74860

Фольклорная гипербола как поэтический приём

Доклад

Литература и библиотековедение

В зависимости от специфики жанра гипербола преувеличивая что-либо выполняет разные функции. жанры календарного обрядового фольклора величальные корильные песни заклинательные песни гипербола тоже выполняет магическую функцию. В подобной функции гипербола выступает и в жатвенных песнях где заклинается богатый урожай: В поле копами копнами На гумне стогами.

Русский

2015-01-05

81.63 KB

4 чел.

red54;;32 Фольклорная гипербола как поэтический приём

Гиперболастилистическая фигура, состоящая в явно-преувеличенном выражении мысли. 

В зависимости от специфики жанра гипербола, преувеличивая что-либо, выполняет разные функции.

В жанрах магического характера (таких как колядки/виноградья/овсени, жатвенные песни и др. жанры календарного обрядового фольклора, величальные/корильные песни, заклинательные песни)  гипербола тоже выполняет магическую функцию. Преувеличения создаются для того, чтобы быть воплощёнными в жизнь. Примером могут служить величальные песни и колядки/виноградья/овсени (преувеличивая положительные качества воспеваемого, а также его богатства, поющие как бы произносят заклинание на здоровье, богатство, счастье). В подобной функции гипербола выступает и в жатвенных песнях, где заклинается богатый урожай:

В поле копами <копнами>, 

На гумне стогами!.. 

В клети закромами!.. 

В печи пирогами!

 Гипербола может выполнять и собственнохудожественную функцию, наполняя произведение определённым эмоциональным содержанием или служа основным средством создания образа. Это можно наблюдать в эпических жанрах (баллады, былины, духовные стихи), в лирических песнях, в жанрах сказочной и несказочной прозы (сказки, былички, бывальщины, легенды), в паремиях, частушках, анекдотах, жанрах детского фольклора. 

В былинах гиперболаосновное средство создания образов.С помощью гипербол передавали чудовищный облик врага, показываяего отвратительно безобразным (гипербола, описывая огромные размеры  – «нос-от на роже он с локоть был» - передаёт насмешливое отношение исполнителя к неприятелю). В изображении русских богатырей гиперболы особенно значительны и многочисленны. Они идеализировали богатырей.Гиперболы изображали тяжесть богатырского оружия (У Ильи Муромца лук в двенадцать пуд), преувеличивают количество выпитого напитка (на пиру у князя Владимира выпивают чарочку в полтора ведра, и не одну), описывают необычайную скорость богатырской поездки на конеТолько видели удала, как в стремена вступил,а не видели поездки богатырские»). Всё это помогало не только создать образ могучего воина, но и выражало восхищение, любовь исполнителей к былинным героям.Гиперболами рисовалось несметное вражеское войско, которое побеждает русский богатырь, что с одной стороны также указывало на мощь богатыря,а с другойпридавало значимости совершившемуся бою.Гиперболы, подчеркивавшие необычайную продолжительность битвы, играли ту же роль(А еще борются ребятушки двоисуточки,А и борются ребятушки трои суточкиНекоторой один друга не переборет).

В сказках (по преимуществу волшебных) гиперболы используются для описания волшебных предметов и явлений (сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»: за ночь помощники Василисы успеают построить церковь из воска). Схожую функцию (изображение фантастических, сверхъестественных явлений) гипербола имеет и в быличках (рассказывая об умирающей знакомой колдунье, говорят, что«она очень тяжело умирала: вся сгнила, даже кости, а она всё жила»)

В балладах гипербола редко и имеет чисто выразительную функцию. Она создается при помощи метафоры или сравнения:

Она плакала, как река лилась,
Слезы катятся, как ручьи текут

Чувство гнева гиперболизируется иначе:

Топнет ворота правой ноженькой
Улетели те ворота середи двора

При помощи гиперболы раскрываются страдания жертвы:

В первы сноха воскричала
Мать-сыра земля простонала

В легендах и духовных стихах гипербола направлена на то, чтобы возвеличить подвиг героя во имя веры или подчеркнуть святость, величие святого, изобразить чудо (в духовном стихе о Егории Храбром героя не берут никакие пытки, все орудия обламываютсястоль сильно покровительствует Бог человеку, стоящему за веру;в одной из легенд мужик, щедро одаривший Христа (который принял облик нищего), сталкивается с тем, что «зерна-то было с четверть, а муки намололось четвертей двадцать, да и еще осталось, что молоть»).

