74989

Местоимение как часть речи. Роль местоимений в тексте

Конспект урока

Педагогика и дидактика

ЦЕЛЬ: Дать представление о местоимении как части речи; познакомить с особенностями местоимений и их ролью в речи; учить подбирать необходимые местоимения в связной речи. Называют ли местоимения она у нее конкретный предмет или только указывают на него...

Русский

2015-01-09

115.5 KB

5 чел.

В помощь молодому учителю

Серия уроков по теме:

«МЕСТОИМЕНИЕ»

4 класс

Учитель-методист Новостепновской

общеобразовательной школы

IIII ступеней

    Усатова Галина Васильевна

    Старший учитель Новостепновской

общеобразовательной школы

IIII ступеней

    Звейко Валентина Анатольевна

ТЕМА: Местоимение как часть речи.

Роль местоимений в тексте.

ЦЕЛЬ: Дать представление о местоимении как части речи; познакомить с особенностями местоимений и их ролью в речи; учить подбирать необходимые местоимения в связной речи. Развивать умение работать в парах; развивать творческие способности учиться; развивать сообразительность, языковое чутье. Воспитывать любовь к родному слову, бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: Таблица «Местоимение», портрет А.С.Пушкина, раздаточный материал.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Минутка чистописания

Отгадайте загадку:

Когда руки всегда бывают чистыми?

- Когда они вымыты.

Какая гласная буква повторяется в каждом слоге?

- ы

Напишите цепочку, которая состояла бы из нескольких пар букв. В каждую пару должны входить буква Ы и по очереди находящиеся в группах буквы в алфавитном порядке.

- ыа  ыб  ыв  ыг …

2. Орфографический диктант

Большие холода, седая борода, полосатый котенок, подошел к нему, красивые снегири, родная сторона, вытащил его.

а) определить части речи.

б) какую часть речи мы еще не изучали?

Сформулируйте тему нашего урока.

ІІІ. Сообщение темы и цели урока.

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала.

Разбор предложения :

А) определить грамматическую основу предложения;

Б) каким членом предложения является местоимение?

К морю лишь подходит он,

вот и слышит будто стон.

А) определить части речи

Бьется лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней.

 

V. Изучение нового материала.

1. Мотивация учебной деятельности.

Работа в парах по карточкам

Ворона.

Ворона знакома всем. У вороны сильные ноги, крепкий клюв.

Ворона бывает обычно серая или черная.

  •  Определите, какой в тексте имеется недостаток?
  •  В каждом предложении повторяется слово ворона?
  •  Как можно исправить этот недостаток?
  •  Слова ворона надо заменить другими словами.
  •  Прочитать текст, заменив во втором и третьем предложении слово ворона другими словами.
  •  Ворона знакома всем. У нее сильные ноги, крепкий клюв. Она бывает обычно серая или черная.
  •  Вместо какой части речи мы употребили слова она, у нее?
  •  Слова она, у нее мы употребили вместо имени существительного.
  •  Часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, называется местоимением.
  •  Называют ли местоимения она, у нее конкретный предмет или только указывают на него?
  •  Местоимения она, у нее не называют конкретный предмет, а только указывают на него.
  •  Что же такое местоимение?
  •  Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.

ФИЗМИНУТКА:

Я буду называть слова, относящиеся к различным частям речи. Если я назову местоимение, вы хлопаете в ладоши. А если услышите другую часть речи – приседаете.

Слова: школьники, а, они, поют, решают, он, она, голубой, к, за, ты, горячо, вы, пятнадцать, оно, они, красивый, быстро, я, и, мы.

VI. Закрепление и осмысление изученного материала

1. Работа в парах

а) Вставьте подходящие по смыслу местоимения (карточки)

б) Запишите эти местоимения на доске и в тетрадь

№ 1.

… сижу, а … идет  (я, он)

… стою, а … идет.

… пройдусь, остановлюсь,

«Стоп!» – скажу, а… идет.

 (А. Костецкий)

№ 2.

У сапожника на рынке  (они, мне)

Видел … вчера ботинки.

По ноге … вполне,

Только … не по цене.

 (Дж. Родари)

№ 3.

Не сядет на … пятно,  (него, нем, оно)

В … не отыщешь дырки,

И не потребует …

Утюжки или стирки.

 (Дж. Родари)

№ 4.

И ветку золотую   (тебе)

… я закажу,

И в клетку золотую

… я посажу!

 (С. Маршак)

№ 5.

