74857

Причитания как жанр обрядовой поэзии (ответ сделан по конспекту статьи Чистова «Русская причеть» + кое-что добавлено из учебника Ю. М. Соколова)

Доклад

Литература и библиотековедение

Следует рассматривать причитания в их связи с обрядами свадебными похоронными рекрутскимиибо как жанр они бытуют преимущественно в рамках обряда. В этих случаях причитания становились ритуально обязательными моментами обряда создавалась...

Русский

2015-01-05

101.52 KB

31 чел.

29. Причитания как жанр обрядовой поэзии

(ответ сделан по конспекту статьи Чистова «Русская причеть» + кое-что добавлено из учебника Ю. М. Соколова)

 Причитания (причеть, причёт, плач) –древний жанр фольклора, элегическая импровизация, создававшаяся крестьянами по различным поводам на различные темы. Возникали они преимущественно в связи с печальными событиями в народном быту.

 Объект изображения в причитаниитрагическое в жизни.

 Следует рассматривать причитания в их связи с обрядамисвадебными, похоронными, рекрутскими–ибо как жанр они бытуют преимущественно в рамках обряда.

 В зависимости от включения в тот или иной обряд принято различать 3 вида причитаний:

- свадебные

- рекрутские

- похоронные

Поводами для причитаний (исполнялись женщинами) служили:

- брак поневоле (у женщин)

- проводы в солдаты

- смерть близкого

Повторяемость этих событий в жизни деревни и возникновение на этой почве устойчивых и разработанных обрядов создавали относительную устойчивость и определённых (3-х) видов причитаний. В этих случаях причитания становились ритуально обязательными моментами обряда, создавалась традиция, оказавшая большое влияние на развитие всей причети в целом.

Причитания отвечали определённым потребностям народа и имели самостоятельную бытовую и эстетическую функцию, которая могла отличаться в зависимости от обряда.

Свадебная причеть

Свадебные плачи были призваны вызвать определённые чувства и эмоции в окружающих. 

Свадебные причётысоединение импровизации с традиционной поэтикой. Традиция требовала, чтобы с самого начала свадьбы (с момента сватовства до самого отъезда к венцу) невеста горько оплакивала свою девичью жизнь в родительском доме и всячески выражала своё недоброжелательство к жениху и к его родне. Если невеста до отъезда со свадебным поездом к венцу невеста будет мало плакать, то она как бы продемонстрирует перед людьми свою малую почтительность и малую любовь к семье. Однако после отъезда ни одна слезинка не должна скатиться с её глазновая родня будет в гневе. В этом можно усмотреть, таким образом, этическую функцию причитаний.

Основная тема причитанийплач о «вольной волюшке».

Последовательность плачей в ходе свадьбы

  1.  Плачи сговорныеисполнялись во время сватовства, после рукобитья (девушка просит родителей не сватать её.Если же согласие было данодевушка упрекала родителей в безжалостности, просила взять назад данное слово).
  2.  «Гостибные» плачизвучали во время прощальных объездов родных, после сватовства (жалобы и попрёки, просьба защитить от жениха). Замужние женщины в ответ на плач невесты плачут о горестях замужества, о том, как они расставались с «вольной волюшкой»
  3.  Плачи на «девичнике» - прощание с девичеством (диалог ведётся причитаниями)
  4.  «Баенные» плачи исполнялись во время мытья в бане, перед свадьбой. Основное их содержаниеиспрашивание благословения, упрёк в обмане (воду для мытья принесли из болота, которое топтал конь «чуженина»-женихапримерно такими были упрёки в обмане).
  5.  Собственно свадебные плачиобмен причитаниями между матерью, дочерью и е подружками при утреннем «бужении», при одевании невесты, при расплетании косы, при приближении жениха, при его появлении вместе с поезжанами в избе. Невеста просит воспрепятствовать свадьбе, призывает на помощь стихии, родных и подружек, оплакивает девичество, рассказывает свой последний сон, просит её простить.

Если девушка сильно плачет, её пытались успокоить, но старые женщины советовали её не унимать, так как существовала примета: «коли не наплачется за столом (на девичнике), то наплачется за столбом (в хлевув доме мужа. Отсюда можно заключить, что причитания выполняли и магическую функцию –как бы уберегали от горя в новой семье.

Похоронные причитания

Генетически причитания связаны именно с похоронным обрядом. Они.сопровождая похоронный и поминальный обряды, выполняли следующие функци:

  •  Обережную (особенно ярко это проявлялось  в древности)
  •  Задабривание покойника, почтение его 
  •  Обеспечение присутствия покойника в доме/вызвание этого присутствия

Противоречивость функций связана с двойственным отношением к покойникус одной стороны, его боялись (мертвец с древних времён считался злой, вредящей силой), с другой стороныпочитали, стремились сделать так, чтобы он помогал семье (очевидно, покойник отождествлялся не только со злом, но также и с некогда жившим человеком).

