74860

Фольклорная гипербола как поэтический приём

Доклад

Литература и библиотековедение

В зависимости от специфики жанра гипербола преувеличивая что-либо выполняет разные функции. жанры календарного обрядового фольклора величальные корильные песни заклинательные песни гипербола тоже выполняет магическую функцию. В подобной функции гипербола выступает и в жатвенных песнях где заклинается богатый урожай: В поле копами копнами На гумне стогами.

Русский

2015-01-05

81.63 KB

9 чел.

red54;;32 Фольклорная гипербола как поэтический приём

Гиперболастилистическая фигура, состоящая в явно-преувеличенном выражении мысли. 

В зависимости от специфики жанра гипербола, преувеличивая что-либо, выполняет разные функции.

В жанрах магического характера (таких как колядки/виноградья/овсени, жатвенные песни и др. жанры календарного обрядового фольклора, величальные/корильные песни, заклинательные песни)  гипербола тоже выполняет магическую функцию. Преувеличения создаются для того, чтобы быть воплощёнными в жизнь. Примером могут служить величальные песни и колядки/виноградья/овсени (преувеличивая положительные качества воспеваемого, а также его богатства, поющие как бы произносят заклинание на здоровье, богатство, счастье). В подобной функции гипербола выступает и в жатвенных песнях, где заклинается богатый урожай:

В поле копами <копнами>, 

На гумне стогами!.. 

В клети закромами!.. 

В печи пирогами!

 Гипербола может выполнять и собственнохудожественную функцию, наполняя произведение определённым эмоциональным содержанием или служа основным средством создания образа. Это можно наблюдать в эпических жанрах (баллады, былины, духовные стихи), в лирических песнях, в жанрах сказочной и несказочной прозы (сказки, былички, бывальщины, легенды), в паремиях, частушках, анекдотах, жанрах детского фольклора. 

В былинах гиперболаосновное средство создания образов.С помощью гипербол передавали чудовищный облик врага, показываяего отвратительно безобразным (гипербола, описывая огромные размеры  – «нос-от на роже он с локоть был» - передаёт насмешливое отношение исполнителя к неприятелю). В изображении русских богатырей гиперболы особенно значительны и многочисленны. Они идеализировали богатырей.Гиперболы изображали тяжесть богатырского оружия (У Ильи Муромца лук в двенадцать пуд), преувеличивают количество выпитого напитка (на пиру у князя Владимира выпивают чарочку в полтора ведра, и не одну), описывают необычайную скорость богатырской поездки на конеТолько видели удала, как в стремена вступил,а не видели поездки богатырские»). Всё это помогало не только создать образ могучего воина, но и выражало восхищение, любовь исполнителей к былинным героям.Гиперболами рисовалось несметное вражеское войско, которое побеждает русский богатырь, что с одной стороны также указывало на мощь богатыря,а с другойпридавало значимости совершившемуся бою.Гиперболы, подчеркивавшие необычайную продолжительность битвы, играли ту же роль(А еще борются ребятушки двоисуточки,А и борются ребятушки трои суточкиНекоторой один друга не переборет).

В сказках (по преимуществу волшебных) гиперболы используются для описания волшебных предметов и явлений (сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»: за ночь помощники Василисы успеают построить церковь из воска). Схожую функцию (изображение фантастических, сверхъестественных явлений) гипербола имеет и в быличках (рассказывая об умирающей знакомой колдунье, говорят, что«она очень тяжело умирала: вся сгнила, даже кости, а она всё жила»)

В балладах гипербола редко и имеет чисто выразительную функцию. Она создается при помощи метафоры или сравнения:

Она плакала, как река лилась,
Слезы катятся, как ручьи текут

Чувство гнева гиперболизируется иначе:

Топнет ворота правой ноженькой
Улетели те ворота середи двора

При помощи гиперболы раскрываются страдания жертвы:

В первы сноха воскричала
Мать-сыра земля простонала

В легендах и духовных стихах гипербола направлена на то, чтобы возвеличить подвиг героя во имя веры или подчеркнуть святость, величие святого, изобразить чудо (в духовном стихе о Егории Храбром героя не берут никакие пытки, все орудия обламываютсястоль сильно покровительствует Бог человеку, стоящему за веру;в одной из легенд мужик, щедро одаривший Христа (который принял облик нищего), сталкивается с тем, что «зерна-то было с четверть, а муки намололось четвертей двадцать, да и еще осталось, что молоть»).

