74569

Современный этап в развитии науки

Лекция

История и СИД

Как известно XIX век – это период дисциплинарного оформления науки. Дифференциация научного знания приведшая к появлению новых научных дисциплин со своим предметом и специфическими средствами познания продолжала оставаться ведущей тенденцией развития науки того времени. Сформировались образ науки как дисциплинарно организованного знания и дисциплинарный подход ориентированный на изучение специфических частных закономерностей и явлений.

Русский

2015-01-04

38.56 KB

0 чел.

11

Современный этап в развитии науки

      Современный этап в развитии науки начал свой отсчет приблизительно со 2-й половины XX в. Но некоторые его закладки были сделаны ещё в начале века.  Этот этап характеризуется формированием нескольких основных тенденций.

      Как известно, XIX век – это период дисциплинарного оформления науки. Дифференциация научного знания, приведшая к   появлению новых научных дисциплин со своим предметом и специфическими средствами познания,  продолжала оставаться ведущей тенденцией развития науки того времени. Сформировались образ науки как дисциплинарно организованного знания и дисциплинарный подход, ориентированный на изучение специфических, частных закономерностей и явлений. Дифференциация наук  обеспечивала реализацию возможности  получения глубокого и точного  научного знания в данной конкретной области.  Но к концу XIX – началу XX вв. в связи с новыми  научными открытиями  становится очевидным тот факт, что дисциплинарный подход носит ограниченный характер и не способен объяснить наиболее общие закономерности, фундаментальные законы, раскрывающие взаимосвязи между разными группами и классами явлений или целых областей природы.  

      Напомним об основных открытиях. Это   неевклидова геометрией Н. И. Лобачевского и немца Б. Римана. Закон сохранения энергии, который позволил обосновать единство материального мира и неуничтожаемость энергии. Открытие явления электромагнитной индукции, позволивший показать путь к превращению электрической энергии в механическую и наоборот. Дж. Максвелл установил электромагнитную природу света. А. Эйнштейн обнаружил, что при скоростях, близких к скорости света, не действуют законы ньютоновской механики. Еще одно открытие гениального ученого — теория относительности — заставило по-новому взглянуть на время и пространство, признать существование тела в четырехмерном пространстве, координаты которого — длина, ширина, высота и время.  
Одним из крупнейших открытий XIX в. было построение Д. И. Менделеевым периодической системы элементов, что позволило установить зависимость между атомным весом и химическими свойствами элементов и  предсказать открытие новых. Французский ученый Луи Пастер основал науку о микробах, после чего началась успешная борьба с эпидемическими заболеваниями. Переворот в естествознании произвели ученые, проникшие в тайны «странного мира» — мира элементарных частиц. В 1895 г. были открыты рентгеновские лучи (по имени немецкого ученого Вильгельма Рентгена). Это открытие сразу получило применение в медицине и технике. Затем последовали открытие радиоактивности и исследования в области атомного ядра, связанные с именами таких выдающихся физиков, как Мария Склодовская-Кюри (Польша), П. Кюри (явление радиоактивности, Франция), Н. Бор (квантовая механика, Дания) и Э. Резерфорд («отец» радиофизики, Англия). Эволюционная теория Ч. Дарвина. Ученые проникали не только в тайны атомного ядра, но и лучше узнавали Вселенную. Были открыты новые планеты Уран и Нептун.

        Как следствие мощного прорыва в отдельных областях знания начала складываться другая, противоположная дифференциации, тенденция – интеграция, позволяющая изучать сразу многие процессы и явления в их взаимосвязи с единой мировоззренческой позиции. В процессе интеграции становится возможным использование методов одной науки в другой, что привело к формированию общенаучной методологии. В результате  возникли такие междисциплинарные науки, как астрофизика, биофизика, биохимия, геохимия и т.д. В настоящее время процесс интеграции в науке усиливается, появляются все новые синтетические науки, позволяющие рассматривать объекты и явления в их глубинных взаимосвязях и, одновременно, с точки зрения общих закономерностей и тенденций. Сегодня уже сформированы и продолжают формироваться научные междисциплинарные комплексы, которые занимаются изучением сложных, многоструктурных объектов (человекознание, виртуалистика).

        Дифференциация и интеграция в современной науке дополняются системным подходом. Системность стала базовым методологическим принципом, который предусматривает рассмотрение предметов и явлений окружающего нас мира как части и элементы единого целого, взаимодействующие друг с другом и приводящие к появлению новых свойств системы, отсутствующих у отдельных ее элементов.

   Итак, современная наука опирается на такие подходы и методы познавательной деятельности, как интегративный, междисциплинарный, комплексный и системный.   Следует отметить и эволюционный подход, который в современной науке предстает в форме глобального эволюционизма.

