74585

ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОЗЕР И БОЛОТ

Лекция

География, геология и геодезия

Источниками питания озер служат атмосферные воды поверхностный сток и подземная разгрузка водоносных горизонтов; Основную массу воды в озера поставляют реки. По величине озера сильно различаются площадь крупных озер-морей измеряется сотнями тысяч квадратных километров...

Русский

2015-01-04

220.5 KB

0 чел.

ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОЗЕР И БОЛОТ

К деятельности моря близка геологическая деятельность озер — замкнутых водоемов, не имеющих непосредственной связи с Мировым океаном. Однако по сравнению с морями масштабы геологической деятельности озер намного скромнее и это естественно, так как суммарная их площадь почти в 120 раз меньше площади Мирового океана. Вместе с тем в масштабах нашей планеты деятельность озер играет заметную роль в связи с их большим распространением, например, только в Карелии насчитывается до 44 тыс. озер, площадь каждого из которых около 1 км2, иногда более. Общая площадь озер на Земле достигает 2,7 млн. км2, что соизмеримо с площадью Средиземного моря.

Источниками питания озер служат атмосферные воды, поверхностный сток и подземная разгрузка водоносных горизонтов;

Основную массу воды в озера поставляют реки. По величине озера сильно различаются — площадь крупных озер-морей измеряется сотнями тысяч квадратных километров (табл. 6).

Таблица 6

Озеро

Континент

Площадь озера, тыс. км2

Высота над уровнем моря, м

Каспийское море

Аральское море

Байкал

Иссык-куль

Мертвое море

Верхнее

Титикака

Виктория

Азия

-/-

-/-

-/-

-/-

Северная Америка

Южная Америка

Африка

395

65,5

30,5

6,13

0,98

82,4

8,3

69,4

- 28

53

455

1609

- 392

183

3812

1134

Изолированность озер от Мирового океана проявляется и в различии их гипсометрического уровня — встречаются озера на отметках от —392 м (Мертвое море) до 5400 м (оз. Хорпатсо в Тибете). Существенно различаются озера по глубине, солености воды и т. д. Однако их главным классификационным признаком является происхождение озерной котловины. По этому признаку выделяются озера экзогенные, происхождение которых связано с поверхностными факторами, и эндогенные, появление которых обусловлено поверхностным проявлением глубинных факторов.

Экзогенные озера делятся на котловинные и плотинные. Котловинные озера в зависимости от происхождения котловины бывают эрозионными и провальными (карстовыми). Среди эрозионных озер различаются ледниковые, речные и эоловые. Ледниковые озера заполняют троговые долины, связанные с геологической деятельностью ледника, речные озера образуются в отшнурованных участках русла — старицах, эоловые озера расположены в углублениях эолового происхождения, обычно в котловинах выдувания. Провальные (карстовые) озера возникают на месте провала земной поверхности над карстовыми или другими пустотами.

Плотинными называются озера, у которых одной из стенок углубления служит плотина. В зависимости от происхождения плотины различают озера ледниковые, лавинные, обвальные, моренные и т. д.

К эндогенным озерам относятся тектонические и вулканические озера. Тектонические озера обычно образуются в результате опускания блоков земной коры (например, Байкал, Рица и др.), вулканические часто связаны с кратерами потухших вулканов.

Другим классификационным признаком озер является их водный режим. По этому признаку озера делятся на проточные и бессточные. Проточные озера связаны как с впадающими в них, так и вытекающими из них реками. Примером проточного озера является Байкал, в который впадают многие реки (Селенга, Баргузин и др.) и из которого вытекает Ангара. В бессточные озера реки только впадают. Примером таких озер могут служить Каспийское и Аральское моря.

Важную роль играют химический состав и минерализация озерных вод. По минерализации вод озера делятся на пресные, солоноватые и соленые. Минерализация пресных озер не превышает 1 0/00; примером такого озера является Онежское с минерализацией до 30 мг/л. К категории солоноватых относятся озера с минерализацией от 1 до 24, 0/00, например, Каспийское море с минерализацией около 13 0/00. Минерализация вод соленых озер превышает 24 0/00; примером может служить оз. Эльтон с минерализацией до 28 0/00.

По составу солей озера делятся на содовые, сульфатные и соляные.

Геологическая деятельность озер близка к деятельности морей и обычно уступает ей лишь по масштабам проявления. Для берегов озер характерна озерная абразия, которая в случае крупных озер (например, Каспийского моря) вполне соизмерима по масштабам с морской. Озерные течения транспортируют приносимые в озеро обломки пород; на дне озер происходит накопление обломочных, органогенных и хемогенных пород. Однако отличительной особенностью озерных осадков является тонкая слоистость, обусловленная сезонными колебаниями температуры, которые определяют смену условий осадконакопления.

Обломочные осадки озер в основном приносятся реками; образуются они также при разрушении берегов и дна озер. В литологическом отношении обломочные осадки представлены илами, песками, гравием, галькой. При уплотнении осадков образуются песчаники, конгломераты, брекчии и т. д.

Органогенные осадки озер, как правило, представлены скоплениями раковин, органогенными илами. Из этих осадков образуются известняки, горючие и битуминозные сланцы, сапропелевые угли и другие горючие полезные ископаемые.

