74825

Древнерусская литература (XI – XVII вв.) – начальный этап развития русской литературы. Проблемы периодизации

Доклад

Литература и библиотековедение

Древнерусская литература XI XVII вв. Проблемы периодизации Литература Древней Руси охватывает период с XI по XVII век. Древнерусская литература была литературой формирующейся великорусской народности постепенно складывающейся в нацию. Литература Древней Руси это средневековая литература которая отличается от литературы нового времени своими специфическими особенностями.

Русский

2015-01-05

16.92 KB

16 чел.

1.Древнерусская литература (XIXVII вв.) – начальный этап развития русской литературы. Проблемы периодизации

 

Литература Древней Руси охватывает период с XI по XVII век. Это первый этап в развитии русской литературы. Древнерусская литература была литературой формирующейся великорусской народности, постепенно складывающейся в нацию. Наше представление о древнерусской литературе далеко не полное. С XI по XVII век на Руси происходило много событий, связанных с нашествием иноземных захватчиков. Это были набеги степных кочевников, монголо-татарское нашествие, польско-шведская интервенция и т.д. Во время этих трагических событий, в огне многочисленных пожаров погибали культурные ценности, в том числе произведения литературы. Литература Древней Руси - это средневековая литература, которая отличается от литературы нового времени своими специфическими особенностями.

Древнерусская литература тесно связана с историей. Поэтому литературные изменения совпадают с историческими. И как следствие в развитии древнерусской литературы можно выделить следующие этапы:

1. Литература XI - начала XII века. Это период становления литературы Киевской Руси и её относительного единства. Характерно относительное единство литературы. Появляются два культурных центра: Киев и Новгород Великий. Господствует монументально-исторический стиль. Создаются: повесть временных лет, житие Бориса и Глеба. Стиль наибольшего обобщения, лишен индивидуализации.

2. Литература XII – начала(1/3) XIII века. Она отражает начавшийся процесс феодальной раздробленности и ознаменована усилением светского гуманистического начала. Появляются новые литературные центры: Суздаль, Смоленск, Ростов, в которых возникают местные темы. Стиль монументально-исторический.

3. Литература конец XIII - начало XIV века, периода монголо-татарского нашествия. Отсюда и главная тема. (Слово о погибели русской земли, Житие Александра Невского). К пафосу гражданственности и патриотизма добавляется трагический пафос.

4. Литература конец XIV – первая половина XV века. Этот период носит название литературы «Предвозрождения». В этот период начинает господствовать новый стиль: экспрессивно-эмоциональный, преимущественно реализуется в жанре жития. (Хождение Стефана Новгородца в Царьград)

5. Литература второй половины XV века. Её характерная особенность - возникновение элементов Возрождения. Приходят новые переводные произведения: Повесть о Дракуле. Также возникают процессы демократизации литературы (омирщвления).

6. Литература середины XVI века, периода централизации. Преобладание публицистического стиля. Время борьбы боярства и дворянства.

7. Литература XVII века как литература «переходного века». Век перехода к литературе нового времени. Возрастает индивидуальное начало, появляется авторство. Появляется театр и поэзия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53247. Викторина «Древняя Греция». 6 класс 62 KB
  Вспомните миф и назовите море. Назовите имя героини. Персефона Назовите сына критского мастера построившего лабиринт. Назовите героя.
53248. Греция в ІІ – первой половине І тыс. до н.э 62 KB
  Цели урока: познакомить учащихся с гомеровским периодом в истории Греции; рассмотреть произведения Гомера Одиссея Илиада и дать характеристику этим произведениям как литературным памятникам и историческим источникам; показать причины и направления греческой колонизации; формировать умения и навыки работы в группах со словарем и хронологической таблицей; повышать уровень культурного развития учащихся Ожидаемые результаты: после этого урока учащиеся смогут: называть время гомеровского периода и периода греческой колонизации в...
53249. Греко-перські війни 49.5 KB
  А Марафонська битва; Б Битва при Фермопілах; В Сала мінська битва; Г Остаточна перемога греків та її значення; Перший Афінський морський союз. А Марафонська битва; 13 вересня 490 до н. Марафонська битва 20000 персів та 11000 греків під керівництвом Мільтіада → перемога греків → марафонський біг 42 км. Б Битва при Фермопілах; 481 створено військовооборонний союз Спарти та Афін.
53250. Греко-перські війни 2.01 MB
  А Марафонська битва. Б Битва при Фермопілах. В Саламінська битва. А Марафонська битва.
53251. Греко-перські війни 52 KB
  А Марафонська битва; Б битва при Фермопілах; В Саламінська битва; 3. А Марафонська битва. Марафонська битва Б Битва при Фермопілах. битва при Фермопілах.
53252. Музыкальная гостиная: «Гений норвежской музыкальной сказки - Эдвард Григ» 224 KB
  Ключевая компетенция способность личности мобилизовать свои знания умения а также способы выполнения действий необходимых для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах. развитие познавательного интереса у младших школьников и эмоционального отклика на шедевры музыкальной классики воспитания у учащихся ценностного отношения к мировой культуре в процессе восприятия и творческой интерпретации произведений мировой классики; обогащения знаний учащихся о музыке как о сфере ориентированной на...
53253. Управління системою громадянського виховання в загальноосвітньому навчальному закладі 313 KB
  ТЕОРЕТИЧНІ ОСНОВИ УПРАВЛІННЯ СИСТЕМОЮ ГРОМАДЯНСЬКОГО ВИХОВАННЯ В ЗАГАЛЬНООСВІТНЬОМУ НАВЧАЛЬНОМУ ЗАКЛАДІ. Сутнісна характеристика системи громадянського виховання. Шляхи реалізації системи громадянського виховання в загальноосвітньому навчальному закладі.
53254. Що означає бути громадянином своєї держави 45.5 KB
  Мета уроку: розкрити зміст понять громадянин громадянство громадянські якості громадянські почуття і почуття; пояснити що означає бути громадянином і відчувати приналежність до своєї держави; висловлювати власне судження про те як людина може бути корисною суспільству; наводити приклади вчинків якими вони зможуть принести користь суспільству. План змісту уроку Що означає бути громадянином своєї держави.Що означає бути громадянином і відчувати приналежність до своєї держави.
53255. Майбутній громадянин України 205 KB
  2010 рік Процес виховання ― це динамічне складне явище яке здійснюється на основі цілеспрямованого і організованого формування особистості громадянина незалежної держави. Мета і завдання виховання визначаються потребами сучасного суспільноекономічного розвитку України. Виховна робота у Червонозаводській загальноосвітній школі ІІІІ ступенів №2 здійснюється відповідно до Програми системи виховання учнівської молоді згідно районної програми виховання учнівської молоді на період до 2012 року. Модель та основні структурні елементи...