7488

Педагогическая психология. Предмет, задачи, методы педагогической психологии

Конспект

Психология и эзотерика

Педагогическая психология. Тема 2.1. Предмет, задачи, методы педагогической психологии. Современная педагогическая психология и предмет ее изучения. Проблемы и задачи современной педагогической психологии. Методы педагогической пси...

Русский

2013-01-24

60 KB

22 чел.

Педагогическая психология.

Тема 2.1. Предмет, задачи, методы педагогической психологии.

  1.  Современная педагогическая психология и предмет ее изучения.
  2.  Проблемы и задачи современной педагогической психологии.
  3.  Методы педагогической психологии.

1.

Современная педагогическая психология и предмет ее изучения.

Педагогическая психология как одна из старейших отраслей психологии сложилась в конце 19 века и к настоящему моменту претерпела значительные изменения. Пед.психология призвана удовлетворять запросы общества.

Предмет пед.психология – это изучение психологических закономерностей освоения человеком исторического опыта в условиях обучения и воспитания, а также становления психологических функций и качеств личности в ходе этого процесса.

Пед.психология исследует индивидуальные различия людей в ходе освоения общественно-исторического опыта занимается разработкой критериев умственного развития людей. Рассматривает вопросы взаимодействия педагогов и учащихся в ходе обучения и воспитания.

2.

Проблемы и задачи современной педагогической психологии.

Задача пед.психологии – разработка объективных критериев оценки уровня психического развития человека, обоснование возможности и необходимости его дифференцированного обучения, а также сроков обучения и содержания обучения.

Острая проблема пед.психологии – психологическая экспертиза инновационных технологий обучения и воспитания. Главным, на что должны ориентироваться создатели инновационных технологий обучения и воспитания – это сензитивные (возрастные) периоды развития человека, так как именно в эти периоды наиболее благоприятно создания предпосылок для успешного усвоения знаний.

3.

Методы педагогической психологии.

В решении проблем пед.психологии используется весь арсенал методов известных современной психологии, но  основном используются 2 группы методов:

  1.  Методы организации исследования:
    •  М-д лонгитюдного исследования
    •  М-д поперечных срезов = сравнительный
    •  Комплексный м-д
  2.  Методы сбора информации:
    •  Беседа, анкетирование, тестирование, интервью,
    •  Наблюдение,
    •  Эксперимент,
    •  Клиническая беседа (Ж.Пиаже),
    •  Стандартизированная беседа,
    •  Анализ продуктов деятельности и т.д.

Тема 2.2. Психология обучения. Образовательный процесс в современном мире.

  1.  Образование как многомерное явление.
  2.  Тенденции и концепции современного образовательного процесса.

1.

Образование как многомерное явление.

Образование – это важнейшая сфера человеческой жизни.

Каждая культура внесла свой отпечаток в образование. Роль образования  в жизни общества на разных этапах менялось, но рассматривалось как необходимое важное условие.

В настоящее время образование рассматривается как система институтов, учреждений, связанных с усвоением знаний, их развитием и совершенствованием (дошк.учр., школы, средние специализированные учр., технические учр., ВУЗы, дополнительное образование).

Образование направлено на формирование образованности.

Образованность – стремление личности к самосовершенствованию. В основе образованности лежит определенный стандарт, выражающий систему требований к человеку, прошедшему определенный курс образования. Критерии образованности не достаточно четко сформулированы, но главным критерием является интеллигентность.

2.

Тенденции и концепции современного образовательного процесса.

Изменения в сфере образовательного процесса не носят явного характера, не очевидны, носят запаздывающий характер. Каждая эпоха возлагала определенные надежды на образование.

В тоталитарных обществах преобладают формы образований ориентированные на усредненные стандарты программы. Их задача: делать всех людей примерно одинаковыми, ориентируясь на определенный стандарт. Через образовательную среду осуществляется социальный контроль, формируется определенный социальный характер. Такая образовательная система достаточно эффективна. В демократических обществах, образование начинает иметь большую независимость от государства.

Образование в таком обществе имеет цель – создание возможностей для максимального развития индивидуальности на всем его жизненном пути.

Приоритетом является индивидуальность человека, эта задача решается за счет вариативности образования. Универсальный способ возможностей расширения личности обнаруживает себя в децентрализации. Система образования, становиться все менее управляемой из какого-либо центра, т.е. менее контролируемой. Децентрализация касается финансирования и является региональным компонентом и определяется самой школой. Она предоставляет большую свободу и накладывает большую ответственность. Вариативны учебники, технологии обучения, появляется система авторских школ (вариативных – Штайнер, Занков, Эльконин и Давыдов, Запорожец и Венгер, программа «Развития», «Радуга»), инструментальных школ (в центре находится какой-то пед. прием),школы диалогокультур. Вариативность предполагает так же отказ от монополии государственного образования.

