74857

Причитания как жанр обрядовой поэзии (ответ сделан по конспекту статьи Чистова «Русская причеть» + кое-что добавлено из учебника Ю. М. Соколова)

Доклад

Литература и библиотековедение

Следует рассматривать причитания в их связи с обрядами свадебными похоронными рекрутскимиибо как жанр они бытуют преимущественно в рамках обряда. В этих случаях причитания становились ритуально обязательными моментами обряда создавалась...

Русский

2015-01-05

101.52 KB

26 чел.

29. Причитания как жанр обрядовой поэзии

(ответ сделан по конспекту статьи Чистова «Русская причеть» + кое-что добавлено из учебника Ю. М. Соколова)

 Причитания (причеть, причёт, плач) –древний жанр фольклора, элегическая импровизация, создававшаяся крестьянами по различным поводам на различные темы. Возникали они преимущественно в связи с печальными событиями в народном быту.

 Объект изображения в причитаниитрагическое в жизни.

 Следует рассматривать причитания в их связи с обрядамисвадебными, похоронными, рекрутскими–ибо как жанр они бытуют преимущественно в рамках обряда.

 В зависимости от включения в тот или иной обряд принято различать 3 вида причитаний:

- свадебные

- рекрутские

- похоронные

Поводами для причитаний (исполнялись женщинами) служили:

- брак поневоле (у женщин)

- проводы в солдаты

- смерть близкого

Повторяемость этих событий в жизни деревни и возникновение на этой почве устойчивых и разработанных обрядов создавали относительную устойчивость и определённых (3-х) видов причитаний. В этих случаях причитания становились ритуально обязательными моментами обряда, создавалась традиция, оказавшая большое влияние на развитие всей причети в целом.

Причитания отвечали определённым потребностям народа и имели самостоятельную бытовую и эстетическую функцию, которая могла отличаться в зависимости от обряда.

Свадебная причеть

Свадебные плачи были призваны вызвать определённые чувства и эмоции в окружающих. 

Свадебные причётысоединение импровизации с традиционной поэтикой. Традиция требовала, чтобы с самого начала свадьбы (с момента сватовства до самого отъезда к венцу) невеста горько оплакивала свою девичью жизнь в родительском доме и всячески выражала своё недоброжелательство к жениху и к его родне. Если невеста до отъезда со свадебным поездом к венцу невеста будет мало плакать, то она как бы продемонстрирует перед людьми свою малую почтительность и малую любовь к семье. Однако после отъезда ни одна слезинка не должна скатиться с её глазновая родня будет в гневе. В этом можно усмотреть, таким образом, этическую функцию причитаний.

Основная тема причитанийплач о «вольной волюшке».

Последовательность плачей в ходе свадьбы

  1.  Плачи сговорныеисполнялись во время сватовства, после рукобитья (девушка просит родителей не сватать её.Если же согласие было данодевушка упрекала родителей в безжалостности, просила взять назад данное слово).
  2.  «Гостибные» плачизвучали во время прощальных объездов родных, после сватовства (жалобы и попрёки, просьба защитить от жениха). Замужние женщины в ответ на плач невесты плачут о горестях замужества, о том, как они расставались с «вольной волюшкой»
  3.  Плачи на «девичнике» - прощание с девичеством (диалог ведётся причитаниями)
  4.  «Баенные» плачи исполнялись во время мытья в бане, перед свадьбой. Основное их содержаниеиспрашивание благословения, упрёк в обмане (воду для мытья принесли из болота, которое топтал конь «чуженина»-женихапримерно такими были упрёки в обмане).
  5.  Собственно свадебные плачиобмен причитаниями между матерью, дочерью и е подружками при утреннем «бужении», при одевании невесты, при расплетании косы, при приближении жениха, при его появлении вместе с поезжанами в избе. Невеста просит воспрепятствовать свадьбе, призывает на помощь стихии, родных и подружек, оплакивает девичество, рассказывает свой последний сон, просит её простить.

Если девушка сильно плачет, её пытались успокоить, но старые женщины советовали её не унимать, так как существовала примета: «коли не наплачется за столом (на девичнике), то наплачется за столбом (в хлевув доме мужа. Отсюда можно заключить, что причитания выполняли и магическую функцию –как бы уберегали от горя в новой семье.

Похоронные причитания

Генетически причитания связаны именно с похоронным обрядом. Они.сопровождая похоронный и поминальный обряды, выполняли следующие функци:

  •  Обережную (особенно ярко это проявлялось  в древности)
  •  Задабривание покойника, почтение его 
  •  Обеспечение присутствия покойника в доме/вызвание этого присутствия

Противоречивость функций связана с двойственным отношением к покойникус одной стороны, его боялись (мертвец с древних времён считался злой, вредящей силой), с другой стороныпочитали, стремились сделать так, чтобы он помогал семье (очевидно, покойник отождествлялся не только со злом, но также и с некогда жившим человеком).

