7489

Педагогика. Предмет и основные категории педагогики

Конспект

Педагогика и дидактика

Педагогика. Тема 3.1. Предмет педагогики. Предмет и основные категории педагогики. История и классовый характер воспитания. Связь педагогики с другими науками. 1. Предмет и основные категории педагогики. К числу основных понятий пе...

Русский

2013-01-24

88.5 KB

58 чел.

Педагогика.

Тема 3.1. Предмет педагогики.

  1.  Предмет и основные категории педагогики.
  2.  История и классовый характер воспитания.
  3.  Связь педагогики с другими науками.

1.

Предмет и основные категории педагогики.

К числу основных понятий педагогики, называемых ее категориями относятся:

  •  Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
  •  Образование – это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, творческих сил и способностей.
  •  Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека.
  •  Воспитание – целенаправленная система, процесс, который протекает в специальных учреждениях под руководством специально подготовленных людей.

Предмет педагогики – это воспитание человека, как особая функция общества.

Педагогика как наука подразделяется на ряд научных отраслей:

  •  Дошкольная,
  •  Педагогика школы,
  •  Производственная педагогика,
  •  Педагогика высшей школы,
  •  И т.д.
  •  Но как отдельная отрасль выделяется специальная педагогика (рассматривает вопросы воспитания и обучения людей с отклонениями в развитии.)

2.

История и классовый характер воспитания.

Воспитание появилось с момента зарождения человеческого общества. Воспитание всегда имеет ярко выраженный исторический характер, т.е. его нужно соотносить с уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений.

В первобытном обществе мы можем выделить такие формы воспитания, как уход за детьми, обучение их приемам и способам добывания продуктов питания, изготовления предметов одежды, строительства жилища, которое осуществлялось на основе подражания старшим в процессе самой жизни. Воспитание было коллективным.

Позже, когда начался активный процесс классового расслоения общества, воспитание стало видоизменяться – уже не всех детей готовили добывать средства к существованию. Некоторых из них стали готовить к выполнению особых функций, связанных с религиозными обрядами, управлением.

В классовом обществе воспитание стало классовым, появились разные системы воспитания, строящиеся в соответствии с различными целями подготовки к жизни детей – представителей разных классов.

Воспитание стало особой функцией государства, руководство им осуществлялось правящим классом, и потому оно было направлено на укрепление позиций господствующей верхушки.

3.

Связь педагогики с другими науками.

Совокупность отраслей педагогики образует единую систему педагогических наук. Педагогика в своем развитии тесно связана с философией, этикой, социологией, психологией, школьной гигиеной опирается на их закономерности и рекомендации.

Теснейшим образом связана педагогика и с экономикой. Данные экономики нужны для решения таких задач, как определение начального возраста обязательного обучения детей, определение стоимости перехода на бесплатные школьные учебники, строительства школьных зданий. Также педагогика связана с биологическими науками, такими как физиология, психология. За последнее время у педагогики установились связи с кибернетикой (программированное обучение).

Особое место в системе педагогики с другими науками занимают этнография и фольклористика, изучение народных традиций обрядов.

Тема 3.2. Методы научно педагогических исследований.

  1.  Современные методы научно-педагогических исследований.
  2.  Взаимосвязь и взаимообусловленность разных методов воспитания и обучения.

1.

Современные методы научно-педагогических исследований.

Методы научного исследования – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей и построения научных теорий.

Метод познания диалектико-материалистический

(всеобщая характеристика для всех наук)

                    

Общенаучные методы (носят общенаучный характер)

Конкретные научные методы

(в определенных науках имеются в своем варианте)

Экспериментально-лабораторный метод

Математический метод

Статистический метод

Педагогические методы

тестирование

наблюдение

беседа

социометрический

Изучение продуктов деятельности

анкетирование

интервью

2.

Взаимосвязь и взаимообусловленность разных методов воспитания и обучения.

Большое значение для осмысления сущности воспитания как педагогического процесса имеет уяснение специфических способов овладения различными компонентами общественного опыта.

