74864

Частушки (происхождение, темы, поэтика)

Доклад

Литература и библиотековедение

Частушка является самым распространенным жанром песенной поэзии. Частушка очень ярко и быстро откликалась на самые разнообразные темы современности. Частушка представляет собой одновременно и памятник далекого прошлого и громкий голос современности. Одна и та же частушка может существовать десятилетиями подвергаясь мелким крупным изменениям.

Русский

2015-01-05

61.23 KB

3 чел.

red54;Вопрос 20

Частушки (происхождение, темы, поэтика).

Частушкикороткие, чаще четырехстишные рифмованные песенки, пользующиеся распространением в широких массах деревенского и городского населения. 

Частушка является самым распространенным жанром песенной поэзии. Частушка очень ярко и быстро откликалась на самые разнообразные темы современности. На истории частушки обнаруживается закономерность художественных процессов; выявляется закономерность в развитии поэзии. Частушка представляет собой одновременно и памятник далекого прошлого и громкий голос современности. Многие из частушек невозможно прикрепить к определенному историческому моменту. Одна и та же частушка может существовать десятилетиями, подвергаясь мелким//крупным изменениям.

Фольклор вне постоянных вариаций немыслим, варьированиеодна из его характерных черт. В частушках мы не замечаем каждый раз новых текстов, а часто замечаем видоизменения ранее существовавшего произведения. Десятки и сотни тысяч частушекна самом деле вариации тысяч.

В течение нескольких десятилетий конца XIXи начXX частушки бытовали исключительно среди русского населения (отличительная черта русского фольклора). С началом Октябрьской революции частушки стали проникать на Украину, Белоруссию, в другие народы СССР. Сначала происходило прямое заимствование русских частушек, затем переработка усилилась =>частушки «национализировались» => по их образцу создавались местные, национальные частушки. Происходил процесс поэтического взаимообмена (гражданская война).  Одна и та же частушка применялась повсюду, приспосабливаясь к особенностям быта и новому месту.

Генезис частушки: по форме своей (краткость, рифмованность) –частушка старого происхождения, в своем истоке связана с творчеством деревни.

Причины огромного спроса на частушку :

* изменение соц-экономического положения деревни в эпоху развития капитализма;

*разрушение патриархальных устоев;

*изменение психического уклада населения;

*приток новых впечатлений;

*частая смена переживаний

Частушка оказалась очень удобной формой, для того чтобы быстро и легко откликаться на все разнообразие личной и общественной жизни.

Смирнов-Кутачевский утверждал о ритме фабрики как о непосредственном источнике частушки. Но необходимо признать полную невозможность данного утверждения, частушка существовала и в феодальной докапиталистической деревне. (однако частушка имеет органическую связь с развитием промышленного капитализма).

Социальные слои, использовавшие частушку:

  1.  Деревенский и городской пролетариат
  2.  Крестьянин-середняк
  3.  Деревенская и городская  мелкая буржуазия (мещане). 

Частушка изобразила перипетии классовой борьбы последних десятилетий перед революцией.

Частушка не утратила своей связи с танцамирязаночка», «цыганочки», «елецкие») = нередко танец служил толчком к интересным импровизациям. 

«ЦЫГАНОЧКА» - в форме соревнования новых фигур танца, новых форм частушкихудожественный диалог (одна начинает, другая продолжает). Такие тематические диалоги являются как бы переходной формой между частушкой и песней. 

Частушка обычно исполнялась под гармонь, однако одна и та же частушка могла исполняться на разную мелодию.

Кто сочиняет частушки? –специалисты-составители; поэты; молодежь на посиделкахколлективная импровизация с использованием поэтических штампов, устойчивых поэтических формул + вариации. 

Способы создания частушек:

*Один и тот же зачин мог использоваться в разных частушках (С неба звездочка упала…) и в любовной тематике, плясовой, шуточной. Иногда связь образа-символа и всего содержания частушки затуманена, иногда явственно видна.

