7493

Немецкая классическая философия, взгляды философов классиков

Лекция

Логика и философия

Немецкая классическая философия Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической философии. Родился и прожил всю жизнь в Кенигсберге (Калининград) - центр Восточной Пруссии. В 1745 г. Кант закончил Университет. После...

Русский

2015-01-16

54 KB

4 чел.

Немецкая классическая философия

Иммануил Кант (1724 – 1804) - родоначальник немецкой классической философии.

Родился и прожил всю жизнь  в Кенигсберге (Калининград) – центр Восточной Пруссии.

В 1745 г. Кант закончил Университет. После этого работал домашним учителем и параллельно занимался своими научными разработками. С 1755 г.  был доцентом, а с 1770 г.  – профессором университета.

Его творчество можно разделить на два периода:

- «докритический период» (до 1770 г.)

- «критический период» (после 1770 г.).

1) Докритический период

Кант признавал возможным умозрительное познание сути вещей. В этот же период он разрабатывает гипотезу об образовании планетной системы из «туманности», из облака диффузионного вещества. На сегодняшний день эта теория не опровергнута. В этих взглядах Кант тяготеет к материализму.

21) Критический период

«Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» (1788 г) и «Критика способности суждения» (1790). В этот период Кант переходит к позиции агностицизма.

Кант утверждает невозможность умозрительно познать сущность вещей.

Каждая вещь  - это «вещь в себе». При этом Кант считает, что эмпирическое познание (с помощью органов чувств) постоянно расширяется.

 В этот период Кант вводит понятие трансцендентный , т.е.  за пределами разума.

Кант различает чувственное познание, рассудок и разум (творческое осмысление)

К понятиям пространство и время Кант относился, как к априорным, т.е. независящим от опыта.

Современное представление философии о пространстве и времени.

Пространство – протяженность и месторасположенность объектов мира. Характеризуется трехмерностью, бесконечностью.

Время – продолжительность и последовательность существования объектов мира. Время вечно, необратимо, непрерывно, текуче.

Пространство, время, движение –  это атрибуты материи, которые непрерывно связаны между собой. Эта взаимосвязь отражена в теории относительности ( при увеличении скорости эти характеристики уменьшаются)

Пространство – есть Евклидова геометрия, а есть геометрия Лобачевского(вогнутость и сферичность)

Кант вводит понятие антиномия разума

Антиномия – это утверждение, состоящее из двух частей, которые одинаково доказуемы. «Мир конечен и не имеет пределов» – диалектика Канта.

На основе критики теории разума Кант разработал этику.

Вслед за Руссо Кант считает, что личность не при каких условиях не может быть средством для достижения чего-либо, личность может быть только целью

Кант считает, что каждый человек должен следовать категорическому императиву – внутреннему повелению, основанному на нравственном законе. Человек поступает  морально только в том случае, если он действует осознанно в соответствии с нравственным законом, долгом. Если человек совершает поступок из склонности, например, спасает родственника - это поступок легальный.   Если человек спасает своего врага – это поступок нравственный.

С точки зрения Канта этика – это учение о должном.

«Две вещи наполняют душу всегда новым и всегда более сильным удивлением и благоговением, и чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них  - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Кант также занимался проблемами эстетики. Он дал определение прекрасного  – «это незаинтересованное удовольствие».

Анализируя развитие общества , Кант отмечает роль противоречий в этом процессе. Все противоречия нужно преодолевать мирным путем. В том числе и противоречия между государствами.

Послекантовский идеализм

В начале XIX в. происходит разделение бытия на мир природы, который изучается естественно – научным методом и мир человека, который изучается культурно – историческим методом.

Это разделение снимает противоречия истинного и ложного в оценке явлений в историческом аспекте.

XIX в. становится веком истории

Одним из представителей этой эпохи был И Фихте (1762 – 1814 гг.) – занимался изучением процесса познания и самопознания человека.

Он считал. Что человек должен быть деятельным и активен, поэтому ему принадлежат девизы: «Я есть я», «Будь!».

Основа познания – деятельность. Человеческое «я» постоянно развивается, преодолевая препятствия – в этом его диалектика.

Существует «я» индивидуальное, эмпирическое и «я» абсолютное, которое связано с бесконечной деятельностью. «Я» эмпирическое постоянно стремится к «я» абсолютному, но не достигает его.

Есть понятие, мы - это самосознания народа (немецкого).

Развитие самосознания должно идти так же, как у отдельной личности.

Он выступает как идеолог объединенной  Германии, т.к. в то время было разделение на княжества.

Но объединение происходит намного позже  - лишь в 1871 г.

Фр. Шеллинг (1762 – 1814 гг.) внес вклад в развитие диалектики; рассматривал природные процессы как продукт взаимодействия противоположностей.