Химические осадки откладываются главным образом в бессточных озерах. Вода таких озер обычно насыщена NaCl, MgCl2, содержит CaSO4, MgSO4, Na2SO4, K2SO4, CaCl2 и другие соли. В сухое время года, когда значительная часть воды в озере испаряется, происходит интенсивное выпадение солей в осадок. В озерах нередко осаждаются железные руды — бурые железняки.

Озерные водоемы в масштабах геологического времени обычно недолговечны. Большинство из них заносятся осадками, а затем, зарастая растительностью, превращаются в болота (рис. 42).

Болотами называют участки земной поверхности с избыточным увлажнением почвы и поверхностных горных пород и развитием болотной растительности. Они достаточно широко развиты на поверхности суши, занимая площадь около 175 млн. га; 72,6 % этой площади находятся на территории нашей страны.

Особенностью развития болот является накопление и разложение растительных остатков в переувлажненной среде. Отмирающая болотная растительность накапливается на дне водоема в большом количестве, но вследствие недостатка кислорода подвергается лишь слабому разложению. Из этих полуразложившихся растительных остатков и образуется торф, представляющий собой уплотненную, обогащенную углеродом массу отмерших остатков растений.

При распаде растительного вещества в условиях болот обычно выделяются углекислота, метан и различные органические кислоты, придающие болотным водам бурую окраску. В результате неполного разложения органической массы она постепенно обогащается углеродом и со временем превращается в черное углистое вещество. Давление вышележащих осадков и повышенная температура недр приводит к полному разрушению растительных тканей, относительному уплотнению торфяной массы, уменьшению содержания в ней водорода и кислорода и значительному увеличению содержания углерода. В результате торф превращается в бурый уголь (лигнит). Последующее погружение в область более высоких давлений и температур приводит к дальнейшей переработке лигнита и превращению его в каменный уголь.

Угли озерно-болотного происхождения называют лимническими. Такие угли развиты, например, в Подмосковном угольном бассейне.


Рис. 42. Процесс зарастания озера и превращения его в болото:
а – г – стадии зарастания


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81636. Бабусенько ріднесенька 190.5 KB
  Мета: сприяти розвитку навичок виразного читання,слухання та комунікативних умінь; розвивати мовлення, творчу фантазію, збагачувати словниковий запас, уміння висловлювати думку; підкреслити важливу роль бабусі у житті кожної людини, допомогти відчути цінність зв’язку між поколіннями та дитиною...
81637. У гостях у дієслів майбутнього часу. Дієслова майбутнього часу. Змінювання дієслів майбутнього часу за особами і числами 49.5 KB
  Мета: закріпити знання учнів про часові форми дієслів; навчитись утворювати просту і складену форми дієслів майбутнього часу; змінювати дієслова майбутнього часу за особами та числами; вчити працювати творчо; висловлювати свої думки; виховувати любов до рідної матусеньки.
81638. Іменник (узагальнюючий урок) 40 KB
  Мета: узагальнити знання учнів про граматичні ознаки іменника, розвивати вміння робити висновки та узагальнювати вміння аналізувати, розвивати творчі вміння аналізувати, розвивати творчі здібності, усне і писемне мовлення, виховувати старанність, любов до мови.
81639. Україна на планеті Земля 69.5 KB
  Мета: дати учням загальне уявлення про розташування України на карті; формувати пізнавальні комунікативні компетентності творче мислення; розвивати спостережливість уміння порівнювати класифікувати самостійно робити висновки; виховувати любов до своєї Батьківщини ощадливе ставлення до природи.
81640. Дівчатка й хлопчики 32.5 KB
  Хлопчики підходять до дівчаток і роблять їм комплімент потім навпаки. Діти називають риси характеру дівчаток і хлопчиків. Вчитель підводить їх до висновку що у дівчаток і хлопчиків є спільні риси характеру. Сьогодні поговоримо про дівчаток і хлопчиків жінок і чоловіків і про те чим...
81641. Стосунки зі старшими й молодшими. Образливі слова. Дружба 30.5 KB
  Мета. Довести до дітей значення стосунків і звичок для здоров’я людини. Виховувати шанобливе ставлення до людей різного віку. Обладнання. Зошит, підручник, ілюстрації до казок, кола з паперу червоного, зеленого й жовтого кольорів.
81642. Лики красоты 70.5 KB
  Красота и здоровья учащиеся владеют достаточно теоретическими знаниями о взаимосвязи гигиены спорта красоты и здоровья но в жизни часто не умеют отличить красивое от модного высокое прекрасное от попсы. Учитель Согласно данным опроса старшеклассниц 69 девушек формируют свой идеал красоты...
81643. О. Буцень «Чи є зима?» Розробка уроку українського читання у 2 класі 60 KB
  Українське читання Тема: О.Буценя Чи є зима удосконалювати навички правильного и виразного читання та навички літературного аналізу; формувати вміння працювати над текстом; орієнтуватися в структурі; розвивати самостійність критичність мислення пізнавальні інтереси. формувати соціальну компетентність: учити дітей працювати в парах у групах дискутувати вести діалог; виховувати спостережливість бережливе ставлення до природи культуру мовлення Обладнання: складова таблиця маски картки для читання малюнки черепахи сороки і ворони;...
81644. Відчиняє двері казка 103 KB
  Мета: перевірити і закріпити знання учнів з вивчених тем Українські народні казки та Казки українських письменників; удосконалювати діалогічне та зв’язне мовлення; виховувати гостинність бажання допомагати один одному. Які бувають казки Казки бувають народні і літературні.