74861

Тема солдатчины и военной службы в фольклоре

Доклад

Литература и библиотековедение

Точка зрения раскрытия темы: Раскрытие темы со стороны родственников людей не связанных напрямую с военной службой причитания сказки новеллистические баллады Раскрытие темы со стороны солдат причитания солдатские песни исторические песни анекдоты пословицы поговорки сказки новеллистические Предмет изображения произведений данного тематического круга: Тяготы военной службы причитания солдатские песни пословицы поговорки баллады Бытовые ситуации отдельные сцены солдатской жизни анекдоты пословицы и...

Русский

2015-01-05

99.82 KB

0 чел.

red54;;;33 Тема солдатчины и военной службы в фольклоре

Тема солдатчины и военной службы встречается в произведениях различных фольклорных жанров, в каждом из которых она раскрывается по-разному.

Точка зрения раскрытия темы:

  •  Раскрытие темы со стороны родственников, людей, не связанных напрямую с военной службой (причитания, сказки новеллистические, баллады)
  •  Раскрытие темы со стороны солдат (причитания, солдатские песни, исторические песни, анекдоты, пословицы, поговорки, сказки новеллистические)

Предмет изображения произведений данного тематического круга:

  •  Тяготы военной службы (причитания, солдатские песни, пословицы, поговорки, баллады)
  •  Бытовые ситуации, отдельные сцены солдатской жизни (анекдоты, пословицы и поговорки, солдатские песни)
  •  Изображение качеств солдатанаходки, ловкости (новеллистические сказки, анекдоты, пословицы и поговорки)
  •  О событиях военного времени (исторические песни)

Произведения этого круга отличаются и настроением, которым проникнуто изображение той или иной стороны солдатской жизни (юмористичсекое, как, например, в анекдотах или новеллистических сказках, горестное, как в причитаниях, лирических пенях и балладах, мрачное, как в солдатских песнях).

Обзор по жанрам

Песни солдатские.Вся жизнь солдата, от момента призыва и до смерти на поле сражения, отражена в этих песнях.Солдат поет о писарях, забривающих лоб, о муштре, учениях, тяжести солдатской службы с караулами, трудными переходами, тяжелой амуницией, зноем и холодом, о нечеловеческом с ним обращении, о море крови и трупах после боев. Это правдивое изображение жизни. Вопреки этой жизни солдат знает, что он выполняет долг перед родиной, и служит верно. Предмет этих песенсолдат в быту, в буднях солдатской жизни, изображается также психология русского солдата. Эти воины, выносят на своих плечах все тяжести исторических побед русского оружия. 

Рекрутские причитания. Появление рекрутских причитаний как таковых связано со введением Петром I рекрутчины и установления долгосрочной солдатской службы. Постоянная опасность быть угнанным на войну, условия тяжёлой солдатской службы, на 25 лет отрывавшей человека от семьи, создавали при проводах настроение, близкое к похоронному.Причитания дают картину народных страданий, причинявшихся царской солдатчиной. Они осмысляют семейное несчастье как прямое проявление социального и государственного гнёта.В них обличается строй Николая Палкина («И уже бьют да нас, победных, без повинности, и до ран да бьют, да родитель, до кровавыих, и до умертвия победных бьют головушек»), выражены нежные чувства матери, стремящейся приласкать своего настрадавшегося сынаИ я прижму тебя к ретивому сердечушку, и поглажу по солдатской головушке…»), а также её проклятия начальствуБудьте прокляты, злодеи супостатные!.. Распорола бы я груди этой некристи, и уж я выняла бы серче тут со печенью…"

 Баллады. Здесь говорится не столько о самой военной службе, сколько о тех её сторонах, которые раскрывают тяжёлую участь народа (баллада «Муж-солдат в гостях у жены»: двадцатилетняя солдатчина, разлучающая мужа и жену; судьба женщины, считавшей себя вдовой, вновь обретшей мужа, чтобы опять расстаться с ним; горький удел солдата, который случайно попал в свой дом, но не может побыть с детьми и женой и уходит со своим полком, может быть, навсегда).

 Исторические песни (XVIII-XIX вв.). Цикл песен о Петровском времени.На первый план выступают песни, связанные с войнами и военными победами русской армии. Были сложены песни о взятии крепости Азова, городов Орешка (Шлиссельбурга), Риги, Выборга, о Полтавском сражении и проч. В них выражалось чувство гордости за успехи, достигнутые Российской державой, прославлялось мужество русских воинов - простых солдат, непосредственныхучастников сражений. В большинстве песен солдаты говорят о военачальниках с уважением и даже с восхищением. Особенно популярным среди солдат был фельдмаршал Б. П. Шереметев ("Шереметев и шведский майор" и др.). Героической романтикой овеян песенный образ атамана Донского казачьего войска И. М. Краснощекова ("Краснощеков в плену").Идеализированный образ самого-Петра I занимает в исторических песнях большое место. Подчеркивается его деятельная натура, близость к простым воинам, справедливость (в песне "Петр I и молодой драгун" царь соглашается побороться с молодым драгуном лет пятнадцати.Оказавшись побежденным, царь спрашивает, чем пожаловать солдата, а не гневается, как сделали бы другие цари). 

