7493

Немецкая классическая философия, взгляды философов классиков

Лекция

Логика и философия

Немецкая классическая философия Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической философии. Родился и прожил всю жизнь в Кенигсберге (Калининград) - центр Восточной Пруссии. В 1745 г. Кант закончил Университет. После...

Русский

2015-01-16

54 KB

4 чел.

Немецкая классическая философия

Иммануил Кант (1724 – 1804) - родоначальник немецкой классической философии.

Родился и прожил всю жизнь  в Кенигсберге (Калининград) – центр Восточной Пруссии.

В 1745 г. Кант закончил Университет. После этого работал домашним учителем и параллельно занимался своими научными разработками. С 1755 г.  был доцентом, а с 1770 г.  – профессором университета.

Его творчество можно разделить на два периода:

- «докритический период» (до 1770 г.)

- «критический период» (после 1770 г.).

1) Докритический период

Кант признавал возможным умозрительное познание сути вещей. В этот же период он разрабатывает гипотезу об образовании планетной системы из «туманности», из облака диффузионного вещества. На сегодняшний день эта теория не опровергнута. В этих взглядах Кант тяготеет к материализму.

21) Критический период

«Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» (1788 г) и «Критика способности суждения» (1790). В этот период Кант переходит к позиции агностицизма.

Кант утверждает невозможность умозрительно познать сущность вещей.

Каждая вещь  - это «вещь в себе». При этом Кант считает, что эмпирическое познание (с помощью органов чувств) постоянно расширяется.

 В этот период Кант вводит понятие трансцендентный , т.е.  за пределами разума.

Кант различает чувственное познание, рассудок и разум (творческое осмысление)

К понятиям пространство и время Кант относился, как к априорным, т.е. независящим от опыта.

Современное представление философии о пространстве и времени.

Пространство – протяженность и месторасположенность объектов мира. Характеризуется трехмерностью, бесконечностью.

Время – продолжительность и последовательность существования объектов мира. Время вечно, необратимо, непрерывно, текуче.

Пространство, время, движение –  это атрибуты материи, которые непрерывно связаны между собой. Эта взаимосвязь отражена в теории относительности ( при увеличении скорости эти характеристики уменьшаются)

Пространство – есть Евклидова геометрия, а есть геометрия Лобачевского(вогнутость и сферичность)

Кант вводит понятие антиномия разума

Антиномия – это утверждение, состоящее из двух частей, которые одинаково доказуемы. «Мир конечен и не имеет пределов» – диалектика Канта.

На основе критики теории разума Кант разработал этику.

Вслед за Руссо Кант считает, что личность не при каких условиях не может быть средством для достижения чего-либо, личность может быть только целью

Кант считает, что каждый человек должен следовать категорическому императиву – внутреннему повелению, основанному на нравственном законе. Человек поступает  морально только в том случае, если он действует осознанно в соответствии с нравственным законом, долгом. Если человек совершает поступок из склонности, например, спасает родственника - это поступок легальный.   Если человек спасает своего врага – это поступок нравственный.

С точки зрения Канта этика – это учение о должном.

«Две вещи наполняют душу всегда новым и всегда более сильным удивлением и благоговением, и чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них  - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Кант также занимался проблемами эстетики. Он дал определение прекрасного  – «это незаинтересованное удовольствие».

Анализируя развитие общества , Кант отмечает роль противоречий в этом процессе. Все противоречия нужно преодолевать мирным путем. В том числе и противоречия между государствами.

Послекантовский идеализм

В начале XIX в. происходит разделение бытия на мир природы, который изучается естественно – научным методом и мир человека, который изучается культурно – историческим методом.

Это разделение снимает противоречия истинного и ложного в оценке явлений в историческом аспекте.

XIX в. становится веком истории

Одним из представителей этой эпохи был И Фихте (1762 – 1814 гг.) – занимался изучением процесса познания и самопознания человека.

Он считал. Что человек должен быть деятельным и активен, поэтому ему принадлежат девизы: «Я есть я», «Будь!».

Основа познания – деятельность. Человеческое «я» постоянно развивается, преодолевая препятствия – в этом его диалектика.

Существует «я» индивидуальное, эмпирическое и «я» абсолютное, которое связано с бесконечной деятельностью. «Я» эмпирическое постоянно стремится к «я» абсолютному, но не достигает его.

Есть понятие, мы - это самосознания народа (немецкого).

Развитие самосознания должно идти так же, как у отдельной личности.

Он выступает как идеолог объединенной  Германии, т.к. в то время было разделение на княжества.

Но объединение происходит намного позже  - лишь в 1871 г.

Фр. Шеллинг (1762 – 1814 гг.) внес вклад в развитие диалектики; рассматривал природные процессы как продукт взаимодействия противоположностей.

Считал, что неорганические процессы являются подготовкой для возникновения органических процессов.

