7493

Немецкая классическая философия, взгляды философов классиков

Лекция

Логика и философия

Немецкая классическая философия Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической философии. Родился и прожил всю жизнь в Кенигсберге (Калининград) - центр Восточной Пруссии. В 1745 г. Кант закончил Университет. После...

Русский

2015-01-16

54 KB

4 чел.

Немецкая классическая философия

Иммануил Кант (1724 – 1804) - родоначальник немецкой классической философии.

Родился и прожил всю жизнь  в Кенигсберге (Калининград) – центр Восточной Пруссии.

В 1745 г. Кант закончил Университет. После этого работал домашним учителем и параллельно занимался своими научными разработками. С 1755 г.  был доцентом, а с 1770 г.  – профессором университета.

Его творчество можно разделить на два периода:

- «докритический период» (до 1770 г.)

- «критический период» (после 1770 г.).

1) Докритический период

Кант признавал возможным умозрительное познание сути вещей. В этот же период он разрабатывает гипотезу об образовании планетной системы из «туманности», из облака диффузионного вещества. На сегодняшний день эта теория не опровергнута. В этих взглядах Кант тяготеет к материализму.

21) Критический период

«Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» (1788 г) и «Критика способности суждения» (1790). В этот период Кант переходит к позиции агностицизма.

Кант утверждает невозможность умозрительно познать сущность вещей.

Каждая вещь  - это «вещь в себе». При этом Кант считает, что эмпирическое познание (с помощью органов чувств) постоянно расширяется.

 В этот период Кант вводит понятие трансцендентный , т.е.  за пределами разума.

Кант различает чувственное познание, рассудок и разум (творческое осмысление)

К понятиям пространство и время Кант относился, как к априорным, т.е. независящим от опыта.

Современное представление философии о пространстве и времени.

Пространство – протяженность и месторасположенность объектов мира. Характеризуется трехмерностью, бесконечностью.

Время – продолжительность и последовательность существования объектов мира. Время вечно, необратимо, непрерывно, текуче.

Пространство, время, движение –  это атрибуты материи, которые непрерывно связаны между собой. Эта взаимосвязь отражена в теории относительности ( при увеличении скорости эти характеристики уменьшаются)

Пространство – есть Евклидова геометрия, а есть геометрия Лобачевского(вогнутость и сферичность)

Кант вводит понятие антиномия разума

Антиномия – это утверждение, состоящее из двух частей, которые одинаково доказуемы. «Мир конечен и не имеет пределов» – диалектика Канта.

На основе критики теории разума Кант разработал этику.

Вслед за Руссо Кант считает, что личность не при каких условиях не может быть средством для достижения чего-либо, личность может быть только целью

Кант считает, что каждый человек должен следовать категорическому императиву – внутреннему повелению, основанному на нравственном законе. Человек поступает  морально только в том случае, если он действует осознанно в соответствии с нравственным законом, долгом. Если человек совершает поступок из склонности, например, спасает родственника - это поступок легальный.   Если человек спасает своего врага – это поступок нравственный.

С точки зрения Канта этика – это учение о должном.

«Две вещи наполняют душу всегда новым и всегда более сильным удивлением и благоговением, и чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них  - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Кант также занимался проблемами эстетики. Он дал определение прекрасного  – «это незаинтересованное удовольствие».

Анализируя развитие общества , Кант отмечает роль противоречий в этом процессе. Все противоречия нужно преодолевать мирным путем. В том числе и противоречия между государствами.

Послекантовский идеализм

В начале XIX в. происходит разделение бытия на мир природы, который изучается естественно – научным методом и мир человека, который изучается культурно – историческим методом.

Это разделение снимает противоречия истинного и ложного в оценке явлений в историческом аспекте.

XIX в. становится веком истории

Одним из представителей этой эпохи был И Фихте (1762 – 1814 гг.) – занимался изучением процесса познания и самопознания человека.

Он считал. Что человек должен быть деятельным и активен, поэтому ему принадлежат девизы: «Я есть я», «Будь!».

Основа познания – деятельность. Человеческое «я» постоянно развивается, преодолевая препятствия – в этом его диалектика.

Существует «я» индивидуальное, эмпирическое и «я» абсолютное, которое связано с бесконечной деятельностью. «Я» эмпирическое постоянно стремится к «я» абсолютному, но не достигает его.

Есть понятие, мы - это самосознания народа (немецкого).

Развитие самосознания должно идти так же, как у отдельной личности.

Он выступает как идеолог объединенной  Германии, т.к. в то время было разделение на княжества.

Но объединение происходит намного позже  - лишь в 1871 г.

Фр. Шеллинг (1762 – 1814 гг.) внес вклад в развитие диалектики; рассматривал природные процессы как продукт взаимодействия противоположностей.

