74838

Житие Сергия Радонежского. Общая характеристика агиографического творчества Пахомия Лагофета

Доклад

Литература и библиотековедение

Епифаний создал Житие Сергия Радонежского. Епифаний хорошо передает факты биографии Сергия с лирической теплотой говорит о его деятельности связанной с борьбой против ненавистной розни за укрепление централизованного Русского государства. О роли Сергия Радонежского и Стефана Пермского в политическом и нравственном возрождении Русской земли говорил В.

Русский

2015-01-05

16.33 KB

1 чел.

«Житие Сергия Радонежского». Общая характеристика агиографического творчества Пахомия Лагофета.

Около 1417—1418 гг. Епифаний создал «Житие Сергия Радонежского». Оно написано с большой исторической точностью, но стиль изложения менее риторичен. Епифаний хорошо передает факты био¬графии Сергия, с лирической теплотой говорит о его деятельности, связанной с борьбой против «ненавистной розни», за укрепление цен¬трализованного Русского государства.

О роли Сергия Радонежского и Стефана Пермского в политическом и нравственном возрождении Русской земли говорил В. О. Ключевский: «Сергий своею жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем не все еще доброе погасло и замерло... он открыл им глаза на самих себя». «Божии угодники», хоть и отказывались от житейских волнений, а постоянно жили лишь для мира. «Не от омерзения удалялись святые от мира, а для нравственного совершенствования. Да, древние иноки жили почти на площади»,— отмечал Ф. М. Достоевский.

Литературная деятельность Епифания Премудрого способствовала утверждению в литературе стиля «плетения словес». Этот стиль обога-щал литературный язык, содействовал дальнейшему развитию литера¬туры, изображая психологические состояния человека, динамику его чувств.

Это произведение составлено позднее, чем житие Стефана Пермского. Жизнеописание Сергия отличаются меньшей риторичностью и большей фактографичностью. Здесь книжник сосредотачивается порой на самих событиях и стремится передать их максимально достоверно и детально.

Рассказ о жизни подвижника сопровождается многочисленным чудесами: одни пророчествуют о будущих подвигах Сергия (младенец до своего рождения трижды прокричал в утробе матери во время церковной службы), другие свидетельствуют о Божественном покровительстве (видение отрока Варфоломея), третьи служат признаком святости (Сергий приручает в пустыне дикого медведя). Есть в житии чудеса и ведения, удостоверяющие не только праведность, но особые заслуги и мистический опыт подвижника (видение на литургии; явление Богородицы в Троице-Сергиевом монастыре).

Именно первые 10 глав отмечены особым вниманием к символике чисел, что, по мнению В.М. Кириллина, является важнейшим признаком епифаниевой агиографической манеры.

Итак, сама композиция «Жития» могла быть намеренно символична. Причём характер сокровенного содержания позволяет говорить о догматическом и вероучительном смысле избранной формы, о том, что она было насыщена особыми семантическими приёмами торжественной риторики. Всё это приводит к вопросу о стилевом своеобразии агиографии Епифания Премудрого.

Пахомий Серб (Логофет) (ум. после 1484) — составитель и. редактор ряда житий, похвальных слов, служб и канонов, переводчик и писец. С Афона в звании иеромонаха в возрасте не моложе тридцати лет П. прибыл в Новгород при новгородском архиепископе Евфимии II (1429—1458 гг.). Сохранилась рукопись с творениями «священно-инока Пахомия Логофета» (ГПБ, Соф. собр., № 191, пергаменная Минея на ноябрь месяц), датированная 1438 г., значит, он прибыл в Новгород до 1438 г. В Новгороде П. пробыл по нач. 40-х гг. В этот период своей деятельности по поручению архиепископа Евфимия II он создал комплекс произведений, посвященных Варлааму Хутынскому, — новую редакцию Жития Варлаама Хутынского, похвальное слово и службу, а также похвальное слово и службу празднику Знамения Богородицы в Новгороде в 1170 г. (похвальное слово издано в кн. В. Яблонского). Кроме того, возможно, в это время он записал Повесть о путешествии новгородского архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим. Всего перу П. принадлежат десять или одиннадцать житий (Варлаама Хутынского, Сергия Радонежского, Никона Радонежского, митрополита Алексея, Кирилла Белозерского, Михаила Черниговского и боярина Федора, Саввы Вишерского, новгородских архиепископов Евфимия II, Моисея и, возможно, Иоанна и Ионы, причем некоторые из них не в одной редакции), ряд похвальных слов и сказаний (на обретение мощей митрополита Алексея, на перенесение мощей митрополита Петра, на Покров Богородицы, празднику Знамения Богородицы в Новгороде, Варлааму Хутынскому, Сергию Радонежскому, Клименту Римскому, о гибели Батыя), четырнадцать служб (Варлааму Хутынскому, Знамению Богоматери в Новгороде, Сергию Радонежскому, Никону Радонежскому, митрополиту Алексею, Евфимию Новгородскому, Антонию Печерскому, Кириллу Белозерскому, Савве Вишерскому, митрополиту Ионе, Михаилу Черниговскому и боярину Федору, Стефану Пермскому, на перенесение мощей митрополита Петра, Димитрию Прилуцкому) и двадцать один канон (Варлааму Хутынскому, Покрову, Знамению, Сергию Радонежскому, Никону Радонежскому, митрополиту Алексею, Евфимию Новгородскому, Антонию Печерскому, Савве Вишерскому, Михаилу Черниговскому и боярину Федору (2 канона), Кириллу Белозерскому (2 канона), на перенесение мощей митрополита Петра (2 канона), Стефану Пермскому (2 канона), Евфимию Новгородскому, Петру и Февронии, московскому митрополиту Ионе, русским святым, а сверх этого, может быть, преподобному Онуфрию и пророку Илии).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47358. Общественные отношения, возникающие в связи определением организации адвокатуры России и некоторых зарубежных странах 333.5 KB
  В последние годы в нашей стране активно формируется рынок предоставления квалифицированной правовой помощи. Однако того количества профессиональных юристов, которое действует сегодня на территории Российской Федерации, явно недостаточно для обеспечения граждан и организаций юридической помощью.
47359. ЦИКЛ ТЕПЛОВОГО НАСОСА 650 KB
  Изучение цикла теплового насоса. Определение отопительного коэффициента (коэффициента преобразования) теплового насоса. Определение количества низкопотенциальной теплоты, отбираемой у окружающей среды. Определение количества теплоты, передаваемой в систему отопления помещения.
47361. Социально-психологические методы управления коллективом 243 KB
  Под социально-психологическими методами управления понимают конкретные приемы и способы воздействия на процесс формирования и развития самого коллектива и отдельных работников. Разделяют два метода: социальные (направленные на коллектив в целом), и психологические (направленные на отдельные личности внутри коллектива). Эти методы подразумевают внедрение различных социологических и психологических процедур в практику управления
47362. Модернизация координатной оси динамической подвижной лазерной головки 6.3 MB
  Областью практического применения разработанной координатной системы станка обеспечивает динамическое перемещение оптической оси лазерного излучения, а также положением фокуса луча над поверхностью раскройного стола с разрешением в тысячные доли миллиметра.
47366. ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА. Исследование кавитационных свойств центробежного насоса 306.5 KB
  В ходе выполнения данной лабораторной работы мы исследовали и построили характеристики центробежного насоса, выбрали оптимальный режим работы, были построены характеристики