74865

Роды и виды детского фольклора

Доклад

Литература и библиотековедение

Пестушка как явление игрового фольклора. Практическая функция. Потешка (“Ладушки”, “Сорока” и др.) и ее развитые игровые и словесные формы. Прибаутки как явление словесного творчества. Их структурные формы как маленьких сказочек в стихах. Особый вид прибауток-перевертыши. Нарочитое смещение в прибаутках реальных связей и отношений как педагогическое свойство и средство комического.

Русский

2015-01-05

57.99 KB

3 чел.

  1.  Роды и виды детского фольклора.

Д е т с к и й  ф о л ь к л о р

Объем понятия "детский фольклор": творчество взрослых для детей, творчество взрослых,  перенятое и освоенное детьми, собственно детское творчество.  Деление на жанры и принцип, положенный в основу классификации.

Колыбельные песни. Их народное названиебайки. Практическая функция, возникшая на основе осознания роли ритма для успокоения ребенка. Связь баек с заговорами и магическими обрядами.  Неосознано-художественные и чисто художественные образы. Образы кота, птиц и др. Детский мир колыбельных песен,  выражение дум и чувств матери, няньки. Свободная композиция колыбельных песен. Мотив как конструктивная единица (А. Н. Мартынова). Импровизационное начало и его роль при исполнении колыбельных песен. Традиционные  особенности языка и стиля.

Пестушка как явление игрового фольклора. Практическая функция. Потешка (“Ладушки,Сорокаи др.)  и ее развитые игровые и словесные формы. Прибаутки как явление словесного творчества. Их структурные формы как маленьких сказочек в стихах. Особый вид прибауток-перевертыши. Нарочитое  смещение в прибаутках реальных связей и отношений как педагогическое свойство и средство комического.

Заклички какослабленнаяформа заклинаний и заговоров.  Связь закличек с календарным фольклором, магическими обрядами. Связь закличек с временами года, погодой, праздниками и др. Понятиедетский народный календарь” (Г. С. Виноградов).

Классификация: 

  •  Взрослые для детей.

Колыбельные: байки, от «баять» –говорить, цельусыпить, размерный ритм и мелодия для укачивания. Ребенок все равно не воспринимает смыслпотому текст необычен (иногда с «умри»), т.к. служит для устрашения злых сил (связь с заговорами), для себя.

Персонажи - ребенок, мать, члены семьи; животные: гули, журавли, кот (особое животное, потустороннее, в нем живет домовой; по Проппумного спит, потому хотели передать это свойство ребенку) –безобидные животные, кроме волчка. Мифологические персонажи: сон, дрема, угомон.

Пестушки (пока исполнялипроводили народный медицинский массаж; тексты простыерассказывались, когда ребенок уже понимает, но не говорит).

Потешки. Усложненный текст, сопровождались игровыми действиями (сорока, ладушки),  часто заканчивались щекотанием. Быстрый темп, речитативность, рифма носит текстообразующее значение. Композиционные приемы: диалогичность, стремительность, повторяемость. Динамичная картинка: много движениямало абстракций. 

Докучные сказки. Напр., про бычка; педагогический ход  чтобы занять ребенка, утихомирить. Композ. типы: маятниковый повтор (от 1го  ко 2му, обратно):; бесконечное повествование; кольцевая (мочалоначинай сначала).

Прибаутки, небылички-перевертыши,  сказки о животных, волшебные сказки.

  •  Дети сами для себя.

Считалки, дразнилки (детская сатира), зазывалки, попрошайки, вызывалки.

Страшилки (городской, в селахбылички). Сходство с волшебными сказками: построение сюжета, герои, утроение; близость к заговору: особое отношение к цвету, месту; есть страшилки-обманки. 

  •  Творчество взрослых,  перенятое и освоенное детьми.

Игровые, хороводные песни, обрядовыеколядки, святочные (колядование, обряд посева зерна по всей земле) и масленичные приговоры, заклички весны (звукоподражание птицам), средокрестиеая неделя поста.

