7488

Педагогическая психология. Предмет, задачи, методы педагогической психологии

Конспект

Психология и эзотерика

Педагогическая психология. Тема 2.1. Предмет, задачи, методы педагогической психологии. Современная педагогическая психология и предмет ее изучения. Проблемы и задачи современной педагогической психологии. Методы педагогической пси...

Русский

2013-01-24

60 KB

23 чел.

Педагогическая психология.

Тема 2.1. Предмет, задачи, методы педагогической психологии.

  1.  Современная педагогическая психология и предмет ее изучения.
  2.  Проблемы и задачи современной педагогической психологии.
  3.  Методы педагогической психологии.

1.

Современная педагогическая психология и предмет ее изучения.

Педагогическая психология как одна из старейших отраслей психологии сложилась в конце 19 века и к настоящему моменту претерпела значительные изменения. Пед.психология призвана удовлетворять запросы общества.

Предмет пед.психология – это изучение психологических закономерностей освоения человеком исторического опыта в условиях обучения и воспитания, а также становления психологических функций и качеств личности в ходе этого процесса.

Пед.психология исследует индивидуальные различия людей в ходе освоения общественно-исторического опыта занимается разработкой критериев умственного развития людей. Рассматривает вопросы взаимодействия педагогов и учащихся в ходе обучения и воспитания.

2.

Проблемы и задачи современной педагогической психологии.

Задача пед.психологии – разработка объективных критериев оценки уровня психического развития человека, обоснование возможности и необходимости его дифференцированного обучения, а также сроков обучения и содержания обучения.

Острая проблема пед.психологии – психологическая экспертиза инновационных технологий обучения и воспитания. Главным, на что должны ориентироваться создатели инновационных технологий обучения и воспитания – это сензитивные (возрастные) периоды развития человека, так как именно в эти периоды наиболее благоприятно создания предпосылок для успешного усвоения знаний.

3.

Методы педагогической психологии.

В решении проблем пед.психологии используется весь арсенал методов известных современной психологии, но  основном используются 2 группы методов:

  1.  Методы организации исследования:
    •  М-д лонгитюдного исследования
    •  М-д поперечных срезов = сравнительный
    •  Комплексный м-д
  2.  Методы сбора информации:
    •  Беседа, анкетирование, тестирование, интервью,
    •  Наблюдение,
    •  Эксперимент,
    •  Клиническая беседа (Ж.Пиаже),
    •  Стандартизированная беседа,
    •  Анализ продуктов деятельности и т.д.

Тема 2.2. Психология обучения. Образовательный процесс в современном мире.

  1.  Образование как многомерное явление.
  2.  Тенденции и концепции современного образовательного процесса.

1.

Образование как многомерное явление.

Образование – это важнейшая сфера человеческой жизни.

Каждая культура внесла свой отпечаток в образование. Роль образования  в жизни общества на разных этапах менялось, но рассматривалось как необходимое важное условие.

В настоящее время образование рассматривается как система институтов, учреждений, связанных с усвоением знаний, их развитием и совершенствованием (дошк.учр., школы, средние специализированные учр., технические учр., ВУЗы, дополнительное образование).

Образование направлено на формирование образованности.

Образованность – стремление личности к самосовершенствованию. В основе образованности лежит определенный стандарт, выражающий систему требований к человеку, прошедшему определенный курс образования. Критерии образованности не достаточно четко сформулированы, но главным критерием является интеллигентность.

2.

Тенденции и концепции современного образовательного процесса.

Изменения в сфере образовательного процесса не носят явного характера, не очевидны, носят запаздывающий характер. Каждая эпоха возлагала определенные надежды на образование.

В тоталитарных обществах преобладают формы образований ориентированные на усредненные стандарты программы. Их задача: делать всех людей примерно одинаковыми, ориентируясь на определенный стандарт. Через образовательную среду осуществляется социальный контроль, формируется определенный социальный характер. Такая образовательная система достаточно эффективна. В демократических обществах, образование начинает иметь большую независимость от государства.

Образование в таком обществе имеет цель – создание возможностей для максимального развития индивидуальности на всем его жизненном пути.

Приоритетом является индивидуальность человека, эта задача решается за счет вариативности образования. Универсальный способ возможностей расширения личности обнаруживает себя в децентрализации. Система образования, становиться все менее управляемой из какого-либо центра, т.е. менее контролируемой. Децентрализация касается финансирования и является региональным компонентом и определяется самой школой. Она предоставляет большую свободу и накладывает большую ответственность. Вариативны учебники, технологии обучения, появляется система авторских школ (вариативных – Штайнер, Занков, Эльконин и Давыдов, Запорожец и Венгер, программа «Развития», «Радуга»), инструментальных школ (в центре находится какой-то пед. прием),школы диалогокультур. Вариативность предполагает так же отказ от монополии государственного образования.

Образование бывает:

  •  Государственное
  •  Частное
  •  Семейное

Хорошо себя зарекомендовал ряд частных школ. Но при нашем законодательстве – полностью авторское образование практически невозможно.

