7497

Философия Средних Веков. Становление и развитие христианства

Доклад

Логика и философия

Философия Средних Веков. Становление и развитие христианства В средние века европейская философия теснейшим образом связана с христианством. К концу I тысячилетия до н.э. земля древнееврейских государств, Израиля и Иуде...

Русский

2013-01-24

48.5 KB

3 чел.

Философия Средних Веков. Становление и развитие христианства

В средние века  европейская  философия теснейшим образом связана с  христианством.

К концу I тысячилетия  до н.э. земля  древнееврейских государств, Израиля и Иудеи, оказались под властью Рима. В этих условиях зарождается ересь в иудаизме и оформляется в новое учение в  I  веке н.э. и получает название  христианство. Последователи этого учения считали, что Иисус – это и есть мессия, что он принял страдания людей и что нужно  выполнять его заветы и ждать его возвращения и Царства Божьего на Земле. Это получило отражение в Евангелии (от Марка, от Матфея, от Луки, от Иоанна). Иисус- реальное историческое лицо, но постепенно  его мифилогизировали. Раннее христианство получило быстрое распространение, так как признавало равенство людей независимо от их этнического и социального происхождения. Раннее христианство не признавало богатство и считало труд обязательным для всех. Так образовались общины, где все должны были трудиться.. Первые столетия существования христианства его последователей преследовали. Постепенно социальная база расширилась - идеи христианства становились привлекательными среди обеспеченных людей жителей Рима, которые разочаровались в его общественных идеалах. Христианская церковь стала более терпимо относиться к богатству, принимать пожертвования, строить храмы. В начале IV в.  н.э. император Константин издал указ о запрете гонений на христиан (309 г.). В конце IV в.  хритстианство стало официальной религией Римской империи. В IVV веках  н.э. намечается первый раскол в Христианстве, зарождается два направления:

 

Западная Римско - Католическая  церковь

Восточная  Греческая – ортодокасальная (православная)  церковь

Во главе стоит Папа Римский (претендует на государственную власть, имеет церковную)

Во главе стоят патриархи (у каждой страны свой), не претендует на светскую власть

Признает Догмат триединства

Бог отец - безначальное первоначало

Бог сын - смысловое начало

Святой дух - животворящее начало

Дух святой исходит и от Бога Отца, и от Бога сына

Дух святой исходит только от Бога Отца

Окончательное разделение на католицизм и православие произошло в XI веке. В IVV веках  оформляются еще два течения в Христианстве – монофистские:

  1.  Армяно – Григорианская церковь считают, что Иисус – это Бог;
  2.  Несторианство – Патриарх Нестор предлагал, обсудить, что Иисус – это человек, ставший обителью  Божей. Несторианские общины существуют по сей день. Христианство – ученье развивающееся. В нем будут появляться новые течения. Наиболее крупная ветвь протестантизм (появился в результате реформации).

Теоцентризм средневековой философии

Теоцентризм (Бог в центре)  – это  принцип средненвековой философии, который утверждает, что единственной реальностью, определяющей все сущеее является Бог.

В Средние века ведущей идеологией является христианство.

Отцы церкви пвтались обосновать новую  религию, в результате чего появилась патристика (течение средневековой философии, дающее обоснование христианству на первых этапах его развития). Тертулиан  ( II в. н. э.), Ориген( III в. н. э.), Августин Блаженный ( IVV в. н. э.) пытались обосновать высшую сущность Бога, как находящуюся на вершине лестницы церковной иерархии. На этом этапе онтология заменяется идеей творения или креационизмом. Бог не тварен или не сотворен, И он не может быть познан с помощью разума, а может быть постигнут только с помощью веры. А тварный мир (сотворенный) может быть постигнут с помощью разума и чувств (гносеология).

В IVV веках жил римский философ Боэций («последний римлянен») показал различия двух понятий: «сущность» -(эссенция –лат.) и «существование» - (экзистенция – лат.). Боэций считал,что только в одном явлении совпадают сущность и существование.Это  явление – Бог. В других явлениях  сущность познается  разумом , а существование  познают через опыт и разум. На смену патристики приходит схоластика (с латыни – «школа» )  - это течение средневековой религиозной философии, дающая обоснование основным догматам христианства. Схоластика способствовала развитию диалектики мышления, умению вести диспуты. В схоластике можно выделить два течения :

1) Реализм –это течение средневековой схоластики, которая утверждает, что реальностью обладают лишь общие понятия, существующие в разуме  бога до сотворения вещей. Сторонники реализма на первое место ставили разум, затем волю (то есть  побуждение к действию). Похожие взгляды в античной философии были у Платона.

