7494

Философские и религиозные учения Древнего Китая

Лекция

Логика и философия

Философские и религиозные учения Древнего Китая Китайская цивилизация непрерывна в своем развитии. Древнекитайская философия, как и любая другая, зародилась в мифологии. Два начала Ян и Инь, фигурирующие в мифологии, стали пе...

Русский

2013-01-24

46 KB

14 чел.

Философские и религиозные учения Древнего Китая

Китайская  цивилизация непрерывна в своем развитии.

Древнекитайская философия, как и  любая другая, зародилась в мифологии. Два начала  Ян и Инь,  фигурирующие в мифологии, стали первыми многозначными понятиями, которые пыталась осмыслить  философия.

По представлениям древних китайцев  эти два начала  определяют  все  в окружающем мире, а их взаимоотношения определяют все происходящие  изменения. Такое понимание  отражено в  древнекитайской «Книге перемен».

«Книга перемен» содержит  триграммы и гексограммы.

ЯН        триграмма мужское начало

Небо, Юг, отец, Творчество, крепость.

ИНЬ      триграмма женское начало

    Земля, Север, мать, исполнительность,

самоотдача.

Комментарии к «Книге перемен» -  первая попытка философских размышлений.

Наиболее известными в Китае были философские школы:

  1.  Инь-Ян – школа темного и светлого начала (натурфилософия)
  2.  Конфуцианство
  3.  Легисты, школа закона или школа Фа
  4.  Школа Мо Цзы – школа всеобщей любви
  5.  Школа Лао Цзы или Даосизм
  6.  Школа Имен.

КОНФУЦИАНСТВО

Основоположником этого направления был Кун Сю (551 – 471 г.г. до н.э.) – Кун Цзы. К 20 годам он овладел  шестью искусствами и сдал экзамен на должность государственного чиновника.

Искусства:

  1.  музыка
  2.  ритуал
  3.  стрельба из лука
  4.   умение считать
  5.  умение читать
  6.  умение писать.

Он поступил на службу хранителя амбара к князю (после смерти матери покидает службу). К 30-ти  годам у него появляется своя школа, в которой он со своими учениками размышляет над проблемами усовершенствования общества.

Главная идея учения – это совершенствование общества через совершенствование человека. Он поднимает человека на пьедестал.

Ученье Конфуция – социально этическое.

Основными принципами учения были Жэнь и Ли

Жэнь – гуманность, человеколюбие.

Ли – принцип соблюдения этикета, ритуала.

Конфуций считал, что человек должен научиться без всяких наказаний следовать правилам гуманности и этикета, которые укрепляют семью, что способствует миру в государстве, а государство в котором все благополучно приносит человеку счастливую жизнь. Искусство самосовершенствования заключается в том, чтобы быть в состоянии смотреть на других, как на самого себя и не делать другим того, что не желаешь себе.

Принцип Ли требует выполнения ритуалов, знания музыки и дружбы с достойными людьми.

Если три года не упражняться в соблюдении ритуала и слушании музыки, наступит развал общества.

Некоторые исследователи считают, что Конфуций использовал элементы психологического воздействия в воспитании человека.

Конфуция мало интересовали вопросы, связанные с мирозданием, религией. Но в последствии после смерти Конфуциям появляется религиозная ветвь в конфуцианстве. Они поклонялись Небу.

В дальнейшем социально – этическое учение было дополнено экономическим учением легистов.

Конфуцианство существует и в современном обществе и считается , что оно оказало большое влияние на быстрое экономическое развитие стран Юго-восточной Азии в 80 – 90 г.г. XX  века.

ЛЕГИСТЫ или ШКОЛА ФА

Это учение достигает расцвета в IVIII в.в. до н.э.

Основные принципы легизма:

  1.  Принцип закона – власть должна опираться на закон, а не на мудрого правителя
  2.  Принцип регулирования экономики

Самым главным в экономике считали сельское хозяйство, запрещали использование наемного труда, крестьянин сам должен был продавать свою продукцию (без перекупщиков). Если начинали повышаться цены, то государство из своих закромов поставляло на рынок дополнительную продукцию, что способствовало стабилизации цен.

  1.  Принцип круговой поруки
  2.  Равенство при назначении на государственную должность (социальное равенство)
  3.  Принцип унификации мышления ( все должны мыслить одинаково – тоталитарное мышление)

ШКОЛА УЧИТЕЛЯ МО

Возникает  в V в. до н.э. 

Принципы школы всеобщей любви:

  1.  Всеобщая любовь – гуманный человек должен искоренить злые чувства и посеять добрые, должны поддерживать полезное и искоренять бесполезное, все люди должны любить друг друга.
  2.  Принцип уважения таланта – знающий должен передавать свои знания незнающим, а если незнающий не хочет получать знания, его надо заставить.
  3.  Уравнение всех потребностей – все люди любят друг друга, т.к. плучают поровну
  4.  Принцип аскетизма – главное трудиться с утра до ночи без отдыха.
  5.  Подчинение строгой дисциплине.

Это учение носит утопический характер, рисуемое общество тоталитарное, ущемляющее интересы человека.

