74853

Заговоры (виды, композиция, особенности языка)

Доклад

Литература и библиотековедение

Мифологическая школа –Заговор первоначально молитвы, обращенные к божествам. С мифами их сближает отождествление природного и человеческого, обращение к мифологическим персонажам (природным стихиям, космическим объектам, мифическим существам). Заговоры испытали значительное влияние христианства: как обряда (крестное знамение, молитва), так и книжности (например, часто упоминаются христианские святые).

Русский

2015-01-05

60.35 KB

7 чел.

red79;

Вопрос 25 

Заговоры ( виды, композиция, особенности языка )

Заговор словесная формула, имеющая магическое значение (по Соколову). 

Мифологическая школаЗаговор  первоначально молитвы, обращенные к божествам. С мифами их сближает отождествление природного и человеческого, обращение к мифологическим персонажам (природным стихиям, космическим объектам, мифическим существам). Заговоры испытали значительное влияние христианства: как обряда (крестное знамение, молитва), так и книжности (например, часто упоминаются христианские святые).

Некоторые из особенностей:

  •  Вера в магическую силу слова
  •  Точная конкретизация явлений
  •  Практическое употребление эпитетов (сквозные)
  •  Верили также, что текст заговора изменять нельзя, иначе ослабнет его сила.
  •  Разрушить или ослабить силу заговора мог только другой заговор.
  •  Заговоры утилитарны (непосредственно связаны с бытом)
  •  Заговор близок к обрядовой поэзии (статья В.П. Петрова «Заговоры»)
  •  Редупликация (дублирование одной и той же структурно-семантической модели)
  •  Контаминация (= соединение)Разнотипных структурно-семантических моделей

Характер ритма в заговорах -  стихотворные заговоры являются показателями более поздней стадии их литературного развития. 

Построение заговора представляет собой последовательное сочетание формул. Фольклорная формулаустойчивая словесная конструкция, ритмически упорядоченная и имеющая характер законченного суждения.

Композиция заговора:

Молитвенное вступление

Во имя Отца и Сына

Зачин

Стану я, раб Божий, благословясь, пойду перекрестясь

Эпическая часть

описание обрядовых действий, действительных или символических

Закрепка

Запираюсь, закрепляюсь. Угольный

Заамнивание

Аминь. Аминь. Аминь.

Язык заговоров состоит из двух сплетшихся элементовяркой, живой, меткой, народной речи и стихии церковно-книжной.

Особое влияние на сложение заговоров оказала легендарно-апокрифическая литература. 

Заговорный жанр имел спрос во всех слоях населения.  (более простые по структуречисто крестьянское творчество, хозяйственно-экономического характерахлебопашцы, охотники, пастухи, ремесленники. )

Общаяхар-ка формы заговора:

*устойчивость содержания

*схематизм структура

*повторность образов

*упрощенность

*однообразие формул

Самый распространенный вид заговоровПРОТИВ БОЛЕЗНЕЙ

Любовные заговоры (присушки)

Промысловые заговоры   Домоводческие заговоры   Общественные заговоры


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75643. Как понять себя и другого 7.47 MB
  Особое внимание следует обратить на подбираемую к текстам наглядность: она должна отражать мимику и пантомимику персонажей. Педагог обращает внимание детей на выражении лица и позу персонажей. Аналитичность просмотра подразумевает детальный разбор мимики позы жестов персонажей мультфильма. Используются разнообразные невербальные средства: экспрессивные выражающие эмоции и чувства персонажей; изобразительные имитирующие определённые действия персонажей; указательные и символические.
75644. Особенности невербального кодирования информации детьми с общим недоразвитием речи 25.54 KB
  Выраженность вариантов невербального кодирования информации Категория детей Варианты невербального кодирования Дети с нормальным х развитием речи в Дети с общим х недоразвитием речи в 4 г. В целом в ходе выполнения диагностического задания дети с общим недоразвитием речи гораздо реже чем их нормально развивающиеся сверстники могли правильно воспроизвести невербальный знак чаще отказывались от выполнения задания. Дети с ОНР могли справиться с заданием лучше если экспериментатор задавал наводящие вопросы подсказывал...
75645. Особенности фонетических ориентировок у детей с речевой патологией 20.41 KB
  Особенности фонетических ориентировок у детей с речевой патологией Актуальные проблемы механизмов и структуры нарушений устной и письменной речи: материалы междунар. Функционирование фонетического чутья позволяет ребёнку улавливать правильность фонетического оформления речи дифференцировать нормативное...
75646. Формирование невербальных основ речи в доречевой период 282.28 KB
  Формирование невербальных основ речи в доречевой период Инновационные подходы к профилактике нарушений развития Под ред. Человека впервые заинтересовавшегося вопросом развития речи ребёнка может удивить и обескуражить выбранное нами название. Основы для развития речи закладываются задолго до того когда будут произнесено первое слово. Учёные наблюдавшие за развитием младенцев находящихся в разных социальных условиях смогли выделить невербальные неречевые факторы определяющие интенсивность и качество развития речи малыша.
75647. Амвросова О.А. Рефлексия в общении как условие социализации дошкольников с общим недоразвитием речи 39.82 KB
  Основные подходы к исследованию рефлексии В рамках философского подхода рефлексия рассматривается как процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Уже у Аристотеля Платона и позже у средневековых схоластов можно найти много глубоких рассуждений касающихся разных сторон того что сейчас относится к рефлексии все же принято считать что основной и специфический круг проблем связываемых сегодня с этим понятием зарождается лишь в новое время а именно благодаря полемике...
75648. О доминирующих мотивах деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи 21.09 KB
  В отечественных и зарубежных логопедических исследованиях уделяется много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, знаний, которые должны быть усвоены детьми с недоразвитием речи. Однако такой важнейший компонент деятельности, как мотивация
75649. Отношение дошкольников с ОНР к социальным нормам и правилам поведения как показатель их социального развития 31.68 KB
  Социальное развитие детей с недоразвитием речи должным образом не формируется О. В силу специфики речевого нарушения у детей ограничены контакты со взрослыми и сверстниками полноценно не осуществляется процесс общения что значительно осложняет социализацию детей. В поведении детей с ОНР отмечается ряд специфических особенностей: большое число конфликтов неумение договариваться учитывать интересы других уступать в спорах наличие рассогласования в реальном и декларируемом поведении....
75650. К вопросу о проблеме социально-психологической готовности детей с общим недоразвитием речи к обучению в школе 42 KB
  Поступление в школу является переломным моментом в жизни каждого ребенка, особенно резким в социально-психологическом статусе, так как ему приходится переходить к новым условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками