7492

Древнейшие формы мировоззрения

Лекция

Логика и философия

Древнейшие формы мировоззрения. Мировоззрение - это система взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрению предшествуют мироощущение,миропредставление, миропонимание. Мировоззрение определяет как человек понимает мир,как относится к нему...

Русский

2013-01-24

49 KB

18 чел.

Древнейшие формы мировоззрения.

Мировоззрение – это система взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрению предшествуют мироощущение,миропредставление,мтиропонимание.

Мировоззрение определяет как человек понимает мир,как относится к нему и как поступает.

Человек  получает информацию о мире с самого первого  момента своего существования,но система взглядов начинает формироваться ,когда человек овладевает логическим мышлением,определенными интеллектуальными операциями (анализ,синтез, сравнение,обобщение,выводы).Происходит это ,когда человеку лет 11 -12( у кого-то раньше,у  кого-то позже). Пик процесса складывания мировоззрения приходится на 16-18 лет. К 24 годам мировоззрение складывается в основном ,у человека уже есть свои убеждения,принципы и чаще всего он остается им верен всю жизнь, хотя взгляды могут меняться.

В обществе можно выделить следующие виды мировоззрения:

1 Обыденное сознание

(мировоззрение наивного реализма или здравого смысла)

2 Религиозно-мистическое

Люди принимают ту или иную  картину мира, предлагаемую различными религиями

3 Естественно-научное

Подобным мировоззрением обладают люди глубоко знающие ту или иную научную сферу, в объяснении которой не обращаются к религии, но в менее известных для них сферах допускают религиозное объяснение.

4 Научное

Складывается в результате приобретения систематических  знаний и соответсвенно характеризуется системностью взглядов.

«Мировззрение» понятие историческое и для каждого этапа развития общества характерен свой тип мировоззрения.

В первобытном обществе человек стал задумываться о своих отличиях от других живых существ, от природы, понял различие между объектом  и его образом.

Сознание – это свойство высокоорганизованной материи человеческого мозга отображать объективный мир в субъективных (идеальных) образах. У человека развивается сознание, мыщдение, он начинает задавать вопросы о смысле жизни, как появился человек. мир, что такое добро и зло, жизнь и смерть; и пытается дать ответы на эти вопросы. Древнейшей формой мировоззрения является мифология.

Мифология – это форма общественного сознания, древнейшая форма мировоззрения, которая характеризуется следующими чертами:

1 попытка сформулировать вопросы и дать на них ответы

2 переплетение реального и фантастического

3 образность – связана с антропоморфизмом (с грческого «человеческие черты») или зооморфизмом («животные черты»)

4 универсальность – охватывают все.Синкретизм-это неразделенность,неразчлен

енность.

5 зарождение различных сфер знаний(астрономия,психология,история,география,этика политика) (Миф о происхождении мира)

Мифология как  форма общественного сознания продолжает существовать и в современном  мире.В этой форме переплетается  реальное и фантастичское, и именно это приводит людей к заблуждениям.Примерами мифов ХХ века могут быть идеологии  коммунизма,нацизма.

Мифология как форма общественного сознания,как древнейшая форма мировоззрения порождает две другие формы общественного сознания – религию и философию.Все три формы пытаются ответить на одни и те же вопросы,но отвечают  поразному. Мифология

опирается на образы.Религия основывается на вере. Философия рождается из мифологии и опирается на понятия как основной инструмент логического мышления.

                РЕЛИГИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.

Религия –это форма  общественного сознания,которя удваевает мир и получает мир земной (посюсторонний ) и мир неземной(потусторонний),наделенный могущественными силами.Атрибутами религии являются вера и культ.

Религия (лат. religio – благочестие, святость) – это специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при которых земные силы принимают вид неземных.

Философия (греч. phileo – люблю и sofia – мудрость. Буквально любовь к мдрости) – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взляда на мир и на место в нем чеоловека.

Фетишизм (португал. fitico – волшебство) – общественное отношение (экономическое, идеологическое ти т.п.) и соответсвующее ему воззрение, приписывающее вещам самим по себе специфически социальные качества, а созданные культурой свойства принимающие за нечто природное (крестик, подковы).

Вера – состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом других чувств и служащеее мотивом, стимулом и ориентиром человеческой деятельности.