Для овладения знаниями, практическими умениями и навыками, а также способами творческой деятельности учащегося необходимо включать в активную учебно-познавательную деятельность и специально обучать. Что же касается овладения социальными и духовными (нравственными эстетическими и т.д.) отношениями как важнейшими компонентами общественного опыта и личностного развития учащегося то, хотя и при их формировании имеет место определенное обучение, все же с его помощью достигается главным образом усвоение знаний о сущности этих отношений (знание моральных правил, идеологических, этических и других идей). Так как сами отношения включают в себя и сложнейший комплекс потребностей, чувств, взглядов, убеждений и привычек поведения, то сформировать их только с помощью обучения невозможно. Требуется специфическая и разнообразная воспитательная работа, проводимая в системе обучения и за ее рамками. Следовательно, в педагогике термин «воспитание» различают в широком и узком смысле.

В реальной педагогической деятельности обучение и воспитание (в узком смысле) всегда органически связаны между собой, проникают друг в друга.

Нельзя осуществить действенное воспитание без хорошо поставленного обучения, равно как и нельзя обучать без успешного воспитания.

Тема 3.3.Методы активного обучения. Психолого-педагогическая характеристика познавательной активности.

  1.  Определение активности в философских и психологических исследованиях.
  2.  Особенности познавательной активности.
  3.  Инициатива как показатель познавательной активности.

1.

Определение активности в философских и психологических исследованиях.

В историко-педагогическом плане анализ различных систем обучения показывает, что все они касались активности человека в процессе учебной деятельности.

Рассмотрение этих теорий в хронологическом плане позволяет выявить тенденцию к нарастанию принципа активности.

Активность – понятие, широко исследованное в современной науке, требует его анализа в различных плоскостях:

  •  это деятельное отношение человека к жизни общества,
  •  свойство человека и реальное проявление этого свойства.

Различают активность как в обще биологическом смысле и активность как важнейшую черту человека.(см. пед.инциклопедию)

  •  определяется как способность изменять окружающую действительность в соответствии со взглядами, собственными потребностями, целями,
  •  как особенность личности человека активность проявляется в энергичной интенсивной деятельности, труде, учении, творческой деятельности и т.д.

Общие черты проявления активности:

  1.  активность раскрывается через понятие деятельность, а деятельность через активность,
    1.  активность проявляется в деятельности интенсивной, энергичной, инициативной,
    2.  активность характеризует отношение человека к окружающему, к жизни, т.е. его состояние.

Изучение философской и психологической литературы показывает наличие разных определений этого понятия.

В трудах философов активность рассматривается в соотношении с деятельностью.

1 группа философов: активность = деятельность

2 группа философов: считают активность и деятельность самостоятельными понятиями и указывают на то, что активность является характеристикой деятельности. Рассматривают активность в качестве показателя деятельности. Активность не существует вне деятельности.

3 группа философов: содержание активности более широкое понятие, и его нельзя свести к моменту измерения деятельности. Активность – это осознанная деятельность.

4 группа философов: понятие активность по своему объему шире, чем понятие деятельность т.к. активность присуща всему материальному миру, всем его объектам, а деятельность характеризует отдельную его часть.

В психологических исследованиях активность рассматривается:

Смирнов: 3 ступень активности связана с появлением человеческой деятельности, которая отличается от поведения животных по параметру активности в переходе от приспособления к природе, к преобразованию природы в соответствии со своими целями (человека).

Рубенштейн: активность и деятельность нельзя осуществлять, а также активность и психическую деятельность. Мышление не является деятельностью – это активность. Деятельность – есть форма активного отражения и преобразования действительности.

Ковалев: активная – это максимально деятельная личность. Активность – это мера деятельности.

Люблинская: активность как психическое состояние. Быть активным – значит находиться в состоянии деятельности.

Лисина: активность как сложное образование, в котором в единстве выступают: активность как психическое состояние и активность как вид деятельности, активность как условие психической деятельности.

