74866

Исторические песни о событиях 16-17 веков

Доклад

Литература и библиотековедение

Исторические песни как эпический жанр очень близки к былинам но все же отличны от былин по содержанию форме. Термин исторические песни является не народным он введен исследователями фольклора. Чаще всего люди не занимающиеся фольклористикой не выделяют исторические песни как особый жанр называют наравне с былинами старинастаринка.

Русский

2015-01-05

111.49 KB

9 чел.

red54;;;Вопрос 22

Исторические песни о событиях 16-17 веков.

Исторические песни  как эпический жанр очень близки к былинам (но все же отличны от былин по содержанию//форме). Термин «исторические песни» является не народным, он введен исследователями фольклора. Чаще всего люди, не занимающиеся фольклористикой, не выделяют исторические песни как особый жанр, называют наравне  с былинами  - «старина,старинка».

Сравнительно с былиной исторические песни  :

*более короткие по размеру

*приемы ретардаций, повторений, традиционных эпических формул не так распространены

*менее выдержан эпический строй

*более близки к действительности.

Исторические песни представляют собой более поздний жанр, нежели былина. При определении временных границ возникновения исторических песен на себя обращает внимание тот факт, что во многих исторических песнях изображается века. 

XVI век

Исторические песни  как особый эпический жанр возникли в эпоху царствования Ивана Грозного.

Одна из наиболее ранних исторических песен XVI векапесня о взятии Иваном Грозным Казани в 1552 году .При изучении исторических песен выяснилось, что в них преобладала политическая направленность, песни несли в себе агитационно-политическую функцию. Песни о Грозном не осуждают его гнев, вспыльчивость, жестокость; принимается всё во благо народа; тенденция к идеализации Грозного (т.к вел борьбу с боярамизащищал народные интересы).Народный взгляд на царя обычно благожелателен, положительная оценка политической и государственной деятельности. В его облике находили черты патриота.

Песня о ЩелканеДудентьевичеединственная песня, где прослеживается отрицательное отношение к Ивану IV. Песня, по сути, представляет собой зашифрованный памфлет. По идее песня о события 1327 годавосстании в Твери, но «Песня о…»  наполнена колкими намеками на Грозного и его свременность. Песня по содержанию передает историческую точность. Под видом Азвяка, который раздавал своим любимцам земли, изобразили Грозного и его опричников. (указанные города одни из первых были зачислены за опричниной).  Так, отрицательное отношение к Ивану IV проявлено лишь в чрезвычайно редких случаях. 

Песня о взятии Иваном Грозным Казани в 1552 году песня довольно близко к истории излагает события того времени. Согласно общей тенденции ввели эпизод про вспыльчивость и вместе с тем быструю отходчивость царя (заподозрил пушкарей в измене). Такой прием, как противопоставлениевладыка Казаницарь Симеонпогибает за свою гордость дерзость по отношению к Грозному; а казанский царь Едигер взят в плен, увезен в Мск, крещен.  Новая победа стала фактором основания и укрепления Московского государстваидея народа.  Предполагается, что существовала и песня о покорении Астраханского ханства (сохранилась краткая песня) = снова идеч силы и крепости утвердившегося Московского гос-ва. 

Поскольку все эти победы оценивались народом как заключительный этап в освобождении Руси от многовекового татарского ига, то недовольство народа становится оправданным после его женитьбы на Марии Темрюковне, кабардинской княжне.  Кабардинцы находились в постоянных связях с крымцами, в значительной мере уже были «омусульманены» - не вызывали доверия, доброжелательности. 

«МастрюкТемрюкович» - младший шурин Грозного, он относился к нему двойственно. Сожеражение песнихвастливый черкашин был посрамлен и опозорен с позволения царского по кулачному бою.

