7494

Философские и религиозные учения Древнего Китая

Лекция

Логика и философия

Философские и религиозные учения Древнего Китая Китайская цивилизация непрерывна в своем развитии. Древнекитайская философия, как и любая другая, зародилась в мифологии. Два начала Ян и Инь, фигурирующие в мифологии, стали пе...

Русский

2013-01-24

46 KB

14 чел.

Философские и религиозные учения Древнего Китая

Китайская  цивилизация непрерывна в своем развитии.

Древнекитайская философия, как и  любая другая, зародилась в мифологии. Два начала  Ян и Инь,  фигурирующие в мифологии, стали первыми многозначными понятиями, которые пыталась осмыслить  философия.

По представлениям древних китайцев  эти два начала  определяют  все  в окружающем мире, а их взаимоотношения определяют все происходящие  изменения. Такое понимание  отражено в  древнекитайской «Книге перемен».

«Книга перемен» содержит  триграммы и гексограммы.

ЯН        триграмма мужское начало

Небо, Юг, отец, Творчество, крепость.

ИНЬ      триграмма женское начало

    Земля, Север, мать, исполнительность,

самоотдача.

Комментарии к «Книге перемен» -  первая попытка философских размышлений.

Наиболее известными в Китае были философские школы:

  1.  Инь-Ян – школа темного и светлого начала (натурфилософия)
  2.  Конфуцианство
  3.  Легисты, школа закона или школа Фа
  4.  Школа Мо Цзы – школа всеобщей любви
  5.  Школа Лао Цзы или Даосизм
  6.  Школа Имен.

КОНФУЦИАНСТВО

Основоположником этого направления был Кун Сю (551 – 471 г.г. до н.э.) – Кун Цзы. К 20 годам он овладел  шестью искусствами и сдал экзамен на должность государственного чиновника.

Искусства:

  1.  музыка
  2.  ритуал
  3.  стрельба из лука
  4.   умение считать
  5.  умение читать
  6.  умение писать.

Он поступил на службу хранителя амбара к князю (после смерти матери покидает службу). К 30-ти  годам у него появляется своя школа, в которой он со своими учениками размышляет над проблемами усовершенствования общества.

Главная идея учения – это совершенствование общества через совершенствование человека. Он поднимает человека на пьедестал.

Ученье Конфуция – социально этическое.

Основными принципами учения были Жэнь и Ли

Жэнь – гуманность, человеколюбие.

Ли – принцип соблюдения этикета, ритуала.

Конфуций считал, что человек должен научиться без всяких наказаний следовать правилам гуманности и этикета, которые укрепляют семью, что способствует миру в государстве, а государство в котором все благополучно приносит человеку счастливую жизнь. Искусство самосовершенствования заключается в том, чтобы быть в состоянии смотреть на других, как на самого себя и не делать другим того, что не желаешь себе.

Принцип Ли требует выполнения ритуалов, знания музыки и дружбы с достойными людьми.

Если три года не упражняться в соблюдении ритуала и слушании музыки, наступит развал общества.

Некоторые исследователи считают, что Конфуций использовал элементы психологического воздействия в воспитании человека.

Конфуция мало интересовали вопросы, связанные с мирозданием, религией. Но в последствии после смерти Конфуциям появляется религиозная ветвь в конфуцианстве. Они поклонялись Небу.

В дальнейшем социально – этическое учение было дополнено экономическим учением легистов.

Конфуцианство существует и в современном обществе и считается , что оно оказало большое влияние на быстрое экономическое развитие стран Юго-восточной Азии в 80 – 90 г.г. XX  века.

ЛЕГИСТЫ или ШКОЛА ФА

Это учение достигает расцвета в IVIII в.в. до н.э.

Основные принципы легизма:

  1.  Принцип закона – власть должна опираться на закон, а не на мудрого правителя
  2.  Принцип регулирования экономики

Самым главным в экономике считали сельское хозяйство, запрещали использование наемного труда, крестьянин сам должен был продавать свою продукцию (без перекупщиков). Если начинали повышаться цены, то государство из своих закромов поставляло на рынок дополнительную продукцию, что способствовало стабилизации цен.

  1.  Принцип круговой поруки
  2.  Равенство при назначении на государственную должность (социальное равенство)
  3.  Принцип унификации мышления ( все должны мыслить одинаково – тоталитарное мышление)

ШКОЛА УЧИТЕЛЯ МО

Возникает  в V в. до н.э. 

Принципы школы всеобщей любви:

  1.  Всеобщая любовь – гуманный человек должен искоренить злые чувства и посеять добрые, должны поддерживать полезное и искоренять бесполезное, все люди должны любить друг друга.
  2.  Принцип уважения таланта – знающий должен передавать свои знания незнающим, а если незнающий не хочет получать знания, его надо заставить.
  3.  Уравнение всех потребностей – все люди любят друг друга, т.к. плучают поровну
  4.  Принцип аскетизма – главное трудиться с утра до ночи без отдыха.
  5.  Подчинение строгой дисциплине.

Это учение носит утопический характер, рисуемое общество тоталитарное, ущемляющее интересы человека.

ДАОСИЗМ

Появился как философское учение. Один из идеологов даосизма Лао-Цзы считал Дао законом природы.

Дао - это все и ничто. Дао не доступно для органов чувств, его нельзя ни с чем сравнить, Дао вне времени и вне пространства, даже Небо следует Дао. Конфуций считал, что Небо выше Дао.

Дао рождает Одно ТИ – воздух, эфир. Ти рождает Два (небо и земля – Ян и Инь), Два рождает Три (небо, земля, человек), а Три рождает все.