Исторические песни XIX в.Со второй половины XVIII в. образ царя в солдатских песнях начал снижаться, ему противопоставлялся образ того или иного полководца: Суворова, Потемкина, Кутузова, казачьего атамана Платова.Цикл песен об Отечественной войне 1812 г.Песни представляют собой солдатский рассказ о каком-то событии, которое предстает как один эпизод, не всегда достоверный. (К примеру, содержание песни "Платов в гостях у француза" полностью вымышлено). Сюжет передается статично, неразвернуто, ему почти обязательно предшествует лирический зачин. Например, песня о беседе фельдмаршала М. И. Кутузова с французским майором (см. в Хрестоматии) начинается с зачина, выражающего восхищение русским военачальникомЧто не красное солнце да воссияло: воссияла у Кутузова острая сабля.Выезжает князь Кутузов в чисто поле...»).

Эти песни запечатлели важные события 1812 г.: бои под Смоленском, Бородинскую битву, разорение Москвы, переправу через Березину и др. Песни выразили патриотическое чувство крестьян, казаков, солдат; их любовь к народным героямполководцам Кутузову, Платову; их ненависть к врагам.В XIX в. были сложены исторические песни и о других событияхнапример, о Крымской (восточной) войне 1853гг.В песнях, посвященных обороне Севастополя, изображались мужество и героизм простых солдат и матросов.

Пословицы и поговорки. Жанр, отражающий разные аспекты военной службы: указания, как надо бой вестиАвось да небось на фронте брось», «Бей врага винтовкой, бей и сноровкой», «Воевать, так не горевать, а горевать, так не воевать»), наблюденияАрмия дружбой сильна»), отношение к военной службеВесёлое горе солдатская жизнь», «Двадцать пять летсолдатский век»), представления о войнеВоин воюет, а жена горюет») и др.

Новеллистические сказки. Показывая бытовые ситуации, воспевают такие качества солдата, как хитрость, смекалку, находчивость (примеры сказок:«Каша из топора», «Солдатская коляда»)

Анекдоты близки новеллистическим сказкам. Они изображают весёлые бытовые ситуации армейской и военной жизни (Молодой солдат, испугавшись ночной атаки противника, бросился в тыл. Через некоторое время он встретил кого-то в военной форме: «Прошу прощения, господин лейтенант...» - «Я не лейтенант- «Прошу прощения, господин капитан...»  - «Я не капитан- «Прошу прощения, господин полковник...» - «Я не полковник. Ягенерал». –«Неужели я так далеко убежал?»), иронично выражают свой взгляд на отношение начальников к солдатам (Командир взвода ставит задачу: «Сейчас получите ломы и копаете яму два на два». - «Товарищ лейтенант, может, лучше лопатами- «Мне не надо лучше, мне надо, чтобы вы замучились»).

*Сказки:

Солдатская коляда

Купил мужик гуся к празднику и повесил в сенях. Проведали про то двое солдат; один взобрался на крышу гуся добывать, а другой вошел в избу: 

- Здорово, хозяин!  

- Здорово, служба!

- Благослови колядовать!

- Колядуй, добрый человек!

Солдат начал: 

- А в лесе, в лесе 

Солдат на стреси;

Стреху продрал,

Гуся забрал.

Святой вечер!

А хозяину и невдогад, что солдат прямо в глаза ему смеется. 

- Спасибо тебе, служивый! Я, - говорит, - такой коляды отроду не слыхивал. 

- Ничего, хозяин, завтра сам ее увидишь. 

Наутро полезла хозяйка за гусем, а гусем и не пахнет давно!

Каша из топора

Русская народная сказка

Случилось солдату идти через деревню. Зашел он в одну избу, поздоровался и говорит хозяйке:
Хозяюшка, дай-ка мне чего-нибудь поесть!
У хозяйки было много всякой еды, а она говорит:
Нет у меня ничего! Сама еще ничего не ела сегодня!
Свари кашу.
Не из чего, милый!
Если так, то давай мне топор, я из топора сварю!
"
Что это за чудо?" –думает хозяйка.Дай, посмотрю, как солдат из топора кашу варить будет". 