«О покушении Ивана Грозного на убийство сына» - исторически известно, что в 1581 году он убил своего старшего сына в припадке гнева, хотя сын и поддерживал его политику, но попрекнул его за сдачу Пскова Баторию. В исторической песне Грозный обрушивается на младшего царевичаФедора, который старшим был обвинен в измене. ИвIV приказывает казнить, но шурину Грозного удается вырвать царевича из рук палача. И  в тот момент, когда царь скорбит, шурин приносит живого сына. Таким образом, это явное отступление от исторической точности, здесь мы замечаем идеализацию царя. 

Ермак Тимофеевичказачий атаман, покоритель Сибири. За победу над Кучумом Грозный прощает Ермаку и казачьей вольнице всех их проступки против царской власти. Исторические песни наполнены духом глубокого патриотизма; образ Ермакаобраз смелого героя, умного атамана-предводителя. Иногда встречаются исторические песни делают Ермака участником Астраханского, Казанского завоеваний, современником Разинанарушаются хронологические рамки. 

XVII век эпоха крестьянских волнений, Степан Разин, Смута, польская интервенция.

«Песня о Гришке Отрепьеве»  - осуждается самозванство, приведшее на Русь иностранные войска. Марина Мнишек подвержена ненависти, в песня презрительно/небрежно названная Маринка, Маришка. Она была настолько неприятна народу, что ее отождествляли с злой волшебницей. (это проникло даже в былину «О Добрыни и Маринке»).

«О М.В. Скопине-Шуйском» - талантливый полководец. Своими успехами вызвал зависть со стороны своего  дяди, и его женаМарья, дочь Малюты Скуратова, отравила Шуйского на пиру. Это событие потрясло москвичей, поскольку все его любили, возлагали на него надежды в борьбе с полякамитак возникло несколько ист.песен, относительно этого события: одна из нихскорее лиро-эпическая, другаяболее пространная. Есть тексты, которые затрагивали только борьбу Скопина с поляками, либо только процесс отравления полководца. =>постепенно утрачивались черты конкретный исторических фактов, так происходил переход в былины. 

«О казачестве»- в былинном эпосе уже встречался этот мотив (Илья Муромецстарый казак). Казачество играло немаловажную роль в революционном крестьянском движении. Здесь усматривается тема социального протеста. Отношения казачества и царской властипротиворечивы. Так, возникает песня «Об убийстве князя Карамышева»- в 1630 году отправил царь князя на Дон, чтобы казаки пошли вместе с турками, потому что царь заключал военный договор с ними, против поляков. Казаки этого не хотели идти под главенство своих исконных врагов; повлияли слухи о том, что Карамышев силой будет их заставлять. Песня описывает жстокую расправу казаков с князем, которого они сбросили в Дон. «Песня о взятии Азова казками» - 1637 год 

«О возвращении Смоленска Москве»- долгая и упорная борьба за возвращение закончилась в 1654 году. Песня отразила это событие, но исказивякобы данный вопрос решал созванный земский собор. Но не исказилась основная идеяпатриотическаяосознание, что Смоленскнеотъемлемая часть Руси, что должен принадлежать Русскому гос-ву. 

«Песни о Степане Разине» - отличительное свойстворазнообразие сюжетов. Основаня идеяидея социальной борьбы с боярами-помещиками и с царскими чиновниками-воеводами (в песнях часто называемы губернаторами). Жестокость по отношению к господствующим классам оправдана, справедлива за угнетение и жестокость других. Это песни народного гнева. Описаны сцены расправы, но как ответ на аналогичные жестокости со стороны царской власти. По большей части эти песни являются голосом крестьянской и казачьей голытьбы (разоренные, обездоленные). В песнях сочетание протокольной точности исторических фактов и фантастичность образа Разина(чародей, волшебник, угадывает судьбу, заговаривет пули). «О сынке Степана Разина» - детинушка гордый и независимый, не кланяется никому, губернатору дает советы, молодца в тюрьмупроплывает Разин и чувствует всё. Народ настолько был предан Разин, что даже когда его казнили, все верили, что он жив и в тяжелую минуту придет на помощь. Отобранные богатства спрятал для бедноты, оставленные клады. Многие из песен о Разине утратили свою приуроченность  к его имени, вошли в круг песен разбойничьих, прикрепились к имени Пугачева. 

