747

Разработка схемы расхождения и обгона судов на заданном участке внутреннего водного пути

Курсовая

Логистика и транспорт

Навигационное описание участка водного пути. Требования правил плавания к движению и маневрированию судов. Разработка схемы расхождения и обгона судов на участке водного пути река Березина(117-98 километр).

Русский

2013-01-06

131 KB

32 чел.

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«СВЕТЛОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Специальность 2-37 03 31

Группа СЭРФ-20-09

Курсовой проект

по дисциплине «Безопасность плавания»

Тема: «Разработка схемы расхождения и обгона судов на заданном участке внутреннего водного пути»

    Разработал:                                                            Трифонов С. А.

    Руководитель проекта:                                          Саганович А.Н.

    Проект защитил

    с отметкой

Светлогорск 2012


Оглавление

Введение ………………………………………………………………..…3

Раздел 1. Навигационное описание участка водного пути …………….4

Раздел 2. Требования правил плавания к движению и маневрированию судов…………………………………………………………………….…7

Раздел 3. Разработка схемы расхождения и обгона судов на участке водного пути р. Березина(117-98 километр)……………………………13

Раздел 4. Охрана окружающей среды и энергосбережение……………18

Используемая литература………………………………...………………22


Введение

При разработке курсового проекта по дисциплине: ”Безопасность плавания “ одной из важнейших задач было правильно выбрать место при расхождении , пропуске и обгоне судов и составов не создавая опасности между ними.

При  выборе места необходимо учитывать особенности выбранного участка ,  т. е маневр не должен производиться на перекатах, в крутых участках русла , в узкостях , в зоне паромных переправ , в пролете мостов , а так же участках водного пути обозначенного знаками “ Внимание” “Расхождение и обгон составов запрещен” “Расхождения и обгон запрещены”. Судоводитель должен ознакомиться с местными условиями плавания  на данном участке внутреннего водного пути для полной безопасности совершения маневра на данном участке.

В настоящее время нельзя оставлять без  внимания  проблему мирового масштаба с загрязнением водной среды.  В Республике Беларусь данная проблема рассматривается по всем аспектам и решается с помощью  нормативных актов,  направленных на предотвращения  загрязнения водной среды и осуществления  контроля за соблюдением  выполнения данных нормативно-правовых актов.

При разработке курсового проекта значимое внимание уделяется экономии топлива при расхождении или пропуске судов и составов.

Правильная  организация движения, регулирования скорости хода судов и составов, позволяет  экономить топливо. Уменьшения потерь топлива - энергетических ресурсов - является одним из вариантов решения  проблемы энергосбережения как в Республике Беларусь, так и во всем мире.

Помимо энергосбережения, экономия топлива оказывает благоприятное воздействие и на окружающую среду. Это обусловлено тем, что уменьшение расхода топлива уменьшает выброс вредных и ядовитых веществ в атмосферу.

Человеческая деятельность должна оказывать как можно меньшее влияния на объекты живой и неживой природы, которые нас окружают и к которым мы в той или иной степени относимся.

Раздел 1.  Навигационное описание участка водного пути

1.1   Общие сведения о реке Березина

Березина — один из основных притоков р.Днепра. Начинается в 1.0 км к юго-западу от г.Докшицы Витебской области, далее протекает по территории Минской, Могилевской и Гомельской областей, впадает в р.Днепр справа на участке между г.Жлобин и г.Речица, в 5.0 км юго-восточнее с.Горваль.
Длина реки 561 км, площадь водосбора 24500 км
2.

Основные притоки р.Березины от верховьев к устью следующие: правые – р.Гайна (длина 93 км), р.Уша (длина 89 км),р.Свислочь (длина 257 км); левые – р.Бобр (длина 124 км), р.Клева (длина 80 км), р.Ольса (длина 92 км), р.Ола (длина 116 км).

Бассейн р.Березины расположен на юго-восточном склоне Белорусской гряды, являющейся водоразделом между Балтийским и Черным морями. На севере он граничит с бассейном р.Западной Двины, на западе, востоке и юге – соответственно с бассейнами рек Птичи, Друти и Припяти. Наибольшая длина бассейна 320 км, средняя ширина – 77 км.
В верхнем течении р.Березина пересекает Верхне-Березинскую низину с возвышающимися на 10-15 м моренными и дюнными холмами.
Значительную часть бассейна занимает плосковолнистая Центрально-Березинская равнина (средняя высота 150-180 м), где встречаются участки моренных гряд высотой 20-30 м.
В нижнем течении Центрально-Березинская равнина плавно переходит в заболоченную низину Гомельского Полесья (средняя высота 140-160 м) с небольшими песчаными повышениями и неглубокими проточными лощинами. Здесь находится самое низкое (118 м над уровнем моря) место бассейна. Наиболее приподнятая северо-западная часть водосбора находится на восточных склонах сильно расчлененной Минской возвышенности с относительными высотами отдельных холмов до 80-100 м.

Значительная часть бассейна (около 35%) занята лесными массивами. Большие лесные массивы сосредоточены в верхней части водосбора (Березинский биосферный заповедник), в бассейнах притоков рек Гайны, Ольсы, Олы и в низовьях р. Свислочи. Преобладают сосна, ель, в долинах нередки пойменные дубравы и осиново-березовые рощи. Озерность водосбора около 1%. Наиболее крупное озеро, расположенное в бассейне – оз.Палик. Из искусственных водоемов выделяются: Заславское водохранилище, каскад водохранилищ – Криница, Дрозды, Чижовское, Осиповичское водохранилище.

