7492

Древнейшие формы мировоззрения

Лекция

Логика и философия

Древнейшие формы мировоззрения. Мировоззрение - это система взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрению предшествуют мироощущение,миропредставление, миропонимание. Мировоззрение определяет как человек понимает мир,как относится к нему...

Русский

2013-01-24

49 KB

18 чел.

Древнейшие формы мировоззрения.

Мировоззрение – это система взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрению предшествуют мироощущение,миропредставление,мтиропонимание.

Мировоззрение определяет как человек понимает мир,как относится к нему и как поступает.

Человек  получает информацию о мире с самого первого  момента своего существования,но система взглядов начинает формироваться ,когда человек овладевает логическим мышлением,определенными интеллектуальными операциями (анализ,синтез, сравнение,обобщение,выводы).Происходит это ,когда человеку лет 11 -12( у кого-то раньше,у  кого-то позже). Пик процесса складывания мировоззрения приходится на 16-18 лет. К 24 годам мировоззрение складывается в основном ,у человека уже есть свои убеждения,принципы и чаще всего он остается им верен всю жизнь, хотя взгляды могут меняться.

В обществе можно выделить следующие виды мировоззрения:

1 Обыденное сознание

(мировоззрение наивного реализма или здравого смысла)

2 Религиозно-мистическое

Люди принимают ту или иную  картину мира, предлагаемую различными религиями

3 Естественно-научное

Подобным мировоззрением обладают люди глубоко знающие ту или иную научную сферу, в объяснении которой не обращаются к религии, но в менее известных для них сферах допускают религиозное объяснение.

4 Научное

Складывается в результате приобретения систематических  знаний и соответсвенно характеризуется системностью взглядов.

«Мировззрение» понятие историческое и для каждого этапа развития общества характерен свой тип мировоззрения.

В первобытном обществе человек стал задумываться о своих отличиях от других живых существ, от природы, понял различие между объектом  и его образом.

Сознание – это свойство высокоорганизованной материи человеческого мозга отображать объективный мир в субъективных (идеальных) образах. У человека развивается сознание, мыщдение, он начинает задавать вопросы о смысле жизни, как появился человек. мир, что такое добро и зло, жизнь и смерть; и пытается дать ответы на эти вопросы. Древнейшей формой мировоззрения является мифология.

Мифология – это форма общественного сознания, древнейшая форма мировоззрения, которая характеризуется следующими чертами:

1 попытка сформулировать вопросы и дать на них ответы

2 переплетение реального и фантастического

3 образность – связана с антропоморфизмом (с грческого «человеческие черты») или зооморфизмом («животные черты»)

4 универсальность – охватывают все.Синкретизм-это неразделенность,неразчлен

енность.

5 зарождение различных сфер знаний(астрономия,психология,история,география,этика политика) (Миф о происхождении мира)

Мифология как  форма общественного сознания продолжает существовать и в современном  мире.В этой форме переплетается  реальное и фантастичское, и именно это приводит людей к заблуждениям.Примерами мифов ХХ века могут быть идеологии  коммунизма,нацизма.

Мифология как форма общественного сознания,как древнейшая форма мировоззрения порождает две другие формы общественного сознания – религию и философию.Все три формы пытаются ответить на одни и те же вопросы,но отвечают  поразному. Мифология

опирается на образы.Религия основывается на вере. Философия рождается из мифологии и опирается на понятия как основной инструмент логического мышления.

                РЕЛИГИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.

Религия –это форма  общественного сознания,которя удваевает мир и получает мир земной (посюсторонний ) и мир неземной(потусторонний),наделенный могущественными силами.Атрибутами религии являются вера и культ.

Религия (лат. religio – благочестие, святость) – это специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при которых земные силы принимают вид неземных.

Философия (греч. phileo – люблю и sofia – мудрость. Буквально любовь к мдрости) – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взляда на мир и на место в нем чеоловека.

Фетишизм (португал. fitico – волшебство) – общественное отношение (экономическое, идеологическое ти т.п.) и соответсвующее ему воззрение, приписывающее вещам самим по себе специфически социальные качества, а созданные культурой свойства принимающие за нечто природное (крестик, подковы).

Вера – состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом других чувств и служащеее мотивом, стимулом и ориентиром человеческой деятельности.

Анимизм (лат. anima – дух, душа) – верование в душу и духов и их влияние на жизнь людей, животных, на предметы и явления окружающего мира. Анимистические представления возникли в первобытном обществе. Анимистические представления легли в основу позднейших религиозных  верований, в принципе анимизм присущ всякой религии.

Тотемизм (от слова «ототеман» наязыке американских индейцев племени оджибве – род его) – одна из ранних форм религии первобытного общества. Эта вера в общее происхождение и кровную близость группы людей с определнным видом животных, растений, предметом или явлением.

Культ (религиозный) (лат. cultus – почетание, поклонение, от colo – возделываю, почитаю), религиозное почитание предметов. Реальных или фантастических существ, наделенных  сверхъстественными своййствами. В широком смысле – исторически сложившийся тип религиозных отношений. Составными элементами культа являются религиозно-магические действия (обряды. Молитвы) и относящиеся к ним предметы (священные изображения, храмы, святилища).

Религия  - явление историческое, возникает на определенном этапе развития общества. На смену ранним формам религии приходит язычество (многобожие, политеизм).

В условиях объединения земель и централизации власти происходит переход от политеизма к монотеизму.

Первой попыткой установления  монотеизма было введение фараоном Египта культа бога солнечного диска Атона, но после смерти Эхнатона Египет вернулся к политеизму. (середина II тысячелетия до нашей эры).

