74816

Поэты пушкинской эпохи и понятие «Плеяды». Общее и особенное в их авторских стратегиях: А.А. Дельвиг, П.А.Вяземский, Е.А.Боратынский, Д.В. Веневитинов, Н.М. Языков. Влияние их творческих исканий на дальнейшее развитие отечественной словесности

Доклад

Литература и библиотековедение

Термин пушкинская плеяда по мере изучения поэзии Пушкина романтической эпохи и конкретных поэтов стал считаться уязвимым поскольку вопервых возник по аналогии с наименованием французской поэтической группы Плеяда Ронсар Жодель Дюбелле и др. давая повод для неправомерных ассоциаций и неуместных сближений Пушкина с Ронсаром. Следовательно если принимать понятие пушкинская плеяда нужно отчетливо осознавать что в этом созвездии названном именем Пушкина последний является самой крупной звездой в то время как другие светила...

Русский

2015-01-05

18.16 KB

6 чел.

Поэты пушкинской эпохи и понятие «Плеяды». Общее и особенное в их авторских   стратегиях: А.А. Дельвиг, П.А.Вяземский, Е.А.Боратынский, Д.В. Веневитинов, Н.М. Языков. Влияние их творческих исканий на дальнейшее развитие отечественной словесности.

Первоначально для обозначения общности поэтов, входивших в пушкинский круг (Баратынский, Вяземский, Дельвиг, Языков), пользовались поэтичным и романтичным понятием «пушкинская плеяда». Однако первое, с чем сталкивался исследователь, приступавший к изучению творчества Баратынского, Вяземского, Дельвига и Языкова, это вопрос о том, существовала ли «плеяда» реально или это мифическое понятие, некая терминологическая фикция.
Термин «пушкинская плеяда», по мере изучения поэзии Пушкина, романтической эпохи и конкретных поэтов, стал считаться уязвимым, поскольку, во-первых, возник по аналогии с наименованием французской поэтической группы «Плеяда» (Ронсар, Жодель, Дюбелле и др.), давая повод для неправомерных ассоциаций и неуместных сближений (Пушкина с Ронсаром). Однако французов не смущает, что название их «Плеяды» тоже появилось по аналогии с группой александрийских поэтов-трагиков III в. до н. э. Другие сомнения, во-вторых, имеют более основательный характер: термин «пушкинская плеяда» предполагает общие художественно-эстетические позиции, тесно сближающие участников, а также отношения зависимости, подчинения по отношению к наиболее яркой «главной звезде».
Однако Баратынский, Вяземский, Дельвиг и Языков обладали – каждый – самобытным, резко индивидуальным, неповторимым голосом и не занимали подчиненного положения по отношению к верховному светилу русской поэзии. Известно, что некоторые из них не только не подражали Пушкину, но так или иначе отталкивались от него, спорили с ним, не соглашались, даже противопоставляли ему свое понимание природы поэзии и иных проблем. Это в первую очередь касается Баратынского и Языкова. Кроме того, поэтически приближаясь к Пушкину, каждый из поэтов ревностно оберегал свою поэтическую независимость от него. Следовательно, если принимать понятие «пушкинская плеяда», нужно отчетливо осознавать, что в этом созвездии, названном именем Пушкина, последний является самой крупной звездой, в то время как другие светила, входящие в «плеяду», хотя и не столь масштабны, но вполне самостоятельны, и каждое образует свой поэтический мир, автономный по отношению к пушкинскому. Их творчество сохраняет непреходящее художественное значение независимо от Пушкина или, как выразился Ю. Н. Тынянов, «вне Пушкина». Это мнение было поддержано другими литераторами (Вл. Орлов, Вс. Рождественский).

Общность «поэтов пушкинского круга» простирается и на основы миросозерцания, мироотношения, на содержание и поэтику. Все «поэты пушкинского круга» исходили из идеала гармонии, который является принципом устроения мира. Поэтическое искусство – это искусство гармонии. Оно вносит в мир и в душу человека согласие. Поэзия – прибежище человека в минуты печали, скорби, несчастий, которое либо излечивает «больную» душу, либо становится знаком ее уврачевания. Поэтому гармония мыслится своего рода идеалом и принципом поэтического творчества, а поэзия – ее хранительницей. Такое убеждение свойственно всем «поэтам пушкинского круга». Что касается Пушкина, то более солнечного гения не знала русская поэзия. Читатели и знатоки-пушкинисты многократно поражались той «всеразрешающей гармонии», на которой зиждется пушкинский поэтический мир. В полной мере мысль о гармонии отстаивал и Дельвиг. В значительной мере подобные соображения применимы и к поэзии Языкова. Не случайно современники восхищались здоровьем и естественностью его вдохновения, широтой и удалью его творческой личности, радостно-мажорным звучанием стиха. Баратынский также исходил из презумпции идеала, из гармонии как первоосновы мира, из гармонически целебной мощи поэзии. К гармонии стиха, которая ему не всегда давалась, стремился и Вяземский.

ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПЛЕЯДЫ

Для успеха нового литературного течения, зарождающегося в начале XIX века, необходимо было объединить отдельные и пока еще разрозненные усилия вокруг основных задач, необходимо было появление вождя, который возглавил бы ряды новаторов. Ни Катенин, ни Кюхельбекер, ни даже Грибоедов, шедшие каждый своей дорогой и не обнаружившие необходимой широты творческих поисков, не могли стать во главе литературного движения в целом. Эта историческая роль выпала на долю А. С. Пушкина.

