74862

Исследование Проппа «Исторические корни волшебной сказки»

Доклад

Литература и библиотековедение

Волшебная сказка древнее феодализма создавалась на основе докапиталистических форм и социальной жизни нужно сравнивать с исторической действительностью прошлого важно определить при каком социальном строе создавались отдельные мотивы и вся сказка. Сказка как явление надстроечного характера Часто предпосылки выступают продуктом эпохи. Сказка не соответствует той форме производства при которой она существует. Сказка и социальные институты прошлого.

Русский

2015-01-05

66.32 KB

3 чел.

red54;Вопрос 18

Исследование Проппа «Исторические корни волшебной сказки»

ПРЕДИСЛОВИЕ:

В книге часто встречаются ссылки на сказки или выдержки из них. Эти выдержки

надо рассматривать как иллюстрации, а не как доказательства.

Однако, с одной стороны, распределение сказок по сюжетам и сюжетов по мотивам, принятое в этих указателях, часто весьма условно, с другой же стороныссылки на сказки встречаются в книге несколько сот раз, и пришлось бы несколько сот раз давать ссылки на указатели. 

То же касается примеров из области обычаев, обрядов, культов и т. д. Все приводимые факты - не более как примеры, число которых можно было бы произвольно увеличить или уменьшить, приводимые примеры могли бы быть заменены другими. Таким образом, в книге не сообщается никаких новых фактов, нова только  устанавливаемая между ними связь.

Мотивы сказки так тесно связаны между собою, что ни один мотив не может быть понят изолированно. Излагать же приходится по частям. Поэтому в начале книгичасто встречаются ссылки на то, что еще будет развито, а со второй половины - на то, что уже изложено выше.Книга представляет собой одно целое, и ее нельзя читать из середины для справокпо отдельным мотивам.Упор сделан на анализ основных, главнейших сказочных образов и мотивов.

Работа вышла из Ленинградского ордена Ленина государственного университета. Особенно многим Пропп обязан члену-корреспонденту Академии Наук проф. Ивану Ивановичу Толстому, который дал ценные указания как по части использованного мной античного материала, так и по общим вопросам работы.

Основная часть (некоторые мысли):

Мифологическая школа исходила из предпосылки, что внешнее сходство двух явлений, внешняя аналогия их свидетельствует об их исторической связи(если герой растет не по дням, а по часам, то быстрый рост героя якобы отряжает быстрый рост солнца, взошедшего на горизонте). Но аналогия не то же самое, что историческая связь. 

Предпосылкафинской школы было предположение, что формы, встречающиеся чаще других, вместе с тем присущи исконной форме сюжета. Но  мы будем неоднократно убеждаться, что самые архаические формы встречаются как раз очень редко, и что они часто вытеснены новыми. 

1 ая предпосылка: имеется особая категория сказок, называемых волшебными. Эти сказки могут быть выделены из других и изучаться самостоятельно. Волшебные сказки и составляют часть фольклора, но они не представляют собой такой части, которая была бы неотделима от этого целого. 

Изучение структуры волшебных сказок показывает тесное родство этих сказок между собой. Родство это настолько тесно, что нельзя точно отграничить один сюжет от другого. Это приводит к двум дальнейшим, весьма важным предпосылкам. Во-первых: ни один сюжет волшебной сказки не может изучаться без другого, и во-вторых: ни один мотив волшебной сказки не может изучаться без его отношения к целому.

Волшебная сказка * древнее феодализма * создавалась на основе докапиталистических форм и социальной жизни * нужно сравнивать с исторической действительностью прошлого * важно определить,  при каком социальном строе создавались отдельные мотивы и вся сказка.

 4) Сказка как явление надстроечного характера

Часто предпосылки выступают продуктом эпохи. Сказка не соответствует той форме производства, при которой она существует. Сказку нужно сравнивать с исторической действительностью прошлого, в ней искать корни.

) Сказка и социальные институты прошлого . Формы производства в сказке = земледелие; охота; сеяние/пашня. Сказка сохранила в себе следы исчезнувших форм социальной жизни.

Сказку нужно сравнивать с социальными институтами прошлого и в ней искать корни

) Сказка и обряд. Религия проявляется с помощью обрядов и обычаев. Сказку нужно сравнивать с конкретными проявлениями религии.

) Прямое соответствие между сказкой и обрядом. Полное совпадение обряда и обычая со сказкой =>мотив восходит к тому или иному обряду.

) Переосмысление обряда сказкой. Прямое соответствие между сказкой и обрядом встречается крайне редко. Часто встречается другое явление –«переосмысление обряда». Под переосмыслением понимается замена сказкой одного какого-нибудь элемента обряда (деформация). Чаще всего изменяется мотивировка. «Переосмысление» представляет собой произошедший процесс изменения.

9) Обращение обряда. Особый случай переосмысления (обращение) –сохранение всех форм обряда с придачей ему в сказке противоположного смысла.  Сказку нужно сопоставлять с обрядами и обычаями с целью определения, какие мотивы восходят к тем или иным обрядам и в каком отношении они к ним находятся. 

