74868

Предания. Бывальщины. Былички. Народная демонология

Доклад

Литература и библиотековедение

Определение жанра как устного повествования о событиях выпадающих из хода повседневной жизни: стихийные бедствия социальные аномалии в том числе войны экстремальные жизненные ситуации в быту на работе на промысле в дороге. Проблема обособления бывальщины как фольклорного жанра в ряду бытовых рассказов. Связь бывальщины с другими жанрами сказками и др. Тематический спектр жанра: рассказы о встречах взаимоотношениях с домовым банником водяным лешим русалкой чертом покойником; о колдунах проклятых; о кладах; о гаданиях и...

Русский

2015-01-05

129.68 KB

15 чел.

red0;;;Предания. Бывальщины. Былички. Народная демонология.

Б ы в а л ь щ и н ы,   б ы л и ч к и,  л е г е н д ы,  п р е д а н и я.

Несказочная проза как совокупность повествовательных форм, обладающих конкретно-информативной функцией: сообщение достоверного факта или сведений, принимаемых за достоверные. Отсутствие жестких стилевых канонов, а также зависимость композиции повествования от коммуникативной ситуации как  общее свойство всех форм несказочной прозы.

Бывальщина. Определение жанра как устного повествования о событиях, выпадающих из хода повседневной жизни: стихийные бедствия, социальные аномалии (в том числе, войны), экстремальные жизненные ситуации (в быту, на работе, на промысле, в дороге). Естественная, рационально объяснимая природа излагаемых в бывальщине событий. Проблема обособления бывальщины как фольклорного жанра в ряду бытовых рассказов. Сказ как стилевая характеристика устного повествования. Связь бывальщины с другими жанрами (сказками и др.).

Бывальщинарассказ о событиях, выпадающих из хода повседневной жизни, истинность которого удостоверяется личностью рассказчика или иным лицом. Языкс отличительными особенностями местности (напр., сказы Бажова основаны на бывальщинах), рассказчикбывалый человек.

Быличка как достоверное устное повествование о явлениях человеческой жизни, имеющих сверхъестественную  природу. Отличие от бывальщины. Контакт с потусторонним миром как предмет изображения в быличке. Тематический спектр жанра: рассказы о встречах (взаимоотношениях) с домовым, банником, водяным, лешим, русалкой, чертом, покойником; о колдунах, проклятых; о кладах; о гаданиях и предсказаниях судьбы. Отражение социальных и пространственно-временных представлений человека в понятийной структуре быличек: взаимное уподоблениесвоегоичужогомиров, значимые точки годичного и суточного циклов, пространственные границы человеческого и потустороннего. Отношение былички к сказке:актуальныеправила (магия) и условная модель (волшебство, фантастика)  контакта человека с иным миром. 

Быличкаустный рассказ о явлениях человеческой жизни, имеющих сверхъестественную  природу. Есть необоснованное художество, но это не чистый вымысел, рассказчик сам верит и не верит. Вязь с народной демонологией.

Легенда как устное повествование, характеризующее нравственные взаимоотношения человека с окружающим миром. Книжное происхождение жанра: связь его образной, мотивной и персонажной структуры с христианским вероучением, книгами Ветхого и Нового завета, средневековой проповедью и агиографией. Бытовые рассказы как дополнительный источник жанра. Изображение события в сочетании с нравственным комментарием изложенного как композиционная структура легенды. Тематическая структура жанра: рассказы о помощи святых, о наказании за грехи и вознаграждении добродетели, о бесовских искушениях, о мироустройстве (космогония, этиология и эсхатология). Отношения отдельного нравственного факта-примера и нравственной модели мира (эпические образы греха и добродетели). Природа сверхъестественного в легенде и быличке (аналог отношений молитвы и заговора): чудо и магия; отношения доверия (“Да будет воля Твоя”) и договора. Двоеверие в народной легенде как отягощение нравственных отношений прагматическим взглядом.

Легенда: выражение христианского мировоззрения, содержит библейский сюжет. Фантастика повлияла на сознание людей, есть образы богословия, с церковным учением совпадают частично –«народная Библия». Дидактичность: легенды в разных вариантах говорят о каре неправедным и награде праведникам.