Березина замерзает в первой половине декабря, вскрывается в конце марта. Максимальная толщина льда 60 см. Весенний ледоход длится 4-7 суток. Особенность режима – высокие паводки поздней осенью со спадом их в период ледостава.

На водосборе проведены мелиоративные работы. По состоянию на 01.01.2006 г. мелиорировано около 16% площади бассейна, сдано в эксплуатацию около 15700 км открытой осушительной сети каналов.

Наиболее подверженными мелиоративным преобразованиям оказались водосборы следующих притоков: р.Поня (29%), р.Плисса (27%), р.Ола (18%), р.Сведь (30%), р.Ведрич (25%).
Русло реки извилистое, свободно меандрирующее. Глубины колеблются от 1.5 до 3 м, достигая 5-7 м на плесах. До оз.Медзозол русло сильно зарастает водной растительностью, ниже с.Брод - только у берегов. Берега крутые, высотой 1-2 м.

Режим реки изучался на 16 постах, из которых посты у г.Борисов, г.Березино, г.Бобруйск и г.Светлогорск действуют в настоящее время.

1.2  Навигационное (лоцийное) описание участка реки с 117-98 км

Протяженность участка составляет 19км. Общий коэффициент извилистости 1,9.На участке нет мостов но имеется надводный переход(линия электропередач) на 107,6км, 103,7км; расположены деревни с правого берега Белица(116км) , Паричи(107-108 км),с левого берега Бельчо(101,1км);

На всём участке реки имеются перекаты:Белица 1(км),Белица 2(116км),Паричи 1 (км) ,Паричи 2 (км) ,Паричи 3 (км) ,Паричи 4 (км),Бучье 1 (км),Бучье 2 (км),Бельчо 1 (км) ,Бельчо 2 (км) ,Бельчо 3 (км),Струга 1 (км).Наиболее затруднительными являются :Белица 2 (116км),Паричи 1 (108,3км),Паричи 4 (106,1км),Бучье 1 (104,2км),Бельчо 2 (100км),Бельчо 3 (100,4км),берегоукрепление на 101км по левому берегу,Пристань(107,5км)

Дополнить(когда рисовали схему реки в формате А1 к ней прилогался лист с описанием участка, его сюда и нужно переписать

Пример:

на 117км идёт резкое сужение ширины с.х. за счёт левобережной высыпки и наблюдаются малые глубины

на116,5км ось с.х. смещается в сторону левого берега

на115,7км наблюдается резкое сужение оси с.х. и малые глубины за счёт левобережной высыпки)

Раздел 2. Требования правил плавания к движению и маневрированию судов

2.1 Общие требования к движению и маневрированию судов

1. При движении по водным путям с латеральной системой навигационного оборудования суда должны следовать в пределах обозначенного судового хода, применяя в установленном порядке соответствующую визуальную и звуковую сигнализацию, включая радиотелефонную связь.

2. За пределами обозначенного судового хода, а также на внутренних водных путях, пригодных для судоходства, где судовой ход не обозначен, допускается плавание только судов специального назначения. Плавание других судов на указанных участках допускается только по согласованию с органом по безопасности судоходства.

3. На водных путях, где судовой ход оборудован светоотражающими навигационными знаками, движение судов в темное время суток разрешается при использовании на судне прожекторов.

4.На водных путях, где судовой ход оборудован навигационными знаками, изготовленными без применения светоотражающих материалов, движение судов разрешается только в светлое время суток. В темное время суток движение судов по таким путям разрешается в исключительных случаях. при условии, если такие суда оборудованы световой установкой (прожектором), обеспечивающей хорошее освещение навигационных знаков и ориентирование по ним. При этом одиночным судам движение разрешается как вверх, так и вниз, а толкаемым и буксируемым составам – только вверх.

5. Если правилами установлено, что какое-либо из требований не применяется к маломерным судам в отношении других судов, то такие маломерные суда должны оставлять всем другим судам необходимое пространство для продолжения ими движения по курсу и маневрирования и не могут требовать, чтобы последние уступали им дорогу.

6. При движении по водным путям, оборудованным знаком  «Семафор», судно независимо от типа и назначения при закрытом семафоре обязано остановиться в границах причала, надежно ошвартоваться за берег, не стесняя судового хода, и ожидать очереди для выхода на засемафоренный участок.

7. Заход на засемафоренный участок составов запрещается, если сила и направление ветра мешают нормальному управлению буксируемым составом. Остановка транзитных судов и составов в границах засемафоренного участка запрещается.

8. В случае заграждения или стеснения судового хода судном или составом в границах засемафоренного участка капитан (командир) судна, обеспечивающего движение состава, обязан через семафорный или контрольный пост немедленно поставить об этом в известность диспетчера движения и принять срочные меры к освобождению судового хода.

9. В случае нарушения судоводителями установленных требований прохождения засемафоренных участков семафорщики обязаны зафиксировать нарушение в вахтенном журнале и составить акт в произвольной форме. В акте указываются дата, время, номер (название)

судна, краткое описание нарушения, фамилия, должность лица, составившего акт. Оформленный акт немедленно должен быть передан в орган по безопасности судоходства.

