74927

Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Решение простых и составных задач на приведение к единице

Конспект урока

Математика и математический анализ

Необходимо например знать сколько топлива необходимо для тракторов. Один трактор за 4 часа израсходовал 24л топлива. Второй трактор за 1 час израсходовал на 2л топлива больше чем первый. Сколько топлива израсходует второй трактор за 8 часов Составление краткой записи.

Русский

2015-01-09

64 KB

5 чел.

С. С. Пилипенко

учитель нач. классов

ОШ №3 г. Краматорска

Донецкой обл.

Математика, 3 класс

Тема: Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Решение

           простых и составных задач на приведение к единице.

Образовательные цели:

  1.  Повторить и закрепить  приёмы устных и письменных вычислений с числами в пределах 1000.
  2.  Закрепить умения учащихся решать простые и составные задачи на метод приведения к единице.
  3.  Совершенствовать навык решения уравнений, умения находить периметр многоугольного участка.
  4.  Осуществлять дифференциальный подход к решению задачи.
  5.  Показать связь обучения математике с жизнью.

Развивающие цели:

  1.  Развивать устные и вычислительные навыки, математическую речь, логическое мышление, самостоятельность, внимание.
  2.  Формировать познавательный интерес, желание преодолевать трудности.

Воспитательные цели:

  1.  Воспитывать интерес к изучению математики, желание помогать родителям, хорошо учиться.
  2.  Воспитывать старательность, аккуратность.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков

                   учащихся.

Оборудование: карточки с печатной основой урока для каждого ученика, картинки на тему «Ранняя весна», «Скворцы»; Чебурашка, тучка, солнышко, капельки дождя с примерами, ведёрце; весёлые человечки, машины, таблицы с краткой записью задач; рисунок с изображением дачного участка, образец написания цифры «2»; рисунок «Звездочёт», медаль «Лучший Математик класса».

Ход урока

  1.  Организационный момент.

Мы уже третий год ведём математическую «икспедицию», где идём не ногами, а головой.

И сегодня мы продолжаем нашу математическую «икспедицию» и записываем в тетрадь дату:

Классная работа

II.  Сообщение темы и задач урока.

На уроке мы проверим наши математические знания и умения по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел». Вы должны знать правила устных и письменных вычислений в пределах 1000 и уметь их применять при решении примеров, уравнений, задач, а так же находить периметр прямоугольного участка.

III.  Минута каллиграфии.

А сейчас переходим к каллиграфическому письму.

Сегодня мы вспомним, как писать цифру 2.

Начнём писать в верхнем правом уголке, ведём до середины  нижней линии и делаем «хвостик».

Составьте и запишите с помощью цифры 2 трёхзначное число. Это число...?

Что вы можете рассказать об этом числе?

Сколько всего сотен? Всего десятков? Всего единиц?

Сколько в числе 222 единиц каждого разряда?

Назовите соседей этого числа?

IV.  Мотивация учебной деятельности.

 Ребята, а какое сейчас время года? Я предлагаю вам побывать в весенней сказке.

Представьте себе, что за высокими горами, глубокими морями, густыми лесами есть удивительная страна – Разных наук. Главная в этой стране царица всех наук – Математика. Чтобы заслужить любовь и доверие царицы надо выполнить все её задания.

V.   Устный счёт.

  Итак, первое задание – игра «Дождик».

Наш добрый друг Чебурашка пошёл гулять. Был солнечный весенний день. Вдруг откуда не возьмись, прилетела синяя тучка, и полился дождь. Вот вам ведёрце. Быстро соберите весь дождик, чтобы Чебурашка не промок. Но для этого надо решить примеры:

520 - 270

700 - 350

350 + 520

          600 - 40

340 + 180

130 + 280

250 + 450

390 - 130

          420 + 80

 

Итог. Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием. Какие же способы устных вычислений вы использовали?

1. Поразрядное сложение и вычитание.

2. Последовательное вычисление.

3. Замена круглых трёхзначных чисел десятками.

VI.  Письменное сложение и вычитание трёхзначных

       чисел с переходом через разряды.

 А теперь, ребята, второе задание «Чья машина?»

