74864

Частушки (происхождение, темы, поэтика)

Доклад

Литература и библиотековедение

Частушка является самым распространенным жанром песенной поэзии. Частушка очень ярко и быстро откликалась на самые разнообразные темы современности. Частушка представляет собой одновременно и памятник далекого прошлого и громкий голос современности. Одна и та же частушка может существовать десятилетиями подвергаясь мелким крупным изменениям.

Русский

2015-01-05

61.23 KB

3 чел.

red54;Вопрос 20

Частушки (происхождение, темы, поэтика).

Частушкикороткие, чаще четырехстишные рифмованные песенки, пользующиеся распространением в широких массах деревенского и городского населения. 

Частушка является самым распространенным жанром песенной поэзии. Частушка очень ярко и быстро откликалась на самые разнообразные темы современности. На истории частушки обнаруживается закономерность художественных процессов; выявляется закономерность в развитии поэзии. Частушка представляет собой одновременно и памятник далекого прошлого и громкий голос современности. Многие из частушек невозможно прикрепить к определенному историческому моменту. Одна и та же частушка может существовать десятилетиями, подвергаясь мелким//крупным изменениям.

Фольклор вне постоянных вариаций немыслим, варьированиеодна из его характерных черт. В частушках мы не замечаем каждый раз новых текстов, а часто замечаем видоизменения ранее существовавшего произведения. Десятки и сотни тысяч частушекна самом деле вариации тысяч.

В течение нескольких десятилетий конца XIXи начXX частушки бытовали исключительно среди русского населения (отличительная черта русского фольклора). С началом Октябрьской революции частушки стали проникать на Украину, Белоруссию, в другие народы СССР. Сначала происходило прямое заимствование русских частушек, затем переработка усилилась =>частушки «национализировались» => по их образцу создавались местные, национальные частушки. Происходил процесс поэтического взаимообмена (гражданская война).  Одна и та же частушка применялась повсюду, приспосабливаясь к особенностям быта и новому месту.

Генезис частушки: по форме своей (краткость, рифмованность) –частушка старого происхождения, в своем истоке связана с творчеством деревни.

Причины огромного спроса на частушку :

* изменение соц-экономического положения деревни в эпоху развития капитализма;

*разрушение патриархальных устоев;

*изменение психического уклада населения;

*приток новых впечатлений;

*частая смена переживаний

Частушка оказалась очень удобной формой, для того чтобы быстро и легко откликаться на все разнообразие личной и общественной жизни.

Смирнов-Кутачевский утверждал о ритме фабрики как о непосредственном источнике частушки. Но необходимо признать полную невозможность данного утверждения, частушка существовала и в феодальной докапиталистической деревне. (однако частушка имеет органическую связь с развитием промышленного капитализма).

Социальные слои, использовавшие частушку:

  1.  Деревенский и городской пролетариат
  2.  Крестьянин-середняк
  3.  Деревенская и городская  мелкая буржуазия (мещане). 

Частушка изобразила перипетии классовой борьбы последних десятилетий перед революцией.

Частушка не утратила своей связи с танцамирязаночка», «цыганочки», «елецкие») = нередко танец служил толчком к интересным импровизациям. 

«ЦЫГАНОЧКА» - в форме соревнования новых фигур танца, новых форм частушкихудожественный диалог (одна начинает, другая продолжает). Такие тематические диалоги являются как бы переходной формой между частушкой и песней. 

Частушка обычно исполнялась под гармонь, однако одна и та же частушка могла исполняться на разную мелодию.

Кто сочиняет частушки? –специалисты-составители; поэты; молодежь на посиделкахколлективная импровизация с использованием поэтических штампов, устойчивых поэтических формул + вариации. 

Способы создания частушек:

*Один и тот же зачин мог использоваться в разных частушках (С неба звездочка упала…) и в любовной тематике, плясовой, шуточной. Иногда связь образа-символа и всего содержания частушки затуманена, иногда явственно видна.

*Более простая линия -  традиционная частушка подвергается переработке (замена личных имен, топонимов). Легкое обновление вызывает новую реакцию, усиливая эффект песенки.

*В последние десятилетия (после империалистической войны)  репертуар частушек стал пополняться притоком из книг, литературы. Их использовали для политических, агитационных целей.

Тематика, содержание частушек

! Мотив личного любовного чувства (любовь, ревность, ссора, разлука … ) –главное место

Причины разлукигражданская, империалистическая война, измена милого с близкой подружкой, уход в город на заработки и тд.

Отдельная группа частушек про любовьО СОПЕРНИЦАХ.

Почему именно тема любви ? Так как частушка сочинялась в большинстве случаев молодежью, про семейную жизньредко (если только от лица молодежи про родителей).

Чем лирические песни о любви отличаются от частушек любовных?

В протяжных старинных песнях господствовало чувство безысходности (власть родителей, власть мужа), частушка же говорит о родившейся свободе чувств, силе протеста против вековых устоев.  Следовательно, любовная частушка является показателем роста общественного самосознания, глубоких изменений в быту и культуре. 

! Мотив разгула, пьянства–сочинялись мужской частью населения (нарочитая грубость). = показывает картины дореволюционной деревни  с поножовщиной, драками, скандалами. 

