74864

Частушки (происхождение, темы, поэтика)

Доклад

Литература и библиотековедение

Частушка является самым распространенным жанром песенной поэзии. Частушка очень ярко и быстро откликалась на самые разнообразные темы современности. Частушка представляет собой одновременно и памятник далекого прошлого и громкий голос современности. Одна и та же частушка может существовать десятилетиями подвергаясь мелким крупным изменениям.

Русский

2015-01-05

61.23 KB

3 чел.

red54;Вопрос 20

Частушки (происхождение, темы, поэтика).

Частушкикороткие, чаще четырехстишные рифмованные песенки, пользующиеся распространением в широких массах деревенского и городского населения. 

Частушка является самым распространенным жанром песенной поэзии. Частушка очень ярко и быстро откликалась на самые разнообразные темы современности. На истории частушки обнаруживается закономерность художественных процессов; выявляется закономерность в развитии поэзии. Частушка представляет собой одновременно и памятник далекого прошлого и громкий голос современности. Многие из частушек невозможно прикрепить к определенному историческому моменту. Одна и та же частушка может существовать десятилетиями, подвергаясь мелким//крупным изменениям.

Фольклор вне постоянных вариаций немыслим, варьированиеодна из его характерных черт. В частушках мы не замечаем каждый раз новых текстов, а часто замечаем видоизменения ранее существовавшего произведения. Десятки и сотни тысяч частушекна самом деле вариации тысяч.

В течение нескольких десятилетий конца XIXи начXX частушки бытовали исключительно среди русского населения (отличительная черта русского фольклора). С началом Октябрьской революции частушки стали проникать на Украину, Белоруссию, в другие народы СССР. Сначала происходило прямое заимствование русских частушек, затем переработка усилилась =>частушки «национализировались» => по их образцу создавались местные, национальные частушки. Происходил процесс поэтического взаимообмена (гражданская война).  Одна и та же частушка применялась повсюду, приспосабливаясь к особенностям быта и новому месту.

Генезис частушки: по форме своей (краткость, рифмованность) –частушка старого происхождения, в своем истоке связана с творчеством деревни.

Причины огромного спроса на частушку :

* изменение соц-экономического положения деревни в эпоху развития капитализма;

*разрушение патриархальных устоев;

*изменение психического уклада населения;

*приток новых впечатлений;

*частая смена переживаний

Частушка оказалась очень удобной формой, для того чтобы быстро и легко откликаться на все разнообразие личной и общественной жизни.

Смирнов-Кутачевский утверждал о ритме фабрики как о непосредственном источнике частушки. Но необходимо признать полную невозможность данного утверждения, частушка существовала и в феодальной докапиталистической деревне. (однако частушка имеет органическую связь с развитием промышленного капитализма).

Социальные слои, использовавшие частушку:

  1.  Деревенский и городской пролетариат
  2.  Крестьянин-середняк
  3.  Деревенская и городская  мелкая буржуазия (мещане). 

Частушка изобразила перипетии классовой борьбы последних десятилетий перед революцией.

Частушка не утратила своей связи с танцамирязаночка», «цыганочки», «елецкие») = нередко танец служил толчком к интересным импровизациям. 

«ЦЫГАНОЧКА» - в форме соревнования новых фигур танца, новых форм частушкихудожественный диалог (одна начинает, другая продолжает). Такие тематические диалоги являются как бы переходной формой между частушкой и песней. 

Частушка обычно исполнялась под гармонь, однако одна и та же частушка могла исполняться на разную мелодию.

Кто сочиняет частушки? –специалисты-составители; поэты; молодежь на посиделкахколлективная импровизация с использованием поэтических штампов, устойчивых поэтических формул + вариации. 

Способы создания частушек:

*Один и тот же зачин мог использоваться в разных частушках (С неба звездочка упала…) и в любовной тематике, плясовой, шуточной. Иногда связь образа-символа и всего содержания частушки затуманена, иногда явственно видна.

*Более простая линия -  традиционная частушка подвергается переработке (замена личных имен, топонимов). Легкое обновление вызывает новую реакцию, усиливая эффект песенки.

