74865

Роды и виды детского фольклора

Доклад

Литература и библиотековедение

Пестушка как явление игрового фольклора. Практическая функция. Потешка (“Ладушки”, “Сорока” и др.) и ее развитые игровые и словесные формы. Прибаутки как явление словесного творчества. Их структурные формы как маленьких сказочек в стихах. Особый вид прибауток-перевертыши. Нарочитое смещение в прибаутках реальных связей и отношений как педагогическое свойство и средство комического.

Русский

2015-01-05

57.99 KB

3 чел.

  1.  Роды и виды детского фольклора.

Д е т с к и й  ф о л ь к л о р

Объем понятия "детский фольклор": творчество взрослых для детей, творчество взрослых,  перенятое и освоенное детьми, собственно детское творчество.  Деление на жанры и принцип, положенный в основу классификации.

Колыбельные песни. Их народное названиебайки. Практическая функция, возникшая на основе осознания роли ритма для успокоения ребенка. Связь баек с заговорами и магическими обрядами.  Неосознано-художественные и чисто художественные образы. Образы кота, птиц и др. Детский мир колыбельных песен,  выражение дум и чувств матери, няньки. Свободная композиция колыбельных песен. Мотив как конструктивная единица (А. Н. Мартынова). Импровизационное начало и его роль при исполнении колыбельных песен. Традиционные  особенности языка и стиля.

Пестушка как явление игрового фольклора. Практическая функция. Потешка (“Ладушки,Сорокаи др.)  и ее развитые игровые и словесные формы. Прибаутки как явление словесного творчества. Их структурные формы как маленьких сказочек в стихах. Особый вид прибауток-перевертыши. Нарочитое  смещение в прибаутках реальных связей и отношений как педагогическое свойство и средство комического.

Заклички какослабленнаяформа заклинаний и заговоров.  Связь закличек с календарным фольклором, магическими обрядами. Связь закличек с временами года, погодой, праздниками и др. Понятиедетский народный календарь” (Г. С. Виноградов).

Классификация: 

  •  Взрослые для детей.

Колыбельные: байки, от «баять» –говорить, цельусыпить, размерный ритм и мелодия для укачивания. Ребенок все равно не воспринимает смыслпотому текст необычен (иногда с «умри»), т.к. служит для устрашения злых сил (связь с заговорами), для себя.

Персонажи - ребенок, мать, члены семьи; животные: гули, журавли, кот (особое животное, потустороннее, в нем живет домовой; по Проппумного спит, потому хотели передать это свойство ребенку) –безобидные животные, кроме волчка. Мифологические персонажи: сон, дрема, угомон.

Пестушки (пока исполнялипроводили народный медицинский массаж; тексты простыерассказывались, когда ребенок уже понимает, но не говорит).

Потешки. Усложненный текст, сопровождались игровыми действиями (сорока, ладушки),  часто заканчивались щекотанием. Быстрый темп, речитативность, рифма носит текстообразующее значение. Композиционные приемы: диалогичность, стремительность, повторяемость. Динамичная картинка: много движениямало абстракций. 

Докучные сказки. Напр., про бычка; педагогический ход  чтобы занять ребенка, утихомирить. Композ. типы: маятниковый повтор (от 1го  ко 2му, обратно):; бесконечное повествование; кольцевая (мочалоначинай сначала).

Прибаутки, небылички-перевертыши,  сказки о животных, волшебные сказки.

  •  Дети сами для себя.

Считалки, дразнилки (детская сатира), зазывалки, попрошайки, вызывалки.

Страшилки (городской, в селахбылички). Сходство с волшебными сказками: построение сюжета, герои, утроение; близость к заговору: особое отношение к цвету, месту; есть страшилки-обманки. 

  •  Творчество взрослых,  перенятое и освоенное детьми.

Игровые, хороводные песни, обрядовыеколядки, святочные (колядование, обряд посева зерна по всей земле) и масленичные приговоры, заклички весны (звукоподражание птицам), средокрестиеая неделя поста.

Олицетворениедоминирующий прием, звукопись


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59769. Доба «проспериті» у США. Прояви Великої Депресії. Економічні та соціальні засади «Нового курсу» Рузвельта 326.5 KB
  Тема уроку: Доба проспериті у США. Після уроку учні зможуть: пояснювати суть доби проспериті і нового курсу; називати основні події в США в період Великої Депресії аналізувати передумови світової кризи застосовувати та пояснювати поняття...
59770. Life of a Society. Famous People of the USA 32 KB
  At our lesson you’ll introduce your projects/reports devoted to famous people of the USA, you’ll develop your listening skills, practise vocabulary in a realistic context, master oral language skills and extend your knowledge of the USA history.
59773. Сьогодні здоров’я — завтра успіх! 327 KB
  А вони по своїй натурі руйнівники все далі і далі від природи від питань про духовне та фізичне здоровя. Сухомлинського: хто я в цьому світі і що мені дає світ Як зберегти своє здоровя Чим я можу допомогти людям навколо мене.
59774. Профессионализм и методическое мастерство учителя иностранного языка 70 KB
  Цели: определить цели и содержание анализа урока иностранного языка выявить специфику анализа уроков различных видов и типов критерии оценки урока. Задачи: сформировать основные понятия по теме познакомиться со схемой анализа и оценки урока...
59775. Мамочка моя 46 KB
  Заходит ведущая под звучание фанфар. Ведущая: Здравствуйте дорогие гости Сегодня праздник самый светлый Щебечут птицы по дворам Все гости празднично одеты 8 марта праздник мам Заходят дети парами Ребенок...
59776. Увага. Види та властивості уваги 68.5 KB
  Мета уроку: продовжувати ознайомлювати учнів з найважливішими психічними процесами; визначити природу, види, властивості уваги, її значення в житті людини. Тип уроку: формування нових знань, умінь і навичок.
59777. Узагальнюючий урок з основ економіки для учнів 10-х класів 74 KB
  Тип уроку: урокгра Учні класу обєднуються у 2 команди. Запитання для 1 команди: Речі виготовлені не для власного споживання а для продажу товар. Запитання для 2 команди: Надмірне збільшення грошової маси інфляція. За відомими висловлюваннями команди відгадують імена авторів.