7464

Менеджмент - наука, практика и искусство управления: эволюция становления и развития

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Тема 1: Менеджмент - наука, практика и искусство управления: эволюция становления и развития Введение в менеджмент. История развития управленческой мысли. Становление и развития менеджмента. Опыт и основные тенденции развития...

Русский

2013-01-24

184 KB

101 чел.

Тема 1: Менеджмент - наука, практика и искусство управления: эволюция становления и развития

  1.  Введение в менеджмент.
  2.  История развития управленческой мысли.
  3.  Становление и развития менеджмента.
  4.  Опыт и основные тенденции развития менеджмента США,

Японии и европейских стран.                       

  1.  Современный менеджмент и необходимость его развития в

Украине.     

      I.    Трансформация экономики Украины к новой социально-экономической формации, основанной на рыночных отношениях, связана, прежде всего, с коренной перестройкой системы управления ею и хозяйственных субъектов. Становясь объектом товарно-денежных отношений, организация обязана сформировать такую систему управления, которая обеспечила бы высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.

    Эффективно управлять организацией или ее подразделениями в современных условиях невозможно без глубокого понимания сущности и содержания менеджмента.

     Что же  собой представляет « менеджмент»? «Менеджмент» имеет достаточно широкое толкование – управление, влияние, искусство управления, способ управления и т.п. С лингвистической стороны, слово «менеджмент» образовано от menaqe (с франц. домоводство; to menaqe  с англ. – искусство объезжать лошадей). В той или иной мере  понятие  “ менеджмент” отражает воздействие или влияние, но это достаточно узкое трактование. Менеджмент – сложное, емкое и многогранное явление, охватывающее:

  •  умение человека добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей;
  •  функции, виды деятельности, связанные с управлением людьми в организациях различных типов;
  •  область человеческого знания, помогающая управлять;
  •  определенную категорию людей (социальный строй), осуществляющих управление;
  •  орган управления, административная единица.

        Обычно определение “менеджмент” применяют только к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации, действующей в рыночных условиях. Но в последнее время это понятие стали широко применять к нехозяйственным, непредпринимательским организациям.

    Следует различать понятия “управление”, “”менеджмент” и “руководство”.

       

 Хотя понятие “менеджмент” и “управление” близки по значению, однако термин “управление” намного шире, поскольку применяется к различным видам человеческой деятельности, к сферам и органам управления ( см. рис.1.1).

                                   Рис. 1.1.      Классификация управления

   Управление – это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и их участников, осуществляющих в целях придания определенной направленности и получения желаемых результатов.

          В широком понимании в специальной управленческой литературе даются различные толкования менеджмента. Наиболее часто используемые подходы к определению сущности и содержания менеджмента представлены на рис. 1.2.

                          Рис. 1. 2.   Определение понятия «менеджмент»

       Как видим, понятие менеджмент можно рассматривать с разных сторон и разных точек зрения, каждая из которых открывает новые грани предмета исследования науки управления.

Менеджмент рассматривается как вид деятельности человека,

    направленный на достижение определенной цели или целей.

         «Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие.
Всюду, где мы вкладываем только экономические факторы производства,
особенно капитал, мы не добивались развития. В немногих случаях, когда мы
смогли породить энергию менеджмента, мы порождали стремительное развитие. Развитие, иными словами, - дело скорее человеческой энергии, чем
экономического богатства. Генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента» (Питер Друкер).

          С позиции деятельности человека, менеджмент представляет собой

особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение

в хозяйственной жизни организации оптимальных результатов на основе разумного использования материальных, трудовых, финансовых, информационных и организационных ресурсов, применения многообразных функций, принципов и методов управления.

          2. Менеджмент определяется как процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и

управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

Процесс управления есть информационный процесс, т.е. процесс формирования, восприятия, передачи, обработки и хранения информации. Хотя следует сказать,

что управление не сводится к информации, но и немыслимо вне информации.

              Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях. Процесс управления предполагает выполнение функций организации, планирования, мотивации и контроля, осуществляя которые менеджеры

обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям.

Поэтому, менеджмент можно рассматривать с двух взаимосвязанных сторон.

               С одной стороны, менеджмент представляет собой процесс

взаимосвязи функций управления (организации, планирования, мотивация, контроль), необходимый для достижения целей организации. Менеджмент

как процесс отражает динамику управления.

           С другой стороны, менеджмент – это умение добиваться

поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы, работающих в организации. Такая трактовка является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника,

группы и организации в целом с целью достижения максимальных

результатов. Это влияние осуществляют менеджеры. Поэтому менеджмент нередко отождествляют с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления                                                                                                                                                                                                      3.  Менеджмент рассматривается как иерархическая организационная структура, в рамках которой реализуются функции управления. В свою

очередь иерархия аппарата управления находит свое конкретное отражение в структуре управления тем или иным предприятием (организацией). Таким

образом, аппарат управления является составной частью любой организации

и ассоциируется с понятием менеджмента. Без него организация, как

целостное образование, не может существовать и работать эффективно. Аппаратный подход фокусирует свое внимание на структурном составе, на характере связей между звеньями и элементами структуры управления. В

этом смысле менеджмент как структура отражает статику управления.

