74867

Духовные стихи и песни (темы, образы, сюжеты, стиль)

Доклад

Литература и библиотековедение

Основа Духовных стихов –книжные повести церковного происхождения источник –Священное Писание. Функции Духовных стихов Назидательная Дидактическая Форма исполнения: песенная этим отличается от легенды. Духовные стихи в отношении формы и стиля делятся на Лирические Эпические более древние Общим для лирических эпических и лироэпических стихов является их несомненная зависимость от книжных источников...

Русский

2015-01-05

109.26 KB

10 чел.

red54;Вопрос 23

Духовные стихи и песни (темы, образы, сюжеты, стиль)

Духовные стихиэпические, лиро-эпические или чисто лирические песни религиозного содержания. Духовный стих сложился в допетровской Руси.(Федотов Г «Духовные стихи»). 

Основа Духовных стиховкнижные повести церковного происхождения (источникСвященное Писание) .

Функции Духовных стихов

  •  Назидательная
  •  Дидактическая

Форма исполнения: песенная (этим отличается от легенды).

Христианское

мировоззрение

→           ДС           ←

Языческое мировоззрение

Письменная культура

→           ДС           ←

Устная 

культура

ДС результат эстетического освоения народом идей христианства (= явление, которое должно анализироваться в рамках народного православия: тема греха и покаяния, страдания за веру, духовного подвижничества, связанного с физической аскезой нередко осмысливаются в традициях мифологического сознания).

Изначально исполнителями были калики перехожиепаломники во Святую землю, а позднее бродячие слепые певцы.

Духовные стихи в отношении формы и стиля делятся на

 

Лирические                                                    Эпические (более древние)

Общим для лирических, эпических и лиро-эпических стихов является их несомненная зависимость от книжных источников. В этом жанре русского фольклора больше чем в других сказалось воздействие книжности. 

Духовный стих есть несомненный продукт поэтического творчества (нет рабского следования своему книжному источнику).

ИСТОЧНИКИ  ДУХОВНЫХ  СТИХОВ

Христианская 

литература

(определяют содержание, объект изображения)

ДС

Фольклор 

(определяют угол зрения на объект изображения, художественную форму)

непосредственные книжные источники

1) канонические (официально признанные церковью и рекомендованные к богослужению)

2) неканонические

а) апокрифические

б) отреченные (=еретические)

опосредованные книжные источники

1) богослужение (литургика)

) иконография

ДС

Былина (Федор Тирон,

О Егории храбром)

Баллада

Народная легенда

Причитание (Плач Иосифа, Плач Адама, Плач Богородицы,

Плач земли)

Песня (поздние стихи)

КЛАССИФИКАЦИЯ  ДУХОВНЫХ  СТИХОВ

  1.  Мироздание.
  2.  Ветхозаветные (Плач Адама, Ноев ковчег, Осип Прекрасный, Плач Иосифа Прекрасного)
  3.  Новозаветные (Рождение Христово, Избиение младенцев, Жена милосердная, Сон Богородицы, Распятие Христа, Страсти Господни, Богородица у распятия, Плач Богородицы, Вознесение Христа, Хождение Богородицы по мукам)
  4.  Змееборцы (о Федоре Тироне, о Егории Храбром)
  5.  Мученики (о Кирике, о Егории Храбром)
  6.  Подвижники (Алексей человек Божий)
  7.  Праведники и грешники (Два Лазаря)
  8.  Страшный суд
  9.  Назидательные стихи

Одним из самых древних эпических ДС является ДС о Голубиной книге, заключающий вопросы царя ВолотоманаВолотомановича и ответы царя ДавыдаИосеевича, вычитанные им из выпавшей с тучи на землю огромнойв длину сорока сажен, в ширину двадцать саженголубинойглубины» —мудрости) книги. 

Вопросы и ответы касаются происхождения мира и его явлений и главных на земле предметов (какой предмет всем предметам «отец» или «мать»), живых существ и святынь. Источниками средневековой мудрости были апокрифы: «Беседа трех святителей», «От скольких частей создан был Адам», «Вопросы Иоанна Богослова на горе Фаворской». Социальные представления достаточно четко выразились хотя бы в ответах на вопросы о создании сословийЗачадилися цари со царицами от честной главы от Адамовой, Зачадилися князья со боярами от честных мощей от Адамовых, завелось крестьянство православное от того колена от Адамова»). Конец стиха излагает в символических образах битву между Правдой и Кривдой и победу последнейНонечь Кривда Правду приобидила, пошла Правда на вышние небеса, а Кривда осталась на сырой землеона пала нам на ретиво сердце»). Упоминание в некоторых вариантах ДС о победе Кривды над Правдой —«при последнем будет при времени, при восьмой будет тысячи» —дает возможность видеть отражение в ДС пессимистических настроений, когда оканчивались апокалиптические 7 000 лет от сотворения мира и ожидался «Страшный суд». Здесь отразилась социально-политическая борьба, обостренная в псковско-новгородском крае, в период падения независимости Новгорода и Пскова. За сложение стиха именно в этом крае есть ряд дальнейших данных в самом стихе. 

Большой популярностью пользовался эпический духовный стих об Егории Храбром.Известны два сюжета об этом «святом воине», получившем в обработке духовного стиха довольно много общих черт с образом былинного богатыря; один, так наз. ДС большой об Егории, говорит о муках, которым подверг его злой царь Деклианище, и о чудесном выходе Егория из глубокого погреба и поездке его по «святой Руси» с книгой Евангелия в руках, с целью устроения Руси и утверждения в ней «святой веры». Если сюжет мучений Егория целиком восходит к апокрифу на эту же тему, то всю вторую часть о подвигах Егория на Руси мы склонны объяснить как некогда самостоятельно существовавшую песню-былину о насаждении на Руси православия вел.князем Георгием-Ярославом, сыном Владимира. Второй стих, об избавлении Егорием Храбрым девицы от змея, восходит к книжной легенде «о суде Георгия со змеем». К этому же типу змееборческих легенд относится также популярный и приобревший чисто былинную форму ДС о Федоре Тироне, избавляющем от змея свою мать; источником и этого стиха было апокрифическое сказание о св. Федоре Тироне. ДС о третьем святом воине, Дмитрии Солунском, восходя к соответствующему книжному сказанию о нем, получил чисто русское историческое и бытовое приурочение: Дмитрий Солунский поражает не царя Колояна, а татарского царя Мамая и избавляет от плена двух русских полонянок. Темой Д. с. об Анике-воине служит битваАники-воина со смертью, источником чего было зашедшее к нам с Запада не ранее XVI века «Прение живота со смертью», само же имя Аники объясняется из византийских сказаний и песен о греческом эпическом герое ДигенисеАкрите, непобедимом (akritosнепобедимый): эпитет понят был как имя. Из других эпических ДС укажем на ДС о Николае Чудотворце и спасенном им Агриковом сыне Василии (источник —«чудеса» Николая). Эти старшие эпические Д. с. и по своей тематике, и по сюжету, и по доминирующим образам стоят в тесной связи с героическими воинскими былинами и, всего вероятнее, были продуктом творчества тех же высших классов, которыми создавались такие былины (см. «Былины»). 

