74857

Причитания как жанр обрядовой поэзии (ответ сделан по конспекту статьи Чистова «Русская причеть» + кое-что добавлено из учебника Ю. М. Соколова)

Доклад

Литература и библиотековедение

Следует рассматривать причитания в их связи с обрядами –свадебными похоронными рекрутскими–ибо как жанр они бытуют преимущественно в рамках обряда. В этих случаях причитания становились ритуально обязательными моментами обряда создавалась...

Русский

2015-01-05

101.52 KB

18 чел.

29. Причитания как жанр обрядовой поэзии

(ответ сделан по конспекту статьи Чистова «Русская причеть» + кое-что добавлено из учебника Ю. М. Соколова)

 Причитания (причеть, причёт, плач) –древний жанр фольклора, элегическая импровизация, создававшаяся крестьянами по различным поводам на различные темы. Возникали они преимущественно в связи с печальными событиями в народном быту.

 Объект изображения в причитаниитрагическое в жизни.

 Следует рассматривать причитания в их связи с обрядамисвадебными, похоронными, рекрутскими–ибо как жанр они бытуют преимущественно в рамках обряда.

 В зависимости от включения в тот или иной обряд принято различать 3 вида причитаний:

- свадебные

- рекрутские

- похоронные

Поводами для причитаний (исполнялись женщинами) служили:

- брак поневоле (у женщин)

- проводы в солдаты

- смерть близкого

Повторяемость этих событий в жизни деревни и возникновение на этой почве устойчивых и разработанных обрядов создавали относительную устойчивость и определённых (3-х) видов причитаний. В этих случаях причитания становились ритуально обязательными моментами обряда, создавалась традиция, оказавшая большое влияние на развитие всей причети в целом.

Причитания отвечали определённым потребностям народа и имели самостоятельную бытовую и эстетическую функцию, которая могла отличаться в зависимости от обряда.

Свадебная причеть

Свадебные плачи были призваны вызвать определённые чувства и эмоции в окружающих. 

Свадебные причётысоединение импровизации с традиционной поэтикой. Традиция требовала, чтобы с самого начала свадьбы (с момента сватовства до самого отъезда к венцу) невеста горько оплакивала свою девичью жизнь в родительском доме и всячески выражала своё недоброжелательство к жениху и к его родне. Если невеста до отъезда со свадебным поездом к венцу невеста будет мало плакать, то она как бы продемонстрирует перед людьми свою малую почтительность и малую любовь к семье. Однако после отъезда ни одна слезинка не должна скатиться с её глазновая родня будет в гневе. В этом можно усмотреть, таким образом, этическую функцию причитаний.

Основная тема причитанийплач о «вольной волюшке».

Последовательность плачей в ходе свадьбы

  1.  Плачи сговорныеисполнялись во время сватовства, после рукобитья (девушка просит родителей не сватать её.Если же согласие было данодевушка упрекала родителей в безжалостности, просила взять назад данное слово).
  2.  «Гостибные» плачизвучали во время прощальных объездов родных, после сватовства (жалобы и попрёки, просьба защитить от жениха). Замужние женщины в ответ на плач невесты плачут о горестях замужества, о том, как они расставались с «вольной волюшкой»
  3.  Плачи на «девичнике» - прощание с девичеством (диалог ведётся причитаниями)
  4.  «Баенные» плачи исполнялись во время мытья в бане, перед свадьбой. Основное их содержаниеиспрашивание благословения, упрёк в обмане (воду для мытья принесли из болота, которое топтал конь «чуженина»-женихапримерно такими были упрёки в обмане).
  5.  Собственно свадебные плачиобмен причитаниями между матерью, дочерью и е подружками при утреннем «бужении», при одевании невесты, при расплетании косы, при приближении жениха, при его появлении вместе с поезжанами в избе. Невеста просит воспрепятствовать свадьбе, призывает на помощь стихии, родных и подружек, оплакивает девичество, рассказывает свой последний сон, просит её простить.

Если девушка сильно плачет, её пытались успокоить, но старые женщины советовали её не унимать, так как существовала примета: «коли не наплачется за столом (на девичнике), то наплачется за столбом (в хлевув доме мужа. Отсюда можно заключить, что причитания выполняли и магическую функцию –как бы уберегали от горя в новой семье.

Похоронные причитания

Генетически причитания связаны именно с похоронным обрядом. Они.сопровождая похоронный и поминальный обряды, выполняли следующие функци:

  •  Обережную (особенно ярко это проявлялось  в древности)
  •  Задабривание покойника, почтение его 
  •  Обеспечение присутствия покойника в доме/вызвание этого присутствия

Противоречивость функций связана с двойственным отношением к покойникус одной стороны, его боялись (мертвец с древних времён считался злой, вредящей силой), с другой стороныпочитали, стремились сделать так, чтобы он помогал семье (очевидно, покойник отождествлялся не только со злом, но также и с некогда жившим человеком).

Как и свадебные причитания, похоронные представляют собой сочетание свободной импровизации и традиционной поэтики.