       Глобальный эволюционизм  — это концепция, обосновывающая признание  невозможности существования вселенной и всех возможных порождаемых ею систем вне развития, вне эволюции. В основе лежит идея о единстве мироздания и представление о том, что весь мир является огромной эволюционирующей системой. По сути, это методологическое основание   современной науки.

      В соответствии с этой концепцией глобальный эволюционизм включает четыре типа эволюции: космическую, химическую, социальную и биологическую, объединяя их положением о генетической и структурной преемственности. Обоснованность этой концепции позволяет реализовать возможность   соединения представлений о живой и неживой природе, социальной жизни и техники, а также интегрировать естественно-научное, социально-гуманитарное, экономическое и техническое знание. Глобальный эволюционизм, являясь синтезом системного и эволюционного подхода, претендует на реализацию попытки создать новый тип целостного знания, сочетающий научные, методологические и философские основания.  Концепция глобального эволюционизма была профундирована тремя важнейшими научными достижениями: это теория нестационарной Вселенной, концепция биосферы и ноосферы и  синергетика.

       Так, исследованием космической эволюции занимается новая наука – космология, возникшая на базе теории относительности  и представляющая синтез астрономии, физики, геометрии и др.  В результате были представлены несколько теорий возникновения Вселенной: теория Расширяющейся Вселенной (А.А. Фридман и Э. Хаббл); теория «большого взрыва» (С. Вайнберг); теория «пульсирующей Вселенной»; гипотеза «флуктуации вакуума».

      Системный подход к глобальной эволюции дополняется синергетическим принципом, объясняющим переход от одних систем и структур к другим посредством процесса самоорганизации. Синергетика разрушила представление о стационарном характере Вселенной и позволила идею эволюции из области биологии перенести на объекты физического мира, устранив тем самым противоречие между классической физикой и эволюционной теорией в биологии.

      Синергетика (от др.-греч. совместная деятельность) — междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов с позиций принципов самоорганизации   систем. Основные принципы синергетики как науки о взаимодействии и самоорганизации сложных систем  позволяют объяснить возникновение порядка из беспорядка, понять закономерность как результат взаимодействия множества случайностей, что позволяет по-иному увидеть  многие процессы, происходящие в  сложных по своей природе живых и социальных системах.  

      Появление данного термина связывают с именем Г. Хакена, который выступил с докладом «Кооперативные явления в сильно неравновесных и нефизических системах» (1973г.), а затем вышла его книга «Синергетика» (1977г.).   В синергетике к настоящему времени сложилось уже несколько научных школ.  Среди них – брюссельская школа лауреата Нобелевской премии И. Р. Пригожина, разрабатывающего теорию диссипативных структур, раскрывающую исторические предпосылки и мировоззренческие основания теории самоорганизации. Интенсивно работает и школа самого Г. Хакена в Штутгарте. Классические работы, в которых развивается математический аппарат для описания катастрофических синергетических процессов, были написаны российским математиком В. И. Арнольдом и французским математиком Р. Тома. Эта теория известна как теория катастроф, особенностей или бифуркаций.

      Среди российских ученых - академик А. А. Самарский и член–корр. РАН С. П. Курдюмов. Их школа разрабатывает теорию самоорганизации на базе математических моделей и вычислительного эксперимента на дисплеях компьютеров. Эта школа выдвинула ряд оригинальных идей для понимания механизмов возникновения и эволюции относительно устойчивых структур в открытых (нелинейных) средах (системах). Широко известны также работы академика Н. Н. Моисеева, разрабатывающего идеи универсального эволюционизма и коэволюции человека и природы, работы биофизиков, членов-корр. РАН М. В. Волькенштейна и Д. С. Чернавского.

      Несмотря на разнообразие конкретных тем и направлений исследований, можно выделить несколько базовых положений синергетики. Во-первых, понимание мира как совокупности всего, что доступно наблюдению (по принципу Н. Бора) и что претерпевает непрерывные изменения, в которых просматривается определенная направленность, отличная от стремления к равновесию.

 Во-вторых, весь процесс эволюции системы – процесс самоорганизации. Для описания основ процесса самоорганизации используется терминология дарвиновской триады: наследственность, изменчивость, отбор, но при этом этим понятиям придается более широкий смысл. В-третьих, механизмами изменений и саморазвития выступают бифуркации. Явление бифуркации типично для большинства процессов, развивающихся во времени.  Бифуркация – тоже процесс, протяженный во времени, но длящийся весьма малый его интервал, в течение которого происходит качественная перестройка свойств системы, и определяющее значение в характере дальнейшего развития имеют случайные факторы. В этих условиях память системы резко уменьшается. Процессы бифуркации можно наблюдать и в развитии живого вещества, и в общественной жизни. Так, революционные процессы – типичные процессы бифуркации, т.к. ни в одной революции никому не удавалось предсказать характера постреволюционного развития.                                  