10. Скорость движения судов по водным путям не должна создавать угрозу безопасности судоходства и быть ниже скорости, необходимой для обеспечения безопасности управления.

При выборе скорости движения судоводитель должен учитывать особенности плавания на данном участке водного пути, особенности и состояние данного судна, плавучего объекта и перевозимого ими груза или оборудования, метеорологические условия и регулировать скорость таким образом, чтобы не вызывать волнения или присасывания, которые могут вызвать повреждение других судов, иных объектов на внутренних водных путях.

11. Скорость судна должна быть своевременно уменьшена до безопасной:

  •  перед входом в порт и в затонах;
  •  вблизи от судов, плавучих объектов, если они выполняют работы на водном пути, находятся на стоянке в обычных местах стоянки, пришвартованы к берегу или пристани либо на их борту производятся погрузо-разгрузочные работы или работы по очистке;
  •  вблизи от паромов, не передвигающихся самостоятельно;
  •  на участках с ограниченными габаритами судового хода, при приближении к откосу канала, берегу, в районе пляжей и мест отдыха;
  •  на обозначенных навигационными или сигнальными знаками и огнями участках водных

путей, в том числе запрещающим знаком «Не создавать волнения».

12. Самоходным судам, толкающим, буксирующим состав или ведущим счаленную группу, запрещается оставлять суда, входящие в состав (группу), при швартовке или постановке на якорь до тех пор, пока они не освободили судовой ход, и судоводитель судна, обеспечивающего движение состава (группы), не убедился в безопасности их постановки.

13. Запрещается буксировка пассажирских судов с пассажирами на борту.

14. Поворот направо или налево, разворот, расхождение, обгон, остановка судов допускаются при условии, если ширина судового хода достаточна для их совершения и они не создают угрозу безопасности судоходства и не вынуждают другие суда внезапно изменять свой курс и скорость.

15. Суда могут входить в порты и притоки или выходить из них, выходить на основной водный путь или пересекать его, а также совершать иное маневрирование только после того, как судоводитель непосредственно перед началом маневрирования убедится в безопасности маневра и в том, что он не вынудит другие суда внезапно изменить свой курс или скорость.

16. При намерении совершить маневр судоводитель обязан учесть все особенности движения на данном участке водного пути.

17. Запрещается заход в пространство между судами буксируемого состава.

18. Поворот судна должен выполняться преимущественно на участках водного пути, обозначенных указательным знаком «Место оборота судов».

19. Если поворот судна, за исключением маломерного, может вынудить другие суда внезапно изменить курс или скорость, судно, намеренное произвести поворот, должно заблаговременно предупредить об этом другие суда подачей соответствующих звуковых сигналов «Изменяю свой курс вправо» или  «Изменяю свой курс влево». При этом другие суда, насколько это необходимо и возможно, должны изменить курс и скорость, чтобы обеспечить безопасность поворота, а при повороте судна против течения – также способствовать тому, чтобы такой поворот мог быть выполнен своевременно.

Требования настоящего пункта не применяются к маломерным судам в отношении других судов, но распространяются также на суда, за исключением паромов, которые покидают место якорной стоянки или швартовки с подачей соответствующих звуковых сигналов, не производя при этом поворота.

20. Навигационный знак «Пересечение судового хода» устанавливается на расстоянии 1 км выше и ниже паромной переправы.

21. Преимущество в движении (за исключением случаев обгона) обязано предоставить;

21.1. одиночное самоходное судно, толкающее или буксирующее состав (кроме буксировки плота), – парусным судам, судам, занятым ловом рыбы, буксирующим плот, занятым подводными или водолазными работами, а также неуправляемым судам;

21.2. судно, буксирующее плот, – судам, занятым подводными или водолазными работами, а также неуправляемым судам. При пересекающихся курсах судов одного типа судоводитель обязан предоставить преимущество в движении судам, находящимся по правому борту.

22. Если судно, идущее вниз по течению, должно пройти вверх по течению для того, что бы войти в порт или приток, оно должно предоставить преимущество в движении любому идущему вверх по течению судну, которое намерено войти в этот порт или приток. Судно, осуществляющее какой-либо из маневров, если намечаемый им маневр вынуждает или может вынудить другие суда изменить курс или скорость, должно заблаговременно предупредить об этом маневре, подачей звукового сигнала, «Изменяю свой курс вправо» (если для входа или после выхода судно движется направо) или «Изменяю свой курс влево»(если для входа или после выхода судно движется налево). При этом другие суда должны при необходимости обеспечения безопасности судоходства изменить свой курс и скорость.

23. Судно, идущее задним ходом, должно пропустить суда, следующие по судовому ходу, со стороны борта, обращенного к его оси. При этом оно первым должно подать звуковой сигнал «Мои движители работают на задний ход» и отмашку с соответствующего борта.

24. При одновременном подходе судов к дноуглубительному или дноочистительному снарядам, мостам, другим гидротехническим сооружениям сверху и снизу преимущество прохода мимо него имеют суда, идущие вниз.

25. Если при пересекающихся курсах судно, имеющее преимущество в движении, оказывается настолько близко от другого, что столкновения избежать невозможно только за счет маневрирования судна, обязанного уступить дорогу, судоводитель судна, имеющего преимущество в движении, должен своевременно первым выполнить соответствующий маневр и принять иные необходимые меры для избежания столкновения судов.