В психологии по основным функциям выделяют 2 типа активности (Матюшкин):

  1.  адаптивный тип (обеспечивает приспособление)
  2.  продуктивный (основа возникновения новых психических преобразований) основное состояние – поисковая познавательная активность.

2.

Особенности познавательной активности.

Педагогические исследования:

И.Я.Вернер, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин, И.Ф.Харламов, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина.

1 подход: познавательная активность как деятельность,

2 подход: познавательная активность как черта, как качество личности.

Т.А.Ильина: познавательная активность выражается в интенсивном овладении человеком знаниями.

Данилов: активность – живая энергичная деятельность, н6аправленная на выполнение полученного задания.

Б.П. Есипов: активность – сознательное, волевое, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения ЗУН, включая пользование в дальнейшей работе и практической деятельности.

Аистова: активность познания человека, проявляясь в преобразующей деятельности, предполагает преобразующее отношение субъекта к окружающим его явлениям, предметам.

Многие другие авторы подчеркивают приобретенное отношение активности к объектам познания, утверждают, что овладение знаниями будет неполноценно без особых умственных усилий обучающихся.

Этих авторов объединяет односторонний подход к определению этого понятия.

Т.О. познавательная активность должна рассматриваться как психическое состояние познающего субъекта, как его личностное образование, выражающее отношение к процессу познания. И познавательная активность как качество личности проявляется и формируется в деятельности. Познавательная активность определяет интенсивность обучения.

Активность в учебной деятельности зависит от отношения субъекта деятельности к объекту. Это выражается в интересе к содержанию, к самому процессу деятельности. Зависит от умения мобилизовать себя для достижения цели.

Выделяют 2 вида активности:

  1.  репродуктивная = воспроизводящая = исполнительская – регламентированная учителем деятельность учащихся.
  2.  творческая – как самостоятельная поисковая деятельность учащихся.

Г.И.Щукина:

1 уровень: репродуктивно-подражательская активность.

2 уровень: поисково-исполнительская активность

3 уровень: творческая активность.

Уровни сформированности познавательной деятельности:

  1.  низкий уровень: для ученика характерно стремление понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом их применения по образцу данного учителем. Характерно отсутствие у учащихся интереса к усвоению знаний, неустойчивость волевых усилий,
  2.  средний уровень: отличается стремлением учащихся понять смысл изучаемого явления, проникнуть в его сущность, установить связи между предметами и явлениями, способностью применить знания в новых ситуациях. Эпизодически проявляется стремление к самостоятельному поиску на заинтересовавший его вопрос. Относительная устойчивость волевых усилий ученика, в стремлении довести начатое до конца.
  3.  высокий уровень развития познавательной активности: проявляется устойчивый интерес ученика к теоретическому осмыслению изучаемых явлений. Стремление к самостоятельному поиску решения проблемы. Глубокое проникновение учащихся в сущность явлений и их взаимосвязь. Стремление осуществить перенос знаний в новые ситуации. Характерно проявление волевых качеств, устойчивый познавательный интерес, упорство.

3 компонента присущие качествам личности:

  1.  мотивационный: одни мотивы играют доминирующую роль, другие мотивы – подчиненные. В зависимости от того, какие мотивы преобладают, учение приобретает меру значимости для человека. Познавательный интерес – это своеобразная внутренняя мотивация. При его отсутствии обучение остается на 1 уровне развития.
  2.  содержательно-операционный: овладение системой ЗУН, и стремление к овладению новыми ЗУН.
  3.  эмоционально-волевой: характеризуется стремлением к преодолению трудностей в обучении, наличием определенного эмоционального настроя, связь с успешностью обучения.

3.

Инициатива как показатель познавательной активности.

Инициатива – почин к новым формам деятельности, к предприимчивости.

Понятие инициатива и инициативность имеют самостоятельное значение:

Инициативность – устойчивое качество личности, а инициатива – способ поведения.

