74857

Причитания как жанр обрядовой поэзии (ответ сделан по конспекту статьи Чистова «Русская причеть» + кое-что добавлено из учебника Ю. М. Соколова)

Доклад

Литература и библиотековедение

Следует рассматривать причитания в их связи с обрядами свадебными похоронными рекрутскимиибо как жанр они бытуют преимущественно в рамках обряда. В этих случаях причитания становились ритуально обязательными моментами обряда создавалась...

Русский

2015-01-05

101.52 KB

21 чел.

29. Причитания как жанр обрядовой поэзии

(ответ сделан по конспекту статьи Чистова «Русская причеть» + кое-что добавлено из учебника Ю. М. Соколова)

 Причитания (причеть, причёт, плач) –древний жанр фольклора, элегическая импровизация, создававшаяся крестьянами по различным поводам на различные темы. Возникали они преимущественно в связи с печальными событиями в народном быту.

 Объект изображения в причитаниитрагическое в жизни.

 Следует рассматривать причитания в их связи с обрядамисвадебными, похоронными, рекрутскими–ибо как жанр они бытуют преимущественно в рамках обряда.

 В зависимости от включения в тот или иной обряд принято различать 3 вида причитаний:

- свадебные

- рекрутские

- похоронные

Поводами для причитаний (исполнялись женщинами) служили:

- брак поневоле (у женщин)

- проводы в солдаты

- смерть близкого

Повторяемость этих событий в жизни деревни и возникновение на этой почве устойчивых и разработанных обрядов создавали относительную устойчивость и определённых (3-х) видов причитаний. В этих случаях причитания становились ритуально обязательными моментами обряда, создавалась традиция, оказавшая большое влияние на развитие всей причети в целом.

Причитания отвечали определённым потребностям народа и имели самостоятельную бытовую и эстетическую функцию, которая могла отличаться в зависимости от обряда.

Свадебная причеть

Свадебные плачи были призваны вызвать определённые чувства и эмоции в окружающих. 

Свадебные причётысоединение импровизации с традиционной поэтикой. Традиция требовала, чтобы с самого начала свадьбы (с момента сватовства до самого отъезда к венцу) невеста горько оплакивала свою девичью жизнь в родительском доме и всячески выражала своё недоброжелательство к жениху и к его родне. Если невеста до отъезда со свадебным поездом к венцу невеста будет мало плакать, то она как бы продемонстрирует перед людьми свою малую почтительность и малую любовь к семье. Однако после отъезда ни одна слезинка не должна скатиться с её глазновая родня будет в гневе. В этом можно усмотреть, таким образом, этическую функцию причитаний.

Основная тема причитанийплач о «вольной волюшке».

Последовательность плачей в ходе свадьбы

  1.  Плачи сговорныеисполнялись во время сватовства, после рукобитья (девушка просит родителей не сватать её.Если же согласие было данодевушка упрекала родителей в безжалостности, просила взять назад данное слово).
  2.  «Гостибные» плачизвучали во время прощальных объездов родных, после сватовства (жалобы и попрёки, просьба защитить от жениха). Замужние женщины в ответ на плач невесты плачут о горестях замужества, о том, как они расставались с «вольной волюшкой»
  3.  Плачи на «девичнике» - прощание с девичеством (диалог ведётся причитаниями)
  4.  «Баенные» плачи исполнялись во время мытья в бане, перед свадьбой. Основное их содержаниеиспрашивание благословения, упрёк в обмане (воду для мытья принесли из болота, которое топтал конь «чуженина»-женихапримерно такими были упрёки в обмане).
  5.  Собственно свадебные плачиобмен причитаниями между матерью, дочерью и е подружками при утреннем «бужении», при одевании невесты, при расплетании косы, при приближении жениха, при его появлении вместе с поезжанами в избе. Невеста просит воспрепятствовать свадьбе, призывает на помощь стихии, родных и подружек, оплакивает девичество, рассказывает свой последний сон, просит её простить.

Если девушка сильно плачет, её пытались успокоить, но старые женщины советовали её не унимать, так как существовала примета: «коли не наплачется за столом (на девичнике), то наплачется за столбом (в хлевув доме мужа. Отсюда можно заключить, что причитания выполняли и магическую функцию –как бы уберегали от горя в новой семье.

Похоронные причитания

Генетически причитания связаны именно с похоронным обрядом. Они.сопровождая похоронный и поминальный обряды, выполняли следующие функци:

  •  Обережную (особенно ярко это проявлялось  в древности)
  •  Задабривание покойника, почтение его 
  •  Обеспечение присутствия покойника в доме/вызвание этого присутствия

Противоречивость функций связана с двойственным отношением к покойникус одной стороны, его боялись (мертвец с древних времён считался злой, вредящей силой), с другой стороныпочитали, стремились сделать так, чтобы он помогал семье (очевидно, покойник отождествлялся не только со злом, но также и с некогда жившим человеком).

