74859

Народная свадебная поэзия (состав и отношение к обрядам)

Доклад

Литература и библиотековедение

Свадебный приговор ритуальная речь участников свадьбы; основные носители сторона жениха; смеховая стилистика Свадебные лирические песни исполняют девушки или женщины хор поигрицы; взгляд на свадьбу со стороны; сюжетность; повествование от 3 л. Свадебные величальные песни исполняют девушки или женщины поигрицы в составе ритуала опевания; хвалебный характер; идеальный мир Свадебные корильные песни исполняют...

Русский

2015-01-05

74.95 KB

4 чел.

31 Народная свадебная поэзия (состав и отношение к обрядам)

Состав свадебной поэзии:

  1.  Причитание

(исполняет невеста или от ее имени женщина; изложение от 1 л. ед. ч.; точка зрения невесты на свадебные события; взгляд на свадьбу как на трагедию; сторона жениха изображается как чужая)

  1.  Свадебный приговор

(ритуальная речь участников свадьбы; основные носителисторона жениха; «смеховая» стилистика)

  1.  Свадебные лирические песни

(исполняют девушки или женщины (хор) –поигрицы; взгляд на свадьбу со стороны; сюжетность; повествование от 3 л. мн. ч.)

  1.  Свадебные величальные песни

(исполняют девушки или женщиныпоигрицыв составе ритуала опевания; хвалебный характер; идеальный мир)

  1.  Свадебные корильные песни

(исполняют девушки или женщиныпоигрицыв составе ритуала опевания; ругательный характер; пародия на величание; опрокинутый, смеховой мир)

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  ЖАНРОВ  СВАДЕБНОГО  ФОЛЬКЛОРА

ПО  ХОДУ  ОБРЯДА

Сватовство Смотры РукобитьеШитникБаняДевичник День свадьбы Второй деньОтводины

==============================================|=======================

FM

свадьба как трагедия                                         свадьба как веселье

                              (точка зрения невесты)                                        (точка зрения жениха)

причитания,       лирические песни                                                    приговоры

величальные песни

корильные песни

Отношение свадебной поэзии к свадебному обряду

Свадебные причитания.Традиция требовала, чтобы с самого начала свадьбы (с момента сватовства до самого отъезда к венцу) невеста горько оплакивала свою девичью жизнь в родительском доме и всячески выражала своё недоброжелательство к жениху и к его родне (впрочем, если невеста не умела причитать, нанимали вопленицу). Если невеста до отъезда со свадебным поездом к венцу невеста будет мало плакать, то она как бы продемонстрирует перед людьми свою малую почтительность и малую любовь к семье. Однако после отъезда ни одна слезинка не должна скатиться с её глазновая родня будет в гневе. В этом можно усмотреть, таким образом, этическую функцию причитаний.

Основная тема причитанийплач о «вольной волюшке». 

Последовательность плачей в ходе свадьбы

  1.  Плачи сговорныеисполнялись во время сватовства, после рукобитья (девушка просит родителей не сватать её.Если же согласие было данодевушка упрекала родителей в безжалостности, просила взять назад данное слово).
  2.  «Гостибные» плачи звучали во время прощальных объездов родных, после сватовства (жалобы и попрёки, просьба защитить от жениха). Замужние женщины в ответ на плач невесты плачут о горестях замужества, о том, как они расставались с «вольной волюшкой».
    Выражение нежелания выходить замуж, представление жизни в новой семье в чёрных тонах необходимы, чтобы хранители дома (домовой, духи предков) не разгневались на невесту и на её родственников.
  3.  Плачи на «девичнике» - прощание с девичеством (диалог ведётся причитаниями)
  4.  «Баенные» плачи исполнялись во время мытья в бане, перед свадьбой. Основное их содержаниеиспрашивание благословения, упрёк в обмане (воду для мытья принесли из болота, которое топтал конь «чуженина»-женихапримерно такими были упрёки в обмане).
  5.  Собственно свадебные плачиобмен причитаниями между матерью, дочерью и е ёподружками при утреннем «бужении», при одевании невесты, при расплетании косы, при приближении жениха, при его появлении вместе с поезжанами в избе. Утром девушка могла рассказать подругам о нехорошем сне (к нейподкралась «проклятая баба жисть»)Невеста просит воспрепятствовать свадьбе, призывает на помощь стихии, родных и подружек, оплакивает девичество, рассказывает свой последний сон, просит её простить.

