7491

Возникновение и развитие философии марксизма

Лекция

Логика и философия

Возникновение и развитие философии марксизма Основателем этой философии были Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895). К. Маркс учился на юридическом факультете, его выпускная диссертация была на тему Различия натуралистического...

Русский

2013-01-24

34 KB

8 чел.

Возникновение и развитие философии марксизма

Основателем этой философии были Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895). К. Маркс учился на юридическом  факультете, его выпускная диссертация была на тему «Различия натуралистической философии Демокрита и Эпикура». Маркс увлекался и философией Гегеля, но затем происходит постепенная эволюция взглядов от идеализма и религии к МАТЕРИАЛИЗМУ И АТЕИЗМУ.

Энгельс был сыном фабриканта, Когда он служил в армии, он оказался в Берлине, был писарем, У него была возможность посещать лекции в Берлинском университете. Увлекался философией Гегеля, затем после службы в армии, был отправлен в Манчестер управлять ткацкими фабриками. На рубеже 30 - 40х годов происходит эволюция взглядов Энгельса от идеализма к МАТЕРИАЛИЗМУ. В начале 40х годов происходит случайная встреча с Марксом. Они обнаружили много общего во взглядах и стали сотрудничать.

Философия марксизма соединяет в себе материалистическое понимание мира с диалектикой Гегеля. Философию марксизма называют диалектическим материализмом. Этот подход Маркс и Энгельс использовали для анализа природы и общества.

        Природа                                                               Общество

        II      Сознание                                                  духовная жизнь          =      общественное

                                                                          (общественное сознание)               сознание

Определяет    влияет                                                                                                 

       I      Материя                                             способ производства       =        общественное

                                                                              материальных благ                           бытие

Диалектический   

материализм

Способ производства материальных благ - диалектическая взаимосвязь производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы - это средства  производства и люди, имеющие определенные умения и навыки для приведения их в движение.

Средства производства - это предмет труда и средства труда (орудия труда и вспомогательные элементы; инфраструктура; источники питания).

Производственные отношения – это отношение между людьми в процессе производства, распределения и обмена, которые определяются отношением к собственности на средства производства;  отношения к собственности возможны следующие:

  1.  распределение
  2.  владение
  3.  использование

Производственные силы развиваются быстрее чем производственные отношения; это связано с потребностью человека с меньшими затратами производить больше продукции.

В сохранении старых производственных отношений заинтересованы представители имущих классов.

В результате возникает конфликт в экономической области, который в социальной области выражается в забастовках, восстаниях и т.д. И в политической области – это выражается в борьбе партий за власть.

Последователи марксизма разделились на два течения:

Первое считало, что переход к коммунизму возможен революционным путем через установление диктатуры пролетариата и преобразования общества.

Второе предполагало постепенное движение к цели путем преобразования общества через реформы, которых добиваются партии рабочего класса, участвую в парламентской борьбе – это путь европейских социал-демократов.

Марксизм считает, что смена общественных этапов происходит благодаря действию закона соответствия производственных отношений уровню развития и характеру производительных сил.

Марксизм называет в истории следующие способы производства и общественно – экономические формации:

Первобытнообщинный способ производства    Первобытно-общинная

Рабовладельческий                                                Рабовладельческая

Феодальный                                                           Феодальная

Капиталистический                                               Капиталистическая

Социалистический                                                 Коммунистическая

Коммунистический                                                Коммунистическая

(распределение по потребностям)

Общественно – экономическая формация – исторический тип общества с определенными производительными силами, базисом и надстройкой.

Базис – совокупность производственных отношений, которые определяют структуру общества.

Надстройка – совокупность взглядов, теорий различных социальных групп и соответствующие им институты и учреждения.

Теории связаны с формами общественного сознания. Существуют следующие формы сознания:

-Религия                                            -Церковь со своими учреждениями

-Философия                                      -Учебные заведения, библиотеки издательства и т.д.

-Наука                                               -Лаборатории, исследовательские центры, учебные

                                                            заведения и т.д.

-Политик                                           -Государство партии и т.д.

-Право                                               -Министерство юстиции судебная власть и т.д.