Как и свадебные причитания, похоронные представляют собой сочетание свободной импровизации и традиционной поэтики.

Первоначально причитания, как любое слово в обрядовом синкретизме, были пояснениями синкретического действия. Необходима была строгая последовательность тематики причётов, а также определённая последовательность исполнения причитаний родственницами (за многие столетия жанр причитаний стал женским).

Последовательность плачей во время похоронного обряда:

  1.  Плач-вопрошение (почему умерший покинул семью, просьба открыть глаза, простить обиды, встать). Звучал сразу после констатации факта смерти
  2.  Плач-оповещение - горестный рассказ о том, как наступила смерть. Звучит, когда приходят соседи или родные, узнавшие о смерти.
  3.  Плач при вносе гроба (особенностиблагодарность тем, кто делал гроб, сравнение гроба с избой, в которой нет окон, дверей, постели, стола)
  4.  Плач при выносе гроба.(вопросы: «Куда ты отправляешься, «На кого ты нас покидаешь).С особенной силой звучит рассказ о горестном положении оставшихся в живых, о подстерегающих их несчастьях.
  5.  Плач по дороге на кладбище. (повтор некоторых мотивов плача-оповещения и плача при выносе)
  6.  Плач при опускании гроба в могилу и надмогильнаяпричеть(звучат обещания навещать могилу, просьбы приходить в гости, вопрошениякогда и с какой стороны ждать покойного в гости).
  7.  Причеть при возвращении с кладбища (мнимые поиски умершего в избе, вопрошения: кто станет рубить этим топором и т. п. Отсюда следует переход к предсказанию бед семье, потерявшей кормильца)
  8.  Поминальнаяпричеть - ряд плачей, связанных с посещением могилы в ритуальные дни или с потребностью выразить воспоминания, рассказать умершему о пережитых трудностях. Часто присутствуют «заклинания стихий», которые должны оживить покойного, звучат приглашения покойного в гости.

Рекрутские причитания

Рекрутские плачи тоже составляют цикл, перекликающийся со свадебным и с похоронным циклами. Однако, будучи более поздним, рекрутский обряд не имел столь разработанного и единого для большинства русских областей ритуала.

Ю. М. Соколов: «Они бесспорно связаныс достаточно древней традицией причитаний при проводах на войну. Ведь проводы на войну в старину были почти что проводами на смерть».

Появление рекрутских причитаний как таковых связано со введением Петром I рекрутчины и установления долгосрочной солдатской службы. Постоянная опасность быть угнанным на войну, условия тяжёлой солдатской службы, на 25 лет отрывавшей человека от семьи, создавали при проводах настроение, близкое к похоронному.

Рекрутские плачи сопровождали определённый обряд прощания новобранца со своей роднёй и соседями. 

Основные моменты так называемого рекрутского обряда:

  1.  Извещение о рекрутском наборе и жеребьёвке
  2.  Прощание рекрута с родными. Собственно, здесь и начинается обряд. Парень-рекрут ходил по середине избы и поочерёдно прощался с отцом, матерью, братьями, сёстрами и другими родственниками, при этом приглашённая или добровольно вызвавшаяся вопленица от его имени и от имени его родных исполняла соответствующие причеты.

  1.  Рассказ о сне в последнюю ночь
  2.  Прощание с домом и семьёй
  3.  Проводы рекрута на сборный пункт и в воинскую часть

Всё это сопровождалось причитаниями матерей, жён, сестёр, тёток

Подобные обряд совершались и при проводах солдат, приходивших на побывку домой и снова возвращавшихся на службу.

Рекрутские плачи осмысляли семейное несчастье как прямое проявление социального и государственного гнёта.

Особенности причитания как жанра

Отличительноекачествотрагизм, большая эмоциональная напряжённость.
По объёмутексты от кратких прозаических восклицаний лаконических лирических наигрышей до развёрнутых сюжетных плачей-поэмПлач о холостом рекруте» И. Федосовой)

Наиболее распространённый стихтрехударный (либо двухударный) с постоянным положением первого и последнего ударения (анапестическая анафора и дактилическая клаузула), относительно свободным расположением ударных и безударных слогов между ними. Общее число слоговот 7-9 до 11-13.

Исполнялись речитативом, с ярко выраженным декламационным началом (широкое развитие мелодической стороны отсутствовало).

Синтаксис тяготеет к вопросительным и восклицательным интонациям. Характерен приём повторения, наигрывания, нагнетания синтаксически, интонационно и семантически сходных конструкций.

