74819

Становление психологического прозаического романа в творчестве М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» – квинтэссенция основных философско-этических идей писателя

Доклад

Литература и библиотековедение

Лермонтов вводит в роман в качестве центральной фигуры именно герояпсихолога. Ему во многом помогает раскрыть характер главного героя такая форма психологического анализа как монологисповедь в виде дневника в виде дневника написаны Тамань Княжна Мери и Фаталист В своих записках Печорин описывает психологическую игру которую он ведет с окружающими. Выделяется и меткость точность языка который противопоставляется готовым пышным фразам Грушницкого драпирующегося в манерноромантического героя. Раскрывает особенности...

Русский

2015-01-05

15.46 KB

3 чел.

Становление психологического прозаического романа в творчестве М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» – квинтэссенция основных философско-этических идей писателя.

Лермонтов является первооткрывателем психологической прозы. Его «Герой нашего времени» — это первый прозаический социально-психологический и философский роман в русской литературе. «Герой нашего времени» впитал в себя традиции, заложенные Грибоедовым («Горе от ума») и Пушкиным («Евгений Онегин»), Однако, думается, основной и главный источник романа — творчество самого Лермонтова.

Лермонтов вводит в роман в качестве центральной фигуры именно героя-психолога. Ведь автору нужно мотивировать глубо­кий психологический анализ своих персонажей. Ему во многом по­могает раскрыть характер главного героя такая форма психологи­ческого анализа, как монолог-исповедь в виде дневника (в виде дневника написаны «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист»), В своих записках Печорин описывает психологическую игру, кото­рую он ведет с окружающими. Он ставит людей в необычные ситуа­ции и наблюдает за тем, какой нравственный выбор они совершат (так было во время дуэли с Грушницким). Печорин нередко и пере­ступает грань между добром и злом (это проявляется в отношениях с женщинами), что выявляет в нем черты демонизма. «Журнал Пе­чорина» изобилует философскими умозаключениями, парадоксами, афоризмами. Выделяется и меткость, точность языка, который про­тивопоставляется «готовым пышным фразам» Грушницкого, «дра­пирующегося» в манерно-романтического героя. Если в искреннос­ти внутренних монологов не приходится сомневаться, то некоторые замечания, сопровождающие обращенную к слушателям речь, за­ставляют усомниться в ее откровенности. Думается, степень ис­кренности зависит от того, перед кем произносит свой монолог Пе­чорин. Например, его небольшое откровение перед Максимом Мак- симычем можно считать исповедью: герой, по-моему, старается для самого себя прояснить собственную сущность, не ориентируясь на ограниченного и простодушного собеседника (в «Бэле» Печорин ут­верждает: «У меня несчастный характер»). Беседуя же с Мери, Пе­чорин говорит, именно «приняв глубоко тронутый вид»: «Все чита­ли на моем лице признаки дурных свойств… — и они родились» (думается, Печорин не до самого конца открывается девушке).

Раскрывает особенности образа главного героя и композиция произведения. Примечательно, что главы расположены не по хро­нологии, а по степени прояснения психологических особенностей Печорина. В «Бэле» читатели знакомятся с главным героем из рас­сказа Максима Максимыча. В «Максиме Максимыче» Печорина уже изображает сам рассказчик, а остальные главы представляют собой дневник главного героя. Однако будет неверным утверждать, что в конце романа характер Печорина полностью проясняется. В «Фаталисте», заключительной главе «Героя нашего времени», чи­татель только начинает осознавать всю сложность, двойственность, парадоксальность натуры главного героя. Таким образом, Лермон­тов обращается не к одной, а к нескольким формам психологичес­кого анализа, чтобы изобразить такую противоречивую личность. В «Герое нашего времени» автор закладывает традицию психологи­ческого анализа, которая в дальнейшем нашла свое развитие в творчестве Достоевского, Л. Н. Толстого.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13916. Анимация объектов 1.47 MB
  Урок 13. Анимация объектов Под анимацией сцены в max понимается автоматизированный процесс визуализации серии изображений называемых также кадрами frames каждое из которых фиксирует некоторые изменения состояния этой сцены. Эти изменения могут касаться положений объект
13917. Съемочные камеры 1.35 MB
  Урок 12. Съемочные камеры В max имеется два типа камер: нацеленная Target камера характеризуется точкой съемки eye position в которой помещается сама камера и точкой нацеливания или мишенью target point то есть точкой в трехмерном пространстве на которую направлена ли
13918. Работа с диапазонами. Относительная адресация 33.88 KB
  Тема: Работа с диапазонами. Относительная адресация Тип урока: комбинированный Цели: Сформировать представление у учащихся о понятии диапазона сортировке таблицы; Познакомить с функциями обработки диапазона принципами относительной адресации; Выработка
13919. Права ребенка 70 KB
  Цель: 1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка. 2. Развести понятия право права обязанности показать единство прав и обязанностей для детейподростков. 3. Повышать социальноправовую компетентность старшеклассников. 4. Воспитыват
13920. Защита прав потреителей 45 KB
  Цели урока: формировать у школьников рациональное потребительское поведение; развать интуицию самостоятельность гибкость мышления; научить отстаивать права потребителя; показать знания основ экономической теории; повторить статьи Закона О з...
13921. Технические средства мультимедиа 226 KB
  Тема урока: Технические средства мультимедиа. Цели урока: способствовать формированию у обучающихся устойчивых представлений по основным понятиям темы. развивать навыки работы учащихся на компьютере. Оборудование: мультимедийная презентация интерактивная ...
13922. Основы работы с CorelDRAW. Графические примитивы 328.5 KB
  сновы работы с CorelDRAW. Графические примитивы 1. Растровая и векторная графика. Понятие объекта в CorelDRAW CorelDRAW Х4 в настоящее время один из самых мощных редакторов векторной графики который широко используется в издательской деятельности полиграфии и рекл
13923. Клод Дебюсси «В лодке» 3 MB
  Урок 1. Клод Дебюсси В лодке Реквизит: Все музыкальные файлы урока. Все распечатанные материалы урока. Детский музыкальный инструмент металлофон. Таз для воды и бумажные кораблики. Краски кисточка для раскрашивания. Клей ножницы для аппли
13924. Семьи Японии 140.7 KB
  Семьи Японии. Япония страна загадочная. Хранение традиций воспитание собственного достоинства склонность к созерцанию непонятная европейцу манят и завораживают. История страны не могла не отразиться на жизни японцев и на том как они строят семейные отношения. В жи...