7494

Философские и религиозные учения Древнего Китая

Лекция

Логика и философия

Философские и религиозные учения Древнего Китая Китайская цивилизация непрерывна в своем развитии. Древнекитайская философия, как и любая другая, зародилась в мифологии. Два начала Ян и Инь, фигурирующие в мифологии, стали пе...

Русский

2013-01-24

46 KB

14 чел.

Философские и религиозные учения Древнего Китая

Китайская  цивилизация непрерывна в своем развитии.

Древнекитайская философия, как и  любая другая, зародилась в мифологии. Два начала  Ян и Инь,  фигурирующие в мифологии, стали первыми многозначными понятиями, которые пыталась осмыслить  философия.

По представлениям древних китайцев  эти два начала  определяют  все  в окружающем мире, а их взаимоотношения определяют все происходящие  изменения. Такое понимание  отражено в  древнекитайской «Книге перемен».

«Книга перемен» содержит  триграммы и гексограммы.

ЯН        триграмма мужское начало

Небо, Юг, отец, Творчество, крепость.

ИНЬ      триграмма женское начало

    Земля, Север, мать, исполнительность,

самоотдача.

Комментарии к «Книге перемен» -  первая попытка философских размышлений.

Наиболее известными в Китае были философские школы:

  1.  Инь-Ян – школа темного и светлого начала (натурфилософия)
  2.  Конфуцианство
  3.  Легисты, школа закона или школа Фа
  4.  Школа Мо Цзы – школа всеобщей любви
  5.  Школа Лао Цзы или Даосизм
  6.  Школа Имен.

КОНФУЦИАНСТВО

Основоположником этого направления был Кун Сю (551 – 471 г.г. до н.э.) – Кун Цзы. К 20 годам он овладел  шестью искусствами и сдал экзамен на должность государственного чиновника.

Искусства:

  1.  музыка
  2.  ритуал
  3.  стрельба из лука
  4.   умение считать
  5.  умение читать
  6.  умение писать.

Он поступил на службу хранителя амбара к князю (после смерти матери покидает службу). К 30-ти  годам у него появляется своя школа, в которой он со своими учениками размышляет над проблемами усовершенствования общества.

Главная идея учения – это совершенствование общества через совершенствование человека. Он поднимает человека на пьедестал.

Ученье Конфуция – социально этическое.

Основными принципами учения были Жэнь и Ли

Жэнь – гуманность, человеколюбие.

Ли – принцип соблюдения этикета, ритуала.

Конфуций считал, что человек должен научиться без всяких наказаний следовать правилам гуманности и этикета, которые укрепляют семью, что способствует миру в государстве, а государство в котором все благополучно приносит человеку счастливую жизнь. Искусство самосовершенствования заключается в том, чтобы быть в состоянии смотреть на других, как на самого себя и не делать другим того, что не желаешь себе.

Принцип Ли требует выполнения ритуалов, знания музыки и дружбы с достойными людьми.

Если три года не упражняться в соблюдении ритуала и слушании музыки, наступит развал общества.

Некоторые исследователи считают, что Конфуций использовал элементы психологического воздействия в воспитании человека.

Конфуция мало интересовали вопросы, связанные с мирозданием, религией. Но в последствии после смерти Конфуциям появляется религиозная ветвь в конфуцианстве. Они поклонялись Небу.

В дальнейшем социально – этическое учение было дополнено экономическим учением легистов.

Конфуцианство существует и в современном обществе и считается , что оно оказало большое влияние на быстрое экономическое развитие стран Юго-восточной Азии в 80 – 90 г.г. XX  века.

ЛЕГИСТЫ или ШКОЛА ФА

Это учение достигает расцвета в IVIII в.в. до н.э.

Основные принципы легизма:

  1.  Принцип закона – власть должна опираться на закон, а не на мудрого правителя
  2.  Принцип регулирования экономики

Самым главным в экономике считали сельское хозяйство, запрещали использование наемного труда, крестьянин сам должен был продавать свою продукцию (без перекупщиков). Если начинали повышаться цены, то государство из своих закромов поставляло на рынок дополнительную продукцию, что способствовало стабилизации цен.

  1.  Принцип круговой поруки
  2.  Равенство при назначении на государственную должность (социальное равенство)
  3.  Принцип унификации мышления ( все должны мыслить одинаково – тоталитарное мышление)

ШКОЛА УЧИТЕЛЯ МО

Возникает  в V в. до н.э. 

Принципы школы всеобщей любви:

  1.  Всеобщая любовь – гуманный человек должен искоренить злые чувства и посеять добрые, должны поддерживать полезное и искоренять бесполезное, все люди должны любить друг друга.
  2.  Принцип уважения таланта – знающий должен передавать свои знания незнающим, а если незнающий не хочет получать знания, его надо заставить.
  3.  Уравнение всех потребностей – все люди любят друг друга, т.к. плучают поровну
  4.  Принцип аскетизма – главное трудиться с утра до ночи без отдыха.
  5.  Подчинение строгой дисциплине.

