74865

Роды и виды детского фольклора

Доклад

Литература и библиотековедение

Пестушка как явление игрового фольклора. Практическая функция. Потешка (“Ладушки”, “Сорока” и др.) и ее развитые игровые и словесные формы. Прибаутки как явление словесного творчества. Их структурные формы как маленьких сказочек в стихах. Особый вид прибауток-перевертыши. Нарочитое смещение в прибаутках реальных связей и отношений как педагогическое свойство и средство комического.

Русский

2015-01-05

57.99 KB

3 чел.

  1.  Роды и виды детского фольклора.

Д е т с к и й  ф о л ь к л о р

Объем понятия "детский фольклор": творчество взрослых для детей, творчество взрослых,  перенятое и освоенное детьми, собственно детское творчество.  Деление на жанры и принцип, положенный в основу классификации.

Колыбельные песни. Их народное названиебайки. Практическая функция, возникшая на основе осознания роли ритма для успокоения ребенка. Связь баек с заговорами и магическими обрядами.  Неосознано-художественные и чисто художественные образы. Образы кота, птиц и др. Детский мир колыбельных песен,  выражение дум и чувств матери, няньки. Свободная композиция колыбельных песен. Мотив как конструктивная единица (А. Н. Мартынова). Импровизационное начало и его роль при исполнении колыбельных песен. Традиционные  особенности языка и стиля.

Пестушка как явление игрового фольклора. Практическая функция. Потешка (“Ладушки,Сорокаи др.)  и ее развитые игровые и словесные формы. Прибаутки как явление словесного творчества. Их структурные формы как маленьких сказочек в стихах. Особый вид прибауток-перевертыши. Нарочитое  смещение в прибаутках реальных связей и отношений как педагогическое свойство и средство комического.

Заклички какослабленнаяформа заклинаний и заговоров.  Связь закличек с календарным фольклором, магическими обрядами. Связь закличек с временами года, погодой, праздниками и др. Понятиедетский народный календарь” (Г. С. Виноградов).

Классификация: 

  •  Взрослые для детей.

Колыбельные: байки, от «баять» –говорить, цельусыпить, размерный ритм и мелодия для укачивания. Ребенок все равно не воспринимает смыслпотому текст необычен (иногда с «умри»), т.к. служит для устрашения злых сил (связь с заговорами), для себя.

Персонажи - ребенок, мать, члены семьи; животные: гули, журавли, кот (особое животное, потустороннее, в нем живет домовой; по Проппумного спит, потому хотели передать это свойство ребенку) –безобидные животные, кроме волчка. Мифологические персонажи: сон, дрема, угомон.

Пестушки (пока исполнялипроводили народный медицинский массаж; тексты простыерассказывались, когда ребенок уже понимает, но не говорит).

Потешки. Усложненный текст, сопровождались игровыми действиями (сорока, ладушки),  часто заканчивались щекотанием. Быстрый темп, речитативность, рифма носит текстообразующее значение. Композиционные приемы: диалогичность, стремительность, повторяемость. Динамичная картинка: много движениямало абстракций. 

Докучные сказки. Напр., про бычка; педагогический ход  чтобы занять ребенка, утихомирить. Композ. типы: маятниковый повтор (от 1го  ко 2му, обратно):; бесконечное повествование; кольцевая (мочалоначинай сначала).

Прибаутки, небылички-перевертыши,  сказки о животных, волшебные сказки.

  •  Дети сами для себя.

Считалки, дразнилки (детская сатира), зазывалки, попрошайки, вызывалки.

Страшилки (городской, в селахбылички). Сходство с волшебными сказками: построение сюжета, герои, утроение; близость к заговору: особое отношение к цвету, месту; есть страшилки-обманки. 

  •  Творчество взрослых,  перенятое и освоенное детьми.

Игровые, хороводные песни, обрядовыеколядки, святочные (колядование, обряд посева зерна по всей земле) и масленичные приговоры, заклички весны (звукоподражание птицам), средокрестиеая неделя поста.

Олицетворениедоминирующий прием, звукопись


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73073. Добро и зло, проблема насилия 31 KB
  В целом у Канта можно встретить двойственную оценку природы человека. С одной стороны нет никакой природы человека ибо он незавершен и не имеет готовых инстинктов. По мнению Канта природа человека означает его разумность. На самом деле Кант намеренно исходит из отрицательных качеств человека...
73074. Пол и возраст 37.5 KB
  В первую очередь речь идет об ускорении темпов развития и увеличении продолжительности жизни. Продолжительность жизни человека как и любого другого вида имеет свои характерные пределы. При этом видовая продолжительность жизни зависит только от генотипа.
73075. Биосоциальная природа человека: духовные и телесные практики формирования человека в процессе цивилизации 34 KB
  Декарт рассматривает тело как сложную машину, части которой находятся во взаимодействии и образуют неделимое целое. Тело – это машина, главной деталью которой является душа. Отсюда для Декарта столь важным был вопрос о месте, где она связана и сообщается с организмом.
73076. Философская антропология (ФА), история развития 33.5 KB
  Фил антропология ФА В широком смысле философское учение о природе сущности человека который служит центральным предметом рассмотрения; в узком смысле течение западноевропейской преимущественно немец философии 1й пол. Философская антропология есть учение о человеке с точки зрения самого бытия человека.
73077. Психоаналитические теории культуры: З.Фрейд, К.Юнг, Ж.Лакан 34 KB
  Юнг швейцарский психолог психиатр. Ученик Фрейда Юнг пришел к выводу о том что типичные образы являющиеся в снах пациентов являются явлением не извне. Юнг выделяет в структуре психики человека не только индивид. Таким образом Юнг приходит к выводу что коллективное бессознательное имеет культурное...
73078. Морфология культуры в XX веке: О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин 40 KB
  Морфология культуры в XX веке: О. В основе каждой культуры лежит общественный идеал или степень культуры кот. Вслед за Данилевским Шпенглер считает что развитие культуры выстраивается по образцу живого организма походит стадии детства юности зрелости старости смерти.
73079. Типология культур Н.Данилевского 32.5 KB
  В основу концепции исторической типологии им положен принцип многообразия локальных цивилизаций циклического развития культуры. Данилевский первым обосновал такой подход к истории мировой культуры. Данилевский отстаивал идею самобытности русской культуры национального характера русского народа и духовных ценностей.
73080. Позитивистские и эволюционные концепции культуры: Г.Спенсер, Э.Тайлор 33.5 KB
  В 19 веке появилась специальная наука об человеческих общностях социология ставшая основой для формирования культурной антропологии социологии культуры и более частных культурологических дисциплин – культурной этнологии и этнографии социологии искусства и т.
73081. Теории развития культуры в эпоху Просвещения. Д.Вико и И.Гердер 36.5 KB
  Просветителей интересовала возможность духовного совершенствования человека, взаимопонимания народов. Эти идеи оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19-20 вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы...