74862

Исследование Проппа «Исторические корни волшебной сказки»

Доклад

Литература и библиотековедение

Волшебная сказка древнее феодализма создавалась на основе докапиталистических форм и социальной жизни нужно сравнивать с исторической действительностью прошлого важно определить при каком социальном строе создавались отдельные мотивы и вся сказка. Сказка как явление надстроечного характера Часто предпосылки выступают продуктом эпохи. Сказка не соответствует той форме производства при которой она существует. Сказка и социальные институты прошлого.

Русский

2015-01-05

66.32 KB

3 чел.

red54;Вопрос 18

Исследование Проппа «Исторические корни волшебной сказки»

ПРЕДИСЛОВИЕ:

В книге часто встречаются ссылки на сказки или выдержки из них. Эти выдержки

надо рассматривать как иллюстрации, а не как доказательства.

Однако, с одной стороны, распределение сказок по сюжетам и сюжетов по мотивам, принятое в этих указателях, часто весьма условно, с другой же стороныссылки на сказки встречаются в книге несколько сот раз, и пришлось бы несколько сот раз давать ссылки на указатели. 

То же касается примеров из области обычаев, обрядов, культов и т. д. Все приводимые факты - не более как примеры, число которых можно было бы произвольно увеличить или уменьшить, приводимые примеры могли бы быть заменены другими. Таким образом, в книге не сообщается никаких новых фактов, нова только  устанавливаемая между ними связь.

Мотивы сказки так тесно связаны между собою, что ни один мотив не может быть понят изолированно. Излагать же приходится по частям. Поэтому в начале книгичасто встречаются ссылки на то, что еще будет развито, а со второй половины - на то, что уже изложено выше.Книга представляет собой одно целое, и ее нельзя читать из середины для справокпо отдельным мотивам.Упор сделан на анализ основных, главнейших сказочных образов и мотивов.

Работа вышла из Ленинградского ордена Ленина государственного университета. Особенно многим Пропп обязан члену-корреспонденту Академии Наук проф. Ивану Ивановичу Толстому, который дал ценные указания как по части использованного мной античного материала, так и по общим вопросам работы.

Основная часть (некоторые мысли):

Мифологическая школа исходила из предпосылки, что внешнее сходство двух явлений, внешняя аналогия их свидетельствует об их исторической связи(если герой растет не по дням, а по часам, то быстрый рост героя якобы отряжает быстрый рост солнца, взошедшего на горизонте). Но аналогия не то же самое, что историческая связь. 

Предпосылкафинской школы было предположение, что формы, встречающиеся чаще других, вместе с тем присущи исконной форме сюжета. Но  мы будем неоднократно убеждаться, что самые архаические формы встречаются как раз очень редко, и что они часто вытеснены новыми. 

1 ая предпосылка: имеется особая категория сказок, называемых волшебными. Эти сказки могут быть выделены из других и изучаться самостоятельно. Волшебные сказки и составляют часть фольклора, но они не представляют собой такой части, которая была бы неотделима от этого целого. 

Изучение структуры волшебных сказок показывает тесное родство этих сказок между собой. Родство это настолько тесно, что нельзя точно отграничить один сюжет от другого. Это приводит к двум дальнейшим, весьма важным предпосылкам. Во-первых: ни один сюжет волшебной сказки не может изучаться без другого, и во-вторых: ни один мотив волшебной сказки не может изучаться без его отношения к целому.

Волшебная сказка * древнее феодализма * создавалась на основе докапиталистических форм и социальной жизни * нужно сравнивать с исторической действительностью прошлого * важно определить,  при каком социальном строе создавались отдельные мотивы и вся сказка.

 4) Сказка как явление надстроечного характера

Часто предпосылки выступают продуктом эпохи. Сказка не соответствует той форме производства, при которой она существует. Сказку нужно сравнивать с исторической действительностью прошлого, в ней искать корни.

) Сказка и социальные институты прошлого . Формы производства в сказке = земледелие; охота; сеяние/пашня. Сказка сохранила в себе следы исчезнувших форм социальной жизни.

Сказку нужно сравнивать с социальными институтами прошлого и в ней искать корни

) Сказка и обряд. Религия проявляется с помощью обрядов и обычаев. Сказку нужно сравнивать с конкретными проявлениями религии.

) Прямое соответствие между сказкой и обрядом. Полное совпадение обряда и обычая со сказкой =>мотив восходит к тому или иному обряду.

) Переосмысление обряда сказкой. Прямое соответствие между сказкой и обрядом встречается крайне редко. Часто встречается другое явление –«переосмысление обряда». Под переосмыслением понимается замена сказкой одного какого-нибудь элемента обряда (деформация). Чаще всего изменяется мотивировка. «Переосмысление» представляет собой произошедший процесс изменения.

9) Обращение обряда. Особый случай переосмысления (обращение) –сохранение всех форм обряда с придачей ему в сказке противоположного смысла.  Сказку нужно сопоставлять с обрядами и обычаями с целью определения, какие мотивы восходят к тем или иным обрядам и в каком отношении они к ним находятся. 

) Сказки и миф. Мифрассказ о Божествах и Божественных существах, в действительность которых верит народ. Миф и сказка отличаются по своей социальной функции.

) Сказка и первобытно мышление. Первобытное мышление не знает абстракций, оно в действиях, формах. Формы первобытного мышления должны привлекаться к генезису. Легко принять мыслительную действительность за бытовую и наоборот.

) Генетика и история. Генетикаизучение происхождения явлений. История- изучение развития явлений. Генетика предшествует истории.

