7494

Философские и религиозные учения Древнего Китая

Лекция

Логика и философия

Философские и религиозные учения Древнего Китая Китайская цивилизация непрерывна в своем развитии. Древнекитайская философия, как и любая другая, зародилась в мифологии. Два начала Ян и Инь, фигурирующие в мифологии, стали пе...

Русский

2013-01-24

46 KB

14 чел.

Философские и религиозные учения Древнего Китая

Китайская  цивилизация непрерывна в своем развитии.

Древнекитайская философия, как и  любая другая, зародилась в мифологии. Два начала  Ян и Инь,  фигурирующие в мифологии, стали первыми многозначными понятиями, которые пыталась осмыслить  философия.

По представлениям древних китайцев  эти два начала  определяют  все  в окружающем мире, а их взаимоотношения определяют все происходящие  изменения. Такое понимание  отражено в  древнекитайской «Книге перемен».

«Книга перемен» содержит  триграммы и гексограммы.

ЯН        триграмма мужское начало

Небо, Юг, отец, Творчество, крепость.

ИНЬ      триграмма женское начало

    Земля, Север, мать, исполнительность,

самоотдача.

Комментарии к «Книге перемен» -  первая попытка философских размышлений.

Наиболее известными в Китае были философские школы:

  1.  Инь-Ян – школа темного и светлого начала (натурфилософия)
  2.  Конфуцианство
  3.  Легисты, школа закона или школа Фа
  4.  Школа Мо Цзы – школа всеобщей любви
  5.  Школа Лао Цзы или Даосизм
  6.  Школа Имен.

КОНФУЦИАНСТВО

Основоположником этого направления был Кун Сю (551 – 471 г.г. до н.э.) – Кун Цзы. К 20 годам он овладел  шестью искусствами и сдал экзамен на должность государственного чиновника.

Искусства:

  1.  музыка
  2.  ритуал
  3.  стрельба из лука
  4.   умение считать
  5.  умение читать
  6.  умение писать.

Он поступил на службу хранителя амбара к князю (после смерти матери покидает службу). К 30-ти  годам у него появляется своя школа, в которой он со своими учениками размышляет над проблемами усовершенствования общества.

Главная идея учения – это совершенствование общества через совершенствование человека. Он поднимает человека на пьедестал.

Ученье Конфуция – социально этическое.

Основными принципами учения были Жэнь и Ли

Жэнь – гуманность, человеколюбие.

Ли – принцип соблюдения этикета, ритуала.

Конфуций считал, что человек должен научиться без всяких наказаний следовать правилам гуманности и этикета, которые укрепляют семью, что способствует миру в государстве, а государство в котором все благополучно приносит человеку счастливую жизнь. Искусство самосовершенствования заключается в том, чтобы быть в состоянии смотреть на других, как на самого себя и не делать другим того, что не желаешь себе.

Принцип Ли требует выполнения ритуалов, знания музыки и дружбы с достойными людьми.

Если три года не упражняться в соблюдении ритуала и слушании музыки, наступит развал общества.

Некоторые исследователи считают, что Конфуций использовал элементы психологического воздействия в воспитании человека.

Конфуция мало интересовали вопросы, связанные с мирозданием, религией. Но в последствии после смерти Конфуциям появляется религиозная ветвь в конфуцианстве. Они поклонялись Небу.

В дальнейшем социально – этическое учение было дополнено экономическим учением легистов.

Конфуцианство существует и в современном обществе и считается , что оно оказало большое влияние на быстрое экономическое развитие стран Юго-восточной Азии в 80 – 90 г.г. XX  века.

ЛЕГИСТЫ или ШКОЛА ФА

Это учение достигает расцвета в IVIII в.в. до н.э.

Основные принципы легизма:

  1.  Принцип закона – власть должна опираться на закон, а не на мудрого правителя
  2.  Принцип регулирования экономики

Самым главным в экономике считали сельское хозяйство, запрещали использование наемного труда, крестьянин сам должен был продавать свою продукцию (без перекупщиков). Если начинали повышаться цены, то государство из своих закромов поставляло на рынок дополнительную продукцию, что способствовало стабилизации цен.

  1.  Принцип круговой поруки
  2.  Равенство при назначении на государственную должность (социальное равенство)
  3.  Принцип унификации мышления ( все должны мыслить одинаково – тоталитарное мышление)

ШКОЛА УЧИТЕЛЯ МО

Возникает  в V в. до н.э. 

Принципы школы всеобщей любви:

  1.  Всеобщая любовь – гуманный человек должен искоренить злые чувства и посеять добрые, должны поддерживать полезное и искоренять бесполезное, все люди должны любить друг друга.
  2.  Принцип уважения таланта – знающий должен передавать свои знания незнающим, а если незнающий не хочет получать знания, его надо заставить.
  3.  Уравнение всех потребностей – все люди любят друг друга, т.к. плучают поровну
  4.  Принцип аскетизма – главное трудиться с утра до ночи без отдыха.
  5.  Подчинение строгой дисциплине.

Это учение носит утопический характер, рисуемое общество тоталитарное, ущемляющее интересы человека.

ДАОСИЗМ

Появился как философское учение. Один из идеологов даосизма Лао-Цзы считал Дао законом природы.

