7491

Возникновение и развитие философии марксизма

Лекция

Логика и философия

Возникновение и развитие философии марксизма Основателем этой философии были Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895). К. Маркс учился на юридическом факультете, его выпускная диссертация была на тему Различия натуралистического...

Русский

2013-01-24

34 KB

8 чел.

Возникновение и развитие философии марксизма

Основателем этой философии были Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895). К. Маркс учился на юридическом  факультете, его выпускная диссертация была на тему «Различия натуралистической философии Демокрита и Эпикура». Маркс увлекался и философией Гегеля, но затем происходит постепенная эволюция взглядов от идеализма и религии к МАТЕРИАЛИЗМУ И АТЕИЗМУ.

Энгельс был сыном фабриканта, Когда он служил в армии, он оказался в Берлине, был писарем, У него была возможность посещать лекции в Берлинском университете. Увлекался философией Гегеля, затем после службы в армии, был отправлен в Манчестер управлять ткацкими фабриками. На рубеже 30 - 40х годов происходит эволюция взглядов Энгельса от идеализма к МАТЕРИАЛИЗМУ. В начале 40х годов происходит случайная встреча с Марксом. Они обнаружили много общего во взглядах и стали сотрудничать.

Философия марксизма соединяет в себе материалистическое понимание мира с диалектикой Гегеля. Философию марксизма называют диалектическим материализмом. Этот подход Маркс и Энгельс использовали для анализа природы и общества.

        Природа                                                               Общество

        II      Сознание                                                  духовная жизнь          =      общественное

                                                                          (общественное сознание)               сознание

Определяет    влияет                                                                                                 

       I      Материя                                             способ производства       =        общественное

                                                                              материальных благ                           бытие

Диалектический   

материализм

Способ производства материальных благ - диалектическая взаимосвязь производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы - это средства  производства и люди, имеющие определенные умения и навыки для приведения их в движение.

Средства производства - это предмет труда и средства труда (орудия труда и вспомогательные элементы; инфраструктура; источники питания).

Производственные отношения – это отношение между людьми в процессе производства, распределения и обмена, которые определяются отношением к собственности на средства производства;  отношения к собственности возможны следующие:

  1.  распределение
  2.  владение
  3.  использование

Производственные силы развиваются быстрее чем производственные отношения; это связано с потребностью человека с меньшими затратами производить больше продукции.

В сохранении старых производственных отношений заинтересованы представители имущих классов.

В результате возникает конфликт в экономической области, который в социальной области выражается в забастовках, восстаниях и т.д. И в политической области – это выражается в борьбе партий за власть.

Последователи марксизма разделились на два течения:

Первое считало, что переход к коммунизму возможен революционным путем через установление диктатуры пролетариата и преобразования общества.

Второе предполагало постепенное движение к цели путем преобразования общества через реформы, которых добиваются партии рабочего класса, участвую в парламентской борьбе – это путь европейских социал-демократов.

Марксизм считает, что смена общественных этапов происходит благодаря действию закона соответствия производственных отношений уровню развития и характеру производительных сил.

Марксизм называет в истории следующие способы производства и общественно – экономические формации:

Первобытнообщинный способ производства    Первобытно-общинная

Рабовладельческий                                                Рабовладельческая

Феодальный                                                           Феодальная

Капиталистический                                               Капиталистическая

Социалистический                                                 Коммунистическая

Коммунистический                                                Коммунистическая

(распределение по потребностям)

Общественно – экономическая формация – исторический тип общества с определенными производительными силами, базисом и надстройкой.

Базис – совокупность производственных отношений, которые определяют структуру общества.

Надстройка – совокупность взглядов, теорий различных социальных групп и соответствующие им институты и учреждения.

Теории связаны с формами общественного сознания. Существуют следующие формы сознания:

-Религия                                            -Церковь со своими учреждениями

-Философия                                      -Учебные заведения, библиотеки издательства и т.д.

-Наука                                               -Лаборатории, исследовательские центры, учебные

                                                            заведения и т.д.

-Политик                                           -Государство партии и т.д.

-Право                                               -Министерство юстиции судебная власть и т.д.