Дорогой художник!  (ты, мне)

… бы … помог!

… прогнал бы дождик –

… совсем промок

 (Н. Слепакова)

№ 6.

… голосисто с вышины (он, нам, я)

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к … молодая,

… здесь пою приход весны

 (В. Жуковский)

№ 7.

… с приятелем вдвоем  (мы, ним, он, я)

Замечательно живем!

Мы такие с … друзья –

Куда …,

Туда и …

2. Работа с учебником. Самостоятельная работа.

VII. Обобщение и систематизация знаний

1. На доске

1 запись:

Он уехал в Киев. Я читаю повесть. Мы посетили музей.

  •  Прочтите данные предложения. Найдите в них общее.
  •  В каждом из данных предложений есть подлежащее и сказуемое.
  •  Подлежащее во всех предложениях выражено местоимением.
  •  Какой можем сделать вывод?

2 запись:

Ребята навестили его в больнице. Врач осмотрел ее. К нему пришли товарищи.

  •  Прочтите данные предложения. Найдите в них общее.
  •  В каждом из данных предложений есть подлежащее и сказуемое.
  •  В каждом предложении есть местоимение.
  •  Местоимения являются второстепенными членами предложения.

Выполнить задания по образцу. Закончить словосочетания, заменить их подходящими местоимениями:

Днепр – это река (она)  (образец)

Карпаты – это горы (они)

Черное – это (оно)

Симферополь – это (он)

2. Определить лицо, которое должно стоять перед глаголом:

(вы) несете    услышал (он, я, ты)

(я, она) пошла   провели (они, вы, мы)

мы (пропоем)   несут (они)

(я) найду    дождетесь (вы)

3. Работа в парах. Перевести текст на русский язык и подчеркнуть местоимения.

 Українська ніч.

Чи знаєте ви українську ніч? О, ви не знаєте її. Я вам розповім. Пригляньтесь до неї. З середини неба дивиться місяць. Він горить, наче дихає. Земля вся в срібному світлі.

Чудова ніч! Нерухомо сплять гаї, ставки, річки, степи. Вони тихі і спокійні. Нічний вітер, закравшись зненацька, цілує їх. (М. Гоголь)

VIII. Итог урока

Упражнение. Интервью.

  •  Какое новое событие произошло на уроке?
  •  Почему мы изучали эту тему?
  •  Что мы будем делать дальше?

IX. Домашнее задание, стр. 55, упр. 400

X. Рефлексия:

Я узнал…

Я повторил…

ТЕМА: Личные местоимения.

 Изменение местоимений и их правописание.

ЦЕЛЬ: Формировать умение использовать в речи падежные формы местоимений; учить распознавать личные местоимения и формировать навык правописания местоимений  с предлогами; развивать речь, память, внимание, воспитательный интерес к языковым явлениям.   

ОБОРУДОВАНИЕ: Таблица «Личные местоимения», раздаточный материал, учебники.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Минутка чистописания

Внимательно посмотрите на данную запись:

жара – пекло

храбрость – мужество

сила – ? (могущество)

кратко – ? (сжато)

Правильно сформировав и выполнив задание, вы определите тему минутки чистописания.

- К словам левого столбика надо подобрать синонимы, оканчивающиеся на букву «О»: жара – пекло, храбрость – мужество, сила – могущество, кратко – сжато. Во всех словах правого столбика имеется гласная «О». Значит, сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву «О».

На доске Оощ, Оош, Ооч …

Определите порядок следования в данном ряду.

- Заглавная О, строчная о чередуются с согласными буквами с конца алфавита.

2. Словарный диктант.

Адрес, вагон, самолет, шофер, одиннадцать, шестнадцать, говорить, билет.

Составьте ассоциационную связь из данных слов, составив предложения, постараться связать их по смыслу.

Внимательно посмотрите на фигуры, изображенные на доске и на буквы в каждой из них:

Постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся я нв них буквы. Через 10 секунд фигуры и буквы убираются. Затем учитель показывает те же геометрические фигуры в той последовательности, в какой расположены буквы в слове, но уже без букв в фигурах.

                                     

Ученики должны вспомнить, какие буквы находились в геометрических фигурах и составить искомое слово.

Синтаксический и морфологический разбор предложения:

Я помню чудное мгновенье – передо мной явилась ты.

ІІІ. Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с личными местоимениями, понаблюдаем за изменениями местоимений по вопросам падежей, а также будем учиться правописанию местоимений с предлогами.