  1.   Расхождение и обгон судов, прохождение непросматриваемых участков

26. При встречном плавании суда, идущие вверх, должны, учитывая местные условия плавания и движение других судов, предоставить преимущество в движении судам, идущим вниз.

27. Запрещается встречное плавание судов, за исключением высокоскоростных, в пределах 500м выше и ниже мостов, если движение судов осуществляется через один пролет моста.

28. Расхождение и обгон допускаются при условии, если ширина судового хода достаточна для их совершения и они не вынуждают изменять направление движения, скорость других судов. При намерении совершить расхождение или обгон судоводитель обязан учесть все особенности движения на данном участке внутреннего водного пути.

29. Расхождение и обгон должны выполняться, если позволяют условия плавания, таким образом, чтобы избежать пересечения курсов носовыми частями.

30. Расхождение и обгон запрещены:

  •  на участках водного пути, обозначенных запрещающими сигнальными знаками: «Запрещение всякого обгона», «Расхождение и обгон составов запрещены» и «Расхождение и обгон запрещены»;
  •  при одновременном нахождении на траверзе трех судов при ширине судового хода менее 200 м;
  •  при пересечении полосы движения или всего судового хода на расстоянии менее 1 км от приближающегося судна без согласования с судоводителем этого судна взаимных действий. При этом пересечение курсов должно производиться под углом, близким к прямому.
  •  в зоне переправ;
  •  на лимитирующих перекатах;
  •  в крутых коленах;
  •  в узкостях;
  •  в пролете мостов.

31. Суда, имеющие радиотелефонную связь, до начала расхождения или обгона должны согласовать место и борт расхождения или обгона. При отсутствии или неисправности радиотелефонной связи на судне, а также в случае, если другое судно не выходит на радиотелефонную связь, такое судно должно подать звуковой сигнал «Прошу уменьшить ход».

32. При расхождении, судно идущее вверх, а также судно, буксирующее плот (плотовод), не менее чем за 1 км, а в случае ограниченной видимости или обзора – при обнаружении встречного судна, должно первым выйти на радиотелефонную связь со встречным судном и определить сторону расхождения (пропуска) подачей отмашки с соответствующего борта. При подходе к работающему на судовом ходу дноуглубительному или дноочистительному снаряду на расстоянии 1 км, а в случае ограниченной видимости–при его обнаружении судно должно подать звуковой сигнал «Внимание» и согласовать по радиотелефонной связи сторону прохода.

33. Судно, идущее вниз, должно принять и незамедлительно подтвердить сторону расхождения (пропуска) подачей отмашки с соответствующего борта и, соблюдая меры предосторожности, осуществить расхождение (пропуск) бортом, указанным судном, идущим вверх.

34. При расхождении (пропуске) судно, идущее вверх, должно при необходимости обеспечения безопасности такого маневра заблаговременно уклониться в соответствующую сторону, уменьшить скорость или остановиться и осуществить пропуск встречного судна.

Судно, идущее вниз, при приближении к пропускающему его судну должно уклониться в соответствующую сторону, в случае необходимости и обеспечения безопасности маневра заблаговременно уменьшить скорость вплоть до минимальной и следовать таким образом до тех пор, пока пропускающее судно не останется позади.

35. Расхождение и обгон считаются завершенными, если суда, совершающие соответствующий маневр, удалились друг от друга на безопасное расстояние, а обгоняемое (пропускающее) судно относительно обгоняющего осталось позади него.

36. Если условия водного пути или другие причины затрудняют расхождение (пропуск), судно, идущее вверх, с момента обнаружения судна, идущего вниз, должно регулировать свои курс и скорость таким образом, чтобы их прохождение относительно друг друга произошло в наиболее удобном и безопасном месте.

37. При невозможности пропуска дноуглубительный и дноочистительный снаряды должны заблаговременно, но не менее чем за 1 км от приближающегося судна (а где по местным условиям соблюсти такое расстояние нельзя – на расстоянии видимости), подать звуковой сигнал «Предупреждение» и продублировать его горизонтальным перемещением от борта к борту в светлое время суток белого флага-отмашки, а в темное время суток – белого огня. Судно, получив сигнал «Предупреждение», должно незамедлительно прекратить движение до получения разрешения на проход без повторного запроса. Не допускаются во время прохождения судов подход и отход к дноуглубительному или дноочистительному снаряду обслуживающих его шаланд и мотозавозней.

38. При встречном плавании или пересекающихся курсах судно, имеющее преимущество в движении или которому другие суда сигнализируют о предоставлении ему такого преимущества, должно при условии обеспечения безопасности судоходства сохранять свои курс и скорость.

39. Водоизмещающие самоходные суда, за исключением маломерных, могут расходиться любыми бортами с безопасной скоростью.

При встречном плавании поперек судового хода суда могут расходиться любыми бортами. При этом сторону расхождения определяет и подает соответствующую отмашку с борта судно, идущее от правого берега.

40. Обгон может производиться лишь тогда, когда судоводители обгоняющего и обгоняемого судов убедятся в безопасности его совершения и подтвердят согласие на обгон по радиотелефонной связи и обменом световых и звуковых сигналов. Обгон может осуществляться по любому борту обгоняемого судна, состава в зависимости от путевых, метеорологических или других условий и обстоятельств.