Если девушка сильно плачет, её пытались успокоить, но старые женщины советовали её не унимать, так как существовала примета: «коли не наплачется за столом (на девичнике), то наплачется за столбом (в хлевув доме мужа. Отсюда можно заключить, что причитания выполняли и магическую функцию –как бы уберегали от горя в новой семье.

Свадебный приговор и песни. Играли роль до самого свадебного обряда. Как только появлялись гости в доме невесты (сваты), начинали петь. Песня с фразой «заломили крылышко» отмечает начало сватовства.Подруги невесты пели лирические и ритуальные песни во время сватовства. Сюда же можно отнести так называемые сговорные песни (изображали переход от свободного состояния «девичества» и «молодчества» к положению жениха и невесты). Все жанры, относящиеся к сватовству, отличаются поэтической иносказательностью.

Свадебные лирические песни. Эти песнисвоеобразное художественное олицетворение перемещение (поскольку свадьба представляет собой обряд перехода).Рисуют, в противоположность причитаниям, картину праздничной и радостной свадьбы (взгляд со стороны). 

Можно говорит о свадебных хороводных песнях. Ритуальные пляски, хороводы, «кружки» издавна считались обязательными на свадьбе. Они исполнялись на свадебных гуляниях в кругу и в процессиях, предназначались для создания при их исполнении подвижного пространства. В песнях подчёркивалась готовность персонажей к действиям (в частности, жениха и невесты). Эти песни являются переходным звеном между обрядовыми песнями и величаниями.

Свадебные величальные песни.Уходя корнями в глубокую древность, величания выполняли магическую функцию. В системе свадебной обрядности она была направление на здоровье, красивое, сильное потомство и благополучие семейной жизни (величание изображало желаемое как бы уже существующим с целью приближения и воплощения его в бытовой жизниотсюда обилие гипербол, украшающих эпитетов и др.). В результате утраты мифологических представлений приобрели поздравительно-игровой характер благопожеланий новобрачным и всем участникам свадьбы. В свадебных ритуалах величания.кроме того, удостоверяют статус каждого из действующих лиц и чинов. Помимо магической и развлекательно-утилитарной функций эти песни имели утилитарно-практическое значение (исполнители требовали вознаграждения).

Корильные песни можно назвать «величаниями наоборот». Они, как и величания, связаны с архаичной традицией (поношение, смех, вызываемый им, выполняли магическую функцию, либо же корильные песни пользовались элементами иносказания, что тоже призвано было защититьпредположение моё). Со временем магическая функция уступила место игровой, их комический характер лишился мифологическойпревоосновы, и приобрёл характер бытового комизма. Часто бывало, что корильные песни исполняли либо до того, как исполнителей вознаграждали чем-либо (и тогда начинались исполнения величальных песен), либо они исполнялись после отказа одарить исполнителей за величальные песни. 