Считал, что неорганические процессы являются подготовкой для возникновения органических процессов.

Особенность взглядов:

В целом Шеллинг представлял мир природы (мир явлений) и мир свободы (мир умопостигаемый). Обе сферы развиваются из единого начала. Возникновение многообразного из единого – это творческий акт - предмет постижения иррациональной, интеллектуальной интуиции.

Философия не наука, а искусство.

Оппонентом Шеллинга был Георг Гегель (1770 – 1831 гг.).

С 1818 сбыл профессором Берлинского университета.

Гегель отрицал интеллектуальную интуицию Шеллинга и считал, что абсолютно все может быть предметом рационального познания инструментом которого является логическое мышление, оперирующее понятиями.

Гегель разрабатывал свою философскую систему, основу  которой он излагает в «Науке логики» и в «Феноменологии духа».

Философская система Гегеля опирается на абсолютную идею или абсолютный дух, которая находится в постоянном развитии через развитие множества понятий (это саморазвивающаяся идея).

Второй уровень философской системы - природа является воплощением соответствующих саморазвивающихся понятий.

Природа сама по себе не развивается.

Третий уровень – мыслящая  сама себя идея – человек, который может рационально осмыслить и саму абсолютную идею.

Философская система Гегеля основана на объективном идеализме и пронизана диалектикой (идеей развития).

Гегель внес большой вклад в развитие диалектики, разработал многие категории диалектики и сформулировал законы диалектики.

Законы диалектики позволяют разобраться в причинах развития, в его механизме и увидеть тенденции его развития (почему, как и в каком направлении).

  1.  Закон единства и взаимодействия противоположностей. Он помогает увидеть причину развития движения . Проявление действия закона в неживой природе (магнит, атом, реакция соединения и распада, силы притяжения и отталкивания). Проявление действия закона в живой природе (жизнь организма связана с обменом веществ, который представляет собой противоположные процессы – (ассимиляции и диссимиляция), (наследственность и изменчивость). Проявление действия закона в жизни общества – семья,  социальные группы и классы. Примеры в области познания – процесс познания – от незнания к знанию.
  2.  Закон перехода количественных изменений в качественные.
    Он позволяет выяснить механизм развития, как происходит развитие.

Примеры в неживой природе – вода при изменении температуры меняет свое агрегатное состояние

лед (0 град С) жидкость (100 град С)пар

Качество – это свойство предмета или явления, которое позволяет отличить его от других предметов или явлений.

Количество – это свойство, характеризующее объем, величину предметов или интенсивность явлений.

Мера  - это период, когда количественные изменения не приводят к появлению нового качества.

Скачок – момент перехода из одного качества в другое

Li 3) 2) 1         Be4  ) 2) 2   ……..      Ne10  ) 2)8           

Na11) 2)8)1

Примеры в живой природе – развитие организмов (развитие лягушки, зерна и т.д.).

Примеры в обществе – развитие производственных сил влияет на изменения в обществе; при переходе от феодализма к капитализму 5 мануфактур не влияют на изменение общества, а десятки и сотни влияют.

Примеры в области познания – навыки формируются благодаря упражнениям, повторяемым в определенном количестве (роль количественных факторов в изучении иностранных языков);

  1.  Закон отрицания отрицания.
    выявляет тенденции развития. Развитие происходит от простого к  сложному, по спирали, когда следующий виток шире и совершеннее предыдущего. В развитии существует преемственность.


Примеры в неживой природеLi m+              Ne – газ - 

 Nam  -(-)=+   

Примеры в живой природе – зерно(+), зерна нет (-), колосок с зернами (+)

Примеры в жизни общества – Дедушки, бабушки – родители  - дети

старшее поколение – среднее - младшее

Часто генетическая информация передается через поколение (внешние данные черты характера). В развитии моды тоже можно увидеть закон отрицания отрицания: новое  - это забытое старое.

Знание законов диалектики помогает анализировать мир.

Антропологический материализм  Людвига  Фейербаха.