          4.  Менеджмент рассматривается как категория людей, занятых   управлением. Процесс управления обеспечивается профессионально в

   области управления. Умение ставить и реализовывать цели основатель

   школы научного менеджмента Ф. Тейлор определял как искусство точно

знать,  что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым

способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей –

         менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями

   всего персонала для достижения целей. Главной задачей управленческого

   персонала  является эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда,

информации).

 5.  Менеджмент как искусство. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-экономические системы, функционирование которых оказывают влияние многочисленные факторы внешней и внутренней среды. Люди, работающие

в организациях и с организациями, - это самый главный фактор, учет которого требует не только использование научного подхода, но и искусства его

применения в конкретных ситуациях. Ведь каждый работник обладает

своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к

труду и т.д. Поэтому нередко менеджмент рассматривается как искусство,

которое подобно, медицине или инженерному делу, должно опираться на

лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы. Менеджмент и искусство объединяет то, что в основе лежит творческий

процесс, который позволяет менеджеру решать сложные, часто,

неординарные управленческие проблемы и задачи, стоящие перед

организацией.

  1.  Менеджмент как наука. Научные основы менеджмента представляют

собой совокупность концепций, теорий, принципов, способов и систем

управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на обеспечение

связей между причинной и следствием, выявление факторов и условий, при

которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более

эффективным. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядочения знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий,

и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций.

     Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием

которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и

методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления.

        Менеджмент представляет собой междисциплинарную отрасль знаний, сочетающую в себе достижения экономических, социологических,

   психологических, правовых, технических и других дисциплин,

использующую опыт управленческого искусства.      

          В системе менеджмента выделяют специализированные области

познания:

Стратегический менеджмент

Финансовый менеджмент

Производственный менеджмент (операционный)

Инновационный менеджмент

Инвестиционный менеджмент

Менеджмент персонала

Информационный менеджмент

Международный менеджмент

Налоговый менеджмент

Менеджмент отрасли или отраслевой менеджмент

Региональный менеджмент

Торговый менеджмент

Менеджмент маркетинга

        Эти научные направления менеджмента изучают специфику проявлений

науки управления и являются неотъемлемой частью фундамента данной науки.

     Термин «руководство» уже понятия «менеджмент», поскольку означает

процесс управления, который осуществляется руководителем, исполняющим

роль посредника социального контроля и власти, на основе правовых

полномочий и норм более широкой социальной общности, в которую входит

группа. Взаимоотношение этих основных понятий можно представить

следующей логической формулой:

               Управление > Менеджмент > Руководство

Управление в той или иной мере с древних времен интересовало передовые умы человечества.

     «Искусство управлять людьми – самое трудное и высокое из всех искусств»

(Перикл, 490 – 429 г. д.н.э.).

      «Для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до

высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей» (А. Смит).

         История развития человеческого общества – это процесс организационного прогресса, усложнения самой структуры организации людей. Форма, в которой и осуществляется данное поступательное движение, представляет собой выделение

новых видов деятельности разделения общественного труда, сопровождающего

ростом его производительной силы. С выделением новых видов деятельности в общественном разделении труда связана и история развития управленческой

мысли. Считается, что начало развития управленческого характера деятельности датируется примерно 4 – 5 тыс. лет и совпадает с первой управленческой

революцией.

         Первая управленческая революция (4-5 тыс. лет назад) характеризуется

как «религиозно-коммерческая». Она произошла в период формирования рабовладельческих государств на Древнем  Востоке. Уже в древнем Шумере,

Египте и Аккаде наблюдалась трансформация и расслоение высшей касты

священников. Появился особый слой жрецов - религиозных функционеров,

которые осуществляли торговые операции, вели деловую переписку и

производили коммерческие расчеты. В результате появился новый тип деловых

людей - еще не коммерческий делец или предприниматель, но уже и не

религиозный деятель, чуждый всякой наживы.

     Побочным результатом управленческой деятельности жрецов стало появление письменности.

     В период первой революции управление сформировалось как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превратившись позже в социальный институт и профессиональное занятие.

          Вторая управленческая революция наступила приблизительно через

тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи

(1792 – 1750 гг. до н.э.). В период его правления произошло подчинение

Мессопатании и Ассирии. Для управления столь обширных территорий

требовалась эффективная административная система, с помощью которой можно

было успешно руководить не по личному произволу или племенному праву, а на

основе единообразных законов. Знаменитый свод Хаммурапи содержал 285

законов управления различными сферами жизни общества, который является

ценным памятником древневосточного прав и этап в истории развития

управленческой мысли.

