74854

Постоянный эпитет, сравнение, параллелизм

Доклад

Литература и библиотековедение

Параллелизм: не отождествление человеческой жизни с природною и не сравнение а сопоставление по признаку действия движения: дерево хилится девушка кланяется. Параллелизм основан на сопоставлении субъекта и объекта по категории движения. Неорганический недвижущийся мирвошел в лоно параллелизмов:он также жил.

Русский

2015-01-05

67.48 KB

1 чел.

red54;Вопрос 26

Постоянный эпитет, сравнение, параллелизм.

Эпитетодностороннее  определение  слова,  либо  подновляющееся  его нарицательное  значение  либо  усиливающее,  подчеркивающее  какое-нибудь характерное,  выдающееся  качество  предмета. Первый  род  эпитетов  можно  бы назвать тавтологическими: красна девица, например, в сущности тождесловие, ибо и

прилагательное  и  существительное  выражают  одну  и  ту  же  идею  света,  блеска,  причем  в  их  сопоставлении  могло  и  не  выражаться  сознание  их  древнего содержательного тождества

Второй отдел составляют эпитеты пояснительные: в основе какой-нибудь один признак, либо 1) считающийся существенным в предмете, либо 2) характеризующийего по отношению к практической цели и идеальному совершенству. По содержаниюэти  эпитеты  распадаются  на  целый  ряд  групповых  отличий;  в  них  много

переживаний, отразились те или другие народно-психические воззрения, элементы местной истории, разные степени сознательности и отвлечения и богатство аналогий, растущее со временем.  Говоря  о  существенном  признаке  предмета  как  характерном  для  содержания пояснительного  эпитета,  мы  должны  иметь  в  виду  относительность  этой существенности.

Употребление постоянных эпитетоводна из наиболее характерных черт УНТполе чистое», «руки белые», «красная девица»). Давно замечено, что для каждого предмета в УНТ существует определенное количество заранее заготовленных эпитетов: красное солнышко, добрый молодец и т.д. Уместность в данном случае значения не имеет. Так, например, в речи Калина-царя в былине «Илья Муромец и Калин-царь» фигурируют такие высказывания: «Не служи ты князю Владимиру, а служи собаке Калину-царю». Это, скорее, знак принадлежности к фольклорному творчеству и сознанию группы, в которой он создается. Постоянный эпитет употребляется тогда, когда этого требует традиция и ожидание слушателя. Происхождение эпитета обсуждалось в «Исторической поэтике» Веселовского. В эпитетах Веселовский видит отражение мифологического сознания членов социума, которое, отмирая, оставляет рефлекс, воспринимаемый впоследствии как эпитет. 

Сравнение - наиболее фундаментальный художественный прием. Структурно состоит из трех частей: что сравнивают, с чем сравнивают и признак сравнения. Играет исключительно важную роль в УНТ: заговоры, былины, пословицы и поговорки, приметы и загадки.Сравнения в фольклоре также бывают, как правило, типовымивраг волком смотрит», «певец соловьем поет»). 

В заговорах сравнения играют магическую рольвоззвания к силам природы. 

Сравнения в былинах необходимы для создания образа. 

Параллелизм: не отождествление человеческой жизни с природною и не  сравнение, а  сопоставление по признаку действия/движения: дерево хилится, девушка кланяется. Представление движения, действия лежит в основе.

Параллелизм основан на сопоставлении субъекта и объекта по категории движения. Действие как признак волевой жизнедеятельности. Объекты-животные(потому что всего более напоминали человека)+растения: рождались и отцветали+ например, Солнце, казалось в древности, также двигалось, восходило, садилось; ветер гнал тучи, молния мчалась. Неорганический недвижущийся мирвошел в лоно параллелизмов:он также жил.Ряд перенесений, пристроившихся к основному признаку(движения). Солнце движется и глядит на землю: солнце-глаз;священное око; у Гомера о волосах деревьев-гонимый ветром Агни (огонь) скашивает волосы земли. Эти примерынаивное представление о природе. Основа таких определений-перенесение признака, свойственного одному члену параллели, в другой(это-метафоры языка). Наш словарь ими изобилует, но мы используем многие из них бессознательно, не ощущая их образности(солнце садится).

 Следующие картинки природы-производящиевпечатление абстрактных формул(горный хребет тянется вдали; деревушка разлеглась в долине; холмы стремятся к небу). Стлаться, мчаться, стремиться - все это образно, в смысле применения сознательного акта к неодушевленному предмету. Поэтический язык оживляет, подчеркивая элемент человечности, осветив его в основной параллели. 

Поэтические формулы параллелизма  

Двучленный параллелизм. (картинка природы рядом с нею такая же из чел жизни; они вторят друг другу при различии объективного содержания, между ними проходят созвучия, выясняющие то, что в них есть общего.Это отделяет псих параллель от повторений и тавтологических формул(повторяется в других словах содержание предыдущего).

Параллелизм формальный :

*умолчаниечерты, логически вытекающей из содержания с другой чертой второго члена(но НЕ ИСКАЖЕНИЕ),например:высоко ходит луна, звезды ей спутницы; как печально человеку, когда женщина его обманывает, т. е. не сопутствует ему.

