74860

Фольклорная гипербола как поэтический приём

Доклад

Литература и библиотековедение

В зависимости от специфики жанра гипербола преувеличивая что-либо выполняет разные функции. жанры календарного обрядового фольклора величальные корильные песни заклинательные песни гипербола тоже выполняет магическую функцию. В подобной функции гипербола выступает и в жатвенных песнях где заклинается богатый урожай: В поле копами копнами На гумне стогами.

Русский

2015-01-05

81.63 KB

4 чел.

red54;;32 Фольклорная гипербола как поэтический приём

Гиперболастилистическая фигура, состоящая в явно-преувеличенном выражении мысли. 

В зависимости от специфики жанра гипербола, преувеличивая что-либо, выполняет разные функции.

В жанрах магического характера (таких как колядки/виноградья/овсени, жатвенные песни и др. жанры календарного обрядового фольклора, величальные/корильные песни, заклинательные песни)  гипербола тоже выполняет магическую функцию. Преувеличения создаются для того, чтобы быть воплощёнными в жизнь. Примером могут служить величальные песни и колядки/виноградья/овсени (преувеличивая положительные качества воспеваемого, а также его богатства, поющие как бы произносят заклинание на здоровье, богатство, счастье). В подобной функции гипербола выступает и в жатвенных песнях, где заклинается богатый урожай:

В поле копами <копнами>, 

На гумне стогами!.. 

В клети закромами!.. 

В печи пирогами!

 Гипербола может выполнять и собственнохудожественную функцию, наполняя произведение определённым эмоциональным содержанием или служа основным средством создания образа. Это можно наблюдать в эпических жанрах (баллады, былины, духовные стихи), в лирических песнях, в жанрах сказочной и несказочной прозы (сказки, былички, бывальщины, легенды), в паремиях, частушках, анекдотах, жанрах детского фольклора. 

В былинах гиперболаосновное средство создания образов.С помощью гипербол передавали чудовищный облик врага, показываяего отвратительно безобразным (гипербола, описывая огромные размеры  – «нос-от на роже он с локоть был» - передаёт насмешливое отношение исполнителя к неприятелю). В изображении русских богатырей гиперболы особенно значительны и многочисленны. Они идеализировали богатырей.Гиперболы изображали тяжесть богатырского оружия (У Ильи Муромца лук в двенадцать пуд), преувеличивают количество выпитого напитка (на пиру у князя Владимира выпивают чарочку в полтора ведра, и не одну), описывают необычайную скорость богатырской поездки на конеТолько видели удала, как в стремена вступил,а не видели поездки богатырские»). Всё это помогало не только создать образ могучего воина, но и выражало восхищение, любовь исполнителей к былинным героям.Гиперболами рисовалось несметное вражеское войско, которое побеждает русский богатырь, что с одной стороны также указывало на мощь богатыря,а с другойпридавало значимости совершившемуся бою.Гиперболы, подчеркивавшие необычайную продолжительность битвы, играли ту же роль(А еще борются ребятушки двоисуточки,А и борются ребятушки трои суточкиНекоторой один друга не переборет).

В сказках (по преимуществу волшебных) гиперболы используются для описания волшебных предметов и явлений (сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»: за ночь помощники Василисы успеают построить церковь из воска). Схожую функцию (изображение фантастических, сверхъестественных явлений) гипербола имеет и в быличках (рассказывая об умирающей знакомой колдунье, говорят, что«она очень тяжело умирала: вся сгнила, даже кости, а она всё жила»)

В балладах гипербола редко и имеет чисто выразительную функцию. Она создается при помощи метафоры или сравнения:

Она плакала, как река лилась,
Слезы катятся, как ручьи текут

Чувство гнева гиперболизируется иначе:

Топнет ворота правой ноженькой
Улетели те ворота середи двора

При помощи гиперболы раскрываются страдания жертвы:

В первы сноха воскричала
Мать-сыра земля простонала

В легендах и духовных стихах гипербола направлена на то, чтобы возвеличить подвиг героя во имя веры или подчеркнуть святость, величие святого, изобразить чудо (в духовном стихе о Егории Храбром героя не берут никакие пытки, все орудия обламываютсястоль сильно покровительствует Бог человеку, стоящему за веру;в одной из легенд мужик, щедро одаривший Христа (который принял облик нищего), сталкивается с тем, что «зерна-то было с четверть, а муки намололось четвертей двадцать, да и еще осталось, что молоть»).

