74927

Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Решение простых и составных задач на приведение к единице

Конспект урока

Математика и математический анализ

Необходимо например знать сколько топлива необходимо для тракторов. Один трактор за 4 часа израсходовал 24л топлива. Второй трактор за 1 час израсходовал на 2л топлива больше чем первый. Сколько топлива израсходует второй трактор за 8 часов Составление краткой записи.

Русский

2015-01-09

64 KB

5 чел.

С. С. Пилипенко

учитель нач. классов

ОШ №3 г. Краматорска

Донецкой обл.

Математика, 3 класс

Тема: Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Решение

           простых и составных задач на приведение к единице.

Образовательные цели:

  1.  Повторить и закрепить  приёмы устных и письменных вычислений с числами в пределах 1000.
  2.  Закрепить умения учащихся решать простые и составные задачи на метод приведения к единице.
  3.  Совершенствовать навык решения уравнений, умения находить периметр многоугольного участка.
  4.  Осуществлять дифференциальный подход к решению задачи.
  5.  Показать связь обучения математике с жизнью.

Развивающие цели:

  1.  Развивать устные и вычислительные навыки, математическую речь, логическое мышление, самостоятельность, внимание.
  2.  Формировать познавательный интерес, желание преодолевать трудности.

Воспитательные цели:

  1.  Воспитывать интерес к изучению математики, желание помогать родителям, хорошо учиться.
  2.  Воспитывать старательность, аккуратность.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков

                   учащихся.

Оборудование: карточки с печатной основой урока для каждого ученика, картинки на тему «Ранняя весна», «Скворцы»; Чебурашка, тучка, солнышко, капельки дождя с примерами, ведёрце; весёлые человечки, машины, таблицы с краткой записью задач; рисунок с изображением дачного участка, образец написания цифры «2»; рисунок «Звездочёт», медаль «Лучший Математик класса».

Ход урока

  1.  Организационный момент.

Мы уже третий год ведём математическую «икспедицию», где идём не ногами, а головой.

И сегодня мы продолжаем нашу математическую «икспедицию» и записываем в тетрадь дату:

Классная работа

II.  Сообщение темы и задач урока.

На уроке мы проверим наши математические знания и умения по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел». Вы должны знать правила устных и письменных вычислений в пределах 1000 и уметь их применять при решении примеров, уравнений, задач, а так же находить периметр прямоугольного участка.

III.  Минута каллиграфии.

А сейчас переходим к каллиграфическому письму.

Сегодня мы вспомним, как писать цифру 2.

Начнём писать в верхнем правом уголке, ведём до середины  нижней линии и делаем «хвостик».

Составьте и запишите с помощью цифры 2 трёхзначное число. Это число...?

Что вы можете рассказать об этом числе?

Сколько всего сотен? Всего десятков? Всего единиц?

Сколько в числе 222 единиц каждого разряда?

Назовите соседей этого числа?

IV.  Мотивация учебной деятельности.

 Ребята, а какое сейчас время года? Я предлагаю вам побывать в весенней сказке.

Представьте себе, что за высокими горами, глубокими морями, густыми лесами есть удивительная страна – Разных наук. Главная в этой стране царица всех наук – Математика. Чтобы заслужить любовь и доверие царицы надо выполнить все её задания.

V.   Устный счёт.

  Итак, первое задание – игра «Дождик».

Наш добрый друг Чебурашка пошёл гулять. Был солнечный весенний день. Вдруг откуда не возьмись, прилетела синяя тучка, и полился дождь. Вот вам ведёрце. Быстро соберите весь дождик, чтобы Чебурашка не промок. Но для этого надо решить примеры:

520 - 270

700 - 350

350 + 520

          600 - 40

340 + 180

130 + 280

250 + 450

390 - 130

          420 + 80

 

Итог. Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием. Какие же способы устных вычислений вы использовали?

1. Поразрядное сложение и вычитание.

2. Последовательное вычисление.

3. Замена круглых трёхзначных чисел десятками.

VI.  Письменное сложение и вычитание трёхзначных

       чисел с переходом через разряды.

 А теперь, ребята, второе задание «Чья машина?»

В этой сказочной стране живут весёлые человечки. И вот когда выглянуло солнышко, они решили поехать в лес полюбоваться первыми цветами. Все они ездили на разных машинах. Но кто на какой, вам нужно узнать. Решите примеры на карточках, и вы сможете каждого посадить в его машину.