Особенность взглядов:

В целом Шеллинг представлял мир природы (мир явлений) и мир свободы (мир умопостигаемый). Обе сферы развиваются из единого начала. Возникновение многообразного из единого – это творческий акт - предмет постижения иррациональной, интеллектуальной интуиции.

Философия не наука, а искусство.

Оппонентом Шеллинга был Георг Гегель (1770 – 1831 гг.).

С 1818 сбыл профессором Берлинского университета.

Гегель отрицал интеллектуальную интуицию Шеллинга и считал, что абсолютно все может быть предметом рационального познания инструментом которого является логическое мышление, оперирующее понятиями.

Гегель разрабатывал свою философскую систему, основу  которой он излагает в «Науке логики» и в «Феноменологии духа».

Философская система Гегеля опирается на абсолютную идею или абсолютный дух, которая находится в постоянном развитии через развитие множества понятий (это саморазвивающаяся идея).

Второй уровень философской системы - природа является воплощением соответствующих саморазвивающихся понятий.

Природа сама по себе не развивается.

Третий уровень – мыслящая  сама себя идея – человек, который может рационально осмыслить и саму абсолютную идею.

Философская система Гегеля основана на объективном идеализме и пронизана диалектикой (идеей развития).

Гегель внес большой вклад в развитие диалектики, разработал многие категории диалектики и сформулировал законы диалектики.

Законы диалектики позволяют разобраться в причинах развития, в его механизме и увидеть тенденции его развития (почему, как и в каком направлении).

  1.  Закон единства и взаимодействия противоположностей. Он помогает увидеть причину развития движения . Проявление действия закона в неживой природе (магнит, атом, реакция соединения и распада, силы притяжения и отталкивания). Проявление действия закона в живой природе (жизнь организма связана с обменом веществ, который представляет собой противоположные процессы – (ассимиляции и диссимиляция), (наследственность и изменчивость). Проявление действия закона в жизни общества – семья,  социальные группы и классы. Примеры в области познания – процесс познания – от незнания к знанию.
  2.  Закон перехода количественных изменений в качественные.
    Он позволяет выяснить механизм развития, как происходит развитие.

Примеры в неживой природе – вода при изменении температуры меняет свое агрегатное состояние

лед (0 град С) жидкость (100 град С)пар

Качество – это свойство предмета или явления, которое позволяет отличить его от других предметов или явлений.

Количество – это свойство, характеризующее объем, величину предметов или интенсивность явлений.

Мера  - это период, когда количественные изменения не приводят к появлению нового качества.

Скачок – момент перехода из одного качества в другое

Li 3) 2) 1         Be4  ) 2) 2   ……..      Ne10  ) 2)8           

Na11) 2)8)1

Примеры в живой природе – развитие организмов (развитие лягушки, зерна и т.д.).

Примеры в обществе – развитие производственных сил влияет на изменения в обществе; при переходе от феодализма к капитализму 5 мануфактур не влияют на изменение общества, а десятки и сотни влияют.

Примеры в области познания – навыки формируются благодаря упражнениям, повторяемым в определенном количестве (роль количественных факторов в изучении иностранных языков);

  1.  Закон отрицания отрицания.
    выявляет тенденции развития. Развитие происходит от простого к  сложному, по спирали, когда следующий виток шире и совершеннее предыдущего. В развитии существует преемственность.


Примеры в неживой природеLi m+              Ne – газ - 

 Nam  -(-)=+   

Примеры в живой природе – зерно(+), зерна нет (-), колосок с зернами (+)

Примеры в жизни общества – Дедушки, бабушки – родители  - дети

старшее поколение – среднее - младшее

Часто генетическая информация передается через поколение (внешние данные черты характера). В развитии моды тоже можно увидеть закон отрицания отрицания: новое  - это забытое старое.

Знание законов диалектики помогает анализировать мир.

Антропологический материализм  Людвига  Фейербаха.