     Синергетика предлагает следующую схему эволюционного процесса. На начальном этапе эволюции происходит медленное развитие свойств системы. Этот процесс более или менее предсказуем. В какой-то момент или внешнее воздействие достигает критического значения, или происходит кумуляция внутренних сил, или то и другое вместе. При этом параметры системы начинают быстро меняться, ранее стабильное состояние резко снижает уровень стабильности, и возникает возможность разных путей развития. В этой ситуации даже незначительное воздействие может повести эволюционный процесс в новом направлении.  Затем наступает новый «спокойный период», который в какой-то момент опять может смениться новым процессом бифуркации.

      В процессе самоорганизации происходит непрерывное разрушение старых и возникновение новых структур, новых форм организации материи, обладающих новыми свойствами. Процессы объединения элементов идут непрерывно и на всех уровнях организации материального мира – в неживой и живой природе, и в обществе. Этот процесс универсален – тенденция к кооперативности проявляется на всех уровнях мироздания.

      Сегодня синергетику понимают и как теорию, как методологический принцип, но корректнее всего трактовать синергетику как парадигму, которая задает определенные достаточно общие концептуальные рамки, некоторые фундаментальные идеи, общепринятые в научном сообществе, и методы и образцы научного исследования.

      По мнению А.А. Крушанова в современной науке, для которой синергетика – это действующее и действенное направление, на грани научного оформления в качестве универсальной подсистемы науки находятся также такие междисциплинарные комплексы, как ритмология – наука о закономерностях периодических движений; симметрийные исследования (симметриология) -  наука об универсальных закономерностях симметрийной организации объектов. Возможно и появление экстремологии – области знания об экстремальных направлениях изменений любой системы.

      Представители современной науки по-новому взглянули на процессы взаимодействия окружающей среды и жизнедеятельности живых организмов. Если в парадигме классической биологической эволюции акцент делался на влияние окружающей среды на все живое, то в новой, системно-синергетической, внимание ученых привлек обратный процесс – влияния и воздействия живых организмов на физические, химические и геологические факторы внешней среды. Многочисленные наблюдения и исследования ученых привели к открытию обратной связи между живой и неживой природой, в результате которой живое вещество меняет в значительной степени лик природы. 

      В исследование этих проблем значительный вклад внесли представители русского космизма – В.И. Вернадский, Н.А. Умов, Н.Г. Холодный, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.

      Понятие «живое вещество» было введено в научный язык В.И. Вернадским. Он определяет его как совокупность живых организмов, включая человечество. Человеческая деятельность оказывает активное влияние на все остальные живые существа, а также на геохимические процессы планеты Земля. Живое вещество, хотя и составляет незначительную часть биосферы, является ее определяющим компонентом. Оно, по определению В.И. Вернадского, представляет «огромную геологическую силу», определяющую всю систему биосферы. В подтверждение этой мысли он указывает на непрерывный рост центральной нервной системы и ее значение в биосфере, а также на организованность самой биосферы. Этот непрерывный процесс эволюции сопровождается появлением новых организмов, что, в свою очередь, оказывает влияние и на саму биосферу, и на ее процессы (изменения почвы, надземных и подземных вод и т.д.).

       Другим центральным понятием учения В.И. Вернадского является понятие ноосферы. Впервые термин «ноосфера» употребил французский ученый Ле Руж после прослушивания лекций В.И Вернадского (в 1927 г.); позднее французский ученый-палеонтолог Тейяр де Шарден в работе «Феномен человека» дал определение ноосферы как одной из стадий эволюции мира. Ноосфера – это результат сознательной деятельности человечества по преобразованию природы, которая становится важнейшим фактором преобразования всей планеты. Возникновение сознания, разума он рассматривает как закономерный результат эволюции биосферы. Однажды возникнув, он начинает оказывать влияние на всю биосферу. Вернадский указывал на то, что ноосфера – сфера разума, это та сила, которая позволит целенаправленно влиять на все сферы жизни, перестраивать ее по законам разума. Здесь он имел в виду возрастающее значение научного познания: под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера приходит в новое состояние – в ноосферу.

       Исторически переход от биосферы к ноосфере начал осуществляться еще в древние времена, когда изобретенные орудия труда позволили изменять, а затем и создавать новую живую природу. Сегодня человеком создана и новая неживая природа. Таким образом, человечество как часть биосферы своей разумной деятельностью оказывало всевозрастающее влияние на происходящие в биосфере процессы. На сегодняшний день в связи с огромными техногенными нагрузками на биосферу остро встает вопрос о сохранении окружающей среды, природы от воздействия на нее человека.