Предание. Определение жанра. Особое положение его в системе несказочной прозы: повествование о событиях прошлого: то, что было, чего уже не случается сейчас, но следы чего можно наблюдать. Отличие от предания других форм несказочной прозы, сообщающихактуальнуюинформацию (то, что бывает сейчас). Переход бывальщин, быличек, и легенд в жанровую область преданий при утрате ими статуса рассказа о событиях настоящего. Широкий тематический спектр жанра: предания о заселении и освоении края, аборигенах; о силачах и прочих выдающихся личностях, о разбойниках, о борьбе с внешними врагами, об исторических лицах и др.. Роль региональных и локальных факторов в формировании тематической структуры преданий. Эволюция образной системы преданий: устойчивые и меняющиеся под влиянием исторических условий компоненты структуры (Разин и Пугачев, Иван Грозный и Петр Великий). Место преданий в формировании национального исторического сознания.

Функции несказочной прозы: фатическая (общения, каждый хочет рассказать), омотивная (страшилки), информативная, дидактическая. Жанры прагматические, утилитарные. Рассказчик верит в то, что говорит.

Предания:  - жанр несказочной прозы, в котором говорится о достоверных событиях истории, о реально живших людях; всякий устный рассказ с разъяснениями о прошлом с позиции настоящего. Главноеретроспективность (напр. предания о Петре I во времена А.С. Пушкина), функция  информативная. Нет сознательного вымысла, но есть личн. оценка. Вымыселнеузнаваемое худож. освещение жизни и окружающего мира. Их классификация спорна.

Быличка жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с «нечистой силой»[1].

Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на Руси ещё задолго до XVII века.[2][3] Однако среди дошедшего до нас материала раннего времени очень мало собственно текстов быличек с присущими им важными жанровыми особенностями. Приблизительно до конца XIX века фиксируется только факт бытования жанра.

Интерес исследователей к этому жанру возрастает в начале ХIХ века. В это время записывается большое количество текстов, былички публикуются первоначально не отдельными сборниками, а вместе с текстами сказок. При этом, однако, исследователи разделяют оба жанра. Более того, указывается, что их разделяют и сами информанты, называя быличку «бывальщиной», «бывальщинкой». Как пишет об истории термина Э. В. Померанцева, «само словобыличкабыло подслушано братьями Б. и Ю. Соколовыми у белозерских крестьян, использовано и прокомментировано, и с их легкой руки вошло в практику фольклористов, которые стали употреблять его как синоним терминампредание,легенда,бывальщина“»[4].

В силу своей жанровой специфики (повествование о сверхъестественном; использование традиционного круга мотивов, сюжетов, персонажей; опора на личный опыт рассказчика; установка на достоверность повествования; кодификация бытового поведения) быличка сближается с такими жанрами, как бывальщинасказкалегендаисторическое преданиебытовой рассказ, не теряя при этом своей уникальности.

Быличка отличается от легенды и сближается с бывальщиной тем, что она не апеллирует к традиции, а рассказывает историю из современной жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще с его знакомыми или знакомыми его знакомых. То есть отличительным признаком этого жанра является установка на реальность описываемых событий. Как и бывальщина, быличка описывает повторяющиеся события, которые могут случиться и со слушателями. В отличие от легенды и предания, быличка и бывальщина не объясняют некую реалию, а предостерегают или просто повествуют о сверхъестественном случае.

В основе таких рассказов могут лежать действительные случаи (были), интерпретированные в свете господствующих мифологических представлений. К числу таких быличек следует отнести и рассказы, которыми матери «стращают» детейо злых духах-людоедах, в том числе и о духах, похищающих (согласно представлениям непосвященных) мальчиков, достигших зрелости, для превращения их во взрослых мужчин полноправных членов племени[5].

Быличка отличается от бывальщины и сближается с легендой своим обращением к чудесному, выходящему за пределы наблюдаемого мира. В современном фольклоре быличка чаще встречается именно в качестве страшилок.

[править]Классификация быличек

Традиционно былички классифицируются по содержанию (см. раздел Литература), в указателях сюжетов и мотивов русских быличек разделы и подразделы выделяются по сановным мифологическим персонажам, например, былички о духах природы, о домашних духах, о чертезмее, проклятых и т. д

В христианской традиции демонами считаются падшие ангелы. С этой точки зрения демонология является отражениемангелологии, при этом ангелы считаются добрыми духами, а демоны злыми. Демонов классифицируют по степени их вредоносности и месту в иерархии ада, по связи с человеческими грехами, месту обитания.

