7489

Педагогика. Предмет и основные категории педагогики

Конспект

Педагогика и дидактика

Педагогика. Тема 3.1. Предмет педагогики. Предмет и основные категории педагогики. История и классовый характер воспитания. Связь педагогики с другими науками. 1. Предмет и основные категории педагогики. К числу основных понятий пе...

Русский

2013-01-24

88.5 KB

57 чел.

Педагогика.

Тема 3.1. Предмет педагогики.

  1.  Предмет и основные категории педагогики.
  2.  История и классовый характер воспитания.
  3.  Связь педагогики с другими науками.

1.

Предмет и основные категории педагогики.

К числу основных понятий педагогики, называемых ее категориями относятся:

  •  Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
  •  Образование – это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, творческих сил и способностей.
  •  Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека.
  •  Воспитание – целенаправленная система, процесс, который протекает в специальных учреждениях под руководством специально подготовленных людей.

Предмет педагогики – это воспитание человека, как особая функция общества.

Педагогика как наука подразделяется на ряд научных отраслей:

  •  Дошкольная,
  •  Педагогика школы,
  •  Производственная педагогика,
  •  Педагогика высшей школы,
  •  И т.д.
  •  Но как отдельная отрасль выделяется специальная педагогика (рассматривает вопросы воспитания и обучения людей с отклонениями в развитии.)

2.

История и классовый характер воспитания.

Воспитание появилось с момента зарождения человеческого общества. Воспитание всегда имеет ярко выраженный исторический характер, т.е. его нужно соотносить с уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений.

В первобытном обществе мы можем выделить такие формы воспитания, как уход за детьми, обучение их приемам и способам добывания продуктов питания, изготовления предметов одежды, строительства жилища, которое осуществлялось на основе подражания старшим в процессе самой жизни. Воспитание было коллективным.

Позже, когда начался активный процесс классового расслоения общества, воспитание стало видоизменяться – уже не всех детей готовили добывать средства к существованию. Некоторых из них стали готовить к выполнению особых функций, связанных с религиозными обрядами, управлением.

В классовом обществе воспитание стало классовым, появились разные системы воспитания, строящиеся в соответствии с различными целями подготовки к жизни детей – представителей разных классов.

Воспитание стало особой функцией государства, руководство им осуществлялось правящим классом, и потому оно было направлено на укрепление позиций господствующей верхушки.

3.

Связь педагогики с другими науками.

Совокупность отраслей педагогики образует единую систему педагогических наук. Педагогика в своем развитии тесно связана с философией, этикой, социологией, психологией, школьной гигиеной опирается на их закономерности и рекомендации.

Теснейшим образом связана педагогика и с экономикой. Данные экономики нужны для решения таких задач, как определение начального возраста обязательного обучения детей, определение стоимости перехода на бесплатные школьные учебники, строительства школьных зданий. Также педагогика связана с биологическими науками, такими как физиология, психология. За последнее время у педагогики установились связи с кибернетикой (программированное обучение).

Особое место в системе педагогики с другими науками занимают этнография и фольклористика, изучение народных традиций обрядов.

Тема 3.2. Методы научно педагогических исследований.

  1.  Современные методы научно-педагогических исследований.
  2.  Взаимосвязь и взаимообусловленность разных методов воспитания и обучения.

1.

Современные методы научно-педагогических исследований.

Методы научного исследования – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей и построения научных теорий.

Метод познания диалектико-материалистический

(всеобщая характеристика для всех наук)

                    

Общенаучные методы (носят общенаучный характер)

Конкретные научные методы

(в определенных науках имеются в своем варианте)

Экспериментально-лабораторный метод

Математический метод

Статистический метод

Педагогические методы

тестирование

наблюдение

беседа

социометрический

Изучение продуктов деятельности

анкетирование

интервью

2.

Взаимосвязь и взаимообусловленность разных методов воспитания и обучения.

Большое значение для осмысления сущности воспитания как педагогического процесса имеет уяснение специфических способов овладения различными компонентами общественного опыта.