В этой сказочной стране живут весёлые человечки. И вот когда выглянуло солнышко, они решили поехать в лес полюбоваться первыми цветами. Все они ездили на разных машинах. Но кто на какой, вам нужно узнать. Решите примеры на карточках, и вы сможете каждого посадить в его машину.

  590             584           608           371

  167             128           485           283

                                                        (757, 456, 123, 654)  

 Взаимопроверка.

Итог.  Молодцы, ребята. Какое же главное правило письменного сложения и вычитания чисел? (Начинаем вычислять с единиц, делаем вычисления по разрядам: единицы с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями).

VII.  Творческое задание.

 А теперь мы испытаем ваши силы.

Третье задание «Испытай свои силы».

Восстановите записанные примеры:

857                      6*5                       *0* 

*2*                      *8*                       3*4 

6*8                      368                       124

  II-III в.                      II-I в.                          I в.

Взаимопроверка.

VIII.  Постановка к решению составных задач.

Четвёртое задание «Встречаем птиц».

 Весной из тёплых стран возвращаются к нам перелётные... (птицы). Первыми прилетают грачи, за ними – скворцы. Птицы поедают много насекомых – вредителей растений. Поэтому люди перед их прилётом развешивают скворечники.

Задача. В школьной мастерской за 1 день ученики сделали 8 скворечников. Сколько скворечников они сделают за 6 дней?

В построенные гнёзда птицы откладывают яйца и высиживают птенцов.

Задача. В 4 гнёздах 40 птенцов. Сколько птенцов в 1 гнезде?

Какая это задача? (Простая.) Какого она типа? (Это задача на приведение к единице.)

Итог. Молодцы! Теперь мы готовы к решению усложнённой составной задачи. Но сначала давайте отдохнём.

Физ. минутка «Буратино».

IX. Решение усложнённой задачи на метод

   приведения к единице.

Пятое задание «Засеваем поле».

Математика приносит огромную пользу людям, которые работают в сельском хозяйстве. Уже частично начались весенне-полевые работы. Необходимо, например, знать, сколько топлива необходимо для тракторов.

Задача. Один трактор за 4 часа израсходовал 24л топлива. Второй трактор за 1 час израсходовал на 2л топлива больше, чем первый. Сколько топлива израсходует второй трактор за 8 часов?

Составление краткой записи.

 Что такое 24л?

 В какую колонку запишем?

 Что такое 4ч? В какую колонку запишем?

 А сколько топлива израсходовал I трактор за 1 час? В какую колонку запишем?

 Что известно о II тракторе?

 Что нужно узнать в задаче? В какую колонку запишем?

Израсходовано топлива за 1 час

Затрачено времени

Всего израсходовано топлива

I тр.

II тр.

Анализ задачи

Ученик I варианта:

  1.  Первый трактор за 4 часа израсходовал 24л топлива. Значит, когда я разделю 24 л на 4 ч, то найду количество топлива израсходованного I трактором за 1 час.
  2.  А так как II трактор за 1 час израсходовал на 2 л больше, чем первый, то к результату 1-го действия прибавлю 2 л и найду количество топлива израсходованного II трактором за 1 час.
  3.  А мне необходимо знать количество топлива израсходованного этим трактором за 8 часов. Значит, результат второго действия нужно умножить на 8.

Решение задачи.

 Решите задачу самостоятельно:

I   вариант – по действиям и выражениям;

II  вариант – по действиям;

III вариант – по приведённому плану.

Проверка.

 Сколько же топлива израсходует II трактор за 8 часов? (64 л)

Взаимопроверка.

Итог. Вот мы решили и составную задачу. Все вы молодцы, хорошо поработали.

 Какого же типа эта задача?

X.  Геометрический материал.

Шестое задание «Помоги родителям»

У Математики есть подруга Геометрия. Она тоже приносит большую пользу людям. Вот, например, ваши родители решили обгородить свой дачный участок прямоугольной формы, длина которого 30 м, а ширина – 10 м. Помогите родителям найти всю длину изгороди.

Что нужно найти? (Периметр участка)

Найдите в тетради периметр дачного участка.

I способ:   P   = 30 + 30 + 10 + 10 = 80 (м)

II способ:  P  = 30 2 + 10 2 = 80 (м)

Итог: Какая же длина этой изгороди?

XI.  Решение уравнений.

Седьмое задание «Имена неизвестных».

