74862

Исследование Проппа «Исторические корни волшебной сказки»

Доклад

Литература и библиотековедение

Волшебная сказка древнее феодализма создавалась на основе докапиталистических форм и социальной жизни нужно сравнивать с исторической действительностью прошлого важно определить при каком социальном строе создавались отдельные мотивы и вся сказка. Сказка как явление надстроечного характера Часто предпосылки выступают продуктом эпохи. Сказка не соответствует той форме производства при которой она существует. Сказка и социальные институты прошлого.

Русский

2015-01-05

66.32 KB

3 чел.

red54;Вопрос 18

Исследование Проппа «Исторические корни волшебной сказки»

ПРЕДИСЛОВИЕ:

В книге часто встречаются ссылки на сказки или выдержки из них. Эти выдержки

надо рассматривать как иллюстрации, а не как доказательства.

Однако, с одной стороны, распределение сказок по сюжетам и сюжетов по мотивам, принятое в этих указателях, часто весьма условно, с другой же стороныссылки на сказки встречаются в книге несколько сот раз, и пришлось бы несколько сот раз давать ссылки на указатели. 

То же касается примеров из области обычаев, обрядов, культов и т. д. Все приводимые факты - не более как примеры, число которых можно было бы произвольно увеличить или уменьшить, приводимые примеры могли бы быть заменены другими. Таким образом, в книге не сообщается никаких новых фактов, нова только  устанавливаемая между ними связь.

Мотивы сказки так тесно связаны между собою, что ни один мотив не может быть понят изолированно. Излагать же приходится по частям. Поэтому в начале книгичасто встречаются ссылки на то, что еще будет развито, а со второй половины - на то, что уже изложено выше.Книга представляет собой одно целое, и ее нельзя читать из середины для справокпо отдельным мотивам.Упор сделан на анализ основных, главнейших сказочных образов и мотивов.

Работа вышла из Ленинградского ордена Ленина государственного университета. Особенно многим Пропп обязан члену-корреспонденту Академии Наук проф. Ивану Ивановичу Толстому, который дал ценные указания как по части использованного мной античного материала, так и по общим вопросам работы.

Основная часть (некоторые мысли):

Мифологическая школа исходила из предпосылки, что внешнее сходство двух явлений, внешняя аналогия их свидетельствует об их исторической связи(если герой растет не по дням, а по часам, то быстрый рост героя якобы отряжает быстрый рост солнца, взошедшего на горизонте). Но аналогия не то же самое, что историческая связь. 

Предпосылкафинской школы было предположение, что формы, встречающиеся чаще других, вместе с тем присущи исконной форме сюжета. Но  мы будем неоднократно убеждаться, что самые архаические формы встречаются как раз очень редко, и что они часто вытеснены новыми. 

1 ая предпосылка: имеется особая категория сказок, называемых волшебными. Эти сказки могут быть выделены из других и изучаться самостоятельно. Волшебные сказки и составляют часть фольклора, но они не представляют собой такой части, которая была бы неотделима от этого целого. 

Изучение структуры волшебных сказок показывает тесное родство этих сказок между собой. Родство это настолько тесно, что нельзя точно отграничить один сюжет от другого. Это приводит к двум дальнейшим, весьма важным предпосылкам. Во-первых: ни один сюжет волшебной сказки не может изучаться без другого, и во-вторых: ни один мотив волшебной сказки не может изучаться без его отношения к целому.

Волшебная сказка * древнее феодализма * создавалась на основе докапиталистических форм и социальной жизни * нужно сравнивать с исторической действительностью прошлого * важно определить,  при каком социальном строе создавались отдельные мотивы и вся сказка.

 4) Сказка как явление надстроечного характера

Часто предпосылки выступают продуктом эпохи. Сказка не соответствует той форме производства, при которой она существует. Сказку нужно сравнивать с исторической действительностью прошлого, в ней искать корни.

) Сказка и социальные институты прошлого . Формы производства в сказке = земледелие; охота; сеяние/пашня. Сказка сохранила в себе следы исчезнувших форм социальной жизни.

Сказку нужно сравнивать с социальными институтами прошлого и в ней искать корни

) Сказка и обряд. Религия проявляется с помощью обрядов и обычаев. Сказку нужно сравнивать с конкретными проявлениями религии.

) Прямое соответствие между сказкой и обрядом. Полное совпадение обряда и обычая со сказкой =>мотив восходит к тому или иному обряду.

) Переосмысление обряда сказкой. Прямое соответствие между сказкой и обрядом встречается крайне редко. Часто встречается другое явление –«переосмысление обряда». Под переосмыслением понимается замена сказкой одного какого-нибудь элемента обряда (деформация). Чаще всего изменяется мотивировка. «Переосмысление» представляет собой произошедший процесс изменения.

9) Обращение обряда. Особый случай переосмысления (обращение) –сохранение всех форм обряда с придачей ему в сказке противоположного смысла.  Сказку нужно сопоставлять с обрядами и обычаями с целью определения, какие мотивы восходят к тем или иным обрядам и в каком отношении они к ним находятся. 

) Сказки и миф. Мифрассказ о Божествах и Божественных существах, в действительность которых верит народ. Миф и сказка отличаются по своей социальной функции.

