74927

Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Решение простых и составных задач на приведение к единице

Конспект урока

Математика и математический анализ

Необходимо например знать сколько топлива необходимо для тракторов. Один трактор за 4 часа израсходовал 24л топлива. Второй трактор за 1 час израсходовал на 2л топлива больше чем первый. Сколько топлива израсходует второй трактор за 8 часов Составление краткой записи.

Русский

2015-01-09

64 KB

5 чел.

С. С. Пилипенко

учитель нач. классов

ОШ №3 г. Краматорска

Донецкой обл.

Математика, 3 класс

Тема: Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Решение

           простых и составных задач на приведение к единице.

Образовательные цели:

  1.  Повторить и закрепить  приёмы устных и письменных вычислений с числами в пределах 1000.
  2.  Закрепить умения учащихся решать простые и составные задачи на метод приведения к единице.
  3.  Совершенствовать навык решения уравнений, умения находить периметр многоугольного участка.
  4.  Осуществлять дифференциальный подход к решению задачи.
  5.  Показать связь обучения математике с жизнью.

Развивающие цели:

  1.  Развивать устные и вычислительные навыки, математическую речь, логическое мышление, самостоятельность, внимание.
  2.  Формировать познавательный интерес, желание преодолевать трудности.

Воспитательные цели:

  1.  Воспитывать интерес к изучению математики, желание помогать родителям, хорошо учиться.
  2.  Воспитывать старательность, аккуратность.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков

                   учащихся.

Оборудование: карточки с печатной основой урока для каждого ученика, картинки на тему «Ранняя весна», «Скворцы»; Чебурашка, тучка, солнышко, капельки дождя с примерами, ведёрце; весёлые человечки, машины, таблицы с краткой записью задач; рисунок с изображением дачного участка, образец написания цифры «2»; рисунок «Звездочёт», медаль «Лучший Математик класса».

Ход урока

  1.  Организационный момент.

Мы уже третий год ведём математическую «икспедицию», где идём не ногами, а головой.

И сегодня мы продолжаем нашу математическую «икспедицию» и записываем в тетрадь дату:

Классная работа

II.  Сообщение темы и задач урока.

На уроке мы проверим наши математические знания и умения по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел». Вы должны знать правила устных и письменных вычислений в пределах 1000 и уметь их применять при решении примеров, уравнений, задач, а так же находить периметр прямоугольного участка.

III.  Минута каллиграфии.

А сейчас переходим к каллиграфическому письму.

Сегодня мы вспомним, как писать цифру 2.

Начнём писать в верхнем правом уголке, ведём до середины  нижней линии и делаем «хвостик».

Составьте и запишите с помощью цифры 2 трёхзначное число. Это число...?

Что вы можете рассказать об этом числе?

Сколько всего сотен? Всего десятков? Всего единиц?

Сколько в числе 222 единиц каждого разряда?

Назовите соседей этого числа?

IV.  Мотивация учебной деятельности.

 Ребята, а какое сейчас время года? Я предлагаю вам побывать в весенней сказке.

Представьте себе, что за высокими горами, глубокими морями, густыми лесами есть удивительная страна – Разных наук. Главная в этой стране царица всех наук – Математика. Чтобы заслужить любовь и доверие царицы надо выполнить все её задания.

V.   Устный счёт.

  Итак, первое задание – игра «Дождик».

Наш добрый друг Чебурашка пошёл гулять. Был солнечный весенний день. Вдруг откуда не возьмись, прилетела синяя тучка, и полился дождь. Вот вам ведёрце. Быстро соберите весь дождик, чтобы Чебурашка не промок. Но для этого надо решить примеры:

520 - 270

700 - 350

350 + 520

          600 - 40

340 + 180

130 + 280

250 + 450

390 - 130

          420 + 80

 

Итог. Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием. Какие же способы устных вычислений вы использовали?

1. Поразрядное сложение и вычитание.

2. Последовательное вычисление.

3. Замена круглых трёхзначных чисел десятками.

VI.  Письменное сложение и вычитание трёхзначных

       чисел с переходом через разряды.

 А теперь, ребята, второе задание «Чья машина?»

В этой сказочной стране живут весёлые человечки. И вот когда выглянуло солнышко, они решили поехать в лес полюбоваться первыми цветами. Все они ездили на разных машинах. Но кто на какой, вам нужно узнать. Решите примеры на карточках, и вы сможете каждого посадить в его машину.

