74595

Отравляющие вещества раздражающего действия

Лекция

Военное дело, НВП и гражданская оборона

Изучить патологию клинику и лечение поражений ОВ раздражающего действия. Рассмотреть медицинские средства профилактики оказания помощи и лечение поражений ОВ раздражающего действия. Бадюгина Материальное обеспечение: Таблицы по ОВ раздражающего действия.

Русский

2015-01-04

23.47 KB

0 чел.

Содержание: Тема № 6 «Отравляющие вещества раздражающего действия. Клиника. Диагностика и лечение».

 

 Учебные цели: 1. Изучить патологию, клинику и лечение поражений ОВ раздражающего действия.

2. Рассмотреть медицинские средства профилактики, оказания помощи и лечение поражений ОВ раздражающего действия.

 

 Место: класс ЭТ и МЗ

 Метод: лекция.

 

Руководства и пособия:

  1.  «Экстремальная  токсикология»  Лужников Е.А., ГЭОТАР-медиа  2006 г.  272с
  2.  «Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита» Куценко С.А., ФОЛИАНТ  2004 г. 528с
  3.  «Тестовые задания по военной токсикологии, радиобиологии и медицинской защите» Куценко С.А., ФОЛИАНТ  2006 г. 224с
  4.  «Военно-полевая терапия. Национальное руководство»  Быков И.Ю., Раков А.Л., Сосюкин А.Е., ГЭОТАР-медиа  2007 г. 416с
  5.  «Руководство к практическим занятиям по военно-полевой терапии» Шепеленко А.Ф., 2007 г. 288с
  6.  «Военная медицина и катастрофы мирного времени»  Нечаев Э.А., Фаршатов М.И., КВАРТЕТ 1994 г. 320с   
  7.  «Военная токсикология, радиология и защита от ОМП». Москва. Воениздат. 1992 года. Под редакцией И. С. Бадюгина

   Материальное обеспечение: 

  1.  Таблицы по ОВ раздражающего действия.
  2.  Схемы: принципиального развертывания МПП, ОМедБ (ОМО).
  3.   Макеты: развернутого МПП, ОМедБ (ОМО).
  4.  Слайды по ОВ раздражающего действия.
  5.  Технические средства обучения: ЛЭТИ-60.

Учебные вопросы и расчет времени:

№ п/п

Учебные вопросы

Время в мин

1.

Физико-химические и токсические свойства хлорацетофенона, адамсита, Си-Эс, Си-Эйч и др.

20 мин.

2.

Клиника поражения

20 мин.

3.

Патогенетическая и симптоматическая терапия

20 мин.

4.

Содержание и организация оказания медицинской помощи пораженным в очаге и на этапах медицинской эвакуации

20 мин.

 

Введение.

 Раздражающим действием обладают многие органические и неорганические соединения. В период первой мировой войны в боевых условиях было испытано несколько десятков веществ раздражающего действия общим весом около 10000 тонн.

 США ратифицировав только в 1974 году Женевскую конвенцию 1925 году, запрещающую применение на войне удушливых, ядовитых дымов и бактериологических средств, оставили за собой право применения раздражающих веществ, утверждая, что эти вещества не относятся к химическому оружию. Однако печальные результаты применения американцами таких веществ в годы войны против свободолюбивых народов Индокитая и использование их как средства разгона демонстраций трудящихся в наши дни свидетельствуют о другом: раздражающие вещества при больших концентрациях вызывают серьезные заболевания и могут приводить к гибели пострадавших.

Вопрос 1. Физико-химические и токсические свойства хлорацетофенона, адамсита, Си-Эс, Си-Эйч.

К ОВ раздражающего действия относятся ядовитые дымы, которые, воздействуя на наружные слизистые глаз и верхних дыхательных иутей в малых концентрациях, вызывают острые нарушения рефлекторного характера. Проникновение высоких концентраций раздражающих ОВ в глубокие отделы дыхательных путей приводит к развитию токсической бронхопневмонии или отека легких. К ОВ раздражающего действия относятся хлорацетофенон, фенарсазинхлорид, дибензоксазепин. Многие другие химические продукты способны оказывать раздражающее действие на слизистые, в том числе представители других групп ОВ (фосген, дифосген, хлорпикрин, хлорциан, иприты, люизит). Однако такое действие для них является побочным, второстепенным.

1) Хлорацетофенон.N) (фенилхлорметилкетон)

Лакриматор слезоточивого действия. Температура кипения + 247, концентрация при 20 гр. Цельсия- 0,1 мг /л.