Свадебные корильные и величальные песни образовывали единый ритуал. Исполнялись они в ходе самой свадьбы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39325. ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАПОВЕДНИК 48.5 KB
  На прилегающей к Чернобыльской АЭС территории трех наиболее пострадавших районов Брагинского Наровлянского и Хойникского с сентября 1988 года начал функционировать Полесский государственный экологический заповедник переименованный через год в Полесский государственный радиационноэкологический заповедник ПГРЭЗ. На территории заповедника находятся 96 бывших населенных пунктов в которых в доаварийный период проживало 22 тысячи человек. Изза загрязнения долгоживущими трансурановыми радионуклидами большая часть территории Полесского ГРЭЗ не...
39326. ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ 41 KB
  Старинные парки охраняются как памятники садовопаркового искусства и имеют культурную историческую эстетическую дендрологическую ценность. Сегодня эти парки привлекают людей красотой свежестью воздуха тишиной. стали создаваться парки регулярного стиля строгой геометрической планировки.
39327. Token ring и FDDI 19.38 KB
  Поэтому при образовании общего кольца из двух колец передатчики станций попрежнему остаются подключенными к приемникам соседних станций что позволяет правильно передавать и принимать информацию соседними станциями. В FDDI достигается битовая скорость 100 Мб с Процедура инициализации FDDI несколько отличается от инициализации Token Ring: Для выполнения процедуры инициализации каждая станция сети должна знать о своих требованиях к максимальному времени оборота токена по кольцу. Параметр TTRT отражает степень потребности станции в пропускной...
39328. Проектирование цифровой системы передачи 177.64 KB
  В состав аппаратуры ИКМ120у входят: оборудование вторичного временного группообразования ВВГ оконечное оборудование линейного тракта ОЛТ необслуживаемые регенерационные пункты НРП обслуживаемые регенерационные пункты ОРП. Сформированный в оборудовании ВВГ цифровой сигнал в коде МЧПИ или ЧПИ HDB3 или AMI поступает в ОЛТ которое осуществляет согласование выхода оборудования ВВГ с линейным трактом дистанционное питание НРП телеконтроль и сигнализацию о состоянии оборудования линейного тракта служебную связь между оконечным...
39329. Проблемы безопасности в беспроводных сетях 38.86 KB
  11b g активно используется на бытовом уровне публичные беспроводные сети функционируют во множестве мест начиная от ресторанов и заканчивая залами ожидания аэропортов и гостиницами. В чем состоит отличие проводной сети от беспроводной В общем случае проводная сеть при условии идеальной и бесспорной порядочности ее пользователей может быть атакована лишь из Интернета если подключена к Сети. А это уже немаловажно подобные действия способны не только принести удовлетворение от созерцания беспроводной сети но и найти пути чтобы в нее...
39330. Проблемы безопасности беспроводных сетей 202.92 KB
  Вот и сегодня по мере утверждения стандартов на беспроводные сети снижения цен на оборудование для них и увеличения их пропускной способности все большее число менеджеров ИТ не в силах устоять перед искушением внедрить беспроводные ЛВС в своей компании.11b и предусмотрен ряд мер позволяющих надежно защитить небольшие беспроводные сети вопрос о том будут ли эффективны эти меры в средах с десятками точек доступа и сотнями пользователей все еще остается открытым. Это предоставление доступа к беспроводной сети только зарегистрированным...
39331. АНАЛИЗ ЛИНЕЙНОЙ АКТИВНОЙ ЦЕПИ 251.5 KB
  На основе анализа графиков трёх выходных сигналов сделать вывод о виде цепи (пропорционально - дифференцирующая или пропорционально - интегрирующая). Выделить случай, в котором операция, выполняемая цепью, наиболее близка к идеальному варианту преобразования входного сигнала.
39332. Анализ линейной стационарной цепи 235.5 KB
  Доросинский АНАЛИЗ ЛИНЕЙНОЙ СТАЦИОНАРНОЙ ЦЕПИ: Методические указания к курсовой работе по дисциплине Основы теории радиотехнических сигналов и цепей Т. АНАЛИЗ ЛИНЕЙНОЙ СТАЦИОНАРНОЙ ЦЕПИ Составитель Лысенко Тамара Михайловна Редактор Н. При этом особое внимание уделяется сущности процессов в цепи и фундаментальным понятиям важным для изучения любых линейных систем.
39333. АНАЛИЗ ЛИНЕЙНОЙ СТАЦИОНАРНОЙ ЦЕПИ 1.85 MB
  Найти операторный коэффициент передачи цепи по напряжению и записать его в виде отношения двух полиномов Составить таблицу значений коэффициентов полиномов для двух значений