74947

Дроби. Вершки и корешки

Конспект урока

Математика и математический анализ

Деление на команды Все вы знаете русскую народную сказку Вершки и корешки. Мы разделимся на команды Вершки и Корешки. Команды это I и II вариант. Сейчас проведем тендер конкурс на право выбора названия варианта-команды: команда числителя Вершки и команда знаменателя Корешки.

Русский

2015-01-09

138.5 KB

0 чел.

РАЗРАБОТКА  УРОКА

математики

4 класс

Дроби. Вершки и корешки

ШАПОВАЛОВА Людмила Ивановна,

учитель начальных классов ЗОШ № 11, г.Светлодарск,

учитель высшей категории, учитель-методист,

отличник образования Украины

Цели: создать условия для обобщения и систематизации знаний о дробях;

           обогащать словарный запас учащихся; развивать устную и письменную

           математическую речь, внимание, память, логическое мышление;

           воспитывать чувство ответственности за коллектив, самостоятельность,

          интерес к математике.

Оборудование: ведомости учета работы, карточки с заданиями, картинки,

               записи на доске, цветные карандаши; ноутбук, диапроектор.

Ход урока

I. Мотивация урока

 Математику нельзя изучать,

 Наблюдая, как это делает сосед.

II. Сообщение темы урока 

Загадка: она бывает барабанная или пальцами, а еще она бывает охотничья?

                (дробь)

  1.  Историческая пауза

Прошло более тысячи лет, прежде чем учёные начали изучать их «сами по себе». Долгое время существовал даже запрет на использование дробей в математики, которую считали «чистой» наукой. Единственное исключение сделали для музыки: когда Пифагор создал первую теорию музыки, связав музыкальные интервалы с дробями. Дроби вошли в нашу повседневную жизнь и стали нашими надёжными друзьями, которые помогают нам решать многие задачи.

Долгое время к дробям было довольно особое отношение. Так, греческие купцы и строители пользовались дробями вовсю, а вот ученые дробей не признавали. Греческий ученый Платон, который жил в IV веке до нашей эры, писал: «Если ты захочешь делить 1, математики высмеют тебя и не позволят это делать».

И только Архимед решился нарушить запрет. При этом он сразу ввел в употребление дроби общего вида - 5/9, 22/7. Через 600 лет после Архимеда другой греческий математик, Диофант первым стал рассматривать дроби как числа.

У немцев до сих пор сохранилась поговорка «попасть в дроби» - это значит попасть в трудное положение.

Посмотрите, как раньше записывали дроби (слайдопрезентация).

В первых учебниках математики дробь называли «ломаные числа».

                                                                           (По материалам Интернета)

IV. Обобщение и систематизация

1. Закончи предложение

Числитель -  … это число, которое выше черты – вершок. 

Знаменатель - … это число, которое ниже черты – корешок.

2. Деление на команды

Все вы знаете русскую народную сказку «Вершки и корешки». И сегодня мы еще раз о ней вспомним. О чем она? Что высаживал мужик? Урожай корешков – это …  Урожай вершков – это …. Мы разделимся на команды «Вершки» и «Корешки».

Команды – это I и II вариант. Сейчас  проведем тендер (конкурс) на право выбора названия варианта-команды: команда числителя - «Вершки» и команда знаменателя - «Корешки». Для этого капитанам (капитаны выбраны до урока) нужно разгадать кроссворд. Кто разгадает первым – выбирает название своей команды.

 

3. Организационный момент

 Весна пришла. Пора заниматься посевами. Насколько удачна будет работа каждой команды, покажет собранный урожай вершков и корешков. Доходы каждая команда будет собирать в свою корзинку. А также каждый будет записывать свои достижения в ведомость учета работы.

Каждая команда получает свою корзинку. Вручение индивидуальных ведомостей учёта работы.

              УРОЖАЙ                                                                

                                                                                                                             

Отбор семян

Подготовка почвы

Расчёт посевов

Обработка поля

Сбор урожая

Закрома               

ДОХОД

 

Оценка __________                                

4. Проба почвы

Работу начнем с проб почвы. Вспомним, что такое почва? (Верхний рыхлый слой земли, на котором растут растения)

Названия каких цифр начинаются с тех же букв, как и название каждой команды?  

«Вершки» - 8. «Корешки» - таких цифр нет. Но есть круглые числа, в написании которых обязателен нуль.

Минутка каллиграфии цифр 0, 8.

5. Отбор семян (математический диктант)   -    4 балла 

  •  Число, записанное над чертой, называется числителем.
  •  Чтобы найти часть от числа, надо число разделить на числитель и умножить на знаменатель.
  •  Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше.
  •  Неправильная дробь – это дробь, у которой числитель больше или равен знаменателю.

Взаимопроверка.       +  -  +  +

6. Проверка погодных условий 

Записать, какая часть фигуры  закрашена.    

На доске для каждой команды находятся задания.

I вариант

 

II вариант

Ф И З К У Л Ь Т П А У З А

 Веет ветер над полями,

 И качается трава.    (Дети плавно качают руками над головой.)

 Облако плывёт над нами,

 Словно белая гора. (Потягивания – руки вверх.)

 Ветер пыль над полем носит.

 Наклоняются колосья –

 Вправо-влево, назад-вперёд,

 А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

                  

                      (Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М.: ВАКО, 2007. – 208 с.)

7. Подготовка почвы (индивидуальное задание)   -    6 баллов

 Расположить дроби в порядке:

возрастания - I вариант -                                           

 убывания - II вариант -                                                                                   

8. Расчёт посевов (решение задачи, один ученик выполняет у доски) -    5 баллов

Огород имеет площадь 56 кв.м.  5/8 площади засадим морковью, 1/7 часть – луком, а остальное – свёклой. Какую площадь засадим свёклой?