! Сатиристические частушки выпады молодежи одной деревни против другой; издевки девиц над своими парнями и наоборот. Высмеивались внешние манеры, повадки, пьянство, особенности одежды, говор.

1905 год тематика становится серьезнее и глубже. Отклики на забастовки, отражение волнений. Высмеивается полиция, духовенство, царь .

! Общественные темы–чем ближе к революции, тем их становилось всё больше. О империалистической войне. Критика царского строя, власти


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33526. Роман-антиутопия Е.Замятина «Мы» (жанровые и художественные особенности) 17.26 KB
  У Замятина мы не масса а социальное качество. Заветная идея сталинизма – не человек но винтик в гигантском государственном механизме который подчинен твердой руке машиниста у Замятина показана осуществленной. Особенности жанра При чтении толкования термина антиутопия все его особенности прослеживаются в романе Евгения Замятина Мы: это и изображение тоталитарного государства и острый конфликт Чтобы возникла художественность нужен романный конфликт. Он должен пережить это сомнение как кульминацию своей жизни пусть даже...
33527. «Чевенгур» Платонова как роман-предупреждение 14.06 KB
  Чевенгур Платонова как романпредупреждение. прочитав роман “Чевенгур†писал Платонову: “Человек вы талантливый это бесспорно бесспорно и то что вы обладаете очень своеобразным языком. Платонов же посылая Горькому рукопись “Чевенгура†писал что “в романе содержится честная попытка изобразить начало коммунистического обществаâ€. Роман “Чевенгур†это энциклопедия социальных инициатив в их взаимодействии с реальной плотью жизни.
33528. Проблематика романа Б. Пастернака «Доктор Живаго», значение лирического дневника в идейной концепции романа 20.46 KB
  Пастернака Доктор Живаго значение лирического дневника в идейной концепции романа. Пастернак начал писать роман “Доктор Живаго†в 1945 году и закончил его в декабре 1955 года.Лихачев уверен что автор Пастернак пишет о самом себе но пишет как о постороннем он придумывает себе судьбу в которой можно было бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь что жизнь Юрия Андреевича Живаго – это альтернативный вариант жизни самого Пастернака. Доктор Живаго – выразитель сокровенного лирический герой Пастернака который...
33529. Литературный процесс 30-х годов (ведущие темы, основные имена) 13.59 KB
  Печатались новые произведения Н. Новые сферы жизни человека новые конфликты новые характеры видоизменение традиционного литературного материала привели к появлению новых героев к возникновению новых жанров новых приемов стихосложения к поискам в области композиции и языка.
33530. Литературные объединения 20-х годов, их роль в развитии литературы 25.13 KB
  в литературной жизни продолжали существовать литературные организации и группы писателей: футуристы акмеисты Пролеткульт сложившиеся в начале 1910х годов. Одной из самых многочисленных и авторитетных литературных организаций объединивших пролетарских поэтов и писателей стал Пролеткульт. Его теория пролетарской культуры оказала большое влияние на русскую литературу 1920 1930х годов особенно на творчество пролетарских поэтов и писателей. Драматическим моментом в судьбе Пролеткульта стал раскол который произошел накануне Первого...
33531. Несвоевременные мысли» М.Горького как опыт национальной самокритики 20.06 KB
  Советское литературоведение отталкиваясь от определения Ленина Горький не политик толковало публицистику как отступление от правды большевизма. Это хорошо понимал и сам Горький. Горький подозревает крестьянство в тяжких грехах и противопоставляет ему рабочий класс напутствуя: Не забывайте что вы живете в стране где 85 населения – крестьяне и что вы среди них маленький островок среди океана. На крестьянство Горький не рассчитывает потому что оно жадное до собственности получит землю и отвернется изорвав на онучи знамя Желябова.
33532. Тема любви в лирике В.Маяковского и лирике С.Есенина 20-х гг. 21.61 KB
  Октябрьская революция раскрепостив человека создала условия для торжества любви любви как счастья как радости. Это произведение о человеческой любви во всех ее проявлениях о любви в самом широком смысле этого слова. Утверждая право человека ненавидеть во имя любви Маяковский по ходу эволюции своего лирического героя показывает как его чувства становятся социально осмысленными.
33533. Отражение истории в судьбе Г.Мелехова (по роману М.Шолохова «Тихий Дон») 14.64 KB
  Григорий Мелехов – это главный герой романа. На войне герой возмужал заслужил четыре георгиевских креста и четыре медали стал офицером поддержал казачью честь и славу но стал злым. После знакомства с большевистской философией герой чувствует себя зрячим. Трех коней убили под Григорием в пяти местах продырявлена его шинель но геройство оказывается напрасным – поток Красной армии затопляет Донскую землю.
33534. Проблематика и жанровые особенности романа М.Шолохова «Тихий Дон» 16.39 KB
  Действительно Шолохов в отличие от автора “Войны и мира†не дает в романе теоретического обоснования своей исторической концепции несмотря на то что его трактовка исторических событий нередко отличается от главенствовавшей тогда в исторической науке. В своем романе Шолохов рисует жизнь русского донского казачества. В этом романе Шолохов освещает проблемы связанные с войной и революцией начала 20 века. Но есть в романе и другое.