращается в сердце, в его левый желудочек. Мыслители выдвинули идею о существовании невидимых переносчиков болезней, о возможности перенесения инфекционных заболеваний через воздух. Отрабатывались профилактические методы, карантинные методы, различные меры борьбы с инфекциями (окуривание помещений фитонцидами, содержащими противоболезненные микроорганизмы, — мирта, сандаловое дерево и пр.).

       В «Каноне медицины» Ибн-Сины содержатся сведения о более чем 1500 лекарственных средств, из которых в настоящее время применяется свыше семидесяти. Средневековая восточная народная медицина — мощный источник идей в том числе для современной медицины и фармакологии.

        Опережающей свое время была выдвинутая Ибн-Синой и аль-Бируни теория эволюции земной коры. В соответствии с этой теорией, в древности Земля была необитаема и покрыта морем, а затем еще будучи под водой от сильной жары закаменела (когда раскалывают камни, в них находят остатки морских животных), хотя они допускали, что этот процесс протекал во время отступления моря и обнажения суши. Поверхность Земли постоянно изменяется и образуются горы, долины, растения и животные, погибая, превращаются в камни и почву.  По сути эта средневековая теория — крупный прорыв в учении о развитии природы, исторический вариант концепции трансформизма и эволюции.

         В заключение можно сказать, что знание истории развития науки в период средневековья безусловно развенчает стереотип о господстве мракобесия, невежества и застоя, которые определяли специфику данного периода в общей истории человечества. И хотя для большинства людей того времени действительно характерным было все указанное, но человеческое познание в своем развитии не знало остановки. И в Средние века находились пытливые и острые умы, чьими стараниями знания человека о природе во всем богатстве её проявлений развивались и преумножались.

                  

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3599. Механизм ценообразования в переходной экономике 147.5 KB
  Объект исследования: механизм ценообразования в переходной экономике. Цель работы: рассмотреть структуру цены, методы ценообразования, проанализировать влияние отдельных факторов на цену. Методы исследования: метод статистического исследования, мето...
3600. Суть довгих хвиль Кондратьєва в економіці 98.5 KB
  Відомо декілька типів економічних циклів, які іноді називають хвилями. Їх важко виділиті з-за великої кількості їх показників, з-за часової pозмитості гpаниць між ними. Так звані довгі хвилі (цикли) мають довжину в 40-60 років. Розpобка теоpії...
3601. Работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения в школе для детей со сниженным слухом 5.75 MB
  Работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения в школе для детей со сниженным слухом В процессе обучения и воспитания детей большую роль играет речь, поскольку она является не только орудием мышления и средством общения, но и ср...
3602. Креслення – основа політехнічної освіти учнів 6.41 MB
  Креслення – основа політехнічної освіти учнів Креслення – мова техніки Графічна підготовка учнів — складова частина їх політехнічної освіти — сприяє раціональнішому засвоєнню елементів техніки, допомагає глибше вникати в будову о...
3604. Відношення і пропорції. 149.18 KB
  Тема. Відношення і пропорції. Мета: узагальнити і систематизувати знання учнів з теми; показати застосування математичних пропорцій у мистецтві та архітектурі;розвивати вміння застосовувати математику в проблемних ситуаціях; виховувати ерудова...
3605. КАЧЕСТВО САХАРА И ПУТИ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ 4.64 MB
  Введение Увеличение производства сахара в мире, в том числе в Республике Беларусь, связано одновременно с возрастающими требованиями к его качеству. Имея отличные вкусовые качества и высокую калорийность, сахар является одним из самых важных пр...
3606. Водні ресурси України 8.51 MB
  Водні ресурси – це природне багатство, яке вимагає збереження і охорони особливо в теперішній час коли суспільство змінює свої погляди, розширює можливості. У сільськогосподарському виробництві використувується 72,2% території країни, а 57,5%...
3607. ВАНТАЖОПІДЙОМНА, ТРАНСПОРТУЮЧА ТА ТРАНСПОРТНА ТЕХНІКА 9.59 MB
  В посібнику описані сучасні конструкції вантажопідйомної, транспортуючої та транспортної техніки, яка використовується при переміщенні великої кількості вантажів в процесі виробництва в різних галузях народного господарства, в будівництві промислово...