Как и свадебные причитания, похоронные представляют собой сочетание свободной импровизации и традиционной поэтики.

Первоначально причитания, как любое слово в обрядовом синкретизме, были пояснениями синкретического действия. Необходима была строгая последовательность тематики причётов, а также определённая последовательность исполнения причитаний родственницами (за многие столетия жанр причитаний стал женским).

Последовательность плачей во время похоронного обряда:

  1.  Плач-вопрошение (почему умерший покинул семью, просьба открыть глаза, простить обиды, встать). Звучал сразу после констатации факта смерти
  2.  Плач-оповещение - горестный рассказ о том, как наступила смерть. Звучит, когда приходят соседи или родные, узнавшие о смерти.
  3.  Плач при вносе гроба (особенностиблагодарность тем, кто делал гроб, сравнение гроба с избой, в которой нет окон, дверей, постели, стола)
  4.  Плач при выносе гроба.(вопросы: «Куда ты отправляешься, «На кого ты нас покидаешь).С особенной силой звучит рассказ о горестном положении оставшихся в живых, о подстерегающих их несчастьях.
  5.  Плач по дороге на кладбище. (повтор некоторых мотивов плача-оповещения и плача при выносе)
  6.  Плач при опускании гроба в могилу и надмогильнаяпричеть(звучат обещания навещать могилу, просьбы приходить в гости, вопрошениякогда и с какой стороны ждать покойного в гости).
  7.  Причеть при возвращении с кладбища (мнимые поиски умершего в избе, вопрошения: кто станет рубить этим топором и т. п. Отсюда следует переход к предсказанию бед семье, потерявшей кормильца)
  8.  Поминальнаяпричеть - ряд плачей, связанных с посещением могилы в ритуальные дни или с потребностью выразить воспоминания, рассказать умершему о пережитых трудностях. Часто присутствуют «заклинания стихий», которые должны оживить покойного, звучат приглашения покойного в гости.

Рекрутские причитания

Рекрутские плачи тоже составляют цикл, перекликающийся со свадебным и с похоронным циклами. Однако, будучи более поздним, рекрутский обряд не имел столь разработанного и единого для большинства русских областей ритуала.

Ю. М. Соколов: «Они бесспорно связаныс достаточно древней традицией причитаний при проводах на войну. Ведь проводы на войну в старину были почти что проводами на смерть».

Появление рекрутских причитаний как таковых связано со введением Петром I рекрутчины и установления долгосрочной солдатской службы. Постоянная опасность быть угнанным на войну, условия тяжёлой солдатской службы, на 25 лет отрывавшей человека от семьи, создавали при проводах настроение, близкое к похоронному.

Рекрутские плачи сопровождали определённый обряд прощания новобранца со своей роднёй и соседями. 

Основные моменты так называемого рекрутского обряда:

  1.  Извещение о рекрутском наборе и жеребьёвке
  2.  Прощание рекрута с родными. Собственно, здесь и начинается обряд. Парень-рекрут ходил по середине избы и поочерёдно прощался с отцом, матерью, братьями, сёстрами и другими родственниками, при этом приглашённая или добровольно вызвавшаяся вопленица от его имени и от имени его родных исполняла соответствующие причеты.

  1.  Рассказ о сне в последнюю ночь
  2.  Прощание с домом и семьёй
  3.  Проводы рекрута на сборный пункт и в воинскую часть

Всё это сопровождалось причитаниями матерей, жён, сестёр, тёток

Подобные обряд совершались и при проводах солдат, приходивших на побывку домой и снова возвращавшихся на службу.

Рекрутские плачи осмысляли семейное несчастье как прямое проявление социального и государственного гнёта.

Особенности причитания как жанра

Отличительноекачествотрагизм, большая эмоциональная напряжённость.
По объёмутексты от кратких прозаических восклицаний лаконических лирических наигрышей до развёрнутых сюжетных плачей-поэмПлач о холостом рекруте» И. Федосовой)

Наиболее распространённый стихтрехударный (либо двухударный) с постоянным положением первого и последнего ударения (анапестическая анафора и дактилическая клаузула), относительно свободным расположением ударных и безударных слогов между ними. Общее число слоговот 7-9 до 11-13.

Исполнялись речитативом, с ярко выраженным декламационным началом (широкое развитие мелодической стороны отсутствовало).