Частное образование – платно (очень дорогое).

Вариативность учебных планов заключается в:

  •  В новых учебных предметах,
  •  В переходе от учебных планов к предметным, построенным на образовательных отраслях. Приоритетом пользуются интегративные предметы, курсы, т.е. разнообразные формы объединений различных специалистов.

Тенденции к непрерывному образованию – непрекращающийся процесс по созданию новых типов образовательных учреждений и программ,  новых форм и методов образовательного процесса. Наше образование становиться все более демократичным. В связи с этим выделяют основные образовательные концепции:

  •  Традиционная образовательная концепция (технократическая – ориентированна прежде всего на формирование системы ЗУН, развитие интеллекта.
  •  Концептуальное образование (развитие личности)
  •  Личностно-ориентированное образование – в  основе образовательной модели лежит понятие взаимодействия (множества факторов и множества участников).

Принципы построения образовательного процесса берут начало в теории гуманистической психологии. В отечественной психологии применительно к образовательному процессу лежат принципы педагогического взаимодействия, обеспечивающие не просто передачу ЗУН, способов действий от учителя к учащемуся, но и их совместный личностный рост и развитие.

Тема 2.3. Психологический анализ процесса обучения.

  1.  Понятие обучения. Обучение и научение.
  2.  Психологические теории обучения.

1.

Понятие обучения. Обучение и научение.

Обучение – составляющая образования, форма овладения общественно историческим опытом.

Обучение в зависимости от цели можно классифицировать по-разному:

  1.  Стихийное,
  2.  Целенаправленное.

Обучаемость – способность к усвоению знаний, показатель возможностей человека.

Научение – это устойчивое целесообразное изменение деятельности, которое возникает благодаря предшествующей деятельности, а не вызывается врожденными физиологическими реакциями организма.

Научение характерно и для человека и для животных, но у человека оно приобретает окраску благоприятную сознанию и речи.

Виды научения:

  1.  Сенсорное – обеспечение формирования способности к различению образов восприятия, процессов узнавания и опознания. Выделение отдельных процессов, установление соответствия.
  2.  Моторное – овладение системой движений.
  3.  Сенсомоторное.
  4.  Когнитивное – овладение операциями анализа, отбора закрепления и обобщения существующих связей и отношений предметов и явлений, и использование этих связей в деятельности.

2.

Психологические теории обучения.

Давыдов выделил 3 типа теорий:

  1.  Ассоциативные – усвоение возникает на основе ассоциативных связей между предметами, свойствами предметов и явлений. Чем они богаче тем больше возможностей для усвоения. (теория несостоятельна в виду большого объема информации)
  2.  Адаптивные – идея приспособления процесса обучения к возможностям ученика, это наиболее яркое программированное обучение, возникло на базе психологии бихевиоризма = поведенческая психология (Уотсон) Основная идея – максимально управляемый процесс. Цель – уменьшить роль педагога (программа должна давать результат независимо от ее реализатора.
  3.  Деятельностные – стремление построить обучение на основе совместной деятельности (сотрудничество).

Тема 2.4. Психология учебной деятельности.

  1.  Учение и учебная деятельность. Специфика учебной деятельности.
  2.  Структура учебной деятельности.
  3.  Мотивационные основы учебной деятельности.

1.

Учение и учебная деятельность. Специфика учебной деятельности.

Учение и учебная деятельность часто употребляются как тождественные понятия. Но учение есть более широкое понятие – описывает все изменения поведения живых организмов, возникающее в процессе приспособления к изменяющимся условиям жизни – это основной фактор психического процесса.

Заслуга в разработке теории учебной деятельности принадлежит Эльконину и Давыдову.

Учебная деятельность должна представлять собой идеальную модель, к которой человек стремиться и которая должна быть воплощена в реальность в процессе его деятельности.

Цель учебной деятельности – подготовить людей, которые будут принципиально отличаться от тех, кто не учится, т.е. особое сословие, которое будет иметь другие возможности в обществе, будет уметь управлять другими людьми.

Формируется теоретический тип мышления = разумный, отличный от житейского или рассудочного мышления, формируется теоретическое сознание. Теоретическое мышление подразумевает под собой наличие рефлексии – это способность отдавать отчет своим действиям, оценивать ситуацию, последствия своих решений, способность заранее предвидеть результат. Т.е. цель учебной деятельности – развитие рефлексии. Содержание должно быть представлено всеми формами общественного сознания (наука, искусство, религия).

2.

Структура учебной деятельности.

В структуре учебной деятельности выделяют 4 структурных компонента:

  1.  Учебная задача или ситуация возникает, когда ученик испытывает затруднение. При решении учебной ситуации, ученики ищут и находят способ подхода ко многим конкретно, частным задачам определенного класса.
  2.  Учебные действия – могут иметь разное назначение и выполняться как в предметном, так и в умственном плане. Состав учебных действий неоднороден, меняется в зависимости от конкретных условий той или иной задачи.

Особое место среди учебных действий (по Давыдову) должны занимать преобразование и моделирование.