Это учение носит утопический характер, рисуемое общество тоталитарное, ущемляющее интересы человека.

ДАОСИЗМ

Появился как философское учение. Один из идеологов даосизма Лао-Цзы считал Дао законом природы.

Дао - это все и ничто. Дао не доступно для органов чувств, его нельзя ни с чем сравнить, Дао вне времени и вне пространства, даже Небо следует Дао. Конфуций считал, что Небо выше Дао.

Дао рождает Одно ТИ – воздух, эфир. Ти рождает Два (небо и земля – Ян и Инь), Два рождает Три (небо, земля, человек), а Три рождает все.

В Философии даосизма важнейшим является  принцип недеяния - все, что в мире происходит плого связано с тем, что человек своими действиями нарушает первоначальную гармонию и сам человек смертен, т.к. не следует принципу недеяния.

По представлениям даосизма идеальным правителем является тот кто, не вмешивается в общественную жизнь, идеальным государством является то, которое не вмешивается в природу, народ должен жить спокойной мирной жизнью. Лао-Цзы был противником войн.

Даосы не считают возможным что-либо навязывать.

Позже появилась религиозная ветвь Даосизма. Основная идея состоит в том, что на земле возможно достигнуть бессмертия, путь к нему через долголетие.

Даосизм способствовал развитию народной медицины в трех направлениях:

  1.  разработка лекарств на основе натуральных веществ животного, растительного, минерального происхождения
  2.  гимнастика
  3.  различные приемы дыхания

Одно время большое значение придавали диетам. В дальнейшем диеты были вытеснены мнением, что нравственное совершенствование человека играет большую роль в долголетии.

В даосизме существует пять запретов и десять добрых деяний

5 запретов:

  1.  Не убивать
  2.  Не воровать
  3.  Не лгать
  4.  Не прелюбодействовать
  5.  Не пить вина

10 добрых деяний

Почитать:

  1.  родителей
  2.  наставников
  3.  всех людей
  4.  живых тварей
  5.  мосты
  6.  деревья
  7.  жилища
  8.  колодцы

Освобождать:

  1.  животных и птиц
  2.  помогать страждущим

Даосизм, конфуцианство и буддизм входят в понятие китайской триады или китайского синкретизма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8169. Особа, суспільство, держава 31 KB
  Тема уроку. Особа, суспільство, держава. Мета: Навчити ліцеїстів розрізняти поняття людина, індивід, особистість, особа, громадянин. розвивати вміння висловлювати власне ставлення до проблеми виховувати почуття правової свідомості. Обладнання...
8170. Громадянство. Правова і соціальна держава 27 KB
  Тема уроку. Громадянство. Правова і соціальна держава. Мета уроку: визначити поняття громадянство, правова і соціальна держава розвивати вміння висловлювати власне ставлення до проблеми виховувати почуття правової свідомості. Обладнання: Дош...
8171. Культура Гетьманщини 15.54 KB
  Культура Гетьманщини 1648 pp. - період гетьманської держави, її очолюють високоосвічені, європейського рівня політичні й громадські діячі: П. Сагайдачний, Б. Хмельницький, І. Виговський, І. Мазепа. Вони докладають великих зусиль і кош...
8172. Феофан Прокопович - видатний діяч просвітництва і культури 15.29 KB
  Феофан Прокопович - видатний діяч просвітництва і культури Феофан Прокопович народився в Києві 1677 р. Рано втратив рідних, жив під опікою дядька, професора і ректора Києво-Могилянської академії. Дядько рано віддав хлопчика на навчання до Акаде...
8173. Козацькі Літописи 18.81 KB
  Козацькі Літописи Історії Запорозької Січі присвячено численні розвідки - від суто популяризаторських до капітальних праць. Різними дослідниками це явище висвітлюється по-різному: і як цілісний процес, і як окремі його складові чи персонали. Пр...
8174. Вплив української культури на розвиток культурних процесів Росії 18.05 KB
  Вплив української культури на розвиток культурних процесів Росії У козацьку добу Україна посідала чільне місце серед держав Східної Європи. Чигирин став центром, куди приїздили для політичних і ділових контактів посли Молдавії, Швеції, Валахії, Поль...
8175. Українське бароко 15.85 KB
  Українське бароко У другій половині XVII ст. в Україні поширюється стиль бароко, що став цілісною художньою системою, під впливом якої розвивалися всі види і жанри мистецтва. У його рамках розвивались ідейно-стильові тенденції: офіційне аристократич...
8176. Григорій Сковорода - просвітитель, філософ, поет 15.27 KB
  Григорій Сковорода - просвітитель, філософ, поет Григорій Сковорода (1722-1794) - самобутній український мислитель. Син козака з Лівобережжя, він здобув освіту в Києво-Могилянській академії, працював викладачем у Переяславському та Харківському коле...
8177. Початки українського театрального мистецтва 15.3 KB
  Початки українського театрального мистецтва Витоки театрального мистецтва України сягають княжої доби, коли мандрівні актори-скоморохи розважали народ своїми дійствами - танцями, піснями, завжди доречними та актуальними. У середині XVIст....