2) Адамсит. (DM) (фенарсазинхлорид).

Стерниты чихательного действия. Температура кипения + 410, температура плавления  + 195 гр; концентрация при 20 гр. Цельсия- 2 на 10 в минус 5 степени мг/л.

3) Си-Эс (CS) (2-хлорбензилиденмалонодинитрил).

Температура кипения + 310, температура плавления + 95 гр. Цельсия. Смешанного действия

4) Си-Эйч (CR) (дибензоксазепин).

Температура плавления + 72 гр. Цельсия. Смешанного действия.

Хлорацетофенон- лакриматор слезоточивого действия впервые был синтезирован в 1878 году. В чистом виде это бесцветное кристаллическое вещество с запахом, напоминающим цветущую черемуху или фиалку. Пары его в 5,3 раза тяжелее воздуха, плохо растворим в воде, хорошо в органических растворителях и некоторых жидких ОВ (иприт, жидкий фосген). Разрушается действием щелочей при нагревании. Применение его возможно в виде аэрозолей, растворов и в смеси с другими ОВ.

Адамсит получен в 1915 году Виландом в Германии и независимо от него в 1918 году в США Адамсом, именем которого и назван. В чистом виде- это кристаллы ярко-желтого цвета. В воде не растворяется, в органических растворителях и других ОВ растворяется слабо. Адамсит обычными окислителями с трудом окисляется до нетоксичного продукта.

Си-Эс был синтезирован Карлоном и Сеттоном к 1923 году. Кристаллический порошок белого цвета (или бесцветный) с молекулярным весом 189. Плохо растворим в воде, хорошо  растворяется в органических растворителях, в жирах, липоидах.

Си-Эйч желтый порошок с молекулярным весом 195,25. растворяется в воде, органических растворителях. Длительное время сохраняет способность вызывать раздражающее действие.

Вопрос 2. Клиника поражения.

Хлорацетофенон воздействует в основном на слизистые глаз и обладает слезоточивым действием.

Адамсит поражает преимущественно слизистые верхних дыхательных путей, вызывая кашель и загрудинные боли.

Отравляющие вещества CS, CR обладают и слезоточивым и раздражающим действием, они являются и лакриматорами и стернитами.

Хлорацетофенон, CS, CR  действуют на наружные слизистые почти мгновенно, поражения адамситом проявляется через 5-10 минут. Общая продолжительность поражения практически равна времени пребывания в зараженной атмосфере. По выходу из очага заражения у большинства пораженных работоспособность восстанавливается через 5-10 минут, однако светобоязнь сохраняется 1-3 часа.

Картина поражения в очаге характеризуется появлением острого конъюнктивита: чувство «песка» в глазах, обильное слезотечение, судорожное спазмирование век с закрытием глазной щели.

Проникновение ОВ в дыхательные пути вызывает насморк, чихание, генерализованную зубную боль ( боль в челюстях), царапающую боль в глотке, жжение в груди, слюнотечение, болезненный кашель. На коже в местах соприкосновения с дымовыми частицами CS, CR возникают чувство жжения и эритематозное воспаление.

При вдыхании высоких концентраций пораженный испытывает смертельный страх. У него возникают судорожно-спастическое дыхание, носовые кровотечения. При невозможности своевременно выйти из загазованной атмосферы и отсутствие противогаза развивается токсический отек легких

При тяжелых поражениях возможно резорбтивное действие, обусловленное наличием в составе  молекулы ОВ трехвалентного мышьяка (адамсит) и цианистых (нитрильных) групп (CS, CR). Таким образом у большинства пораженных CS, CR возникает легкая форма поражения наружных слизистых глаз и дыхательных путей, которые диагностируются как токсические кератоконъюнктивиты и катары верхних дыхательных путей. У отдельных лиц может возникнуть и токсический отек легких.

При вдыхании аэрозолей ОВ раздражающего действия развивается клиническая картина отравления с симптомами раздражения дыхательных путей, нарушений функций сердечно-сосудистой системы и дыхания. Можно различать три степени отравления: легкую, среднюю и тяжелую, которым соответствуют- легкая, сильная и нетерпимая степень раздражения верхнего отдела дыхательных путей, которое проявляется в виде чихания, жжения в носу и носоглотке с расширением сосудов слизистой оболочке зева. Явления раздражения переносятся без особого труда, боеспособность почти не страдает.