Принесла ему топор. Солдат взял топор, положил его в горшок, налил воды и давай варить. Варил, варил, потом попробовал и говорит:
Вкусная каша получается! Вот только бы крупы немного положить!
Принесла ему хозяйка крупы. Положил солдат крупу, опять варил, варил, попробовал и говорит:
Совсем уж готова, только бы немного масла и соли добавить!
Сварил солдат кашу и зовет хозяйку:
Ну, хозяйка, давай теперь хлеб да бери ложку: будем кашу есть!

Стали они кашу есть.
Вот не думала,говорит хозяйка,что из топора такую вкусную кашу сварить можно!

А солдат ест да посмеивается. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41485. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения биологии 142.5 KB
  План Формы отрганизации экологического образования и воспитания в процессе изучения биологии. Система экологического образования и воспитания в области охраны окружающей среды сущность принципы цель задачи формы и методы Экологическое поле образовательного процесса. Концепция экологического воспитания в области охраны окружающей среды Литература Суравегина И. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ Внутри предметные и межпредметные связи в содержании курса биологии...
41486. Класс рыбы 187.5 KB
  Работа учителя по формированию природоохранных знаний при изучении рыб птиц млекопитающих. В курсе биологии в частности зоологии понятие об использовании биологических ресурсов раскрывается через понятие промысел промысловые птицы пушной промысел промысел морского зверя география и техника рыбного промысла и т. Используя такого рода факты при изучении классов рыб птиц и млекопитающих у школьников следует формировать понимание того что в условиях нашей формы хозяйства происходит постепенный процесс перехода от промысла...
41487. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения зоологии 122.5 KB
  Деятельность учителя по углублению ряда ключевых понятий При изучении зоологии продолжается формированию представлений и начальных понятий о целостности природы которая отражается во взаимосвязанности природных процессов_ Это прежде всего предполагает расширение роли экологического материала формирование понятий о среде обитания и ее факторах приспособленности видов к среде обитания природных сообществах биоценозах. В курсе зоологии много возможностей конкретизировать представление о природных сообществах такими по нятиями...
41488. Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии 124 KB
  Цель и задачи преподавания охраны природы. Понятие охраны природы в щколном курсе биологии. План Понятие Охрана природы и его педагогические аспекты. Глобальный характер воздействия человека на природу Цели охраны природы и цели преподавания этой дисциплины.
41489. Краткая историческая справка. Работа с учениками по охране природы, как одна из форм экологического вопсипания и образования 164 KB
  Работа с учениками по охране природы как одна из форм экологического вопсипания и образования . Книга для чтения по охране природы для учащихся 910 классов средней школы. Краткая историческая справка эволюция взглядов на охрану природы и ее преподавание. Методика преподавания охраны природы тесносвязана с эволюцией взгядов на эту проблему.
41490. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БОТАНИКИ 337.5 KB
  Курс ботаники располагает определенными возможностями тдля развития природоохранительных знаний на основе опорных понятии_о растительном организме особенностях его жизни о многообразии видов растений и их видовых сообществах. На уроках ботаники школьники изучают значение растений в жизни человека разнообразие влияний человеческой деятедьности на отдельные виды и целые растительные сообщества. Это способствует пониманию необходимости бережного отношения каждого человека к многообразию окружающих его растений охраны и рационального...
41491. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения курса «Человек и его здоровье» 151 KB
  Трудовая деятельность человека и ее оптимизация. В курсе анатомии физиологии и гигиены человека VIII класса важно предусмотреть развитие основных понятий по охане природы закладываемых в предшествующих классах. Здесь полнее чем в других биологических предметах можно раскрыть гигиени ноский аспект взаимодействия природы и человека. Однако для понимания жизнедеятельности человека как биосоциального существа анализа только фнзикохимических условий жизни далеко не достаточно.
41492. Системы управления движением поездов 205.5 KB
  ДЦ способствует повышению безопасности движения позволяет обеспечить максимальное использование пропускной способности участков дает возможность четко организовать движение поездов по графику. Создаются системы слежения за движением поездов с контролем и отображением их номеров. При этом решаются и другие задачи: регистрация графика исполненного движения автоматическая установка поездных маршрутов оповещение пассажиров о подходе поездов контроль выполнения графика движения на более высоких уровнях управления автоматическое задание...
41493. ТЕХНОЛОГИЯ И НОРМИРОВАНИЕ МАНЕВРОВОЙ РАБОТЫ 293 KB
  Маневрами называются все передвижения подвижного состава групп или отдельных вагонов а также одиночных локомотивов по станционным путям для выполнения различных видов обработки поездов и вагонов обеспечиние погрузки выгрузки и др. Рациональная организация маневров во многом определяет успешную работу станций уровень их перерабатывающей способности и выполнение основного качественного показателя затраты времени на обработку вагонов. Маневры классифицируются по следующим признакам: 1 по характеру; 2 по назначению; 3 по способу...