Считал, что неорганические процессы являются подготовкой для возникновения органических процессов.

Особенность взглядов:

В целом Шеллинг представлял мир природы (мир явлений) и мир свободы (мир умопостигаемый). Обе сферы развиваются из единого начала. Возникновение многообразного из единого – это творческий акт - предмет постижения иррациональной, интеллектуальной интуиции.

Философия не наука, а искусство.

Оппонентом Шеллинга был Георг Гегель (1770 – 1831 гг.).

С 1818 сбыл профессором Берлинского университета.

Гегель отрицал интеллектуальную интуицию Шеллинга и считал, что абсолютно все может быть предметом рационального познания инструментом которого является логическое мышление, оперирующее понятиями.

Гегель разрабатывал свою философскую систему, основу  которой он излагает в «Науке логики» и в «Феноменологии духа».

Философская система Гегеля опирается на абсолютную идею или абсолютный дух, которая находится в постоянном развитии через развитие множества понятий (это саморазвивающаяся идея).

Второй уровень философской системы - природа является воплощением соответствующих саморазвивающихся понятий.

Природа сама по себе не развивается.

Третий уровень – мыслящая  сама себя идея – человек, который может рационально осмыслить и саму абсолютную идею.

Философская система Гегеля основана на объективном идеализме и пронизана диалектикой (идеей развития).

Гегель внес большой вклад в развитие диалектики, разработал многие категории диалектики и сформулировал законы диалектики.

Законы диалектики позволяют разобраться в причинах развития, в его механизме и увидеть тенденции его развития (почему, как и в каком направлении).

  1.  Закон единства и взаимодействия противоположностей. Он помогает увидеть причину развития движения . Проявление действия закона в неживой природе (магнит, атом, реакция соединения и распада, силы притяжения и отталкивания). Проявление действия закона в живой природе (жизнь организма связана с обменом веществ, который представляет собой противоположные процессы – (ассимиляции и диссимиляция), (наследственность и изменчивость). Проявление действия закона в жизни общества – семья,  социальные группы и классы. Примеры в области познания – процесс познания – от незнания к знанию.
  2.  Закон перехода количественных изменений в качественные.
    Он позволяет выяснить механизм развития, как происходит развитие.

Примеры в неживой природе – вода при изменении температуры меняет свое агрегатное состояние

лед (0 град С) жидкость (100 град С)пар

Качество – это свойство предмета или явления, которое позволяет отличить его от других предметов или явлений.

Количество – это свойство, характеризующее объем, величину предметов или интенсивность явлений.

Мера  - это период, когда количественные изменения не приводят к появлению нового качества.

Скачок – момент перехода из одного качества в другое

Li 3) 2) 1         Be4  ) 2) 2   ……..      Ne10  ) 2)8           

Na11) 2)8)1

Примеры в живой природе – развитие организмов (развитие лягушки, зерна и т.д.).

Примеры в обществе – развитие производственных сил влияет на изменения в обществе; при переходе от феодализма к капитализму 5 мануфактур не влияют на изменение общества, а десятки и сотни влияют.

Примеры в области познания – навыки формируются благодаря упражнениям, повторяемым в определенном количестве (роль количественных факторов в изучении иностранных языков);

  1.  Закон отрицания отрицания.
    выявляет тенденции развития. Развитие происходит от простого к  сложному, по спирали, когда следующий виток шире и совершеннее предыдущего. В развитии существует преемственность.


Примеры в неживой природеLi m+              Ne – газ - 

 Nam  -(-)=+   

Примеры в живой природе – зерно(+), зерна нет (-), колосок с зернами (+)

Примеры в жизни общества – Дедушки, бабушки – родители  - дети

старшее поколение – среднее - младшее

Часто генетическая информация передается через поколение (внешние данные черты характера). В развитии моды тоже можно увидеть закон отрицания отрицания: новое  - это забытое старое.

Знание законов диалектики помогает анализировать мир.

Антропологический материализм  Людвига  Фейербаха.