Олицетворениедоминирующий прием, звукопись


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30088. Принципы и критерии отбора содержания 30 KB
  Принципы и критерии отбора содержания Одним из критериев отбора содержания образования являются принципы обучения. Принципы от лат. Коменский в своей Великой дидактике определил только два принципа: природосообразности и народности. В современных условиях основоположники дидактических систем и авторы учебных программ формулируют свои авторские принципы которых насчитывается несколько десятков.
30089. Методические особенности вариативных курсов «Окружающий мир» 62 KB
  Методические особенности вариативных курсов Окружающий мир Учебная программа – документ определяющий цели задачи и основное содержание обучения по конкретному предмету уровень его предъявления учащимся и требования к результатам усвоения. В связи с углублением процесса дифференциации начального образования разработаны различные варианты учебных программ по предметам Окружающий мир и Естествознание Природоведение. Плешаков Система учебных курсов Зеленый дом обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром их...
30090. Формирование и развитие начальных естественнонаучных представлений и понятий на уроках «Окружающий мир» 37.5 KB
  Понятия отражают существенные свойства связи и отношения предметов и явлений. Как понятия так и представления которыми овладеют дети при изучении естествознания делятся на общие и единичные. Общие понятия охватывают однородные предметы и явления. Единичные понятия это понятия о конкретных объектах и явлениях например река Волга Кавказские горы озеро Байкал дождь гроза и т.
30091. Олигофрения 18.9 KB
  а также с резуснесовместимостью крови матери и плода травмой и асфиксией плода в родах перенесёнными менингитомэнцефалитом и т. Имбецильность средняя степень олигофрении слабоумия интеллектуального недоразвития обусловленная задержкой развития мозга плода или ребёнка в первые годы жизни. В ней выделяется 4 степени тяжести олигофрении: Легкая IQ 5070 Умеренная IQ 3550 Тяжелая IQ 2035 Глубокая IQ менее 20 Причинами олигофрении могут служить: наследственные факторы в том числе патология генеративных клеток...
30092. Заде́ржка психи́ческого разви́тия 19.51 KB
  ЗПР нарушение нормального темпа психического развития когда отдельные психические функции память вниманиемышление эмоциональноволевая сфера отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психологопедагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций то речь идёт уже оконституциональном инфантилизме или об умственной отсталости. Синдром психического инфантилизма Церебрастенический...
30093. Микроцефалия 15.16 KB
  Микроцефалия характерна для таких синдромов как: трисомия по 18 хромосоме синдром Эдвардса трисомия по 13 хромосоме синдром Патау синдром кошачьего крика сидром Миллера синдром ПрадераВилли и др. плодный алкогольный синдром Аутосомнорецессивный тип наследования.
30094. Шизофрени́я 17.6 KB
  У лиц страдающих шизофренией обнаруживается повышенная дофаминергическая активность в мезолимбическом пути и сниженная в мезокортикальном. У больных шизофренией с большой вероятностью диагностируются коморбидные расстройства в их числе депрессии и тревожные расстройства; риск алкоголизма и наркомании составляет около 40 . Повышенный риск самоубийства и проблемы со здоровьем обуславливают снижение продолжительность жизни которая у больных на 1012 лет короче по сравнению с людьми не страдающими шизофренией. Есть также данные о возможной...
30095. Наследственные нарушения органов зрения 20.15 KB
  Аниридия иногда сочетается с передней и задней полярной катарактой подвывихом хрусталика и редко – колобомой хрусталика. Эктопия хрусталика – смещение линзы хрусталика. Наиболее типичным примером является эктопия хрусталика наблюдающаяся при семейнонаследственном поражении всей костномышечной системы которое выражается в удлинении дистальных фаланг пальцев рук и ног удлинении конечностей слабости суставов. В глазах при этом обнаруживается симметричное смещение хрусталика.
30096. Наследственные заболевания органов слуха 12 KB
  Наследственные заболевания органов слуха: Наследственные нарушения слуха возникают под действием генетических факторов в том числе в результате врожденных дефектов. Некоторые исследователи в особую группу факторов снижения слуха выделяют факторы патологического воздействия на орган слуха плода не связанные с генетическим фоном. Несиндромальная форма тугоухости – форма тугоухости при которой снижение слуха не сопровождается другими признаками или заболеваниями других органов и систем которые передавались бы по наследству вместе с...