7482

Определение постоянной Пуассона и оценка числа степеней свободы молекул воздуха методом Клемана-Дезорма

Лабораторная работа

Физика

Определение постоянной Пуассона и оценка числа степеней свободы молекул воздуха методом Клемана-Дезорма Указания содержат краткое описание рабочей установки и методику определения постоянной Пуассона. Методические указания предназначены для студенто...

Русский

2013-01-24

202.5 KB

57 чел.

Определение постоянной Пуассона и оценка числа степеней свободы молекул воздуха методом Клемана-Дезорма

Указания содержат краткое описание рабочей установки и методику определения постоянной Пуассона.

Методические указания предназначены для студентов инженерных специальностей всех форм обучения, в программу учебного курса которых входит выполнение лабораторных работ по физике (раздел <<Молекулярная физика>>).

Цель работы:  Определение постоянной Пуассона и оценка числа степеней свободы молекул воздуха в результате проводимых в лабораторных условиях адиабатного и изохорного процессов.

Оборудование: экспериментальная установка, водяной манометр.

  1.  Теоретическая часть

           Теплоемкость газа. Процессы, происходящие в газах.

 Состояние газа может быть охарактеризовано тремя величинами – давлением , объемом и температурой . Уравнение, связывающее эти величины, называется уравнением состояния вещества. В случае идеального газа таким уравнением является уравнение Менделеева-Клапейрона, которое для одного моля газа имеет вид:            

                                                                                   (1)

где  - универсальная газовая постоянная.

Молярная теплоемкость газа определяется количеством теплоты, которое необходимо сообщить 1 молю газа для нагревания его на 1 градус Кельвина.

Величина молярной теплоемкости газов зависит от условий нагревания. Для выяснения  такой зависимости воспользуемся уравнением состояния (1) и первым началом термодинамики, согласно которому количество теплоты , переданное системе (газу), затрачивается на увеличение её внутренней энергии  и на работу , совершаемую системой (в данном случае газом) против внешних сил:

                                                                         (2)

Следовательно, по определению молярной теплоемкости:

                                                               (3)

Из выражения (3) следует, что теплоемкость может иметь различные значения в зависимости от способов нагревания газа, так как одному и тому же значению  могут соответствовать различные значения  и . Элементарная работа , согласно [1], равна .

Из основного уравнения молекулярно-кинетической теории идеального газа известно, что среднее значение кинетической энергии поступательного движения одной молекулы [2]:

                                        ,                                (4)

где - постоянная Больцмана.

Кинетическая энергия многоатомных молекул зависит от числа степеней свободы, которое обозначается буквой . Число степеней свободы – число независимых координат полностью определяющих положение системы (в данном случае молекулы) в пространстве.

Согласно теореме Больцмана на каждую степень свободы молекулы приходится одинаковое значение энергии. Средняя энергия произвольной молекулы идеального газа [2]:

                                               .                                 (5)

Так как в идеальном газе потенциальной энергией молекул пренебрегают, то внутренняя энергия одного моля идеального газа определяется только кинетической.

,

где   - число Авогадро, - универсальная газовая постоянная ().

Дифференциал от внутренней энергии:

                                                                              (6)

Рассмотрим основные процессы, протекающие в идеальном газе при изменении температуры, когда масса газа остается неизменной и равна одному молю.

  1.  Изохорический процесс. Процесс называется изохорическим, если объем газа при изменении температуры остается неизменным, т.е. . В этом случае , работа газа также равна нулю (), а подводимая к газу теплота идет только на увеличение его внутренней энергии. В таком случае из уравнения (3) , а с учетом (6) молярная теплоемкость при постоянном объеме:

                                                                                (7)

  1.  Изобарический процесс. Процесс, протекающий при постоянном давлении (), называется изобарическим. Молярную теплоемкость при постоянном давлении определим по формуле (3) с учетом, что :

                                                                        (8)

Возьмем дифференциал от правой и левой частей уравнения (1):

                                                   ,

так как ;(), получим:

                                                                  (9)

Подставив в (8) вместо  его значение из (9) и учитывая, что , получим значение  молярной теплоемкости при постоянном давлении:

, или                      (10)

Следовательно,  на величину универсальной газовой постоянной.

  1.  Изотермический процесс. Изотермическим называется процесс, протекающий при постоянной температуре (, , а следовательно ). В этом процессе внутренняя энергия не меняется, а все подводимое тепло идет на совершение работы (). При изотермическом процессе при любых изменениях давления или объема:

                                                                          (11)

Молярная теплоемкость при изотермическом процессе равна бесконечности.

  1.  Адиабатический процесс. Процесс, протекающий без теплообмена с окружающей средой, называется адиабатическим ().

Первое начало термодинамики (2) при таком процессе имеет вид:

                                      ,

Откуда , то есть при адиабатическом расширении или сжатии, работа совершается газом только за счет изменения внутренней энергии газа.

Адиабатический процесс описывается уравнением Пуассона, одна из форм которого имеет вид:

                                           ,                              (12)

где  - отношение, называемое постоянной Пуассона [1].

