74947

Дроби. Вершки и корешки

Конспект урока

Математика и математический анализ

Деление на команды Все вы знаете русскую народную сказку Вершки и корешки. Мы разделимся на команды Вершки и Корешки. Команды это I и II вариант. Сейчас проведем тендер конкурс на право выбора названия варианта-команды: команда числителя Вершки и команда знаменателя Корешки.

Русский

2015-01-09

138.5 KB

0 чел.

РАЗРАБОТКА  УРОКА

математики

4 класс

Дроби. Вершки и корешки

ШАПОВАЛОВА Людмила Ивановна,

учитель начальных классов ЗОШ № 11, г.Светлодарск,

учитель высшей категории, учитель-методист,

отличник образования Украины

Цели: создать условия для обобщения и систематизации знаний о дробях;

           обогащать словарный запас учащихся; развивать устную и письменную

           математическую речь, внимание, память, логическое мышление;

           воспитывать чувство ответственности за коллектив, самостоятельность,

          интерес к математике.

Оборудование: ведомости учета работы, карточки с заданиями, картинки,

               записи на доске, цветные карандаши; ноутбук, диапроектор.

Ход урока

I. Мотивация урока

 Математику нельзя изучать,

 Наблюдая, как это делает сосед.

II. Сообщение темы урока 

Загадка: она бывает барабанная или пальцами, а еще она бывает охотничья?

                (дробь)

  1.  Историческая пауза

Прошло более тысячи лет, прежде чем учёные начали изучать их «сами по себе». Долгое время существовал даже запрет на использование дробей в математики, которую считали «чистой» наукой. Единственное исключение сделали для музыки: когда Пифагор создал первую теорию музыки, связав музыкальные интервалы с дробями. Дроби вошли в нашу повседневную жизнь и стали нашими надёжными друзьями, которые помогают нам решать многие задачи.

Долгое время к дробям было довольно особое отношение. Так, греческие купцы и строители пользовались дробями вовсю, а вот ученые дробей не признавали. Греческий ученый Платон, который жил в IV веке до нашей эры, писал: «Если ты захочешь делить 1, математики высмеют тебя и не позволят это делать».

И только Архимед решился нарушить запрет. При этом он сразу ввел в употребление дроби общего вида - 5/9, 22/7. Через 600 лет после Архимеда другой греческий математик, Диофант первым стал рассматривать дроби как числа.

У немцев до сих пор сохранилась поговорка «попасть в дроби» - это значит попасть в трудное положение.

Посмотрите, как раньше записывали дроби (слайдопрезентация).

В первых учебниках математики дробь называли «ломаные числа».

                                                                           (По материалам Интернета)

IV. Обобщение и систематизация

1. Закончи предложение

Числитель -  … это число, которое выше черты – вершок. 

Знаменатель - … это число, которое ниже черты – корешок.

2. Деление на команды

Все вы знаете русскую народную сказку «Вершки и корешки». И сегодня мы еще раз о ней вспомним. О чем она? Что высаживал мужик? Урожай корешков – это …  Урожай вершков – это …. Мы разделимся на команды «Вершки» и «Корешки».

Команды – это I и II вариант. Сейчас  проведем тендер (конкурс) на право выбора названия варианта-команды: команда числителя - «Вершки» и команда знаменателя - «Корешки». Для этого капитанам (капитаны выбраны до урока) нужно разгадать кроссворд. Кто разгадает первым – выбирает название своей команды.

 

3. Организационный момент

 Весна пришла. Пора заниматься посевами. Насколько удачна будет работа каждой команды, покажет собранный урожай вершков и корешков. Доходы каждая команда будет собирать в свою корзинку. А также каждый будет записывать свои достижения в ведомость учета работы.

Каждая команда получает свою корзинку. Вручение индивидуальных ведомостей учёта работы.

              УРОЖАЙ                                                                

                                                                                                                             

Отбор семян

Подготовка почвы

Расчёт посевов

Обработка поля

Сбор урожая

Закрома               

ДОХОД

 

Оценка __________                                

4. Проба почвы

Работу начнем с проб почвы. Вспомним, что такое почва? (Верхний рыхлый слой земли, на котором растут растения)

Названия каких цифр начинаются с тех же букв, как и название каждой команды?  

«Вершки» - 8. «Корешки» - таких цифр нет. Но есть круглые числа, в написании которых обязателен нуль.

Минутка каллиграфии цифр 0, 8.

5. Отбор семян (математический диктант)   -    4 балла 

  •  Число, записанное над чертой, называется числителем.
  •  Чтобы найти часть от числа, надо число разделить на числитель и умножить на знаменатель.
  •  Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше.
  •  Неправильная дробь – это дробь, у которой числитель больше или равен знаменателю.

Взаимопроверка.       +  -  +  +

6. Проверка погодных условий 

Записать, какая часть фигуры  закрашена.    

На доске для каждой команды находятся задания.

I вариант

 

II вариант

Ф И З К У Л Ь Т П А У З А

 Веет ветер над полями,

 И качается трава.    (Дети плавно качают руками над головой.)

 Облако плывёт над нами,

 Словно белая гора. (Потягивания – руки вверх.)

 Ветер пыль над полем носит.

 Наклоняются колосья –

 Вправо-влево, назад-вперёд,

 А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

                  

                      (Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М.: ВАКО, 2007. – 208 с.)

