7488

Педагогическая психология. Предмет, задачи, методы педагогической психологии

Конспект

Психология и эзотерика

Педагогическая психология. Тема 2.1. Предмет, задачи, методы педагогической психологии. Современная педагогическая психология и предмет ее изучения. Проблемы и задачи современной педагогической психологии. Методы педагогической пси...

Русский

2013-01-24

60 KB

23 чел.

Педагогическая психология.

Тема 2.1. Предмет, задачи, методы педагогической психологии.

  1.  Современная педагогическая психология и предмет ее изучения.
  2.  Проблемы и задачи современной педагогической психологии.
  3.  Методы педагогической психологии.

1.

Современная педагогическая психология и предмет ее изучения.

Педагогическая психология как одна из старейших отраслей психологии сложилась в конце 19 века и к настоящему моменту претерпела значительные изменения. Пед.психология призвана удовлетворять запросы общества.

Предмет пед.психология – это изучение психологических закономерностей освоения человеком исторического опыта в условиях обучения и воспитания, а также становления психологических функций и качеств личности в ходе этого процесса.

Пед.психология исследует индивидуальные различия людей в ходе освоения общественно-исторического опыта занимается разработкой критериев умственного развития людей. Рассматривает вопросы взаимодействия педагогов и учащихся в ходе обучения и воспитания.

2.

Проблемы и задачи современной педагогической психологии.

Задача пед.психологии – разработка объективных критериев оценки уровня психического развития человека, обоснование возможности и необходимости его дифференцированного обучения, а также сроков обучения и содержания обучения.

Острая проблема пед.психологии – психологическая экспертиза инновационных технологий обучения и воспитания. Главным, на что должны ориентироваться создатели инновационных технологий обучения и воспитания – это сензитивные (возрастные) периоды развития человека, так как именно в эти периоды наиболее благоприятно создания предпосылок для успешного усвоения знаний.

3.

Методы педагогической психологии.

В решении проблем пед.психологии используется весь арсенал методов известных современной психологии, но  основном используются 2 группы методов:

  1.  Методы организации исследования:
    •  М-д лонгитюдного исследования
    •  М-д поперечных срезов = сравнительный
    •  Комплексный м-д
  2.  Методы сбора информации:
    •  Беседа, анкетирование, тестирование, интервью,
    •  Наблюдение,
    •  Эксперимент,
    •  Клиническая беседа (Ж.Пиаже),
    •  Стандартизированная беседа,
    •  Анализ продуктов деятельности и т.д.

Тема 2.2. Психология обучения. Образовательный процесс в современном мире.

  1.  Образование как многомерное явление.
  2.  Тенденции и концепции современного образовательного процесса.

1.

Образование как многомерное явление.

Образование – это важнейшая сфера человеческой жизни.

Каждая культура внесла свой отпечаток в образование. Роль образования  в жизни общества на разных этапах менялось, но рассматривалось как необходимое важное условие.

В настоящее время образование рассматривается как система институтов, учреждений, связанных с усвоением знаний, их развитием и совершенствованием (дошк.учр., школы, средние специализированные учр., технические учр., ВУЗы, дополнительное образование).

Образование направлено на формирование образованности.

Образованность – стремление личности к самосовершенствованию. В основе образованности лежит определенный стандарт, выражающий систему требований к человеку, прошедшему определенный курс образования. Критерии образованности не достаточно четко сформулированы, но главным критерием является интеллигентность.

2.

Тенденции и концепции современного образовательного процесса.

Изменения в сфере образовательного процесса не носят явного характера, не очевидны, носят запаздывающий характер. Каждая эпоха возлагала определенные надежды на образование.

В тоталитарных обществах преобладают формы образований ориентированные на усредненные стандарты программы. Их задача: делать всех людей примерно одинаковыми, ориентируясь на определенный стандарт. Через образовательную среду осуществляется социальный контроль, формируется определенный социальный характер. Такая образовательная система достаточно эффективна. В демократических обществах, образование начинает иметь большую независимость от государства.

Образование в таком обществе имеет цель – создание возможностей для максимального развития индивидуальности на всем его жизненном пути.

Приоритетом является индивидуальность человека, эта задача решается за счет вариативности образования. Универсальный способ возможностей расширения личности обнаруживает себя в децентрализации. Система образования, становиться все менее управляемой из какого-либо центра, т.е. менее контролируемой. Децентрализация касается финансирования и является региональным компонентом и определяется самой школой. Она предоставляет большую свободу и накладывает большую ответственность. Вариативны учебники, технологии обучения, появляется система авторских школ (вариативных – Штайнер, Занков, Эльконин и Давыдов, Запорожец и Венгер, программа «Развития», «Радуга»), инструментальных школ (в центре находится какой-то пед. прием),школы диалогокультур. Вариативность предполагает так же отказ от монополии государственного образования.