41. По требованию обгоняющего судна обгоняемое судно должно уменьшить скорость и предпринять другие действия для обеспечения безопасности обгона. Судно, которое намерено совершить обгон, не ближе чем за 500 м до обгоняемого судна, состава должно подать запрос звуковым сигналом «Запрос на обгон», а в темное время суток также продублировать его лучом прожектора, направленным вверх. Обгоняемое судно, получив запрос, при возможности предоставить совершить обгон должно незамедлительно подать отмашку с борта, по которому оно разрешает обгон, уменьшить скорость, уклониться в противоположную сторону, насколько это необходимо и безопасно, и следовать так до завершения обгона. Обгоняющее судно, получив разрешение на обгон, должно подать отмашку с соответствующего борта и произвести обгон, держа безопасную дистанцию от обгоняемого судна до тех пор, пока оно не будет оставлено позади. При невозможности предоставить совершить обгон из-за опасности столкновения обгоняемое судно должно подать звуковой сигнал «Предупреждение». При этом производить обгон запрещается до получения обгоняемым судном отмашки, разрешающей обгон, которая должна быть подана без повторного запроса обгоняющего судна.

42. При приближении к участкам, обозначенным запрещающими знаками «Запрещение всякого обгона», «Расхождение и обгон составов запрещены» и «Расхождение и обгон запрещены», суда, идущие вверх, при получении по радиотелефонной связи информации о приближении судов, идущих вниз, должны остановиться и ожидать, пока встречные суда не пройдут такой участок.

43. Проход судов в узкостях, а также на других участках и местах водного пути, где расхождение судов затруднено (далее – не просматриваемый и затруднительный участок), должен быть завершен в максимально короткое время. Судно при подходе к не просматриваемому и затруднительному участку, где встречные суда визуально заблаговременно обнаружить невозможно, должно сообщить о своем подходе по радиотелефонной связи, уменьшить ход и подать звуковой сигнал «Внимание», а в темное время суток также продублировать его лучом прожектора, направленным вверх.

При движении по не просматриваемому и затруднительному участку большой протяженности судно должно через каждые 2–3 минуты подавать звуковой сигнал «Занял узкость». Судоводитель, убедившись в занятости не просматриваемого и затруднительного участка другими судами, должен принять меры для обеспечения безопасного расхождения (пропуска) таких судов, а на участке с односторонним движением – остановиться и ожидать в безопасном, для пропуска встречного судна, месте.

Раздел 3. Разработка схемы расхождения и обгона судов на участке водного пути

Расчёт предполагаемого места пропуска толкаемым составом Б грузового теплохода А.

      Время сближения судов при их встречном движении определяется по формуле:

                                     L          117-106                         

                      tсбл = ----------- = ----------- = 0,52  часа

                                V1 + V2          17+4                                

где: L1 -L2 – расстояние между встречными судами, км;

      V1, V2 – соответственно скорости движения сближающихся судов,км/час.

      Зная скорость движения расходящихся судов (по исходным данным) и время их сближения, можно определить расстояние, которое пройдет каждое из судов за время их сближения:

                            l1  = V1 * tсбл.= 17 * 0,52 = 8,9 км

                            l2  = V2 * tсбл.= 4 * 0,52 = 2,1 км

где: l1расстояние, пройденное судном, движущимся со скоростью V1, км;

       l2 – расстояние, пройденное судном, движущимся со скоростью V2, км;

       tсбл – время сближения судов, час.

Для определения предполагаемого места расхождения судов необходимо пройденное судном расстояние за время сближения судов прибавить к значению километровой отметки первоначального местонахождения судна (по исходным данным):

                      lм = L0  l1 = 117 – 8,9 = 108,1 км

где: lм – километровая отметка предполагаемого места встречи судов, км;

      L0 – соответственно километровая отметка первоначального место-

       нахождения судов (по исходным данным), км;

      l1, l2 – соответственно пройденное судами расстояние за время их сбли-жения, км.

Вывод:расхождение на участке 108,1 км не возможно из-за чего толкаемый состав Б выполнит пропуск грузового теплохода А на 107,4 км.

Предполагаемое место встречи по данным расчетам толкаемого состава Б с грузовым теплоходом А, получается на 108.1 километре. Это место не благоприятное для выполнения маневра т.к. маневр совершается в крутом повороте русла, что запрещено правилами плавания(пункт164). Из-за чего толкаемый состав Б выполнит пропуск грузового теплохода А на 107,4 км., т.к. это место наиболее благоприятно для выполнения маневра. Это обусловлено достаточными габаритами судового хода и глубин. Также на этом километре не имеется перекатов, затяжных течений, мостов и т.д.

При подходе к месту пропуска, толкаемый состав Б снизит свою скорость до минимальной, уклонится в сторону левого берега (т.к. уклон в сторону правого берега приведет к навалу грузового теплохода А на толкаемый состав Б) и остановится и будет ждать грузовой теплоход А.

После того как толкаемый состав Б займет ожидаемую позицию на отметке 107,4км., ему придется простоять в режиме ожидания 0.15ч.

За 1км. или в случае ограниченной видимости, то в зоне визуального наблюдения, толкаемый состав Б подаст отмашку с левого борта, в ответ на эту отмашку грузовой теплоход А подаст отмашку левого борта подтвердив тем самым сторону пропуска, после чего толкаемый состав Б должен выполнить пропуск грузового теплохода А, причем грузовой теплоход А должен держаться на безопасном расстояния от толкаемого состава Б во избежание аварии.