7. Подготовка почвы (индивидуальное задание)   -    6 баллов

 Расположить дроби в порядке:

возрастания - I вариант -                                           

 убывания - II вариант -                                                                                   

8. Расчёт посевов (решение задачи, один ученик выполняет у доски) -    5 баллов

Огород имеет площадь 56 кв.м.  5/8 площади засадим морковью, 1/7 часть – луком, а остальное – свёклой. Какую площадь засадим свёклой?

Решение

1) 56: 8 • 5 = 7 • 5 = 35 (м2) – морковь

2) 56: 7 = 8 (м2) – лук

3) 35 + 7 = 42 (м2)– морковь и лук 

4) 56 – 42 = 14 (м2) – свёкла

                                    Взаимопроверка.

9. Обработка поля (индивидуальное задание) -  3 балла

        Сравнение дробей.

I вариант       и  ;      и  ;     и  .

II вариант     и ;   и ;    и .

10. Сбор урожая (индивидуальное задание) -  4 балла

       Закрасить дробь числа.

11. Закрома  -    2 балла

   При каких значениях Х дробь  - правильная.

   При каких значениях Х дробь  - неправильная.

V. Итог урока

 1. Подсчёт доходов каждой команды

            Подсчет  количества репы и снопов пшеницы в соответствующей корзинке.    

            Объявление команды-победителя.                   

       

       2. Подсчет индивидуальных доходов

24 б. – 12                            12 – 10 б. – 6 

23 б. – 11                                7 – 9 б. – 5 

22 б. – 10                                4 – 6 б. – 4

19 – 21 б. – 9                               3 б. – 3

16 – 18 б. – 8                                2 б. – 2

13 – 15 б. – 7                               1 б. – 1

3. Да, путь познания  не гладок.

    Но знаем мы со школьных лет,

    Загадок больше, чем разгадок,

    И  поискам предела нет.


МЕТОДИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ

В течение урока каждая команда по цепочке подсчитывает сумму индивидуальных результатов выполненного задания (устный счет). Чьи результаты окажутся выше, та команда получает в свою корзинку соответственно репу  или сноп пшеницы.

    Шкала оценивания индивидуальных результатов

Отбор семян

4 б.

Подготовка почвы

6 б.

Расчёт посевов

5 б.

Обработка поля

3 б.

Сбор урожая

4 б.

Закрома

2 б.

ДОХОД

24 б.

Весь урок сопровождается слайдопрезентацией, в которой размещены:  данные исторической справки, все задания (исключения: «Проверка погодных условий» и «Закрома», материал – на доске) и ответы на них.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44890. Новое время. Европа в начале нового времени 14.19 KB
  Новое время неразрывно связывается с утверждением буржуазным индустриальным прогрессомâ. В последнее время многие историки склоняются к мнению что нельзя искусственно отрывать от буржуазной цивилизации такие явления как великие географические открытия реформация и гуманизм научная революция которые дали толчок к зарождению буржуазии.: ранее новое время когда капитализм только зарождался и существовал в виде одного из укладов жизни.
44891. Методика формирования и развития системы понятий о химическом элементе 23.19 KB
  Цель изучения химических производств показать учащимся как достижения науки используются для практических нужд отразить роль науки как движущей силы производства и прогресса. Изучение химических производств позволяет существенно усилить экологическую сторону обучения химии раскрыть возможность реализации и требований экологической безопасности при грамотной организации производства что является важной воспитательной задачей курса химии средней школы. Структура системы понятий об основах химического производства. На этом основании можно...
44893. Понятие ОМ. Общественное мнение и паблицитный капитал как результаты PR-деятельности 20.26 KB
  Общественное мнение и паблицитный капитал как результаты PRдеятельности Общественное мнение - это специфическое проявление общественного сознания выражающееся в оценках как в устной так и в письменной форме и характеризующее явное отношение групп общественности к актуальным проблемам действительности представляющим общественный интерес. Для PRдеятельности Общественное мнение его преобразование изменение в нужном для субъекта PR направлении это объект и продукт PRдеятельности. Программы деятельности субъектов PR...
44894. Travelling. Путешествие 15.03 KB
  It is аlwys interesting to discover new things different wys of life to meet different people to try different food to listen to different musicl rhythms. Most trvellers nd holidymkers tke cmer with them nd tke pictures of everything tht interests them the sights of city old churches nd cstles views of mountins lkes vlleys plins wterflls forests different kinds of trees flowers nd plnts nimls nd birds.
44895. Трудная жизненная ситуация как категория социальной работы 23 KB
  Устоявшиеся нормативные стандарт трудныепротиворесчивые Признаки ТЖС:1 Неадекватность алгоритм. ЧеловекаТЖС ситуация соц.Факторы ТЖС: поведенческий экзистенциональный вероятностнопрогностическийСтруктура ТЖС:участники связан. Классификация ТЖС: по харкам субъектаиндивидуал.
44896. Синтаксические нормы 15.33 KB
  Благодаря преступной халатности водителя произошла эта авария Выбор падежной формы при гл. Выбор предлога. Выбор падежа при глаголе с отрицанием.
44897. Поняття культури мови. Комунікативні якості культури мови 25.5 KB
  Поняття культури мови. Комунікативні якості культури мови. Культура мови ознака літературної мови параметр за яким встановлюються авторитетні загальновизнані стандарти реалізовані в нормах писемного й усного спілкування. З культурою мови насамперед пов'язують уміння правильно говорити й писати дотримуватися всіх норм літературної мови.