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Работа по учебнику, стр. 55-60

Работа в группах:

1 группа. Местоимение. Роль в предложении. Привести примеры.

2 группа. Личные местоимения.

3 группа. Изменение местоимений.

4 группа. Правописание местоимений.

2. Интерактивное упражнение «Микрофон»

Пользуясь планом, каждая группа, передавая микрофон друг другу, напоминает правила по теме «Местоимение».

Физминутка.

Местоимения  I лица – приседаем

  II лица – хлопаем

  III лица – топаем

  Другие части речи – руки вверх

Веселый, он, ко мне, быстро, съел, она, у него, к вам, тишина, четыре, полочки, ты, а, и т.д.

  

V. Закрепление и осмысление изученного

1. Выполнение практического задания

Выписать местоимения, определив лицо и число местоимений

1гр.: Да, ну, он, но, вы, взо, ух, я, ты, при, они, без, мы.

2гр.: Вос, они, у, я, над, она, обо, оно, со, он, и, мы, ты.

3гр.: Оно, в, за, мы, под, у, вы, к, перед, она, от.

4гр.: Над, около, он, в, ты, я, на, из, мы, о, об, она.

2. Задание на внимательность.

Выборочный диктант.

Выбрать местоимения, определить число и род.

Она хитра, и я не прост. Он громко кричит басом, и слышно его далеко. Люди всегда плохо говорят о тех, кому они завидуют. Хорошее вдвойне хорошо, когда оно коротко.

3. Антиципация отдельных частей словосочетания. Определить, какой предлог может стоять перед местоимением.

много  ему

мне   нее

твой    этом

твоему  этим

ним    этого

VI. Обобщение и систематизация знаний

1. Редактирование текста.

Определить число и род местоимений

Утка – водяная птица. Тело у утки устроено так, что тело поддерживает утку на воде. Ноги у утки прикреплены ближе к хвосту. Ходьба по земле утку скоро утомляет, но в воде поймать утку очень трудно. Перья утки пропитаны жиром и потому они у утки всегда сухие.

2. Творческая работа

  •  Составьте и запишите два предложения, употребив местоимения.
  •  Определите лицо и число местоимений.

VII. Домашнее задание, стр. 59, упр. 407

VIII. Итог урока

IX. Рефлексия

Я знаю…

Мне надо ещё доработать…

ТЕМА: Склонение местоимений 3 лица

ЦЕЛЬ: Формировать умение использовать в речи падежные формы местоимений; учить распознавать личные местоимения; формировать навык правописания местоимений с предлогами; развивать речь, память, внимание, воспитывать любовь к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ: Таблица «Местоимение», карточки, учебники.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Минутка чистописания

На доске написаны слова: иней, салазки, мы, за, ты, он, солнышко, я, вы, возле, оно, под, они, а, она, каникулы.

Сегодня мы напишем буквы, из которых состоят личные местоимения. Выберите их из написанных на доске слов и составьте цепочку для минутки чистописания. В нее должны войти элемент шрифта( ) и личные местоимения. Количество элементов шрифта должно соответствовать лицу следующего за ним личного местоимения. Какая у вас получилась цепочка?

- я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

Напишите цепочку, включив в нее элементы шрифта и местоимения 3 лица.

- он, она, оно, они

По минутке чистописания определите тему урока.

2. Орфографический диктант

Разговаривать с тобой, прощаться с вами, объяснил ему, насмешишь нас, не боялась меня, улетает от нас, подарили мне.

3. Морфологический и синтаксический разбор предложения.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

 (С. Есенин)

III. Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы продолжаем работать над темой «Местоимение», познакомимся со склонением местоимений 3 лица.

IV. Обобщение и систематизация знаний

1. Интерактивное упражнение

Найди ошибку во фразеологизмах. Запиши правильно.

Работа в парах.

У его нет гроша за пазухой (н)

С его как с гуся вода (н)

У его хозяйский глаз (н)

Вывод. После предлогов в местоимениях 3 лица пишется буква Н.

2. Работа по учебнику, стр. 59-60

3. Прочитать написанные на доске словосочетания, через 1 – 2 минуты местоимения с предлогами закрываются. Напишите словосочетания по памяти, ориентируясь на их первые слова, определить падеж местоимения.