      В этой связи заслуживает внимания концепция коэволюции. Она исходит из того, что человечество должно воздействовать и изменять не только биосферу, но и измениться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. Коэволюционный переход системы «человек - биосфера» к состоянию динамически устойчивой целостности, симбиоза и будет означать превращение биосферы в ноосферу. Для того чтобы это могло свершиться, человечество должно следовать двум важным требованиям – экологическому и нравственному императиву. Первый означает необходимость запрета на все виды человеческой деятельности (в частности, производственной), которые представляют угрозу существованию человечества, или установление жесткого контроля над ними. Второе требование означает изменение мировоззрения людей, воспитание в них чувства уважения, благоговения перед жизнью – любой, будь то растения, живые организмы или сами люди, умение ставить выше не частные, а общие интересы, изживание потребительских идеалов. 

        Существенной тенденцией развития современной науки выступает поиск новых мировоззренческих ориентиров, направленных на целостное обобщение имеющихся многообразных областей знания, что должно способствовать созданию единой общенаучной картины мира. Эта новая картина мира должна включать в себя разные объяснения  многообразных явлений мира, в том числе и паранаучные. К паранаучным феноменам относят алхимию, астрологию, уфологию, парапсихологию или психофизику и др. В сфере психофизики сегодня работает много ученых различных специальностей. К данной сфере исследований относят ряд таких паранормальных явлений, как различные виды экстрасенсорики: телепатию, психо- и телекинез, восприятие экранизированных или удаленных в пространстве и во времени предметов или событий, способность воздействовать на весомые тела, находящиеся вне сферы нашей моторной деятельности при помощи мыслей, психики. Сюда же относятся левитация (нейтрализация поля тяготения), полтергейст (в переводе с нем. «возня духов», в нашем простонародье «барабашка»).

      Итак, современной науке свойственны следующие характеристики.

  1.  Широкое распространение идей и методов синергетики – теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы.
  2.  Укрепление парадигмы целостности, т. е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир.
  3.  Широкое применение идеи  коэволюции,  позволяющей создать обобщенную картину всех мыслимых эволюционных процессов, что привело к концепции глобального эволюционизма.
  4.  Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении.
  5.  Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии – в том числе рационалистической включая диалектико-материалистическую.
  6.  Постепенное и неуклонное ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса – логического, понятийного компонента и усиление роли внерационального компонента.
  7.  Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта.
  8.  Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития («историзация», «диалектизация» науки).
  9.  Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности.
  10.   Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.
  11.    Формирование нового – «организмического» видения (понимания природы).
  12.   Понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенностного.

      Таким образом, современная наука даже в малом не может обойтись без вероятностей, нестабильностей и неопределенностей. Они пронизывают все мироздание – от свойств элементарных частиц до поведения человека, общества и Универсума в целом. Поэтому в наши дни все чаще говорят о неопределенности как об атрибутивной, интегральной характеристике бытия, объективной во всех ее сферах.

      


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62925. Воспитание патриотизма на уроках музыки в начальной школе 40.68 KB
  Теоретические основы патриотического воспитания школьников Патриотическое воспитание школьников: цель задачи принципы. Возрастные особенности младших школьников. Общетеоретическое значение для изучения педагогических аспектов патриотического воспитания...
62928. Вторая мировая война: причины, итоги, уроки 97.49 KB
  Пора разобраться с этим вопросом и сказать союзникам простое человеческое спасибо ибо 9 Мая –день окончательной победы над фашизмом –день одинаково важный для фронтовиков –участников Второй мировой войны.
62929. Структура Уголовного кодекса; правила квалифицирования 8 MB
  Задачи: дать детям начальные знания о правовой системе РФ; объяснить актуальность изучения уголовного права; показать взаимосвязь поступков и характеров для развития в детях стремления к сознательному самовоспитанию; предупредить о последствиях противоправного поведения...
62930. Моделирование и стилизация национального костюма народов Поволжья (на примере костюма Казанских татар XIX-начала XX вв.) 15.65 KB
  Цель: изучение самобытных древних традиций становления национального костюма и использование в стилизации и моделировании костюма в создании образа авторской куклы. Развивать познавательное ориентированное отношение к стилистическим элементам национального костюма казанских татар...
62932. Як музика розповідає про зиму? 252.82 KB
  Давайте привітаємось Я до вас а ви до мене. Давайте проспіваємо поспівку Під березу їжачок. Співаю Давайте візьмемо нотку ля розспівуємося А зараз давайте всі разом заспіваємо: Під березу їжачок наносив сінця стіжок.