 Это задание вам подготовил помощник царицы Математики – Звездочёт-любитель неизвестных планет.

 Укажите имена неизвестных и путь их освобождения.

 Ребята, что же это означает на математическом языке?

(Решить уравнения с объяснением).

470 – х = 330             х + 140 = 300

ХII.  Логические задачи.

  1.  Уменьшаемое на 527 больше вычитаемого. Можно ли найти разность?
  2.  Сколько минут нужно варить яйцо сваренное вкрутую?
  3.  Когда мы смотрим на число 3, а говорим 15?

XIII.  Итог урока.

 Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания.

Царица Математика очень довольна вами и надеется, что сегодня урок принёс вам радость и пользу.

Оценивание. Награждение самого активного участника.

XIV. «Рекламная пауза».

Чтоб водить корабли, в самолётах летать,

Нужно нам всё уметь, нужно нам много знать

И тогда нам всем, юным техникам,

Пригодится арифметика.

Почему корабли по маршруту идут?

Хоть туман и метель закрывает им путь?

Потому, что есть наука кибернетика!

И помощница капитанов Математика! Арифметика!

И чтоб доктором стать, и чтоб в космос слетать-

Нужно, прежде всего, математику знать.

Агрономом у нас тоже можешь ты быть

Урожай для родной Украины растить.

Кто с наукой этой подружиться

Никогда в жизни не заблудиться.

Спасибо за урок.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59214. Команда присвоєння. Кодоплівка. Проміжні величини 34.5 KB
  Для того щоб запам’ятати або змінити значення величини в алгоритмічній мові є спеціальна команда – команда присвоєння яка записується в такому вигляді: зміна: = вираз або кодоплівка ім’я змінної: = вираз...
59215. Перевірка і редагування тестів-описів 43 KB
  Мета: Вчити перевіряти творчі роботи, редагуючи тексти і виправляти помилки. Розвивати мислення, мовлення та уміння самостійно здійснювати контроль за виконанням творчих робіт. Виховувати шанобливе ставлення до мови.
59216. Множення двоцифрового числа на одноцифрове 26 KB
  Розвивати мислення і память виховувати охайність працелюбність. Розв’язуємо задачі. Розв’язування прикладів коментовано множення числа на суму ІІІ. Розв’язування задач.
59217. Додавання двоцифрових чисел без переходу через десяток. Приклади виду 34 + 52 68.5 KB
  Вчити застосувати здобуті знання під час обчислення виразів розв’язанні різних завдань. Розвивати увагу спостережливість. 24 73 = 20 4 70 3 Як зручно обчислити суму 2 Пояснити розв’язання прикладу 34 52.
59218. Текст-опис за картиною. Сценарій проведення уроку 28.5 KB
  Передати функції контролю за написанням твору групам Розвивати спостережливість, зв’язне мовлення, уміння чітко висловлювати свої думки. Виховувати шанобливе ставлення до слова і любов до природи.
59219. Текст-опис за картиною В. Д. Поленова: Ставок, що заріс 32 KB
  Мета. Вчити змальовувати пейзажі за картиною та колективно складеним планом. Розвивати мову і спостережливість, збагачувати словниковий запас, розвивати уміння висловлювати свої думки та почуття.
59220. Письмове ділення багатоцифрового числа на одноцифрове у випадку, коли в частці дістають нулі 27.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з випадком ділення, коли в середині або в кінці частки з’являються нулі. Продовжити роботу з формування в учнів уміння виконувати письмове ділення на одноцифрове число. Розвивати логіку мислення. Виховувати працелюбність.
59221. Тестирование аппаратно-программных средств ЭВМ 584.52 KB
  Цель работы – с помощью программного средства диагностики ЭВМ определить основные характеристики аппаратных и программных средств ЭВМ, выполнить анализ производительности ЭВМ.
59222. Г.Ібсен Ляльковий дім – соціально-психологічна драма. Показ шляху становлення особистості Нори 31.5 KB
  Мета уроку: розкрити суть соціально-психологічної драми Ляльковий дім зясувати основні проблеми особливості композиції драми дослідити як у п’єсі розглядається проблема становлення особистості Нори і формувати вміння та навики аналізу драматичного твору з опорою на текст.