*В последние десятилетия (после империалистической войны)  репертуар частушек стал пополняться притоком из книг, литературы. Их использовали для политических, агитационных целей.

Тематика, содержание частушек

! Мотив личного любовного чувства (любовь, ревность, ссора, разлука … ) –главное место

Причины разлукигражданская, империалистическая война, измена милого с близкой подружкой, уход в город на заработки и тд.

Отдельная группа частушек про любовьО СОПЕРНИЦАХ.

Почему именно тема любви ? Так как частушка сочинялась в большинстве случаев молодежью, про семейную жизньредко (если только от лица молодежи про родителей).

Чем лирические песни о любви отличаются от частушек любовных?

В протяжных старинных песнях господствовало чувство безысходности (власть родителей, власть мужа), частушка же говорит о родившейся свободе чувств, силе протеста против вековых устоев.  Следовательно, любовная частушка является показателем роста общественного самосознания, глубоких изменений в быту и культуре. 

! Мотив разгула, пьянства–сочинялись мужской частью населения (нарочитая грубость). = показывает картины дореволюционной деревни  с поножовщиной, драками, скандалами. 

! Сатиристические частушки выпады молодежи одной деревни против другой; издевки девиц над своими парнями и наоборот. Высмеивались внешние манеры, повадки, пьянство, особенности одежды, говор.

1905 год тематика становится серьезнее и глубже. Отклики на забастовки, отражение волнений. Высмеивается полиция, духовенство, царь .

! Общественные темы–чем ближе к революции, тем их становилось всё больше. О империалистической войне. Критика царского строя, власти


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13681. Семья является первичным лоном человеческой культуры 14.87 KB
  Семья является первичным лоном человеческой культурыИ. Ильин.Данное высказывание посвящено весьма актуальной социологической проблеме. Автор поднимает проблему семьи как самой ценной ячейке общества.Русский философ Иван Ильин придавал большое значение семье как в
13682. Создает человека природа, но развивает и образует его общество. В.Т. Белинский 16.16 KB
  Создает человека природа но развивает и образует его общество. В.Т. Белинский Человек это высшая ступень развития живых организмов на земле субъект общественноисторической деятельности и культуры но важнейшей его характеристикой является биосоциальная сущн
13683. Счастье. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему 14.69 KB
  Все счастливые семьи похожи друг на друга каждая несчастливая семья несчастна по-своему Л.Толстой. Важнейшим соц. институтом и основной ячейкой общества является семья общность людей основанная на единой общесемейной деятельности супружеских узах и кровном родстве....
13684. Гуманность, есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть 14.56 KB
  Гуманность есть только привычка плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть. Ф.М. Достоевский Гуманность гуманизм это человеколюбие осознание собственной ценности и ценности другого человека. Гуманизм подчеркивает именно человеческие качества личности то
13685. Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают 13.55 KB
  Индивидом рождаются личностью становятся индивидуальность отстаивают А.Г. Асмолов Я полностью согласна с афоризмом А.Г. Асмолова. Индивид человек носитель каких-либо черт. Природа наделяет человека не только биологическими качествами внешней сходностью...
13686. Семья более священна, чем государство 16.82 KB
  Семья более священна чем государство. Папа Пий XIСемья это малая группа члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями общим бытом и взаимной ответственностью. Семья является ячейкой общества а значит важной частью государства. Папа Пий XI счита
13687. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский) 14.28 KB
  Создает человека природа но развивает и образует его общество В.Г. Белинский.Человек это существо биологическое и социальное. Всю свою жизнь он проходит процесс социализации приобщению к традиционным ценностям устоям окружающего мира. Этот процесс ограничен двум
13688. Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий 14.24 KB
  Только существо обладающее разумом может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий Т. Ойзерман В данном изречении Ойзерман поднимает проблему ответственного отношения человека к продуктам своей мыслительной деятельности.Эта проблема по моему мн
13689. Человек немыслим вне общества 16.55 KB
  Человек немыслим вне общества Л.Н. Толстой Лев Николаевич Толстой великий русский писатель второй половины XIX начала XX вв. Его творчество поражает читателя глубочайшими философскими смыслами. Человек немыслим вне общества как это понять Чтобы грамотно сформул...