7494

Философские и религиозные учения Древнего Китая

Лекция

Логика и философия

Философские и религиозные учения Древнего Китая Китайская цивилизация непрерывна в своем развитии. Древнекитайская философия, как и любая другая, зародилась в мифологии. Два начала Ян и Инь, фигурирующие в мифологии, стали пе...

Русский

2013-01-24

46 KB

13 чел.

Философские и религиозные учения Древнего Китая

Китайская  цивилизация непрерывна в своем развитии.

Древнекитайская философия, как и  любая другая, зародилась в мифологии. Два начала  Ян и Инь,  фигурирующие в мифологии, стали первыми многозначными понятиями, которые пыталась осмыслить  философия.

По представлениям древних китайцев  эти два начала  определяют  все  в окружающем мире, а их взаимоотношения определяют все происходящие  изменения. Такое понимание  отражено в  древнекитайской «Книге перемен».

«Книга перемен» содержит  триграммы и гексограммы.

ЯН        триграмма мужское начало

Небо, Юг, отец, Творчество, крепость.

ИНЬ      триграмма женское начало

    Земля, Север, мать, исполнительность,

самоотдача.

Комментарии к «Книге перемен» -  первая попытка философских размышлений.

Наиболее известными в Китае были философские школы:

  1.  Инь-Ян – школа темного и светлого начала (натурфилософия)
  2.  Конфуцианство
  3.  Легисты, школа закона или школа Фа
  4.  Школа Мо Цзы – школа всеобщей любви
  5.  Школа Лао Цзы или Даосизм
  6.  Школа Имен.

КОНФУЦИАНСТВО

Основоположником этого направления был Кун Сю (551 – 471 г.г. до н.э.) – Кун Цзы. К 20 годам он овладел  шестью искусствами и сдал экзамен на должность государственного чиновника.

Искусства:

  1.  музыка
  2.  ритуал
  3.  стрельба из лука
  4.   умение считать
  5.  умение читать
  6.  умение писать.

Он поступил на службу хранителя амбара к князю (после смерти матери покидает службу). К 30-ти  годам у него появляется своя школа, в которой он со своими учениками размышляет над проблемами усовершенствования общества.

Главная идея учения – это совершенствование общества через совершенствование человека. Он поднимает человека на пьедестал.

Ученье Конфуция – социально этическое.

Основными принципами учения были Жэнь и Ли

Жэнь – гуманность, человеколюбие.

Ли – принцип соблюдения этикета, ритуала.

Конфуций считал, что человек должен научиться без всяких наказаний следовать правилам гуманности и этикета, которые укрепляют семью, что способствует миру в государстве, а государство в котором все благополучно приносит человеку счастливую жизнь. Искусство самосовершенствования заключается в том, чтобы быть в состоянии смотреть на других, как на самого себя и не делать другим того, что не желаешь себе.

Принцип Ли требует выполнения ритуалов, знания музыки и дружбы с достойными людьми.

Если три года не упражняться в соблюдении ритуала и слушании музыки, наступит развал общества.

Некоторые исследователи считают, что Конфуций использовал элементы психологического воздействия в воспитании человека.

Конфуция мало интересовали вопросы, связанные с мирозданием, религией. Но в последствии после смерти Конфуциям появляется религиозная ветвь в конфуцианстве. Они поклонялись Небу.

В дальнейшем социально – этическое учение было дополнено экономическим учением легистов.

Конфуцианство существует и в современном обществе и считается , что оно оказало большое влияние на быстрое экономическое развитие стран Юго-восточной Азии в 80 – 90 г.г. XX  века.

ЛЕГИСТЫ или ШКОЛА ФА

Это учение достигает расцвета в IVIII в.в. до н.э.

Основные принципы легизма:

  1.  Принцип закона – власть должна опираться на закон, а не на мудрого правителя
  2.  Принцип регулирования экономики

Самым главным в экономике считали сельское хозяйство, запрещали использование наемного труда, крестьянин сам должен был продавать свою продукцию (без перекупщиков). Если начинали повышаться цены, то государство из своих закромов поставляло на рынок дополнительную продукцию, что способствовало стабилизации цен.

  1.  Принцип круговой поруки
  2.  Равенство при назначении на государственную должность (социальное равенство)
  3.  Принцип унификации мышления ( все должны мыслить одинаково – тоталитарное мышление)

ШКОЛА УЧИТЕЛЯ МО

Возникает  в V в. до н.э. 

Принципы школы всеобщей любви:

  1.  Всеобщая любовь – гуманный человек должен искоренить злые чувства и посеять добрые, должны поддерживать полезное и искоренять бесполезное, все люди должны любить друг друга.
  2.  Принцип уважения таланта – знающий должен передавать свои знания незнающим, а если незнающий не хочет получать знания, его надо заставить.
  3.  Уравнение всех потребностей – все люди любят друг друга, т.к. плучают поровну
  4.  Принцип аскетизма – главное трудиться с утра до ночи без отдыха.
  5.  Подчинение строгой дисциплине.