  Л.Фейербах (1804 - 1872) учился в Берлинском университете, слушал лекции Г. Гегеля, а затем преподавал курс «Философская система  Гегеля». В 1830 году он анонимно опубликовал  книгу  «Мысли о смерти и бессмертии»,в которой утверждал, что душа смертна, а это противоречило  официальной идеологии. Власти, установив авторство, лишают Фейербаха права преподавания. Фейербах продолжает заниматься историей философии, в частности историей материализма и атеизма. В 1839 году Фейербах пишет работу «К критике философии Гегеля», где критикует идеалистические воззрения Гегеля, но вместе с идеализмом отбрасывает и диалектику.  В 1841 году Фейербах написал работу «Сущность христианства». В этой работе главной причиной существования религии он называет плохие жизненные условия, что заставляет верить в загробную жизнь. Он утверждает, что  религия превращает  бога из творения человека в его творца. «Мыслимое бытие не есть действительное бытие». В 1843 году Фейербах пишет работу «Основные положения философии будущего». В центре внимания философии Фейербаха - человек, поэтому его философию называют  антропологическим материализмом. Фейербах утверждает, что природа есть причина самой себя, но при этом его материализм остается метафизическим - он не видит внутренних причин  развития, так как отверг диалектику Гегеля. Фейербах создает свое этическое учение. В основе его этики лежит принцип любви к ближнему, он считает, что люди должны относиться друг к другу как к самым близким друзьям. Эти отношения он выражает как отношения  «Я» и «Ты». Стремление к счастью, по мнению Фейербаха, недосягаемо вне человеческого единения. Учение Фейербаха пронизано  гуманизмом, но оно утопично.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35070. Наследственные аномалии сельскохозяйственных животных 203 KB
  4 Аномалии сельскохозяйственных животных обусловленные мутациями генов6 Аномалии у крупного рогатого скота.6 Аномалии у свиней8 Аномалии у лошадей.9 Аномалии у овец.
35071. ИСКУССТВО ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА. Как оценить человека за час 995 KB
  Как же узнать кто из них соответствует этому определению а кто нет Существует множество подходов к подбору и оценке персонала и автор директор по персоналу компании Johnson Johnson рассматривает большинство из них. В последнее время все чаще появляются статьи о том что при оценке инвестиционных рисков и при определении рыночной стоимости компании анализируется команда: в ряде случаев только топменеджеры в ряде случаев команда полностью. В ситуации когда в компании нет специалиста отдела персонала никто не владеет приемами...
35072. s, p, d-элементы, имеющие биологическое значение 100.44 KB
  Na получают электролизом расплава хлорида натрия NaCl, с добавлением NаСl2, КСl и NaF для снижения температуры плавления электролита до 600°C. Аноды изготовлены из графита, катоды — из меди или железа. Электролиз расплава проводят в стальном электролизере с диафрагмой. Параллельно с Na электролизом получают Cl2
35073. Теория государства и права. Сборник статей 2.92 MB
  и права является как бы деятельностью второго порядка – способом методом регуляции. Матузов вслед за многими другими авторами в своей работе призывает разграничивать понятия правовая коллизия и правовой конфликт указывая на то что конфликт – это противоречие между людьми в отличие от коллизий представляющих собой противоречия между нормами права способные служить причиной поводом для конфликта. Она появилась еще во времена зарождения самого права.
35074. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА 2.48 MB
  В ней рассмотрены основные концепции и психологические аспекты мотивации труда методы стимулирования работников и мотивационные ресурсы управления организацией. Исследования мотивации труда проведенные автором на предприятиях различных форм собственности и сфер деятельности позволили ему предложить новую систему диагностики мотивации труда работников. Они позволят руководителям выбрать из многообразия ресурсов методов и схем управления наиболее близкую для себя систему формирования мотивационного механизма и учтя специфические...
35075. СПРАВОЧНИК ПО ОТДЕЛКЕ МЕБЕЛИ 6.11 MB
  При первом способе необходимое по расчету количество красителя 01 – 05 к массе лака рабочей вязкости предварительно растворяют в растворителе. Некоторые красители изменяют цвет под действием перекисных соединений содержащихся в полиэфирных лаках [43]. Ее изготовляют из суховальцованных паст СВП спирторастворимых красителей и нитролака. Грунтовку НЦ – 0140 можно применять при отделке как полиэфирными так и нитроцеллюлозными лаками.
35076. Экономическое содержание налогов 33.93 KB
  а Государство и налоги б Влияние налогов на экономику и социальную жизнь . Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. В разные времена и в разных странах налоги собирались различными способами. По этой причине налоги в истории всегда ассоциировались с несправедливостью.
35077. Змішана економіка та її типи 229 KB
  Змішана економіка та її типи План Сутність і ознаки змішаної економікиумови і принципи виникнення. Особливості становлення ринкової економіки в Україні. Моделі і шляхи переходу до ринкової економіки. Сутність і ознаки змішаної економікиумови і принципи виникнення.
35078. Франчайзинг, проблемы его развития в России 216.5 KB
  Развитие франчайзинга как системы организации бизнеса насчитывает уже полтора века с тех пор когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин. В России интерес к этому экономическому инструменту возродился около двадцати лет назад когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем отечественных и с участием иностранного капитала. Однако надежды на быстрое развитие франчайзинга не оправдались. В 2011 году когда российское правительство делает упор на развитие инновационных идей и переходу от поставщика...