7475

Предпринимательство в России на современном этапе его развития

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Введение Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно-правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и трудовых коллекти...

Русский

2013-01-24

149 KB

158 чел.

Введение

Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно-правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников – как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Возник и такой вид деятельности, как предпринимательство.

Как одна из конкретных форм проявления общественных отношений предпринимательство способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивидуума, а также ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости. Предпринимательство отличается свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений. Предпринимательская деятельность выдвигает перед предпринимателями требование высокой компетенции при ведении бизнеса.

Предпринимательство занимает свое особое место в экономических отношениях, внедряя в них, прежде всего нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно, воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.

Таким образом, предпринимательство выполняет не только экономические функции, оно теснейшим образом связано со всеми сферами жизнедеятельности общества. Знание состояния и тенденций развития предпринимательства, выявление его связей и зависимостей с другими структурными элементами общества, позволяет более четко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления гражданского общества в России.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы.

Глава 1. Предпринимательство как особый вид деятельности.

1.1. Сущность и содержание предпринимательства

Мировой опыт показывает, что без свободной рыночной экономики, без самодеятельного производителя, без предпринимательской активности никакое  процветание общества невозможно.

Слова «предприниматель» и «предпринимательство» являются производными от слова «предпринять», то есть сделать что-либо – создать, организовать, наладить, заключить сделку, вступить в соглашение и т. п. В широком значении предпринимателем в обыденной жизни часто называется человек, который что-либо предпринимает (создает, организует и т. п.), то есть действует в соответствии с намеченной целью в интересах получения (достижения) конкретных конечных результатов.

В экономике предпринимательство является особым видом деятельности, направленной на создание и обеспечение функционирования каких-либо предприятий с целью получения прибыли (дохода). В таком понимании предпринимательство зародилось еще в условиях феодализма. Первоначально предпринимателями назывались лица, которые проявляли предприимчивость в создании промышленных предприятий (кустарных производств, мануфактур и  др.). История зарождения, становления и развития современного предпринимательства тесно связана с более ранними формами купеческого и банковского капитала, с различного рода промыслами и кустарным производством. В период промышленной революции конца 18 – начала 19 веков предпринимателями назывались преимущественно фабриканты, то есть лица, вкладывавшие средства в создание и организацию работы фабрик – крупных предприятий по обработке сырья и изготовлению продуктов машинным способом.

Предпринимательство – это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.

Предпринимательству присущи ориентация на получение прибыли, комбинированность факторов деятельности, самостоятельность, подверженная риску. Основная функция предпринимательства в России состоит в том, чтобы «доводить» до конкретных потребителей товары, услуги, работы и получать за это материальное и моральное вознаграждение.

Предпринимательство как явление отражает:

  1.  Всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и других), связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (работ, услуг) и получением желаемого результата;
  2.  Всю систему отношений, которые объективно возникают у предпринимателей друг с другом, с потребителями, поставщиками, банками и другими субъектами рынка, с наемными работниками и государством;
  3.  Товарный характер отношений предпринимателей с другими хозяйствующими субъектами на основе действия экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости, денежного обращения и др.) и всех инструментов товарного производства и обращения.

Как процесс предпринимательство представляет собой сложную «цепочку» действий, начиная с поиска (зарождения) предпринимательской идеи и заканчивая ее воплощением в конкретный проект (предприятие), позволяющих производить необходимые потребителям товары, оказывать услуги и заканчивающийся извлечением прибыли.

Следовательно, предпринимательство как процесс представляет собой целесообразную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей субъектов рынка и получение определенной прибыли, ибо в противном случае поставленная предпринимателем цель не будет достигнута. Предпринимательство как процесс включает в себя поиск новых идей, постановку целей, их оценку и воплощение в новом предприятии, превращение идеи в конкретный результат. Этот процесс является непрерывным и постоянно возобновляется, поскольку все время изменяются потребности, которые и удовлетворяются предпринимателями.

Реализация идей предпринимателя охватывает следующие понятия:

  1.  Изготовление нового, то есть неизвестного потребителю блага;
  2.  Внедрение нового, то есть в данной отрасли еще практически неизвестного метода (способа) производства;
  3.  Освоение нового рынка сбыта, то есть такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль страны еще не была представлена;
  4.  Получение нового источника сырья;
  5.  Осуществление соответствующей реализации (например, обеспечение монопольного положения своего предприятия в условиях конкурентной рыночной среды).

1.2. Функции предпринимательства

В рыночной экономике предпринимательство выполняет общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую функции.

Общеэкономическая функция объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций, действующих под ответственность юридического лица и индивидуальных предпринимателей, действующих от своего имени и под свою имущественную ответственность.

Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (работ, услуг) и осуществляется под воздействием системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода. Этот фактор также выступает как проявление общеэкономической функции в системе хозяйственных отношений.

Ресурсная функция является важной функцией предпринимательства. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как производимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства, в первую очередь ресурсы (в широком понимании этого слова): трудовые ресурсы, землю и природные богатства, средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант.

Предприниматель может добиться наивысших успехов, если он сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, и все это объединить с использованием квалифицированной рабочей силы и эффективным потреблением всех видов ресурсов. Однако погоня за максимальным доходом (прибылью) зачастую приводит к хищническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции. Эта функция предпринимательства противоречива. С одной стороны, предприниматель заинтересован в рациональном использовании ресурсов, а, с другой, может безжалостно относиться к ним.

Творческо-поисковая (инновационная) функция связана не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств для достижения поставленных целей. Эта функция предпринимательства тесно связана со всеми другими функциями, которые дополняют друг друга. Она вытекает из уровня экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, из условий принятия решений.

Социальная функция проявляется в возможности каждого дееспособного лица быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция предпринимательства больше проявляется в формировании людей предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. Однако одновременно растет слой наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от устойчивой деятельности предпринимательских предприятий.

Чем эффективнее будут функционировать предпринимательские предприятия, тем больше будет размер поступлений их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. Развитие предпринимательства обеспечивает рост количества рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение жизненного уровня и социального положения наемных работников.

Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных структур, в изменении стратегии деятельности предприятия и т. д. Организаторская функция особенно четко проявляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном» (сетевом) предпринимательстве.

Таким образом, сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех названных функций, которые объективно присущи цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности  и государственной поддержки.

1.3. Субъекты предпринимательской деятельности и процесса.

Субъектами предпринимательства могут быть граждане (физические лица) и юридические лица.

Граждане могут быть участниками предпринимательской деятельности как физические лица, непосредственно участвующие в создании хозяйственных обществ, и как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Индивидуальным предпринимателем может быть любой дееспособный гражданин Российской Федерации.

Содержание правоспособности граждан установлено Гражданским кодексом Российской Федерации. Граждане могут:

  •  иметь имущество в собственности, наследовать и завещать имущество;
  •  заниматься предпринимательской и иной любой, не запрещенной законом деятельностью;
  •  создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;
  •  совершать любые, не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;
  •  избирать место жительства;
  •  иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и других охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;
  •  иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Таким образом, дееспособным гражданам законодательством установлены права и определенные гарантии для  занятия предпринимательской деятельностью, а также выбора любого предмета деятельности, не запрещенной законом.

В ряде законодательных актов установлены ограничения на занятие предпринимательской деятельностью некоторым работникам. Так, должностным лицам органов государственной власти и государственного управления запрещается:

  •  заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью;
  •  иметь в собственности предприятия;
  •  самостоятельно или через представителей голосовать посредством, принадлежащим им акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяйственного товарищества и общества;
  •  занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта.

Не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью военнослужащие, работники силовых министерств и служб (например, работники милиции, налоговых органов и органов налоговой полиции), а также некоторые другие категории граждан.

Дееспособные лица могут заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью в установленном порядке, не создавая юридического лица, а также учреждать (создавать) для этой цели юридические лица самостоятельно или с другими гражданами и юридическими лицами. Для занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица гражданин в установленном порядке должен получить свидетельство индивидуального предпринимателя, а для осуществления торговли – приобрести патент.

В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации и включения в единый государственный реестр юридических лиц. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса РФ, юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческая организация в качестве основной цели своей деятельности ставит извлечение прибыли. В соответствии с установленным законом и учредительными документами порядком коммерческая организация распределяет прибыль между учредителями (участниками). Следовательно, все коммерческие организации (кроме казенного предприятия) можно считать предпринимательскими.

Некоммерческие организации не имеют целью своей деятельности извлечение прибыли  и не могут распределять прибыль между участниками (учредителями). Некоммерческие организации могут осуществлять лишь ту предпринимательскую деятельность, которая служит достижению целей, ради которых эти некоммерческие организации созданы.

Юридические лица имеют гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и несут связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Субъектами предпринимательской деятельности являются также объединения юридических лиц и сложные предпринимательские организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с гражданским законодательством права индивидуального предпринимателя значительно расширены. В предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Это означает, что все права и обязанности, которые несут коммерческие организации, приобретает и индивидуальный предприниматель. Например, он может осуществлять наем работников на основе договоров гражданско-правового характера (договора подряда, комиссии, поручения др.), заниматься всеми видами деятельности, которые не запрещены законом (при наличии соответствующей лицензии).

