74927

Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Решение простых и составных задач на приведение к единице

Конспект урока

Математика и математический анализ

Необходимо например знать сколько топлива необходимо для тракторов. Один трактор за 4 часа израсходовал 24л топлива. Второй трактор за 1 час израсходовал на 2л топлива больше чем первый. Сколько топлива израсходует второй трактор за 8 часов Составление краткой записи.

Русский

2015-01-09

64 KB

5 чел.

С. С. Пилипенко

учитель нач. классов

ОШ №3 г. Краматорска

Донецкой обл.

Математика, 3 класс

Тема: Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Решение

           простых и составных задач на приведение к единице.

Образовательные цели:

  1.  Повторить и закрепить  приёмы устных и письменных вычислений с числами в пределах 1000.
  2.  Закрепить умения учащихся решать простые и составные задачи на метод приведения к единице.
  3.  Совершенствовать навык решения уравнений, умения находить периметр многоугольного участка.
  4.  Осуществлять дифференциальный подход к решению задачи.
  5.  Показать связь обучения математике с жизнью.

Развивающие цели:

  1.  Развивать устные и вычислительные навыки, математическую речь, логическое мышление, самостоятельность, внимание.
  2.  Формировать познавательный интерес, желание преодолевать трудности.

Воспитательные цели:

  1.  Воспитывать интерес к изучению математики, желание помогать родителям, хорошо учиться.
  2.  Воспитывать старательность, аккуратность.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков

                   учащихся.

Оборудование: карточки с печатной основой урока для каждого ученика, картинки на тему «Ранняя весна», «Скворцы»; Чебурашка, тучка, солнышко, капельки дождя с примерами, ведёрце; весёлые человечки, машины, таблицы с краткой записью задач; рисунок с изображением дачного участка, образец написания цифры «2»; рисунок «Звездочёт», медаль «Лучший Математик класса».

Ход урока

  1.  Организационный момент.

Мы уже третий год ведём математическую «икспедицию», где идём не ногами, а головой.

И сегодня мы продолжаем нашу математическую «икспедицию» и записываем в тетрадь дату:

Классная работа

II.  Сообщение темы и задач урока.

На уроке мы проверим наши математические знания и умения по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел». Вы должны знать правила устных и письменных вычислений в пределах 1000 и уметь их применять при решении примеров, уравнений, задач, а так же находить периметр прямоугольного участка.

III.  Минута каллиграфии.

А сейчас переходим к каллиграфическому письму.

Сегодня мы вспомним, как писать цифру 2.

Начнём писать в верхнем правом уголке, ведём до середины  нижней линии и делаем «хвостик».

Составьте и запишите с помощью цифры 2 трёхзначное число. Это число...?

Что вы можете рассказать об этом числе?

Сколько всего сотен? Всего десятков? Всего единиц?

Сколько в числе 222 единиц каждого разряда?

Назовите соседей этого числа?

IV.  Мотивация учебной деятельности.

 Ребята, а какое сейчас время года? Я предлагаю вам побывать в весенней сказке.

Представьте себе, что за высокими горами, глубокими морями, густыми лесами есть удивительная страна – Разных наук. Главная в этой стране царица всех наук – Математика. Чтобы заслужить любовь и доверие царицы надо выполнить все её задания.

V.   Устный счёт.

  Итак, первое задание – игра «Дождик».

Наш добрый друг Чебурашка пошёл гулять. Был солнечный весенний день. Вдруг откуда не возьмись, прилетела синяя тучка, и полился дождь. Вот вам ведёрце. Быстро соберите весь дождик, чтобы Чебурашка не промок. Но для этого надо решить примеры:

520 - 270

700 - 350

350 + 520

          600 - 40

340 + 180

130 + 280

250 + 450

390 - 130

          420 + 80

 

Итог. Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием. Какие же способы устных вычислений вы использовали?

1. Поразрядное сложение и вычитание.

2. Последовательное вычисление.

3. Замена круглых трёхзначных чисел десятками.

VI.  Письменное сложение и вычитание трёхзначных

       чисел с переходом через разряды.

 А теперь, ребята, второе задание «Чья машина?»

В этой сказочной стране живут весёлые человечки. И вот когда выглянуло солнышко, они решили поехать в лес полюбоваться первыми цветами. Все они ездили на разных машинах. Но кто на какой, вам нужно узнать. Решите примеры на карточках, и вы сможете каждого посадить в его машину.

  590             584           608           371

  167             128           485           283

                                                        (757, 456, 123, 654)  

 Взаимопроверка.

Итог.  Молодцы, ребята. Какое же главное правило письменного сложения и вычитания чисел? (Начинаем вычислять с единиц, делаем вычисления по разрядам: единицы с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями).

VII.  Творческое задание.

 А теперь мы испытаем ваши силы.