      Выдающееся значение кодекса Хаммурапи, регулировавшего все многообразие общественных отношений между социальными группами населения, состоит в том,

что он создал первую формальную систему администрирования.

     В процессе второй революции произошло выделение группы людей

профессионально занимавшихся управлением государства, а также отделение

функций управления государством от церковной власти.

     Суть второй революции в развитии управленческой мысли заключается в

появлении чисто светской манеры управления, возникновение формальной

организации и регулирование отношений людей, и наконец, в зарождении основ лидерского стиля, а стало быть и методов мотивации. Данную революцию характеризуют как «светско - административную».

              Третья управленческая революция получила название

«производственно-строительная» и началась примерно через тысячу лет

после смерти Хаммурапи. В эпоху правления царя Навуходоноссора II (605 –

562 гг. до н. э.)  происходило строительство Вавилонской башни и висячих садов,

а также развивалась система производственного контроля на текстильных

мануфактурах и в зернохранилищах. Строительная деятельность и разработка технически сложных проектов, эффективные методы управления и контроля

качества продукции – характеризуют третью управленческую революцию. Не

только Вавилон в этот период являлся центром расцвета практики управления. Значительные достижения в управленческих инновациях можно обнаружить в

Древнем Риме. Самые знаменитые из них – система территориального управления Диоклетиана (243 – 316 гг. н.э.) и административная  иерархия Римской

католической церкви, использовавшая принципы функционализма.

      В период третьей управленческой революции произошло выделение группы

людей профессионально, занимающихся управлением в сфере производства и

строительства.

               Четвертая управленческая революция  практически совпадает во

времени с великой индустриальной революцией XVIIIXIX веков, которая стимулировала развитие европейского капитализма. Индустриальная революция

оказала более существенное влияние на теорию и практику управления, чем предшествующие революции. По мере того как индустрия перерастала границы

вначале мануфактуры (ручной фабрики), а затем старой фабричной системы

(ранней машинной фабрики XIX века), начинала созревать современная система акционерного капитала, владельцы все более удалялись от занятия бизнесом как экономической деятельностью, нацеленной на извлечение прибыли.

     Важейшей характеристикой этой революции в области управления является то,

что произошло отделение управления от собственности, а также от капитала и

от сферы непосредственого производства, и зарождение профессионального

управления. Новая система собственности ускорила развитие промышленности. 

       Пятая управленческая революция началась в конце XIX и начале

XX века и продолжается по настоящее время. Она известна под название «бюрократической». ЕЕ теоретической основой стала теория рациональной «бюрократии». Основоположником данной теории был  немецкий социолог Макс

Вебер, который предлагал заменить капиталиста, как фигуры переходящей,

менеджером и бюрократом – государственным чиновником.

     В этот период начало развиваться крупное промышленное производство, формировались достаточно сложные иерархические структуры управления,

происходило разделение управленческого труда, внедрялись нормы и стандарты, определялась формализация должностных обязанностей и ответственность

менеджеров.

     В целом пятая управленческая революция связана с разделением самого

управленческого труда и выделением специализированных групп управленцев,

за которыми закрепились уже определенные функции. Данный этап в развитии управленческой мысли ознаменовался еще и как начало формирования и

развития менеджмента как науки.      

        

              

Несмотря на то, что управление имеет достаточно долгий

путь развития, менеджмент как научная дисциплина – относительно нова. Он по существу является продуктом двадцатого столетия. Только три университета: в Пенсильвании, Чикаго и Калифорнии имели курсы управления до 1890 года.

     С развитием капитализма и рыночной экономики в странах Европы и Северной Америки элементы менеджмента пробивали себе дорогу самостоятельно, однако в

целом менеджмент как теория и практика развивался интегрально и имел наднациональный характер. И все же объективности ради следует считать родиной современного менеджмента США. В 1880 году Фредерик Тейлор, американский инженер-самоучка, начал разрабатывать систему научного подхода к практике организации труда – на базе рационализма, стимулирования и мотивации

эффективного администрирования.

       С этого времени менеджмент начал свое развитие и на данный момент

представляет собой научное направление, которое в своем фундаменте имеет

комплекс различных научных школ и подходов (см. табл. 1.1).

     Школа научного управления (1890-1920 г.). Ее основателями являлись Ф.

Тейлор, Ф. И Л. Гилберты, Г. Гатт, Г. Форд, Х. Эмерсон и др. Они полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного выполнения работ.

