74860

Фольклорная гипербола как поэтический приём

Доклад

Литература и библиотековедение

В зависимости от специфики жанра гипербола преувеличивая что-либо выполняет разные функции. жанры календарного обрядового фольклора величальные корильные песни заклинательные песни гипербола тоже выполняет магическую функцию. В подобной функции гипербола выступает и в жатвенных песнях где заклинается богатый урожай: В поле копами копнами На гумне стогами.

Русский

2015-01-05

81.63 KB

4 чел.

red54;;32 Фольклорная гипербола как поэтический приём

Гиперболастилистическая фигура, состоящая в явно-преувеличенном выражении мысли. 

В зависимости от специфики жанра гипербола, преувеличивая что-либо, выполняет разные функции.

В жанрах магического характера (таких как колядки/виноградья/овсени, жатвенные песни и др. жанры календарного обрядового фольклора, величальные/корильные песни, заклинательные песни)  гипербола тоже выполняет магическую функцию. Преувеличения создаются для того, чтобы быть воплощёнными в жизнь. Примером могут служить величальные песни и колядки/виноградья/овсени (преувеличивая положительные качества воспеваемого, а также его богатства, поющие как бы произносят заклинание на здоровье, богатство, счастье). В подобной функции гипербола выступает и в жатвенных песнях, где заклинается богатый урожай:

В поле копами <копнами>, 

На гумне стогами!.. 

В клети закромами!.. 

В печи пирогами!

 Гипербола может выполнять и собственнохудожественную функцию, наполняя произведение определённым эмоциональным содержанием или служа основным средством создания образа. Это можно наблюдать в эпических жанрах (баллады, былины, духовные стихи), в лирических песнях, в жанрах сказочной и несказочной прозы (сказки, былички, бывальщины, легенды), в паремиях, частушках, анекдотах, жанрах детского фольклора. 

В былинах гиперболаосновное средство создания образов.С помощью гипербол передавали чудовищный облик врага, показываяего отвратительно безобразным (гипербола, описывая огромные размеры  – «нос-от на роже он с локоть был» - передаёт насмешливое отношение исполнителя к неприятелю). В изображении русских богатырей гиперболы особенно значительны и многочисленны. Они идеализировали богатырей.Гиперболы изображали тяжесть богатырского оружия (У Ильи Муромца лук в двенадцать пуд), преувеличивают количество выпитого напитка (на пиру у князя Владимира выпивают чарочку в полтора ведра, и не одну), описывают необычайную скорость богатырской поездки на конеТолько видели удала, как в стремена вступил,а не видели поездки богатырские»). Всё это помогало не только создать образ могучего воина, но и выражало восхищение, любовь исполнителей к былинным героям.Гиперболами рисовалось несметное вражеское войско, которое побеждает русский богатырь, что с одной стороны также указывало на мощь богатыря,а с другойпридавало значимости совершившемуся бою.Гиперболы, подчеркивавшие необычайную продолжительность битвы, играли ту же роль(А еще борются ребятушки двоисуточки,А и борются ребятушки трои суточкиНекоторой один друга не переборет).

В сказках (по преимуществу волшебных) гиперболы используются для описания волшебных предметов и явлений (сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»: за ночь помощники Василисы успеают построить церковь из воска). Схожую функцию (изображение фантастических, сверхъестественных явлений) гипербола имеет и в быличках (рассказывая об умирающей знакомой колдунье, говорят, что«она очень тяжело умирала: вся сгнила, даже кости, а она всё жила»)

В балладах гипербола редко и имеет чисто выразительную функцию. Она создается при помощи метафоры или сравнения:

Она плакала, как река лилась,
Слезы катятся, как ручьи текут

Чувство гнева гиперболизируется иначе:

Топнет ворота правой ноженькой
Улетели те ворота середи двора

При помощи гиперболы раскрываются страдания жертвы:

В первы сноха воскричала
Мать-сыра земля простонала

В легендах и духовных стихах гипербола направлена на то, чтобы возвеличить подвиг героя во имя веры или подчеркнуть святость, величие святого, изобразить чудо (в духовном стихе о Егории Храбром героя не берут никакие пытки, все орудия обламываютсястоль сильно покровительствует Бог человеку, стоящему за веру;в одной из легенд мужик, щедро одаривший Христа (который принял облик нищего), сталкивается с тем, что «зерна-то было с четверть, а муки намололось четвертей двадцать, да и еще осталось, что молоть»).

В причитаниях и лирических песнях гипербола направлена на выражение сильных эмоций и чувств исполнителя:

Горькими слезами я весь сад потоплю, 
Тяжёлыми вздохами весь сад посушу

(
лирическая песня)

Свадебные лирические песни для описания происходящего тоже пользуются
гиперболами, создающими яркий художественный образ:

подломили залу новую, 

растопили пару золоту

(прибытие свадебного поезда, изображение гостей в доме)

В ряде жанров гипербола используется для создания смехового начала.В такой роли она выступает в анекдотах(снесла курица яйцо в два раза больше обычного яйца. Она становится звездой, к ней приезжают журналисты, спрашивают её: «Как вы добились такого результата- «Секрет» - «Что будете делать дальше- «Снесу яйцо в два раза больше». Обращаются к петуху: «Как вы добились такого результата- «Секрет» - «Что будете делать дальше- «Пойду набью морду страусу»), вюмористических частушках:

Едет милый по базару,

Всем он улыбается.