Третье задание «Испытай свои силы».

Восстановите записанные примеры:

857                      6*5                       *0* 

*2*                      *8*                       3*4 

6*8                      368                       124

  II-III в.                      II-I в.                          I в.

Взаимопроверка.

VIII.  Постановка к решению составных задач.

Четвёртое задание «Встречаем птиц».

 Весной из тёплых стран возвращаются к нам перелётные... (птицы). Первыми прилетают грачи, за ними – скворцы. Птицы поедают много насекомых – вредителей растений. Поэтому люди перед их прилётом развешивают скворечники.

Задача. В школьной мастерской за 1 день ученики сделали 8 скворечников. Сколько скворечников они сделают за 6 дней?

В построенные гнёзда птицы откладывают яйца и высиживают птенцов.

Задача. В 4 гнёздах 40 птенцов. Сколько птенцов в 1 гнезде?

Какая это задача? (Простая.) Какого она типа? (Это задача на приведение к единице.)

Итог. Молодцы! Теперь мы готовы к решению усложнённой составной задачи. Но сначала давайте отдохнём.

Физ. минутка «Буратино».

IX. Решение усложнённой задачи на метод

   приведения к единице.

Пятое задание «Засеваем поле».

Математика приносит огромную пользу людям, которые работают в сельском хозяйстве. Уже частично начались весенне-полевые работы. Необходимо, например, знать, сколько топлива необходимо для тракторов.

Задача. Один трактор за 4 часа израсходовал 24л топлива. Второй трактор за 1 час израсходовал на 2л топлива больше, чем первый. Сколько топлива израсходует второй трактор за 8 часов?

Составление краткой записи.

 Что такое 24л?

 В какую колонку запишем?

 Что такое 4ч? В какую колонку запишем?

 А сколько топлива израсходовал I трактор за 1 час? В какую колонку запишем?

 Что известно о II тракторе?

 Что нужно узнать в задаче? В какую колонку запишем?

Израсходовано топлива за 1 час

Затрачено времени

Всего израсходовано топлива

I тр.

II тр.

Анализ задачи

Ученик I варианта:

  1.  Первый трактор за 4 часа израсходовал 24л топлива. Значит, когда я разделю 24 л на 4 ч, то найду количество топлива израсходованного I трактором за 1 час.
  2.  А так как II трактор за 1 час израсходовал на 2 л больше, чем первый, то к результату 1-го действия прибавлю 2 л и найду количество топлива израсходованного II трактором за 1 час.
  3.  А мне необходимо знать количество топлива израсходованного этим трактором за 8 часов. Значит, результат второго действия нужно умножить на 8.

Решение задачи.

 Решите задачу самостоятельно:

I   вариант – по действиям и выражениям;

II  вариант – по действиям;

III вариант – по приведённому плану.

Проверка.

 Сколько же топлива израсходует II трактор за 8 часов? (64 л)

Взаимопроверка.

Итог. Вот мы решили и составную задачу. Все вы молодцы, хорошо поработали.

 Какого же типа эта задача?

X.  Геометрический материал.

Шестое задание «Помоги родителям»

У Математики есть подруга Геометрия. Она тоже приносит большую пользу людям. Вот, например, ваши родители решили обгородить свой дачный участок прямоугольной формы, длина которого 30 м, а ширина – 10 м. Помогите родителям найти всю длину изгороди.

Что нужно найти? (Периметр участка)

Найдите в тетради периметр дачного участка.

I способ:   P   = 30 + 30 + 10 + 10 = 80 (м)

II способ:  P  = 30 2 + 10 2 = 80 (м)

Итог: Какая же длина этой изгороди?

XI.  Решение уравнений.

Седьмое задание «Имена неизвестных».

 Это задание вам подготовил помощник царицы Математики – Звездочёт-любитель неизвестных планет.

 Укажите имена неизвестных и путь их освобождения.

 Ребята, что же это означает на математическом языке?

(Решить уравнения с объяснением).

470 – х = 330             х + 140 = 300

ХII.  Логические задачи.

  1.  Уменьшаемое на 527 больше вычитаемого. Можно ли найти разность?
  2.  Сколько минут нужно варить яйцо сваренное вкрутую?
  3.  Когда мы смотрим на число 3, а говорим 15?

XIII.  Итог урока.

 Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания.

Царица Математика очень довольна вами и надеется, что сегодня урок принёс вам радость и пользу.

Оценивание. Награждение самого активного участника.

XIV. «Рекламная пауза».

Чтоб водить корабли, в самолётах летать,

Нужно нам всё уметь, нужно нам много знать

И тогда нам всем, юным техникам,

Пригодится арифметика.

Почему корабли по маршруту идут?

Хоть туман и метель закрывает им путь?