   Главные идеи в области менеджмента сформулировал Ф. Тейлор в виде   принципов «научного управления»:

разработка оптимальных методов выполнения работы на базе

научного изучения затрат времени, движений и усилий работников;

абсолютное следование разработанным на научной основе стандартам

    и правилам;

                                                                                       Таблица 1.1

                        Научные школы и подходы менеджмента 

Годы

   Главные  проблемы   

    экономики и

    менеджмента  

 

 

    Научные школы

                 и

           подходы

                           Главные         

        направления    методических

                           разработок

1885-

1920

Повышение

эффективности

выполнения

работ

Школа научного

 Управления

Методы рационализации

 труда и производства

1920-

1950

Эффективное

функционирование крупных

организаций

Административная             школа  

управления

Функциональное разделение и специализация

управления, принципы

менеджмента, формирование иерархических структур

управления

 

1936-

1955

Максимизация

выпуска продукции и

эффективности

Школа

человеческих

отношений

Методы совершенствования

труда и мотивации работников

1956-

1970

и в

наст.

время

Усиление

управленческого

контроля за  всеми параметрами

бизнеса

Количественная

      школа

Исследование операций,

моделирование для

обоснования оптимальных управленческих решений

1920-

1950

1965-

1980

и в

наст.

время

Эффективность

процессов

управления

Процессный

   подход

Исследование взаимосвязи и взаимодействия   функций менеджмента

(традиционный классический    подход), исследование природы   и характера процессов

управления с целью их

оптимизации (современный

взгляд)

1956-

1975

и в

наст.

время

Решение

Сложных

управленческих

проблем

Системный

   подход

Системный анализ

1971-

1985

и в

наст.

время    

Усиление конку-

рентного статуса

на рынках и

эффективная

реализация

целей организации

Ситуационный

      Подход

Методы стратегического

планирования и управления,

методы управления

инновациями

1986-

и

по

наст.

время

Адаптация к

растущим и

ускоряющимся

изменениям и

максимальное

использование

потенциала организации

Формируются

новые подходы

и теории

изменений

в организациях

с целью

обеспечения

динамического

развития

Методы управления

организационными

изменениями, культура

организаций, лидерство,

процессный анализ и

процессная теория,

теория самоорганизации,

самоменеджмент

подбор и обучение сотрудников, предоставление им таких рабочих

мест, на которых они могут принести наибольшую пользу;

оплата по результатам труда;

использование функциональных менеджеров, анализирующих работу предприятия и осуществляющих контроль по специализированным направлениям;

поддержка дружеских отношений между рабочими и менеджерами (администраторами).    

       Административная школа управления (1920-1950 гг.). Основателями этой

школы были А. Файоль, Л.Гьюлик, Л. Урвик, Дж. Муни и др. Они пытались ответить

на вопросы, касающиеся эффективного управления организацией в целом, сосредоточивали внимание на изучении сущности и содержания управленческой деятельности. А. Файоль разработал 14 принципов управления, от которых по его мнению, зависит успешное управление любой организацией. Данные принципы, несмотря  на то, что они разработаны достаточно давно, но в значительной степени не утратили своей актуальности в практике управления.

       К административной школе управления можно отнести теорию  

« рациональной бюрократии» Макса Вебера, хотя некоторые исследователи

определяют данную теорию как самостоятельную школу бюрократического менеджмента. В теории Макса Вебера и административном менеджменте объединительным звеном является функциональная специализации, являющаяся их теоретической основой.

       В последующем научный менеджмент Фредерика Тейлора, бюрократия

Макса Вебера и функциональный подход Анри Файоля определили первый этап развития современного менеджмента – деловое администрирование в управлении –

на профессиональном уровне. Этому стали учить в колледжах, институтах и университетах. Сначала в США, а затем и в других странах (см. рис.1.3,1.4,1.5).  

      Школа человеческих отношений или поведенческий подход (начиная с

конца 30-х годов,  продолжает развиваться по настоящее время). Эта научная

школа объединяет несколько научных направлений: ранний бихевиоризм (Д.

Уотсон, Хюго Мюнстерберг, Мери Фоллетт), школа человеческих отношений

(Элтон Мейо, Фриц Ретслисбергер) и бихевиористский научный подход (Дуглас

Мак-Грегор, Абрахам Маслоу).      

      Отличительной особенностью этой школы является перенесение центра

внимания в управлении с его задач на человека. Школа основывается на достижениях наук о человеческом поведении, т.е. социологии и психологии.

 Основные идеи школы:

управление – социально-психологический, а не экономический процесс;

в основе управления находится человек, неповторяемая личность

с его интересами, потребностями и мотивами;

                      Рис.1. 3.  Основы делового администрирования

человек – социальное существо, подчиняющееся законам

    коллектива; с природой человека несовместимы - жесткая

   иерархия     подчиненности и формализация организационных    процессов, поэтому необходимо создать такие методы

   управления, которые регулировали бы поведение людей в

   группе, организации, могли бы полнее использовать

психологические и эмоциональные особенности работника;

на производительность труда исполнителя влияют не  столько материальные факторы, сколько психологические и отчасти социальные;

управляющие должны устанавливать и поддерживать лояльные;

   отношения с неформальными рабочими группами и их лидерами.