  Л.Фейербах (1804 - 1872) учился в Берлинском университете, слушал лекции Г. Гегеля, а затем преподавал курс «Философская система  Гегеля». В 1830 году он анонимно опубликовал  книгу  «Мысли о смерти и бессмертии»,в которой утверждал, что душа смертна, а это противоречило  официальной идеологии. Власти, установив авторство, лишают Фейербаха права преподавания. Фейербах продолжает заниматься историей философии, в частности историей материализма и атеизма. В 1839 году Фейербах пишет работу «К критике философии Гегеля», где критикует идеалистические воззрения Гегеля, но вместе с идеализмом отбрасывает и диалектику.  В 1841 году Фейербах написал работу «Сущность христианства». В этой работе главной причиной существования религии он называет плохие жизненные условия, что заставляет верить в загробную жизнь. Он утверждает, что  религия превращает  бога из творения человека в его творца. «Мыслимое бытие не есть действительное бытие». В 1843 году Фейербах пишет работу «Основные положения философии будущего». В центре внимания философии Фейербаха - человек, поэтому его философию называют  антропологическим материализмом. Фейербах утверждает, что природа есть причина самой себя, но при этом его материализм остается метафизическим - он не видит внутренних причин  развития, так как отверг диалектику Гегеля. Фейербах создает свое этическое учение. В основе его этики лежит принцип любви к ближнему, он считает, что люди должны относиться друг к другу как к самым близким друзьям. Эти отношения он выражает как отношения  «Я» и «Ты». Стремление к счастью, по мнению Фейербаха, недосягаемо вне человеческого единения. Учение Фейербаха пронизано  гуманизмом, но оно утопично.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41102. Центральные и коммерческие банки, их функции и формы организации 292.94 KB
  Введение Термин банк происходит от итальянского слова банко что означает лавка скамья или конторка за которой менялы оказывали свои услуги. Во многих источниках дошедших до нас можно встретить данные о вавилонских банкирах принимавших процентные вклады и выдававших ссуды под письменные обязательства и под залог различных ценностей. Вавилонский банк принимал вклады платил по ним проценты выдавал ссуды и даже выпускал банковские билеты.
41103. Компьютерные мониторы на основе электронно-лучевой трубки 839 KB
  Сквозь металлическую маску или решетку они попадают на внутреннюю поверхность стеклянного экрана монитора которая покрыта разноцветными люминофорными точками. Поток электронов луч может отклоняться в вертикальной и горизонтальной плоскости что обеспечивает последовательное попадание его на все поле экрана. Чтобы электроны беспрепятственно достигали экрана из трубки откачивается воздух а между пушками и экраном создаётся высокое электрическое напряжение ускоряющее электроны.Это сделано для того чтобы электронный луч в центре экрана и...
41104. Цифровая бумага 1.87 MB
  Многоцветная полихромная электронная бумага Электронная бумага EDP В отличие от традиционных жидкокристаллических плоских дисплеев в которых используется просвет матрицы для формирования изображения электронная бумага формирует изображение в отраженном свете как обычная бумага и может показывать текст и графику неопределенно долго не потребляя при этом электричество и позволяя изменять изображение в дальнейшем.
41105. ПРОЦЕССЫ САМОТЕСТИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ 657.5 KB
  Блок регистров общего назначения определяет вычислительные ресурсы микропроцессора и содержит регистры для временного хранения данных и команд. Данные и команды передаются по шине данных а шина управления состоит из линий для передачи управляющих сигналов состояния памяти и периферийных устройств. С точки зрения структуры микропроцессора для пользователя присутствуют следующие параметры: архитектура адресное пространство памяти достижимое процессором разрядность шины данных быстродействие. Передача данных в режиме прямого доступа к...
41107. Виды обеспечения АСУ. Техническое обеспечение АСУ 32.5 KB
  Организационное обеспечение АСУ представляет собой совокупность средств и методов, предназначенных для проведения технико-экономического анализа существующей системы управления, выбора и постановки задач автоматизации организационного управления предприятием, организации производства и управления в условиях АСУ.
41108. Давні цивілізації. Цивілізації річних долин. Месопотамська та Єгипетська цивілізації 81 KB
  Давні цивілізації. Цивілізації річних долин. Месопотамська та Єгипетська цивілізації. Виникнення та розвиток цивілізації Межиріччя.
41109. Антична Давньогрецька цивілізація 176 KB
  Найбільші із грецьких островів – Крит до південносходу від Пелопоннесу й Євбея відділена від Середньої Греції вузькою протокою. Самі значні з островів у західного узбережжя Греції – Керкіра Левкада Кефалленія й Закінф.Історія Прадавньої Греції розпадається на п’ять періодів: ахейський XXXII ст. ахейці що витиснули іонійців і еолійців із частини освоєних ними територій північносхідна Фессалія Пелопоннес що й опанували основною частиною Балканської Греції.
41110. Антична Давньоримська цивілізація 159 KB
  Старода́вній Рим лат. Rom ntiqu також Древній Рим старожитній античний Рим одна з провідних цивілізацій Давнього світу та античності отримала свою назву від головного міста Рима лат. Центр Риму сформувався в межах болотистої рівнини обмеженої Капітолієм Палатином і Квіріналом. Офіційною мовою давньоримської держави була латина релігія протягом більшої частини існування була політеїстична неофіційним гербом імперії був золотий орел лат.