Маневр считается завершённым, если пропускающий состав Б относительно обгоняющего теплохода А осталось позади него согласно(пункту 169п.) (предполагаемое место когда маневр будет выполнен, это отметка когда грузовой теплоход А достигнет 107,3км.)

После чего толкаемый состав Б вернется на судовой ход и продолжит свое движение.

Расчёт предполагаемого места пропуска толкаемым составом В грузового теплохода А.

      Время сближения судов при их встречном движении определяется по формуле:

                                     L           117-98                         

                      tсбл = ----------- = ---------- = 0,76  часа

                                V1 + V2          17+8                                

где: L1 -L2 – расстояние между встречными судами, км;

      V1, V2 – соответственно скорости движения сближающихся судов,км/час.

      Зная скорость движения расходящихся судов (по исходным данным) и время их сближения, можно определить расстояние, которое пройдет каждое из судов за время их сближения:

                            l1  = V1 * tсбл.= 17 * 0,76 = 12,92 км

                            l2  = V2 * tсбл.= 8 * 0,76 = 6,08 км

где: l1расстояние, пройденное судном, движущимся со скоростью V1, км;

       l2 – расстояние, пройденное судном, движущимся со скоростью V2, км;

       tсбл – время сближения судов, час.

Для определения предполагаемого места расхождения судов необходимо пройденное судном расстояние за время сближения судов прибавить к значению километровой отметки первоначального местонахождения судна (по исходным данным):

                      lм = L0  l1 = 117 – 12,92 = 104,08 км

где: lм – километровая отметка предполагаемого места встречи судов, км;

      L0 – соответственно километровая отметка первоначального место-

       нахождения судов (по исходным данным), км;

      l1, l2 – соответственно пройденное судами расстояние за время их сбли-жения, км.

      Вывод: расхождение на участке 104,08 км не возможно из-за чего толкаемый состав В, выполнит пропуск грузового теплохода А на 102,8 километре, т.к. это место более благоприятно для выполнения маневра.

Предполагаемое место встречи по данным расчетам толкаемого состава В с грузовым теплоходом А, получается на 104,08 километре. Это место не благоприятное для выполнения маневра т.к. маневр совершается в узкости, что запрещено правилами плавания(пункт164п.). Из-за чего толкаемый состав В, выполнит пропуск грузового теплохода А на 102,8 километре, т.к. это место более благоприятно для выполнения маневра. Это обусловлено достаточными габаритами судового хода и глубин. Также на этом километре не наблюдается узкостей, перекатов, затяжных течений, мостов и т.д.

При подходе к месту пропуска, толкаемый состав В уклониться в сторону левого берега(т.к. этот берег наиболее благоприятен чем правый из-за того, что если совершить пропуск у правого берега выходящий из-за поворота грузовой теплоход А навалится на толкаемый состав В)  , затем остановиться и будет ждать грузовой теплоход А.

После того как толкаемый состав В, займет ожидаемую позицию на отметке 102,8км, ему придется простоять в режиме ожидания 0.27ч.

За 1км. а в случае ограниченной видимости, в зоне визуального контакта, толкаемый состав В подаст отмашку с левого борта, в ответ на эту отмашку грузовой теплоход А подаст отмашку с левого борта подтвердив тем самым сторону пропуска, после чего толкаемый состав В должен выполнить пропуск грузового теплохода А, причем грузовой теплоход А должен держаться безопасном расстояния от толкаемого состава Б во избежание аварии.

Маневр считается завершённым, когда пропускающий состав В относительно обгоняющего теплохода А останется позади него(пункт169п.) (предполагаемое место когда маневр будет выполнен, это отметка когда грузовой теплоход А достигнет 102,7км.)

После чего толкаемый состав В  продолжит свое движение.

Расчет предполагаемого места обгона толкаемым составом В толкаемого состава Б.

В то время, когда толкаемый состав Б занимал ожидаемую позицию для пропуска грузового теплохода А и стоял в режиме ожидания 0.15ч, судно В было в движении. После окончания маневра (пропуска толкаемым составом Б грузового теплохода А), судно Б продолжило своё движение, в этот момент толкаемый состав В был на отметке 102км. После чего толкаемый состав В выполнил пропуск грузового теплохода А, на что у него ушло 0.16ч. и после этого времени толкаемый состав В продолжил своё движение, но за это время толкаемый состав Б будет на отметке 108,4км.

Начнем высчитывать предполагаемое место обгона с отметки толкаемого состава Б – 108,4км и толкаемого состава В – 102,8км.

Находим время сближения толкаемого состава В с толкаемым составом Б по формуле:

L                 108,4-102,8

                            tсбл = ----------------   =   ----------------   =  1,4ч.         

                                          V1 - V2                   8-4

где:  L1 -L2 – расстояние между составами движущимися в одном

направлении, км;

       V1, V2 – соответственно скорости движения составов, км/час.