      Количественная школа, или школа науки управления (начиная с 60-х годов

и по настоящее время). Эта школа является следствием развития количественных методов обоснования управленческих решений. Предусматривает использование аппарата математики, кибернетики, теории вероятностей статистики и

компьютерных технологий для принятия оптимальных решений управленческого характера.       

     Ее представители – Р. Аккоф, С. Бир, Э. Квейд, Л.В. Конторович, В.В.

Новожилов, В.М. Глушков – рассматривали управление как логический процесс, который можно выразить математически.

  В 60-е годы XX века началась разработка концепции управления, основанной на использовании математического инструментария.

       Рис.1. 4 .  Школа научного управления Ф. Тейлора        

         Появились новые элементы внутрифирменного планирования: имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оптимизации управленческих решений.

           Вклад в управление представителей школы количественных методов заключается в следующем:

углубление понимания сложности управленческих проблем

    благодаря применению различных математических моделей;

развитие и использование количественных методов для оказания помощи менеджерам, принимающим решения в сложных

    кризисных ситуациях.

           Современные подходы к управлению составляют, наряду со школами управления, научный фундамент менеджмента (см. рис. 1.6). Их называют синтетическими, поскольку для них характерен взгляд на управление как много плановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и

внешним окружением организации.

                         Ключевые моменты современных взглядов на менеджмент:

отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, в соответствии с которым успех организации зависит от управления внутренними факторами, хотя на первое место выходит

             проблема гибкости и адаптивности к проявлениям постоянно

                                                                      

                      

                    Рис. 1. 5.  Функциональный подход А. Файоля

             меняющейся внешней среды;                                

использование в управлении теории систем, т.е. рассмотрение организации в ее единстве составных частей, неразрывно связанных с внешним миром;

использование ситуационного подхода к управлению, согласно которому вся организация внутри предприятия есть нечто иное, как ответные действия на различные внешние факторы;

признание социальной ответственности менеджмента перед обществом в целом и перед отдельными людьми, которые работают в организации.

         К основным подходам в современном менеджменте относят: системный, процессный и ситуационный подходы. 

Рис. 1.6. Современные подходы к менеджменту                                                                                                                  

                                         

               Системный подход к управлению начали использовать в конце 50-х годов XX века. Особая роль в развитии системного подхода принадлежит – Ч. Бернарду, Н. Винеру, Р. Джонсону, Ф. Касту и Р. Янгу.

        В соответствии с этим подходом организация рассматривается как система – некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Организация является сложной (испытывающейся под воздействием внутренних факторов), открытой (находящейся под воздействием внешних факторов), социотехнической (люди – техника) системой. Все подсистемы (элементы) взаимосвязаны как по вертикали, так и по горизонтали.

          Системный подход – это не набор каких-либо принципов или правил для менеджеров, а способ мышления по отношению к управлению, к организации.

          Ситуационный подход к управлению разработан в конце 60-х и является продолжением системного подхода к управлению. При этом рассматривается ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию в то или иное конкретное время.

          Ситуационный подход предполагает, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут существенно различаться. Поэтому осуществляя необходимые управленческие действия, менеджеры должны исходить из ситуации, в которой они функционируют.

            С точки зрения ситуационного подхода менеджерам рекомендуется:

Управленческий персонал должны уметь анализировать ситуацию в

зависимости от факторов, которые в тот или оной момент влияют на             организацию (какие из них главные и второстепенные, что может

    произойти при изменении одного или нескольких из них).

Необходимо выбрать соответствующий вариант действий, который в наибольшей степени будет соответствовать сложившейся ситуации.

При необходимости в организации должны быть предусмотрены

возможности для ее изменений и приспособления к возникающим

    ситуациям.

Управление должно привести к соответствующим изменениям,

    позволяющим приспособиться к сложившейся ситуации.

          К основным ситуационным теориям относятся теории адаптации, теория глобальной стратегии и т.д.

          Процессный подход к управлению впервые предложили представители

школы административного управления, в частности А. Файоль, которые пытались описать функции менеджеров как независящие друг от друга. Однако процессный    подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. В соответствии с эти подходом – процесс, представляет собой взаимосвязанные действия (функции управления). В свою очередь, каждая функция управления представляет собой процесс, состоящий из взаимосвязанных действий.

      Таким образом, процесс управления есть сумма всех функций: планирования,

организации, мотивации и контроля.

IV.   Особенности развития современного менеджмента необходимо

рассматривать исходя из уровней экономического развития различных государств.

        В настоящее время выделяют три уровня развития и эффективности современного менеджмента.

         Первый уровень, самый высокий, это менеджмент индустриально

развитых стран (например, большой семерки). Менеджмент в этих странах в основном придерживается цивилизованных принципов, стилей и методов, технология его универсальна и демократична, а результаты эффективны.

