7498

Философия личности. Философские взгляды на личность

Доклад

Логика и философия

Философия личности Одним из первых представителей неклассической философии был немецкий мыслитель Артур Шопенгауэр (1788 г.г.). Его интересовала история Востока, восточные языки, философия Индии и Китая. Главное произведение...

Русский

2013-01-24

45.5 KB

2 чел.

Философия личности

Одним из первых представителей неклассической философии  был немецкий мыслитель Артур Шопенгауэр (1788 –1860 г.г.). Его интересовала  история Востока, восточные языки, философия Индии и Китая.

Главное произведение "Мир как  воля и представление " (1818-1844 г.г.) Шопенгауэр считал, что каждая индивидуальная   воля  стремится к мировой  воле, но достичь ее невозможно, а если бы  это  случилось, то индивидуальная воля бы погибла. По мнению Л.Н. Толстого  Кутузов  в войне с Наполеоном  полагался на мировую волю и победил.

Шопенгауэр считал, что индивидуальная  воля в наибольшей степени приближается к мировой в тот период, когда она находится в своей родовой стихии, то есть  в период, когда человек стремится  к продолжению рода и его воля стремится  к другой воле противоположного пола. Шопенгауэр говорил, что  в этот период человек будет искать  партнера, компенсирующего  его недостатки, и главную роль  будут играть не возвышенные чувства, а  слепое стремление  друг к другу. Критериями являются  в первую очередь здоровье, молодость и компенсация собственных недостатков. С появлением первенца  всякий интерес   исчезает и начинается проза жизни, поэтому  человек должен погасить свои страсти, отказаться  от всех стремлений, чтобы не разочаровываться  и погрузиться в  нирвану.  Шопенгауэр  обратил внимание на ту сторону человеческой жизни, на которую прежде философы не обращали внимания.

Зигмунд Фрейд  (1856 – 1939 г.г.)

Родился в Австро-Венгрии (на территории Чехии). Сначала работал в Вене врачом. Прошел стажировку в Париже клинике Шарко, начинал заниматься нервными и психическими расстройствами.

Зигмунд Фрейд  пришел к выводу, что человеческая психика имеет сложную структуру. Он выделил 3 уровня:

- Ид («оно») –самый глубинный уровень

- Эго («я»)

- Супер эго («сверх я»)

I «Ид» - бессознательный, инстинктивный уровень, обуславливающий стремление человека к удовольствию, к удовлетворению своих потребностей. Это генетический уровень.

Фрейд выделяет следующие инстинкты:

  1.  Инстинкты жизни (самосохранения, продолжения рода, сексуальный инстинкт – либидо),

2.    Инстинкт смерти (саморазрушение и отсутствие самосохранения).
II «Эго» - это человек, осознающий свой возраст, свое положение. Человек в какой-то мере сдерживает свои бессознательные влечения.

III «Супер эго» - человек контролирует себя с точки зрения моральных, религиозных, правовых, запретов, предъявляемых обществом. Это внешнее требование.

Фрейд установил, что в основе неврозов лежит чувство подавленности, возникающее, когда человек подавляет свои инстинкты. Часто причиной неврозов являются проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Нередко они возникают в детстве (проблемы во взаимоотношениях с родителями со сверстниками, просто со взрослыми людьми). Фрейд вводит понятие «эдипов комплекс» или «комплекс Электры» (когда мальчик боготворит мать, а девочка – отца). Во взрослой жизни возникают проблемы поиска спутника (цы) жизни. Фрейд видит проблемы во  взаимоотношениях в детстве.

Фрейд абсолютизировал биологическое начало человека и сексуальные инстинкты. Он делает вывод: если человек не реализует либидо, то происходит сублимация энергии в творчестве.

Фрейд придавал большое значение сновидениям. Он говорил, что в сновидениях реализуется то, что не реализовано у человека в жизни. Также Фрейд занимался изучением оговорок, т.к. считал, что в них выходит бессознательное.

Фрейд создал метод психоанализа, который состоит в поиске причин болезни самим пациентом, с помощью вопросов врача. Этот метод получил распространение в XX в. В 1й половине XX в.

В Европе появились клиники,  работавшие по методу Фрейда.

Последователи Фрейда: К. Юнг, Э. Фромм. Они смягчили биологизаторское начало учений Фрейда.

Взгляды Фрейда оказали большое влияние на развитие философии личности, на психологию, на литературу и искусство XX века.

Эрик Фромм (1900 – 1980 г.г.)

Он оказал влияние на мысли молодежи второй половины  (60 е г.г.)

Фромм родился в Германии, а в начале 30х г.г. иммигрировал в Америку. Он занимался психологией личности. Одна из его работ – это «Искусство любви», в которой он говорит о важности чувства любви для человека во всех его проявлениях (любовь, начиная от любви к Богу до любви к вещам и предметам). Главное любовь мужчины и женщины, любовь родителей и детей и т.д.

Идея любви пришла от Фромма в сознание целого поколения молодежи 60х г.г. – движение «хиппи».

Фромм предлагает модель преобразования общества, которая предусматривает перераспределение богатства. Он говорит, что богатый север  (Европа, Северная Америка) должны поделиться с бедным Югом, чтобы все люди имели необходимый минимум, который позволял бы не думать «о хлебе насущном» , а давал бы возможность раскрывать свои творческие способности реализовывать себя. Эта теория нереальна, следовательно, является социальной утопией.

Экзистенциализм (существование) – это одно из направлений философии личности, которое утверждает, что сущность предшествует существованию, и человек раскрывается в критических ситуациях в момент выбора между жизнью и смертью, в пограничном состоянии (между нормой и отклонением от нормы). Это течение способствовало углублению понимания личности, и ее взаимоотношения с внешним миром.