В причитаниях и лирических песнях гипербола направлена на выражение сильных эмоций и чувств исполнителя:

Горькими слезами я весь сад потоплю, 
Тяжёлыми вздохами весь сад посушу

(
лирическая песня)

Свадебные лирические песни для описания происходящего тоже пользуются
гиперболами, создающими яркий художественный образ:

подломили залу новую, 

растопили пару золоту

(прибытие свадебного поезда, изображение гостей в доме)

В ряде жанров гипербола используется для создания смехового начала.В такой роли она выступает в анекдотах(снесла курица яйцо в два раза больше обычного яйца. Она становится звездой, к ней приезжают журналисты, спрашивают её: «Как вы добились такого результата- «Секрет» - «Что будете делать дальше- «Снесу яйцо в два раза больше». Обращаются к петуху: «Как вы добились такого результата- «Секрет» - «Что будете делать дальше- «Пойду набью морду страусу»), вюмористических частушках:

Едет милый по базару,

Всем он улыбается.

Оказалосьзубы вставил.

Рот не закрывается

Для создания яркого художественного образа гиперболы использовались и в паремиях:

Поповское брюхо из семи овчин шито (поговорка)

Колос отколосуне слыхать и голосу

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23496. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы 2.92 MB
  При отборе материала особое внимание обращалось на вопросы которые представ ляют определенные трудности для учащихся в процессе обучения а также на ошибки во время вступительных экзаменов: подход к определению слова как части речи особенно в тех случаях когда слова совпадая по внешнему облику различаются грамматиче скими признаками; разграничение членов предложения формально не различающихся дополнение несогласованное определение; составное глагольное сказуемое обстоя тельство цели дополнение выраженное ин финитивом;...
23497. Современный русский язык: Учебник 3.16 MB
  Русский язык относится к группе славянских языков которые делятся на три подгруппы: восточную языки русский украинский белорусский; южную языки болгарский сербскохорватский словенский македонский; западную языки польский чешский словацкий кашубский лужицкий. Нормированность литературного языка заключается в том что состав словаря в нем регламентирован значение и употребление слов произношение правописание и образование грамматических форм слов подчиняются общепринятому образцу. Достаточно привести пример активного...
23498. Справочник по русскому языку. Пунктуация 968.01 KB
  Пунктуация РАЗДЕЛ 1 Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи 1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения: Навстречу солнцу ползёт тёмная свинцовая громада. Точка не ставится в конце предложения после точки обозначающей сокращение слова: и др. отрезок находящаяся в начале предложения или текста и выраженная как правило формой именительного падежа существительного либо словосочетанием во главе с этой формой именительный темы или именительный представления называет лицо предмет явление...
23499. Встановлення радянської влади і насильницька трансформація традиційного життя села 171 KB
  Наступ на українське село у 1918 році, конфлікт інтересів та продовольча розкладка. Негативне ставлення до українського селянства, методи реалізації продрозкладки та репресивна політика проти незгодних. Проведення заходів для внесення розбрату і розшарування українського села
23500. Большая буква в рекламе не нуждается 53.5 KB
  Тем не менее именно эти малозначительные большие и маленькие буквы таят в себе крупную проблему. В немецком как известно с большой буквы пишутся все существительные в английском многие названия пишутся с использованием всех прописных компания SUITS или просто каждое слово кроме служебных в названии начинается с большой буквы British Banker`s Association. Естественно что всякому рекламодателю хочется чтобы за те же деньги буквы были как можно крупнее и выразительнее. Есть и другой считающийся убийственным аргумент: если мол мы...
23501. Русский язык: Новый русский язык 48.5 KB
  В Бобруйск жывотное Аффтар жжот Ржунимагу Фтему Фтопку эти выражения уже знакомы не только молодым бездельникам но и взрослым людям. Пруцца падонки такими словами написаны целые рассказы или криатиффы как их называют сами аффтары. Бегает этот дрищ па квартире ф трясках и сударагах какихта вечна мерзнет и ссыцца Под аффтарами свои каменты оставляли каментатары. Когда аффтаров стало очень много а интересных криатиффов мало камминтатары начали экономить время.
23502. Второстепенные члены предложения 32.5 KB
  Структурным свойством распространенного предложения является наличие второстепенных членов. Вопрос о второстепенных членах предложения в нашей лингвистике не получил однозначного решения.Буслаев предложил выделять второстепенные члены предложения по синтаксическому употреблению и по значению.
23503. Контрольная работа по синтаксису 51.5 KB
  До самой последней страницы нельзя было догадаться кто убил этого несчастного пасечника. 2 Кто убил этого несчастного пасечника. Расширенная схема: N1Obj ØPraed у когоSubj Кто убил этого несчастного пасечника. Индикатив прошедшего времени Кто убил этого несчастного пасечника.
23504. Переход е в о в современном русском языке 42.5 KB
  1960 Переход е в о в современном русском языке Из истории русского языка известен закон о переходе не начального е в о. По силе этого закона в нашем современном русском языке мы имеем в соответствии с старшим е под ударением как из исконного е так и из образовавшегося из еря гласный о если далее следует твердый согласный. В положении перед ч щ как согласными звучащими только мягко в современном литературном языке перехода е в о не должно быть. Перед согласным ц в литературном языке известным только в твердом виде но некогда...