Чтобы гражданин (физическое лицо) стал по закону индивидуальным предпринимателем, он должен зарегистрироваться в этом качестве и получить соответствующее свидетельство. Как налогоплательщик индивидуальный предприниматель должен встать на учет в налоговом органе по месту своего постоянного жительства, а также зарегистрироваться у уполномоченных Пенсионного фонда РФ, фондов обязательного медицинского и социального страхования. При условии использования труда наемных работников индивидуальный предприниматель должен отчислять средства в Фонд занятости.

При постановке на учет в налоговом органе предприниматель должен выбрать систему налогообложения, учета и отчетности и указать, что будет привлекать работников на основе договоров гражданско-правового характера.

Для осуществления предпринимательской деятельности индивидуальный предприниматель может открыть в любой кредитной организации (банке) расчетный, текущий, ссудный, депозитный или валютный счета.

Индивидуальный предприниматель обязан вести Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций, в которой указываются следующие персональные данные:

  •  фамилия, имя, отчество;
  •  ИНН и дата его присвоения;
  •  Вид осуществляемой деятельности;
  •  Номер свидетельства;
  •  Адрес постоянного места жительства;
  •  Номер расчетного и иных счетов, открытых предпринимателем в банковских организациях;
  •  Наличие контрольно-кассовых аппаратов и их номера;
  •  Телефон (домашний, рабочий).

К гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяются правила Гражданского Кодекса РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» коммерческие организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отнесены к единой категории «субъекты малого предпринимательства» и все формы и меры поддержки установлены для них как для субъектов малого предпринимательства. Однако как коммерческие организации юридические лица имеют определенные отличительные признаки, конституирующие их в этом качестве.

Предпринимательство представляет собой неотъемлемую часть общеэкономических и социально-экономических процессов в рыночной экономике.

Основным субъектом предпринимательского процесса в любой организационно-правовой форме выступает предприниматель. Однако предприниматель – не единственный субъект. К этой категории относятся потребитель (как основной контрагент), государство, а также наемные работники и партнеры по бизнесу (рис. 1).

Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя первый относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна пассивная роль.

Потребитель выполняет индикатора предпринимательского процесса, так как все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной экспертной оценки потребителя, который готов приобрести произведенный товар. При планировании и организации своей деятельности предприниматель должен учитывать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

В условиях рыночной системы отношений у предпринимателя нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать в его интересах. Однако такая ситуация вовсе не означает, что предприниматель обязан действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам потребитель должен формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности. Таким образом, целью предпринимателя является необходимость «завоевать» потребителя, создать круг собственных потребителей.

Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:

  •  Новизна товара, соответствующая интересу потребителя;
  •  Качество, цена, доступность товара;
  •  Степень универсальности товара;
  •  Внешний вид и упаковка;
  •  Позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;
  •  Услуги послепродажного сервиса;
  •  Соответствие товара общепринятым или государственным стандартам;
  •  Престижность и привлекательность рекламы товара т.д.

Другими словами, если с точки зрения общественного производства в роли активного субъекта  выступает предприниматель, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель и предприниматель должен учитывать это факт.

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от конкретной ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, которые ставит перед собой государство. Государство может быть:

  •  Тормозом развития предпринимательства, если оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства;
  •  Посторонним наблюдателем, когда государство и не противодействует развитию предпринимательства, и не способствует этому развитию;
  •  Ускорителем предпринимательского процесса, когда оно ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых агентов, что приводит к «буму» предпринимательства.

Функции государства как ускорителя предпринимательского процесса заключается в том, что оно:

  •  Берет на себя образовательные функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров;
  •  Поддерживает в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей;
  •  Берет на себя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры, которая могла бы оказать предпринимателю услуги, необходимые для эффективной реализации проектов.

Наемный работник относится к группе субъектов предпринимательского процесса как реализатор идей предпринимателя. Именно от наемного работника зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи. Планы предпринимателей и интересы работника должны совпадать. В результате, чем выше прибыль, тем выше заработная плата и социальные выплаты. Для вовлечения наемного работника в коммерческий интерес предприятия важно создать такую ситуацию, когда работник одновременно будет заинтересован как в своих личных результатах, так и в результатах коллективной деятельности. Такой двоякий интерес работника можно стимулировать единственным средством – установлением приемлемого уровня заработной платы.

В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда. В результате любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях. Только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса.