Как и свадебные причитания, похоронные представляют собой сочетание свободной импровизации и традиционной поэтики.

Первоначально причитания, как любое слово в обрядовом синкретизме, были пояснениями синкретического действия. Необходима была строгая последовательность тематики причётов, а также определённая последовательность исполнения причитаний родственницами (за многие столетия жанр причитаний стал женским).

Последовательность плачей во время похоронного обряда:

  1.  Плач-вопрошение (почему умерший покинул семью, просьба открыть глаза, простить обиды, встать). Звучал сразу после констатации факта смерти
  2.  Плач-оповещение - горестный рассказ о том, как наступила смерть. Звучит, когда приходят соседи или родные, узнавшие о смерти.
  3.  Плач при вносе гроба (особенностиблагодарность тем, кто делал гроб, сравнение гроба с избой, в которой нет окон, дверей, постели, стола)
  4.  Плач при выносе гроба.(вопросы: «Куда ты отправляешься, «На кого ты нас покидаешь).С особенной силой звучит рассказ о горестном положении оставшихся в живых, о подстерегающих их несчастьях.
  5.  Плач по дороге на кладбище. (повтор некоторых мотивов плача-оповещения и плача при выносе)
  6.  Плач при опускании гроба в могилу и надмогильнаяпричеть(звучат обещания навещать могилу, просьбы приходить в гости, вопрошениякогда и с какой стороны ждать покойного в гости).
  7.  Причеть при возвращении с кладбища (мнимые поиски умершего в избе, вопрошения: кто станет рубить этим топором и т. п. Отсюда следует переход к предсказанию бед семье, потерявшей кормильца)
  8.  Поминальнаяпричеть - ряд плачей, связанных с посещением могилы в ритуальные дни или с потребностью выразить воспоминания, рассказать умершему о пережитых трудностях. Часто присутствуют «заклинания стихий», которые должны оживить покойного, звучат приглашения покойного в гости.

Рекрутские причитания

Рекрутские плачи тоже составляют цикл, перекликающийся со свадебным и с похоронным циклами. Однако, будучи более поздним, рекрутский обряд не имел столь разработанного и единого для большинства русских областей ритуала.

Ю. М. Соколов: «Они бесспорно связаныс достаточно древней традицией причитаний при проводах на войну. Ведь проводы на войну в старину были почти что проводами на смерть».

Появление рекрутских причитаний как таковых связано со введением Петром I рекрутчины и установления долгосрочной солдатской службы. Постоянная опасность быть угнанным на войну, условия тяжёлой солдатской службы, на 25 лет отрывавшей человека от семьи, создавали при проводах настроение, близкое к похоронному.

Рекрутские плачи сопровождали определённый обряд прощания новобранца со своей роднёй и соседями. 

Основные моменты так называемого рекрутского обряда:

  1.  Извещение о рекрутском наборе и жеребьёвке
  2.  Прощание рекрута с родными. Собственно, здесь и начинается обряд. Парень-рекрут ходил по середине избы и поочерёдно прощался с отцом, матерью, братьями, сёстрами и другими родственниками, при этом приглашённая или добровольно вызвавшаяся вопленица от его имени и от имени его родных исполняла соответствующие причеты.

  1.  Рассказ о сне в последнюю ночь
  2.  Прощание с домом и семьёй
  3.  Проводы рекрута на сборный пункт и в воинскую часть

Всё это сопровождалось причитаниями матерей, жён, сестёр, тёток

Подобные обряд совершались и при проводах солдат, приходивших на побывку домой и снова возвращавшихся на службу.

Рекрутские плачи осмысляли семейное несчастье как прямое проявление социального и государственного гнёта.

Особенности причитания как жанра

Отличительноекачествотрагизм, большая эмоциональная напряжённость.
По объёмутексты от кратких прозаических восклицаний лаконических лирических наигрышей до развёрнутых сюжетных плачей-поэмПлач о холостом рекруте» И. Федосовой)

Наиболее распространённый стихтрехударный (либо двухударный) с постоянным положением первого и последнего ударения (анапестическая анафора и дактилическая клаузула), относительно свободным расположением ударных и безударных слогов между ними. Общее число слоговот 7-9 до 11-13.

Исполнялись речитативом, с ярко выраженным декламационным началом (широкое развитие мелодической стороны отсутствовало).

Синтаксис тяготеет к вопросительным и восклицательным интонациям. Характерен приём повторения, наигрывания, нагнетания синтаксически, интонационно и семантически сходных конструкций.