2.3. Исторические песни XVII в.



В XVII в.
 были сложены песенные циклы об эпохе Смуты и о Степане Разине.

Цикл песен о
"Смутном времени" отразил острую социальную и национальную борьбу конца XVIначала XVII в.

После смерти Ивана Грозного
(1584 г.) его малолетний сын царевич Димитрий (род. в 1582 г.) вместе с матерью Марией Нагой и ее родственниками был выслан боярским советом из Москвы в Углич. В 1591 г. царевич погиб в Угличе. После смерти царя Федора Ивановича в 1598 г. царем стал Борис Годунов. Народная песня так отозвалась на это событие:


^ Ох, было у нас, братцы, в старые годы... 

<...>Как преставился-то наш православный царь

Фёдор Иванович, 

Так досталась-то Россеюшка злодейским рукам,


Злодейским рукам,
 боярам-господам.

^ Появилась-то из бояр одна буйна голова.

Одна буйна голова, Борис Годунов сын.

Уж и этот Годунов всех бояр-народ надул.

Уж и вздумал полоумный Россеюшкой управлять,

^ Завладел всею Русью, стал царствовать в Москве.

Уж и достал он царство смертию царя,

Смертию царя славного, святого Дмитрия царевича1.


В
 1605 г. Борис Годунов скончался. Летом того же года в Москву вступил Лжедмитрий I (Гришка Отрепьев). Фольклор сохранил два плача дочери царя Бориса Ксении Годуновой, которую самозванец постриг в монастырь: ее везли через всю Москву, и она причитала (см. "Плач Ксении Годуновой"). То, что Ксениядочь ненавистного народу царя, не имело значения для идеи произведения; важным оказалось лишь то, что она жестоко и несправедливо обижена. Сочувствие горестной судьбе царевны одновременно было осуждением самозванца.


Образы Григория Отрепьева и его жены-иноземки Марины Мнишек в песнях всегда пародийные,
 карикатурные. В песне "Гришка Расстрига" (см. в Хрестоматии) оба они осуждаются за надругательство над русскими обычаями. Марина Мнишек называется злой еретницей-безбожницей. В 1606 г. самозванец был убит, Марина Мнишек бежала. В песне говорится, что она Сорокою обвернулася И из полат вон она вылетела.


Исторические песни этого периода положительно рисуют тех,
 кто выступал против чужеземных захватчиков. Таким был Михаил Васильевич Скопин-Шуйскийкнязь, талантливый полководец и дипломат, одержавший победу над поляками в 1610 г. Польские интервенты приобрели в исторической песне черты эпических врагов. Всенародное признание, торжественная встреча Скопина-Шуйского в Москве вызвали зависть и ненависть у князей и бояр. По свидетельству современников, в апреле 1610 г. на крестинах у князя И. М. Воротынского он внезапно заболел и в течение ночи скончался. Предполагается, что князь был отравлен дочерью Малюты Скуратова. Это событие так потрясло москвичей, что стало основанием для нескольких песен (см. песню "Михаил Скопин-Шуйский"). В Архангельской губ. одна из них была переработана в былину (записи в начале XX в. А. В. Маркова и Н. Е. Ончукова). Песни оплакивали смерть Скопина как тяжелую потерю для государства.


Цикл песен о Степане Разине
один из самых крупных. Эти песни были широко распространены в фольклорегораздо шире тех мест, где развертывалось движение 16671671 гг. Они жили в народной памяти в течение нескольких веков. Многие, утратив свою приуроченность к имени Разина, вошли в обширный круг разбойничьих песен.


Песни разинского цикла разнообразны по содержанию.
 Они проводят по всем этапам движения: разбойное плавание Разина с казаками по Каспийскому (Хвалынскому) морю; крестьянская война; песни о подавлении восстания и о казни Степана Разина; песни разинцев, скрывавшихся после разгрома в лесах. Вместе с тем почти все они по жанровому типу лирические, бессюжетные. Только две песни можно назвать лироэпическими: "'Сынок Разина в Астрахани" и "Убит астраханский воевода (губернатор)".