        Основная направленность менеджмента – стремление к инновациям, прогрессу, развитию духовности, культуры, высокому уровню жизни и реальное обеспечение этих направлений.

          Второй уровень – это страны стабильного развития. Стратегия менеджмента

в  этих странах направлена на достижение уровня индустриально развитых стран,        “догнать и перегнать их” (например, Южная Корее, Таиланд, и др.).

           Третий уровень – страны переходного периода. Стратегия менеджмента –

выйти из политического и экономического кризисов, сформировать рыночную

социально – направленную экономику, обеспечить стабильность развития и

улучшения жизни общества.                                                                                                                      Особенности менеджмента в развитых странах:   

Основная опора на частную собственность и управление ею, авторитет предпринимательства и цивилизованного бизнеса.

Ведущие методы, формы и средства управления в менеджменте – экономические и социально-психологические.

Ориентация в системе управления на демократические ценности и их реализацию.

                     Пять демократических свобод:

  •  экономическая свобода (свобода цен, тарифов, использования ресурсов и     т.д.);
  •  свобода жизнедеятельности человека;
  •  свобода распоряжения прибылью;
  •  свобода собственности, предпринимательства и бизнеса;
  •  политическая свобода, свобода вероисповедания.

Менеджмент построен на системном, комплексном управлении  

организацией  с учетом всех факторов: политических, экономических,    социальных, рыночных,  финансовых и т.д.                                                                                                                                                                                                                               

В управлении участвует практически весь персонал организации,

   независимо     от     того, собственник это или наемный работник,

   развита « производственная» демократия.

Экономика формирует политику и прогресс  страны.

  Особенности современного менеджмента  в США, Японии и ФРГ.

                                США:

Основные ценности – неприкосновенность частной собственности и свобода              личности.

В менеджменте ставка делается на личность конкретного человека.

Стратегия развития США и американского менеджмента ориентированна на использование интеллектуальных ресурсов.

В развитии менеджмента сделана ставка на свободу предпринимательства и          развитие частной собственности (к примеру, сегодня 85% собственности в

   США – частная и лишь 15% -государственная).

                                   Япония:

         Япония – это страна, которой, как  никакой другой, удалось использовать

свои обычаи, нравы. Традиции нации, соединение их вместе в систему

современного менеджмента, позволило получить значимый  результат.

Традиционный  национальный подход в управлении, основанный на японском  менталитете, здесь «вмонтирован» в современный менеджмент.

          Специфические особенности современного японского менеджмента          определяются в следующем:

В менеджменте Японии социальной группе, коллективу уделяется                  гораздо большее внимание, чем индивиду. Подчинение и содружество           важнее индивидуализма.

Получив после 2 мировой войны большие ссуды на восстановление                страны, японцы направили его в приоритетные виды производственной деятельности: развитие промышленности, технологии науки. Это              позволило Японии сделать прорыв на уровень индустриально развитых           стран.

В связи с ограниченностью природных ресурсов, Япония сделала ставку                 на развитие науки и наукоемких технологий.

В Японии нет системы профессиональной подготовки управленческих         кадров. Подготовка их ведется в центрах при крупных организация.

       

                                                                                                           Таблица  1.2.

                  Сравнительная характеристика моделей менеджмента

                                                        США и  Японии

          Менеджмент США

        Менеджмент Японии

1. Менеджеров готовят, учат

Менеджеров готовят внутри

хозяйственных организаций

2.Ориентация в менеджменте на отдельную

   личность

2.  Ориентация на группу

3.  Индивидуальный характер     принятия решения

3. Решения принимаются коллективно-

    согласованное решение

Индивидуальная ответственность

4.   Коллективная ответственность

    ( бригада, цех, участок)

5. Оплата по индивидуальным результатам работы

Оплата труда по результатам работы группы

       и служебному  стажу

Четко формализованная процедура контроля

6. Контроль неформальный ( коллективная оценка),

       преимущественно технологический

Четкое описание заданий

      (строгая технология)

7.  Нечеткое (общее), задание

   дается в общей форме – развивает  инициативу

8.  Акцент на эффективность и результаты

8. Акцент на координацию и  сотрудничество

Быстрая оценка результатов труда и ускоренное

    продвижение по службе

9.Оценка работы сотрудника и служебный рост

       регламентированы

Деловая карьера обуславливается личными

      результатами

10.Продвижение по службе в зависимости от

    старшинства и стажа работы

11. Профессионализм и инициативность – главные

     качества руководителя,  менеджера

11.Умение осуществлять координацию действий

     (развивать творчество, новвоведения), групповая

     динамика

 

12. Повышенное внимание к текущим результатам

12.  Долгосрочная ориентация

 13. Специальные программы по повышению

      квалификации  работников с отрывом от

      производства  

13.  Как правило без отрыва от

     производства

 14. Формальные отношения к подчиненным

     ( это заложено в законе, определены четкие

     права, обязанности)

Ставка на  неформальное  отношения

      ( руководитель и подчиненный по

      социальной позиции  одинаковы, все делают

       вместе – развиваются  коллективистские

       черты и свойства)

 15.  Найм на работу под конкретный проект, цель,

    задачу – на короткий период

15. Долгосрочная занятость – по жизненный найм

                               Германия:

После второй мировой войны весь капитал, полученный от других стран,

в частности от США, был направлен на развитие предпринимательской                    деятельности, что позволило быстро восстановить экономику страны.