В Философии даосизма важнейшим является  принцип недеяния - все, что в мире происходит плого связано с тем, что человек своими действиями нарушает первоначальную гармонию и сам человек смертен, т.к. не следует принципу недеяния.

По представлениям даосизма идеальным правителем является тот кто, не вмешивается в общественную жизнь, идеальным государством является то, которое не вмешивается в природу, народ должен жить спокойной мирной жизнью. Лао-Цзы был противником войн.

Даосы не считают возможным что-либо навязывать.

Позже появилась религиозная ветвь Даосизма. Основная идея состоит в том, что на земле возможно достигнуть бессмертия, путь к нему через долголетие.

Даосизм способствовал развитию народной медицины в трех направлениях:

  1.  разработка лекарств на основе натуральных веществ животного, растительного, минерального происхождения
  2.  гимнастика
  3.  различные приемы дыхания

Одно время большое значение придавали диетам. В дальнейшем диеты были вытеснены мнением, что нравственное совершенствование человека играет большую роль в долголетии.

В даосизме существует пять запретов и десять добрых деяний

5 запретов:

  1.  Не убивать
  2.  Не воровать
  3.  Не лгать
  4.  Не прелюбодействовать
  5.  Не пить вина

10 добрых деяний

Почитать:

  1.  родителей
  2.  наставников
  3.  всех людей
  4.  живых тварей
  5.  мосты
  6.  деревья
  7.  жилища
  8.  колодцы

Освобождать:

  1.  животных и птиц
  2.  помогать страждущим

Даосизм, конфуцианство и буддизм входят в понятие китайской триады или китайского синкретизма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53521. Математичний калейдоскоп 1.07 MB
  Перевірити знання учнів 5 класу з вивчених тем; розвивати логічне мислення, увагу, творчі здібності, вміння працювати в групі; виховувати наполегливість, взаємодопомогу.
53522. Я не мислю України без калини 35 KB
  Це харчова, лікарська, медоносна рослина. З неї готують варення, повидло, компоти, киселі, мармелад, начинку для цукерок, муси, приправи для мясних страв, чайно-кавовий сурогат. Калина - пізньовесняний медонос та фарбувальна рослина.
53523. Без верби й калини нема України 176 KB
  Розширити знання дітей про вербу і калину, як рослини-символи України; показати, як оспівував їх український народ; розвивати спостережливість, творчі здібності, тренувати пам’ять, мислення, зв’язне мовлення учнів; виховувати у дітей любов до рідного слова, до національний традицій, народної мудрості, до краси і гармонії навколишнього світу, любов до рідного краю.
53524. Посадіть калину коло серця 96 KB
  Нема такого села де б за тином чи біля криниці у лузі чи на березі річки не росла не квітла б навесні рясним білим цвітом не румяніла червоними ягідками з осені аж до зими калина. Калина - символ України. А коли зима приходить стоїть калина у червоному намисті урочиста і красива. Копали криницю недалеко від того місця де росла калина то вода буде чистою й смачною.
53525. Соціально-економічний розвиток Канади наприкінці ХХ – на початку ХХІ століть 3.92 MB
  Вчитель інформатики: Сьогодні у нас незвичайний урок на якому ми будемо застосовувати набуті на інформатиці знання до розвязування питань які виникли з іншого предмета а саме історії. Вчитель історії; Перевірку домашнього завдання ми пропонуємо здійснити через розгадування кросворду. Вчитель інформатики: Для цього на робочому столі відкрийте папку Історія та інформатика і файл ДОМАШНЄ ЗАВДАННЯ. Вчитель історіїї; Ви отримали слово Харпер.
53526. Використання інформаційних технологій на етапі контролю навчальних досягнень учнів Розробка уроків з теми «Англомовні країни. Канада». 289.5 KB
  Federl stte федеративна держава Constitutionl monrchy конституційна монархія GovernorGenerl генералгубернатор monrch's representtive уповноважений представник монарха to perform виконувати Federl Prliment федеральний парламент txes податки expenses витрати to retire іти у відставку suffrge голосування ntion elections народні вибори to ccuse обвинувачувати to brek the lws порушувати закон legisltive ssembly законодавчі збори Conservtive Prty консервативна партія Liberl Prty ліберальна партія...
53527. Куди поїхати на канікули 55.5 KB
  Where do you usually go for your holiday? When do you go? What do you enjoy doing most while you are on holiday? (Suggested answer) I usually go to an island for my holidays. I go there in summer. What I enjoy doing most while I am on holiday is swimming in the sea and sunbathing.
53528. Францыск Скарына Біблія 28.5 KB
  Вы былі павінны прачытаць і зрабіць пераказ прытчы, што знаходзіцца на старонке 94-97 Ной будуе каўчэг. Патоп.Я прынесла вам паказаць дзіцячую біблію.Тут таксама ёсць гэтая прытча, вось паглядзіце малюнкі. Скажыце, ці спадабалася вам гэ тая прытча? Ці усе вы яе прачыталі?Зараз мы пачнем пераказ, а потым нехта прадоўжыць,таму слухайце уважліва! Але перад гэтым нагадайце мне калі ласка,што такое прытча, алегорыя, каўчэг.
53529. ПОРИ РОКУ І НАРОДНІ СВЯТА. КАРНАВАЛ ОСІННІХ КОЛЬОРІВ 47.5 KB
  МЕТА: накопичення художнього досвіду набуття елементарних умінь та навичок художньотворчоїдіяльності; формування культури художнього сприйняття навколишнього середовища потребу у художньотворчій самореалізації; удосконалення навичок роботи з фарбами уміння утворювати нові кольори способом...