Образование бывает:

  •  Государственное
  •  Частное
  •  Семейное

Хорошо себя зарекомендовал ряд частных школ. Но при нашем законодательстве – полностью авторское образование практически невозможно.

Частное образование – платно (очень дорогое).

Вариативность учебных планов заключается в:

  •  В новых учебных предметах,
  •  В переходе от учебных планов к предметным, построенным на образовательных отраслях. Приоритетом пользуются интегративные предметы, курсы, т.е. разнообразные формы объединений различных специалистов.

Тенденции к непрерывному образованию – непрекращающийся процесс по созданию новых типов образовательных учреждений и программ,  новых форм и методов образовательного процесса. Наше образование становиться все более демократичным. В связи с этим выделяют основные образовательные концепции:

  •  Традиционная образовательная концепция (технократическая – ориентированна прежде всего на формирование системы ЗУН, развитие интеллекта.
  •  Концептуальное образование (развитие личности)
  •  Личностно-ориентированное образование – в  основе образовательной модели лежит понятие взаимодействия (множества факторов и множества участников).

Принципы построения образовательного процесса берут начало в теории гуманистической психологии. В отечественной психологии применительно к образовательному процессу лежат принципы педагогического взаимодействия, обеспечивающие не просто передачу ЗУН, способов действий от учителя к учащемуся, но и их совместный личностный рост и развитие.

Тема 2.3. Психологический анализ процесса обучения.

  1.  Понятие обучения. Обучение и научение.
  2.  Психологические теории обучения.

1.

Понятие обучения. Обучение и научение.

Обучение – составляющая образования, форма овладения общественно историческим опытом.

Обучение в зависимости от цели можно классифицировать по-разному:

  1.  Стихийное,
  2.  Целенаправленное.

Обучаемость – способность к усвоению знаний, показатель возможностей человека.

Научение – это устойчивое целесообразное изменение деятельности, которое возникает благодаря предшествующей деятельности, а не вызывается врожденными физиологическими реакциями организма.

Научение характерно и для человека и для животных, но у человека оно приобретает окраску благоприятную сознанию и речи.

Виды научения:

  1.  Сенсорное – обеспечение формирования способности к различению образов восприятия, процессов узнавания и опознания. Выделение отдельных процессов, установление соответствия.
  2.  Моторное – овладение системой движений.
  3.  Сенсомоторное.
  4.  Когнитивное – овладение операциями анализа, отбора закрепления и обобщения существующих связей и отношений предметов и явлений, и использование этих связей в деятельности.

2.

Психологические теории обучения.

Давыдов выделил 3 типа теорий:

  1.  Ассоциативные – усвоение возникает на основе ассоциативных связей между предметами, свойствами предметов и явлений. Чем они богаче тем больше возможностей для усвоения. (теория несостоятельна в виду большого объема информации)
  2.  Адаптивные – идея приспособления процесса обучения к возможностям ученика, это наиболее яркое программированное обучение, возникло на базе психологии бихевиоризма = поведенческая психология (Уотсон) Основная идея – максимально управляемый процесс. Цель – уменьшить роль педагога (программа должна давать результат независимо от ее реализатора.
  3.  Деятельностные – стремление построить обучение на основе совместной деятельности (сотрудничество).

Тема 2.4. Психология учебной деятельности.

  1.  Учение и учебная деятельность. Специфика учебной деятельности.
  2.  Структура учебной деятельности.
  3.  Мотивационные основы учебной деятельности.

1.

Учение и учебная деятельность. Специфика учебной деятельности.

Учение и учебная деятельность часто употребляются как тождественные понятия. Но учение есть более широкое понятие – описывает все изменения поведения живых организмов, возникающее в процессе приспособления к изменяющимся условиям жизни – это основной фактор психического процесса.

Заслуга в разработке теории учебной деятельности принадлежит Эльконину и Давыдову.

Учебная деятельность должна представлять собой идеальную модель, к которой человек стремиться и которая должна быть воплощена в реальность в процессе его деятельности.

Цель учебной деятельности – подготовить людей, которые будут принципиально отличаться от тех, кто не учится, т.е. особое сословие, которое будет иметь другие возможности в обществе, будет уметь управлять другими людьми.

Формируется теоретический тип мышления = разумный, отличный от житейского или рассудочного мышления, формируется теоретическое сознание. Теоретическое мышление подразумевает под собой наличие рефлексии – это способность отдавать отчет своим действиям, оценивать ситуацию, последствия своих решений, способность заранее предвидеть результат. Т.е. цель учебной деятельности – развитие рефлексии. Содержание должно быть представлено всеми формами общественного сознания (наука, искусство, религия).