Это учение носит утопический характер, рисуемое общество тоталитарное, ущемляющее интересы человека.

ДАОСИЗМ

Появился как философское учение. Один из идеологов даосизма Лао-Цзы считал Дао законом природы.

Дао - это все и ничто. Дао не доступно для органов чувств, его нельзя ни с чем сравнить, Дао вне времени и вне пространства, даже Небо следует Дао. Конфуций считал, что Небо выше Дао.

Дао рождает Одно ТИ – воздух, эфир. Ти рождает Два (небо и земля – Ян и Инь), Два рождает Три (небо, земля, человек), а Три рождает все.

В Философии даосизма важнейшим является  принцип недеяния - все, что в мире происходит плого связано с тем, что человек своими действиями нарушает первоначальную гармонию и сам человек смертен, т.к. не следует принципу недеяния.

По представлениям даосизма идеальным правителем является тот кто, не вмешивается в общественную жизнь, идеальным государством является то, которое не вмешивается в природу, народ должен жить спокойной мирной жизнью. Лао-Цзы был противником войн.

Даосы не считают возможным что-либо навязывать.

Позже появилась религиозная ветвь Даосизма. Основная идея состоит в том, что на земле возможно достигнуть бессмертия, путь к нему через долголетие.

Даосизм способствовал развитию народной медицины в трех направлениях:

  1.  разработка лекарств на основе натуральных веществ животного, растительного, минерального происхождения
  2.  гимнастика
  3.  различные приемы дыхания

Одно время большое значение придавали диетам. В дальнейшем диеты были вытеснены мнением, что нравственное совершенствование человека играет большую роль в долголетии.

В даосизме существует пять запретов и десять добрых деяний

5 запретов:

  1.  Не убивать
  2.  Не воровать
  3.  Не лгать
  4.  Не прелюбодействовать
  5.  Не пить вина

10 добрых деяний

Почитать:

  1.  родителей
  2.  наставников
  3.  всех людей
  4.  живых тварей
  5.  мосты
  6.  деревья
  7.  жилища
  8.  колодцы

Освобождать:

  1.  животных и птиц
  2.  помогать страждущим

Даосизм, конфуцианство и буддизм входят в понятие китайской триады или китайского синкретизма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80755. Methods of sentence analysis. Subordination grammar and constitutional grammar 26.75 KB
  The nominative parts of the simple sentence, subject, predicate, object, adverbial, attribute parenthetical enclosure addressing enclosure. The parts are arranged in a hierarchy. The ultimate and highest of this integral modification is the scheme as a whole.
80756. Verb. Morphological classification symantic and structural classification of verbs 28.04 KB
  There are exist finite and non-finite forms of a verb. Non-finite forms or the so called verb its are infinitive, the participle and the gerund. The verb forms differ in their meaning, as function. the finite form them denotes a process.
80757. NOUN. SEMANTIC AND STRUCTURAL CLASSES OF NOUNS 27.98 KB
  The categorical functional properties of the noun are determined by its semantic properties. The most substantive function of the noun is hat of the subject in the sentence. The function of the object in the sentence is also typical of the noun as the substance word.
80758. THE ARTICLE AND ITS STYLISTIC POTENTIAL 27.64 KB
  Newspaper style was the last of all styles of written literary english to be recognized as a specific form of writing standing apart from other forms. Information in the english newspaper is conveyed through the medium of: brief news item, press reports (parlimentary, of court proceeding...
80759. SYNTATICAL EXPRESIVE MEANS AND STYLISTIC DEVISES 27.52 KB
  Within the language as a system there establish themselves certain definite types of relations between words, word-combinations, sentences and also between larger spans of utterances. The term supra-phrasal unit is used to denote larger unit than a sentence.
80760. Synonyms, euphemisms and antonyms 28.96 KB
  Traditional linguistics defines synon. As words of the same category of parts of speech conveying the same concept but differing either in shades of meaning or in stylistic characteristics. A more modern and effective approach to the classification of synonyms may based on the definition describing synonyms as words differing in connotations...
80761. Phraseological Units and the principles of their classification 30 KB
  Phraseological units because they sum up the collective experience of the community.They moralize (Hell is paved with good intentions), give worring If you sing before breakfast, you will worry before night), criticize (Everyone calls his own guse swans).
80762. Object of the Theory of Grammar. Its place among Other Linguistic Sciences 29.78 KB
  Language is social by nature: it is inseparably connected with the people who are its creators users. L. consists of three parts (sides): the phonological system, the lexical system, the grammatical system; without any one of them three is no human L. in the above sense.
80763. DISTINCTIVE LINGUISTIC FEATURES OF THE MAJOR FUNCTIONAL STYLES OF ENGLISH 26.76 KB
  A functional style of language is a system of interrilated language means which serve a definite in communication. The english literary standard we distinguish the following major functional styles: the language of belles-letters, the languge publicistic literaeture, the language of newspapers...