Ряд признаков свидетельствующих о наличии инициативности

как качества личности:

  1.  Наличие у человека потребности и сознания необходимости участия в различных сферах жизни.
  2.  Готовность выполнять совместно с коллективом поставленную задачу, руководствуясь общей перспективой.
  3.  Умение проанализировать проделанную работу, делать выводы и выдвигать новые перспективные идеи.
  4.  Умение активно претворять в жизнь прогрессивные идеи совершенствования окружающей жизни.
  5.  Желание добровольно участвовать в деятельности, направленной на пользу коллектива.
  6.  Умение творчески относиться к труду и сложившимся способам поведения.
  7.  Организаторские умения.
  8.  Готовность самостоятельно решать возникающие задачи в различных сферах жизни, с проявлением новаторства.

Познавательная инициатива – творческая познавательная активность в области действования – это ее конкретное проявление. Это исходящие от субъекта свободные, самостоятельные, сознательные действия по овладению ЗУН и их применению и преобразованию в ходе постановки личностно значимых задач.

Показатели оценки развития познавательной инициативы

(личностно значимые задачи):

  1.  Общая активность на занятиях:
    •  вопросы,
    •  увлечение новым материалом,
    •  стремление понять его содержание,
    •  при затруднениях выполнять задание,
    •  наличие собственного мнения, стремление его высказать,
    •  стремление к нахождению нестандартных способов решения задач,
  2.  Оперирование приобретенными ЗУН:
  •  стремление поделиться информацией с другими,
  •  способность к переносу знаний,
  •  склонность к анализу ошибок и затруднений в учебной познавательной деятельности,
  •  отсутствие необходимости постоянного контроля со стороны педагога.

3 уровня развития познавательной инициативы:

  1.  низкий: мотивы избегания неприятностей могут проявляться под влиянием какого-либо непосредственного побуждения, пассивность в учебных ситуациях.
  2.  средний: мотивы – интерес к результатам в учебной деятельности, но влияние ситуативных факторов ощутимы. Проявление инициативы в отдельных видах деятельности и в объективно не трудных ситуациях.
  3.  высокий: осознанные мотивы, интерес к изучаемым явлениям. При возникновении трудностей старается преодолеть их. Осознанное положительное отношение к учению. Проявляет познавательную инициативу даже при выполнении очень трудных заданий.

Модели взаимодействии педагога и воспитуемого:

  1.  Учебно-дисциплинарная – решается путем явного или неявного принуждения, авторитарный стиль общения.
  2.  Либерально-попустительская – характерна полная свобода поведения.
  3.  Личностно-ориентированная – внутренние противоречия решаются путем сотрудничества, стиль руководства – демократический. Самореализация педагога является в самореализации учеников. Они являются партнерами в деятельности, общении. Происходит соответствующее развитие качеств личности.

кн. Дьяченко В.К. «Коллективный способ обучения».


Воспитание
(в широком смысле)

– Это овладение всей совокупностью общественного опыта, знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, социальными, нравственными и эстетическими отношениями.

Обучение – это овладение знаниями, умениями, способами творческой деятельности, мировоззренческими и нравственно эстетическими идеями.

