74854

Постоянный эпитет, сравнение, параллелизм

Доклад

Литература и библиотековедение

Параллелизм: не отождествление человеческой жизни с природною и не сравнение а сопоставление по признаку действия движения: дерево хилится девушка кланяется. Параллелизм основан на сопоставлении субъекта и объекта по категории движения. Неорганический недвижущийся мирвошел в лоно параллелизмов:он также жил.

Русский

2015-01-05

67.48 KB

1 чел.

red54;Вопрос 26

Постоянный эпитет, сравнение, параллелизм.

Эпитетодностороннее  определение  слова,  либо  подновляющееся  его нарицательное  значение  либо  усиливающее,  подчеркивающее  какое-нибудь характерное,  выдающееся  качество  предмета. Первый  род  эпитетов  можно  бы назвать тавтологическими: красна девица, например, в сущности тождесловие, ибо и

прилагательное  и  существительное  выражают  одну  и  ту  же  идею  света,  блеска,  причем  в  их  сопоставлении  могло  и  не  выражаться  сознание  их  древнего содержательного тождества

Второй отдел составляют эпитеты пояснительные: в основе какой-нибудь один признак, либо 1) считающийся существенным в предмете, либо 2) характеризующийего по отношению к практической цели и идеальному совершенству. По содержаниюэти  эпитеты  распадаются  на  целый  ряд  групповых  отличий;  в  них  много

переживаний, отразились те или другие народно-психические воззрения, элементы местной истории, разные степени сознательности и отвлечения и богатство аналогий, растущее со временем.  Говоря  о  существенном  признаке  предмета  как  характерном  для  содержания пояснительного  эпитета,  мы  должны  иметь  в  виду  относительность  этой существенности.

Употребление постоянных эпитетоводна из наиболее характерных черт УНТполе чистое», «руки белые», «красная девица»). Давно замечено, что для каждого предмета в УНТ существует определенное количество заранее заготовленных эпитетов: красное солнышко, добрый молодец и т.д. Уместность в данном случае значения не имеет. Так, например, в речи Калина-царя в былине «Илья Муромец и Калин-царь» фигурируют такие высказывания: «Не служи ты князю Владимиру, а служи собаке Калину-царю». Это, скорее, знак принадлежности к фольклорному творчеству и сознанию группы, в которой он создается. Постоянный эпитет употребляется тогда, когда этого требует традиция и ожидание слушателя. Происхождение эпитета обсуждалось в «Исторической поэтике» Веселовского. В эпитетах Веселовский видит отражение мифологического сознания членов социума, которое, отмирая, оставляет рефлекс, воспринимаемый впоследствии как эпитет. 

Сравнение - наиболее фундаментальный художественный прием. Структурно состоит из трех частей: что сравнивают, с чем сравнивают и признак сравнения. Играет исключительно важную роль в УНТ: заговоры, былины, пословицы и поговорки, приметы и загадки.Сравнения в фольклоре также бывают, как правило, типовымивраг волком смотрит», «певец соловьем поет»). 

В заговорах сравнения играют магическую рольвоззвания к силам природы. 

Сравнения в былинах необходимы для создания образа. 

Параллелизм: не отождествление человеческой жизни с природною и не  сравнение, а  сопоставление по признаку действия/движения: дерево хилится, девушка кланяется. Представление движения, действия лежит в основе.

Параллелизм основан на сопоставлении субъекта и объекта по категории движения. Действие как признак волевой жизнедеятельности. Объекты-животные(потому что всего более напоминали человека)+растения: рождались и отцветали+ например, Солнце, казалось в древности, также двигалось, восходило, садилось; ветер гнал тучи, молния мчалась. Неорганический недвижущийся мирвошел в лоно параллелизмов:он также жил.Ряд перенесений, пристроившихся к основному признаку(движения). Солнце движется и глядит на землю: солнце-глаз;священное око; у Гомера о волосах деревьев-гонимый ветром Агни (огонь) скашивает волосы земли. Эти примерынаивное представление о природе. Основа таких определений-перенесение признака, свойственного одному члену параллели, в другой(это-метафоры языка). Наш словарь ими изобилует, но мы используем многие из них бессознательно, не ощущая их образности(солнце садится).

 Следующие картинки природы-производящиевпечатление абстрактных формул(горный хребет тянется вдали; деревушка разлеглась в долине; холмы стремятся к небу). Стлаться, мчаться, стремиться - все это образно, в смысле применения сознательного акта к неодушевленному предмету. Поэтический язык оживляет, подчеркивая элемент человечности, осветив его в основной параллели. 