ДАОСИЗМ

Появился как философское учение. Один из идеологов даосизма Лао-Цзы считал Дао законом природы.

Дао - это все и ничто. Дао не доступно для органов чувств, его нельзя ни с чем сравнить, Дао вне времени и вне пространства, даже Небо следует Дао. Конфуций считал, что Небо выше Дао.

Дао рождает Одно ТИ – воздух, эфир. Ти рождает Два (небо и земля – Ян и Инь), Два рождает Три (небо, земля, человек), а Три рождает все.

В Философии даосизма важнейшим является  принцип недеяния - все, что в мире происходит плого связано с тем, что человек своими действиями нарушает первоначальную гармонию и сам человек смертен, т.к. не следует принципу недеяния.

По представлениям даосизма идеальным правителем является тот кто, не вмешивается в общественную жизнь, идеальным государством является то, которое не вмешивается в природу, народ должен жить спокойной мирной жизнью. Лао-Цзы был противником войн.

Даосы не считают возможным что-либо навязывать.

Позже появилась религиозная ветвь Даосизма. Основная идея состоит в том, что на земле возможно достигнуть бессмертия, путь к нему через долголетие.

Даосизм способствовал развитию народной медицины в трех направлениях:

  1.  разработка лекарств на основе натуральных веществ животного, растительного, минерального происхождения
  2.  гимнастика
  3.  различные приемы дыхания

Одно время большое значение придавали диетам. В дальнейшем диеты были вытеснены мнением, что нравственное совершенствование человека играет большую роль в долголетии.

В даосизме существует пять запретов и десять добрых деяний

5 запретов:

  1.  Не убивать
  2.  Не воровать
  3.  Не лгать
  4.  Не прелюбодействовать
  5.  Не пить вина

10 добрых деяний

Почитать:

  1.  родителей
  2.  наставников
  3.  всех людей
  4.  живых тварей
  5.  мосты
  6.  деревья
  7.  жилища
  8.  колодцы

Освобождать:

  1.  животных и птиц
  2.  помогать страждущим

Даосизм, конфуцианство и буддизм входят в понятие китайской триады или китайского синкретизма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34627. Философские искания Белинского. Основные периоды критической деятельности 35.5 KB
  Философские искания Белинского. В отношении к Белинскому всегда были крайности любви и ненависти. После смерти Белинского его имя запретили упоминать в печати. Пыпин в монографии Белинский.
34628. Основные положения эстетического кодекса Белинского 29.5 KB
  Художники все понимают. Великий художник мыслит не образами внешнего мира а категориями внутренней красоты. Художник медиум; он передатчик воли абсолютной разумной силы. Отсюда он выделяет у художника такие категории как естественность правдивость верность действительности.
34629. Теория «реальной» поэзии в эстетике Белинского 30 KB
  Теория реальной поэзии в эстетике Белинского. Бел к середине 30х гг. Бел полностью сбрасывал со щитов самого человека. Белинский о народности и национальной самобытности русской литературы.
34630. Белинский о народности и национальной самобытности русской литературы 23.5 KB
  Белинский о народности и национальной самобытности русской литературы. Бел не признавал космополитическое безоценочное искусство. Ошибка Белинского: Этот характер сохраняется только в низших слоях общества. все больше и больше Бел начинает понимать народность как служение определенной части общества то есть склоняется к простонародности доступности произведения для широких слоев.
34631. Относиться к содержательной теории мотивации 29.37 KB
  Основные значения термина менеджмент с различных сторон: Как процесс управления. Менеджмент совокупность принципов методов средств и форм и форм управления коммерческим производством прежде всего в масштабах фирмы. Осуществляемых на основе постоянного внедрения новых принципов форм структур и методов управления в целях повышения эффективности производства.
34632. Организация и управление 67.74 KB
  Чтобы считаться организацией эта группа должна соответствовать следующим обязательным требованиям: Наличие 2х или более людей осознающих себя частью этой организации Наличие общей цели желаемого конечного результата Добровольность объединения членов организации то есть их осознанное намерение работать вместе для достижения поставленных целей. Ответственность обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение Под обязательством понимается то что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих...
34633. Функция контроля 69.25 KB
  Власть возможность и способность оказывать влияние на поведение других людей или групп посредством действия или средства. Не только руководитель имеет власть над подчиненными но и подчиненные имеют власть над руководителями. То есть использовать власть таким образом чтобы не вызвать у подчиненных противодействия ограничить сферу использования инструментов влияния. Власть основанная на страхе или принуждении Власть основанная на вознаграждении Традиционная власть Харизматичная власть Экспертная власть Власть основанная на...
34634. Современные теории мотивации 83.29 KB
  Модель Портера Лоулера Характеристики эффективного контроля Стратегическая направленность контроля должен отображать общие приоритеты организации и поддерживать их. Относительная сложность оценки какого либо вида деятельности в количественном виде или измерение её результативности по принципу затраты эффект никогда не должна служить критерием для решения нужно ли вводить механизм контроля. Соответственно информация о результатах контроля важна только тогда когда доходит до тех лиц которые обладают правом произвести на её...