  590             584           608           371

  167             128           485           283

                                                        (757, 456, 123, 654)  

 Взаимопроверка.

Итог.  Молодцы, ребята. Какое же главное правило письменного сложения и вычитания чисел? (Начинаем вычислять с единиц, делаем вычисления по разрядам: единицы с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями).

VII.  Творческое задание.

 А теперь мы испытаем ваши силы.

Третье задание «Испытай свои силы».

Восстановите записанные примеры:

857                      6*5                       *0* 

*2*                      *8*                       3*4 

6*8                      368                       124

  II-III в.                      II-I в.                          I в.

Взаимопроверка.

VIII.  Постановка к решению составных задач.

Четвёртое задание «Встречаем птиц».

 Весной из тёплых стран возвращаются к нам перелётные... (птицы). Первыми прилетают грачи, за ними – скворцы. Птицы поедают много насекомых – вредителей растений. Поэтому люди перед их прилётом развешивают скворечники.

Задача. В школьной мастерской за 1 день ученики сделали 8 скворечников. Сколько скворечников они сделают за 6 дней?

В построенные гнёзда птицы откладывают яйца и высиживают птенцов.

Задача. В 4 гнёздах 40 птенцов. Сколько птенцов в 1 гнезде?

Какая это задача? (Простая.) Какого она типа? (Это задача на приведение к единице.)

Итог. Молодцы! Теперь мы готовы к решению усложнённой составной задачи. Но сначала давайте отдохнём.

Физ. минутка «Буратино».

IX. Решение усложнённой задачи на метод

   приведения к единице.

Пятое задание «Засеваем поле».

Математика приносит огромную пользу людям, которые работают в сельском хозяйстве. Уже частично начались весенне-полевые работы. Необходимо, например, знать, сколько топлива необходимо для тракторов.

Задача. Один трактор за 4 часа израсходовал 24л топлива. Второй трактор за 1 час израсходовал на 2л топлива больше, чем первый. Сколько топлива израсходует второй трактор за 8 часов?

Составление краткой записи.

 Что такое 24л?

 В какую колонку запишем?

 Что такое 4ч? В какую колонку запишем?

 А сколько топлива израсходовал I трактор за 1 час? В какую колонку запишем?

 Что известно о II тракторе?

 Что нужно узнать в задаче? В какую колонку запишем?

Израсходовано топлива за 1 час

Затрачено времени

Всего израсходовано топлива

I тр.

II тр.

Анализ задачи

Ученик I варианта:

  1.  Первый трактор за 4 часа израсходовал 24л топлива. Значит, когда я разделю 24 л на 4 ч, то найду количество топлива израсходованного I трактором за 1 час.
  2.  А так как II трактор за 1 час израсходовал на 2 л больше, чем первый, то к результату 1-го действия прибавлю 2 л и найду количество топлива израсходованного II трактором за 1 час.
  3.  А мне необходимо знать количество топлива израсходованного этим трактором за 8 часов. Значит, результат второго действия нужно умножить на 8.

Решение задачи.

 Решите задачу самостоятельно:

I   вариант – по действиям и выражениям;

II  вариант – по действиям;

III вариант – по приведённому плану.

Проверка.

 Сколько же топлива израсходует II трактор за 8 часов? (64 л)

Взаимопроверка.

Итог. Вот мы решили и составную задачу. Все вы молодцы, хорошо поработали.

 Какого же типа эта задача?

X.  Геометрический материал.

Шестое задание «Помоги родителям»

У Математики есть подруга Геометрия. Она тоже приносит большую пользу людям. Вот, например, ваши родители решили обгородить свой дачный участок прямоугольной формы, длина которого 30 м, а ширина – 10 м. Помогите родителям найти всю длину изгороди.

Что нужно найти? (Периметр участка)

Найдите в тетради периметр дачного участка.

I способ:   P   = 30 + 30 + 10 + 10 = 80 (м)

II способ:  P  = 30 2 + 10 2 = 80 (м)

Итог: Какая же длина этой изгороди?

XI.  Решение уравнений.

Седьмое задание «Имена неизвестных».

 Это задание вам подготовил помощник царицы Математики – Звездочёт-любитель неизвестных планет.

 Укажите имена неизвестных и путь их освобождения.