) Сказки и миф. Мифрассказ о Божествах и Божественных существах, в действительность которых верит народ. Миф и сказка отличаются по своей социальной функции.

) Сказка и первобытно мышление. Первобытное мышление не знает абстракций, оно в действиях, формах. Формы первобытного мышления должны привлекаться к генезису. Легко принять мыслительную действительность за бытовую и наоборот.

) Генетика и история. Генетикаизучение происхождения явлений. История- изучение развития явлений. Генетика предшествует истории.

) Метод и материал. Трудность лежит в овладении материалом. Нельзя заниматься, например, мифом о всемирном потопе только в рамках одной народности. Фольклоринтернациональное явление. Прежде всего должна быть правильно поставлена задача, тогда правильный метод ведет к правильному решению.

) Сказка и послесказочные образования. Обряды, мифы, формы первобытного мышления и некоторые социальные институты Пропп считает досказочными образованиями. Пропп считает возможным объяснить сказку через них. Сказанья, легенды, героический эпос восходят к сказке. Могут быть объяснены ей. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41836. Изучение и анализ конструкций сцеплений транспортных автомобилей 78.68 KB
  Контрольные вопросы дайте классификацию сцеплений назначение устройство и принцип работы фрикционного однодискового гидравлического и электромагнитного сцеплений конструктивные особенности различных видов сцеплений их преимущества и недостатки применяемые материалы для изготовления элементов и узлов сцеплений какие приводы используются для управления сцеплением опишите их устройство и дайте им характеристику опишите устройство и работу центробежного сцепления какие существуют способы передачи крутящего момента от маховика двигателя к...
41837. Разработка комплекта конструкторской документации на кодовый замок 763 KB
  Наиболее интересными для обывателя являются, правда, другие замки, устанавливающиеся прямо в дверное полотно. Они имеют огромный плюс – им не нужна замочная скважина, а значит, сторонний наблюдатель просто не будет знать о его присутствии
41838. Система питания дизельных двигателей 177.92 KB
  Николаева Лабораторная работа № 9 Система питания дизельного двигателя Сделал студент группы 2151 Гуськов К.Е Система питания дизельных двигателей Общая информация При работе дизельного двигателя в его цилиндры всасывается наружный воздух который сжимается до высокого давления. Система подачи воздуха Главными особенностями конструкции впускного воздушного тракта рассматриваемого в настоящем Руководстве дизельного двигателя являются использование в нем турбокомпрессора приводимого во вращение потоком отработавших газов и отсутствие...
41839. Создание отчетов и экранных форм в среде MS Access 171.48 KB
  Вид отчета представлен на Рисунке 1.01 Идентификационный код Фамилия Имя Отчество Телефон Группа фамилий начинающихся на букву А 1545678990 Архипов Сергей Иванович нет Количество в группе 1 Группа фамилий начинающихся на букву Б 2314743296 Бородулин Андрей Васильевич 271412 1955443781 Безродный Владимир Михайлович 323214 2055894321 Бронзов Станислав Иванович 231070 Количество в группе 3 Группа фамилий начинающихся на букву К...
41840. Исследование конструкции системы отопления пассажирского вагона 588.5 KB
  Цель занятия: Исследовать конструкцию основных элементов системы отопления пассажирского вагона. Котел системы отопления. Схемы систем отопления.
41841. Поиск информации в сети Internet 344.59 KB
  В дополнение к этому существует ряд альтернативных средств поиска способных вам пригодиться включая утилиты которые работая совместно с браузером добывают информацию из Web и так называемые экспертные узлы где с вашими запросами работают живые люди. Поисковые машины и каталоги При всем изобилии методов поиска в Internet наиболее распространенными средствами нахождения информации попрежнему остаются поисковые машины и каталоги. Поисковые машины это комплекс специальных программ для поиска в сети. Хранит ссылки на страницы словарь...
41842. Основные характеристики и испытание интегральных преобразователей кодов (дешифратора, шифратора, демультиплексора и мультиплексора) 457.22 KB
  На одном из m выходов дешифратора появляется логическая 1 а именно на том номер которого соответствует поданному на вход двоичному коду. На всех остальных выходах дешифратора выходные сигналы равны нулю. Условное изображение дешифратора 4х16 читаемого четыре в шестнадцать на схемах дано на рис.
41843. Изучение и анализ конструкций коробок передач транспортных автомобилей 81.94 KB
  Контрольные вопросы дайте классификацию коробкам передач назначение устройство и принцип работы двух и трехвальной механической коробки передач устройство и работа гидромеханической коробки передач конструктивные особенности различных видов коробок передач их преимущества и недостатки применяемые материалы для изготовления элементов и узлов коробок передач назначение устройство и работа синхронизаторов автомобилей ВАЗ и ЗиЛ каким образом предотвращают произвольное выключение передач каким образом предотвращают...