Эмоциональное усиление достигается:

- изобильным употреблением уменшительных/увеличительных суффиксов существительных, прилагательных, наречийпотихошеньку»), местоименийтебеюшки»)

- употреблением приставок, усиливающих корневое значение словаиспромолвить»), наличие особых отглагольных существительных и прилагательныхгульба», «спорыданье», «упьянсливый»)

- наличием эпитетов. Эпитет в причети направлен на выявление ряда признаков явлений или предметов, служит той же задаче эмоционального сосредоточения, поэтому у существительных может быть одновременно 2-4 определениятайны милы советны дружны подружки)

- употреблением составных прилагательныххитромудрый») и наречийстрашно-ужасный»)

- сочетаниями типа «умершаямогилушка», «место погибшее»

Региональные особенности причитаний

Различные местные традиции объединяются в несколько групп:

  •  Северная (севернорусская). Причитания отличаются большей эпичностью, а потому имеют некоторое сходство с былиной, исторической песней, балладой. Преобладает символика растительная, астральная (солнце, луна, звёзды), отчастисимволика птиц. По форме исполненияболее напевные причитания
  •  Сибирская, как и южнорусская, по форме бликзи к лирическим песням. Символика сибирских причитанийптицы, символика «домашности» (покойникопора семьисравнивается со стеной, перилами и другими частями дома)
    По форме исполнения на юге причитания больше представляют собой восклицания, нежели напев

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81650. Осінні мотиви в поезії Ліни Костенко 52 KB
  Обладнання: таблиці Шульте картки для читання карткилисточки зі словами робочий зошит зоровий диктант Хід уроку І. Читання віршів напамять. Учитель виразно у повільному темпі читає текст а потім запитує: Чи сподобався вам вірш Який настрій у вас після його слухання Підготовка до читання тексту.
81651. В.Нестайко «Жевжик» 72.5 KB
  Всеволод Зіновійович Нестайко народився на Житомирщині. Тож все своє свідоме життя Всеволод Нестайко прожив у Києві. Нестайка була вчителькою Коли Всеволод Нестайко був маленьким хлопчиком він страшенно хотів швидше вирости і стати великим та дорослим.
81652. «Коли тобі сутужно – прийде на поміч дружба А. Костецький «Буває все...», «Краще — з друзями разом!», «Словник Славка» 58.5 KB
  Удосконалювати вміння виразно читати вірші визначати головну думку прочитаного; розвивати мовлення учнів уміння аналізувати віршовані твори виділяти головне висловлювати оцінні судження збагачувати словниковий запас; виховувати почуття товариськості.
81653. Поетичні картини ранньої і пізньої осені в творах Ліни Костенко 37.5 KB
  Книга природи – наймудріша книга. Спілкування з природою дає нам радість. Природа – це джерело краси, яка не може залишити байдужою навіть найнезворушливішу людину. Не випадково багато видатних мислителів і письменників, художників і поетів, зодчих і композиторів прагнули втілити у своїх творах нетлінну красу природи.
81654. Ми тебе не забули, Тарасе! 871 KB
  Шевченка виставка книг Шевченка виставка літератури про Шевченка Імя освячене любовю портфоліо Життєвий шлях плакат літопис долі Кобзаря газета Шевченко художник репродукції картин квітка памяті Вінок Заповітів Шевченка кросворд плакат Шануємо Кобзаря карта Шевченківських місць в Україні дитячі малюнки до пейзажної лірики.
81655. Краса мрій про майбутнє і нове 83 KB
  У гірській країні на схилі великої і старої гори знайшов прихисток маленький Горбик. А маленький Горбок мріяв про казки чарівні далекІ країни і чудеса які йому ніяк не вдавалося побачити самому. З усіх боків його оточували високі гори і тому Горбок міг мріючи дивитися тільки вгору на безмежно таємниче і загадкове зоряне небо.
81656. Перенос слова 36.5 KB
  Задачи: Образовательная: на основе занимательной литературы развивать умение переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил; Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать; развивать наблюдательность, внимание, память, активность, грамотную речь учащихся;
81657. Людина починається з добра! Урок-спектакль за творами В.О. Сухомлинського 74 KB
  Мета: Продовжувати знайомство учнів з творами В.О. Сухомлинського; формувати у дітей уявлення про те, що добра, чуйна людина завжди допомагає іншим, поважає, піклується про стареньких, добре ставиться до рідних і друзів; навчати учнів оцінювати вчинки головних героїв оповідань, наслідувати їх позитивні риси, прагнути до самовдосконалення...
81658. Цвіркун та праця 52 KB
  Обладнання: малюнок цвіркуна мурашки торбинка запитань словникові слова картинки з написом Обвинувачі Захисники карта світу. За що боровся сірійський народ Що цікавого можна розповісти про про автора Які бувають цвіркуни Прочитайте рядки про весняне пробудження цвіркуна Знайдемо рядки осуду цвіркуна мурашиним родом.