Среди основателей экзистенциализма можно назвать:

Кьеркегор (XIX в.), Бердяев, Хайдеггер (немецкий философ, умер в 1976 г.) и французские мыслители А. Камю (1913 – 1960 г.г.) и Жан Поль Сартр (1905 – 1980 г.г.).

Сартр говорил, что он попытался в своей философии соединить фрейдизм с марксизмом; в марксизме предусматривается социальная справедливость.

Фридрих Ницше  (1844 – 1900 г.г.)

Учился на факультете классической философии (греческий и латынь). Позже занялся изучением древнегреческой культуры, театра. В 24 г. стал профессором. Ницше написал работу об истории древнегреческого театра в которой высказывает нетрадиционное мнение о греческой культуре. Он говорил, что в ней присутствует два начала:

- начало Аполлона - светлое

- начало Диониса – темное (ночное время, Дионис – ночной Бог)

Не все подчиняется разуму, есть внутренние силы, потребности, чувства которые не контролируются разумом.

Наиболее известные произведения Ницше «Человеческое слишком человеческое», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра», «Воля к власти».

Основные идеи творчества Ницше:

  1.  Идея философствования по ту сторону добра и зла.
  2.  Учение о переоценке ценностей.
    По мнению Ницше весь мир есть шутка Бога, это иллюзия, чтобы разобраться в этом, надо обернуть мир и на обороте будет начертана истина. Ницше нельзя понимать прямолинейно.
  3.  Учение о сверхчеловеке.
    Трактовка Ницше как проповедника сильного человека, как сторонника воли и насилия неверна.  Ницше выступает против стандартного шаблонного мышления и поведения. С точки зрения Ницше душевная сила человека является его стержнем; человек должен полагаться на самого себя самосовершенствоваться и утверждаться, но не за счет других, а за счет своих собственных сил. Вот такой человек и есть сверхчеловек.

В книге «Так говорил Заратустра» есть притча о духе. Ницше пишет, что дух вначале превратился в верблюда, а тот превратился в ребенка. Дух также как верблюд тянет на себе весь мир. Его путь лежит через пот и кровь. Но этот путь ведет к пустыне, где жить он будет один. В пустыне он должен  превратиться во льва, чтобы иметь силу и независимость для выживания. Но когда речь заходит о творчестве, лев бессилен, он должен превратиться в ребенка, который обладает необходимой мерой чистоты для творчества.

«Воля к власти» название дано издателями не очень удачно, т.к. Ницше подразумевал волю к власти над собой, а не над другими. Первая часть «Антихристианин» была подготовлена самим Ницше. Здесь сконцентрированы его размышления о проблеме Бога. Ницше действительно критиковал современное ему христианство. Он говорил, что христианская церковь обесценивает многие ценности. Но сказать, что Ницше – атеист из-за его негативного отношения к  христианству нельзя, все намного сложнее. Ницше говорил, что Бог умер, но умер на улице как общественный культ. Но он считает, что  Бог остался  в душе и в культуре. Философские взгляды Ницше оказали большое влияние на развитие литературы, искусства XX века.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4661. Взаимосвязь между геометрическими параметрами и качеством изделий 59 KB
  Взаимосвязь между геометрическими параметрами и качеством изделий Влияние геометрических параметров на качество изделий Очевидно, что качество изделий в значительной степени обеспечивает изготовитель. Если изделие сделано плохо, оно плохо работает...
4662. Допуски формы и расположения поверхностей 193.5 KB
  Допуски формы и расположения поверхностей Отклонения и допуски формы поверхностей Реальные поверхности деталей, получаемые с помощью любых технологических процессов, всегда характеризуются отклонениями от номинальной (геометрически правильной) формы...
4663. Допуски и посадки гладких цилиндрических поверхностей 208.5 KB
  Допуски и посадки гладких цилиндрических поверхностей Обозначение допусков и посадок Расшифровка неизвестного сообщения требует знания использованного шифра или, как теперь чаще говорят, кода. Понятие кодирования применяется очень широко: кодовые за...
4664. Принципы построения систем допусков и посадок 108 KB
  Принципы построения систем допусков и посадок Системы допусков и посадок Систематизация и классификация используются как универсальный инструмент познания. Изучение некоторой системы объектов всегда основано на выделении их наиболее существенных...
4665. Шероховатость и волнистость поверхностей деталей 318 KB
  Шероховатость и волнистость поверхностей Реальная поверхность, ограничивающая деталь, в отличие от номинальной – геометрически правильной и гладкой – имеет сложный профиль, характеризующийся макрогеометрией (отклонения формы) и микрогеом...
4666. Налоговое право Российской федерации. Курс лекций 515 KB
  Основные понятия и положения налогового кодекса Налоговый кодекс РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности...
4667. Стандартизация, взаимозаменяемость, контроль в производстве 90.5 KB
  Стандартизация, взаимозаменяемость, контроль Кустарное производство изделий было чисто индивидуальным и основанным на пригонке деталей друг к другу. Взаимозаменяемость появилась как ответ на необходимость серийно выпускать промышленные изделия. В...
4668. Семьеведение. Учебное пособие для студентов. Познание семьи 485.64 KB
  В пособии рассматривается проблематика семьеведения – области комплексных междисциплинарных исследований любви, семьи и брака. Систематизирован разнообразный научный материал, позволяющий представить различные аспекты семейной жизни. Пособие пр...
4669. Основы проектирования режущего инструмента 1.94 MB
  Протяжки и прошивки. Назначение, классификация, определение и область применения Протяжка – это многолезвийный РИ с рядом последовательно – выступающим одно над другим лезвий в направлении, перпендикулярном к направлению скорости гл...