По времени сближения составов и скорости их движения можно определить предполагаемое (расчетное) место обгона (т.е. то место, когда обгоняющее судно вправе запрашивать разрешение на обгон). Для этого сначала следует определить пройденное обгоняющим судном расстояние за время из сближения:

                         l1 = (V1 * tcбл) – lд= (8 * 1,4) – 0.5 = 10,7км

где: V1 – скорость движения обгоняющего судна (состава), км/час;

       tсбл – время сближения обгоняющего и обгоняемого судов, час;

       lд – минимально допустимое расстояние до обгоняемого судна (состава),

              с которого должен производиться запрос на обгон, км.

Вывод:обгон на участке 114 км не возможно из-за чего толкаемый состав Б, выполнит пропуск толкаемого состава В на 115 километре, т.к. это место более благоприятно для выполнения маневра.

По подсчетам следует, что обгоняющий толкаемый состав В будет на отметке 113,8км., а обгоняемый толкаемый состав Б на  114,2км.

Это место является не благоприятным для выполнения маневра это обусловлено наличием узкостей и крутых поворотов русла. Толкаемый состав В за 500м до толкаемого состава Б подаст звуковой сигнал 2 продолжительных 2 коротких “Запрос на обгон” в ответ, обгоняемый толкаемый состав Б запретит обгон подачей не менее пяти коротких звуковых сигналов ”Предупреждение”.В ответ на запрещение обгона толкаемый состав В уменьшит свою скорость в плоть до скорости толкаемого состава Б и будет следовать за ним на безопасном расстоянии до тех пор, пока толкаемый состав Б не разрешит выполнить обгон, без повторного запроса на обгон.

На 114,8км. обгоняемый толкаемый состав Б разрешит обгон подачей отмашки с левого борта (без повторного запроса на обгон, обгоняемым)уменьшит скорость и уклониться в сторону левого берега(пункт177п.). Толкаемый состав В уклониться в сторону правого берега, увеличит свою скорость до безопасной и выполнит обгон. Причем при выполнении обгона, обгоняющий толкаемый состав В должен держаться на безопасном расстоянии от обгоняемого толкаемого состава Б.

Маневр считается завершённым, когда оба судна остались на безопасном расстоянии друг за другом.

   

Раздел 4. Охрана окружающей среды и энергосбережение

   4.1 Охрана окружающей среды

   Окружающая среда – среда обитания и производственной деятельности человека, включающая абиотическое, биотическое и социально-экономические факторы. Разделяется на природную и социальную. В природной среде выделяют естественную и природно-антропогенную среду.

   Природная среда включает всю совокупность окружающих человека объектов живой и неживой природы, как не подвергшихся влиянию человеческой деятельности, так и в различной степени затронутых антропогенными преобразованиями, однако частично или полностью сохранивших способность саморазвития.

 Загрязнение среды:

  1.  Привнесение в какую либо среду или возникновение в ней новых, обычно нехарактерных для нее физических, химических или биологических агентов, или превышение естественного среднемноголетнего уровня концентрации перечисленных агентов в среде.
  2.  Увеличение количества физических, химических или биологических агентов сверх недавно наблюдавшейся нормы. По охвату территории различают глобальное, региональное и локальное загрязнение. Возникает в результате естественных причин и под влиянием деятельности человека.

         Загрязнение окружающей среды в настоящее время является одной из наиболее острых проблем глобального характера.

Основными нормативными правовыми актами, направленными на предотвращение загрязнения водной среды, являются:

  •  Водный кодекс Республики Беларусь;
  •  Правила охраны поверхностных вод (Типовые положения);
  •  Санитарные правила и нормативы охраны поверхностных вод от загрязнения;
  •  Санитарные правила для речных судов.

Мероприятия по охране окружающей среды

Министерством транспорта и коммуникации Республики Беларусь разработана и утверждена отраслевая программа по охране окружающей среды на 2011-2015г. Программа предусматривает комплекс мероприятий по решению приоритетных задач в области охраны окружающей среды в организациях осуществление которых направленно на обеспечение благоприятной окружающей среды, устойчивое функционирование естественных экологических систем, улучшение состояния здоровья населения. Отраслевая программа служит основанием для планирования природоохранной деятельности в организациях отрасли и разработки целевых и плановых показателей, снижения вредного воздействия на окружающую среду.

Мероприятиями отраслевой программы в частности предусмотрены:

  1.  Модернизация судов с установкой современных дизельных двигателей.
  2.  Осуществление сборообразующих подсланевых вод на суднах и передача их на обезвреживание.
  3.  Оборудование судов устройствами, исключающими попадания в водоемы загрязняющих веществ.

4.2 Энергосбережение

     Энергосбережение – процесс, в ходе которого сокращается потребность в энергоресурсах и энергоносителях в расчете на единицу конечного полезного эффекта от их применения. Энергосбережение обеспечивается межотраслевым подходом, организационной, научной, практической, информационной деятельностью государственных органов, юридических и физических лиц, направленной на снижение расхода (потерь) топливно-энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации.

Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов является актуальнейшей задачей.

На транспорте значительный потенциал энергосбережения содержится в правильной организации движения, в ее оптимизации. В некоторых случаях возможны ограничения скорости движения. Ограничения скорости необходимы по условиям безопасности движения, а также позволяют экономить топливо.

Расчет экономии топлива при пропуске грузового теплохода А толкаемым составом Б.

Расстояние между встречными судами (находящимися на отметке 117 и 106 км) составляет 11 км, а время их сближения – 0.52 часа.

Поскольку расчетное место встречи расхождения затруднено, то толкаемый состав Б, будет осуществлять пропуск на отметке 107,4км.