Для овладения знаниями, практическими умениями и навыками, а также способами творческой деятельности учащегося необходимо включать в активную учебно-познавательную деятельность и специально обучать. Что же касается овладения социальными и духовными (нравственными эстетическими и т.д.) отношениями как важнейшими компонентами общественного опыта и личностного развития учащегося то, хотя и при их формировании имеет место определенное обучение, все же с его помощью достигается главным образом усвоение знаний о сущности этих отношений (знание моральных правил, идеологических, этических и других идей). Так как сами отношения включают в себя и сложнейший комплекс потребностей, чувств, взглядов, убеждений и привычек поведения, то сформировать их только с помощью обучения невозможно. Требуется специфическая и разнообразная воспитательная работа, проводимая в системе обучения и за ее рамками. Следовательно, в педагогике термин «воспитание» различают в широком и узком смысле.

В реальной педагогической деятельности обучение и воспитание (в узком смысле) всегда органически связаны между собой, проникают друг в друга.

Нельзя осуществить действенное воспитание без хорошо поставленного обучения, равно как и нельзя обучать без успешного воспитания.

Тема 3.3.Методы активного обучения. Психолого-педагогическая характеристика познавательной активности.

  1.  Определение активности в философских и психологических исследованиях.
  2.  Особенности познавательной активности.
  3.  Инициатива как показатель познавательной активности.

1.

Определение активности в философских и психологических исследованиях.

В историко-педагогическом плане анализ различных систем обучения показывает, что все они касались активности человека в процессе учебной деятельности.

Рассмотрение этих теорий в хронологическом плане позволяет выявить тенденцию к нарастанию принципа активности.

Активность – понятие, широко исследованное в современной науке, требует его анализа в различных плоскостях:

  •  это деятельное отношение человека к жизни общества,
  •  свойство человека и реальное проявление этого свойства.

Различают активность как в обще биологическом смысле и активность как важнейшую черту человека.(см. пед.инциклопедию)

  •  определяется как способность изменять окружающую действительность в соответствии со взглядами, собственными потребностями, целями,
  •  как особенность личности человека активность проявляется в энергичной интенсивной деятельности, труде, учении, творческой деятельности и т.д.

Общие черты проявления активности:

  1.  активность раскрывается через понятие деятельность, а деятельность через активность,
    1.  активность проявляется в деятельности интенсивной, энергичной, инициативной,
    2.  активность характеризует отношение человека к окружающему, к жизни, т.е. его состояние.

Изучение философской и психологической литературы показывает наличие разных определений этого понятия.

В трудах философов активность рассматривается в соотношении с деятельностью.

1 группа философов: активность = деятельность

2 группа философов: считают активность и деятельность самостоятельными понятиями и указывают на то, что активность является характеристикой деятельности. Рассматривают активность в качестве показателя деятельности. Активность не существует вне деятельности.

3 группа философов: содержание активности более широкое понятие, и его нельзя свести к моменту измерения деятельности. Активность – это осознанная деятельность.

4 группа философов: понятие активность по своему объему шире, чем понятие деятельность т.к. активность присуща всему материальному миру, всем его объектам, а деятельность характеризует отдельную его часть.

В психологических исследованиях активность рассматривается:

Смирнов: 3 ступень активности связана с появлением человеческой деятельности, которая отличается от поведения животных по параметру активности в переходе от приспособления к природе, к преобразованию природы в соответствии со своими целями (человека).

Рубенштейн: активность и деятельность нельзя осуществлять, а также активность и психическую деятельность. Мышление не является деятельностью – это активность. Деятельность – есть форма активного отражения и преобразования действительности.

Ковалев: активная – это максимально деятельная личность. Активность – это мера деятельности.

Люблинская: активность как психическое состояние. Быть активным – значит находиться в состоянии деятельности.

Лисина: активность как сложное образование, в котором в единстве выступают: активность как психическое состояние и активность как вид деятельности, активность как условие психической деятельности.

В психологии по основным функциям выделяют 2 типа активности (Матюшкин):

  1.  адаптивный тип (обеспечивает приспособление)
  2.  продуктивный (основа возникновения новых психических преобразований) основное состояние – поисковая познавательная активность.

2.

Особенности познавательной активности.

Педагогические исследования:

И.Я.Вернер, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин, И.Ф.Харламов, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина.

1 подход: познавательная активность как деятельность,

2 подход: познавательная активность как черта, как качество личности.

Т.А.Ильина: познавательная активность выражается в интенсивном овладении человеком знаниями.

Данилов: активность – живая энергичная деятельность, н6аправленная на выполнение полученного задания.