  Л.Фейербах (1804 - 1872) учился в Берлинском университете, слушал лекции Г. Гегеля, а затем преподавал курс «Философская система  Гегеля». В 1830 году он анонимно опубликовал  книгу  «Мысли о смерти и бессмертии»,в которой утверждал, что душа смертна, а это противоречило  официальной идеологии. Власти, установив авторство, лишают Фейербаха права преподавания. Фейербах продолжает заниматься историей философии, в частности историей материализма и атеизма. В 1839 году Фейербах пишет работу «К критике философии Гегеля», где критикует идеалистические воззрения Гегеля, но вместе с идеализмом отбрасывает и диалектику.  В 1841 году Фейербах написал работу «Сущность христианства». В этой работе главной причиной существования религии он называет плохие жизненные условия, что заставляет верить в загробную жизнь. Он утверждает, что  религия превращает  бога из творения человека в его творца. «Мыслимое бытие не есть действительное бытие». В 1843 году Фейербах пишет работу «Основные положения философии будущего». В центре внимания философии Фейербаха - человек, поэтому его философию называют  антропологическим материализмом. Фейербах утверждает, что природа есть причина самой себя, но при этом его материализм остается метафизическим - он не видит внутренних причин  развития, так как отверг диалектику Гегеля. Фейербах создает свое этическое учение. В основе его этики лежит принцип любви к ближнему, он считает, что люди должны относиться друг к другу как к самым близким друзьям. Эти отношения он выражает как отношения  «Я» и «Ты». Стремление к счастью, по мнению Фейербаха, недосягаемо вне человеческого единения. Учение Фейербаха пронизано  гуманизмом, но оно утопично.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32148. Задачи и функции подразделения стратегического развития 31 KB
  Перед отделом стратегического развития который должен функционировать на постоянной профессиональной основе стоят две главные задачи: Сведение всех стратегических наработок произведенную в первую очередь самим отделом а также другими по разделениями Организации в заданные определенным форматом проекты решений. Проекты в установление порядке представляются отделом в органы управления организации которые уполномочены принимать соответствующие стратегические решения. В большинстве организаций такими органами управления являются:...
32149. Стратегическая карта и стратегические темы ССП 29 KB
  Эти цели содержат в себе детальное отображение различных аспектов стратегии. Каплан и Нортон рассматривают следующие аспекты: Четкое формулирование стратегии Передачу стратегии внутрь всей компании Согласование стратегии компании с целями персонала Связывание целей с годовым бюджетом Идентификацию и согласование стратегических инициатив Выполнение регулярных проверок с помощью обратной связи и необходимых корректировок стратегии В рамках ССП необходимо различать показатели которые измеряют достигнутые результаты и показатели...
32150. Базовые элементы построения стратегии по Портеру 24.5 KB
  Портер 1985 выделяет три ключевые общие стратегии: лидерство по затратам ндивидуализация и фокусирование. Лидерство по затратам. Жесткий контроль над затратами и накладными расходами сведение до минимума расходов в таких областях как исследования и разработки реклама и т. Стратегия лидерства по затратам часто создает прочную основу для конкуренции в отрасли.
32151. Стратегический переход от экономики производства к экономике знаний 28 KB
  Превращение науки в непосредственную производительную силу отмеченное в начале 1960х гг. На смену экономики фабричных труб когда преобладало массовое производство пришла экономика основанная на интеллектуальном труде человеческом капитале. Появление всемирной электронной рулетки когда реальные инвестиции подменяются спекуляцией когда человеческие ресурсы отвлекаются на бесплодные биржевые игры не может позитивно влиять на развитие мировой экономики. Касаясь вопросов связанных с...
32152. СУ в системе менеджмента 100.5 KB
  Конечная цель системы менеджмента выполнение миссии организации. Миссия это наиболее общая цель организации как конкурентоспособной структуры представленная в наиболее общей форме и четко выражающая основную причину существования организации. Стратегия корпорации это деловая концепция организации на заданную стратегическую перспективу представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий которые способны реализовать данную концепцию и обеспечить организации конкурентные преимущества в достижении целей.
32153. Конкурентные преимущества. Базовые конкурентные стратегии 32.5 KB
  Конкурентные преимущества. Базовые конкурентные стратегии Конкретную рыночную позицию организации определяет ее конкурентные преимущества. Портеру конкурентные преимущества делятся на два основных вида: дифференциация продуктовтоваров и более низкие издержки на создание и реализацию товаров. Организации добиваются конкурентного преимущества находя новые способы конкуренции в своей отрасли и выходя с ними на рынок что можно назвать одним словом нововведение.
32154. Цепочка стоимости и система стоимости 24 KB
  Цепочка стоимости и система стоимости Виды деятельности при конкуренции в какойлибо конкретной отрасли можно разделить на категории. Они объединены в так называемую цепочку стоимости. Все виды деятельности входящие в цепочку стоимости вносят свой вклад в конечную потребительскую стоимость продуктатовара. Выбранная конкурентная стратегия определяет способ которым организация выполняет отдельные виды своей деятельности а также всю цепочку стоимости в целом.
32155. Переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту 36.5 KB
  Переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту Предшественником стратегического планирования была система долгосрочного планирования longrnge plnning. В арсенал новых методов используемых стратегическим планированием входят: модели анализа инвестиционных портфелей компаний разработка ситуационных планов развития применение сценарного планирования использование систем экспертных оценок применение различных аналитических матриц для исследования альтернатив возможного стратегического развития и т. Некоторые...
32156. Модели стратегического менеджмента 27 KB
  Модели стратегического менеджмента Одно из классических образных представлений о стратегическом мышлении в отличие от других видов мышления сделано К. В соответствии с моделью укрупненными являются следующие три этапа или фазы стратегического цикла организации: 1 стратегический анализ; 2 разработка стратегии стратегический синтезразвитие; 3 реализация стратегии. Отметим что рассматриваемая модель характеризует стратегическое управление организации и как органичную систему. В рамках предлагаемой модели стратегический...