Германия долгое время была разделена на две части – ГДР и ФРГ.

Эти две страны развивались в духе соперничества, которое способствовало

более эффективному развитию ФРГ. В менеджменте ФРГ отразились                         особенности этого процесса.

В предпринимательстве, бизнесе в Германии высока экономическая культура

менеджмента:

  •  умение работать на базе учета макро- и микроэкономики,

их взаимосвязи;

  •  перед принятием решения всегда выполняется финансово-

экономическое обоснование с учетом микро- и макроэкономики,

внешней  среды бизнеса.

Характерной чертой в предпринимательстве и бизнесе ФРГ является

исключительная пунктуальность, порядочность, трудолюбие, надежность, но на

уровне правил конкуренции.

                             

                            Общий европейский рынок 

    Страны Европейского сообщества создали интеграцию в образе Общего рынка                и Европейского союза с единым законодательством и единой политикой в

сфере производства и рыночных отношений, которые базируются на следующих

критериях:

  •  свободный торговый обмен;

            -    свобода передвижения граждан и капиталов;

  •  свобода выбора места жительства;
  •  свобода предоставления услуг;
  •  свободный платежный оборот.

     Эти пять критериев, составляющие основу политики европейских стран, заложены также и в технологию менеджмента и практику управления.

К основным тенденциям развития менеджмента в XXI веке относятся:

  Всемерное развитие, опора и ставка на экономическую культуру      

управления, предпринимательства и бизнеса.

Развитие экономической культуры предполагает:

  •  все финансово-экономические программы и планы должны                базироваться на стратегии организации и стратегическом менеджменте;
  •  использование тщательно подготовленных финансово-экономических

расчетов, обоснований и прогнозов;

  •  широкое применение экономических методов управления.

Развитие технологической культуры менеджмента имеет два              направления:

  •  развитие технологии управления;
  •  совершенствование технологии процесса деятельности.

Развитие и опора в менеджменте на инновационную культуру            управления.

Всемерное развитие и опора на этическую, духовную культуру          управления.

       Радикальное изменение парадигмы управления – системы взглядов на управление – во второй половине ХХ  века связано с развитием рыночно-предпринимательских экономических отношений (см. табл. 1.3.).

                                                                                                        Таблица 1.3.

             Основные положения старой и новой парадигмы управления

    

              Старая парадигма

                           

                              Новая парадигма

 

1. Предприятие -  «закрытая» система, цели, задачи, и условия деятельности которые достаточно стабильны

1. Предприятие – «открытая» система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды

Рост масштабов производства и услуг

2. Ориентация на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей

Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента

3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям внешней среды

Главный источник прибавочной стоимости – производственный рабочий и производительность его труда

4. Главный источник прибавочной стоимости – люди, обладающие знаниями и условиями для реализации их потенциала

Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, нормах, стандартах исполнения

 

Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и стиль руководства

      В современных условиях получают развитие новые концепции управления, отражающие тенденции гуманизации и либерализации в процессе жизнедеятельности организаций.  Сущность новых подходов отражающих концепцию «Management ohne Hierarie» - «Менеджмент без иерархии» представлена на рис. 1.7.

      В производственной сфере получили развитие следующие концепции (см. табл. 1.4.). Тенденции в менеджменте по всей вероятности предполагают качественно  новый этап в его развитии.

     В Украине пока менеджмент находится в стадии своего становления, но             очевидно, что дальнейшее его развитие будет ориентироваться на мировые  

       

               Рис. 1.7. Цели концепции «Менеджмент без иерархии»

                                                                                                             Таблица 1.4.

     Современные концепции в развитии производственного менеджмента

              Название концепции 

       

                     Сущность концепции

         

           Just – in Time Production (JIT)

Философия менеджмента, нацеленная на устранение потерь в производстве и в смежных сферах деятельности. Изготовление подлежит только то количество, которое необходимо к заданному сроку

               

                Total Quality Control  (TQC)

Концепция гарантированного качества, предполагающая охват работников всех производственных звеньев для обеспечения наилучшего удовлетворения запросов потребителей

 

         Total  Productive Maintenance (TPM)

Концепция ориентирует на комплексное повышение эффективности производственной системы за счет вовлечения в этот процесс всех работников организации

      

     Lean  Management \ Lean  Production

Концепция предлагает философию «стройности». Ядро «стройного» предприятия образуют «центры прибыли», ориентированные на продукт и ответственность за экономический успех своего продукта

     

                   Бенчмаркинг

Концепция направлена на непрерывное совершенствование деятельности предприятия и повышение его конкурентноспособности путем ориентации на высшие достижения во всех функциональных областях. Она основывается на систематическом анализе и оценке деятельности предприятия в сравнении с достижениями главных конкурентов на рынках.