Анимизм (лат. anima – дух, душа) – верование в душу и духов и их влияние на жизнь людей, животных, на предметы и явления окружающего мира. Анимистические представления возникли в первобытном обществе. Анимистические представления легли в основу позднейших религиозных  верований, в принципе анимизм присущ всякой религии.

Тотемизм (от слова «ототеман» наязыке американских индейцев племени оджибве – род его) – одна из ранних форм религии первобытного общества. Эта вера в общее происхождение и кровную близость группы людей с определнным видом животных, растений, предметом или явлением.

Культ (религиозный) (лат. cultus – почетание, поклонение, от colo – возделываю, почитаю), религиозное почитание предметов. Реальных или фантастических существ, наделенных  сверхъстественными своййствами. В широком смысле – исторически сложившийся тип религиозных отношений. Составными элементами культа являются религиозно-магические действия (обряды. Молитвы) и относящиеся к ним предметы (священные изображения, храмы, святилища).

Религия  - явление историческое, возникает на определенном этапе развития общества. На смену ранним формам религии приходит язычество (многобожие, политеизм).

В условиях объединения земель и централизации власти происходит переход от политеизма к монотеизму.

Первой попыткой установления  монотеизма было введение фараоном Египта культа бога солнечного диска Атона, но после смерти Эхнатона Египет вернулся к политеизму. (середина II тысячелетия до нашей эры).

На рубеже III тысячелетий до  н. э. на земле древнееврейских государств Израиля и Иудеи  складывается монотеистическая религия – иудаизм, в которой поклоняются единственному богу Яхве. В иудаизме фигурируют понятия: рай, ад, грех, воскресение, мессия (посланник  божий). В 1 веке  н.э. ,в условиях  завоевания  римлянами  ,в иудаизме появилась ересь - учение, которое отступает от официального толкования. Возникла новая религия – христианство, которая утверждала, что мессия уже был, и что следует выполнять его заповеди и ждать его возвращения. Эта религия была открыта  для всех  независимо от этнического и социального происхождения  и получила  быстрое распространение. Раннее христианство утверждало равенство и обязательность труда для всех. Богатство считалось ворованным трудом.

В VII в. н. э.  возник ислам (мусульманство) на Аравийском полуострове.В это время происходит объединение земель и централизация власти.Основателем  ислама был военоначальник Мухамед-реальное историческое лицо.Ислам опирается на Ветхий завет(так   же как иудаизм и христианство)Для всех этих трех религий Бог един. По представлениям  ислама  Иисус и Мухамед – это пророки ,люди,общавшиеся с богом.По легенде  Мухамед чудесным образом был перенесен с Аравийского полуострова  в Иерусалим , и именно там он был вознесен на небо и встретился с Аллахом.После этой встречи  был записан Коран- священная книга мусульман . Исторически  Коран -  это записанные обычаи  народа,складывавшиеся на протяжении веков.Мусульманский мир опирается на законы шариата –основанные на Коране.

В исламе существуют разные течения , наиб   олее крупные- шииты и сунниты.В исламе есть фундаменталисты,среди них есть экстримисты(используют террор для утверждения своих взглядов).

       Иудаизм, христианство и ислам признают  первую часть  Библии - Ветхий завет.

Христианство, ислам и буддизм являются мировыми религиями.

               

ФИЛОСОФИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.

Философия зародилась в VIV  веках до н. э. в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции.

В современном понимании философия – это система наиболее общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, различных форм отношения  человека к миру. Предметом философии являются мир  и человек.

Философия ставит перед собой  следующие задачи :

-познавательную

-практическую

-выявление ценностных  ориентаций.

На основе  этих задач  можно назвать  основные  разделы  философии:

Онтология – учение о бытии

Гносеология –учение о познании

Праксиология – учение о практике

Аксиология – учение о ценностях.

Существуют также философские дисциплины: логика, этика, эстетика, культурология  и другие.

Основные функции философии.

1.Выявление общих идей – универсалий культуры,  важное место, среди которых занимают категории и понятия.