В причитаниях и лирических песнях гипербола направлена на выражение сильных эмоций и чувств исполнителя:

Горькими слезами я весь сад потоплю, 
Тяжёлыми вздохами весь сад посушу

(
лирическая песня)

Свадебные лирические песни для описания происходящего тоже пользуются
гиперболами, создающими яркий художественный образ:

подломили залу новую, 

растопили пару золоту

(прибытие свадебного поезда, изображение гостей в доме)

В ряде жанров гипербола используется для создания смехового начала.В такой роли она выступает в анекдотах(снесла курица яйцо в два раза больше обычного яйца. Она становится звездой, к ней приезжают журналисты, спрашивают её: «Как вы добились такого результата- «Секрет» - «Что будете делать дальше- «Снесу яйцо в два раза больше». Обращаются к петуху: «Как вы добились такого результата- «Секрет» - «Что будете делать дальше- «Пойду набью морду страусу»), вюмористических частушках:

Едет милый по базару,

Всем он улыбается.

Оказалосьзубы вставил.

Рот не закрывается

Для создания яркого художественного образа гиперболы использовались и в паремиях:

Поповское брюхо из семи овчин шито (поговорка)

Колос отколосуне слыхать и голосу

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44893. Понятие ОМ. Общественное мнение и паблицитный капитал как результаты PR-деятельности 20.26 KB
  Общественное мнение и паблицитный капитал как результаты PRдеятельности Общественное мнение - это специфическое проявление общественного сознания выражающееся в оценках как в устной так и в письменной форме и характеризующее явное отношение групп общественности к актуальным проблемам действительности представляющим общественный интерес. Для PRдеятельности Общественное мнение его преобразование изменение в нужном для субъекта PR направлении это объект и продукт PRдеятельности. Программы деятельности субъектов PR...
44894. Travelling. Путешествие 15.03 KB
  It is аlwys interesting to discover new things different wys of life to meet different people to try different food to listen to different musicl rhythms. Most trvellers nd holidymkers tke cmer with them nd tke pictures of everything tht interests them the sights of city old churches nd cstles views of mountins lkes vlleys plins wterflls forests different kinds of trees flowers nd plnts nimls nd birds.
44895. Трудная жизненная ситуация как категория социальной работы 23 KB
  Устоявшиеся нормативные стандарт трудныепротиворесчивые Признаки ТЖС:1 Неадекватность алгоритм. ЧеловекаТЖС ситуация соц.Факторы ТЖС: поведенческий экзистенциональный вероятностнопрогностическийСтруктура ТЖС:участники связан. Классификация ТЖС: по харкам субъектаиндивидуал.
44896. Синтаксические нормы 15.33 KB
  Благодаря преступной халатности водителя произошла эта авария Выбор падежной формы при гл. Выбор предлога. Выбор падежа при глаголе с отрицанием.
44897. Поняття культури мови. Комунікативні якості культури мови 25.5 KB
  Поняття культури мови. Комунікативні якості культури мови. Культура мови ознака літературної мови параметр за яким встановлюються авторитетні загальновизнані стандарти реалізовані в нормах писемного й усного спілкування. З культурою мови насамперед пов'язують уміння правильно говорити й писати дотримуватися всіх норм літературної мови.
44899. Принципы и технологии оценки недвижимости 13.6 KB
  Оценка недвижимости это прежде всего оценка прав собственности на данную недвижимость. Отсюда следует что оценка недвижимости должна включать оценку самой недвижимости оценку права собственности или права пользования землей или зданиями. Основные принципы оценки недвижимости: Принцип спроса и предложения: заключается в учете действия закона спроса и предложения на стоимость объекта недвижимости.
44900. Представления. Отличие представления от базовых переменных отношения 28.5 KB
  Представления. Отличие представления от базовых переменных отношения. CRETE TBLE ЕМР Однако реляционные системы обычно поддерживают еще один вид именованных переменных отношений называемых представлениями В любой конкретный момент их значение является производным отношением и поэтому упрощенно можно считать что представление это производная переменнаяотношение. Значение данного представления в данное время является результатом вычисления определенного реляционного выражения в данный момент а упомянутое реляционное выражение...