Оказалосьзубы вставил.

Рот не закрывается

Для создания яркого художественного образа гиперболы использовались и в паремиях:

Поповское брюхо из семи овчин шито (поговорка)

Колос отколосуне слыхать и голосу

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85327. Концепция этногенеза Л. Н. Гумилева 42.19 KB
  В основу своей теории этногенеза Гумилев положил в качестве главного постулата тезис о природнобиологическом характере этноса обусловленного тем что он является составной частью биоорганического мира планеты и возникает в определенных географоклпматических условиях.cnn же некоторое количество людей обладающих этим признаком соберется вместе объединенные одной целью если при этом они находятся в благоприятных географических условиях необходим разнообразный ландшафт появляется зародыш нового этноса начинается бурный процесс...
85328. Основные принципы формирования понятия народной художественной культуры 38.78 KB
  До сих пор понимание предметного поля каждого ил этих образований народной к остается весьма дискурсивным. Тем более что ряд наук филология история этнография искусствоведение претендовали в разные годы на всеобъемлющую роль в изучении народной культуры преувеличивая значение для последней своих проблем. Нельзя не сказать и о том что в России ситуация усугубляется за счет потерянных народной художественной культурой ориентиров развития в ХХ в.
85329. Традиционные и инновационные формы народной художественной культуры 39.23 KB
  В народной художественной культуре любого народа постоянно появляется и бытует огромное количество образований представляюших собой традиционный фольклор традиции и новых образований связанных с традиционными художественными структурами новации. В культурологии сочетанием традиции и новации обозначают две взаимозависимые стороны развития культуры в которых зафиксирована мысль о том что она содержит в себе как устойчивые так и изменчивые моменты. Глобальная характеристика культуры заключается в единстве традиции и новаторства...
85330. Поняття «норма» і «аномалія» в психології 31.92 KB
  Норма лат. В практичній психології і педагогіці сьогодні працюючими є поняття учбова норма; соціальновікова норма індивідуальна норма. Питання про аномалії в розвитку може розглядатися тільки в контексті знання про нормальні параметри цих процесів і поведінки.
85331. Полісенсорна система навчання слабочуючих дітей і комунікаційна система навчання глухих 38.93 KB
  Отже потрібно для нього створити відповідні його природі умови. У сучасній дидактичній системі навчання мови глухих дітей за принципом формування мовного спілкування С.Зиков розрізняють три форми словесної мови: дактильная усна і письмова. В якості вихідної форми мови найбільш повно відповідає природі глухого дитини використовується пальцева сприймається зором форма словесної мови дактильная форма.
85332. Психолого-педагогічні основи розвитку і освіти дітей зі складним дефектом 37.31 KB
  Залежно від структури порушення діти з поєднаними порушеннями поділяються на три основні групи. У першу входять діти з двома вираженими психофізичними порушеннями кожне з яких може викликати аномалію розвитку: сліпоглухих діти розумово відсталі глухі слабочуючі із затримкою психічного розвитку первинної. У другу групу мають одне істотне психофізичний порушення провідне і супутнє йому інше порушення виражене в слабкому ступені але помітно обтяжлива хід розвитку: розумово відсталі діти з невеликим зниженням слуху. У третю групу...
85333. Причини порушень слуху 41.95 KB
  Стійкі порушення слуху у дітей можуть бути вродженими і набутими. Висновок про природжений або набутий характер порушення слуху робиться зазвичай на підставі відомостей отриманих зі слів батьків а ці відомості часто виявляються досить неточними. З іншого боку нерідко дійсно вроджене порушення слуху залишається протягом декількох місяців а іноді років нерозпізнаним а коли воно виявляється то приписується якомусь випадковому захворювання або травмі що мали місце незадовго до виявлення дефекту слуху.
85334. Поняття про складне порушення розвитку 38.45 KB
  У літературі та практиці на даний час не встановилася єдина термінологія одні й ті ж порушення можуть бути названі і складними і комплексними і множинними. Порушення розвитку може бути ізольованим одиничним або складним множинним. Одиничне порушення це порушення якоїсь однієї системи організму.
85335. Прояви порушення вищих психічних функцій при ДЦП 44.98 KB
  У цих дітей рухові розлади поєднуються з психічними та мовними порушеннями і вони потребують психологопедагогічної та логопедичної корекції. Інші вищеназвані категорії дітей з порушеннями опорнорухового апарату як правило не мають порушень пізнавальної діяльності і не вимагають спеціального навчання і виховання. Порушення опорнорухового апарату можуть бути наслідком поліомієліту різних вроджених і набутих деформацій рухового апарату ряду спадкових і вроджених захворювань.