На рубеже III тысячелетий до  н. э. на земле древнееврейских государств Израиля и Иудеи  складывается монотеистическая религия – иудаизм, в которой поклоняются единственному богу Яхве. В иудаизме фигурируют понятия: рай, ад, грех, воскресение, мессия (посланник  божий). В 1 веке  н.э. ,в условиях  завоевания  римлянами  ,в иудаизме появилась ересь - учение, которое отступает от официального толкования. Возникла новая религия – христианство, которая утверждала, что мессия уже был, и что следует выполнять его заповеди и ждать его возвращения. Эта религия была открыта  для всех  независимо от этнического и социального происхождения  и получила  быстрое распространение. Раннее христианство утверждало равенство и обязательность труда для всех. Богатство считалось ворованным трудом.

В VII в. н. э.  возник ислам (мусульманство) на Аравийском полуострове.В это время происходит объединение земель и централизация власти.Основателем  ислама был военоначальник Мухамед-реальное историческое лицо.Ислам опирается на Ветхий завет(так   же как иудаизм и христианство)Для всех этих трех религий Бог един. По представлениям  ислама  Иисус и Мухамед – это пророки ,люди,общавшиеся с богом.По легенде  Мухамед чудесным образом был перенесен с Аравийского полуострова  в Иерусалим , и именно там он был вознесен на небо и встретился с Аллахом.После этой встречи  был записан Коран- священная книга мусульман . Исторически  Коран -  это записанные обычаи  народа,складывавшиеся на протяжении веков.Мусульманский мир опирается на законы шариата –основанные на Коране.

В исламе существуют разные течения , наиб   олее крупные- шииты и сунниты.В исламе есть фундаменталисты,среди них есть экстримисты(используют террор для утверждения своих взглядов).

       Иудаизм, христианство и ислам признают  первую часть  Библии - Ветхий завет.

Христианство, ислам и буддизм являются мировыми религиями.

               

ФИЛОСОФИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.

Философия зародилась в VIV  веках до н. э. в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции.

В современном понимании философия – это система наиболее общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, различных форм отношения  человека к миру. Предметом философии являются мир  и человек.

Философия ставит перед собой  следующие задачи :

-познавательную

-практическую

-выявление ценностных  ориентаций.

На основе  этих задач  можно назвать  основные  разделы  философии:

Онтология – учение о бытии

Гносеология –учение о познании

Праксиология – учение о практике

Аксиология – учение о ценностях.

Существуют также философские дисциплины: логика, этика, эстетика, культурология  и другие.

Основные функции философии.

1.Выявление общих идей – универсалий культуры,  важное место, среди которых занимают категории и понятия.

2.Теоретическое осмысление бытия

3.Систематизация знаний

4.Критическая функция, функция сомнения

5.Разрушение  устаревших взглядов

6.Создание  новых идей, прогнозирование будущего.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27775. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ 20.36 KB
  Социальный педагог находясь среди детей в летнем лагере чувствуя их настроение зная их проблемы реально оценивая возможности личности устанавливает доброжелательные гуманистические отношения устраняет дефицит общения. При этом специалист оценивает влияние микросреды детского лагеря окружения детей групп сверстников объединений подростков. Все это педагоги связывают с деятельностью детей на практике и включают в работу лагерной смены. Таким образом у детей формируется эмоциональноценностное отношение к миру и человеческой...
27776. Классификация методов обучения 15.12 KB
  По источникам передачи и характеру восприятия информации система традиционных методов Е. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся система методов обучения И. По основным компонентам деятельности учителя система методов Ю.
27777. Воспитание 20.32 KB
  Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников направленной на решение задач воспитания. Характеризуя методы воспитания нельзя не упомянуть прием воспитания. главный признак основание по которому методы группируются и обособляются В педагогике существует многообразная классификация методов воспитания. Бабанского в основу классификации положена концепция деятельности: Методы формирования сознания: рассказ беседа лекция дискуссия диспут метод примера; Методы организации деятельности и...
27778. Механизмы социализации 18.95 KB
  Существуют различные подходы к рассмотрению механизмов социализации. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию приспособляемость между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями в которых оно живет. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности а А.
27779. Социальное воспитание 16.66 KB
  Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых коллективов субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию формам способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей подростков юношей их образования и индивидуальной помощи им. Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп коллективов; организацию взаимодействия членов организации а также обучение ему; стимулирование самодеятельности...
27780. Антон Семенович Макаренко. Воспитание в коллективе и через коллектив 32.2 KB
  Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны. Макаренко особенно €œПедагогическая поэма€ и €œФлаги на башнях€ переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.
27781. Господарські првовідносини 106 KB
  Юридичний зміст господарських відносин — це права та обов’язки суб’єктів господарювання, які виникають у них у процесі здійснення зазначеної діяльності.
27782. Педагогика сотрудничества 19.18 KB
  в советской педагогике получает развитие новое направление педагогика сотрудничества система методов приемов обучения и воспитания основанных на принципе гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Педагогика сотрудничества базировалась на следующих принципах: обучение как творческое взаимодействие учителя и учащихся; обучение без принуждения; идея трудной цели; идея крупных блоков объединение несколько уроков в блоки; использование опор опорные сигналы схемы детали; самоанализ деятельности коллективный...
27783. И.И. Бецкой (1704–1795) 23.11 KB
  Бецкой 1704–1795 является заметной личностью в России XVIII в. Для этого дела был привлечен Иван Иванович Бецкой. В Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества 1764 получившем силу закона Бецкой сформулировал понятие воспитания которое по его словам должно придать известное направление воле и сердцу выработать характер внушить согласное с природой человека здравое чувство нравы и правила искоренить предрассудки. Бецкой перечисляет добродетели и качества принадлежащие к доброму воспитанию: утверждать сердце в...