Воспитание (в узком смысле) – это формирование идеологических, социально-нравственных и эстетических отношений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15666. ФИЛОСОФИЯ СПОРТА: ВЫМИРАНИЕ ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ ЕГО ИДЕАЛОВ 59 KB
  ФИЛОСОФИЯ СПОРТА: ВЫМИРАНИЕ ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ ЕГО ИДЕАЛОВ Ибрагимов М.М. Каждая эпоха приобретая новые идеи приобретает и новые глаза Г.Гейне Введение. Возникшей в начале ХХI века новый этап глобальных информационных технологий кризис во всех сферах материальной...
15667. ФИЛОСОФИЯ СПОРТА: ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ 140 KB
  ФИЛОСОФИЯ СПОРТА: ПРЕДМЕТ СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ. Ибрагимов Михаил Михайлович ациональный университет физического воспитания и спорта Украины Аннотация. Ибрагимов М.М. Философия спорта: предмет структура и проблемы методологии // Актуальні проблеми
15668. ФІЛОСОФІЯ СПОРТУ: ЧИ БУДЕ ПЛІДНОЮ ФІЛОСОФІЯ НА НИВІ СПОРТУ 127 KB
  Філософія спорту ФІЛОСОФІЯ СПОРТУ: ЧИ БУДЕ ПЛІДНОЮ ФІЛОСОФІЯ НА НИВІ СПОРТУ Михайло Ібрагімов Анотація. В статті мова йде про аналітичну підготовчу роботу до формування нової міждисциплінарної галузі знань філософії спорту яка б завершила ієрархію гуманітарн
15669. ЕКЗИСТЕНЦІЯ СПОРТУ І ФІЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ В НОВІЙ ДІАЛЕКТИКО-ПАНТЕЇСТИЧНІЙ МЕТОДОЛОГІЇ 114.5 KB
  ЕКЗИСТЕНЦІЯ СПОРТУ І ФІЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ В НОВІЙ ДІАЛЕКТИКОПАНТЕЇСТИЧНІЙ МЕТОДОЛОГІЇ Михайло Ібрагімов Душу легше зрозуміти чим тіло Рене Декарт Резюме. В статье предлагается на рассмотрение научноспортивной общественности возможность формирования новой
15670. ЕПІСТЕМОЛОГІЯ СПОРТУ І ФІЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ В АНТРОПОСОФСЬКОМУ ВИМІРІ 119 KB
  ЕПІСТЕМОЛОГІЯ СПОРТУ І ФІЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ В АНТРОПОСОФСЬКОМУ ВИМІРІ Михайло Ібрагімов Резюме. В статье рассматриваются методологические и мировоззренческие основы эпистемологии спорта как структурносоставной философии спорта. Анализируются общее и отличител...
15671. ТЕОСОФІЯ СПОТУ І ФІЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ У ДИСКУРСІ СУЧАСНОЇ ФІЛОСОФСЬКО-РЕЛІГІЙНОЇ АСКЕЗИ 65.6 KB
  ТЕОСОФІЯ СПОТУ І ФІЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ У ДИСКУРСІ СУЧАСНОЇ ФІЛОСОФСЬКОРЕЛІГІЙНОЇ АСКЕЗИ Михайло Ібрагімов Ідея це пристрасть а пристрасть це ідея А.Ф.Лосєв Резюме: в статье Ибрагимова М. М. €œТеософия спорта и физического воспитания в современной философскорел...
15672. ФЕНОМЕНОЛОГІЯ ТІЛЕСНОСТІ ЯК “ТІЛЕСНИЙ ДОСВІД” У СУЧАСНОМУ ФІЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОМУ ПРОСТОРІ 69.64 KB
  ФЕНОМЕНОЛОГІЯ ТІЛЕСНОСТІ ЯК €œТІЛЕСНИЙ ДОСВІД€ У СУЧАСНОМУ ФІЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОМУ ПРОСТОРІ Михайло Ібрагімов Людина без сюрпризу всередині у своєму ящику не цікава М.Булгаков Майстер і Маргарита Резюме. В статье предпринимается попытка популяризаци
15673. ФІЛОСОФІЯ СПОРТУ В ЕКЗИСТЕНЦІЙНО-ОНТОЛОГІЧНІЙ ПРОБЛЕМАТИЦІ ФІЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО НАУКОЗНАВСТВА 52.58 KB
  Ібрагімов М.М ФІЛОСОФІЯ СПОРТУ В ЕКЗИСТЕНЦІЙНООНТОЛОГІЧНІЙ ПРОБЛЕМАТИЦІ ФІЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОГО НАУКОЗНАВСТВА Анотація. В статті розглядається місце і роль філософії спорту в системі фізкультурноспортивного наукознавства і пропонується в якості її методологі...
15674. СПОРТ В СИСТЕМЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ 33.18 KB
  СПОРТ В СИСТЕМЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ Ибрагимов М. М. В современных условиях спорт относят к числу важных сфер общественной жизнедеятельности человека который во взаимодействии с другими формирует специфическую сферу его бытия в жизнен...