74778

Скорость света. Опыт Майкельсона. Принцип относительности Эйнштейна. Скорость света

Доклад

Физика

Скорость света относится к фундаментальным физическим постоянным которые характеризуют не просто отдельные тела а свойства мира в целом. По современным представлениям скорость света в вакууме предельная скорость движения частиц и распространения взаимодействий.

Русский

2015-01-05

18.63 KB

1 чел.

18.Скорость света. Опыт Майкельсона. Принцип относительности Эйнштейна.Ско́рость све́та — абсолютная величина скорости распространения электромагнитных волн в вакууме. Скорость света относится к фундаментальным физическим постоянным, которые характеризуют не просто отдельные тела, а свойства мира в целом. По современным представлениям скорость света в вакууме — предельная скорость движения частиц и распространения взаимодействий. Скорость света в вакууме - фундаментальная постоянная, не зависящая от выбора инерциальной системы отсчёта . Это постоянная, по размерности и по величине совпадающая со скоростью света. Также важен тот факт, что эта величина абсолютна.О́пыт Ма́йкельсона — физический опыт, поставленный Майкельсоном в 1881 году, с целью измерения зависимости скорости света от движения Земли относительно эфира. Под эфиром тогда понималась среда, аналогичная объёмнораспределённой материи, в которой распространяется свет подобно звуковым колебаниям. Результат эксперимента был отрицательный — скорость света никак не зависела от скорости движения Земли и от направления измеряемой скорости. Позже, в 1887 году Майкельсон, совместно с Морли, провёл аналогичный, но более точный эксперимент, известный как эксперимент Майкельсона-Морли и показавший тот же результат. В 1958 году в Колумбийском университете (США) был проведён ещё более точный эксперимент с использованием противонаправленных лучей двух мазеров, показавший неизменность частоты от движения Земли с точностью около 10−9 % (чувствительность к скорости движения Земли относительно эфира составляла 30 км/с). Ещё более точные измерения в 1974 довели чувствительность до 0,025 м/с. Современные варианты эксперимента Майкельсона [1] используют оптические и криогенные микроволновые резонаторы и позволяют обнаружить отклонение скорости света, если бы оно составляло несколько единиц на 10−16.Опыт Майкельсона является эмпирической основой принципа инвариантности скорости света, входящего в общую теорию относительности (ОТО) и специальную теорию относительности (СТО).А. Эйнштейн заложил основы специальной теории относительности. Эта теория представляет собой современную физическую теорию пространства и времени, в которой, как и в классической ньютоновской механике, предполагается, что время однородно,а пространство однородно и изотропно.Специальная теория относительности часто называется также релятивистской теорией, а специфические явления, описываемые этой теорией, -релятивистскими эффектами.В основе специальной теории относительности лежат постулаты Эйнштейна, сформулированные им в 1905 г.I. Принцип относительности: никакие опыты (механические, электрические, оптические), проведенные внутри данной инерциальной системы отсчета, не дают возможности обнаружить, покоится ли эта система или движется равномерно и прямолинейно; все законы природы инвариантны по отношению к переходу от одной инерциальной системы отсчета к другой.П. Принцип инвариантности скорости света: скорость света в вакууме не зависит от скорости движения источника света или наблюдателя и одинакова во всех инерциальных системах отсчетаПервый постулат Эйнштейна, являясь обобщением механического принципа относительности Галилея на любые физические процессы, утверждает, таким образом, что физические законы инвариантны по отношению к выбору инерциальной системы отсчета, а уравнения, описывающие эти законы, одинаковы по форме во всех инерциальных системах отсчета. Согласно этому постулату, все инерциальные системы отсчета совершенно равноправны, т. е. явления (механические, электродинамические, оптические и др.) во всех инерциальных системах отсчета протекают одинаково.Согласно второму постулату Эйнштейна, постоянство скорости света — фундаментальное свойство природы, которое констатируется как опытный факт.Специальная теория относительности потребовала отказа от привычных представлений о пространстве и времени, принятых в классической механике, поскольку они противоречили принципу постоянства скорости света. Потеряло смысл не только абсолютное пространство, но и абсолютное время.Постулаты Эйнштейна и теория, построенная на их основе, установили новый взгляд на мир и новые пространственно-временные представления, такие, например, как относительность длин и промежутков времени, относительность одновременности событий. Эти и другие следствия из теории Эйнштейна находят надежное экспериментальное подтверждение, являясь тем самым обоснованием постулатов Эйнштейна — обоснованием специальной теории относительности.