Потому, что есть наука кибернетика!

И помощница капитанов Математика! Арифметика!

И чтоб доктором стать, и чтоб в космос слетать-

Нужно, прежде всего, математику знать.

Агрономом у нас тоже можешь ты быть

Урожай для родной Украины растить.

Кто с наукой этой подружиться

Никогда в жизни не заблудиться.

Спасибо за урок.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23815. Рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» 20.25 KB
  Вспомним содержание произведения ответив на вопросы кроссворда у каждого на парте Учитель Читает вопросы: Как зовут мальчика Что было в руке у старика Как зовут девочку Кто пекла пирожки На чем сидел старик в начале рассказа Кого попросил Павлик чтобы его взяли кататься на лодке Где Павлик нашел бабушку Что пекла бабушка На чем чертил старик зонтиком Что попросил Павлик у Лены На чем хотел покататься Павлик Куда положил Павлик руку когда попросил брата взять его покататься Как назвал старика Павлик Какое...
23816. Рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» 21.54 KB
  Осеевой Волшебное слово. Осеевой Волшебное слово Задачи: 1. Для того чтобы узнать какая тема будет сегодня у нас на уроке вам нужно составить правильные словосочетания: сказка настольная лампа волшебное слово интересная Обратите внимание какое слово во втором столбике не может сочетаться с другими словами С каким словом оно сочетается Так называется произведение которое мы сегодня будем изучать на уроке. Увлекательные истории цикла рассказов Волшебное слово очень нравились детям.
23817. В. Осеева «Волшебное слово» 49.5 KB
  Осеева Волшебное слово УМК Школа России Л. сказка деревянная палочка красивый лампа интересная слово настольная цветок волшебное Стрелкой соедините слова связанные по смыслу. Слайд 3 Какое словосочетание здесь лишнее Почему Слайд 4 Можем ли мы употребить слово волшебное с другими славами из первого столбика Что у...
23818. В. Осеева « Волшебное слово». 267.17 KB
  Карточки с пословицами карточки с вежливыми словами выставка книг о вежливости мяч карточки с названиями частей плана учебник портрет В. словарь Ожегова кроссворд Ход урока. Как вы понимаете эти слова Волшебное доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту поможет улучшить наше настроение. Словарь вежливых слов Растает даже ледяная глыба от слова теплого СПАСИБО.
23819. Урок чтения лирического произведения и коллективного анализа 19.02 KB
  Дата: 19 февраля Класс: 2 Тема: Тип урока: урок чтения лирического произведения и коллективного анализа ФОУД: фронтальная Технология: традиционная Оборудование: учебник Литературное чтение Канакина 2кл. Вы любите зиму Почему Почему мы рады весне Прочитаем еще раз стихотворение: чтение 1 –го четверостишия Найдите рифмующиеся слова злится стучится подберите синоним к слову не даром не зря Какой героине вы больше сопереживаете весне чтение 2 четверостя Кто помогает весне Как вы понимаете значение слова трезвон чтение...
23820. Рассказ В. Осеевой «Почему?» 17.22 KB
  Класс: 2 Тема: Рассказ В. Дидактическая цель: создать условия для восприятия рассказа В.Образовательные: познакомить с произведением отрабатывать умение формулировать главную мысль и тему рассказа совершенствовать навык правильного осознанного чтения 2. Воспитательные: воспитывать моральные качества воспитывать наблюдательность воспитывать интерес к рассказу как к жанру Ход урока: этапы деятельность учителя деятельн.
23821. Спроектував програмний додаток, за допомогою якого можна проводити тестування знань в області міжнародних відносин 112 KB
  По завершенню ви можете переглянути остаточний результат Правила Label1. У якому році було засновано ООН Label2. у 1945 Label3. у 1946 Label4.
23822. Прикладна інформатика 334.5 KB
  030400 – міжнародна інформація напрямку 0304 – міжнародні відносини і має за мету надати студентам комплекс сучасних знань для розробки алгоритмів розв'язання задач та створювання власних додатків з використанням мови програмування Visual Basic та сучасних підходів зі створення гіпертекстових документів з використання мови HTML та поширення їх у всесвітній інформаційній мережі Інтернет. Предметом вивчення навчальної дисципліни Прикладна інформатика є: сучасні технології створення Windowsдодатків для розв'язання задач та технології створення...
23823. Вирази та функції 50 KB
  5 демонструє роботу даного додатка перебування значення річного приросту при відомих значеннях числа виплат24 суми кредиту 120000 і величини щомісячної виплати 6000 Вікно робочого додатка Кредит: Програмний код для цього додатка: Dim r As Single n As Integer v As Currency p As Currency Private Sub Command1_Click r = ValText1.Text n = ValText2.Text v = ValText3.Text r = r 1200 p = Pmtr n v Text4.