2.Принцип работы экспериментальной установки и вывод рабочих формул.

Экспериментальная установка состоит из баллона А (рис.1), соединенного с водя-ным манометром В  и с насосом. С помо-щью крана С баллон А может быть соеди-нен с атмосферой. Если насосом нака-чать в баллон некото-рое количество воз-духа, то давление и температура воздуха внутри баллона повы-сятся. Вследствие те-плообмена воздуха с окружающей средой через некоторое вре-мя температура воз-духа, находящегося в баллоне, сравняется с температурой внешней среды (температурой в аудитории) , а давление уменьшится до , где -начальное (атмосферное) давление, а -добавочное давление, измеряемое разностью уровней водяного манометра В.

Состояние воздуха при установившемся давлении будет характеризоваться: давлением , объемом (объем бал-лона), температурой . Состояние с такими параметрами воздуха назовем I.

Откроем на короткое время кран С, часть воздуха из баллона выйдет в атмосферу. Процесс выхода (расширения) воздуха протекает быстро, воздух не успевает обмениваться теплом с окружающей средой, поэтому его можно считать адиабатическим.

В конце адиабатического процесса состояние газа, (назовем его II) будет следующим:  объём газа увеличится до , температура понизится до , а давление сравняется с атмосферным  .

Параметры воздуха в состоянии II: давление ; объём , температура .

К состоянию I и II применим уравнение Пуассона (12)

                                                                                 (13)

Охладившийся воздух в баллоне через некоторое время нагреется вследствие теплообмена до температуры в лаборатории , давление возрастет до некоторой величины , а объем останется прежним . Такое состояние воздуха назовем III.

Параметры воздуха в III состоянии: давление , объем , температура  .

Переход воздуха из состояния II в состояние III является изохорическим нагреванием. Уравнение этого процесса имеет вид:

                                                                                        (14)

Исключив из уравнений (13) и (14) температуры, получим:

                                                                                  (15)

Логарифмируя уравнение (15), получим:

                                                 .

Так как значения  и  значительно меньше значения атмосферного давления , то после разложения  и  в ряд Тейлора, можно взять только два первых члена:

,

,

тогда:

                                                                        .          (16)

Формула (16) является рабочей  для нахождения постоянной Пуассона.  

Из выражений (7) и (10) можно оценить число степеней свободы для воздуха (смеси нескольких газов):

                                               , откуда

                                                                                        (17)

Из выражения (17) следует, что  зависит только от .

3.Порядок выполнения работы.

  1.  С помощью насоса накачать в баллон А воздух так, что бы разность уровней  в водяном манометре В была 15 - 20 см.
  2.  Перекрыть кран С так, чтобы воздух в баллоне был отсоединен от насоса.
  3.  Для установления равновесного состояния требуется некоторое время, от 1,5 мин. до 2 мин., в течение которого будет происходить теплообмен воздуха с окружающей средой, и уровни жидкости в манометре будут перемещаться. После того, как перемещение уровней прекратится, температура воздуха в баллоне станет равной комнатной температуре. Разность уровней жидкости в манометре станет .  Измерить величину  и занести в таблицу I.
  4.  На следующем этапе кран С открыть, соединяя тем самым воздух, находящийся в баллоне, с наружным воздухом и быстро закрыть. Кран С следует перекрывать сразу же, как только уровни жидкости в манометре выравниваются.
  5.  После перекрывания крана С температура воздуха будет ниже, чем температура окружающей среды. Для установления термодинамического равновесия между воздухом в баллоне и окружающей средой потребуется 1,5 – 2 мин. В данном случае так же наблюдается перемещение уровней жидкости в манометре В.
  6.  После того, как перемещение уровней прекратилось, между ними установилась разность . Измерить величину  и занести в таблицу I.
  7.  Опыт повторить 10 раз.
  8.  Для каждой пары значений  и  вычислить значение  по формуле (16). Для десяти полученных значений  вычислить среднее значение.
  9.  По формуле (17) определить среднее число степеней свободы для  молекул воздуха, используя среднее значение значений . Результаты занести в таблицу I.
  10.  Оценить погрешности измерений.
  11.  Полученные результаты занести в таблицу I.

, ,  , …., ,

,

,     .

                                                                                  Таблица I

№, п/п

мм

мм

-

-

%

-

-

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ср.

4.Контрольные вопросы.

  1.  Дайте определение молярной и удельной теплоемкостей.
  2.  Что представляет собой модель идеального газа.
  3.  Чем отличается молярная теплоемкость при постоянном давлении от молярной теплоемкости при постоянном объёме? Почему?
  4.  Сформулируйте уравнение Менделеева-Клапейрона.
  5.  Что такое изопроцессы? Запишите уравнения изохорического, изобарического и изотермического процессов.
  6.  Сформулируйте первое начало термодинамики и покажите его применение к изопроцессам.
  7.  При каких условиях возможно протекание адиабатического процесса? Запишите уравнение адиабатического процесса. Сформулируйте первое начало термодинамики для адиабатического процесса.
  8.  От чего зависит значение кинетической энергии многоатомных молекул? Как определяется число степеней свободы молекул?
  9.  Произведите вывод уравнения Майера.
  10.  Дайте определение постоянной Пуассона.
  11.  Какие процессы происходят с воздухом при определении отношения   методом Клемана-Дезорма?
  12.  Произведите вывод рабочей формулы для расчета коэффициента .