В православии нет отдельного учения о злых силах. Например, в «Точном изложении православной веры» Иоана Дамаскинаглава Рая есть, а глава Ада отсутствует. Некоторые сведения можно почерпнуть из Книги пророка Иезекиля (Иез.28), в которой описана причина падения Люцифера и участь, которую уготовал ему Бог, Книги Иова (Иов.40,41), в которой Бог объясняет невозможность для человека самостоятельно победить Сатану, Откровения Иоанна Богослова и некоторых других.

Наиболее исторически известными трудами западных демонологов являются «Молот ведьм» (лат. Malleus Maleficarum) Генриха Крамера (возможно, написанный при участии Якоба Шпренгера), а также Demonolatry Николая Реми. Эти сочинения отталкиваются от реальности демонических сил и предполагают, что избавление от демонов даёт церковь.

В оккультной, магической демонологии христианского мира может также делаться упор на практические способы вызова демона и подчинение их сил для своих целей. В таком виде демонологию переняли многие оккультные школы и, наряду с сюжетом войны между ангелами и демонами, и способы участия в этой войне.

Победить демонов может только Иисус Христос и обратившийся к нему за помощью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11018. Семейство технологий Ethernet 50 KB
  Семейство технологий Ethernet Стандарт Ethernet был опубликован в начале 1973г. Первые варианты были рассчитаны на скорость 10мбитс. Сегодня используются разновидности со скоростями 100мбитс и 1Гбитс. В теории существует стандарт на 10Гбитс оборудование для которого дорого и м
11019. Цели, преследуемые при создании сетей 21 KB
  Цели преследуемые при создании сетей. При создании сетей в общем преследуется одна цель – передача данных но в каждом конкретном случае преследуется какаялибо практическая цель. Совместное использование оборудования чаще всего принтеров и накопителей.
11020. Сети на основе оптоволоконных кабелей 86 KB
  Сети на основе оптоволоконных кабелей Стандарт: 10/100/1000 Base FX FX − Fiber Optic − оптоволокно В отличие от витой пары по оптоволокну передаются не электрические а оптические импульсы. Поэтому подключить оптоволокно к электронным устройствам нельзя необходимо преобразов...
11021. Основные подсистемы, работающие в сетях 28 KB
  Основные подсистемы работающие в сетях. В любой сети есть несколько подсистем жизненно необходимых для работы сети. Система адресации. Чтобы узлы сети могли общаться друг с другом каждому узлу необходим уникальный адрес адрес может бы уникален тольк...
11022. Беспроводные технологии 353.5 KB
  Беспроводные технологии Для передачи данных по воздуху используются радиосигналы. У любого сигнала есть 2 характеристики: Излучаемая мощность Частота От излучаемой мощности зависит дальность связи. Любые радиоизлучения вредны для здоровья и окружаю...
11023. Основные термины и понятия Сетей и Телекоммуникаций 40 KB
  Основные термины и понятия Сетей и Телекоммуникаций. Пакет данных frame. В большинстве сетей используется принцип разделяемой среды передачи – передавать в каждый момент времени может только один узел. Таким образом если передавать файл монолитным блоко...
11024. Использование хабов и свитчей 74 KB
  Использование хабов и свитчей Хабыконцентраторы – устройства физического уровня Свитч коммутатор– устройство канального уровня. И те и другие используются для построения топологии Звезда в сетях на витой паре и оптоволокне. Хабы: Хаб не способен каклибо о...
11025. Сетевые топологии 90.5 KB
  Сетевые топологии Топология – схема соединения узлов сети. Существуют 3 простейшие топологии на базе которых строится множество смешанных. В каждом сегменте сети в данный момент может существовать только одна топология. Общая шина – все узлы подключаются
11026. Сетевые платы 25 KB
  Сетевые платы Сетевая плата – устройство канального уровня. Каждая плата соединяет компьютер с отдельной сетью или с различными сегментами одной сети. По стандарту Ethernet в компьютер можно поставить до 4 сетевых плат включая встроенные. Сетевая плата может быть и дескрет