74860

Фольклорная гипербола как поэтический приём

Доклад

Литература и библиотековедение

В зависимости от специфики жанра гипербола преувеличивая что-либо выполняет разные функции. жанры календарного обрядового фольклора величальные корильные песни заклинательные песни гипербола тоже выполняет магическую функцию. В подобной функции гипербола выступает и в жатвенных песнях где заклинается богатый урожай: В поле копами копнами На гумне стогами.

Русский

2015-01-05

81.63 KB

4 чел.

red54;;32 Фольклорная гипербола как поэтический приём

Гиперболастилистическая фигура, состоящая в явно-преувеличенном выражении мысли. 

В зависимости от специфики жанра гипербола, преувеличивая что-либо, выполняет разные функции.

В жанрах магического характера (таких как колядки/виноградья/овсени, жатвенные песни и др. жанры календарного обрядового фольклора, величальные/корильные песни, заклинательные песни)  гипербола тоже выполняет магическую функцию. Преувеличения создаются для того, чтобы быть воплощёнными в жизнь. Примером могут служить величальные песни и колядки/виноградья/овсени (преувеличивая положительные качества воспеваемого, а также его богатства, поющие как бы произносят заклинание на здоровье, богатство, счастье). В подобной функции гипербола выступает и в жатвенных песнях, где заклинается богатый урожай:

В поле копами <копнами>, 

На гумне стогами!.. 

В клети закромами!.. 

В печи пирогами!

 Гипербола может выполнять и собственнохудожественную функцию, наполняя произведение определённым эмоциональным содержанием или служа основным средством создания образа. Это можно наблюдать в эпических жанрах (баллады, былины, духовные стихи), в лирических песнях, в жанрах сказочной и несказочной прозы (сказки, былички, бывальщины, легенды), в паремиях, частушках, анекдотах, жанрах детского фольклора. 

В былинах гиперболаосновное средство создания образов.С помощью гипербол передавали чудовищный облик врага, показываяего отвратительно безобразным (гипербола, описывая огромные размеры  – «нос-от на роже он с локоть был» - передаёт насмешливое отношение исполнителя к неприятелю). В изображении русских богатырей гиперболы особенно значительны и многочисленны. Они идеализировали богатырей.Гиперболы изображали тяжесть богатырского оружия (У Ильи Муромца лук в двенадцать пуд), преувеличивают количество выпитого напитка (на пиру у князя Владимира выпивают чарочку в полтора ведра, и не одну), описывают необычайную скорость богатырской поездки на конеТолько видели удала, как в стремена вступил,а не видели поездки богатырские»). Всё это помогало не только создать образ могучего воина, но и выражало восхищение, любовь исполнителей к былинным героям.Гиперболами рисовалось несметное вражеское войско, которое побеждает русский богатырь, что с одной стороны также указывало на мощь богатыря,а с другойпридавало значимости совершившемуся бою.Гиперболы, подчеркивавшие необычайную продолжительность битвы, играли ту же роль(А еще борются ребятушки двоисуточки,А и борются ребятушки трои суточкиНекоторой один друга не переборет).

В сказках (по преимуществу волшебных) гиперболы используются для описания волшебных предметов и явлений (сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»: за ночь помощники Василисы успеают построить церковь из воска). Схожую функцию (изображение фантастических, сверхъестественных явлений) гипербола имеет и в быличках (рассказывая об умирающей знакомой колдунье, говорят, что«она очень тяжело умирала: вся сгнила, даже кости, а она всё жила»)

В балладах гипербола редко и имеет чисто выразительную функцию. Она создается при помощи метафоры или сравнения:

Она плакала, как река лилась,
Слезы катятся, как ручьи текут

Чувство гнева гиперболизируется иначе:

Топнет ворота правой ноженькой
Улетели те ворота середи двора

При помощи гиперболы раскрываются страдания жертвы:

В первы сноха воскричала
Мать-сыра земля простонала

В легендах и духовных стихах гипербола направлена на то, чтобы возвеличить подвиг героя во имя веры или подчеркнуть святость, величие святого, изобразить чудо (в духовном стихе о Егории Храбром героя не берут никакие пытки, все орудия обламываютсястоль сильно покровительствует Бог человеку, стоящему за веру;в одной из легенд мужик, щедро одаривший Христа (который принял облик нищего), сталкивается с тем, что «зерна-то было с четверть, а муки намололось четвертей двадцать, да и еще осталось, что молоть»).

В причитаниях и лирических песнях гипербола направлена на выражение сильных эмоций и чувств исполнителя:

Горькими слезами я весь сад потоплю, 
Тяжёлыми вздохами весь сад посушу

(
лирическая песня)

Свадебные лирические песни для описания происходящего тоже пользуются
гиперболами, создающими яркий художественный образ:

подломили залу новую, 

растопили пару золоту

(прибытие свадебного поезда, изображение гостей в доме)

В ряде жанров гипербола используется для создания смехового начала.В такой роли она выступает в анекдотах(снесла курица яйцо в два раза больше обычного яйца. Она становится звездой, к ней приезжают журналисты, спрашивают её: «Как вы добились такого результата- «Секрет» - «Что будете делать дальше- «Снесу яйцо в два раза больше». Обращаются к петуху: «Как вы добились такого результата- «Секрет» - «Что будете делать дальше- «Пойду набью морду страусу»), вюмористических частушках:

Едет милый по базару,

Всем он улыбается.

Оказалосьзубы вставил.

Рот не закрывается

Для создания яркого художественного образа гиперболы использовались и в паремиях:

Поповское брюхо из семи овчин шито (поговорка)

Колос отколосуне слыхать и голосу

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70047. Теория потребительского спроса 240 KB
  Эластичность спроса и предложения: содержание виды практическое применение. Различают рыночный и индивидуальный спрос а также понятия величина спроса и сам спрос рис. Величина спроса Q d это то количество товаров которое покупатель способен приобрести по определенной цене в данный момент...
70049. Философия познания Ф.Бэкона и ее значение для превращения преднауки в науку 42 KB
  Бэкон дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Бэконовский афоризм Знание сила в течение трех веков является символом науки. Бэкон предпринимает Великое восстановление наук в книге...
70051. Дискуссии о предмете социальной психологии в отечественной науке 55 KB
  Дискуссии о предмете социальной психологии в отечественной науке. В истории Отечественной социальной психологии можно выделить два этапа этой дискуссии: 20е гг. Оба эти этапа имеют не только исторический интерес но и помогают более глубоко понять место социальной психологии...
70052. Общение как восприятие людьми друг друга в процессе социального взаимодействия 57 KB
  Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия его зависимости не только от характеристик объекта но и от прошлого опыта субъекта его целей намерений от значимости ситуаций. Социальными психологами установлено что восприятие социальных объектов качественно отличается...
70053. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени (Рене Декарт, Френсис Бэкон) 33 KB
  Философия Нового времени XVII-XVIII вв: время появления науки появляются ученые которые не имеют никакого отношения к философии центральная проблема проблема способа познания мира онтологические вопросы уходят на второй план Выработаны две стратегии познания однако для обоих единственным...
70054. Дифтерия 55.5 KB
  Восприимчивость к дифтерии зависит от уровня антитоксического иммунитета. Возбудитель дифтерии устойчив к низким температурам длительно сохраняется на поверхности сухих предметов. Симптоматика дифтерии зависит от локализации инфекции иммунологического статуса организма и степени выраженности токсинемии.