2.

Структура учебной деятельности.

В структуре учебной деятельности выделяют 4 структурных компонента:

  1.  Учебная задача или ситуация возникает, когда ученик испытывает затруднение. При решении учебной ситуации, ученики ищут и находят способ подхода ко многим конкретно, частным задачам определенного класса.
  2.  Учебные действия – могут иметь разное назначение и выполняться как в предметном, так и в умственном плане. Состав учебных действий неоднороден, меняется в зависимости от конкретных условий той или иной задачи.

Особое место среди учебных действий (по Давыдову) должны занимать преобразование и моделирование.

Действие преобразования позволяет обнаружить всеобщую связь в изучаемых явлениях.

Моделирование – выразить общий выделенный способ, общее отношение к предметной, графической или буквенной форме.

  1.  Контроль (на основе обратной связи с учащимися)
  2.  Действия оценки – в зависимости от этого формируется самооценка учащегося.

3.

Мотивационные основы учебной деятельности.

Мотивационная сфера очень широка и многообразна. Дает больше возможности в случае адекватности мотивации. Мотивационной сферой очень трудно управлять.

Существует 2 вида мотивов, которыми побуждается учебная деятельность:

  1.  Внутренние – мотивы, связанные с учебной деятельностью, которые порождаются и находятся внутри нее.
  2.  Внешние – лежат за пределами учебной деятельности, складываются на основе отношений с окружающей действительностью.

Производными составляющими мотивационной сферы являются эмоции, отношения, интерес.

Структура, содержание и пути становления учебной мотивации всегда индивидуальны. Мотивация всегда носит полимотивированный характер, т.е. побуждается несколькими мотивами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11279. ОПРЕДЛЕНИЕ КИНЕМАТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РАВНОПЕРЕМЕННОГО ДВИЖЕНИЯ 178 KB
  ОПРЕДЛЕНИЕ КИНЕМАТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РАВНОПЕРЕМЕННОГО ДВИЖЕНИЯ Цель работы: 1 измерить основные кинематические характеристики равнопеременного поступательного и вращательного движений; 2 познакомиться с методами обработки прямых и косвенных измерений. Обо...
11280. Изучение внешнего фотоэффекта, Световой поток 380.5 KB
  Световой поток – это физическая величина, определяемая оптической мощностью излучения по вызываемому им световому ощущению (по его действию на селективный приемник света с заданной спектральной чувствительностью); измеряется в люменах (лм)...
11281. Определение концентрации раствора сахара при помощи сахариметра 340 KB
  Определение концентрации раствора сахара при помощи сахариметра. Методические указания содержат краткое описание процесса распространения линейно поляризованного света в оптически активных веществах. Методические указания предназначены для студентов инжене...
11282. Изучение законов теплового излучения 280.5 KB
  Изучение законов теплового излучения Указания содержат краткое описание законов теплового излучения и описание пирометрического метода измерения температуры раскаленных тел. Методические указания предназначены для студентов инженерных специальностей всех форм
11283. Изучение поляризации света при отражении и преломлении на границе двух диэлектриков 251 KB
  Изучение поляризации света при отражении и преломлении на границе двух диэлектриков Указания содержат краткое описание рабочей установки принцип действия гониометра и методику получения поляризованного света. Методические указания предназначены для студентов инже
11284. Изучение спектра атома водорода. Определение постоянной Ридберга 290 KB
  Изучение спектра атома водорода. Определение постоянной Ридберга Указания содержат краткие сведения о боровской теории водородоподобного атома спектральном методе исследования и порядок выполнения лабораторной работы. Методические указания предназначены для вып...
11285. Определение радиуса кривизны линзы с помощью колец Ньютона 260 KB
  Определение радиуса кривизны линзы с помощью колец Ньютона Указания содержат краткое описание рабочей установки и методики определения радиуса кривизны линзы. Методические указания предназначены для студентов инженерных специальностей всех форм обучения в ла
11286. Изучение явления дифракции света на ультразвуковой дифракционной решетке 183 KB
  Изучение явления дифракции света на ультразвуковой дифракционной решетке Изучение явления дифракции света на ультразвуковой дифракционной решетке: метод указания к лабораторной работе №3. Ростов н/Д: Издательский центр ДГГУ 2011. 10 с. Указания содержат кратк...
11287. Изучение явления дифракции света от дифракционной решетки 240 KB
  Изучение явления дифракции света от дифракционной решетки Указания содержат краткое описание рабочей установки и методику измерения длины световой волны с помощью дифракционной решётки. Методические указания предназначены для студентов инженерных специальн