74819

Становление психологического прозаического романа в творчестве М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» – квинтэссенция основных философско-этических идей писателя

Доклад

Литература и библиотековедение

Лермонтов вводит в роман в качестве центральной фигуры именно герояпсихолога. Ему во многом помогает раскрыть характер главного героя такая форма психологического анализа как монологисповедь в виде дневника в виде дневника написаны Тамань Княжна Мери и Фаталист В своих записках Печорин описывает психологическую игру которую он ведет с окружающими. Выделяется и меткость точность языка который противопоставляется готовым пышным фразам Грушницкого драпирующегося в манерноромантического героя. Раскрывает особенности...

Русский

2015-01-05

15.46 KB

3 чел.

Становление психологического прозаического романа в творчестве М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» – квинтэссенция основных философско-этических идей писателя.

Лермонтов является первооткрывателем психологической прозы. Его «Герой нашего времени» — это первый прозаический социально-психологический и философский роман в русской литературе. «Герой нашего времени» впитал в себя традиции, заложенные Грибоедовым («Горе от ума») и Пушкиным («Евгений Онегин»), Однако, думается, основной и главный источник романа — творчество самого Лермонтова.

Лермонтов вводит в роман в качестве центральной фигуры именно героя-психолога. Ведь автору нужно мотивировать глубо­кий психологический анализ своих персонажей. Ему во многом по­могает раскрыть характер главного героя такая форма психологи­ческого анализа, как монолог-исповедь в виде дневника (в виде дневника написаны «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист»), В своих записках Печорин описывает психологическую игру, кото­рую он ведет с окружающими. Он ставит людей в необычные ситуа­ции и наблюдает за тем, какой нравственный выбор они совершат (так было во время дуэли с Грушницким). Печорин нередко и пере­ступает грань между добром и злом (это проявляется в отношениях с женщинами), что выявляет в нем черты демонизма. «Журнал Пе­чорина» изобилует философскими умозаключениями, парадоксами, афоризмами. Выделяется и меткость, точность языка, который про­тивопоставляется «готовым пышным фразам» Грушницкого, «дра­пирующегося» в манерно-романтического героя. Если в искреннос­ти внутренних монологов не приходится сомневаться, то некоторые замечания, сопровождающие обращенную к слушателям речь, за­ставляют усомниться в ее откровенности. Думается, степень ис­кренности зависит от того, перед кем произносит свой монолог Пе­чорин. Например, его небольшое откровение перед Максимом Мак- симычем можно считать исповедью: герой, по-моему, старается для самого себя прояснить собственную сущность, не ориентируясь на ограниченного и простодушного собеседника (в «Бэле» Печорин ут­верждает: «У меня несчастный характер»). Беседуя же с Мери, Пе­чорин говорит, именно «приняв глубоко тронутый вид»: «Все чита­ли на моем лице признаки дурных свойств… — и они родились» (думается, Печорин не до самого конца открывается девушке).

Раскрывает особенности образа главного героя и композиция произведения. Примечательно, что главы расположены не по хро­нологии, а по степени прояснения психологических особенностей Печорина. В «Бэле» читатели знакомятся с главным героем из рас­сказа Максима Максимыча. В «Максиме Максимыче» Печорина уже изображает сам рассказчик, а остальные главы представляют собой дневник главного героя. Однако будет неверным утверждать, что в конце романа характер Печорина полностью проясняется. В «Фаталисте», заключительной главе «Героя нашего времени», чи­татель только начинает осознавать всю сложность, двойственность, парадоксальность натуры главного героя. Таким образом, Лермон­тов обращается не к одной, а к нескольким формам психологичес­кого анализа, чтобы изобразить такую противоречивую личность. В «Герое нашего времени» автор закладывает традицию психологи­ческого анализа, которая в дальнейшем нашла свое развитие в творчестве Достоевского, Л. Н. Толстого.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27761. Человек как объект социализации 18.04 KB
  Каждый человек особенно в детстве отрочестве и юности является объектом социализации. Об этом свидетельствует то что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины полоролевая социализация создал прочную семью семейная социализация мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни профессиональная социализация был законопослушным гражданином политическая социализация и т. Следует иметь в виду что требования к...
27762. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями 19.29 KB
  Структура современной социальнопедагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России имеет многопрофильный характер представленный следующим образом. Основное положение современной системы социальнопедагогической помощи утверждение приоритета личности и семьи по отношению к обществу и государству. Содержание работы социального педагога включает следующие направления: ♦ формирование гуманных отношений в социуме; ♦ содействие саморазвитию личности ребенка; ♦ оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации выпускников; ♦...
27763. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ 21.67 KB
  Изучение учащихся выявление трудных подростков и детей группы риска организация индивидуальной учебно воспитательной работы с ними. На этом этапе работы необходимо выявление трудных учащихся основных достоинств и недостатков их личности склонностей способностей интересов которые могут быть использованы для воспитания или перевоспитания подростков; изучение условий жизни и воспитания их в семье их ближайшего окружения личных связей организация учета трудных учащихся; планирование индивидуальной работы с ними проверка эффективности...
27764. Работа социального педагога в условия учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 30.2 KB
  На основании выше перечисленного деятельность социального педагога детского дома строится по следующим направлениям: Защита материальных жилищных и социальных прав воспитанников определение социального статуса воспитанников оно предполагает лишение или ограничение родителей в родительских правах признание их через суд безвестно отсутствующими оформление инвалидности и гражданства воспитанникам; работа с документацией формирование личных дел воспитанников сбор недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях...
27765. Дети улицы 21.39 KB
  Основными причинами формирования таких личностей являются: потеря родителей в результате несчастного случая когда ребенку своевременно не была оказана помощь службами опеки и попечительства; если ребенок брошен родителями; родители лишенные или находящиеся в процессе лишения родительских прав; жестокое обращение с ребенком в семье; агрессивная обстановка в семье создающая для ребенка дискомфорт и побуждающая его искать более благоприятные условия для самовыражения; одиночество ребенка отсутствие внимания к нему когда родители...
27766. Коррекция активно-волевых дефектов (слабоволие – причина многих отклонений поведения) 14.26 KB
  через насыщение любимым делом подойти к личному удовлетворению и к выполнению нелюбимой работы; соблюдение дозировки всякой работы и постепенное увеличение нагрузки на ребенка; интересно обставленный труд с желательным достижением поставленной цели и как следствие самовоспитание и самообладание; формирование стойкости и мужества перед естественными неудачами жизни. физическое воспитание: естественные движения подвижные игры танцетворчество физическое оздоровление и исправление слабости характера развитие выносливости выдержки...
27767. Функции социального педагога 18.81 KB
  Коррекционная: осуществление коррекции всех воспитательных влияний оказываемых на детей и подростков как со стороны семьи так и социальной среды в том числе и неформальной; усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды. Социально профилактическая и реабилитационная: организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося девиантного и преступного делинквентного поведения детей и подростков; влияние на формирование нравственно правовой устойчивости; ...
27768. Педология 15.29 KB
  Несмотря на имевшиеся недостатки переоценивание роли биологических или социальных факторов в формировании ребенка использование технократических методов исследования отсутствие должного взаимодействия с другими науками педология внесла неоценимый вклад в развитие социальной педагогики. постановлением О педологических извращениях в системе Наркомпросов педология была объявлена лженаукой а педологи лжеучеными мракобесами и даже фашистскими прихвостнями и изгнаны из школы на них обрушились репрессии [4].
27769. Человек как жертва процесса социализации 17.19 KB
  Человек не только объект и субъект социализации. Это связано с тем что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие. Таким образом можно констатировать что в процессе социализации заложен внутренний до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе.