74868

Предания. Бывальщины. Былички. Народная демонология

Доклад

Литература и библиотековедение

Определение жанра как устного повествования о событиях выпадающих из хода повседневной жизни: стихийные бедствия социальные аномалии в том числе войны экстремальные жизненные ситуации в быту на работе на промысле в дороге. Проблема обособления бывальщины как фольклорного жанра в ряду бытовых рассказов. Связь бывальщины с другими жанрами сказками и др. Тематический спектр жанра: рассказы о встречах взаимоотношениях с домовым банником водяным лешим русалкой чертом покойником; о колдунах проклятых; о кладах; о гаданиях и...

Русский

2015-01-05

129.68 KB

20 чел.

red0;;;Предания. Бывальщины. Былички. Народная демонология.

Б ы в а л ь щ и н ы,   б ы л и ч к и,  л е г е н д ы,  п р е д а н и я.

Несказочная проза как совокупность повествовательных форм, обладающих конкретно-информативной функцией: сообщение достоверного факта или сведений, принимаемых за достоверные. Отсутствие жестких стилевых канонов, а также зависимость композиции повествования от коммуникативной ситуации как  общее свойство всех форм несказочной прозы.

Бывальщина. Определение жанра как устного повествования о событиях, выпадающих из хода повседневной жизни: стихийные бедствия, социальные аномалии (в том числе, войны), экстремальные жизненные ситуации (в быту, на работе, на промысле, в дороге). Естественная, рационально объяснимая природа излагаемых в бывальщине событий. Проблема обособления бывальщины как фольклорного жанра в ряду бытовых рассказов. Сказ как стилевая характеристика устного повествования. Связь бывальщины с другими жанрами (сказками и др.).

Бывальщинарассказ о событиях, выпадающих из хода повседневной жизни, истинность которого удостоверяется личностью рассказчика или иным лицом. Языкс отличительными особенностями местности (напр., сказы Бажова основаны на бывальщинах), рассказчикбывалый человек.

Быличка как достоверное устное повествование о явлениях человеческой жизни, имеющих сверхъестественную  природу. Отличие от бывальщины. Контакт с потусторонним миром как предмет изображения в быличке. Тематический спектр жанра: рассказы о встречах (взаимоотношениях) с домовым, банником, водяным, лешим, русалкой, чертом, покойником; о колдунах, проклятых; о кладах; о гаданиях и предсказаниях судьбы. Отражение социальных и пространственно-временных представлений человека в понятийной структуре быличек: взаимное уподоблениесвоегоичужогомиров, значимые точки годичного и суточного циклов, пространственные границы человеческого и потустороннего. Отношение былички к сказке:актуальныеправила (магия) и условная модель (волшебство, фантастика)  контакта человека с иным миром. 

Быличкаустный рассказ о явлениях человеческой жизни, имеющих сверхъестественную  природу. Есть необоснованное художество, но это не чистый вымысел, рассказчик сам верит и не верит. Вязь с народной демонологией.

Легенда как устное повествование, характеризующее нравственные взаимоотношения человека с окружающим миром. Книжное происхождение жанра: связь его образной, мотивной и персонажной структуры с христианским вероучением, книгами Ветхого и Нового завета, средневековой проповедью и агиографией. Бытовые рассказы как дополнительный источник жанра. Изображение события в сочетании с нравственным комментарием изложенного как композиционная структура легенды. Тематическая структура жанра: рассказы о помощи святых, о наказании за грехи и вознаграждении добродетели, о бесовских искушениях, о мироустройстве (космогония, этиология и эсхатология). Отношения отдельного нравственного факта-примера и нравственной модели мира (эпические образы греха и добродетели). Природа сверхъестественного в легенде и быличке (аналог отношений молитвы и заговора): чудо и магия; отношения доверия (“Да будет воля Твоя”) и договора. Двоеверие в народной легенде как отягощение нравственных отношений прагматическим взглядом.

Легенда: выражение христианского мировоззрения, содержит библейский сюжет. Фантастика повлияла на сознание людей, есть образы богословия, с церковным учением совпадают частично –«народная Библия». Дидактичность: легенды в разных вариантах говорят о каре неправедным и награде праведникам.

Предание. Определение жанра. Особое положение его в системе несказочной прозы: повествование о событиях прошлого: то, что было, чего уже не случается сейчас, но следы чего можно наблюдать. Отличие от предания других форм несказочной прозы, сообщающихактуальнуюинформацию (то, что бывает сейчас). Переход бывальщин, быличек, и легенд в жанровую область преданий при утрате ими статуса рассказа о событиях настоящего. Широкий тематический спектр жанра: предания о заселении и освоении края, аборигенах; о силачах и прочих выдающихся личностях, о разбойниках, о борьбе с внешними врагами, об исторических лицах и др.. Роль региональных и локальных факторов в формировании тематической структуры преданий. Эволюция образной системы преданий: устойчивые и меняющиеся под влиянием исторических условий компоненты структуры (Разин и Пугачев, Иван Грозный и Петр Великий). Место преданий в формировании национального исторического сознания.

Функции несказочной прозы: фатическая (общения, каждый хочет рассказать), омотивная (страшилки), информативная, дидактическая. Жанры прагматические, утилитарные. Рассказчик верит в то, что говорит.

Предания:  - жанр несказочной прозы, в котором говорится о достоверных событиях истории, о реально живших людях; всякий устный рассказ с разъяснениями о прошлом с позиции настоящего. Главноеретроспективность (напр. предания о Петре I во времена А.С. Пушкина), функция  информативная. Нет сознательного вымысла, но есть личн. оценка. Вымыселнеузнаваемое худож. освещение жизни и окружающего мира. Их классификация спорна.

Быличка жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с «нечистой силой»[1].

Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на Руси ещё задолго до XVII века.[2][3] Однако среди дошедшего до нас материала раннего времени очень мало собственно текстов быличек с присущими им важными жанровыми особенностями. Приблизительно до конца XIX века фиксируется только факт бытования жанра.

Интерес исследователей к этому жанру возрастает в начале ХIХ века. В это время записывается большое количество текстов, былички публикуются первоначально не отдельными сборниками, а вместе с текстами сказок. При этом, однако, исследователи разделяют оба жанра. Более того, указывается, что их разделяют и сами информанты, называя быличку «бывальщиной», «бывальщинкой». Как пишет об истории термина Э. В. Померанцева, «само словобыличкабыло подслушано братьями Б. и Ю. Соколовыми у белозерских крестьян, использовано и прокомментировано, и с их легкой руки вошло в практику фольклористов, которые стали употреблять его как синоним терминампредание,легенда,бывальщина“»[4].

В силу своей жанровой специфики (повествование о сверхъестественном; использование традиционного круга мотивов, сюжетов, персонажей; опора на личный опыт рассказчика; установка на достоверность повествования; кодификация бытового поведения) быличка сближается с такими жанрами, как бывальщинасказкалегендаисторическое преданиебытовой рассказ, не теряя при этом своей уникальности.

Быличка отличается от легенды и сближается с бывальщиной тем, что она не апеллирует к традиции, а рассказывает историю из современной жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще с его знакомыми или знакомыми его знакомых. То есть отличительным признаком этого жанра является установка на реальность описываемых событий. Как и бывальщина, быличка описывает повторяющиеся события, которые могут случиться и со слушателями. В отличие от легенды и предания, быличка и бывальщина не объясняют некую реалию, а предостерегают или просто повествуют о сверхъестественном случае.

В основе таких рассказов могут лежать действительные случаи (были), интерпретированные в свете господствующих мифологических представлений. К числу таких быличек следует отнести и рассказы, которыми матери «стращают» детейо злых духах-людоедах, в том числе и о духах, похищающих (согласно представлениям непосвященных) мальчиков, достигших зрелости, для превращения их во взрослых мужчин полноправных членов племени[5].

Быличка отличается от бывальщины и сближается с легендой своим обращением к чудесному, выходящему за пределы наблюдаемого мира. В современном фольклоре быличка чаще встречается именно в качестве страшилок.

[править]Классификация быличек

Традиционно былички классифицируются по содержанию (см. раздел Литература), в указателях сюжетов и мотивов русских быличек разделы и подразделы выделяются по сановным мифологическим персонажам, например, былички о духах природы, о домашних духах, о чертезмее, проклятых и т. д

В христианской традиции демонами считаются падшие ангелы. С этой точки зрения демонология является отражениемангелологии, при этом ангелы считаются добрыми духами, а демоны злыми. Демонов классифицируют по степени их вредоносности и месту в иерархии ада, по связи с человеческими грехами, месту обитания.

В православии нет отдельного учения о злых силах. Например, в «Точном изложении православной веры» Иоана Дамаскинаглава Рая есть, а глава Ада отсутствует. Некоторые сведения можно почерпнуть из Книги пророка Иезекиля (Иез.28), в которой описана причина падения Люцифера и участь, которую уготовал ему Бог, Книги Иова (Иов.40,41), в которой Бог объясняет невозможность для человека самостоятельно победить Сатану, Откровения Иоанна Богослова и некоторых других.

Наиболее исторически известными трудами западных демонологов являются «Молот ведьм» (лат. Malleus Maleficarum) Генриха Крамера (возможно, написанный при участии Якоба Шпренгера), а также Demonolatry Николая Реми. Эти сочинения отталкиваются от реальности демонических сил и предполагают, что избавление от демонов даёт церковь.

В оккультной, магической демонологии христианского мира может также делаться упор на практические способы вызова демона и подчинение их сил для своих целей. В таком виде демонологию переняли многие оккультные школы и, наряду с сюжетом войны между ангелами и демонами, и способы участия в этой войне.