 Ребята, что же это означает на математическом языке?

(Решить уравнения с объяснением).

470 – х = 330             х + 140 = 300

ХII.  Логические задачи.

  1.  Уменьшаемое на 527 больше вычитаемого. Можно ли найти разность?
  2.  Сколько минут нужно варить яйцо сваренное вкрутую?
  3.  Когда мы смотрим на число 3, а говорим 15?

XIII.  Итог урока.

 Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания.

Царица Математика очень довольна вами и надеется, что сегодня урок принёс вам радость и пользу.

Оценивание. Награждение самого активного участника.

XIV. «Рекламная пауза».

Чтоб водить корабли, в самолётах летать,

Нужно нам всё уметь, нужно нам много знать

И тогда нам всем, юным техникам,

Пригодится арифметика.

Почему корабли по маршруту идут?

Хоть туман и метель закрывает им путь?

Потому, что есть наука кибернетика!

И помощница капитанов Математика! Арифметика!

И чтоб доктором стать, и чтоб в космос слетать-

Нужно, прежде всего, математику знать.

Агрономом у нас тоже можешь ты быть

Урожай для родной Украины растить.

Кто с наукой этой подружиться

Никогда в жизни не заблудиться.

Спасибо за урок.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69068. Основи прив’язки даних 872.5 KB
  Прив’язка даних – це засіб, який дозволяє асоціювати джерело даних з елементом керування з метою автоматичного відображення даних у цьому елементі керування. Ключовою характеристикою прив’язки даних є її декларативний, а не програмний характер.
69069. Користувацькі елементи керування 263 KB
  Він охоплює елементи керування інкапсулює базові HTMLдескриптори і елементи керування що забезпечують багату високорівневу модель такі як календар TreeView і елементи керування даними. Але навіть самий багатий набір елементів керування не в змозі задовольнити потреби кожного розробника.
69070. Крос-платформне програмування 286.5 KB
  Крос-платформність (багатоплатформність) — можливість виконувати програмне забезпечення (ПЗ) без переписування його коду на різних апаратних платформах та під управлінням різних операційних систем (інакше кажучи, на платформах різних ОС).
69071. Компонентна ідеологія 210.54 KB
  Слід зазначити що однією з багатьох важливих переваг компонентноорієнтованого програмування КОП є можливість створення кросплатформного програмного забезпечення. В індустрії програмування технологічні нововведення приходять хвилями кожна з яких проявляється як мода на нові засоби...
69072. Методи створення компонентів. Розробка і збирання компонентів в середовищі MS .Net Framework 52.99 KB
  Офіційно про розробку нової технології було оголошено 13 січня 2000 року. В цей день керівництвом компанії була озвучена нова стратегія, яка отримала назву Next Generation Windows Services (скор. NGWS, укр. Нове покоління служб Windows).
69073. Короткий огляд мови C# 568.5 KB
  Весь виконуваний код C# повинен міститися у класі – у даному випадку класі Program. На відміну від мови C та аналогічних, у C# не можна об’явити глобальну функцію чи змінну. Клас Program міститься у просторі імен DemoApp. При створенні програми в Visual C# простір імен створюється автоматично.
69074. Огляд мови програмування С# (частина 2) Клас та структури 185.5 KB
  В рамках оголошення класу та структури описується безліч змінних різних типів набір данихчленів класу правила породження об’єктів-представників структур і класів їх основні властивості і методи застосування яких забезпечує вирішення задачі.
69075. ТЕХНОЛОГІЯ ADO .NET. ВІД’ЄДНАНІ ОБ’ЄКТИ 76.35 KB
  В попередній лекції ми розглядали роботу з даними через приєднані об’єкти, тобто через постійне з’єднання з джерелом даних. Програма відкривала з’єднання з базою даних і не закривала його принаймні до завершення роботи з джерелом даних. В цей час з’єднання з джерелом підтримувалося постійно.
69076. АРХІТЕКТУРА ТА ПРОЕКТУВАННЯ КОМПОНЕНТНИХ СИСТЕМ 153.12 KB
  У попередніх лекціях ми розглядали створення локальних (автономних) Windows-застосунків. В результаті компіляції і збирання застосунку створювався один програмний компонент у формі збірки. У вигляді локальних застосунків розробляють сервісні програми, системні утиліти...