Решение

1) 56: 8 • 5 = 7 • 5 = 35 (м2) – морковь

2) 56: 7 = 8 (м2) – лук

3) 35 + 7 = 42 (м2)– морковь и лук 

4) 56 – 42 = 14 (м2) – свёкла

                                    Взаимопроверка.

9. Обработка поля (индивидуальное задание) -  3 балла

        Сравнение дробей.

I вариант       и  ;      и  ;     и  .

II вариант     и ;   и ;    и .

10. Сбор урожая (индивидуальное задание) -  4 балла

       Закрасить дробь числа.

11. Закрома  -    2 балла

   При каких значениях Х дробь  - правильная.

   При каких значениях Х дробь  - неправильная.

V. Итог урока

 1. Подсчёт доходов каждой команды

            Подсчет  количества репы и снопов пшеницы в соответствующей корзинке.    

            Объявление команды-победителя.                   

       

       2. Подсчет индивидуальных доходов

24 б. – 12                            12 – 10 б. – 6 

23 б. – 11                                7 – 9 б. – 5 

22 б. – 10                                4 – 6 б. – 4

19 – 21 б. – 9                               3 б. – 3

16 – 18 б. – 8                                2 б. – 2

13 – 15 б. – 7                               1 б. – 1

3. Да, путь познания  не гладок.

    Но знаем мы со школьных лет,

    Загадок больше, чем разгадок,

    И  поискам предела нет.


МЕТОДИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ

В течение урока каждая команда по цепочке подсчитывает сумму индивидуальных результатов выполненного задания (устный счет). Чьи результаты окажутся выше, та команда получает в свою корзинку соответственно репу  или сноп пшеницы.

    Шкала оценивания индивидуальных результатов

Отбор семян

4 б.

Подготовка почвы

6 б.

Расчёт посевов

5 б.

Обработка поля

3 б.

Сбор урожая

4 б.

Закрома

2 б.

ДОХОД

24 б.

Весь урок сопровождается слайдопрезентацией, в которой размещены:  данные исторической справки, все задания (исключения: «Проверка погодных условий» и «Закрома», материал – на доске) и ответы на них.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21874. Условия и факторы качества управленческих решений 47 KB
  Условия и факторы качества управленческих решений. Свойства качественных решений 3. Условия и факторы качества решений 3. Существует показатель косвенно оценивающий качество принятых управленческих решений через количество выполненных решений: Кк = Рв Рн Рп 100 где Кк коэффициент качества управленческих решений; Рп количество принятых управленческих решений; Рв количество выполненных управленческих решений; Рн количество выполненных некачественных решений.
21875. Модели и методология разработки управленческого решения 143.5 KB
  Модель менее сложна чем моделируемый объект и позволяет руководителю лучше разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение. В этой модели основное внимание уделяется роли ожиданий и системы ценностей членов организации их представлениям о ситуации взаимодействию между членами организации.Качество индуктивной модели определяется тем насколько с одной стороны удается упростить описание ситуации принятия решения а с другой насколько верно удается отразить основные свойства моделируемой ситуации. Здесь путь создания...
21876. Гражданский иск как способ восстановления нарушенных прав 339.5 KB
  Объектом работы являются правоотношения, возникающие между государством в лице органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу и гражданином, в связи с реализацией им права на восстановление нарушенных прав, в том числе и входящего в его структуру права на возмещение имущественного вреда и устранение последствий морального вреда.
21877. Роль автоматизации в процессе производства нефтяного кокса 405.5 KB
  Целью данной курсовой работы является изучение роли автоматизации в процессе производства нефтяного кокса. Актуальность избранной темы вызвана тем, что внедрение специальных автоматических устройств приводит к увеличению количества продукции и улучшению его качества, росту производительности труда, снижению себестоимости продукции, улучшению условий работы, удлинению сроков эксплуатации оборудования и т. д.
21878. Разработка информационных фильтров для программируемых сетевых агентов 548 KB
  Общая теория информационных агентов, дан обзор существующих разработок в области программирования при помощи агентов, введены и формализованы понятия социальной сети как информационного пространства, где действует агент, а также определены специфические функции агента, приведены этапы и результаты разработки сетевого агента.
21879. БАЛЬНЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КБР: ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ КУРОРТА НАЛЬЧИК) 1.61 MB
  Изучение природных условий и ресурсов КБР, населения и трудовых ресурсов, хозяйства и экономических предпосылок развития рекреации; Составление характеристики рекреационных ресурсов КБР и их использования: природных, социально-экономических, культурно-исторических ресурсов; Рассмотрение современного курортно-рекреационного комплекса КБР...
21880. Бандитизм (статья 209 УК РФ) 250.5 KB
  Бандитизм - преступления против общественной безопасности, т.е. деяния, признанные уголовным законом грубо нарушающими нормальные условия повседневной жизни и деятельности людей. Эти преступления причиняют или могут причинить существенный вред личным, общественным, и государственным интересам, здоровью, телесной неприкосновенности и достоинству граждан.
21881. Влияние восточных элементов на режиссуру ХХ века 1.24 MB
  Рассмотреть основные принципы театра «Но», охарактеризовать функции маски в театре «Но», выявить аналогии основных принципов театра «Но» в европейской режиссуре, проанализировать функции маски в европейской режиссуре XX века.
21882. Основы организации обслуживания потребителей 87.5 KB
  1 Метод обслуживания официантами .2 Самообслуживание его сущность и формы Комплексная оценка показателей качества обслуживания 1. Процесс обслуживания потребителей –это совокупность операций которые выполняются исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуг во время реализации кулинарной продукции и организации досуга.