1.4.Классификация предпринимательства

Предпринимательская деятельность классифицируется по различным характерным признакам. В теории и практике сложилась классификация указанного вида деятельности по:

  1.  формам собственности;
  2.  признакам законности;
  3.  охвату территории;
  4.  численности и составу персонала;
  5.  уровню прибыльности;
  6.  использованию нововведений;
  7.  количеству участников;
  8.  формам ответственности и др.

По формам собственности в рыночной экономике предпринимательство подразделяется на частное и государственное. Частная собственность проявляется в форме единоличной (индивидуальной) и коллективной (партнерской). Государственная собственность существует в России в двух видах: федеральной и субъектов Российской Федерации. Предпринимательство развивается как на муниципальной собственности, так и на смешанной (совместной) формах собственности и собственности иностранных инвесторов.

Каждый из этих видов – государственное и частное предпринимательство – имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том, и в другом случае осуществления предпринимательской деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

По признакам законности предпринимательство подразделяется на законное, незаконное, лжепредпринимательство и теневое.

В соответствии со статьей 171 УК РФ незаконным предпринимательством является осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно) или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Под доходом в крупном размере понимается доход, превышающий сумму в двести минимальных размеров оплаты труда; доходом в особо крупном размере является доход, сумма которого превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со ст. 173 УК РФ лжепредпринимательством является создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее ущерб гражданам, организациям или государству. За организацию незаконного предпринимательства и лжепредпринимательства установлена уголовная ответственность.

В зависимости от распространения деятельности по территории предпринимательство подразделяется на  местное, региональное, национальное, международное и мировое.

В зависимости от учредителей (участников) собственного дела предпринимательство разделяется на женское и молодежное. Во многих странах действуют ассоциации женского и молодежного предпринимательства, занимающиеся их поддержкой.

По уровню прибыльности (темпам развития, доходности) предпринимательские организации бывают быстро и медленно растущими; высокоприбыльными и низкорентабельными; осуществляющими низкорисковые и очень рисковые операции. При этом нельзя поставить знак равенства между видом бизнеса и уровнем рисковости той или иной компании, поскольку на конечные результаты деятельности предприятия одновременно воздействует огромное количество факторов.

По использованию в процессе деятельности инноваций (нововведений, трудовых технологий) для производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг, завоевания новых рынков сбыта, формирования нового спроса и предложения предпринимательская деятельность подразделяется на творческо-поисковую и продуктивную.

В зависимости от количества участников (учредителей) собственного дела предпринимательство подразделяется на индивидуальное и коллективное (партнерское). Если в создании предпринимательского предприятия принимают участие иностранные учредители (участники), то предпринимательство является совместным. Выделяют также предприятия с иностранными инвестициями.

По формам ответственности участников (учредителей) предпринимательских организаций за результаты их деятельности различают организации с полной, солидарной и субсидиарной ответственностью.

В зависимости от механизма создания, числа учредителей (участников), процессов функционирования и управления предпринимательские организации бывают простыми и сложными.

1.5.Виды предпринимательства

В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов выделяют следующие виды предпринимательства:

  •  Производственное;
  •  Коммерческо-торговое;
  •  Финансово-кредитное;
  •  Страховое;
  •  Посредническое.

Производственное предпринимательство – это процесс производства конкретных товаров, осуществления работы и оказания услуг для их реализации потребителям (покупателям). Поскольку производственное предпринимательство осуществляется в материальной сфере, соответственно, выделяется предпринимательство по подотраслям (например, в промышленности организуется предпринимательская деятельность в машиностроении, станкостроении и т. д.). В широком смысле производственное предпринимательство – это создание любого полезного продукта, необходимого потребителям и обладающего способностью быть созданным.

С народнохозяйственной точки зрения производственное предпринимательство является самым важным и определяющим видом предпринимательства, так как именно в производственных организациях (компаниях, предприятиях) осуществляется производство продукции и товаров массового потребления. Все виды товаров, работ и услуг для конкретных потребителей (населения, предприятий, государства) производятся субъектами производственного предпринимательства.

Производственное предпринимательство в России является наиболее рисковым занятием. Риск нереализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины тормозят развитие предпринимательства в производственной сфере.

Коммерческо-торговое предпринимательство – основной вид российского предпринимательства. Предприниматель здесь выступает в роли коммерсанта, непосредственного торговца, доводя готовые товары до конкретных потребителей. Этот вид предпринимательства включает поиск и закупку товаров, обеспечивает его сохранность, транспортировку, доставку в торговую точку, продажу товаров, продажное и послепродажное обслуживание покупателя (доставка на дом, установка, устранение дефектов). Сюда же входит и документальное оформление торговых сделок.

Коммерческо-торговое предпринимательство охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товара на товар. Хотя основу коммерческо-торгового предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что в производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах.