Образование бывает:

  •  Государственное
  •  Частное
  •  Семейное

Хорошо себя зарекомендовал ряд частных школ. Но при нашем законодательстве – полностью авторское образование практически невозможно.

Частное образование – платно (очень дорогое).

Вариативность учебных планов заключается в:

  •  В новых учебных предметах,
  •  В переходе от учебных планов к предметным, построенным на образовательных отраслях. Приоритетом пользуются интегративные предметы, курсы, т.е. разнообразные формы объединений различных специалистов.

Тенденции к непрерывному образованию – непрекращающийся процесс по созданию новых типов образовательных учреждений и программ,  новых форм и методов образовательного процесса. Наше образование становиться все более демократичным. В связи с этим выделяют основные образовательные концепции:

  •  Традиционная образовательная концепция (технократическая – ориентированна прежде всего на формирование системы ЗУН, развитие интеллекта.
  •  Концептуальное образование (развитие личности)
  •  Личностно-ориентированное образование – в  основе образовательной модели лежит понятие взаимодействия (множества факторов и множества участников).

Принципы построения образовательного процесса берут начало в теории гуманистической психологии. В отечественной психологии применительно к образовательному процессу лежат принципы педагогического взаимодействия, обеспечивающие не просто передачу ЗУН, способов действий от учителя к учащемуся, но и их совместный личностный рост и развитие.

Тема 2.3. Психологический анализ процесса обучения.

  1.  Понятие обучения. Обучение и научение.
  2.  Психологические теории обучения.

1.

Понятие обучения. Обучение и научение.

Обучение – составляющая образования, форма овладения общественно историческим опытом.

Обучение в зависимости от цели можно классифицировать по-разному:

  1.  Стихийное,
  2.  Целенаправленное.

Обучаемость – способность к усвоению знаний, показатель возможностей человека.

Научение – это устойчивое целесообразное изменение деятельности, которое возникает благодаря предшествующей деятельности, а не вызывается врожденными физиологическими реакциями организма.

Научение характерно и для человека и для животных, но у человека оно приобретает окраску благоприятную сознанию и речи.

Виды научения:

  1.  Сенсорное – обеспечение формирования способности к различению образов восприятия, процессов узнавания и опознания. Выделение отдельных процессов, установление соответствия.
  2.  Моторное – овладение системой движений.
  3.  Сенсомоторное.
  4.  Когнитивное – овладение операциями анализа, отбора закрепления и обобщения существующих связей и отношений предметов и явлений, и использование этих связей в деятельности.

2.

Психологические теории обучения.

Давыдов выделил 3 типа теорий:

  1.  Ассоциативные – усвоение возникает на основе ассоциативных связей между предметами, свойствами предметов и явлений. Чем они богаче тем больше возможностей для усвоения. (теория несостоятельна в виду большого объема информации)
  2.  Адаптивные – идея приспособления процесса обучения к возможностям ученика, это наиболее яркое программированное обучение, возникло на базе психологии бихевиоризма = поведенческая психология (Уотсон) Основная идея – максимально управляемый процесс. Цель – уменьшить роль педагога (программа должна давать результат независимо от ее реализатора.
  3.  Деятельностные – стремление построить обучение на основе совместной деятельности (сотрудничество).

Тема 2.4. Психология учебной деятельности.

  1.  Учение и учебная деятельность. Специфика учебной деятельности.
  2.  Структура учебной деятельности.
  3.  Мотивационные основы учебной деятельности.

1.

Учение и учебная деятельность. Специфика учебной деятельности.

Учение и учебная деятельность часто употребляются как тождественные понятия. Но учение есть более широкое понятие – описывает все изменения поведения живых организмов, возникающее в процессе приспособления к изменяющимся условиям жизни – это основной фактор психического процесса.

Заслуга в разработке теории учебной деятельности принадлежит Эльконину и Давыдову.

Учебная деятельность должна представлять собой идеальную модель, к которой человек стремиться и которая должна быть воплощена в реальность в процессе его деятельности.

Цель учебной деятельности – подготовить людей, которые будут принципиально отличаться от тех, кто не учится, т.е. особое сословие, которое будет иметь другие возможности в обществе, будет уметь управлять другими людьми.