Действие преобразования позволяет обнаружить всеобщую связь в изучаемых явлениях.

Моделирование – выразить общий выделенный способ, общее отношение к предметной, графической или буквенной форме.

  1.  Контроль (на основе обратной связи с учащимися)
  2.  Действия оценки – в зависимости от этого формируется самооценка учащегося.

3.

Мотивационные основы учебной деятельности.

Мотивационная сфера очень широка и многообразна. Дает больше возможности в случае адекватности мотивации. Мотивационной сферой очень трудно управлять.

Существует 2 вида мотивов, которыми побуждается учебная деятельность:

  1.  Внутренние – мотивы, связанные с учебной деятельностью, которые порождаются и находятся внутри нее.
  2.  Внешние – лежат за пределами учебной деятельности, складываются на основе отношений с окружающей действительностью.

Производными составляющими мотивационной сферы являются эмоции, отношения, интерес.

Структура, содержание и пути становления учебной мотивации всегда индивидуальны. Мотивация всегда носит полимотивированный характер, т.е. побуждается несколькими мотивами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52971. Впорядкування даних, пошук даних за зразком в таблиці. Використання фільтрів для пошуку даних в базі даних 12.72 MB
  Перевірка домашнього завдання. Ми продовжуємо вивчати тему «Бази даних. Система управління базами даних Access». На попередніх уроках ми вчилися проектувати БД, розглядали різні способи створення таблиць, заповнювали таблиці конкретними даними.
52973. TAXATION. WHAT ARE TAXES? 528 KB
  Businesses and individuals are subject to many forms of taxes. The various forms of business organization are not taxed equally. The tax situation is simplest for proprietorships and most partnerships; corporations or companies are treated differently.
52974. Фінікія 55.5 KB
  Мета: визначити час на який припадає поява та розквіт фінікійських міст держав ознайомитися з господарством Фінікії досягненнями фінікійців у писемності та в інших галузях культури розкрити причини колонізації фінікійців значення колонізації; розвивати інформаційно пізнавальні компетентності вміння самостійної роботи з різними джерелами інформації аналізувати факти та явища робити висновки комунікативні компетентності вміння висловлювати власну думку аргументувати свою позицію представляти дослідження...
52975. Клас Кісткові риби. Загальна характеристика класу. Зовнішня будова риб 383 KB
  Мета: сформувати в учнів знання про клас Кісткові риби; розкрити особливості зовнішньої будови та життєдіяльність представників цього класу у звязку з умовами життя; простежити ускладнення будови кісткових риб порівняно з ланцетником і хрящовими рибами;визначити місце кісткових риб у системі органічного світу та еволюції хордових тварин;розвивати уміння самостійно працювати з малюнками та текстом підручника з натуральними обєктами;вчити порівнювати й робити висновки; розвивати логічне мислення...
52976. Проблемне навчання фізики 64 KB
  Застосування принципу активності в навчанні особливо потрібне в українській школі бо якраз нам треба перебороти ту пасивність що віками вироблялась у нашого народу і розвинути ініціативу та творчі здібності нашої молоді. Предметом особливої уваги кожного педагога має бути використання в роботі таких засобів методів і форм навчання які спрямовані на розвиток критичності та незалежності мислення допитливості винахідливості самостійності тощо. Суттєво підвищити ефективність розвитку інтелектуальноеврестичних здібностей можна лише в...
52977. Княжа Русь-Україна. Київська Русь - держава з центром у Києві 225.5 KB
  Мандруючи разом по маєтку князя Костянтина Острозького ви будете відображати свої емоції на обличчі. Подорож почалася. Маєток князя такий красивий, що кожен наступний крок викликає захоплення. В одному з приміщень розташувалася перша книгодрукарня і тут вже друкують книги, що викликає справжню радість. Тут нам у руки дають потримати Острозьку Біблію і ми справді здивовані, тому що вона нараховує шістсот двадцять вісім сторінок.
52978. ФІЗИКО-ХІМІЧНІ ВЛАСТИВОСТІ КАРБОНОВИХ КИСЛОТ. ДОБУВАННЯ 456.5 KB
  Зміст лекційного матеріалу на тему Карбонові кислоти. Завдання різного рівня складності по темі: Карбонові кислоти. Попередні забезпечуючі Хімія Особливості будови карбонових кислот на прикладі молекули оцтової кислоти та її фізикохімічні властивості. Пояснити роль молочної кислоти у виробництві молочнокислих продуктів.
52979. Вода – життя основа 41 KB
  Мета: підвищити рівень інформативності і розширити знання учасників про значення роль і вплив води на людей та все живе на землі; детальніше ознайомити з фізичними властивостями води; формувати життєво важливі переконання виховувати любов до природи. Розвиток людської цивілізації потребує все більше і більше кількості прісної води. Властивості води в основному вивчені але ще дуже багато таємниць води не розкриті. На сьогоднішньому занятті ми з вами ознайомимося з фізичними і ще мало вивченими властивостями води більш докладніше...