Иное делоряд других стихов. Чрезвычайно распространенный ДС об Алексее-человеке божиемсложился в XVII в.; в основе его лежит «житие» этого святого. Покровительство царя Алексея Михайловича, оказывавшееся своим, живущим при дворце, «верховым нищим» (в противовес к жестоко преследовавшимся им скоморохам), возможно дало особый толчок к воспеванию «святого» —царского патрона, кстати говоря, по житию и стиху, в качестве неузнанного нищего проживавшего по милости своего отцацаряпри его доме. Этот стих уже явно отображает психоидеологию «нищей братии». В этом же разрезе можно осознать и другие два популярных среди нищих-певцов ДС —«О Лазаре» и о «Вознесении Господнем». «Петь Лазаря» стало синонимом пения нищими ДС и испрашивания ими милостыни. В основу ДС о Лазаре легла соответствующая евангельская притча; однако автор стиха дополнил ее мотивами о милостивой и немилостивой смерти и осложнил драматизм притчи, превратив богача и бедняка в родных братьев. В ДС затрагиваются средневековые представления привилегированных классов, что средством спасения души является милостыня, вклады в монастыри на помин душиМне есть чем, богатому, в рай превзойти, мне есть чем, богатому, душу спасти: много у богатого именья-житья, хлеба и соли, злата и сребра»; бедняку, наоборот, «нечем в рай превзойти, нечем в убожестве душу спасти»).Стих о «Христовом вознесении» говорит о том, как Христос перед своим вознесением хотел оставить нищей братии гору золотую, но Иван Богослов этому воспротивился, так как привилегированные классы овладеют этим богатством и нищих к нему не допустятЗазнают гору князи и бояра, зазнают гору пастыри и власти, зазнают гору торговые гостиотоймут у них гору золотую, по себе они гору разделят, по князьям гору разверстают, да нищую братию не допустят»). Иван Златоуст советует Христу дать вместо золотой горы своехристово имя, которым они будут собирать милостыню. За это Христос дает Ивану «уста золотые». 

Особый разряд составляют многочисленные стихи лиро-эпического характера на темы «О страшном суде», «Грешной душе», «О расставании души с телом», «О милостивой аллилуевой жене» и пр. Некоторые из них довольно почтенной древности, напр. ДС «О покаянии земле» ставят не без основания в связь с известной ересью стригольников XIV века, духовный стих «Плач Адама» зафиксирован в одной рукописи еще XV века с весьма характерной пометкой —«Стихстарина за пивом». 

Большое количество старообрядческих (разных толков, в частности неговцев, странников-морельщиков и др.) стихов касается тем о пришествии антихриста и кончине мира, о соблазнах мира и бегстве для спасения в «пустыню» с восхвалением пустынного жительства, благодетельного значения смерти, призывом к ней (в частности, в некоторых сектах в виде самосожжения). Особую группу старообрядческих ДС занимают стихи с историческим содержаниемиз жизни старообрядчества и его толков: об осаде Соловецкого монастыря, о разорении скитов, о преследовании старообрядцев, об отдельных старообрядческих учителях (напр. об Андрее Денисове и др.), об идеях, служивших предметом раздора между отдельными толками (напр. вопрос о браке и безбрачии). Целый цикл старообрядческих духовных стихов имеет сатирический обличительный характер: обличение недостатков жизни, обычаев, гражданских порядков и всякого рода «новшеств» господствовавшей церкви, а также обличение недостатков старообрядческой бытовой жизни. 