Сфера коммерческо-торгового предпринимательства – магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы и другие учреждения торговли. В связи с приватизацией государственных торговых предприятий значительно возрастает материальная база личного и коммерческого предпринимательства. Возникают обширные возможности начать свое коммерческое дело, выкупив или построив магазин, организовав свою торговую точку.

Для успешного занятия коммерческо-торговым предпринимательством необходимо досконально знать неудовлетворенный спрос потребителей, быстро реагировать на изменения спроса, предлагая соответствующие товары или их аналоги. Торговое предпринимательство более мобильно, так как непосредственно связано с конкретными потребителями. Для его развития необходимы как минимум два условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Коммерческо-торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска (особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования).

В финансово-кредитном предпринимательстве предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валюта и национальные деньги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. Этот вид предпринимательства осуществляется через коммерческие банки, финансово-кредитные компании, валютные биржи и другие специализированные организации. Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций в России регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами Центрального банка и Министерства финансов Российской Федерации.

При страховом предпринимательстве страховые  организации в соответствии с законодательством и договором страхования гарантируют страхователям возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия, потери имущества, утраты здоровья, жизни и других видов потерь. При заключении договора страхования страховые компании получают соответствующую плату, то есть компенсируют свои издержки, вероятность риска и получения прибыли. Страховое предпринимательство – один из наиболее рисковых видов деятельности. В то же время страховая компания дает определенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическим лицам) на получение ими определенной компенсации при наступлении в их деятельности страхового случая, что является одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства.

Посредническая предпринимательская деятельность – это вид предпринимательской деятельности, при котором субъекты экономической деятельности непосредственно не производят и не продают товары, а выступают в качестве посредников между производителями и потребителями. Посредник – это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя или потребителя, но само таковым не являющееся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей.

В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, в какой-то мере – коммерческие банки и другие кредитные организации. Посредническая предпринимательская деятельность в значительной мере рискованна, поэтому предприниматель-посредник всегда должен учитывать степень риска при осуществлении посреднических операций.

В зависимости от предмета деятельности выделяются и такие виды предпринимательства, как консалтинг, образовательная деятельность, предоставление банковских услуг и т. д.

Глава 2. Особенности предпринимательства в России

2.1. Этапы развития предпринимательства в России.

Современный этап российского предпринимательского движения начинается с перестройки нашего общества, провозглашенной в середине 80-х годов и продолжается уже более 12-ти лет, которые имеют поистине судьбоносный характер для российского предпринимательства.

В рассматриваемый период, особенно в первые 90-е годы, в обществе происходят радикальные изменения по отношению к частной собственности и предпринимательской деятельности. После 70 лет запрета частной собственности государство впервые признает ее равноправие со всеми другими формами собственности и декларирует свободу предпринимательской деятельности. Принимается ряд важных законодательных актов, закладывающих основы новой смешанной экономики, для которой характерен плюрализм форм собственности и организационных структур. Начинается бурный процесс их развития.

Верховный Совет СССР и Российской Федерации в начале 90-х годов принял десятки новых законов и постановлений, затрагивающих проблемы предпринимательства. Прежде всего отметим принятие в декабре 1990 г. закона "Особенности в РСФСР". Впервые этим законом частная собственность была признана равноправной наряду с государственной, муниципальной и собственностью общественных организаций (объединений).   

В течение 1991 года были приняты и ряд других важных законов, определявших не только общие права предпринимателей, но и некоторые механизмы формирования российского предпринимательства. К ним относятся закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" установивший организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в целях создания эффективной, социальной ориентированной рыночной экономики.  

Приняты также законы "Об иностранных инвестициях в РСФСР", "Об ограничении монополистической деятельности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и многие другие.  

Таким образом, была сформирована юридическая Среда для проявления собственной инициативы и развития предпринимательской деятельности. Изменения в правовой сфере повысили активность в деле создания акционерных обществ и других видов предприятий. К маю 1991 года в Государственный реестр стран внесено 700 акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (223 АО и 477 обществ с ограниченной ответственностью). Число частных коммерческих банков в конце 1991 года превысило 1300 . Следует более подробно рассказать о товарных и фондовых биржах.

Еще недавно вопрос о биржах вызывал в страхе ожесточенные споры. Значительная часть общества категорически отрицала их надобность, не допускала самой мысли о возможностях создания бирж.   

1990 год принес революционные изменения в этой области. Вопрос о биржах вышел за рамки теоретических дискуссий и приобрел практическую значимость.