Дао - это все и ничто. Дао не доступно для органов чувств, его нельзя ни с чем сравнить, Дао вне времени и вне пространства, даже Небо следует Дао. Конфуций считал, что Небо выше Дао.

Дао рождает Одно ТИ – воздух, эфир. Ти рождает Два (небо и земля – Ян и Инь), Два рождает Три (небо, земля, человек), а Три рождает все.

В Философии даосизма важнейшим является  принцип недеяния - все, что в мире происходит плого связано с тем, что человек своими действиями нарушает первоначальную гармонию и сам человек смертен, т.к. не следует принципу недеяния.

По представлениям даосизма идеальным правителем является тот кто, не вмешивается в общественную жизнь, идеальным государством является то, которое не вмешивается в природу, народ должен жить спокойной мирной жизнью. Лао-Цзы был противником войн.

Даосы не считают возможным что-либо навязывать.

Позже появилась религиозная ветвь Даосизма. Основная идея состоит в том, что на земле возможно достигнуть бессмертия, путь к нему через долголетие.

Даосизм способствовал развитию народной медицины в трех направлениях:

  1.  разработка лекарств на основе натуральных веществ животного, растительного, минерального происхождения
  2.  гимнастика
  3.  различные приемы дыхания

Одно время большое значение придавали диетам. В дальнейшем диеты были вытеснены мнением, что нравственное совершенствование человека играет большую роль в долголетии.

В даосизме существует пять запретов и десять добрых деяний

5 запретов:

  1.  Не убивать
  2.  Не воровать
  3.  Не лгать
  4.  Не прелюбодействовать
  5.  Не пить вина

10 добрых деяний

Почитать:

  1.  родителей
  2.  наставников
  3.  всех людей
  4.  живых тварей
  5.  мосты
  6.  деревья
  7.  жилища
  8.  колодцы

Освобождать:

  1.  животных и птиц
  2.  помогать страждущим

Даосизм, конфуцианство и буддизм входят в понятие китайской триады или китайского синкретизма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36072. Потенціал підприємства: сутність і механізм функціонування 73.5 KB
  Предмет мета завдання курсу управління потенціалом підприємства УПП . Елементи підприємницького потенціалу підприємства ППП Джерела потенціалу підприємства і шляхи його збільшення. Управління потенціалом підприємства УПП є сферою економічного дослідження і створення методів аналізу і оцінювання можливостей підприємств з урахуванням практики діагностики внутрішнього і зовнішнього середовища підприємств.
36073. Структурний аналіз ресурсного потенціалу в системі управління витратами і інвестиціями 92 KB
  Структурний аналіз ресурсного потенціалу в системі управління витратами і інвестиціями. Обєкти субєкти цілі в системі управління витратами. Аналіз витрат і прийняття управлінського рішення. Резерви підприємства можуть бути повязані з витратами.
36074. Виробничий потенціал: структура, вимірювання величини, оцінювання ефективності використання 89 KB
  План Характеристика виробничого потенціалу. Оцінювання виробничого потенціалу на підставі аналізу рівня ефективності використання структури робочих місць. Оцінювання ефективності використання основних елементів потенціалу підприємства основних фондів виробничого персоналу технологічного та інформаційного потенціалу. Але поряд з цим існує ще ряд практичних завдань при вирішенні цієї проблеми: вибір найбільш ефективного показника для оцінювання виробничого потенціалу підприємства; обгрунтування збалансованості виробничого...
36075. Управління потенціалом підприємства на основі маркетингової діяльності (діагностика) 205 KB
  Розробка стратегії маркетингу починається з визначення ринку або його окремого сегменту на якому здійснюється діяльність підприємства. Мета аналізу СЗГ оцінювання перспектив розвитку з погляду масштабів зростання стабільності місткості ринку перспектив технологій норми прибутку. Стан зовнішнього оточення СЗГ слід оцінювати з використанням змінних параметрів : перспектив зростання перспектив рентабельності очікуваного рівня нестабільності успішної конкурентності на ринку. Очікуваний рівень нестабільності характеризується...
36076. Управління формуванням і розвитком потенціалу підприємства 64 KB
  Оцінка організаційного потенціалу підприємства. Методів управління при формуванні потенціалу підприємства. Це досягається формуванням організаційного потенціалу шляхом: проектуванням і створенням цілеспрямованої виробничої і соціотехнічної системи; організації підприємства з встановленням цілей діяльності і корпоративних норм; організацією управління діяльністю підприємства; забезпеченням інформацією; реорганізацією реструктуризацією підприємства відповідно до зміни цілей стану внутрішнього середовища потреб споживачів продукції;...
36077. Управління трудовими ресурсами підприємства 56.5 KB
  Ринок праці функціонування ринку праці. Регулювання ринку праці. Роль підприємства в регулюванні ринку праці управління трудовими ресурсами підприємства с. Завдання першої підсистеми управління трудовими ресурсами полягає в управлінні формуванням робочої сили відтворення підготовка відшкодування управління процесом розподілу трудових ресурсів управління створення робочих місць управління перерозподілом робочої сили; управління використанням робочої сили управління...
36078. Оцінка організаційного потенціалу підприємства 67 KB
  Оцінка організаційного потенціалу підприємства. План Оцінка організаційного потенціалу підприємства в системі параметрів організаційного проектування. Методи управління при формуванні потенціалу підприємства.