Б.П. Есипов: активность – сознательное, волевое, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения ЗУН, включая пользование в дальнейшей работе и практической деятельности.

Аистова: активность познания человека, проявляясь в преобразующей деятельности, предполагает преобразующее отношение субъекта к окружающим его явлениям, предметам.

Многие другие авторы подчеркивают приобретенное отношение активности к объектам познания, утверждают, что овладение знаниями будет неполноценно без особых умственных усилий обучающихся.

Этих авторов объединяет односторонний подход к определению этого понятия.

Т.О. познавательная активность должна рассматриваться как психическое состояние познающего субъекта, как его личностное образование, выражающее отношение к процессу познания. И познавательная активность как качество личности проявляется и формируется в деятельности. Познавательная активность определяет интенсивность обучения.

Активность в учебной деятельности зависит от отношения субъекта деятельности к объекту. Это выражается в интересе к содержанию, к самому процессу деятельности. Зависит от умения мобилизовать себя для достижения цели.

Выделяют 2 вида активности:

  1.  репродуктивная = воспроизводящая = исполнительская – регламентированная учителем деятельность учащихся.
  2.  творческая – как самостоятельная поисковая деятельность учащихся.

Г.И.Щукина:

1 уровень: репродуктивно-подражательская активность.

2 уровень: поисково-исполнительская активность

3 уровень: творческая активность.

Уровни сформированности познавательной деятельности:

  1.  низкий уровень: для ученика характерно стремление понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом их применения по образцу данного учителем. Характерно отсутствие у учащихся интереса к усвоению знаний, неустойчивость волевых усилий,
  2.  средний уровень: отличается стремлением учащихся понять смысл изучаемого явления, проникнуть в его сущность, установить связи между предметами и явлениями, способностью применить знания в новых ситуациях. Эпизодически проявляется стремление к самостоятельному поиску на заинтересовавший его вопрос. Относительная устойчивость волевых усилий ученика, в стремлении довести начатое до конца.
  3.  высокий уровень развития познавательной активности: проявляется устойчивый интерес ученика к теоретическому осмыслению изучаемых явлений. Стремление к самостоятельному поиску решения проблемы. Глубокое проникновение учащихся в сущность явлений и их взаимосвязь. Стремление осуществить перенос знаний в новые ситуации. Характерно проявление волевых качеств, устойчивый познавательный интерес, упорство.

3 компонента присущие качествам личности:

  1.  мотивационный: одни мотивы играют доминирующую роль, другие мотивы – подчиненные. В зависимости от того, какие мотивы преобладают, учение приобретает меру значимости для человека. Познавательный интерес – это своеобразная внутренняя мотивация. При его отсутствии обучение остается на 1 уровне развития.
  2.  содержательно-операционный: овладение системой ЗУН, и стремление к овладению новыми ЗУН.
  3.  эмоционально-волевой: характеризуется стремлением к преодолению трудностей в обучении, наличием определенного эмоционального настроя, связь с успешностью обучения.

3.

Инициатива как показатель познавательной активности.

Инициатива – почин к новым формам деятельности, к предприимчивости.

Понятие инициатива и инициативность имеют самостоятельное значение:

Инициативность – устойчивое качество личности, а инициатива – способ поведения.

Ряд признаков свидетельствующих о наличии инициативности

как качества личности:

  1.  Наличие у человека потребности и сознания необходимости участия в различных сферах жизни.
  2.  Готовность выполнять совместно с коллективом поставленную задачу, руководствуясь общей перспективой.
  3.  Умение проанализировать проделанную работу, делать выводы и выдвигать новые перспективные идеи.
  4.  Умение активно претворять в жизнь прогрессивные идеи совершенствования окружающей жизни.
  5.  Желание добровольно участвовать в деятельности, направленной на пользу коллектива.
  6.  Умение творчески относиться к труду и сложившимся способам поведения.
  7.  Организаторские умения.
  8.  Готовность самостоятельно решать возникающие задачи в различных сферах жизни, с проявлением новаторства.

Познавательная инициатива – творческая познавательная активность в области действования – это ее конкретное проявление. Это исходящие от субъекта свободные, самостоятельные, сознательные действия по овладению ЗУН и их применению и преобразованию в ходе постановки личностно значимых задач.