Большим запасом религиозных песен, стихов, «роспевцев» владеют русские мистические секты (хлысты, «люди божьи», «Новый Израиль», скопцы). Песни эти далеко еще не собраны во всей полноте. Многие из них имеют характер импровизации, а поэтому варианты сектантских стихов часто сильно отличаются друг от друга и по содержанию и по форме. Многие из этих ДС говорят о различных деятелях сектантства («христах», «богородицах», «архангелах», «пророках», «святых» и других чинах сектантской иерархии), об их судьбах, гонениях, заключениях, «страдах», молитвенных обращениях сектантов к своим «батюшкам» и «матушкам» и пр. Немало стихов посвящено аллегорическим изображениям сектантской церкви в образе сада с древами кипарисными, с находящимися в нем реками, горами, с населяющими его птицами, в образе корабля, плывущего по морю житейскому, и пр. Другие сектантские песни касаются общих религиозных и нравственных тем, в частности умерщвления плоти, отношений между сектантами и несектантским «миром», призыва к терпению и пр. Особый интерес представляют сектантские песни, соединенные с обрядовым культом, с радениями (тоска по радению и призыв на него, радельные молитвы, изображение радения, изречение судьбы и пр.). При новой записи этих сектантских песен должно быть обращено особое внимание на точное и объективно-научное описание радения и всех его моментов; это тем более необходимо, что в бывших до сего времени печатных сведениях о сектантах слишком много имеется данных неточных, часто тенденциозно изложенных, особенно в сведениях, доставленных православными миссионерами и старой судебной и полицейской властью.Интересны наблюдения над экзальтирующим воздействием сектантских ДС на участников радения (ср. сектантское выражение «Песенкак богу лесенка»). 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34809. Абсолютный идеализм и диалектический метод Гегеля. Противоречие системы и метода 41 KB
  Диалектическая философия Гегеля Романтики иенской школы Фихте Шеллинг Гегель подвергали пересмотру кантовское понятие трансцендентального субъекта. Согласно романтикам главным недостатком кантовского субъекта является его неисторический характер во многом обязанный тому что Кант противопоставил истинное знание доставляемое точными науками тем формам знания которые нам дают миф искусство язык. В качестве такого субъекта предстала особенно у Гегеля история человечества в целом. Теперь формы трансцендентальной субъективности...
34810. Антропологический материализхм Фейербаха 31 KB
  Фейербаха Фейербах последний великий представитель классической немецкой философии. В отличие от других немецких философов этого периода которые были идеалистами Фейербах материалист. Самая известная книга Сущность христианства Если Гегель отрывал разум мышление от человека от его чувственной деятельности то Фейербах реальным субъектом разума считает только человека.
34811. Принцип делай добро (модель Парацельса) 30.5 KB
  Модель Парацельса это форма врачебной этики в рамках которой нравственное отношение с пациентом понимается как составляющая стратегии терапевтического поведения врача. В границах модели Парацельса в полной мере развивается патернализм как тип взаимосвязи врача и пациента. Смысл слова отец в патернализме фиксирует что образцом связей между врачом и пациентом являются не только кровнородственные отношения для которых характерны положительные психоэмоциональные привязанности и социальноморальная ответственность но и целебность ...
34812. Принцип соблюдения долга (деонтологическая модель) 32 KB
  Петров использовал этот термин чтобы обозначить реально существующую область медицинской практики врачебную этику которая в России была отменена после переворота 1917 года за ее связь с религиозной культурой. Деонтологическая модель врачебной этики это совокупность должных правил соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Еще одним примером деонтологической модели являются правила относительно интимных связей между врачом и пациентом разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской...
34813. Принцип уважения прав и достоинства человека (биоэтика) 32.5 KB
  Эти процессы высвечивают почему в 6070х годах XX века формулируется такая форма медицинской этики как биоэтика которая начинает рассматривать медицину в контексте прав человека. Основным моральным принципом биоэтики становится принцип уважения прав и достоинства человека. Под влиянием этого принципа меняется решение основного вопроса медицинской этики вопроса об отношении врача и пациента.
34814. Особенности становления русской философии. Славянофилы и западники 53 KB
  Возникновение русской философии Термин философия или любомудрие начинает встречаться в церковных поучениях и светских рукописных книгах в XI XII вв В XIXV вв. Исторические формы русской философии возникали и существовали внутри крупных эпох развития русской культуры с XI по XIX в. начало формирования русской философии эволюция древнерусской мудрости.
34815. Религиозно-философские концепции . соловьев, Достоевский, толстой 32.5 KB
  соловьев Достоевский толстой. Соловьева Одной из важнейших концепций русской философии XIX в. Соловьева. Он может быть гарантом целостности Соловьев вопреки многим своим современникам настроенным сугубо научно не мог допустить отсутствия принципа абсолютной личности.
34816. Экзистенциальная философия Бердяева 44 KB
  Представители этого направления отвергая господствовавшие в истории классической философии принципы рационализма характерные прежде всего для философии Гегеля обратились в своем творчестве к интуитивным эмоциональноволевым и Iт. Предмет и задачи философии Бердяев однозначно определяет с экзистенциальноантропологических позиций: философия призвана познавать бытие из человека и через человека черпая содержание свое в духовном опыте и духовной жизни. Показав что объект порождается субъектом Кант раскрыл возможность построения...
34817. Русский космизм. Федоров Вернадский Циолковский 31 KB
  Федоров Вернадский Циолковский Косми́зм греч. Вернадский Владимир Иванович Вернадский 1863 1945. Ныне подобные эксперименты кажутся губительными для окружающей среды но Вернадский был оптимистом.