-Художественные формы               -Музеи учебные заведения, театры, творческие коллективы

-Мифология                                    - Издание книг на эту тему

-Мораль                                           -Фиксация в литературе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78953. Становление, развитие и специфика технических наук 56.5 KB
  Становление развитие и специфика технических наук. Техника большую часть своей истории была мало связана с наукой; люди могли делать и делали устройства не понимая почему они так работают. Инженеры провозглашая ориентацию на науку в своей непосредственной практической деятельности руководствовались ею незначительно. После многих веков такой автономии наука и техника соединились в XVII веке в начале научной революции.
78954. Сущность и природа техники 47.5 KB
  Сущность и природа техники. Существует 5 основных подходов сущности техники. отношением: Техника и бытие Техника и человек Техника и природа Техника и социокультурный мир Техника и Бог Даются следующие трактовки техники: Онтологическая Хайдеггер. Это характерно для создания техники ремесленным трудом не преминим к современной технике.
78955. Технология и ее связь с техникой 47 KB
  Впервые термин «технология» появился в 70-х годах 18 века в Западной Европе. Если техники – «это», то технология – «как это сделано». Если техника – способ, то технология – способ способа. Если техника – есть ставшее, то технология – способ становления, если техника- способ преобразования мира, то технология – организация использование чел. этих средств. Если техника – артефакт, то технология – метод создания артефактов и учения о нем.
78956. Природа и техника, законы их функционирования и развития 59 KB
  Природа и техника законы их функционирования и развития. Закон необходимое существенное устойчивое повторяющееся отношение связь между явлениями в природе и обществе. Это понятие закона родственно понятию сущности при данных условиях. Закономерность объективно существующая повторяющая существенная связь явлений проявляющаяся в виде тенденций.
78957. Инновации в традиционном и техногенном обществах 29.5 KB
  Инновации в традиционном и техногенном обществах Традиционные общества является исторически первыми. Данный тип общества возник в глубокой древности распространен он и сейчас. Некоторые традиционные общества были поглощены техногенными другие приобрели гибридные черты балансируя между техногенными и традиционными ориентациями. При характеристике традиционных типов общества очевиден тот факт что они обладая замедленным темпом развития придерживаются устойчивых стереотипов своего функционирования.
78958. Ценности классической, неклассической, постнеклассической науки 39.5 KB
  Существуют социальные и внутренние ценности. Социальные ценности делятся на материальные и духовные. удовлетворение своих материальных потребностей научные ценности истина добро зло итд Социальные ценности: частная собственность рыночная экономика деньги итд социальнополитические: свобода слова собраний критики различные права эстетические и философские ценности Внутри научные 1. Социальные и внутринаучные ценности диалектически связаны между собой.
78959. Социальная оценка техники 29 KB
  Социальная оценка техники Введение Узкий смысл понятия техники: под техникой понимается техническое устройство артефакт созданное человеком из элементов природы для решения конкретных культурных задач. Широкий смысл понятия техники: искусственный или организованный прием усиливающий улучшающий или облегчающий действие техника письма техника плавания техника вопросов и т. При изучении вопроса о последствия техники и технологии следует иметь в виду двойственный характер техники. Общая часть Проблемы негативных социальных и других...
78960. Техника и этика. Этика и профессиональная ответственность инженера 41 KB
  Это относится не только к использованию техники для целенаправленного уничтожения людей но также к повседневной эксплуатации инженернотехнических устройств. Проблемы негативных социальных и других последствий техники проблемы этического самоопределения инженера возникли с самого момента появления инженерной профессии. Однако сегодня человечество находится в принципиально новой ситуации когда невнимание к проблемам последствий внедрения новой техники и технологии может привести к необратимым негативным результатам для всей цивилизации и...
78961. Сущность и перспективы современной техногенной цивилизации 36.5 KB
  Сущность и перспективы современной техногенной цивилизации Мировая общечеловеческая цивилизация в нашем представлении не унифицированное о безличное сообщество людей сформировавшееся на базе западной экономической системы а многообразная общность сохраняющая самобытность и уникальность в составляющих ее рядах. Человечество обремененное духовным кризисом в конце второго тысячелетия оказалось перед лицом труднейшего выбора социокультурных ценностей которые должны составить ядро новой цивилизации. Чтобы ответить на эти вопросы...