В песне о
"сынке" присутствует балагурный, анекдотический элемент. Ее геройразудалый молодец, который, никому не кланяясь, гордо разгуливает по городу, пирует во царевом кабаке. " Сынок" — посланец Разина, появившийся в Астрахани для того, чтобы сообщить губернатору о предстоящем приезде самого атамана:


"Со реки, реки Камышки Сеньки Разина я сын.

Мой батюшка хотел во гости побывать.

^ Хотел во гости побывать, ты умей его принять,

Ты умей его принять, умей потчевати.

А если умеешь ты принять, кунью шубу подарю.

Не умеешь ты принять, во острог я посажу1.


Разгневанный губернатор сажает его самого в белу каменну тюрьму,
 однако Разин с разбойниками уже спешит на выручку.

Наиболее глубоко социальная тема раскрыта в песне об убийстве астраханского губернатора
(см. в Хрестоматии). В развернутой экспозиции красочно изображены речные просторы, красны-круты берега, луга зелёные... По реке выплывают стружечки есаульские, на которых сидят разбойникивсё бурлаки, всё молодчики заволжские. Песня идеализирует их внешний вид:


^ Хорошо все удальцы были наряжены: 

На них шапочки собольи, верхи бархатны; 

На камке у них кафтаны однорядочны; 

Канаватные бешметы в нитку строчены; 

Галуном рубашки шёлковы обложены;


Сапоги на всех на молодцах сафьяновы; 

Они вёслами гребли да пели песенки.


Цель бурлаков
подкараулить судно, на котором плывет астраханский губернатор. Вот вдали забелелися флаги губернаторски. Видя неминуемую гибель, губернатор пытается откупиться от разбойников золотой казной, цветным платьем, заморскими диковинкамино не этого хотят удалы люди вольные. Они устраивают над губернатором расправу: срубают с него буйну голову и бросают ее в Волгу-матушку. Губернатор заслужил наказание, что разъясняется самой песней:


"Ты добре ведь, губернатор, к нам строгонек был, 

Ты ведь бил нас, ты губил нас, в ссылку ссылывал, 

^ На воротах жён, детей наших расстреливал!"


Песни разинского цикла создавались преимущественно в казачьей среде и во многом выразили присущие казачьему творчеству идеалы борьбы и свободы.
 Они глубоко поэтичны. Степан Разин изображается в них средствами народной лирики: это не индивидуализированный, а обобщенный герой, воплощающий традиционные представления о мужской силе и красоте. В песнях много образов из мира природы, что подчеркивает их общую поэтическую атмосферу и эмоциональную напряженность. Особенно это проявляется в песнях о разгроме восстания, наполненных лирическими повторами и обращениями к природе:


^ Ах, туманы вы мои, туманушки.

Вы туманы мои непроглядные,

Как печаль-тоска ненавистные! <...>

Ты возмой, возмой, туча грозная.

Ты пролей, пролей част-крупен дождик.

Ты размой, размой земляну тюрьму <...>


Образ помутившегося тихого Дона
Со вершины до черна моря, до черна моря Азовсковапередает печаль казачьего круга, потерявшего своего атамана:


^ Поймали добра молодца. 

Завязали руки белыя, 

Повезли во каменну Москву 

И на славной Красной площади 

Отрубили буйну голову.


Разинский фольклор,
 обладающий большими художественными достоинствами, привлек внимание многих поэтов. В XIX в. появились народные песни о Степане Разине литературного происхождения: "Из-за острова на стрежень..." Д. Н. Садовникова, "Утес Стеньки Разина" А. А. Навроцкого и др.