Первоначально причитания, как любое слово в обрядовом синкретизме, были пояснениями синкретического действия. Необходима была строгая последовательность тематики причётов, а также определённая последовательность исполнения причитаний родственницами (за многие столетия жанр причитаний стал женским).

Последовательность плачей во время похоронного обряда:

  1.  Плач-вопрошение (почему умерший покинул семью, просьба открыть глаза, простить обиды, встать). Звучал сразу после констатации факта смерти
  2.  Плач-оповещение - горестный рассказ о том, как наступила смерть. Звучит, когда приходят соседи или родные, узнавшие о смерти.
  3.  Плач при вносе гроба (особенностиблагодарность тем, кто делал гроб, сравнение гроба с избой, в которой нет окон, дверей, постели, стола)
  4.  Плач при выносе гроба.(вопросы: «Куда ты отправляешься, «На кого ты нас покидаешь).С особенной силой звучит рассказ о горестном положении оставшихся в живых, о подстерегающих их несчастьях.
  5.  Плач по дороге на кладбище. (повтор некоторых мотивов плача-оповещения и плача при выносе)
  6.  Плач при опускании гроба в могилу и надмогильнаяпричеть(звучат обещания навещать могилу, просьбы приходить в гости, вопрошениякогда и с какой стороны ждать покойного в гости).
  7.  Причеть при возвращении с кладбища (мнимые поиски умершего в избе, вопрошения: кто станет рубить этим топором и т. п. Отсюда следует переход к предсказанию бед семье, потерявшей кормильца)
  8.  Поминальнаяпричеть - ряд плачей, связанных с посещением могилы в ритуальные дни или с потребностью выразить воспоминания, рассказать умершему о пережитых трудностях. Часто присутствуют «заклинания стихий», которые должны оживить покойного, звучат приглашения покойного в гости.

Рекрутские причитания

Рекрутские плачи тоже составляют цикл, перекликающийся со свадебным и с похоронным циклами. Однако, будучи более поздним, рекрутский обряд не имел столь разработанного и единого для большинства русских областей ритуала.

Ю. М. Соколов: «Они бесспорно связаныс достаточно древней традицией причитаний при проводах на войну. Ведь проводы на войну в старину были почти что проводами на смерть».

Появление рекрутских причитаний как таковых связано со введением Петром I рекрутчины и установления долгосрочной солдатской службы. Постоянная опасность быть угнанным на войну, условия тяжёлой солдатской службы, на 25 лет отрывавшей человека от семьи, создавали при проводах настроение, близкое к похоронному.

Рекрутские плачи сопровождали определённый обряд прощания новобранца со своей роднёй и соседями. 

Основные моменты так называемого рекрутского обряда:

  1.  Извещение о рекрутском наборе и жеребьёвке
  2.  Прощание рекрута с родными. Собственно, здесь и начинается обряд. Парень-рекрут ходил по середине избы и поочерёдно прощался с отцом, матерью, братьями, сёстрами и другими родственниками, при этом приглашённая или добровольно вызвавшаяся вопленица от его имени и от имени его родных исполняла соответствующие причеты.

  1.  Рассказ о сне в последнюю ночь
  2.  Прощание с домом и семьёй
  3.  Проводы рекрута на сборный пункт и в воинскую часть

Всё это сопровождалось причитаниями матерей, жён, сестёр, тёток

Подобные обряд совершались и при проводах солдат, приходивших на побывку домой и снова возвращавшихся на службу.

Рекрутские плачи осмысляли семейное несчастье как прямое проявление социального и государственного гнёта.

Особенности причитания как жанра

Отличительноекачествотрагизм, большая эмоциональная напряжённость.
По объёмутексты от кратких прозаических восклицаний лаконических лирических наигрышей до развёрнутых сюжетных плачей-поэмПлач о холостом рекруте» И. Федосовой)

Наиболее распространённый стихтрехударный (либо двухударный) с постоянным положением первого и последнего ударения (анапестическая анафора и дактилическая клаузула), относительно свободным расположением ударных и безударных слогов между ними. Общее число слоговот 7-9 до 11-13.

Исполнялись речитативом, с ярко выраженным декламационным началом (широкое развитие мелодической стороны отсутствовало).

Синтаксис тяготеет к вопросительным и восклицательным интонациям. Характерен приём повторения, наигрывания, нагнетания синтаксически, интонационно и семантически сходных конструкций.

Эмоциональное усиление достигается:

- изобильным употреблением уменшительных/увеличительных суффиксов существительных, прилагательных, наречийпотихошеньку»), местоименийтебеюшки»)

- употреблением приставок, усиливающих корневое значение словаиспромолвить»), наличие особых отглагольных существительных и прилагательныхгульба», «спорыданье», «упьянсливый»)

- наличием эпитетов. Эпитет в причети направлен на выявление ряда признаков явлений или предметов, служит той же задаче эмоционального сосредоточения, поэтому у существительных может быть одновременно 2-4 определениятайны милы советны дружны подружки)

- употреблением составных прилагательныххитромудрый») и наречийстрашно-ужасный»)

- сочетаниями типа «умершаямогилушка», «место погибшее»

Региональные особенности причитаний

Различные местные традиции объединяются в несколько групп:

  •  Северная (севернорусская). Причитания отличаются большей эпичностью, а потому имеют некоторое сходство с былиной, исторической песней, балладой. Преобладает символика растительная, астральная (солнце, луна, звёзды), отчастисимволика птиц. По форме исполненияболее напевные причитания
  •  Сибирская, как и южнорусская, по форме бликзи к лирическим песням. Символика сибирских причитанийптицы, символика «домашности» (покойникопора семьисравнивается со стеной, перилами и другими частями дома)
    По форме исполнения на юге причитания больше представляют собой восклицания, нежели напев

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49090. МОИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КАЧЕСТВАХ И ЦЕННОСТЯХ БУДУЩЕГО КОНКУРЕНТОСПОСПОСОБНОГО ЭКОНОМИСТА 69.46 KB
  Определить влияние на развитие личности человека таких социальных и факторов и врожденных качеств как конкуренция в социальной среде, врожденных особенностей и т.д. В ходе тестового анализа определить какими же качествами обладаю лично я, т.е. определить свой уровень агрессивности и конфликтности, уровень креативности, определить, какие символические ценности для меня превыше всего и т.д...
49091. Направления повышения прибыли и рентабельности ОАО Электроавтомат 246 KB
  Теоретикометодологические основы понятия прибыли и рентабельности организации. Анализ прибыли и рентабельности ОАО Электроавтомат. Направления повышения прибыли и рентабельности ОАО Электроавтомат. Целью исследования является аналитическое использование прибыли и рентабельности предприятия.
49092. Объекты гражданских правоотношений 297.5 KB
  Цели и задачи, поставленные в ходе рассмотрения данной темы, обусловили структуру представленной курсовой работы. Данная работа состоит из введения, трех глав включающих в себя четыре параграфа, а так же заключения и списка используемой литературы.
49093. Техническая документация и оценка качества программного продукта в среде Microsoft Visual Basic 109 KB
  Оценка качества программного продукта. При разработке программ используются ресурсоемкие и наукоемкие технологии высококвалифицированный интеллектуальный труд Проблема: отсутствие технического задания и критериев оценки качества затрудняет созданием программного продукта в среде Microsoft Visul Bsic Цель : Разработка рекомендаций по созданию технического задания и листа оценки качества программного продукта в среде Microsoft Visul Bsic Задачи: Проанализировать нормативные документы по техническому заданию и оценке...
49094. Диэлектрическая линзовая антенна 635 KB
  Расчет параметров линзы. Краткие теоретические сведения Линзовая антенна состоит из электромагнитной линзы и облучателя. Назначение линзы трансформировать фронт волны создаваемый облучателем в плоский и сформировать требуемую диаграмму направленности ДН. Принцип работы линзовых антенн основан на разности скоростей фазового фронта электромагнитной волны в свободном пространстве и непосредственно в теле линзы.
49095. Структурная схема смешанной системы связи и сигналы в различных её сечениях 3.47 MB
  Рассчитать и построить спектр сигнала дискретной модуляции и определить ширину его спектра Δfs. Рассчитать: приходящуюся в среднем на один двоичный символ мощность Рs и амплитуду Um сигнала дискретной модуляции необходимую для обеспечения требуемого ОСШ h2; пропускную способность С гауссовского НКС. Построить функции плотности вероятности мгновенных значений и огибающей узкополосной гауссовской помехи а так же ФПВ мгновенных значений и огибающей гармонического сигнала и УГП. Изобразить схему приемника сигнала дискретной модуляции.
49096. Схема смешанной системы связи и сигналы в различных ее сечениях 1.59 MB
  Рассчитать: априорные вероятности и передачи нуля и единицы по двоичному ДКС; ширину спектра сигнала ИКМ. Рассчитать и построить спектр сигнала дискретной модуляции и определить ширину его спектра. Рассчитать: приходящуюся в среднем на один двоичный символ бит мощность и амплитуду сигнала дискретной модуляции необходимую для обеспечения требуемого ОСШ ; пропускную способность гауссовского НКС. Построить функции плотности вероятности ФПВ мгновенных значений и огибающей узкополосной гауссовской помехи УГП а также...
49098. Структурная схема смешанной системы связи и сигналы в различных её сечениях 2.85 MB
  Рассчитаем энергетическую ширину спектра Δf: Δf= Максимальное значение спектральной плотности мощности: Gmx=G0=4924104; Подставив это значение в формулу для расчета ширины спектра и посчитав интеграл получаем значение: Δf=3250 [Гц]. Рассчитаем интервал корреляции τ: τ=dτ=7692 [мкс].3 Рассчитаем мощность Рх отклика ФНЧ: Рх==2346 [В2]. Рассчитаем СКП фильтрации...