Пушкинисты, исследуя идейные основы мировоззрения творчества Пушкина, установили теснейшую связь великого поэта с передовым идейно-политическим движением эпохи. «Общественное движение декабристов, - резюмирует Б. В. Томашевский, - на всю жизнь определило пути развития пушкинского творчества» . Это позволило Пушкину возглавить передовое литературное течение 1816 – 1825 годов. В тесном содружестве с поэтами-декабристами он решает задачи, возникшие в этот период перед русской литературой, и становится вождем революционных романтиков.

В своем утверждении свободолюбивой поэзии Пушкин не остался одиноким. Вместе с ним и вслед за ним выступает большая группа поэтов, создавших гражданскую лирику, исполненную вольнолюбивых, тираноборческих идей и настроений.

Рано начинает печататься Ф. Глинка. Примыкая к наиболее умеренной группе декабристов, он не шел далеко и в поэзии. Однако мотивы любви к родине и свободе, мотивы гражданской доблести и долга отчетливо звучали в его произведениях.

Реже выступал в печати другой участник освободительного движения, член Союза Благоденствия, Владимир Федорович Раевский. Обвиненный в агитации среди солдат, Раевский был арестован и заключен в Тираспольскую крепость еще в 1822 году, что дало историкам литературы основание назвать его «первым декабристом» . Заключенный в крепость, Раевский создал свои наиболее острые политические стихотворения. Получившие распространение в списках, они вошли в потаенный фонд декабристской литературы.

Наряду с поэтами-декабристами или с такими участниками нового движения, как Вяземский и Языков, эпоха Пушкина может гордиться именами многих других крупных поэтов: Дениса Давыдова, Антона Дельвига, Евгения Баратынского, Дмитрия Веневитинова, Александра Одоевского. Трудно назвать другой период русской литературы, который ознаменовался бы появлением такого созвездия поэтических имен. Не случайно в литературоведении давно возникло понятие «пушкинской плеяды» для обозначения группы поэтов, в том или ином отношении примыкавших к Пушкину как к своему учителю и вождю.

Многие поэты начала XIX века усвоили – каждый в меру своего таланта – пушкинскую культуру поэтического слова и внесли в эту культуру свое. Вместе с Пушкиным они подняли поэзию на новую ступень развития. Но поэзия каждого из них была неизмеримо более узкой, чем всеобъемлющее творчество Пушкина. Каждый из них примыкал к какой-то одной стороне пушкинской поэзии, развивая ее, впрочем, с большой творческой самостоятельностью.

Конкретно-историческое рассмотрение творчества поэтов пушкинского круга поможет определить своеобразное место каждого из них в литературном движении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15874. Логико-математическое доказательство несуществования времени как атрибута и первичного свойства материи 329.76 KB
  В.И. Астафуров ЛОГИКОМАТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО НЕСУЩЕСТВОВАНИЯ ВРЕМЕНИ КАК АТРИБУТАИ ПЕРВИЧНОГО СВОЙСТВА МАТЕРИИ Введение Выработка правильного научного мировоззрения отображающего реальное бытие физического мира является актуальной задачей естес
15875. Проблема субъекта истории в современном марксизме и концепция постиндустриального общества 109 KB
  ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА ИСТОРИИВ СОВРЕМЕННОМ МАРКСИЗМЕ И КОНЦЕПЦИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА Настоящая статья служит обобщением базовых положений классического и современного марксизма в отношении человека общества истории в единую схему способную послужить дале
15876. Концепция структурности бытия в философии информационного общества 70.5 KB
  Усложнение структуры как материального, так и духовного компо-нента общественного бытия в условиях формирования информационного общества становится одной из научных проблем, требующих специаль-ного философского осмысления. Разработанная философской школой Пермского классического университета концепция уровней
15878. Роль научной философии в развитии социальной работы 214.32 KB
  РОЛЬ НАУЧНОЙ ФИЛОСОФИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Социальная работа призвана обеспечивать жизненно важную функцию служить механизмом стабильности и устойчивого развития общества. От того какая именно модель положена в основу социальной работы степени участ
15879. Философские размышления о проблеме антропосоциогенеза 58.5 KB
  В.П. Посохов к. мед. н. доц. Поволжская государственная социальногуманитарная академия ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОБЛЕМЕ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА Пермская философская школа в настоящее время представляет и разрабатывает научное направление философии в форме к
15880. Современный социально-биологический кризис. К постановке проблемы 87 KB
  А.И. Желнин асп. Пермский государственный национальный исследовательский университет СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИАЛЬНОБИОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ1 Современное состояние человеческой цивилизации многими учеными определяется как кризисное. Вместе с тем...
15882. Постиндустриальное общество как версия обновленного капитализма перспектива или утопия 77.5 KB
  Л.С. Постоляко к. филос. н. доц. Уральская государственная юридическая академия ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО КАК ВЕРСИЯ ОБНОВЛЕННОГО КАПИТАЛИЗМА: ПЕРСПЕКТИВА ИЛИ УТОПИЯ В современном научном и философском мышлении постиндустриальное общество связывается...