^


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32533. Использование графического редактора для решения задач на разрезание 351 KB
  Рассмотрим линии разбивающие фигуру Ф на части из которых можно составить фигуру Ф' и кроме того линии разбивающие фигуру Ф на части из которых можно составить фигуру Ф . Те и другие линии разбивают фигуру Ф на более мелкие части из которых можно составить как фигуру Ф' так и Ф . Доказанная теорема позволяет в принципе разрезать один из двух равновеликих многоугольников на части и сложить из них другой многоугольник. Фигура будет разрезана на две части вдоль прямой линии.
32534. Использование графического редактора для изображения пространственных фигур 299 KB
  Показывается как построить треугольник по его трем элементам биссектрису угла серединный перпендикуляр прямую параллельную данной и т. Возьмем правильный шестиугольник рис. Получим шестиугольник изображенный на рисунке 1 б. Получим шестиугольник изображенный на рисунке 1 в который и будет искомой параллельной проекцией исходного правильного шестиугольника.
32535. Этапы проектирования и разработки ЭС 41 KB
  Поскольку ППС программа то к процессу его разработки можно применить те технологические принципы которые используются при создании программных систем с учетом специфики будущего применения такого рода программ. Исходным пунктом при создании ППС является определение цели обучения. Очень ответственным с точки зрения разработки ППС является уровень детализации учебных вопросов на котором производится содержательный анализ вопросов выбор способа достижения учебных целей и принимается решение об автоматизации той или иной части учебной...
32536. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ 106.5 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ЭС. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ Специфика разработки программных средств. Разработка программных средств имеет ряд специфических особенностей Прежде всего следует отметить некоторое противостояние: неформальный характер требований к ПС постановки задачи и понятия ошибки в нем но формализованный основной объект разработки  программы ПС. Этот творческий характер разработки ПС сохраняется до самого ее конца.
32537. ДИАЛОГ УЧАЩИХСЯ С ЭВМ. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ДИАЛОГА. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ 74.5 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ДИАЛОГ УЧАЩИХСЯ С ЭВМ. Система должна оказывать поддержку попыткам обучаемых научиться общению с системой и не вызывать раздражения у учащихся принуждая их вести диалог если они этого не хотят. Широкое использование фактического диалога может отрицательно сказаться на отношении учащихся к. Не допускайте отрицательных оценок мышления памяти внимания учащихся.
32538. РАЗРАБОТКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА 129.5 KB
  Окна подразделяются на первичные и вторичные. Прочие порождаемые им окна относятся ко вторичным которые в свою очередь могут быть дочерними и всплывающими. Внережимные и дочерние окна служат для организации параллельных ветвей диалога. Пользователь может выбирать активное окно переключаясь между дочерними и внережимными или первичным и внережимными окнами если дочерние окна отсутствуют.
32539. ВЫБОР ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 470 KB
  ВЫБОР ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЭС применяются разнообразные формы представления информации: текст и гипертекст графика и гиперграфика видео анимация звук интерактивные трехмерные изображения. По способу формирования изображения они подразделяются на матричные растровые векторные и функциональные. Пиксель является минимальным адресуемым элементом матричного изображения. При любом увеличении качество векторного изображения не меняется.
32540. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПОВ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАЧ 398 KB
  Типизация учебнотренировочных задач Напомним что основным средством контроля знаний в ЭС служат УТЗ результаты и ход выполнения которых оцениваются автоматически. Целесообразно чтобы программа включала в себя единое множество УТЗ из которого выбирались задачи используемые в том или ином контрольном блоке в зависимости от представления в нем содержания курса и требований к знаниям обучаемых. Необходимо чтобы уровень тематического деления множества УТЗ соответствовал минимальному охвату учебного материала блоком контроля. Таким образом...
32541. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 130 KB
  Основная функция обратной связи идущей от учащегося к обучаемому раскрыть как осуществляется учебная деятельность с тем чтобы наметить систему обучающих воздействий которые обеспечивают эффективное достижение учебных целей. Информация которая идет по каналу обратной связи от обучаемого к обучающему содержит сведения о том как учащийся решает предложенные ему учебные задачи какие трудности испытывает их причины а также какие вспомогательные обучающие воздействия обеспечивают правильное решение учебных задач. В настоящее время...