  590             584           608           371

  167             128           485           283

                                                        (757, 456, 123, 654)  

 Взаимопроверка.

Итог.  Молодцы, ребята. Какое же главное правило письменного сложения и вычитания чисел? (Начинаем вычислять с единиц, делаем вычисления по разрядам: единицы с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями).

VII.  Творческое задание.

 А теперь мы испытаем ваши силы.

Третье задание «Испытай свои силы».

Восстановите записанные примеры:

857                      6*5                       *0* 

*2*                      *8*                       3*4 

6*8                      368                       124

  II-III в.                      II-I в.                          I в.

Взаимопроверка.

VIII.  Постановка к решению составных задач.

Четвёртое задание «Встречаем птиц».

 Весной из тёплых стран возвращаются к нам перелётные... (птицы). Первыми прилетают грачи, за ними – скворцы. Птицы поедают много насекомых – вредителей растений. Поэтому люди перед их прилётом развешивают скворечники.

Задача. В школьной мастерской за 1 день ученики сделали 8 скворечников. Сколько скворечников они сделают за 6 дней?

В построенные гнёзда птицы откладывают яйца и высиживают птенцов.

Задача. В 4 гнёздах 40 птенцов. Сколько птенцов в 1 гнезде?

Какая это задача? (Простая.) Какого она типа? (Это задача на приведение к единице.)

Итог. Молодцы! Теперь мы готовы к решению усложнённой составной задачи. Но сначала давайте отдохнём.

Физ. минутка «Буратино».

IX. Решение усложнённой задачи на метод

   приведения к единице.

Пятое задание «Засеваем поле».

Математика приносит огромную пользу людям, которые работают в сельском хозяйстве. Уже частично начались весенне-полевые работы. Необходимо, например, знать, сколько топлива необходимо для тракторов.

Задача. Один трактор за 4 часа израсходовал 24л топлива. Второй трактор за 1 час израсходовал на 2л топлива больше, чем первый. Сколько топлива израсходует второй трактор за 8 часов?

Составление краткой записи.

 Что такое 24л?

 В какую колонку запишем?

 Что такое 4ч? В какую колонку запишем?

 А сколько топлива израсходовал I трактор за 1 час? В какую колонку запишем?

 Что известно о II тракторе?

 Что нужно узнать в задаче? В какую колонку запишем?

Израсходовано топлива за 1 час

Затрачено времени

Всего израсходовано топлива

I тр.

II тр.

Анализ задачи

Ученик I варианта:

  1.  Первый трактор за 4 часа израсходовал 24л топлива. Значит, когда я разделю 24 л на 4 ч, то найду количество топлива израсходованного I трактором за 1 час.
  2.  А так как II трактор за 1 час израсходовал на 2 л больше, чем первый, то к результату 1-го действия прибавлю 2 л и найду количество топлива израсходованного II трактором за 1 час.
  3.  А мне необходимо знать количество топлива израсходованного этим трактором за 8 часов. Значит, результат второго действия нужно умножить на 8.

Решение задачи.

 Решите задачу самостоятельно:

I   вариант – по действиям и выражениям;

II  вариант – по действиям;

III вариант – по приведённому плану.

Проверка.

 Сколько же топлива израсходует II трактор за 8 часов? (64 л)

Взаимопроверка.

Итог. Вот мы решили и составную задачу. Все вы молодцы, хорошо поработали.

 Какого же типа эта задача?

X.  Геометрический материал.

Шестое задание «Помоги родителям»

У Математики есть подруга Геометрия. Она тоже приносит большую пользу людям. Вот, например, ваши родители решили обгородить свой дачный участок прямоугольной формы, длина которого 30 м, а ширина – 10 м. Помогите родителям найти всю длину изгороди.

Что нужно найти? (Периметр участка)

Найдите в тетради периметр дачного участка.

I способ:   P   = 30 + 30 + 10 + 10 = 80 (м)

II способ:  P  = 30 2 + 10 2 = 80 (м)

Итог: Какая же длина этой изгороди?

XI.  Решение уравнений.

Седьмое задание «Имена неизвестных».

 Это задание вам подготовил помощник царицы Математики – Звездочёт-любитель неизвестных планет.

 Укажите имена неизвестных и путь их освобождения.

 Ребята, что же это означает на математическом языке?

(Решить уравнения с объяснением).

470 – х = 330             х + 140 = 300

ХII.  Логические задачи.

