74865

Роды и виды детского фольклора

Доклад

Литература и библиотековедение

Пестушка как явление игрового фольклора. Практическая функция. Потешка (“Ладушки”, “Сорока” и др.) и ее развитые игровые и словесные формы. Прибаутки как явление словесного творчества. Их структурные формы как маленьких сказочек в стихах. Особый вид прибауток-перевертыши. Нарочитое смещение в прибаутках реальных связей и отношений как педагогическое свойство и средство комического.

Русский

2015-01-05

57.99 KB

3 чел.

  1.  Роды и виды детского фольклора.

Д е т с к и й  ф о л ь к л о р

Объем понятия "детский фольклор": творчество взрослых для детей, творчество взрослых,  перенятое и освоенное детьми, собственно детское творчество.  Деление на жанры и принцип, положенный в основу классификации.

Колыбельные песни. Их народное названиебайки. Практическая функция, возникшая на основе осознания роли ритма для успокоения ребенка. Связь баек с заговорами и магическими обрядами.  Неосознано-художественные и чисто художественные образы. Образы кота, птиц и др. Детский мир колыбельных песен,  выражение дум и чувств матери, няньки. Свободная композиция колыбельных песен. Мотив как конструктивная единица (А. Н. Мартынова). Импровизационное начало и его роль при исполнении колыбельных песен. Традиционные  особенности языка и стиля.

Пестушка как явление игрового фольклора. Практическая функция. Потешка (“Ладушки,Сорокаи др.)  и ее развитые игровые и словесные формы. Прибаутки как явление словесного творчества. Их структурные формы как маленьких сказочек в стихах. Особый вид прибауток-перевертыши. Нарочитое  смещение в прибаутках реальных связей и отношений как педагогическое свойство и средство комического.

Заклички какослабленнаяформа заклинаний и заговоров.  Связь закличек с календарным фольклором, магическими обрядами. Связь закличек с временами года, погодой, праздниками и др. Понятиедетский народный календарь” (Г. С. Виноградов).

Классификация: 

  •  Взрослые для детей.

Колыбельные: байки, от «баять» –говорить, цельусыпить, размерный ритм и мелодия для укачивания. Ребенок все равно не воспринимает смыслпотому текст необычен (иногда с «умри»), т.к. служит для устрашения злых сил (связь с заговорами), для себя.

Персонажи - ребенок, мать, члены семьи; животные: гули, журавли, кот (особое животное, потустороннее, в нем живет домовой; по Проппумного спит, потому хотели передать это свойство ребенку) –безобидные животные, кроме волчка. Мифологические персонажи: сон, дрема, угомон.

Пестушки (пока исполнялипроводили народный медицинский массаж; тексты простыерассказывались, когда ребенок уже понимает, но не говорит).

Потешки. Усложненный текст, сопровождались игровыми действиями (сорока, ладушки),  часто заканчивались щекотанием. Быстрый темп, речитативность, рифма носит текстообразующее значение. Композиционные приемы: диалогичность, стремительность, повторяемость. Динамичная картинка: много движениямало абстракций. 

Докучные сказки. Напр., про бычка; педагогический ход  чтобы занять ребенка, утихомирить. Композ. типы: маятниковый повтор (от 1го  ко 2му, обратно):; бесконечное повествование; кольцевая (мочалоначинай сначала).

Прибаутки, небылички-перевертыши,  сказки о животных, волшебные сказки.

  •  Дети сами для себя.

Считалки, дразнилки (детская сатира), зазывалки, попрошайки, вызывалки.

Страшилки (городской, в селахбылички). Сходство с волшебными сказками: построение сюжета, герои, утроение; близость к заговору: особое отношение к цвету, месту; есть страшилки-обманки. 

  •  Творчество взрослых,  перенятое и освоенное детьми.

Игровые, хороводные песни, обрядовыеколядки, святочные (колядование, обряд посева зерна по всей земле) и масленичные приговоры, заклички весны (звукоподражание птицам), средокрестиеая неделя поста.

Олицетворениедоминирующий прием, звукопись


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82695. Алфавіт. Звук у, Буква Уу. Узагальнюючий урок по творчості братів Грімм 65.5 KB
  Мета: Закріпити знання учнів про вивчені букви; вдосконалити навички читання складів і слів з буквою У; розвивати увагу, зв’язне мовлення; збагачувати словниковий запас. Перевірити здобуті учнями знання і уміння по темі Творчість братів Грімм створити ситуацію, при якій учні самі стають героями уроку.
82696. Do you like Travelling? 61 KB
  Do you like to play games? Do you like to play team games? Today we are having an unusual lesson. The topic of our lesson is Travelling. You’ll revise vocabulary on the topic and use these words in your speech; you’ll sing songs, role-play situations; you’ll develop your speaking, reading...
82697. Вправи на розрізнення синонімів, спільнокореневих слів та форм одного й того ж слова 52.5 KB
  Поглиблювати й систематизувати знання учнів про синоніми спільнокореневі слова та форми одного й того ж слова збагачувати словниковий запас. Розвивати вміння добирати спільнокореневі слова за їх ознаками розпізнавати форми одного й того ж слова через зміну закінчень розвивати вміння спостерігати...
82698. О книге и о чтении. Иллюстрация 51 KB
  Цель и задачи: расширить знания учащихся о книге историей её возникновения и о этапах её производства; показать возможности иллюстрации как способе дополнительного восприятия новой информации; развивать навыки правильного и осознанного чтения; обогащать словарный запас учащихся...
82699. Книга – вчора, сьогодні, завтра… 45.5 KB
  Мета: дати учням загальні відомості про книгу як історичну памятку людства як коштовний скарб в якому джерело мудрості; ознайомити з основними етапами створення книги дати загальні поняття про процес виготовлення книги в наш час; виховувати інтерес повагу та любов до книги.
82700. My Last Day Off. (A fairy-tale about the past) 31 KB
  Objectives: to retell pupils a fairy-tale about the past; to present pupils the way of expressing the past (regular verbs); to teach pupils to make up sentences in Past Simple; to read the text and answer the questions; to teach pupils to speak about their last day off...
82701. В.А.Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», «Камень», «Красота, вдохновение, радость и тайна» 31 KB
  Цель: познакомить учащихся с рассказами В.А.Сухомлинского, расширить интерес к чтению, совершенствовать технику чтения, учить высказывать собственное мнение, делать выводы, работать над выработкой навыков сознательного чтения...
82702. Як поводитися за столом? Гостини 909.5 KB
  Мета уроку ― ознайомити учнів з правилами етичної поведінки в гостях, ознаками гостинності; з’ясувати сутність понять ввічливий, уважний, чемний, грубий; вчити розв’язувати поведінкові ситуації; виховувати навички культурної поведінки в гостях, гостинність.
82703. Охорона природи в Україні 373.5 KB
  Інтерактивна дошка презентація Охорона природи в Україні атласи гасло: Не просто слухати а чути. Яку тему вивчали на минулому уроці Яка кількість населення України Які народи складають населення України Яка державна мова України На що поділена територія України Скільки областей в Україні...