19 мая 1990 г. была зарегистрирована первая в стране Московская товарная биржа (МТБ) - рынок, на котором осуществляется оптовая торговля товарами по образцам и стандартам. Сделки на товарных биржах осуществляются только массово - однородные товары, как зерно, хлопок, металл, сахар и т.п. Это объясняется тем, что на бирже продавец может вступать без реального товара, а покупатель - без наличных денег.       

Через несколько месяцев возникла Московская товарно-сырьевая биржа (МТСБ). В ноябре 1990 года было объявлено о создании в Москве двух фондовых бирж - Московской центральной фондовой биржи (МЦФБ) и Московской международной фондовой биржи (ММФБ). Фондовая биржа - это рынок ценных бумаг: акций и облигаций, которые являются предметами купли-продажи по ценам ( курсам), регистрируемым на фондовой бирже. На 29 ноября 1991 г. общее число бирж составляло 520, а в апреле 1992 г. газеты оповестили о 800 биржах в пределах бывшего Союза. Только в одной Москве о своем существовании заявили 80 бирж.         

Однако надо отметить, что создаваемые биржи еще далеко не являются биржами в их классическом виде. Предстояла большая работа по совершенствованию деятельности и организации бирж.    

В январе 1992 года был сделан первый реальный шаг на пути к рыночной экономике - освобождение цен на большинство товаров и услуг, упразднена в основном централизованно-фондовая система распределения ресурсов. Решение этой задачи осуществлялось одновременно с приватизацией государственной собственности в промышленности, торговле, сфере услуг и др.  

Освобождение цен в условиях сохранявшейся предельной монополизации производства сразу же привело к резкому взлету всех без исключения цен. Поскольку либерализация цен на практике далеко оторвалась от приватизации, то абсолютное большинство граждан, чьи и без того скудные сбережения оказались фактически конфискованными государством, устранялись из процесса приватизации. В качестве компенсации они бесплатно получили приватизационные чеки (ваучеры), которые с весны 1993 года разрешалось вкладывать в акции некоторых предприятий. В стране сразу же началась неконтролируемая властями скупка ваучеров у населения (по ценам в 2 и более раз ниже официальной стоимости в 10 тыс. рублей) состоятельными людьми, частными банками, мафиозными группами, иностранцами.

2.2. Основные проблемы развития предпринимательства в России.

В современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна.  Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь  МП, тогда как в странах – членах Европейского Союза – не менее 30.  

Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:

- отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

  •  пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;
  •  нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;
  •  сложность доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.;
  •  неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;
  •  отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя;
  •  нестабильность экономической ситуации в стране;
  •  недобросовестность крупного бизнеса;
  •  доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%);
  •  правовая неграмотность самих предпринимателей;
  •  отсутствие явного развития производства;
  •  высокая планка единого социального налога (26%);
  •  недостаточность кадрового потенциала;

-  длительное оформление документации, особенно на землю

Это, прежде всего, – проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты.

Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д. Препятствия на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры».

2.3.Перспектива развития предпринимательства в России

Развитие предпринимательства в значительной мере зависит от масштабов его финансовой поддержки со стороны государства. Рост числа новых малых предприятий, увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказание услуг действующими малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица зависят от нескольких условий.

Первое условие связано с формированием благоприятного предпринимательского климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации. Следует существенно упростить регистрацию предприятий, сократить число контролирующих органов и проверок, значительно уменьшить количество лицензируемых видов деятельности. Это может резко ослабить коррупционный «пресс», снизить потери средств предпринимателей, вынужденных создавать 20 – 30 процентные «резервы» от объема продукции и доходов для «отступных». В результате у субъектов малого предпринимательства появятся дополнительные финансовые и материальные ресурсы, выведенные из «тени». Величина вклада в ВВП большей части малых предприятий должна возрасти, по экспертным оценкам, на 3 – 5%, их объем инвестиций в основные фонды – примерно 8 – 10 %, улучшится положение с оборотными средствами и т.д.

Второе условие – необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей.

Третье условие – необходимость концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и регионального бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и внебюджетных источников на таких приоритетных направлениях, как:

- создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;

- увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что в 2 – 3 раза расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;

- эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких  финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса.

Четвертое условие – налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ.

Принципиально важно разделить ответственность между государственными органами исполнительной и законодательной власти, с одной стороны, отвечающими за формирование и проведение государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства, создание благоприятных условий для его развития, с другой – отвечающими за меры по реализации федеральных программ государственной поддержки мало8го предпринимательства и по упрощению доступа малых предприятий к финансовым ресурсам.