Поэтические формулы параллелизма  

Двучленный параллелизм. (картинка природы рядом с нею такая же из чел жизни; они вторят друг другу при различии объективного содержания, между ними проходят созвучия, выясняющие то, что в них есть общего.Это отделяет псих параллель от повторений и тавтологических формул(повторяется в других словах содержание предыдущего).

Параллелизм формальный :

*умолчаниечерты, логически вытекающей из содержания с другой чертой второго члена(но НЕ ИСКАЖЕНИЕ),например:высоко ходит луна, звезды ей спутницы; как печально человеку, когда женщина его обманывает, т. е. не сопутствует ему.

в одном из членов параллели формально-логическое развитие выраженного в нем образа, тогда как другой отставал (свет с прекрасными ресницами>солнце-глаз, у него явились и ресницы).

Параллелизм  в заговорах: Липа всю ночь шумела, с листиком говорила: будет нам разлука -- будет разлука и дочери с маткой. Основная форма заговора была такая же двучленная,и психологические поводы те же: призывалось божество, демоническая сила, на помощь человеку; когда-то это божество или демон совершили чудесное исцеление, спасли или оградили; какое-нибудь их действие напоминалось типически-а во втором члене параллели являлся человек, жаждущий такого же чуда повторения такого же сверхъестественного акта.

Многочленный параллелизм, =одностороннее накопление  параллелей, добытых из нескольких, сходных. В двучленной: дерево склоняется к дереву, молодец льнет к милой, - Многочленная формула сводит эти параллели под ряд, умножает объяснения и, открывая возможность выбора: 

  Не свивайся трава со былинкой, 

  Не ластися голубь со голубкой, 

  Не свыкайся молодец с девицей. 

три рода образов, объединены понятием сближения.многочленный параллелизм к поздним явлениям народнопоэтической стилистики; дает возможность выбора. 

параллелизм отрицательному."Крепок -- не скала, ревет -- не бык", Принцип: ставится двучленная или многочленная формула, но одна или одни из них устраняются, чтобы дать вниманию остановиться на той, на которую не простерлось отрицание. Формула начинается с отрицания либо и с положения, которое вводится нередко со знаком вопроса. 

     Не белая березка нагибается, 

  Не шатучая осина расшумелася, 

  Добрый молодец кручиной у бивается


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44812. Модель. Моделирование баз 41 KB
  При предметном моделировании строят физическую модель которая соответствующим образом отражает основные физические свойства и характеристики моделируемого объекта при этом модель и реальный объект мотуг иметь разную физическую природу. Если же модель и объект одной и той же физической природы то моделирование будет физическим. Абстрактное моделирование связана с построением абстрактной модели которая представляет собой математические диаграммы и т.
44813. Системы пакетной обработки 28.86 KB
  Например одна часть приложения выполняющаяся на компьютере пользователя может поддерживать специализированный графический интерфейс вторая работать на мощном выделенном компьютере и заниматься статистической обработкой введенных пользователем данных а третья заносить полученные результаты в базу данных на компьютере с установленной стандартной СУБД. Разделение данных:Разделение данных предоставляет возможность доступа и управления базами данных с периферийных рабочих мест нуждающихся в информации. Разделение ресурсов...
44815. Работа с файловой системой Linux 37.82 KB
  Аналогичным образом можно поступать и с другими символами, перечисленными выше, т. е. их можно включать в имена файлов, если имя файла взять в двойные кавычки или отменить специальное значение символа с помощью обратного слэша.
44816. Современный русский литературный язык, характеристика, соотношение с общенародным РЯ 27 KB
  Современный русский язык это национальный язык русского народа форма русской национальной культуры. Он представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа в том числе все русские говоры и наречия а также различные жаргоны. Русский язык выполняет три функции: 1 национального русского языка; 2 одного из языков межнационального общения народов России; 3 одного из важнейших мировых языков.
44818. Методика обучения фонетике и орфоэпии 12.83 KB
  Цели изучения фонетики раскрыть перед учащимися роль звуковой стороны языка показать связь последней с лексикой и грамматикой. Познавательные цели: дать школьникам представление о звуковой системе русского языка предупредить бытовое смешение звука и буквы развивать речевой слух научить работать с орфоэпическим словарём познакомить с нормами литературного произношения. Практические цели: формирование учебноязыковых фонетических явлений: распознать звуки русского языка классифицировать их анализируя звуковой состав слова...