74819

Становление психологического прозаического романа в творчестве М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» – квинтэссенция основных философско-этических идей писателя

Доклад

Литература и библиотековедение

Лермонтов вводит в роман в качестве центральной фигуры именно герояпсихолога. Ему во многом помогает раскрыть характер главного героя такая форма психологического анализа как монологисповедь в виде дневника в виде дневника написаны Тамань Княжна Мери и Фаталист В своих записках Печорин описывает психологическую игру которую он ведет с окружающими. Выделяется и меткость точность языка который противопоставляется готовым пышным фразам Грушницкого драпирующегося в манерноромантического героя. Раскрывает особенности...

Русский

2015-01-05

15.46 KB

3 чел.

Становление психологического прозаического романа в творчестве М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» – квинтэссенция основных философско-этических идей писателя.

Лермонтов является первооткрывателем психологической прозы. Его «Герой нашего времени» — это первый прозаический социально-психологический и философский роман в русской литературе. «Герой нашего времени» впитал в себя традиции, заложенные Грибоедовым («Горе от ума») и Пушкиным («Евгений Онегин»), Однако, думается, основной и главный источник романа — творчество самого Лермонтова.

Лермонтов вводит в роман в качестве центральной фигуры именно героя-психолога. Ведь автору нужно мотивировать глубо­кий психологический анализ своих персонажей. Ему во многом по­могает раскрыть характер главного героя такая форма психологи­ческого анализа, как монолог-исповедь в виде дневника (в виде дневника написаны «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист»), В своих записках Печорин описывает психологическую игру, кото­рую он ведет с окружающими. Он ставит людей в необычные ситуа­ции и наблюдает за тем, какой нравственный выбор они совершат (так было во время дуэли с Грушницким). Печорин нередко и пере­ступает грань между добром и злом (это проявляется в отношениях с женщинами), что выявляет в нем черты демонизма. «Журнал Пе­чорина» изобилует философскими умозаключениями, парадоксами, афоризмами. Выделяется и меткость, точность языка, который про­тивопоставляется «готовым пышным фразам» Грушницкого, «дра­пирующегося» в манерно-романтического героя. Если в искреннос­ти внутренних монологов не приходится сомневаться, то некоторые замечания, сопровождающие обращенную к слушателям речь, за­ставляют усомниться в ее откровенности. Думается, степень ис­кренности зависит от того, перед кем произносит свой монолог Пе­чорин. Например, его небольшое откровение перед Максимом Мак- симычем можно считать исповедью: герой, по-моему, старается для самого себя прояснить собственную сущность, не ориентируясь на ограниченного и простодушного собеседника (в «Бэле» Печорин ут­верждает: «У меня несчастный характер»). Беседуя же с Мери, Пе­чорин говорит, именно «приняв глубоко тронутый вид»: «Все чита­ли на моем лице признаки дурных свойств… — и они родились» (думается, Печорин не до самого конца открывается девушке).

Раскрывает особенности образа главного героя и композиция произведения. Примечательно, что главы расположены не по хро­нологии, а по степени прояснения психологических особенностей Печорина. В «Бэле» читатели знакомятся с главным героем из рас­сказа Максима Максимыча. В «Максиме Максимыче» Печорина уже изображает сам рассказчик, а остальные главы представляют собой дневник главного героя. Однако будет неверным утверждать, что в конце романа характер Печорина полностью проясняется. В «Фаталисте», заключительной главе «Героя нашего времени», чи­татель только начинает осознавать всю сложность, двойственность, парадоксальность натуры главного героя. Таким образом, Лермон­тов обращается не к одной, а к нескольким формам психологичес­кого анализа, чтобы изобразить такую противоречивую личность. В «Герое нашего времени» автор закладывает традицию психологи­ческого анализа, которая в дальнейшем нашла свое развитие в творчестве Достоевского, Л. Н. Толстого.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62510. Вернись в сказку 24.37 KB
  Задачи: В игровой форме повторить тему Сказки. Какие бывают сказки по содержанию волшебные бытовые про животных 2. Кто создает сказки 9. Сколько букв в слове сказка На каждую из букв подберите название литературной сказки.
62511. Основні географічні закономірності. Зміна часу 63.73 KB
  Аналіз карти часових поясів з метою виявлення основних географічних закономірностей. Обладнання: карта часових поясів зошит для практичних робіт з друкованими основами. Як ви вважаєте яким є призначення карти часових поясів...
62512. Основні географічні закономірності. Будова земної кори і форми рельєфу 31.78 KB
  Мета: закріпити знання про літосферні плити сейсмічні пояси платформи області складчастості й форми рельєфу; розвивати вміння комплексного використання карти атласу для виявлення закономірностей у розміщенні стійких і рухливих ділянок земної кори та форм рельєфу що їм відповідають...