74868

Предания. Бывальщины. Былички. Народная демонология

Доклад

Литература и библиотековедение

Определение жанра как устного повествования о событиях выпадающих из хода повседневной жизни: стихийные бедствия социальные аномалии в том числе войны экстремальные жизненные ситуации в быту на работе на промысле в дороге. Проблема обособления бывальщины как фольклорного жанра в ряду бытовых рассказов. Связь бывальщины с другими жанрами сказками и др. Тематический спектр жанра: рассказы о встречах взаимоотношениях с домовым банником водяным лешим русалкой чертом покойником; о колдунах проклятых; о кладах; о гаданиях и...

Русский

2015-01-05

129.68 KB

13 чел.

red0;;;Предания. Бывальщины. Былички. Народная демонология.

Б ы в а л ь щ и н ы,   б ы л и ч к и,  л е г е н д ы,  п р е д а н и я.

Несказочная проза как совокупность повествовательных форм, обладающих конкретно-информативной функцией: сообщение достоверного факта или сведений, принимаемых за достоверные. Отсутствие жестких стилевых канонов, а также зависимость композиции повествования от коммуникативной ситуации как  общее свойство всех форм несказочной прозы.

Бывальщина. Определение жанра как устного повествования о событиях, выпадающих из хода повседневной жизни: стихийные бедствия, социальные аномалии (в том числе, войны), экстремальные жизненные ситуации (в быту, на работе, на промысле, в дороге). Естественная, рационально объяснимая природа излагаемых в бывальщине событий. Проблема обособления бывальщины как фольклорного жанра в ряду бытовых рассказов. Сказ как стилевая характеристика устного повествования. Связь бывальщины с другими жанрами (сказками и др.).

Бывальщинарассказ о событиях, выпадающих из хода повседневной жизни, истинность которого удостоверяется личностью рассказчика или иным лицом. Языкс отличительными особенностями местности (напр., сказы Бажова основаны на бывальщинах), рассказчикбывалый человек.

Быличка как достоверное устное повествование о явлениях человеческой жизни, имеющих сверхъестественную  природу. Отличие от бывальщины. Контакт с потусторонним миром как предмет изображения в быличке. Тематический спектр жанра: рассказы о встречах (взаимоотношениях) с домовым, банником, водяным, лешим, русалкой, чертом, покойником; о колдунах, проклятых; о кладах; о гаданиях и предсказаниях судьбы. Отражение социальных и пространственно-временных представлений человека в понятийной структуре быличек: взаимное уподоблениесвоегоичужогомиров, значимые точки годичного и суточного циклов, пространственные границы человеческого и потустороннего. Отношение былички к сказке:актуальныеправила (магия) и условная модель (волшебство, фантастика)  контакта человека с иным миром. 

Быличкаустный рассказ о явлениях человеческой жизни, имеющих сверхъестественную  природу. Есть необоснованное художество, но это не чистый вымысел, рассказчик сам верит и не верит. Вязь с народной демонологией.

Легенда как устное повествование, характеризующее нравственные взаимоотношения человека с окружающим миром. Книжное происхождение жанра: связь его образной, мотивной и персонажной структуры с христианским вероучением, книгами Ветхого и Нового завета, средневековой проповедью и агиографией. Бытовые рассказы как дополнительный источник жанра. Изображение события в сочетании с нравственным комментарием изложенного как композиционная структура легенды. Тематическая структура жанра: рассказы о помощи святых, о наказании за грехи и вознаграждении добродетели, о бесовских искушениях, о мироустройстве (космогония, этиология и эсхатология). Отношения отдельного нравственного факта-примера и нравственной модели мира (эпические образы греха и добродетели). Природа сверхъестественного в легенде и быличке (аналог отношений молитвы и заговора): чудо и магия; отношения доверия (“Да будет воля Твоя”) и договора. Двоеверие в народной легенде как отягощение нравственных отношений прагматическим взглядом.

Легенда: выражение христианского мировоззрения, содержит библейский сюжет. Фантастика повлияла на сознание людей, есть образы богословия, с церковным учением совпадают частично –«народная Библия». Дидактичность: легенды в разных вариантах говорят о каре неправедным и награде праведникам.

Предание. Определение жанра. Особое положение его в системе несказочной прозы: повествование о событиях прошлого: то, что было, чего уже не случается сейчас, но следы чего можно наблюдать. Отличие от предания других форм несказочной прозы, сообщающихактуальнуюинформацию (то, что бывает сейчас). Переход бывальщин, быличек, и легенд в жанровую область преданий при утрате ими статуса рассказа о событиях настоящего. Широкий тематический спектр жанра: предания о заселении и освоении края, аборигенах; о силачах и прочих выдающихся личностях, о разбойниках, о борьбе с внешними врагами, об исторических лицах и др.. Роль региональных и локальных факторов в формировании тематической структуры преданий. Эволюция образной системы преданий: устойчивые и меняющиеся под влиянием исторических условий компоненты структуры (Разин и Пугачев, Иван Грозный и Петр Великий). Место преданий в формировании национального исторического сознания.

Функции несказочной прозы: фатическая (общения, каждый хочет рассказать), омотивная (страшилки), информативная, дидактическая. Жанры прагматические, утилитарные. Рассказчик верит в то, что говорит.

Предания:  - жанр несказочной прозы, в котором говорится о достоверных событиях истории, о реально живших людях; всякий устный рассказ с разъяснениями о прошлом с позиции настоящего. Главноеретроспективность (напр. предания о Петре I во времена А.С. Пушкина), функция  информативная. Нет сознательного вымысла, но есть личн. оценка. Вымыселнеузнаваемое худож. освещение жизни и окружающего мира. Их классификация спорна.

Быличка жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с «нечистой силой»[1].

Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на Руси ещё задолго до XVII века.[2][3] Однако среди дошедшего до нас материала раннего времени очень мало собственно текстов быличек с присущими им важными жанровыми особенностями. Приблизительно до конца XIX века фиксируется только факт бытования жанра.

Интерес исследователей к этому жанру возрастает в начале ХIХ века. В это время записывается большое количество текстов, былички публикуются первоначально не отдельными сборниками, а вместе с текстами сказок. При этом, однако, исследователи разделяют оба жанра. Более того, указывается, что их разделяют и сами информанты, называя быличку «бывальщиной», «бывальщинкой». Как пишет об истории термина Э. В. Померанцева, «само словобыличкабыло подслушано братьями Б. и Ю. Соколовыми у белозерских крестьян, использовано и прокомментировано, и с их легкой руки вошло в практику фольклористов, которые стали употреблять его как синоним терминампредание,легенда,бывальщина“»[4].

В силу своей жанровой специфики (повествование о сверхъестественном; использование традиционного круга мотивов, сюжетов, персонажей; опора на личный опыт рассказчика; установка на достоверность повествования; кодификация бытового поведения) быличка сближается с такими жанрами, как бывальщинасказкалегендаисторическое преданиебытовой рассказ, не теряя при этом своей уникальности.

Быличка отличается от легенды и сближается с бывальщиной тем, что она не апеллирует к традиции, а рассказывает историю из современной жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще с его знакомыми или знакомыми его знакомых. То есть отличительным признаком этого жанра является установка на реальность описываемых событий. Как и бывальщина, быличка описывает повторяющиеся события, которые могут случиться и со слушателями. В отличие от легенды и предания, быличка и бывальщина не объясняют некую реалию, а предостерегают или просто повествуют о сверхъестественном случае.

В основе таких рассказов могут лежать действительные случаи (были), интерпретированные в свете господствующих мифологических представлений. К числу таких быличек следует отнести и рассказы, которыми матери «стращают» детейо злых духах-людоедах, в том числе и о духах, похищающих (согласно представлениям непосвященных) мальчиков, достигших зрелости, для превращения их во взрослых мужчин полноправных членов племени[5].

Быличка отличается от бывальщины и сближается с легендой своим обращением к чудесному, выходящему за пределы наблюдаемого мира. В современном фольклоре быличка чаще встречается именно в качестве страшилок.

[править]Классификация быличек

Традиционно былички классифицируются по содержанию (см. раздел Литература), в указателях сюжетов и мотивов русских быличек разделы и подразделы выделяются по сановным мифологическим персонажам, например, былички о духах природы, о домашних духах, о чертезмее, проклятых и т. д

В христианской традиции демонами считаются падшие ангелы. С этой точки зрения демонология является отражениемангелологии, при этом ангелы считаются добрыми духами, а демоны злыми. Демонов классифицируют по степени их вредоносности и месту в иерархии ада, по связи с человеческими грехами, месту обитания.

В православии нет отдельного учения о злых силах. Например, в «Точном изложении православной веры» Иоана Дамаскинаглава Рая есть, а глава Ада отсутствует. Некоторые сведения можно почерпнуть из Книги пророка Иезекиля (Иез.28), в которой описана причина падения Люцифера и участь, которую уготовал ему Бог, Книги Иова (Иов.40,41), в которой Бог объясняет невозможность для человека самостоятельно победить Сатану, Откровения Иоанна Богослова и некоторых других.

Наиболее исторически известными трудами западных демонологов являются «Молот ведьм» (лат. Malleus Maleficarum) Генриха Крамера (возможно, написанный при участии Якоба Шпренгера), а также Demonolatry Николая Реми. Эти сочинения отталкиваются от реальности демонических сил и предполагают, что избавление от демонов даёт церковь.

В оккультной, магической демонологии христианского мира может также делаться упор на практические способы вызова демона и подчинение их сил для своих целей. В таком виде демонологию переняли многие оккультные школы и, наряду с сюжетом войны между ангелами и демонами, и способы участия в этой войне.