смотрел (за) … его

пришел (к) … ему

разговаривал (с) … им

беспокоился (о) … ём

сделал (за) … её

забежал (к) … ей

пропел (о) … ей

объяснился (с) … ей

4. Творческая работа

Составить и записать с каждым местоимением словосочетание, определить падеж:

1в. Его, него, ему, нему, им, ним, её, неё.

2в. Ей, ней, его, нею, их, них, ними, ими.

5. Работа в группах.

Интерактивная игра «Карусель»

Найди ошибки  в написании местоимений и определении падежей, исправь их.

1 группа

2 группа

У неё (Д.)

Она (И.)

С ней  (Т.)

У его (Т.)

О ей  (П.)

С ним (П.)

По ней (Р.)

О нем ( Р.)

У неё (В.)

По нему (Д.)

Оно (И.)

У него (В.)

3 группа

4 группа

Они (И.)

Оно (И.)

О их (П.)

С им (Д.)

На них(В.)

У него (В.)

С ними (Д.)

По ему(Т.)

По им (Т.)

У него (Р.)

У них (Р.)

О нем (П.)

V. Итог урока

VI. Домашнее задание, с. 63, упр. 416

VII. Рефлексия

Объясните смысл пословицы, выделите местоимения и охарактеризуйте их.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

ТЕМА: Местоимение. Обобщающий урок.

ЦЕЛЬ: Закрепить знания учащихся по теме «Местоимение»; развивать умения правильно использовать местоимения в речи, определять их лицо, число, род и падеж. Развивать связную речь, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы. Воспитывать любовь к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: Таблица «Местоимение», «Личные местоимения», раздаточный материал, кубик с цветными гранями.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Минутка чистописания

Определите порядок написания ячеек:

Мям   Мюм   Мим    Мём   Мем

- Пишем сегодня заглавную и строчную букву Мм, а между ними гласные, которые смягчают согласные с конца алфавита.

2. Составление ассоциативного куста по теме «Местоимение»

Самостоятельная  Указывает на предмет,  Не называет

часть речи   признак, количество  предмет

Изменяется по       После предлогов в

родам         местоимениях 3 лица

3 лицо   МЕСТОИМЕНИЕ  пишется буква «н»

Изменяются по       Личные местоимения

числам

Изменяются по   В предложении –   В предложении –

падежам   второстепенный член  главный член

Этот, эта, это, эти, тот, та,

то, те – местоимения

3. Орфографический диктант.

Вставить пропущенные буквы, имена существительные заменить местоимениями:

Всп…минай о сестре (о ней, ж.р.)

Пог…вори с соседом (с ним, м.р.)

Выгл…нул из окна (него, с.р.)

Подош…л к (ней, ж.р.)

Слово деревня (новое словарное слово) зашифровано в квадратах. Расположить квадраты по цветам радуги.

        желтый     голубой    красный    зеленый  оранжевый  синий     фиолетовый

     Р                 В              Д                Е                Е               Н               Я

2. Метод Кубования. Работа над словом.

1 грань (зеленая) – лексическое значение слова

2 грань (красная) – к истокам слова

Деревня – небольшое поселение людей. В старину, чтобы основать такой поселок, построить дома, распахать землю, люди должны были расчистить место от леса. Для этого выкорчевывали, дергали с корнями деревья. С тех пор, то место, на котором корчевали, дергали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню, стали называть деревней.

Деревня – дерево – место, очищенное от деревьев.

3 грань (синяя) – однокоренные слова

4 грань (желтая) – сочетаемость слов

5 грянь (фиолетовая) – синонимы

6 грань (коричневая) – предложения, тексты, фразеологизмы, пословицы, поговорки.

  •  Вот моя деревня, вот мой дом родной
  •  Хорош соловей голосом, а деревня колосом
  •  А.С. Пушкин «Деревня» «Приветствую тебя, пустынный уголок»
  •  Деревня добра, да слава худа.

III. Сообщение темы и задач урока.

Сегодня на уроке мы повторим весь материал, который  выучили по теме «Местоимение»; закрепим умение определять лицо, число, род и падеж местоимений, правильно использовать их в речи.

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Заменить местоимения единственного числа на местоимения во множественном числе.

Самостоятельная работа:

Я читаю книгу.

Ты рисуешь солнце.

Он отвечает урок.

Работа в парах

3. Редактирование текста

Озаглавить текст, определить у местоимений род, число, падеж.

