7499

Философия науки

Доклад

Логика и философия

Философия науки Она выходит на первые места к началу XX в., потому что в XIX в. были сделаны фундаментальные открытия (Закон сохранения энергии, открытие клеточного строения живых организмов, эволюционная теория Дарвина, периодическая система ...

Русский

2013-01-24

35 KB

4 чел.

Философия науки

Она выходит на первые места к началу XX  в., потому что в XIX в. были сделаны фундаментальные открытия (Закон сохранения энергии, открытие клеточного строения живых организмов, эволюционная теория Дарвина, периодическая система Менделеева), которые заставили понимать мир как систему, а также наука оказывала влияние на развитие производства.

На рубеже XIX -   XX  в.в. происходит научная революция, связанная с возможностью разложения атома, открытия электрона, рентгеновского излучения.

В   XX в. происходит НТР.

Еще в середине XIX в.  секретарь Сен-Симона Огюст Конт создает теорию позитивизма.

Сторонники этого течения считают, что философия должна заниматься положительными знаниям, т.е. естественными науками; каждая наука – сама себе философия. Позитивизм отвергает теоретическую философию , т.е. считал, что разные учения о разуме, нравственности бессмыслены, т.к. их  нельзя измерить.

Неопозитивисты в конце XIX в.  утверждали, что философия должна строиться на основе математики, физики и она должна изучать явления мира, а не законы природы или общества, т.к. их формулирует человек, не всегда точно используя термины. Неопозитивисты критически относились к естественным языкам (на которых говорят люди), отдавая предпочтение искусственным языкам (язык математики, физики, нотной грамоты и т.д.). В это время возникает идея искусственного языка – эсперанто. Положительная роль неопозитивизма состоит в том, что он сделал объектом изучения язык и проблемы науки и техники.

Неопозитивизм получил распространение и в России. Одним из представителей был Александр Богданов (Малиновский). Он считал, что философия марксизма должна обновиться и перейти на позиции неопозитивизма и изучать только объекты, которые можно изучать конкретно. В дальнейшем он пытался объяснить общество и природу с точки зрения системного подхода. Богданова можно считать одним из основателей кибернетики. В работе «Всеобщая организационная наука» Богданов выдвигает  двоичную систему; он имел в виду, что в науке все вопросы должны формулироваться так, чтобы можно было дать ответ либо «да», либо «нет». Идеи Богданова в России не оценили. Возможно, они были использованы в 30х годах в США при разработке первых ЭВМ.

Неопозитивизм оказал влияние и на гуманитарные науки. Проявилась теория о необходимости технократизации общества, т.е. они считал, что обществом должны управлять инженеры; все должно быть подчинено науке и технике.

Оппоненты говорили, что без духовности культуры общество зайдет в тупик. Антиутопии: Замятин, Оруэлл – протест.

Одним из первых философов, выступивших против господства техники, был Н.А. Бердяев. Он изложил свои мысли в работе «Человек и машина» (начало 30- х годов XX в.). В ней он высказал следующие мысли, что существуют три типа жизни:

1 –  природа,

2 –  культура,

3 – техника.

Если преобладает первый тип, то общество остается на грани первобытности; если преобладает 3й тип то общество теряет духовность, а вот культура должна соединить природное и техническое и поддерживать гармонию.

В XX в. роль философии науки возрастает в связи с развитием НТР (начиная с середины XX в.. конца 1930 -40 г.г.).  Наука превращается в производственную силу.

Признаки:

В условиях НТР появляются

1 – новые виды энергии. Атомная энергия используется на атомных электростанциях в мирных целях,

2 – создание новых материалов искусственных и синтетических. Эти новые материалы расширяют технологические возможности,

3 – развитие коммуникаций

 а) транспорт (развитие железнодорожного транспорта, авиации во 2й половине XX в.), автомобили, космические корабли.

 б) развитие средств связи: телефон, радио, телевидение, компьютер (Интернет).

НТР порождает и ряд философско-этических проблем:

1 – Проблемы, связанные с использованием современных видов вооружения носят этический характер. Даже локальные конфликты порождают большие экологические проблемы. Особые проблемы порождает использование химического, биологического, атомного оружия.

2 – Экологические проблемы, связанные с развитием производства. Впервые о них задумались именно философы. Они стали разрабатывать свои предложения по решению вопросов, связанных с безопасностью окружающей среды. Они призывали создать производства замкнутого цикла или безотходное производство.

3 – Проблемы, связанные с развитием биологии, генетики, медицины

 а) этические проблемы, связанные с клонированием,

 б) генная инженерия,

 в) в медицине смерть констатируется по смерти мозга, т.к. современная медицина может искусственно поддерживать работу сердца, легких и других органов (Но нужно ли это?),

 г) проблемы трансплантации органов (Кто решает, кого сделать донором?),

 д) проблема эвтаназии (безболезненная смерть),

 е) проблемы, связанные с искусственным оплодотворением.

Достижения в области науки и техники порой порождают серьезные этические и даже юридические проблемы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1963. Анализ воспитательной работы классного руководителя 7 класса 33.7 KB
  Характеристика класса. Анализ учебной работы. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся. Работа с учителями, преподающими в классе.
1964. Женщины и война 37.14 KB
  В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. В самое трудное время она не требовала к себе снисхождения. В её слабости таилась огромная сила. В памяти народной навсегда остались годы Великой Отечественной войны.
1965. Найрозумніший шестикласник 33.04 KB
  Мета заходу: поглибити знання учнів із української мови, літератури, історії, розвивати навички самостійної роботи, логічне мислення, швидкість психологічних реакцій, виховувати інтерес до вивчення рідної мови та повноцінного оволодіння нею.
1966. Виховна година Юний Архітектор. 10 найвищих споруд світу 30 KB
  Юний Архітектор. 10 найвищих споруд світу. Журнал Форбс визначив десятку найвищих споруд світу, зведених станом на лютий 2008 року.
1968. Беседа для подростков ЗОЖ 60.5 KB
  Рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни и человеческого общества. Сформулировать понятие Здоровье человека. Раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека.
1969. СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РАСПОЗНАВАНИЯ РЕЧЕВЫХ КОМАНД ДЛЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ АРХИТЕКТУР 1.46 MB
  АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ПРИМЕНЕНИЯ СКРЫТЫХ МАРКОВСКИХ МОДЕЛЕЙ В СИСТЕМАХ РАСПОЗНАВАНИЯ РЕЧИ. РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНЕТИЧЕСКОГО АЛГОРИТМА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ОПТИМИЗАЦИИ СММ. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ СММ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕНЕТИЧЕСКИХ АЛГОРИТМОВ.
1970. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КАРЛА ЯСПЕРСА КАК МЫСЛИТЕЛЯ СВОЕЙ ЭПОХИ 1.17 MB
  Исторические условия формирования научного мировоззрения Карла Ясперса. Концепция всемирно-исторического развития в трудах Карла Ясперса. Ясперс о будущем человечества и смысле истории. Роль современных науки и техники в истории человечества.
1971. Критерии оценки в литературной критике В.В. Розанова 1.17 MB
  Теоретические взгляды В.В. Розанова на литературу. Теория пола и семейный вопрос. Основные черты современности в понимании В.В. Розанова. Место литературы в системе ценностей В.В. Розанова. Писательская саморефлексия. Пушкин в сопоставлении с другими авторами. Интерпретация второй половины 1890-х – начала 1900-х гг.