Победить демонов может только Иисус Христос и обратившийся к нему за помощью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64298. ОРГАНІЗАЦІЯ ДОСЛІДНИЦЬКОЇ ДІЯЛЬНОСТІ УЧНІВ З ДИЗАЙНУ У ПРОФЕСІЙНИХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДАХ ХУДОЖНЬОГО ПРОФІЛЮ 271.5 KB
  За нинішніх умов соціально-культурного розвитку суспільства дизайн як новий вид художньо-конструкторської професійної діяльності відіграє важливу роль у створенні цілісного естетичного середовища, підвищенні рівня конкурентоспроможності промислової продукції, предметів широкого вжитку.
64299. ВІДБІР БАСКЕТБОЛІСТІВ НА ЕТАПІ ПОЧАТКОВОЇ ПІДГОТОВКИ З УРАХУВАННЯМ ЇХ ОСОБИСТІСНИХ ОСОБЛИВОСТЕЙ 156 KB
  Матеріали стосовно особистісних особливостей баскетболістів що є значущими на етапі початкової підготовки В. Наявні критерії первинного відбору баскетболістів не повною мірою...
64300. ПІДВИЩЕННЯ ЕФЕКТИВНОСТІ ОПТИЧНИХ МУЛЬТИСЕРВІСНИХ МЕРЕЖ З ВИКОРИСТАННЯМ КОДОВОГО РОЗДІЛЕННЯ КАНАЛІВ 849 KB
  Інтенсивний розвиток телекомунікаційних послуг сьогодні вимагає якісних змін і підходів до побудови телекомунікаційних мереж. Нові підходи повинні враховувати велику пропускну здатність оптичних мереж та гнучкість топологічних рішень мультисервісних мереж...
64301. ПРОДУКТИВНІСТЬ ПШЕНИЦІ ЯРОЇ ТВЕРДОЇ ЗАЛЕЖНО ВІД ЕЛЕМЕНТІВ ТЕХНОЛОГІЇ ВИРОЩУВАННЯ В ПРАВОБЕРЕЖНОМУ ЛІСОСТЕПУ УКРАЇНИ 391.5 KB
  Створення та впровадження у виробництво сортів пшениці твердої з високим рівнем генетичного потенціалу продуктивності адаптованих до конкретних ґрунтовокліматичних умов розширює перспективи виробництва зерна пшениці твердої ярої особливо...
64302. ПІДВИЩЕННЯ ЕКСПЛУАТАЦІЙНОЇ НАДІЙНОСТІ ТРУБНИХ І ШТАНГОВИХ КОЛОН ДЛЯ БУРІННЯ ТА ВИДОБУВАННЯ НАФТИ І ГАЗУ 3.89 MB
  Проблема підвищення експлуатаційної надійності трубних і штангових колон для буріння та видобування нафти та газу нерозривно пов’язана з проблемою оцінки їх навантажування. Особливістю роботи елементів трубних і штангових колон є надзвичайно складний характер навантажування...
64303. ЕКОНОМІЧНА ВЛАДА ЯК ФАКТОР РОЗПОДІЛУ ДОХОДІВ 328.5 KB
  Процес розподілу доходів є складною соціальноекономічною проблемою оскільки зачіпає інтереси всіх економічних суб'єктів. Економічне та соціальне значення проблеми розподілу доходів зумовлено впливом на рівень стимулювання продуктивної економічної поведінки макроекономічну рівновагу соціальну напруженість.
64304. КОНЦЕПЦІЯ ІНФОРМАЦІЙНОГО РОЗВИТКУ ТРАНСПОРТНИХ СИСТЕМ 308 KB
  Транспортні системи, технології, машини, шляхи сполучення та багато інших підсистем та ланок, що забезпечують надання транспортних послуг населенню та організаціям, можна визначати як багаторівневу транспортну інфраструктуру.
64305. Процес високоточного вимірювання параметрів джерел електромагнітного випромінювання за допомогою малобазових пасивних радіотехнічних систем 15.73 MB
  Бурхливий розвиток нових технологій в галузях радіотехніки обчислювальної техніки і програмного забезпечення тенденція ускладнення структури сигналів джерел електромагнітного випромінювання ДЕВ підвищення їх скритності та ущільнення радіочастотного ресурсу...
64306. Лісівничо-селекційна оцінка півсібсових і сібсових потомств сосни звичайної в умовах західного полісся 248 KB
  Мета – вивчити мінливість вегетативних і насінних потомств сосни звичайної в умовах Західного Полісся за біометричними показниками, виявити ядерцеві характеристики меристем та на їх основі опрацювати методичні можливості проведення генетико-селекційної оцінки плюсових дерев і ранньої діагностики росту їх потомств.