Эмоциональное усиление достигается:

- изобильным употреблением уменшительных/увеличительных суффиксов существительных, прилагательных, наречийпотихошеньку»), местоименийтебеюшки»)

- употреблением приставок, усиливающих корневое значение словаиспромолвить»), наличие особых отглагольных существительных и прилагательныхгульба», «спорыданье», «упьянсливый»)

- наличием эпитетов. Эпитет в причети направлен на выявление ряда признаков явлений или предметов, служит той же задаче эмоционального сосредоточения, поэтому у существительных может быть одновременно 2-4 определениятайны милы советны дружны подружки)

- употреблением составных прилагательныххитромудрый») и наречийстрашно-ужасный»)

- сочетаниями типа «умершаямогилушка», «место погибшее»

Региональные особенности причитаний

Различные местные традиции объединяются в несколько групп:

  •  Северная (севернорусская). Причитания отличаются большей эпичностью, а потому имеют некоторое сходство с былиной, исторической песней, балладой. Преобладает символика растительная, астральная (солнце, луна, звёзды), отчастисимволика птиц. По форме исполненияболее напевные причитания
  •  Сибирская, как и южнорусская, по форме бликзи к лирическим песням. Символика сибирских причитанийптицы, символика «домашности» (покойникопора семьисравнивается со стеной, перилами и другими частями дома)
    По форме исполнения на юге причитания больше представляют собой восклицания, нежели напев

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79518. Главные направления и цели деятельности школьной психологической службы 32.56 KB
  Психопрофилактика предполагает: Ответственность за соблюдение в образовательных учреждениях психологических условий необходимых для полноценного психического развития и формирования личности на каждом возрастном этапе: Своевременное выявление таких особенностей ребенка которые могут привести к определенным сложностям отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии в поведении и отношениях; Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом на следующую возрастную ступень.Психодиагностика это изучение особенностей...
79519. Основные принципы деятельности педагога-психолога 29.62 KB
  Принцип индивидуального подхода к учащемуся основной принцип работы практического психолога в его основе лежат понимание и признание индивидуальности человека как ценности как уникального явления. Принцип целостности предполагает что деятельность психолога и психологической службы образовательного учреждения должна быть ориентирована на целое на систему. Это означает что внимнием психолога должно быть охвачено большинство учащихся.
79520. Этические принципы деятельности психолога 31.11 KB
  Укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся воспитанников родителей и педагогической общественности. Принцип квалификационной пропаганды психологии.Информация полученная психологом в процессе проведения работы не подлежит сознательному или случайному разглашению а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме исключающей ее использование против интересов клиента.
79521. Психологическая служба как отрасль прикладной психологии. Роль психологической службы в образовании 31.88 KB
  Государственная ПСО структура призванная в рамках общей концепции соблюдения прав ребенка на достойный уровень жизни и полноценное психическое развитие обеспечить психологическую поддержку воспитания и образования оказать квалифицированную помощь при наличии проблем и отклонений в развитии ребенка Развитие практической психологии в 1990 гг. в значительной степени обусловило гуманизацию системы образования что способствовало постановке и решению следующих задач: Переход от унифицированного образования к вариативному; Переход от...
79522. Концепция школьной психологической службы Л.М. Фридмана 31.7 KB
  Фридмана цели школьной психологической службы должны соответствовать главной цели школы на современном этапе воспитание каждого ученика образованной культурной высоконравственной творчески активной и социально зрелой личностью. Поэтому главной целью школьной психологической службы является научное психологическое обеспечение учебновоспитательного процесса в школе т. Утверждается что главная функция психологической службы образования профессиональная забота о психологическом здоровье детей.
79523. Объединение Русских земель Москвы (14-первая половина 16 веков) 21.07 KB
  Объединение Руси начавшийся в XIV XV веках процесс объединения раздробленных русских земель вокруг нескольких новых политических центров приведший в конечном итоге к образованию централизованного Русского государства и его последующему возобладанию над внешними политическими конкурентами за земли Руси. Объединение Северовосточной Руси завершилось в правление Ивана III присоединение Новгорода 1478 Твери 1485 ликвидация формальной автономии Пскова 1510 и Рязани 1521. Он принял титул государя всея Руси...
79524. Начало эпохи великих географических открытий и первые колониальные захваты. Новое время как особая фаза всемирно исторического процесса 22.1 KB
  Новое время или новая история период в истории человечества находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Критерием определения нового времени его новизны по сравнению с предшествующей эпохой был с точки зрения гуманистов расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры то есть не социальноэкономический а духовнокультурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма развитием демонологии...
79525. Реформация и ее экономические, политические и социокультурные причины. Религиозные войны в Европе 21.7 KB
  С одной стороны католический мир который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского прекратил существование. С другой стороны национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений в основном в форме церковноприходских школ так и высших что...
79526. Государство и общество стран Западной Европы в 17 веке 21.34 KB
  Их концептуальным выражением и итогом стали теории естественного права и общественного договора основанные на рационализме. Теория естественного права явилась классическим воплощением нового мировоззрения. Теория естественного права основана на признании всех людей равными от природы и наделенными природой же естественными страстями стремлениями разумом. Законы природы определяют предписания естественного права которому должно соответствовать положительное позитивное волеустановленное право.