(Дятел, Лесной доктор)

Застучал в лесу дятел. Какой дятел нарядный! Головка и спинка у дятла черные. На затылке у дятла красное пятно. На черных крыльях белые пятнышки. Потому птицу пестрым дятлом и прозвали. Зацепился дятел за ствол острыми коготками. Выискал дятел в больном дереве вредителя и съел. Дятла часто называют лесным доктором.

Самостоятельная работа.

Записать сочетания слов. Поставить вопросы к местоимению. Определить лицо, род, падеж:

Дружить (с) ним, думать (о) них, пригласить его, встретить (без) меня, разговаривать (с) тобой, прощаться (с) вами, прийти (от) неё, мы (с) ними.

Физминутка.

Из перечисляемых мною слов вы должны выбрать местоимения. Если назову местоимения в единственном числе- приседают девочки, а если во множественном- мальчики.

(Тебя,у нас, под, я,у неё, скоро, из, вами, с ними и т.д.)

V. Обобщение и систематизация знаний

1. Подобрать антонимы к глаголам, у местоимений определить падеж, род, число:

Пришел к ней – … (ушел от нее)

Запрещать им – … (разрешать им)

Брать его – … (отдавать ему)

Зажигать с ней – … (тушить ее)

Залетел к ним – … (вылетел от них)

Ходил к нему – … (выходил от него)

2. Игра «Угадай-ка!»

  •  Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Я, мы)
  •  Сколько личных местоимений в слове семья? (7 – я)
  •  Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ (Ты-ква)
  •  Первый слог – личное местоимение. Второй слог – ты найдешь в словах сварщик, пальщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (Я-щик)
  •  Банька – небольшое помещение для … мытья

VI.  Контроль и оценивание знаний. Тестовые задания

1. Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их:

А) прилагательное

Б) местоимение

В) глагол

2. Местоимение употребляется вместо:

А) прилагательного

Б) существительного

В) глагола

3. Обозначь группу только личных местоимений:

А) свой, наш, твой, такой

Б) они, нас, тебе, он

В) столько, нашему, таких, их

4. Местоимения с предлогами записаны правильно в строке:

А) унего, снею, кним

Б) к ему, с ими, от них

В) у неё, с него, к ним

5. Местоимение в предложении бывает:

А)

Б)

В)

6. Каким местоимением можно заменить выделенное в предложении существительное:

Пришла весна, а с весной и тепло

А) ему

Б) ней

В) него

7. Определить падеж местоимения с ними:

А) Т.п.

Б) Р.п.

В) Д.п.

8. В предложении местоимение может быть:

А) только подлежащим

Б) подлежащим или второстепенным членом предложения

В) только второстепенным членом предложения     

VII. Домашнее задание, с. 70, упр. 435

VIII. Рефлексия.

Теперь я знаю …

Теперь я могу …

Я могу похвалить себя за …

Литература.

  1.  Сборник материалов к проведению современного урока в начальной школе. Симферополь, 2008г. Падалка Н.Ф., Ватченко Н.Е.
  2.  Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Г.А. Бакулина, 2004г.
  3.  Практические задания по русскому языку для начальных классов. А.А.Форощук. Киев, 2004г.
  4.  600 диктантів з української мови для початкової школи. Н.О.Будка, О.Г.Гемзюк. Тернопіль.

Дополнительный материал.

1. Пословицы

  •  Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
  •  Больше слушай, поменьше говори, не зря у тебя два уха и один только язык.
  •  Хорошая книга – искренний друг: когда она тебе надоела, она не сердится, когда ты ей веришь, она тебя не обманывает.
  •  Бойся осени: за ней зима, не бойся зимы: за ней весна.
  •  Знание сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает.
  •  Силен слон, да посильнее его сон.
  •  Слышал звон, да не знает, где он.
  •  Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.
  •  Нельзя потушить костер, подбрасывая в него дрова.
  •  Чем чище предмет, тем легче замечаются на нем пятна.
  •  И высокая гора рухнет, если ее подкапывать каждый день.
  •  Никогда не думай, что солнце светит только тебе одному.

2. Антиципация отдельных частей фразеологических оборотов.

Задача учащихся – по первой части фразеологического оборота определить его окончание.

У меня всё из рук … (валится)

Вы валите всё с больной головы на здоровую

Он – стреляный … (воробей)

Это вывело его из … (себя)

У него хозяйский … (глаз)

Между нами … (говоря)

У меня как гора с плеч … (упала)

Это стало мне поперек … (горла)

У него нет гроша за … (пазухой)

С него как с гуся … (вода)

Нам с тобой не … (по пути)