74839

Повесть о взятии Царьграда Нестора – Искандера. Историко-философское осмысление событий в повести

Доклад

Литература и библиотековедение

Повесть содержит описание истории Константинополя с момента его основания, но особенно подробно рассказывается об осаде византийской столицы турками и ее взятии. Хотя в “Повести” содержится немало достоверных сведений, в целом она все же чисто литературное произведение, а не документальная хроника. Некоторые эффектные сюжетные коллизии оказываются вымыслом: так, в Константинополе во время осады не было патриарха

Русский

2015-01-05

15.23 KB

0 чел.

«Повесть о взятии Царьграда» Нестора – Искандера. Историко-философское осмысление событий в повести.

НЕСТОР ИСКАНДЕР (XV в.)—предполагаемый автор “Повести о взятии Царьграда турками в 1453 г.”. В одном из ее списков в послесловии содержится имя автора.— Н. И. О себе он сообщает, что “измлады” был пленен турками, обращен в магометанство, “много время пострадах в ратных хожениях”, был очевидцем и участником осады и взятия Константинополя султаном Мехмедом II, при этом ежедневно записывал все увиденное им в турецком лагере, а после взятия города собрал сведения от заслуживающих доверия людей, находившихся в самом Константинополе, и все это изложил, чтобы передать христианам на память о “преужасном и предивном изволении божьем”.

О личности Н. И. существуют различные мнения: большинство ученых считают, что “Повесть” представляет собой последующую литературную обработку записей Н. И. Но текст отличается стилистическим единством, что препятствует расчленению ее на текст авторский и редакторский. В то же время этот единый текст отличает высокое литературное мастерство, хорошее знание источников. Трудно предположить, чтобы всеми этими достоинствами и навыками обладал турецкий пленник, с молодых лет отторгнутый от славянской книжной культуры. Скорее всего, послесловие “Повести” с биографическими сведениями о Н. И.— литературная мистификация, призванная придать рассказу большую убедительность, а автором ее является неизвестный нам древнерусский книжник, достаточно начитанный и опытный в литературном деле, или оказавшийся в Константинополе во время его осады, или же хорошо информированный о событиях того времени. Если в его распоряжении и оказались какие-то записи Н. И. (если таковой вообще существовал), то они могли быть использованы не текстуально, а лишь как источник сведений.

“Повесть” содержит описание истории Константинополя с момента его основания, но особенно подробно рассказывается об осаде византийской столицы турками и ее взятии. Хотя в “Повести” содержится немало достоверных сведений, в целом она все же чисто литературное произведение, а не документальная хроника. Некоторые эффектные сюжетные коллизии оказываются вымыслом: так, в Константинополе во время осады не было патриарха, а в “Повести” он — одно из главных действующих лиц; последний византийский император Константин XI Палеолог был вдовцом, а в “Повести” рассказывается о пострижении, а затем об успешном бегстве императрицы из осажденного города; совершенно не отвечает действительности рассказ об уважительном отношении Мехмеда к христианским святыням и к горожанам; не упомянут факт, имевший решающее значение для судьбы Константинополя,— переброска части турецкого флота по суше через перешеек, в результате чего вражеские корабли неожиданно оказались непосредственно под стенами города. Как справедливо отметил исследователь повести В. М. Мелихов, перед нами литературное произведение, подчиненное определенному идеологическому замыслу: автор стремится показать неизбежность гибели Константинополя, погрязшего в грехах, прославляя при этом мужество и героизм защитников города; сюжет создается целенаправленным отбором исторических фактов в сочетании с откровенно вымышленными сюжетными эпизодами.

“Повесть” оказала существенное влияние на историческое повествование XVI — нач. XVIII в.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61574. Совершенствование и стандартизация работы персонала предприятия ООО «Ардис» 12.68 MB
  Проанализировать основные экономические показатели ООО «Ардис»; определить слабые и сильные стороны ООО «Ардис»; изучить взаимодействие ООО «Ардис» с поставщиками и заказчиками продукции; провести анализ ценовой и ассортиментной политики предприятия...
61576. Музыкальный портрет Петрушки 23.19 KB
  Цель урока: Познакомить обучающихся со знаменитым персонажем русских народных кукольных представлений Петрушкой; рассказать детям о композиторах написавших музыкальные произведения о данном персонаже.
61577. Совершенствование техники прикладного плавания 29.02 KB
  Основные задачи: Совершенствование и закрепление техники транспортировки утопающего способом на боку. Формировать осознанное выполнение поставленных задач понимая что спасение утопающего...
61578. Свободное падение тел 395.33 KB
  Цели урока: Для учителя: 1 введение понятия свободного падения тел ускорения свободного падения реализация межпредметных связей с астрономией технологией...
61579. Обучающее изложение «Прощальная песенка» 21.29 KB
  Начало основная часть заключение. Прочитайте пожалуйста 1 часть начало. Как бы вы озаглавили эту часть варианты детей Думаю что самым подходящим названием будет Одинокий скворечник.