) Метод и материал. Трудность лежит в овладении материалом. Нельзя заниматься, например, мифом о всемирном потопе только в рамках одной народности. Фольклоринтернациональное явление. Прежде всего должна быть правильно поставлена задача, тогда правильный метод ведет к правильному решению.

) Сказка и послесказочные образования. Обряды, мифы, формы первобытного мышления и некоторые социальные институты Пропп считает досказочными образованиями. Пропп считает возможным объяснить сказку через них. Сказанья, легенды, героический эпос восходят к сказке. Могут быть объяснены ей. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22526. Основы вибропрочности конструкций 155.5 KB
  Если период вынужденных колебаний совпадет с периодом свободных колебаний стержня то мы получим явление резонанса при котором амплитуда размах колебаний будет резко расти с течением времени. Так как период раскачивающих возмущающих сил обычно является заданным то в распоряжении проектировщика остается лишь период собственных свободных колебаний конструкции который надо подобрать так чтобы он в должной мере отличался от периода изменений возмущающей силы. Вопросы связанные с определением периода частоты и амплитуды свободных и...
22527. Расчет динамического коэффициента при ударной нагрузке 140.5 KB
  Скорость ударяющего тела за очень короткий промежуток времени изменяется и в частном случае падает до нуля; тело останавливается. передается реакция равная произведению массы ударяющего тела на это ускорение. Обозначая это ускорение через а можно написать что реакция где Q вес ударяющего тела. Эти силы и вызывают напряжения в обоих телах.
22528. Сопротивление материалов. Введение и основные понятия 40.5 KB
  Прочность – это способность конструкции выдерживать заданную нагрузку не разрушаясь. Жесткость – способность конструкции к деформированию в соответствие с заданным нормативным регламентом. Деформирование – свойство конструкции изменять свои геометрические размеры и форму под действием внешних сил Устойчивость – свойство конструкции сохранять при действии внешних сил заданную форму равновесия. Надежность – свойство конструкции выполнять заданные функции сохраняя свои эксплуатационные показатели в определенных нормативных пределах в течение...
22529. Метод сечений для определения внутренних усилий 92.5 KB
  Метод сечений для определения внутренних усилий Деформации рассматриваемого тела элементов конструкции возникают от приложения внешней силы. Внутренние усилия – это количественная мера взаимодействия двух частей одного тела расположенных по разные стороны сечения и вызванные действием внешних усилий. Здесь {S’} и {S } внутренние усилия возникающих соответственно в левой и правой отсеченных частях вследствие действия внешних усилий. Используя общую методологию теоремы Пуансо о приведении произвольной системы сил к заданному центру и...
22530. Эпюры внутренних усилий при растяжении-сжатии и кручении 48.5 KB
  Рассмотрим расчетную схему бруса постоянного поперечного сечения с заданной внешней сосредоточенной нагрузкой Р и распределенной q рис. а расчетная схема б первый участок левая отсеченная часть в второй участок левая отсеченная часть г второй участок правая отсеченная часть д эпюра нормальных сил Рис. В пределах первого участка мысленно рассечем брус на 2 части нормальным сечением и рассмотрим равновесие допустим левой части введя следующую координату х1 рис. Мысленно рассечем его сечением 2 2 и рассмотрим равновесие левой...
22531. Эпюры внутренних усилий при прямом изгибе 87.5 KB
  Рассмотрим пример расчетной схемы консольной балки с сосредоточенной силой Р рис. а расчетная схема б левая часть в правая часть г эпюра поперечных сил д эпюра изгибающих моментов Рис. Построение эпюр поперечных сил и внутренних изгибающих моментов при прямом изгибе: Прежде всего вычислим реакции в связи на базе уравнений равновесия: После мысленного рассечения балки нормальным сечением 1 1 рассмотрим равновесие левой отсеченной части рис. Для правой отсеченной части при рассмотрении ее равновесия результат аналогичен рис.
22532. Понятие о напряжениях и деформациях 80.5 KB
  а вектор полного напряжения б вектор нормального и касательного напряжений уменьшаются главный вектор и главный момент внутренних сил причем главный момент уменьшается в большей степени. Введенный таким образом вектор рn называется вектором напряжений в точке. Совокупность всех векторов напряжений в точке М для всевозможных направлений вектора п определяет напряженное состояние в этой точке. В общем случае направление вектора напряжений рn не совпадает с направлением вектора нормали п.
22533. Свойства тензора напряжений. Главные напряжения 95 KB
  Свойства тензора напряжений. Главные напряжения Тензор напряжений обладает свойством симметрии. Для доказательства этого свойства рассмотрим приведенный в лекции 5 элементарный параллелепипед с действующими на его площадках компонентами тензора напряжений. Отличные от нуля моменты создают компоненты верхняя грань и права грань: После сокращения на элемент объема dV=dxdydz получим Аналогично приравнивая нулю сумму моментов всех сил относительно осей Оу и Ог получим еще два соотношения Эти условия симметрии и тензора напряжений...
22534. Плоское напряженное состояние 98.5 KB
  Тензор напряжений в этом случае имеет вид Геометрическая иллюстрация представлена на рис. Инварианты тензора напряжений равны а характеристическое уравнение принимает вид Корни этого уравнения равны 1 Нумерация корней произведена для случая Рис. Позиция главных напряжений Произвольная площадка характеризуется углом на рис. Если продифференцировать соотношение 2 по и приравнять производную нулю то придем к уравнению 4 что доказывает экстремальность главных напряжений.