Пятое условие – активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего (из-за бедности 30 – 40 % населения) консервативного типа потребительского поведения. На мой взгляд, это условие имеет особое  значение. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле. Торговля и сфера услуг медленно увеличивают объемы заказов оптовикам и отечественным производителям. Последние нередко сужают ассортимент многих продуктов питания, крайне вяло наращивают выпуск новой продукции. Это приводит к тому, что они практически не имеют средств для инвестирования, расширения мощностей и освоения новых технологий.

Основные направления для создания благоприятной предпринимательской среды.

Можно выделить ряд направлений, которые могут реально обеспечить развитие предпринимательства, сделав его действенным фактором хозяйственной жизни:

1) Большие индустриальные предприятия могли бы выступать в качестве организаторов малого промышленного предпринимательства путем предоставления последнему производственных мощностей, оборудования, технологий, кадров и т.д.

2) Усиление инвестиционной активности. Сейчас инвестиции осуществляются по нескольким направлениям: государственное финансирование в рамках целевых федеральных программ, финансирование из местных бюджетов, кредитование зарубежными организациями, амортизационные отчисления.

При наличии столь большого числа каналов финансирования, инвестиционный климат нельзя назвать благоприятным. Причин этому много. Некоторые: 1) каждый из каналов действует самостоятельно, и  они в совокупности представляют единую, скоординированную систему; 2) имеются большие сложности как при формировании источников капиталовложений, так и при практической реализации последних и т.д.

3) Составной частью политики протекционизма является налоговая система. Налоги отражают суть отношения государства и предпринимателя.

Несовершенство налоговой системы становится все более очевидным. Она должна быть подчинена развитию производства. Необходимо дифференцированное налогообложение предпринимательства в зависимости от регионов.

С экономической точки зрения в науке выделяются четыре группы регионов: 1) регионы с достаточно высоким уровнем социально-экономического развития; 2) депрессивные регионы; 3) регионы с преобладающей добычей и переработкой первичных природных ресурсов; 4) регионы аграрного типа.

Очевидно,  для регионов первой группы дифференциация налогов должна исходить из приоритетности конкретного вида производства, тогда как для депрессивных регионов возможны максимально выгодные налоги, вплоть до их отмены на определенный период. Для регионов четвертой группы налоговая политика должна состоять в создании максимального протекционизма сельскохозяйственному производству, преследую конечную цель – обеспечение продовольственной безопасности страны.

Как отрицательный фактор в развитии предпринимательства следует признать нестабильность принятия законов и подзаконных актов по налогообложению. Их частая смена вызывает у предпринимателей неуверенность, лишает возможности вести дело с перспективой, нарушает планы. Поэтому следовало бы установить, что существующий на период регистрации предприятия порядок налогообложения не может быть изменен в течение ряда лет, если вновь вводимый порядок ухудшает прежние условия производственной деятельности.

4) Следующая проблема, с которой сталкиваются предприниматели, это произвол чиновников.

С ней сталкивается предприниматель с самого начала деятельности. С момента регистрации. В настоящее время процесс регистрации малых предприятий неоправданно усложнен, требует оформления многочисленных бумаг и значительных затрат. Еще до начала работы предприятия, получения прибыли, предприниматель уже обязан потратить большие суммы: внести часть уставного капитала, оплатить услуги регистрирующего органа, органов статистики и др.

Очень много вопросов касающихся несовершенства системы лицензирования. Четкий порядок отсутствует, что приводит к необоснованному расширению сферы лицензионных видов деятельности.

Поэтому важно придерживаться концепции, согласно которой государственная власть должна максимально упростить взаимоотношения предпринимателя с разрешительной системой.

Заключение.

Современное положение нашей страны показывает, что без сильного производственного предпринимательства нет нормальной экономики, нет гарантированной социальной жизни, нет здорового общества. В связи с этим приходится удивляться, что в России не создано и пока еще не наблюдается стремление к созданию так называемого предпринимательского пространства, включающего в себя правовую, социальную и экономическую сферы. Возрождение нормальных, естественных условий нашего бытия ориентировано на возврат в общее русло развития цивилизации.

Возможные направления преодоления препятствий: укрепление стабильности экономического развития; совершенствование правового воздействия и повышения правовой культуры населения; создание современного законодательства о предпринимательстве; неукоснительное выполнение законов и иных правовых актов; активизация деятельности самих предпринимателей и ряд других.

За предпринимательством в России будущее. Но следует помнить, что только глубокая вера в свои собственные силы предпринимателей, их способность к объединению для защиты свободного предпринимательства может стать залогом всех позитивных достижений и перемен в экономике.

Список использованной литературы.

  1.  Яковлев Г. А. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие. – М.,2004.

  1.  Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие / под ред. А.С. Пелиха. М., 2004.

Ссылки в Интернете:

  1.  www.government.ru
  2.  www.rost.ru
  3.  http://www.rost.ru/themes/2008/03/271554_13445.shtml
  4.  http://www.erudition.ru/referat/ref/id.27351_1.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23651. Поиск пути в порождаемом пространстве состояний (на примере игры «восьмёрка») 97.5 KB
  1й список исходное состояние 2й список состояние после одноходовой допустимой перестановки. попадания в пройденные вершины графа необходимо вести список пройденных состояний. Здесь Yсписок характеризующий начальное состояние; Xs список характеризующий заданное конечное состояние. Третий аргумент предиката trans1 список пройденных состояний список списков.
23652. Экспертная система по составлению учебных расписаний 59 KB
  При составлении расписаний лучше исходить не из заданной цели к тому же трудно сформулировать какое расписание €œлучше€ а из возможностей комбинирования учебных дисциплин. Далее можно попытаться оценить относительную ценность полученных расписаний их уже будет не так много с точки зрения быстрейшего и полного освоения дисциплин специализации в необходимой пропорции с факультативными и общеобразовательными курсами. Представим что студенту желающему специализироваться в конкретной области предоставлена возможность самостоятельного...
23653. Логическое программирование задачи поиска пути на конечных графах пространства состояний 680 KB
  Рассмотрим ориентированный ациклический граф: Наличие ориентированной связи двух соседних вершин отображается в программе в виде фактовпредикатов edgex y. edgeac. edgecf. edgefh.
23654. Разработка графического интерфейса и базы данных каскадной системы регулирования температуры, расхода и концентрации в процессе ректификации стирола 3.53 MB
  Листинг программы unit Unit1; interface uses Windows Messages SysUtils Variants Classes Graphics Controls Forms Dialogs Grids ComCtrls ExtCtrls DBCtrls DBGrids StdCtrls Buttons DB DBTables ImgList ToolWin Mask TeEngine Series TeeProcs Chart DbChart Animate GIFCtrl; type TForm1 = classTForm PageControl1: TPageControl; TabSheet1: TTabSheet; TabSheet3: TTabSheet; PageControl2: TPageControl; TabSheet5: TTabSheet; DBNavigator1: TDBNavigator; DBGrid1: TDBGrid; BitBtn1: TBitBtn;...
23655. Управление качеством электронных средств 423 KB
  Непрерывной случайной величиной СВ называется величина которая при испытании может принять любое значение из заданного диапазона. Любое распределение характеризуется определенными характеристиками важнейшими из которых являются среднее значение и дисперсия. Несмещенной является оценка среднее значение которой совпадает со средним значением генерал ной совокупности. Здесь оценка истинное значение характеристики – оператор усреднения.
23656. Семантические сети 170 KB
  Семантические сети Семантической сетью является структура данных имеющая определенный смысл как сеть. Стандартного определения семантической сети не существует но обычно под ней подразумевают следующее: Семантическая сеть это система знаний имеющая определенный смысл в виде целостного образа сети узлы которой соответствуют понятиям и объектам а дуги отношениям между объектами. Следовательно всевозможные сети можно рассматривать как сети входящие в состав семантической сети. Поэтому в контексте знакомства с СОЗ семантические сети...
23657. Продукционные модели. ЕСЛИ - ТО (явление - реакция) 166 KB
  Эти две отличительные черты и определили широкое распространение методов представления знаний правилами. Программные средства оперирующие со знаниями представленными правилами получили название продукционных систем или систем продукции и впервые были предложены Постом в 1941 году. Общим для систем продукции является то что они состоят из трех элементов: Набор правил используемых как БЗ его еще называют базой правил; Рабочая память где хранятся предпосылки касающиеся отдельных задач а также результаты выводов получаемых на основе...
23658. Представление знаний с применением фреймов 143.5 KB
  Понятие фрейма и слота В сложных семантических сетях включающих множество понятий процесс обновления узлов и контроль связей между ними становится затруднительным. В каждом узле понятия определяются набором атрибутов и их значениями которые содержатся в слотах фрейма. Слот это атрибут связанный с узлом в системе основанной на фреймах. Слот является составляющей фрейма.
23659. Стратегии поиска в СОЗ 105.5 KB
  7 Начальныесостояния Цель конечные состояния Реализует возможность выбора Выполняет шаги от начального состояния к новым более близким к цели Исходные посылки и факты Поиск Стратегия поиска B A C C A B A B C A B C C B A B C A B A C C A B A B C C A B B A C A B C A C B 8. Стратегии поиска в СОЗ 8. Поиск в СОЗ Причем поиск конечного состояния выполняется автоматически на основе реализованной в СОЗ стратегии поиска которая: реализует возможность выбора; позволяет выполнять шаги от начального...