) Сказка и первобытно мышление. Первобытное мышление не знает абстракций, оно в действиях, формах. Формы первобытного мышления должны привлекаться к генезису. Легко принять мыслительную действительность за бытовую и наоборот.

) Генетика и история. Генетикаизучение происхождения явлений. История- изучение развития явлений. Генетика предшествует истории.

) Метод и материал. Трудность лежит в овладении материалом. Нельзя заниматься, например, мифом о всемирном потопе только в рамках одной народности. Фольклоринтернациональное явление. Прежде всего должна быть правильно поставлена задача, тогда правильный метод ведет к правильному решению.

) Сказка и послесказочные образования. Обряды, мифы, формы первобытного мышления и некоторые социальные институты Пропп считает досказочными образованиями. Пропп считает возможным объяснить сказку через них. Сказанья, легенды, героический эпос восходят к сказке. Могут быть объяснены ей. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25983. Философия Гераклита. Принципы диалектики. Диалектика и метафизика 25.3 KB
  Принципы диалектики. Согласно его рассуждениям мудрый тот кто не дает названия предметамони меняются Основные принципы диалектики. Гегель расширил понимание диалектики вывел ее из рамки движения мыслиувидел столкновение и объединение противоположностей в самой действительности в истории в культуре. В современных вариантах диалектики практически отсутствует понимания ее как о развитии.
25984. Философия и жизнь Сократа 19.09 KB
  Философия и жизнь Сократа О жизни и деятельности Сократа одного из величайших философов Древней Греции можно узнать лишь по произведениям его современников и учеников в первую очередь Платона потому что сам Сократ письменных источников после себя не оставил. Платон же познакомился с Сократом за восемь лет до гибели последнего когда Сократу было уже за шестьдесят и встреча эта произвела революцию в душе будущего знаменитого философа. Платон же написал и Апологию Сократа из которой можно узнать о некоторых аспектах сократовской...
25985. Платон. Сущность философского идеализма 18.03 KB
  Выделить в творчестве Платона какойлибо аспект и систематически изложить его довольно сложно так как приходится реконструировать мысли Платона из отдельных высказываний которые настолько динамичны что в процессе эволюции мысли порой превращаются в свою противоположность.Систематическое широкое использование математического материала имеет место у Платона начиная с диалога Менон где Платон подводит к основному выводу с помощью геометрического доказательства. Значительно в большей мере чем в гносеологии влияние математики...
25986. Философия Аристотеля, ученого-энциклопедиста 38.02 KB
  Проблема человека Познание человека центральная проблема философии. Стремление человека познавать свою собственную природу является одним из главных стимулов развития философии мысли. В современной науке насчитывается более 800 дисциплин изучающих человека. неделимый соединяет в себе черты: 1 ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ присущие всем людям как членам человеческого рода вида homo sapiens; 2 СОЦИАЛЬНОТИПИЧЕСКИЕ свойственные ему как представителю конкретного общества определенной культуры народа социальной группы; 3 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ...
25987. Философия эллинизма 20.28 KB
  Жизнь и деятельность ВойноЯсенецкого. ВойноЯсенецкого Валентин Феликсович ВойноЯсенецкий родился в 1877 г. Его отец провизор Феликс Станиславович ВойноЯсенецкий происходил из известного с 16 века обедневшего дворянского рода. Отец ВойноЯсенецкого был католиком мать Мария Дмитриевна Кудрина православной.
25988. Основные принципы философии средневековья. Номинализм и реализм 16.6 KB
  Основные принципы философии средневековья. Возникновение средневековой философии очень частосвязывают с падением Западной Римской империи 476 год н. В средневековой философии напротив реальностью определяющей все сущщее есть Бог.э конкурируют между собой философские учения стоиков эпикурейцев неоплатоников и в это же время формируются очаги новой веры и мысли которые в последствии составят основу средневековой философии.
25989. Философия Фомы Аквинского, Наука в жизни общества 32.58 KB
  Платоническое представление Августина о человеческой душе как независимой от тела духовной субстанции обладающей способностью непосредственно усматривать вечные несотворенные истины Идеи в свете Божественного просвещения Фома заменяет восходящим к Аристотелю понятием души как формы тела. Воздействие объектов приводит к образованию в душе их чувственных образовподобий от которых интеллект абстрагирует умопостигаемые формы универсалии следы творения вещей с помощью Божественных Идей. разумная часть человеческой души являются...
25990. Возрождение Основные вопросы философии 24.92 KB
  Соловьёв Владимир Сергеевич [1628. Сын Соловьёв Владимир Сергеевич М. После речи против смертной казни в марте 1881 в связи с убийством Александра II народовольцами Соловьёв Владимир Сергеевич был вынужден оставить преподавательскую работу.Как мыслитель и утопист Соловьёв Владимир Сергеевич оказался на пересечении разных духовных течений.
25991. Основные принципы гуманизма. Э. Роттердамский и др 20.79 KB
  В данной работе мы не будем говорить ни о христианской догматике ни о христианской мистике. Мы будем говорить лишь о христианской морали то есть о том насколько христианство отвечает высоким моральным стремлениям человеческого духа здесь на земле. Уже одно то что из всех евангельских догматов самым главным является догмат о том что Бог именно изза любви к человеку Сам становится человеком терпит все человеческие невзгоды лишения и страдания вплоть до мучительной и позорной смерти и все это повторяем именно изза любви к...