В причитаниях и лирических песнях гипербола направлена на выражение сильных эмоций и чувств исполнителя:

Горькими слезами я весь сад потоплю, 
Тяжёлыми вздохами весь сад посушу

(
лирическая песня)

Свадебные лирические песни для описания происходящего тоже пользуются
гиперболами, создающими яркий художественный образ:

подломили залу новую, 

растопили пару золоту

(прибытие свадебного поезда, изображение гостей в доме)

В ряде жанров гипербола используется для создания смехового начала.В такой роли она выступает в анекдотах(снесла курица яйцо в два раза больше обычного яйца. Она становится звездой, к ней приезжают журналисты, спрашивают её: «Как вы добились такого результата- «Секрет» - «Что будете делать дальше- «Снесу яйцо в два раза больше». Обращаются к петуху: «Как вы добились такого результата- «Секрет» - «Что будете делать дальше- «Пойду набью морду страусу»), вюмористических частушках:

Едет милый по базару,

Всем он улыбается.

Оказалосьзубы вставил.

Рот не закрывается

Для создания яркого художественного образа гиперболы использовались и в паремиях:

Поповское брюхо из семи овчин шито (поговорка)

Колос отколосуне слыхать и голосу

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20050. Зубоотделочные операции: шлифование, шевингование, хонингование, притирка, приработка 62.5 KB
  Шлифование. Шлифование методом копирования осуществляют шлифовальным кругом профиль которого соответствует профилю впадины м д зубьями. Шлифование производят последовательно т.
20051. Изготовление пластин и мостов. Методы обработки плоскостей. Методы получения отверстий 25.5 KB
  Методы получения отверстий.: точность размеров точность расположения отверстий относительно друг друга соосность сопряжённых поверхностей двух пластин или пластины и моста Пластины и мосты изготавливают из конструкционной стали 20 45 латуни Л62 ЛС591 алюмин. обработка плоскостей изготовление основных отверстий изготовление крепёжных отверстий изготовление уступов канавок и различных углублений снятие заусенцев и покрытий. Методы получения отверстий в...
20052. Электрохимический метод нанесения покрытий. Виды гальванических покрытий. Термодиффузионный способ. Металлизация распылением. Контроль качества покрытий 34 KB
  Виды гальванических покрытий. Контроль качества покрытий. Для получения металлических покрытий детали на специальных подвесках или приспособлениях подвешивают на катодную штангу.
20053. ХАРКТЕРИСТИКА ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ. ТЕХНОЛОГИЯ НАНЕСЕНИЯ ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ 54 KB
  Лакокрасочные покрытия Покрытия которые образуются в результате плёнкообразования высыхания лакокрасочных материалов нанесённых на поверхность изделий. Существуют также лакокрасочные покрытия специального назначения электроизоляционные флуоресцентные термоиндикаторные термостойкие бензо и маслостойкие и др. По внешнему виду покрытия делятся на: гладкие однотонные – высокоглянцевые глянцевые полуглянцевые матовые глубокоматовые; гладкие рисунчатые молотковые –...
20054. Сборка неразъемных соединений. Продольно-прессовые и поперечно-прессовые соединения. Соединения с натягом, собираемые с применением вибрационно-импульсного воздействия 49 KB
  Продольнопрессовые и поперечнопрессовые соединения. Соединения с натягом собираемые с применением вибрационноимпульсного воздействия. Принцип сборки прессовые соединения основан на деформации сопрягаемых деталей. Прессовые соединения м.
20055. Сборка неразъемных соединений. Клепаные соединения. Соединения завальцовкой. Сварные и паяные соединения 164 KB
  Клепаные соединения. Соединения завальцовкой. Сварные и паяные соединения. Клеевые соединения.
20056. Сборка разъемных соединений. Резьбовые соединения. Конические соединения. Шпоночные соединения 22.5 KB
  Резьбовые соединения. Конические соединения. Шпоночные соединения. К резьбовым соединениям относятся: резьбовое соединение двух деталей болтовое шпилечное винтовое самоформируещиеся соединения.
20057. Технология оптических деталей. Оптические материалы и их свойства 26 KB
  Свойства стекла: прозрачность стекла определяется коэф светопоглащения отношение светового потока поглощенного слоем стекла 10 мм к световому потоку на входе. Бесцветные опт стекла дел на флинты и кроны. Специальные стекла: с повышенным коэф пропускания ик и уф с малым коэф термического расширения фотохромные стекла измен коэф пропускания оптически активные стекла. Оптическиактивные стекла для изготовления активных элтов оптич.
20058. Горячее формообразование заготовок. Контроль заготовок 64.5 KB
  Для варки всех типов стекла используют шихту состоящую из окислов химических элементов вспомогательных добавок и стеклянного боя. Варку стекла производят в шамотных горшках. Бесформенный кусок 3 стекла по массе равный массе заготовки 4 укладывают в футерованную керамикой 2 металлическую форму и нагревают' в печи до температуры соответствующей вязкости стекла 107 Пас. Температурный режим свободного моллирования включает разогрев стекла до температуры моллирования выдержку при этой температуре отжиг и охлаждение.