Синтаксис тяготеет к вопросительным и восклицательным интонациям. Характерен приём повторения, наигрывания, нагнетания синтаксически, интонационно и семантически сходных конструкций.

Эмоциональное усиление достигается:

- изобильным употреблением уменшительных/увеличительных суффиксов существительных, прилагательных, наречийпотихошеньку»), местоименийтебеюшки»)

- употреблением приставок, усиливающих корневое значение словаиспромолвить»), наличие особых отглагольных существительных и прилагательныхгульба», «спорыданье», «упьянсливый»)

- наличием эпитетов. Эпитет в причети направлен на выявление ряда признаков явлений или предметов, служит той же задаче эмоционального сосредоточения, поэтому у существительных может быть одновременно 2-4 определениятайны милы советны дружны подружки)

- употреблением составных прилагательныххитромудрый») и наречийстрашно-ужасный»)

- сочетаниями типа «умершаямогилушка», «место погибшее»

Региональные особенности причитаний

Различные местные традиции объединяются в несколько групп:

  •  Северная (севернорусская). Причитания отличаются большей эпичностью, а потому имеют некоторое сходство с былиной, исторической песней, балладой. Преобладает символика растительная, астральная (солнце, луна, звёзды), отчастисимволика птиц. По форме исполненияболее напевные причитания
  •  Сибирская, как и южнорусская, по форме бликзи к лирическим песням. Символика сибирских причитанийптицы, символика «домашности» (покойникопора семьисравнивается со стеной, перилами и другими частями дома)
    По форме исполнения на юге причитания больше представляют собой восклицания, нежели напев

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1410. Взаимодействие языков и культур в переводческом пространстве: Гештальт-синергетический подход 23.71 MB
  Методологические основы гештальт-синергетического исследования взаимодействия языков и культур. Теоретические основы исследования переводческого пространства. Гипотеза о формировании и динамическом развитии переводческого пространства.
1411. Перспективы поисков неструктурных ловушек углеводородов в отложениях Девона Юга Оренбургской области 21.07 MB
  История развития поисково-разведочных работ. Палеографические особенности формирования девонских отложений. Коллекторские свойства пород юга Оренбургской области. Типы неантиклинальных ловушек в девонских отложениях и условия их формирования Перспективы поисков ловушек неструктурного типа в отложениях девона и связанных с ними залежей углеводородов.
1412. Лекции по квантовой механике 20.18 MB
  Аналогия между оптикой и механикой, уравнение Шредингера, простейшие одномерные задачи, собственные функции собственные значения, унитарные матрицы и преобразования, зависимость наблюдаемых от времени.
1413. Анализ развития потребительского кредита 89.25 KB
  Банковский кредит, требования, которые предъявляются к его оформлению, обладают определенными особенностями, отличными от иных видов кредита. Прежде всего, следует отметить, что кредитные отношения банка с клиентом строятся на принципах срочности, возвратности, платности и обеспеченности кредита и оформляются договором
1414. Опыт Постоянной референтной группы по вопросам ЛГБТ-сообщества и МСМ-сервисных проектов в Украине: координация усилий и экспертиза в сфере борьбы с эпидемией ВИЧ среди МСМ 76.74 KB
  Основное содержание деятельности Группы — разработка согласованных рекомендаций по координации усилий, направленных на борьбу с ВИЧ/СПИД среди МСМ, проведение независимой экспертной оценки МСМ-проектов в Украине.
1415. Сахаров. Ми от рода Русского... Рождение русской дипломатии 78.9 KB
  Истоки возникновения древнерусской дипломатии. Исключительное значение Руси в истории восточных славян. Зарождение и становление дипломатической службы на Руси.
1416. Автоматическая установка пожарной сигнализации 90.81 KB
  Необходимость применения систем автоматической противопожарной защиты. Монтаж оборудования и электропроводок. Защитное заземление, зануление. Основные положения по эксплуатации установки.
1417. Мовна картина світу у контексті міжкультурної комунікації 390 KB
  Аналіз структури мовної картини світу з позицій сучасного мовознавства. Аналіз безеквівалентної лексики як свідчення своєрідності мовних картин світу. Лінгво-культурологічний аналіз використання у слов’янських пареміях паралінгвістичного засобу мовчання. Вияв паралінгвістичних аспектів мовної картини світу у функціонуванні окремих слів у слов'янських прислів'ях і приказках.
1418. Организация систем диагностирования на транспорте 116.39 KB
  Предложен алгоритм разработки системы диагностирования на транспорте. Представлены основные проблемные вопросы реализации этапов систем диагностирования.