*Более простая линия -  традиционная частушка подвергается переработке (замена личных имен, топонимов). Легкое обновление вызывает новую реакцию, усиливая эффект песенки.

*В последние десятилетия (после империалистической войны)  репертуар частушек стал пополняться притоком из книг, литературы. Их использовали для политических, агитационных целей.

Тематика, содержание частушек

! Мотив личного любовного чувства (любовь, ревность, ссора, разлука … ) –главное место

Причины разлукигражданская, империалистическая война, измена милого с близкой подружкой, уход в город на заработки и тд.

Отдельная группа частушек про любовьО СОПЕРНИЦАХ.

Почему именно тема любви ? Так как частушка сочинялась в большинстве случаев молодежью, про семейную жизньредко (если только от лица молодежи про родителей).

Чем лирические песни о любви отличаются от частушек любовных?

В протяжных старинных песнях господствовало чувство безысходности (власть родителей, власть мужа), частушка же говорит о родившейся свободе чувств, силе протеста против вековых устоев.  Следовательно, любовная частушка является показателем роста общественного самосознания, глубоких изменений в быту и культуре. 

! Мотив разгула, пьянства–сочинялись мужской частью населения (нарочитая грубость). = показывает картины дореволюционной деревни  с поножовщиной, драками, скандалами. 

! Сатиристические частушки выпады молодежи одной деревни против другой; издевки девиц над своими парнями и наоборот. Высмеивались внешние манеры, повадки, пьянство, особенности одежды, говор.

1905 год тематика становится серьезнее и глубже. Отклики на забастовки, отражение волнений. Высмеивается полиция, духовенство, царь .

! Общественные темы–чем ближе к революции, тем их становилось всё больше. О империалистической войне. Критика царского строя, власти


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45829. Основы отношений со СМИ 28.42 KB
  Массовая информация предназначенные для неограниченного круга лиц печатные аудио аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; СМИ периодическое печатное издание радио теле видеопрограмма кинохроникальная программа иная форма периодического распространения массовой информации; При осуществлении своей деятельности специалисты PR должны помнить о Федеральном законе Об информации информационных технологиях и о защите информации который является основой для правового регулирования. ФЗ Об информации информационных...
45831. Типология и характеристика СМИ 17.6 KB
  Под СМИ понимается периодическое печатное издание радио теле видеопрограмма кинохроникальная программа иная форма периодического распространения массовой информации ФЗ о СМИ. Существующая система СМИ складывалась постепенно: вначале были только газеты и журналы в 19м веке добавились информационные службы в 20м – сначала радиостанции а потом и студии телевидения а сейчас широкое распространение получили электронные СМИ. Классификация СМИ: по формам распространения носителю по региону распространения по формам собственности...
45832. Стилистические особенности информационных жанров прессы 18.67 KB
  Цель информационного жанра – сообщить факт Пять групп жанров: оперативноновостные – заметка во всех ее разновидностях; оперативноисследовательские – интервью репортажи отчеты; исследовательсконовостные – корреспонденция комментарий колонка рецензия; исследовательские – статья письмо обозрение; исследовательскообразные художественнопублицистические – очерк эссе фельетон памфлет. К информационным жанрам относятся: Заметка; Отчет; Интервью; Репортаж и др. Интервью – представляющие общественный интерес ответы...
45833. Особенности работы редактора над телевизионной информационной заметкой 352.5 KB
  В этой работе мне бы хотелось выработать некую общую методику по работе над текстами телевизионных информационных заметок, рассмотреть основные их стилеобразующие черты, обобщить лексические, морфологические и синтаксические особенности телевизионной информационной заметки.
45834. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ 17.47 KB
  Для примера возьмем одно из крупнейших мировых информационных агентств – ИТАРТАСС. Его почти вековая история позволила тассовцам накопить уникальный творческий и профессиональный опыт. Богатейшими возможностями обладает банк данных ИНФОТАСС уникальный фотоархив включает в себя около 1 млн. Приведенные данные говорят об исключительно напряженной и масштабной работе сотрудников ИТАРТАСС.