Победить демонов может только Иисус Христос и обратившийся к нему за помощью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30767. Подготовка строительных конструкций к монтажу. Монтажная оснастка 15.46 KB
  Подготовка строительных конструкций к монтажу. При подготовке к монтажу железобетонных конструкций внешним осмотром проверяют нет ли на них сколов бетона и трещин исправны ли монтажные петли. При подготовке к монтажу стальных конструкций также проверяют их состояние и геометрические размеры. Если отклонения элементов конструкций от проектных форм и геометрических размеров превышают нормы допустимые СНиП Несущие и ограждающие конструкции конструкции монтировать не разрешается.
30768. Основные монтажные процессы 14.75 KB
  1 подготовка элемента к монтажу 2 строповка крепление к крюку крана 3 подъём перемещение установка в проектное положение 4временное закрепление 5выверка 6окончательное закрепление Подготовка конструкции к монтажу: проверка состояния нанесение осевых рисок на конструкцию и на место установки обустройство конструкции монтажной оснасткой закрепление расчалок распорок навесных лестниц оттяжек монтажное усиление конструкции укрупнительная сборка на земле сооружается блок из отдельных конструктивных элементов уменьшает...
30769. Укрупнительная сборка конструкции. Классификация монтажа по степени укрупнения 14.69 KB
  Укрупнительную сборку конструкций выполняют: на заводеизготовителе когда разделение элементов на блоки вызвано условиями изготовления в целях лучшего использования оборудования или повышения производительности труда; на строительной площадке если целесообразно собрать монтажный блок из нескольких элементов до подъема и полнее использовать грузоподъемность монтажного механизма. Сборке подлежат: стальные фермы больших пролетов поступающие на монтаж в виде двух полуферм; железобетонные и стальные колонны разделенные по высоте на несколько...
30770. Приспособления для выверки и временного закрепления конструкций 14.96 KB
  Приспособления для выверки и временного закрепления конструкций. При монтаже стальных и железобетонных конструкций используют приспособления позволяющие временно удерживать установленный на место элемент и регулировать его положение при выверке и приведении в проектное положение. Одиночные приспособления предназначены для удержания одного элемента групповые одного элемента или нескольких. Расчалки гибкие из канатов монтажные приспособления работающие только на растяжение.
30771. Основные способы строповки конструкций при монтаже. Грузозахватные приспособления 14.25 KB
  Основные способы строповки конструкций при монтаже. Строповка конструкций. Строповкой называют захват конструкций канатом стропом подвешенным к крюку монтажного крана для подъема и установки их в проектное положение. Конструкции стропуют в местах указанных в проекте и обеспечивают подачу конструкций к месту установки в положении соответствующем проекту.
30772. Приспособления для рабочего места и безопасного ведения работ на высоте 15.33 KB
  Приспособления для рабочего места и безопасного ведения работ на высоте. К работам на высоте относятся работы при выполнении которых работник находится на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте 13 м и более. Рабочие места и проходы к ним зона А расположенные на перекрытиях покрытиях на высоте более 13 м и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте должны быть ограждены предохранительными или страховочными защитными ограждениями а при расстоянии более 2м сигнальными ограждениями соответствующими...
30773. Монтаж конструкций со склада и с транспортных средств 16.96 KB
  Монтаж конструкций со склада и с транспортных средств. Метод монтажа в зависимости от организации подачи элементов на монтаж: А со склада Б с колёс Основным условием доставки конструкций транспортными средствами является комплектная и ритмичная их подача в заданной технологической последовательности строго по часовому расписанному по минутам графику непосредственно к месту установки. Монтаж конструкций с транспортных средств по сравнению с предварительной разгрузкой является наиболее экономичным так как сокращаются затраты на...
30774. Классификация методов монтажа в зависимости от последовательности установки элементов 14.82 KB
  Классификация методов монтажа в зависимости от последовательности установки элементов. При раздельном методе одноименные конструкции монтируют или демонтируют самостоятельными потоками совмещенными во времени. Данный метод монтажа и демонтажа рекомендуется при реконструкции пролетов значительной протяженности небольшой внутренней стесненности обеспечивающей развертывание потока при свободном проходе монтажного крана и главное независимости СМР по реконструкции от основной деятельности предприятия. Комплексный метод связан с...
30775. Классификация методов монтажа по степени ограничения свободы перемещения в пространстве 14.68 KB
  По степени ограничения свободы перемещения элементов: А свободный Б ограничено свободный В принудительный оснастка позволяет перемещаться только в 1 необходимом направлении Свободный монтаж при котором монтируемый элемент без какихлибо ограничений устанавливают в проектное положение при его свободном перемещении. Ограниченносвободный монтаж характеризуется тем что монтируемая конструкция устанавливается в направляющие упоры фиксаторы и другие приспособления частично ограничивающие свободу перемещения конструкции но приводящие к...