-Художественные формы               -Музеи учебные заведения, театры, творческие коллективы

-Мифология                                    - Издание книг на эту тему

-Мораль                                           -Фиксация в литературе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81785. Наука в собственном смысле слова: классическая наука, неклассическая и постклассическая 30.52 KB
  Таким образом основные стороны бытия науки это вопервых сложный противоречивый процесс получения нового знания; вовторых результат этого процесса т. объединение полученных знаний в целостную развивающуюся органическую систему а не простое их суммирование; втретьих социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки научные учреждения и т.; этос нравственность науки профессиональные объединения ученых ресурсы финансы научное оборудование система научной информации различного рода коммуникации ученых и т....
81786. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки 35.37 KB
  Возникновение дисциплинарно организованной науки. Несмотря на большое значение великих прозрений античности влияние науки арабов средневекового Востока гениальных идей эпохи Возрождения естествознание до XVII в. У истоков науки как профессиональной деятельности стоит Френсис Бэкон 1561 1626 утверждавший что достижения науки ничтожны и что она нуждается в великом обновлении.
81787. Становление социальных и гуманитарных наук 36.39 KB
  Если на этапе преднауки как первичные идеальные объекты так и их отношения соответственно смыслы основных терминов языка и правила оперирования с ними выводились непосредственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания языка формировались новые идеальные объекты то теперь познание делает следующий шаг. Оно начинает строить фундамент новой системы знания как бы сверху по отношению к реальной практике и лишь после этого путем ряда опосредствований проверяет созданные из идеальных объектов конструкции сопоставляя их с...
81788. Научное знание как система, его особенности и структура 31.63 KB
  Рассмотрим основные особенности научного познания или критерии научности. Его основная задача обнаружение объективных законов действительности природных социальных общественных законов самого познания мышления и др. Нацеленность науки на изучение не только объектов преобразуемых в сегодняшней практике но и тех которые могут стать предметом практического освоения в будущем является важной отличительной чертой научного познания. Существенным признаком научного познания является его системность...
81789. Эмпирический и теоретический уровни научного знания, критерии их различия 30.8 KB
  Эмпирический уровень научного познания включает в себя наблюдение эксперимент группировку классификацию и описание результатов наблюдения и эксперимента моделирование. Теоретический уровень научного познания включает в себя выдвижение построение и разработку научных гипотез и теорий; формулирование законов; выведение логических следствий из законов; сопоставление друг с другом различных гипотез и теорий теоретическое моделирование а также процедуры объяснения предсказания и обобщения. Соотношение эмпирического и теоретического...
81790. Структура эмпирического знания. Эмпирический факт 32.87 KB
  Вторым более высоким уровнем эмпирического знания являются факты. Научные факты представляют собой индуктивные обобщения протоколов это обязательно общие утверждения статистического или универсального характера. Понятие факт имеет следующие основные значения: 1 Некоторый фрагмент действительности объективные события результаты относящиеся либо к объективной реальности факты действительности либо к сфере сознания и познания факты сознания . Эйнштейн считал предрассудком убеждение в том будто факты сами по себе без свободного...
81791. Специфика теоретического познания. Структура и функции научной теории 42.94 KB
  Структура и функции научной теории. Гипотеза является необходимым элементом естественнонаучного познания которое обязательно включает в себя: а собирание описание систематизацию и изучение фактов; б составление гипотезы или предположения о причинной связи явлений; в опытную проверку логических следствий из гипотез; г превращение гипотез в достоверные теории или отбрасывание ранее принятой гипотезы и выдвижение новой. В результате этой проверки гипотеза либо переходит в ранг научной теории или опровергается сходит в научной сцены . В...
81792. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследования 29.55 KB
  Под основаниями науки понимают систему различных регулятивов детерминирующих цель и способы получения научного познания представление и понимание изучаемой реальности а также формы и степень обоснованности научного знания и его включения в человеческую культуру. В данной дефиниции ясно видна и структура оснований науки: цель и способы научного познания определяются идеалами нормами и критериями обобщенное представление и понимание исследуемой реальности воплощается в научной картине мира формы и степень обоснованности научного знания и...
81793. Научная картина мира, ее исторические формы и функции 36.34 KB
  В познании структуры и свойств универсума большое значение имеет научная картина мира являющаяся формой систематизации и обобщения научных знаний. Научная картина мира НКМ система общих представлений о фундаментальных свойствах и закономерностях универсума возникающая и развивающаяся на основе обобщения и синтеза основных научных фактов понятий и принципов. Современная научная картина мира состоит из трех относительно самостоятельных блоков естественнонаучного технического и социальногуманитарного единство которых обеспечивают...