2) Номинализм – это течение средневековой схоластики утверждает, что общие понятия -это лишь имена, которые даются вещи после ее появления. Таким образом, очевиден приоритет воли над разумом. В античной философии похожие взгляды были у Аристотеля.Одним из представителей схоластики был Фома Аквинский, который жил в XIII веке и был теологом (богословом) и знатоком  трудов Аристотеля. Учение Аристотеля  он использовал на благо христинства. Фома Аквинский  использовал теорию «золотой середины»  в споре с идеологом аскетизма – Франциском Ассизским ( Святой Франциск). Фома Аквинский считал, что все должно быть в меру и, что крайние истязания и ограничения тела не способствует духовному совершенствованию. Аквинский считал, что богатство не является грехом, если его владелец делится с окружающими. Например, часть отдает церкви и  дает работу слугам. Фома в каждом явлении видел противоположные стороны, т.е. опирался на диалектику. В дальнейцшем ученье Фомы Аквинского получает название томизм. В XIX в. неотомизм становится официальной философией католической церкви.

В Средние века к человеку относились как образу и подобию божьему, поэтому человек ставился выше  природы, отсюда вытекает, что человек может подчинить себе природу, и лишь в XX в. меняется отношение. В Средние века человека рассматривали вслед за Оригеном следующим образом:

Дух  Душа Тело.

Тело считалось грешным. Его скрывали. Человек должен был искупать первородный грех человечества (грех Евы и Адама).  Грех люди должны были трудится в поте лица и искупать этот грех.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53647. Урок внеклассного чтения в 9 классе по рассказу Э. Хемингуэя «Кошка под дождём» 55 KB
  Структура урока Организационный момент Актуализация мотивация и целеполагание Слово учителя Беседа по тексту Итог урока Рефлексия Тип урока изучение и первичное закрепление нового материала. Ход урока. Структура урока Деятельность учителя Деятельность ученика Организационный момент 1 минута Приветствует учащихся рассаживает их по партам создает доброжелательную рабочую атмосферу проверяет готовность учащихся к работе и наличие у каждого ученика художественного текста.
53648. Стоимость источников заемного капитала, собственного капитала. Средневзвешенная стоимость капитала 32.5 KB
  Основными элементами заемного капитала являются ссуды банка и выпущенные предприятием облигации. Стоимость такого источника финансирования как банковские ссуды зависит в первую очередь от процентной ставки по кредиту.
53649. Художественная культура Античности 340.5 KB
  Ученики отвечают на вопросы Ученики вставляют пропущенные слова Ученики пишут современное значение крылатых выражений Ученики отгадывают загадки о древнегреческих богах Ученики отгадывают ребусы Ученики отвечают на вопросы Ученики вставляют пропущенные слова Ученики пишут современное значение крылатых выражений Ученики отгадывают загадки древнегреческих богах Ученики отгадывают ребусы 1 вариант Древнеримская культура Определите соответствие между древнегреческими и древнеримскими богами их функциями Зевс Марс 1 бог любви Арес...
53650. Художественная культура Древнего Рима. Мифологические представления древних римлян 110.5 KB
  Основные понятия урока: античное искусство этруски патриотизм империя Методы: Наглядный просмотр репродукций и иллюстраций работа с карточками по мифологии словесный рассказ учителя беседа учителя и учеников письменное заполнение таблицы. Ход урока: Время Содержание урока речевая деятельность учителя и учеников Примечания по выполнению: этапы урока деятельность...
53651. Знакомство с отрывком из рассказа И.С.Соколова-Микитова «Русский лес» 31.5 KB
  Сегодня не покидая нашего класса мы отправляемся в весенний лес. – А что можно услышать ранним утром войдя в весенний лес шум ручья пение птиц как ветер гуляет в юной листве Представьте раннее утро По лесу идет Иван Сергеевич Соколов-Микитов. Учитель читает отрывок из произведения Русский лес Соколова-Микитова.
53652. Лицемерие в комедии Ж.Б.Мольера «Тартюф» 57 KB
  Кого сегодня нет учитель отмечает в журнале отсутствующих. Учитель: Запишите пожалуйста тему урока. Учитель: Запишите пожалуйста эпиграф полное имя и годы жизни драматурга. Учитель: До Мольера комедии считались низким жанром.
53653. Бюджетирование как инструмент финансового планирования. Финансовые бюджеты 27 KB
  Планирование текущей деятельности предприятия заключается в построении генерального бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов
53654. Прямоугольник и квадрат 53 KB
  Цель: Формировать первоначальное представление о геометрических фигурах: прямоугольник и квадрат. Задачи: 1 уточнить понятия прямоугольника и квадрата выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата 2 формировать способность к распознанию фигур на основе существенных свойств изображению и вычислению их периметра 3 развивать устные вычислительные навыки логическое мышление обогащать...
53655. Деление чисел с разными знаками 2.66 MB
  Организационный момент Учитель: Здравствуйте садитесь. Проверка домашнего задания учитель включает проектор со слайдом домашней работы на котором также отражены критерии оценки работы Учитель: Поменяйтесь тетрадями. ученики сверяют ответы Учитель: Критерий оценки: все решено верно – ставьте ПЯТЬ один минус – ЧЕТЫРЕ дватри минуса – ТРИ во всех остальных случаях – ДВА. Устная работа Таблица с правилом знаков на магнитной доске Учитель: повторим правило знаков для умножения внимание на магнитную доску.