При средней степени отравления симптомы раздражения слизистых оболочек носа и носоглотки становится более выраженными. При этом в процесс вовлекаются средние отделы дыхательных путей. У пострадавших появляются неудержимое чиханье, истечение слизи из носа, слюно- и слезотечение, кашель, боль за грудиной.

Слизистая оболочка носовой полости гиперемирована и отечна. К загрудинным болям, переносимым с трудом, присоединяются боли в области лобных пазух. Дыхание становится неритмичным и учащенным. Появляются головная боль и тошнота.

При тяжелой степени отравления поражаются все отделы дыхательных путей. Для этой степени характерны наличие нетерпимых болей за грудиной. Объективно: обильный насморк, непрерывное чиханье, отечность мягкого неба и задней стенки глотки, диффузная (разлитая) гиперемия слизистой оболочки зева, покраснение и отечность конъюнктивы глаз, слезотечение, замедленное и поверхностное дыхание, депрессивное состояние, лицо синюшно, конечности холодные на ощупь. Тяжелые отравления часто сопровождаются моторными, сенсорными и психическими расстройствами. Ощущаются боли в суставах и мышечная слабость, наблюдаются нарушения в координации, иногда паралич отдельных групп мышц. Возможно полная потеря работоспособности до 1 часа.

Все эти явления продолжаются несколько часов. Полная работоспособность восстанавливается через 2-3 дня. Высокие концентрации при длительной экспозиции могут вызывать воспалительные явления в верхних дыхательных путях, бронхах и легких, а на открытых участках кожи покраснения, отечность и зуд. При употреблении воды или продуктов зараженных ОВ раздражающего действия, быстро появляются слюнотечение, тошнота, боли в животе, рвота и тенезмы. Все это сопровождается головной болью, головокружением и жжением в горле. Расстройство функций ЖКТ возможно также при заглатывании зараженной слюны. Явление отравления исчезают через несколько дней.

Вопрос 3. Патогенетическая и симптоматическая терапия.

При оказании медицинской помощи при поражении раздражающими ОВ исходят из их рефлекторного и местного воспалительного действия. Устранение афферентной импульсации с наружных  слизистых, предупреждение и ослабление местных воспалительных изменений составляет сущность оказываемой медицинской помощи. Эти же мероприятия будут способствовать предупреждению токсического отека легких.

Для устранения импульсации с наружных слизистых применяют вдыхание летучих наркотических средств и анестетиков. Хлороформ, диэтиловый эфир, этиловый спирт входят в состав противодымной смеси, которая выпускается в ампулах с марлевой оплеткой. Также готовится летучий анестетик фицилин. Эти препараты после раздавливания ампулы назначаются ингаляционно под маску противогаза по 2 мл. 3-4 раза через каждые 15 мин. В конъюнктивальный мешок закапываются по 2 капли 0,5 % дикаина. Если местно действующих средств недостаточно, то показано в/м введение 1% раствора морфина или 2% раствора промедола по 1 мл. Внутрь назначается феназепам 3-5 мг., анальгетики- салицилаты.

Вопрос 4. Содержание и организация оказания медицинской помощи пораженным в очаге и на этапах медицинской эвакуации.

Первая помощь в очаге поражения: 

- надеть противогаз;

- при раздражении дыхательных путей под шлем-маску противогаза заложить 1-2 ампулы противодымной смеси; фицилин.

Вне очаг:

- снять противогаз;

- при раздражении дыхательных путей вдыхать противодымную смесь, фицилин.

- промыть водой с фляги глаза и прополоскать водой рот.

- при попадании ОВ в желудок вызвать рвоту.

Доврачебная помощь вне очага:

- снять противогаз;

- при раздражении дыхательных путей вдыхать противодымную смесь, фицилин.

-  промыть водой с фляги глаза и прополоскать водой рот;

- при попадании ОВ в глаза, промыть глаза, прополоскать рот, обмыть кожные покровы лица, рук 2% раствором бикарбоната натрия;

- в случае сильно выраженных явлений раздражения дыхательных путей, наличии болевых ощущений ввести п/к 1 мл. 2% раствора промедола;

- при поражении кожных покровов наложить противоожоговую повязку.