в одном из членов параллели формально-логическое развитие выраженного в нем образа, тогда как другой отставал (свет с прекрасными ресницами>солнце-глаз, у него явились и ресницы).

Параллелизм  в заговорах: Липа всю ночь шумела, с листиком говорила: будет нам разлука -- будет разлука и дочери с маткой. Основная форма заговора была такая же двучленная,и психологические поводы те же: призывалось божество, демоническая сила, на помощь человеку; когда-то это божество или демон совершили чудесное исцеление, спасли или оградили; какое-нибудь их действие напоминалось типически-а во втором члене параллели являлся человек, жаждущий такого же чуда повторения такого же сверхъестественного акта.

Многочленный параллелизм, =одностороннее накопление  параллелей, добытых из нескольких, сходных. В двучленной: дерево склоняется к дереву, молодец льнет к милой, - Многочленная формула сводит эти параллели под ряд, умножает объяснения и, открывая возможность выбора: 

  Не свивайся трава со былинкой, 

  Не ластися голубь со голубкой, 

  Не свыкайся молодец с девицей. 

три рода образов, объединены понятием сближения.многочленный параллелизм к поздним явлениям народнопоэтической стилистики; дает возможность выбора. 

параллелизм отрицательному."Крепок -- не скала, ревет -- не бык", Принцип: ставится двучленная или многочленная формула, но одна или одни из них устраняются, чтобы дать вниманию остановиться на той, на которую не простерлось отрицание. Формула начинается с отрицания либо и с положения, которое вводится нередко со знаком вопроса. 

     Не белая березка нагибается, 

  Не шатучая осина расшумелася, 

  Добрый молодец кручиной у бивается


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11358. Медь, ее маркировка. Латуни (состав, свойства, маркировка и применение). Бронзы (состав, свойства маркировка и применение) 104.39 KB
  Лекция 12 Медь ее маркировка. Латуни состав свойства маркировка и применение. Бронзы состав свойства маркировка и применение. Медь действительно цветной металл: в зависимости от чистоты и состояния поверхности цвет изменяется от розового до красного. Её порядк...
11359. Алюминий и его сплавы, их характеристика. Деформируемые сплавы алюминия. Деформируемые и литейные сплавы алюминия. Порошковые сплавы 317.61 KB
  Лекция 13 Алюминий и его сплавы их характеристика. Деформируемые сплавы алюминия. Деформируемые и литейные сплавы алюминия. Порошковые сплавы. Алюминий – металл серебристобелого цвета имеет кристаллическую ГЦК решетку температура плавления 6600С удельный вес 27
11360. Антифрикционные материалы. Антифрикционные сплавы, применяемые в судовом машиностроении 139.12 KB
  Лекция 14 Антифрикционные материалы Антифрикционные сплавы применяемые в судовом машиностроении К антифрикционным относят материалы которые идут на изготовление различных деталей работающих в условиях трения скольжения. Антифрикционный материал должен обл
11361. Неметаллические материалы. Полимеры и пластмассы 268.83 KB
  Лекция 15 Неметаллические материалы. Полимеры и пластмассы Полимеры от греческого polymeres – состоящий из многих частей многообразный от poly – много и meros – доля часть – соединения с высокой молекулярной массой молекулы которых состоят из большого числа регулярно ил...
11362. Понятие, предмет и метод экономического анализа. Характеристика основных приемов и методов экономического анализа 154.5 KB
  Понятие предмет и метод экономического анализа. Понятие экономического анализа. Характеристика основных приемов и методов экономического анализа. Методика факторного анализа Вопросы для самоконтроля. Понятие экономического анализа Экон...
11363. Анализ производства и реализации продукции 119.5 KB
  Тема 2. Анализ производства и реализации продукции 2.1. Анализ формирования и выполнения производственной программы 2.1.1. Анализ объема продукции 2.1.2. Анализ ассортимента продукции 2.1.3. Анализ структуры продукции 2.2. Анализ качества продукции 2.3. Анализ ритмично
11364. Анализ использования основных производственных фондов 114.5 KB
  Тема 3. Анализ использования основных производственных фондов 3.1. Анализ движения ОС 3.2. Анализ эффективности использования ОС 3.3. Факторный анализ фондоотдачи 3.4. Анализ использования оборудования 3.5. Характеристика производственной мощности предприятия О
11365. Анализ материальных ресурсов предприятия 152.5 KB
  Тема 4. Анализ материальных ресурсов предприятия 4.1. Оценка качества планов материальнотехнического снабжения 4.2. Оценка потребности в материальных ресурсах 4.3. Оценка эффективности использования материальных ресурсов 4.4. Факторный анализ общей материалоемкост
11366. Анализ трудовых ресурсов предприятия 179.5 KB
  Тема 5. Анализ трудовых ресурсов предприятия 5.1. Анализ использования рабочей силы 5.2. Анализ производительности труда 5.3. Анализ фонда заработной платы Рациональное использование персонала предприятия – непременное условие обеспечивающее бесперебойность пр...