Специальная теория относительности Эйнштейна говорит, что ничто не может двигаться со скоростью, превышающей скорость света. Однако струи протонов и электронов, которые выбрасывают объекты типа квазаров и черных дыр движутся со скоростью, почти что равной скорости света. Скорость света в вакууме — фундаментальная физическая постоянная, по определению, точно равная 299 792 458 м/с, или же 1 079 252 848.8км/ч.Основополагающий для СТО опыт Майкельсона показал, что скорость света в вакууме не зависит ни от скорости движения источника света, ни от скорости движения наблюдателя. В природе со скоростью света распространяются:собственно видимый свет другие виды электромагнитного излучения (радиоволны, рентгеновские лучи и др.)Из специальной теории относительности следует, что движение любых материальных объектов быстрее скорости света невозможно, поскольку наличие частиц, обладающих подобным свойством (называемых тахионами), привело бы к противоречию с принципом причинности.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52156. Програмування циклічних обчислень 64.5 KB
  Мета уроку: навчальна, навчитись практично застосовувати теоретичні відомості до розвязання задач; закріпити оформлення та запис на мові програмування; придбати практичні навички використання вказівок розгалуження та повторення при розв’язку задач;
52157. АЛГОРИТМ ОФОРМЛЕНИЯ КОНСПЕКТА УРОКА ЧТЕНИЯ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ 45.45 KB
  чтение слогов слов текста с изученными буквами в основном выборочное с попутным проведением лексической работы грамматической и орфографической пропедевтики; беседа по картинке на основе наблюдений жизненного опыта детей прослушивание и анализ подготовленных дома рассказов развитие коммуникативной компетенции в режиме публичного монолога; повторение изученных звуков и букв признаков гласных и согласных звуков звуков парных по твердости мягкости звонкости глухости в процессе работы с демонстрационными и слоговыми таблицами...
52158. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА, ЗАНЯТИЯ 29 KB
  Планконспект урока должен состоять из следующих рубрик: ТЕМА: название темы берется из календарнотематического плана. ЦЕЛЬ урока. ТИП урока: определяется исходя из целей и задач урока.
52159. Алгоритми та програмування 67.5 KB
  Поняття математичної інформаційної моделі. Поняття алгоритму. Учні повинні знати: основні етапи розв'язування задачі з використанням ЕОМ; поняття інформаційної моделі задачі; визначення вхідних даних та результатів поняття алгоритму; поняття виконавця; властивості алгоритмів; способи та форми подання алгоритмів; основні базові структури алгоритмів; сутність методу покрокової деталізації; основні Ідеї та принципи структурного програмування. Поняття про мову програмування.
52160. Алкоголь - ворог № 1 64 KB
  Мета: сформувати уявлення що алкоголізм це хвороба викликати почуття образи до алкогольних напоїв визначити причини та наслідки вживання алкоголю активізувати увагу на статистичних даних щодо вживання алкогольних напоїв навчити використовувати здобуті на виховному заході знання в практичній діяльності виховувати дбайливе ставлення до власного здоров’я. Обладнання: фліпчарт листи А1 маркери мультимедійна установка рекламні плакати про вживання алкоголю клей ножиці.Інформаційне повідомлення Наслідки вживання алкоголю.Вплив...
52161. Вплив пивного алкоголізму на формування особливостей поведінки підлітка 39.5 KB
  Мета: розширити й поглибити знання учнів про шкідливий вплив пива, довести,що пивний алкоголізм-це соціальне зло і загроза здоров ю нації, показати,що вживання пива веде до деградації особистості, виховувати негативне ставлення до пива,досягти того,щоб учні усвідомили необхідність вести здоровий спосіб життя.
52162. Видатний український математик Георгій Вороний - одна з найяскравіших індивідуальностей в історії Чернігівщини 60.5 KB
  Познайомитись з життєвим шляхом та науковою спадщиною Георгія Вороного. Сьогодні ми ознайомимося із життєвим шляхом та науковою спадщиною великого математика Георгія Вороного. Вони вивчили матеріали про Георгія Вороного. Розповідь про життя і діяльність Георгія Вороного супроводжується презентацією.
52163. Амбіції та плани 2.61 MB
  So, you’ve understood that our today’s topic is «Jobs and Skills» and, what more, during lesson we are going to find out what skills a person needs to do his (her) job well, what professions are most demanded nowadays, what are the most suitable jobs for teenagers, how ambitious you are.
52164. Зелений агресор – амброзія полинолиста 100 KB
  Цілі: На прикладі амброзії полинолистої показати роль рослин в екосистемах. Тип уроку: практична робота з елементами бесіди Обладнання: гербарій амброзії полинолистої мультимедійна презентація робочий зошит Організаційний момент Мотивація навчальної діяльності Учитель. На мультимедійній дошці з’являється слайд з зображенням амброзії полинолистої Як ви здогадалися це – амброзія полинолиста.Розглянути слайд презентації та гербарний екземпляр амброзії полинолистої.