Первая врачебная помощь:

- сменить обмундирование (по возможности);

- при сильно выраженных симптомах раздражения дыхательных путей и боли в глазах ввести п/к 1 мл 2% раствора промедола или омнопона;

- обильно промыть полость рта, слизистую глаз, кожу лица и рук 2% раствором соды (бикарбоната натрия);

- при болях в глазах закапать 1-2 капли 2 % раствора новокаина или 1% раствора атропина, заложить, заложить за веки синтомициновую мазь;

- при необходимости вводятся сердечно-сосудистые средства, дыхательные аналептики;

- при поражении кожи обработать ее 5 % раствором перманганата калия или 2 % раствором хлорамина, после чего положить противоожоговую повязку;

- при попадании ОВ в желудок- промыть желудок 0,02 % раствором перманганата калия с последующей дачей жжения магнезии 5,0-10,0 в течение часа, в последствии прием повторить по 1,0-2,0 каждые 2 часа (8 раз)

- антибиотикотерапия.

На МПП направляют только пораженных с резко выраженным раздражением глаз, дыхательных путей или со значительным поражением кожи.

При поражении дыхательных путей и нарушения дыхания мед. помощь такая же как и при поражении ОВ удушающего действия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54146. Диференційований підхід при вивченні дисципліни «Вища математика» 55.5 KB
  Він направлений на те щоб навчити студентів розуміти загальні завдання навчання організовано працювати допомагаючи один одному формувати відчуття честі колективу і здатність відстоювати її. Принцип диференційованого індивідуального підходу до студентів обумовлений особливостями індивідуального розвитку типів вищої нервової діяльності а також прагненням найкращим чином розвивати в процесі навчання творчі сипи і здібності студентів. За малої кількості навчальних годин орієнтація на максимум засвоєння навчального матеріалу практично...
54147. ВІДПОЧИНОК ПОРУЧ З МАТЕМАТИКОЮ 77 KB
  У теплий червневий вечір мешканці вулиці Абхазька міста Дніпропетровська стали свідками незвичайного. З рюкзаками та чемоданами у гуртожиток Дніпропетровського обласного ліцею-інтернату фізико-математичного профілю стали збиратися юнаки та дівчата. Це дійсно було дивним, бо давно вже канікули.
54148. Сценарій проведення гри-конкурс «Математичне асорті» 89.5 KB
  Мета: Розвивати та поглиблювати інтерес учнів до математики, виховувати згуртованість, повагу до товаришів та їхньої думки. Сприяти формуванню та розвитку інтелектуальних здібностей.
54149. ФОРМУВАННЯ ПІЗНАВАЬНОГО ІНТЕРЕСУ ТА ПІЗНАВАЛЬНОЇ АКТИВНОТІ УЧНІВ ПОЧАТКОВИХ КЛАСІВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ТА ЧИТАННЯ 505 KB
  Мета сучасної української школи – створити максимально сприятливі умови для розвитку індивідуальності, для формування творчих здібностей кожного учня. У кожної дитини є індивідуальні особливості памяті, уваги, мислення. Активізуючи їх, я визначаю пізнавальні можливості і стимулюю пізнавальний інтерес.
54150. Анализ кредиторской задолженности 211 KB
  Эффективное управление кредиторской задолженностью предприятия на сегодняшний день является одной из первоочередных и актуальных задач для решения которых требуется провести исследования в этой области.
54151. ТИЖДЕНЬ МАТЕМАТИКИ 80 KB
  Шановні студенти Ми зібралися тут не тільки з’ясувати хто краще уміє вирішувати задачі головоломки рахувати а ще і для того щоб довідатися багато нового цікавого. Завдання вікторини написані на окремих аркушах кожний з яких містить малюнок Шановні студенти Дозвольте запропонувати вам невелику логічну задачу. Шановні студенти Чи не можете ви пояснити причину настільки дивного на перший погляд рішення математика Шановні студенти Відомо що всі тіла на Місяці в 6 разів менше ніж на Землі. Яке устаткування ви візьмете із...
54153. КОНКУРС ВЕСЕЛЫХ МАТЕМАТИКОВ 32.5 KB
  Сколько лыжников посещают хор Найдите пятую степень числа 2. Сколько денег досталось каждому Разделить на две части 25 рублей так чтобы одна часть была в 49 раз больше другой. Сколько лет человеку Если к возрасту моего сына прибавить столько и еще полстолько то получится 10 лет. Сколько лет сыну Сколько в 1 кубическом метре кубических сантиметров Исполняются номера художественной самодеятельности.
54154. «Математика - жизнь и здоровье человека» для учащихся 5-7 классов 83.5 KB
  Так как преподавание в школе ведётся на русском языке, с целью формирования и развития навыков общения на государственном языке сценарий разработан в виде диалога его участников на двух языках.