Формируется теоретический тип мышления = разумный, отличный от житейского или рассудочного мышления, формируется теоретическое сознание. Теоретическое мышление подразумевает под собой наличие рефлексии – это способность отдавать отчет своим действиям, оценивать ситуацию, последствия своих решений, способность заранее предвидеть результат. Т.е. цель учебной деятельности – развитие рефлексии. Содержание должно быть представлено всеми формами общественного сознания (наука, искусство, религия).

2.

Структура учебной деятельности.

В структуре учебной деятельности выделяют 4 структурных компонента:

  1.  Учебная задача или ситуация возникает, когда ученик испытывает затруднение. При решении учебной ситуации, ученики ищут и находят способ подхода ко многим конкретно, частным задачам определенного класса.
  2.  Учебные действия – могут иметь разное назначение и выполняться как в предметном, так и в умственном плане. Состав учебных действий неоднороден, меняется в зависимости от конкретных условий той или иной задачи.

Особое место среди учебных действий (по Давыдову) должны занимать преобразование и моделирование.

Действие преобразования позволяет обнаружить всеобщую связь в изучаемых явлениях.

Моделирование – выразить общий выделенный способ, общее отношение к предметной, графической или буквенной форме.

  1.  Контроль (на основе обратной связи с учащимися)
  2.  Действия оценки – в зависимости от этого формируется самооценка учащегося.

3.

Мотивационные основы учебной деятельности.

Мотивационная сфера очень широка и многообразна. Дает больше возможности в случае адекватности мотивации. Мотивационной сферой очень трудно управлять.

Существует 2 вида мотивов, которыми побуждается учебная деятельность:

  1.  Внутренние – мотивы, связанные с учебной деятельностью, которые порождаются и находятся внутри нее.
  2.  Внешние – лежат за пределами учебной деятельности, складываются на основе отношений с окружающей действительностью.

Производными составляющими мотивационной сферы являются эмоции, отношения, интерес.

Структура, содержание и пути становления учебной мотивации всегда индивидуальны. Мотивация всегда носит полимотивированный характер, т.е. побуждается несколькими мотивами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83002. Резание бумаги и картона. Изготовление раздаточного материала для дидактической игры «Рыбалка» 254.5 KB
  Цель: формировать умение резать бумагу прямыми и закругленными линиями; совершенствовать умение вырезать фигуры по шаблону; развивать пространственные навыки воображение фантазию; воспитывать аккуратность. Обвести и вырезать по шаблону верхний нижний плавник.
83003. Здоровье – самая большая ценность 486.5 KB
  Цель: расширить и закрепить представление о том что здоровье главное богатство каждого человека; дать учащимся представление о семье как важнейшем условии формирования сохранения и укрепления здоровья детей; сформировать представление о влиянии микроклимата семьи на здоровье детей...
83004. ПОЗИТИВНІ І НЕГАТИВНІ ЕМОЦІЇ 100 KB
  Мета: формувати в учнів уявлення про емоції і почуття як умову що сприяє зміцненню і збереженню власного здоровя й здоровя інших людей; вчити розрізняти види емоцій та причини їх виникнення; аналізувати звязок між емоціями почуттями настроєм та їх впливом на стосунки з іншими людьми.
83005. Де ти живеш? Урок – екскурсія 90.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з походженням назви рідного села, з історичними пам’ятками; Продовжити навчання учнів вмінню вибирати головне з різних джерел інформації; робити висновки. Залучати школярів до дослідницької та пошукової діяльності.
83006. Організація туру по Чернігівській області 978.5 KB
  Якому пропонують на вибір різні варіанти обслуговування по кожному із видів послуг в запропонованому їм самим місця відпочинку: розміщення різні за рівнем типом та місцем розташування готелю; харчування різні варіанти повний або напівпансіон або зовсім без харчування шведський стіл...
83007. Лезникиківське родовище Житомирьска область 470.22 KB
  Завдяки своїй твердості граніт завжди користувався популярністю в будівництві і продовжує широко застосовуватися і в наші дні. Так гранітний камінь часто Однак крім своєї надзвичайної твердості граніт дуже гарний. Гранітний камінь має безліч різноманітних кольорів і відтінків.
83008. Изучение программно-аппаратных средства системы дистанционного обучения 647 KB
  Автоматизированные системы дистанционного обучения описание требования типовая система архитектура и классификация.Формы дистанционного обучения посредством Интернета. Новые условия общественного развития требуют подготовки новых специалистов использования новых современных технологий обучения адекватных...