  1.  Уменьшаемое на 527 больше вычитаемого. Можно ли найти разность?
  2.  Сколько минут нужно варить яйцо сваренное вкрутую?
  3.  Когда мы смотрим на число 3, а говорим 15?

XIII.  Итог урока.

 Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания.

Царица Математика очень довольна вами и надеется, что сегодня урок принёс вам радость и пользу.

Оценивание. Награждение самого активного участника.

XIV. «Рекламная пауза».

Чтоб водить корабли, в самолётах летать,

Нужно нам всё уметь, нужно нам много знать

И тогда нам всем, юным техникам,

Пригодится арифметика.

Почему корабли по маршруту идут?

Хоть туман и метель закрывает им путь?

Потому, что есть наука кибернетика!

И помощница капитанов Математика! Арифметика!

И чтоб доктором стать, и чтоб в космос слетать-

Нужно, прежде всего, математику знать.

Агрономом у нас тоже можешь ты быть

Урожай для родной Украины растить.

Кто с наукой этой подружиться

Никогда в жизни не заблудиться.

Спасибо за урок.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24119. Русская философия о человеке и обществе 15.01 KB
  Ориентация на гуманитарное знание на литературу и искусство на проблемы человека является безусловной доминантой в русской философии XX века. в виде религиозной философии человека. близкая к художественному творчеству Ориентация на гуманитарное знание на литературу и искусство на проблемы человека основа рус. во весь рост встали проблемы единства человека с космосом космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности.
24120. Русские философы о судьбах России 15.34 KB
  Россия соединяет внутри себя два мира и поэтому в русской душе всегда боролись два начала: восточное и западное. Бердяев называет русскую историю прерывной и выделяет в ней пять периодов дающих пять разных образов России: Россия киевская; Россия времен татарского ига; Россия московская; Россия петровская; Россия советская. Главное нельзя забывать что Россия является самой молодой цивилизацией и ее истинные возможности в новом свободном государстве скоро раскроются поновому с новыми перспективами.
24121. Русский космизм 13.96 KB
  во весь рост встали проблемы единства человека с космосом космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. Разум и творчество поднимут человека в космос где со временем изменится его физическая природа он приблизится к высшим организмам.
24122. Основные категории философской онтологии: «бытие», «небытие», «инобытие». Виды бытия 15.11 KB
  Основные категории философской онтологии: бытие небытие инобытие. Одна из первых философских школы которая ввела слово Бытие была школа элеатов. Парменид обращает внимание на такой аспект всякого сущего как бытие. Есть сущее и есть существование этого сущего которое и называют бытием.
24123. Категория «материя». Основные характеристики материи (время, пространство, движение, системность) 15.51 KB
  Основные характеристики материи время пространство движение системность. характеристика материи через основной вопрос мировоззрения а не через понятие вещества или набор его свойств. Существует и другая точка зрения согласно которой нужно отказаться от представления о материи как субстанции гносеологический признак материи. Но важнейшими свойствами являются: пространство; время; движение как способ существования материи.
24124. Категория «дух», «идеальное». Объективная и субъективная реальность 16.14 KB
  Категория дух идеальное. Идеальное в идеалистической традиции понимается как самостоятельное нематериальное начало существующее вне пространства и времени дух идеи. Дух философия философское понятие часто отождествляемое с невещественным началом. Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии.
24125. Основной вопрос философии и классификация философских направлений 15.65 KB
  Основной вопрос философии и классификация философских направлений. Основной вопрос философии метафилософская и историкофилософская концепция в философии марксизма согласно которой основной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи мышления к бытию духа к природе. в философии Зап. неопозитивизм РасселВинтгенштейн Карнап Шлик который отвергая возможность философии как теоретического познания мировоззренческих проблем противопоставляет науку философии сводит задачу философии к...
24126. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии, её основные принципы. Диалектика и метафизика. Диалектика и синергетика 16.66 KB
  Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии её основные принципы. Диалектика и метафизика. Диалектика и синергетика. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии Диалектика такое понимание мира и такой способ мышления при кот.
24127. Исторические типы диалектики. Законы и категории диалектики 17.53 KB
  Диалектика это философское учение о наиболее общих закономерных связях и развитиях. Вершина диалектики учение Гегеля который выделил учение о противоречии как источник развития движения силы развития. В живой материи при процессах развития накопление информации количества переходит в совершенствование качество генетического кода универсализацию и повышение жизнеспособности. Существуют процессы как развития так и деградации переходы как качества в количество так и количества в качество.