                                                                                      

                                                                                    Продолжение таблицы 1.4.

                Реинжиниринг бизнес – процессов

Концепция состоит в пересмотре традиционных основ построения организаций и их организационной культуры, радикальном перепроектировании их бизнес – процессов. Реинжениринг

бизнеса означает  «начать с нуля».

тенденции. Менеджмент в нашей стране направлен на формирование нового            подхода в области управления, управления в условиях рынка. Формирование             нового менталитета в управлении и новой управленческой элиты позволит нашему государству преодолеть системный кризис экономики и кризис управления, обусловленный прошлой административно-командной системой управления.    

     Творческое осмысление опыта и теории мирового менеджмента позволит отечественным менеджерам извлечь много полезного и направить свою  деятельность в эффективное русло, с целью обеспечения развития ими   управляемых организаций и экономики страны в целом.

                                          Вопросы для самоконтроля:

В чем разница между понятиями «менеджмент» и «управление»?

Охарактеризуйте менеджмент как вид деятельности, процесс, категорию людей,

науку, искусство и структуру управления.

Какие основные школы управления оказали влияние на формирование науки «менеджмент»?

Назовите современные подходы в менеджменте.

Какие вы  знаете этапы в развитии управленческой мысли?

В чем заключаются специфические особенности моделей современного менеджмента в индустриально развитых странах?

Охарактеризуйте основные тенденции развития в современном менеджменте?


Классы (области)

управления

Управление

техническими

системами

Управление

социальными  системами     Социальное управление

Управление

биологическими

системами

   Социальное управлениеэто воздействие субъектов управления на

  деятельность людей, объединенных в социальные группы, т.е. управление

  социальными системами. Социальное управление включает в себя два

  основных подкласса: Управление индивидуальной деятельностью

  человека и коллективной (совместной) деятельностью

Виды социального управления:

Административно -государст-

венное управление (социально-

политический менеджмент)

управление материальным

производством (социально-

экономический менеджмент)

управление духовным произво-

дством (социально-культурный

менеджмент)

Подвиды социального управления:

отраслевой менеджмент:

промышленный

аграрный

строительный и т.д.

функциональный менеджмент:

финансовый

  •  персонала

производственный

административный

и т.д.

Формы (стороны) социального управления:

управление материальными ресурсами:

проектами

техникой

финансами

учетом

снабжением

сбытом и т.д.

управление человеческими ресурсами:

социальным развитием

рабочей силой

образованием

занятостью

трудом

социальным обеспечением

профориентацией

            

         Менеджмент

        определяется

                 как

Процесс

   

Категория

людей

      

Функция

(вид деятельности)

Орган

или аппарат

управления

         

Наука

и

искусство

           Научный

        менеджмент

         Ф. Тейлора

          Деловое  администрирование           

    

     

       Бюрократия

         М. Вебера

  

  Функциональный

             подход

         А. Файоля

Нормирование

и определение

результатов для

каждого работника

Вознаграждение

за конечный

результат

Научный

менеджмент

Ф. Тейлора

Соотношение

времени

и задачи

Обучение и подготовка

кадров в организации

руководство

контроль

координация

организация

планирование

Современные подходы  к

менеджменту

Системный

  

Ситуационный

      

Процессный

               Цели

         Концепции

      «Менеджмент

                 без

          иерархии»

 Отказ от легитимизации права одностороннего распорядительства над ресурсами и информацией

Деперсонализация властных полномочий и отмена дуального принципа «санкции» и «вознаграждение»

              Учреждение автономных групп с высоким  

                  потенциалом саморегулирования

             Утверждение гуманных ценностей

         и форм  поведения взамен односторонней  

         ориентации на экономический  результат

   Учет экономических требований и принятие

              предпринимательских решений


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51829. 14 ФЕВРАЛЯ: ВСТРЕЧАЕМ ПРАЗДНИК - МИНИ-СЦЕНАРИЙ НА ДЕНЬ ВЛЮБЛЕННЫХ 43.5 KB
  Пусть в каждой мелочи чувствуется дыхание любви.Не сращивает кость не очищает кровьНо без любви порою умираютДорогие друзья Несмотря на то что все бури страстей ненависть дружба секс и многое другое вмещаются в одно только слово из шести букв мы уже видим что любовь бывает разная. Сейчас будут исполнены песни о разной любви. Вы слушайте внимательно а потом ответьте на вопрос о какой любви шла речь.