Показатели оценки развития познавательной инициативы

(личностно значимые задачи):

  1.  Общая активность на занятиях:
    •  вопросы,
    •  увлечение новым материалом,
    •  стремление понять его содержание,
    •  при затруднениях выполнять задание,
    •  наличие собственного мнения, стремление его высказать,
    •  стремление к нахождению нестандартных способов решения задач,
  2.  Оперирование приобретенными ЗУН:
  •  стремление поделиться информацией с другими,
  •  способность к переносу знаний,
  •  склонность к анализу ошибок и затруднений в учебной познавательной деятельности,
  •  отсутствие необходимости постоянного контроля со стороны педагога.

3 уровня развития познавательной инициативы:

  1.  низкий: мотивы избегания неприятностей могут проявляться под влиянием какого-либо непосредственного побуждения, пассивность в учебных ситуациях.
  2.  средний: мотивы – интерес к результатам в учебной деятельности, но влияние ситуативных факторов ощутимы. Проявление инициативы в отдельных видах деятельности и в объективно не трудных ситуациях.
  3.  высокий: осознанные мотивы, интерес к изучаемым явлениям. При возникновении трудностей старается преодолеть их. Осознанное положительное отношение к учению. Проявляет познавательную инициативу даже при выполнении очень трудных заданий.

Модели взаимодействии педагога и воспитуемого:

  1.  Учебно-дисциплинарная – решается путем явного или неявного принуждения, авторитарный стиль общения.
  2.  Либерально-попустительская – характерна полная свобода поведения.
  3.  Личностно-ориентированная – внутренние противоречия решаются путем сотрудничества, стиль руководства – демократический. Самореализация педагога является в самореализации учеников. Они являются партнерами в деятельности, общении. Происходит соответствующее развитие качеств личности.

кн. Дьяченко В.К. «Коллективный способ обучения».


Воспитание
(в широком смысле)

– Это овладение всей совокупностью общественного опыта, знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, социальными, нравственными и эстетическими отношениями.

Обучение – это овладение знаниями, умениями, способами творческой деятельности, мировоззренческими и нравственно эстетическими идеями.

Воспитание (в узком смысле) – это формирование идеологических, социально-нравственных и эстетических отношений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8970. Что такое культура 46 KB
  Что такое культура Существует несколько толкований происхождения и значения слова культура. В учебнике по философии Радугина А.А. термин культура рассматривается от латинского происхождения - cultura. По изложению Радугина, первоначально этот...
8971. Традиционная теория познания и классическая философия 35 KB
  Традиционная теория познания и классическая философия Традиционная теория познания, следовавшая в своем развитии и функционировании образцам и критериям наиболее развитых естественных наук, в первую очередь физики, по существу, не вводила время, тем...
8972. Характеристики взаимодействия науки, экономики и власти 44 KB
  Характеристики взаимодействия науки, экономики и власти Отношения науки и экономики всегда представляли собой большую проблему. Наука не только энергоемкое предприятие, но и в огромной степени финансово затратное. Она требует огромных капиталовложен...
8973. Преднаука и Основания наук 59 KB
  Преднаука и Основания наук Особенностями восточной преднауки являлись: непосредственная вплетенность и подчиненность практическим потребностям (искусству измерения и счета - математика, составлению календарей и обслуживанию религиозных культов...
8974. Развитие форм научного мышления в средние века 33.17 KB
  Развитие форм научного мышления в средние века. Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э., а ее завершение к XIV—XV вв. В истории Европы этот период называют не иначе как мрачный, имея при этом в виду общий упадок цивилизации, крушение ...
8975. Становление развитой научной теории 39 KB
  Становление развитой научной теории. Роль теории в научном познании огромна. Теория как форма научного знания направлена на обнаружение закономерностей того или иного фрагмента действительности. В процессе построения научной теории задействованы сет...
8976. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. 35 KB
  Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т. е. его рост, изменение, развитие и т. п. Эта идея, не такая уж новая, была высказана уже в античной философии, а Гегель сформ...
8977. Структура эмпирического знания 38.5 KB
  Структура эмпирического знания Само эмпирическое знание имеет довольно сложную структуру, в которой можно выделить четыре уровня: а) единичные эмпирические высказывания (протокольные предложения), которые фиксируют результаты единичных наблюдений....
8978. Структура теоретического знания 34 KB
  Структура теоретического знания Для выяснения специфики теоретического познания важно подчеркнуть, что теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности, но описывает непосредственно она не окружающую действительность...