Вариант 1.

Толкаемый состав идущий вверх может двигаться до места пропуска в режиме полного хода, а затем остановиться и ожидать прохода вниз идущего грузового теплохода, для его безопасного пропуска.

Если судну, идущему вверх, продолжить движение в режиме полного хода, то оно придет к месту пропуска встречного судна через 0,3 часа.

                           107,4 – 106

                  tx  = --------------- = 0,35 часа

                                   4

где: 4 – скорость движения судна, идущего вверх, км/час.

Судно, идущее вниз, подойдет к этому же месту через 0,56 часа.

                         117 – 107,4

                 tx  = --------------  = 0,56 часа

                               

где: 17 – скорость движения судна, идущего вниз, км/час.

Следовательно, время ожидания пропуска встречного судна (в режиме маневрирования) составит tож = 0,56 – 0,35 = 0,21 часа.

В этом случае расход дизельного топлива по нормам для пропускающего судна составит:

в режиме полного хода

              Qп.х. = 40,5 * 0,35 = 14,175 кг

в режиме маневрирования (малого хода)

     Qм.х. = 18,0 * 0,21 = 3,78 кг

всего расход топлива толкаемым составом, составит

             Qт = 14,175 + 3.78 = 17,95 кг.

Вариант 2.

Пропускающий толкаемый состав, может снизить скорость хода таким образом, чтобы подойти к назначенному месту в момент появления встречного судна и сразу осуществить его пропуск.

Расчетная скорость движения (экономичный ход) в этом случае составит

                          107,4 – 106

                Vэ = --------------- = 2,5км/час

                               0,56

что соответствует средней скорости движения.                 

Расход топлива: Qс.х. = 28,5 * 0,56 = 15,96 кг

Таким образом, в сравнении с вариантом 1 экономия топлива по судну составляет:            

Qт =17,95 – 15,96 = 1,99 кг

Экономия масла: Qм = 0,036 * 1,99= 0,071 кг = 71 г

Вывод: если, вверх идущий толкаемый состав, будет использовать экономный ход, то он сэкономит 1,99  кг топлива и 71 г  масла.

Расчет экономии топлива при пропуске грузового теплохода А толкаемым составом В.          

Расстояние между встречными судами (находящимися на отметке 117 и 98 км) составляет 19 км, а время их сближения – 0.76 часа.

Поскольку расчетное место встречи расхождения затруднено, то толкаемый состав В, будет осуществлять пропуск на отметке 102,8км.

Вариант 1

Толкаемый состав идущий вверх может двигаться до места пропуска в режиме полного хода, а затем остановиться и ожидать прохода вниз идущего грузового теплохода, для его безопасного пропуска.

Если судну, идущему вверх, продолжить движение в режиме полного хода, то оно придет к месту пропуска встречного судна через 0,6 часа.

                           102.8 – 98

                  tx  = --------------- = 0,6 часа

                                   

где: 8 – скорость движения судна, идущего вверх, км/час.

Судно, идущее вниз, подойдет к этому же месту через 0,835 часа.

                         117 – 102,8

                 tx  = --------------  = 0,835 часа

                                17

где: 17 – скорость движения судна, идущего вниз, км/час.

Следовательно, время ожидания пропуска встречного судна (в режиме маневрирования) составит tож = 0,835 – 0,6 = 0,235 часа.

В этом случае расход дизельного топлива по нормам для пропускающего судна составит:

в режиме полного хода

              Qп.х. = 40,5 * 0.6 =  24,3 кг

в режиме маневрирования (малого хода)

     Qм.х. = 18,0 * 0,235 = 4,23 кг

Всего расход топлива толкаемым составом, составит

             Qт = 4,23 + 24,3 = 28,53 кг

Вариант 2.

Пропускающий толкаемый состав, может снизить скорость хода таким образом, чтобы подойти к назначенному месту в момент появления встречного судна и сразу осуществить его пропуск.

Расчетная скорость движения (экономичный ход) в этом случае составит

                          102,8 – 98

                Vэ = --------------- = 5,748 км/час

                               0.835

что соответствует приближенно средней скорости движения.                 

Расход топлива: Qс.х. = 28,5 * 0,835 = 23,797 кг

Таким образом, в сравнении с вариантом 1 экономия топлива по судну составляет: Qт = 28,53 – 23,797 = 4,73 кг

Экономия масла: Qм = 0,036 * 4,73= 0,170 кг = 170 г

Вывод: если, вверх идущий толкаемый состав, будет использовать экономный ход, то он сэкономит 4,73 кг топлива и 170 г  масла.

Используемая литература

Закон Республики Беларусь «О внесений и дополнений в Водный Кодекс Республики Беларусь» от  29.12.2007 г. № 324-3. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 172,2/1471.

Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». – Мн., 2002

Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении»  //Энерго-эффективность. 1998.-№7. - С. 2-5.

Правила плавания по внутренним водным путям  Республики Беларусь.

Утверждены Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций

Республики Беларусь 25.10.2005 г., №60. – Гомель: Развитие, 2006.

      Методические указания к выполнению курсового проекта на тему “ Разработка схемы расхождения и обгона судов на заданном участке внутреннего водного пути ”для учащихся по специальности 2-3703 31 судовождение и эксплуатация речного флота. Светлогорск,2009