2.Теоретическое осмысление бытия

3.Систематизация знаний

4.Критическая функция, функция сомнения

5.Разрушение  устаревших взглядов

6.Создание  новых идей, прогнозирование будущего.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53814. Музичні шедеври Родіона Щедріна 161 KB
  Мета: Познайомити студентів з творчістю Р. Щедріна показати особливості його музичної мови. Щедріна. Хід лекції 16 грудня 2012 року виповнилось 80 років з дня народження Родіона Костянтиновича Щедріна одного з найвідоміших композиторів другої половини XX століття.
53815. Святковий концерт до 8 Березня «Зустріч з зірками» 46 KB
  8-ий ученьСвята і грішна Ніжна і жагуча Цнотлива й пристрасна І сильна і слабка Ви жінка неповторна і чарівна Ви жінка вічно мудра й молода. Ви жінка жінка мати і дружина Безмежне море доброти й тепла. 10-ий учень Пянка і чуйна Ліки і отрута Земна й небесна Горда і проста Ви жінка королева берегиня Мінлива непізнанна дорога. Для вас імена вчителів художній номер 3тя учениця Воістину небесна і земна Заквітчана і терном і барвінком Свята і грішна рідна й чарівна Повіки будь благословенна жінка.
53816. КООРДИНАТНА ПРЯМА. ЦІЛІ І РАЦІОНАЛЬНІ ЧИСЛА. МОДУЛЬ ЧИСЛА 206 KB
  Мета уроку: узагальнити і систематизувати відомості учнів про види чисел; перевірити вміння визначати координати вказаних точок та будувати на координатній прямій точки за вказаними координатами; знаходити значення виразів що містять числа під знаком модуля; відпрацювати навички застосування означення та властивостей модуля для розв’язування рівнянь; розвивати самостійність творчість; виховувати активність увагу наполегливість інтерес до математики; взаємозв'язок з історією математики....
53817. Прямокутна система координат. Координатна площина 1.31 MB
  Мета та задачі уроку: сформувати поняття координатної площини координат точки на площині абсциси та ординати точки; сформувати вміння виконувати вправи що передбачають знаходження координат точки на координатній площині та побудову точки за її координатами; сприяти розвитку творчих здібностей учнів та їх естетичного сприйняття; підвищувати інтерес до математики. Відстань від початку відліку до точки на координатній прямій 15. Фронтальне опитування Що називається координатною прямою Що називається координатою точки...
53818. Чарівна координатна площина. 6 клас 1.89 MB
  Мета: Відпрацьовування навичок побудови точок на координатній площині і вміння знаходити координати точок побудованих на площині; розвивати пізнавальну активність творчі здібності навички самостійної роботи роботи на комп’ютері; виховувати інтерес до математики усвідомленість своїх дій і їх використання в реальному житті.Вироблення навичок побудови точок на координатній площині Гра Улучення в ціль зберемо гроно винограду. Учні називають координати зазначених точок і поруч на прозорій плівці малюють виноградне лоно...
53819. Координатна площина 6.62 MB
  На екрані з’являється слайд Кожна команда формулює питаннящоб відповіддю було це поняття. Якщо команда ставить правильно запитання і знаходить буквувона більше не бере участь. Кожна команда повинна знайти одну з букв. В залежності від того яку букву одержить команда вчитель регулює подальші дії.
53820. Определение географических координат (6 класс) 51 KB
  Далее объясняю как определить географическую широту места на карте или глобусе что такое географическая долгота. Обозначить на карте местонахождение базы точкой а направления промысловых судов от базы до их конечных пунктов стрелками. На карте или глобусе определите какой это остров Мадагаскар. На контурной карте полушарий подписать его название.
53821. Загальна характеристика рудних та нерудних корисних копалин України 115.5 KB
  Найбільший за площею вугільний басейн Дніпровський буровугільний Найбільший за запасами вугілля Донецький Найменша глибина залягання пластів Дніпровський буровугільний Найменший за площею ЛьвівськоВолинський Найбільша глибина залягання Донецький Найпотужніші пласти кам’яного вугілля Донецький Значний відсоток коксівного вугілля ЛьвівськоВолинський Гра Увага тест на уважність я називаю корисні копалини учні родовища Нафта Кам’яне вугілля Торф Природний газ Буре вугілля Горючі сланці. Дайте...
53822. Производственный и финансовый риски, их взаимосвязь с производственным и финансовым левереджем 27.5 KB
  Производственный риск обусловлен структурой активов, в который фирма решила вложить свой капитал. Этот риск определяется многими факторами: отраслевыми и региональными особенностями бизнеса, конъюнктурой рынка, национальными традиции