Рекомендуемая литература

  1.  Савельев И.В. Курс общей физики (т.1).-М.: Наука; СПб.: Лань,2006.
    1.  Трофимова Т.И. Курс физики.-М.: Высш.Шк.,2004.
    2.  Справочное руководство по физике.  Ч.1.  Механика, молекулярная физика, электричество, магнетизм: Учеб.-метод. Пособие.-Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2008.
    3.  Федосеев В.Б. Физика: учебник.-Ростов н/Д:Феникс, 2009.

Техника безопасности

  1.  К работе допускаются лица, ознакомленные с её устройством и принципом действия.
  2.  Для предотвращения опрокидывания установки необходимо располагать её только на горизонтальной поверхности.

Составители: А.Б. Гордеева, В.Л. Литвищенко,  В.С. Кунаков

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТОЯННОЙ ПУАССОНА  И ОЦЕНКА ЧИСЛА СТЕПЕНЕЙ СВОБОДЫ МОЛЕКУЛ ВОЗДУХА МЕТОДОМ

КЛЕМАНА-ДЕЗОРМА

Методические указания к лабораторной работе № 5 по физике

( Раздел <<Молекулярная физика>>)

Редактор А.А.Литвинова

В печать

Объём          Офсет. Формат

Бумага тип №   . Заказ №   . Тираж      . Цена

Издательский центр ДГТУ

Адрес университета и полиграфического предприятия:

344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80073. Дзвони Чорнобиля 31.5 KB
  Звичайний день. Всі люди йдуть у своєму напрямку: хто на роботу, хто до школи, а хто просто у своїх справах. Лише один вчений, відчувши погіршення самопочуття та плітки про вибух на АЕС, вирішив перевірити повітря на радіаційний фон.
80074. Природознавство. Річки 35 KB
  Мета: Поглибити знання учнів про кругообіг води в природі, ознайомити з складовими частинами річки, вміти знаходити лівий та правий берег, розвивати світогляд учнів, виховувати любов до рідного краю. Тип урока: Комбінований. Наочність: «Чарівна квітка», зошит з дидактичними завданнями, «Ніч на Дніпрі».
80075. Моя родина (урок довкілля в 3 класі) 43 KB
  Сім’я, мов сонечко, зігріває дитину від народження і до кінця днів. Сім’я – це гніздечко любові і тепла для кожного з нас. У родині має панувати злагода і повага до близьких, менші повинні шанувати старших, особливо бабусь і дідусів.
80076. Н у що б, здавалося, слова… 62.5 KB
  Яка прекрасна українська мова Виплекана колоссям землею виспівана птахами звеличена письменниками. Мова Яка ти багатогранна ніжна чиста як промінчики сонця що яскравим сяйвом осипають землю добром радістю плодами Ти квітуєш пелюстками слів у морозних думах полину даєш поетові дужі крила...
80077. Складання розповіді з елементами опису калини 62 KB
  Вчити дітей складати і записувати розповідь з елементами опису за планом. Розвивати усне та писемне мовлення; уміння описувати рослину, зокрема, калину, використовуючи прикметники, порівняння, слова, вжиті в переносному значенні; пізнавальну діяльність, творчі здібності.
80078. Раз добром налите серце – вік не прохолоне А. Дімаров «Для чого людині серце» 60.5 KB
  Мета: удосконалювати навички правильного свідомого виразного читання читання за особами; учити самостійно визначати головну думку твору; формувати вміння прогнозувати розвиток подій у казці аналізувати порівнювати доводити свою думку; розвивати творчу уяву усне звязне мовлення...
80079. Вічне і живе Шевченкове слово 48.5 KB
  Збагатити знання учнів про життя і творчість Тараса Григоровича Шевченка. Шевченка ілюстрації малюнки запис пісень на вірші Шевченка виставка творів поета для дітей Кобзар карта України. рушник з портретом Шевченка Хід уроку Організація класу до уроку Емоційне налаштування на урок...
80080. Квітами барвистими луг цвіте 61 KB
  Мета: Вдосконалювати вміння правильно, виразно читати, за допомогою інтерактивних методів навчання; Формувати елементарні аналітико-синтетичні вміння у роботі над текстом; Розвивати усне мовлення першокласників; Виховувати дбайливе ставлення до рослин, бажання доглядати й оберігати їх.
80081. Множення чисел, що закінчуються нулями. Водойми України (Математика Я і Україна. Природознавство) 57 KB
  Мета уроку. Показати можливі форми запису при множенні чисел, які закінчуються нулями. Удосконалювати обчислювальні навички. Розвивати логічне мислення. Сформувати уявлення про водойми, дати поняття про джерело, річку, озеро, болото, море; навчити дітей їх розрізняти.