7501

Европейская философия нового времени

Доклад

Логика и философия

Европейская философия нового времени Европейская философия нового времени. Новое время - это период становления капиталистических отношений, период развития производства, требовавший развития науки и техники. Все это влияет на развитие философ...

Русский

2013-01-24

33 KB

1 чел.

Европейская философия нового времени

Европейская философия нового времени.  Новое время - это период становления капиталистических отношений, период развития производства, требовавший развития науки и техники. Все это влияет на развитие философии, которая должна способствовать развитию наук. В этот период складываются два направления   эмпиризм и рационализм. Эмпиризм - это течение, которое утверждает  приоритет опыта в процессе познания. Основателем эмпиризма был английский мыслитель Френсис Бэкон (1561-1626) .Он считал, что наука должна служить на благо людям. Ему принадлежит афоризм “Знание сила”. Он был сторонником индуктивного метода познания. Этот метод предполагает, что познание идет от частного к общему, от фактов к выводу. (Дедуктивный метод предполагает, что познание идет от  общего к частному, но в его основе лежит индуктивный метод. Эти два метода дополняют друг друга.) Бэкон, изучая процесс познания, пришел к выводу, что человеческому сознанию свойственны заблуждения, которые он назвал идолами или призраками. Он разделил их на 4 группы: 1.Идолы рода - связаны с природной сущностью человека. 2.Идолы пещеры - Бэкон говорит о субъективности человеческого сознания, об ограниченности его взглядов. 3.Идолы театра - Бэкон считает, что вера в авторитеты мешает  процессу познания. (Например, авторитет Аристотеля)4.Идолы рынка (площади)- Бэкон говорит о неточности языка, о том, что люди используют одни и те же слова для выражения разных идей, а иногда  разными словами говорят об одном - это приводит к непониманию, к искажению. Бэкон был одним из первых научных фантастов, он автор произведения   “Новая Атлантида”, в котором описано общество, в котором использованы все достижения науки и техники  и на этой основе решены все социальные проблемы. Бэкон как последователь эмпиризма тяготел к материализму.

Видным представителем рационализма был французский мыслитель Рене Декарт (1596-1650). Рационализма - это течение философии, которое утверждает приоритет разума в процессе познания.

Декарт считал, что философия должна быть такой же наукой как математика и должна найти универсальный метод познания.

Он анализировал процесс познания и пришел к выводу, что познание начинается с сомнения. Декарту  принадлежат слова: “Нельзя усомниться в существовании  сомневающегося”. “Я мыслю, следовательно, я существую”.

Декарт разрабатывает правила познания.

Декарт был сторонником дуализма - это течение, которое утверждает, что существуют два равноправных начала. Декарт считал, что существуют две субстанции: материальная, делимая до бесконечности и духовная неделимая. По мнению Декарта природа развивается  по законам механики, то есть она нуждается во внешнем заводе как часовой механизм. Таким образом, взгляды Декарта на природу  были механистическим или метафизическим материализмом, то есть не учитывающим  внутренние причины развития.

При этом, Декарт  считал, что существуют врожденные идеи и принципы, которые появляются у человека с рождения, и их источником является  духовная субстанция. По этому вопросу у Декарта  было много оппонентов, например, Томас Гоббс, Джон  Локк.

Нидерландский мыслитель Бенедикт Спиноза (1632-1677) считал, что существует единая субстанция - Бог или Природа. Эта субстанция есть природа самой себя. Его  есть бесконечная безличная  сущность, начало и причина всего. Таким образом, Спиноза тяготел к пантеизму.

Немецкий философ идеалист Готфрид Лейбниц (1646-1716) был автором учения о множественности  субстанций. Его главный труд “Монадология”, так как  субстанции он называл монадами. Лейбниц считал, что все монады одухотворены. Он различал монады неживой природы и монады живой природы. Те монады, которые наделены чувствами, имеют душу, а те монады, которые наделены разумом, обладают духом. Лейбниц говорил, что, чем выше уровень сознательности монады, тем выше уровень ее развития.

Анализируя процесс познания, Лейбниц выделил две группы истин: истины  разума и истины факта (приобретаются эмпирическим путем)  Лейбниц считал, что прогресс в познании определяет прогресс нравственности

Российский император Петр 1  дважды встречался с Лейбницем.

          Субъективный идеализм Дж. Беркли.

Английский мыслитель Дж. Беркли (1685-1753) был священнослужителем. Он утверждал: “Мир есть комплекс моих ощущений”. Или “Мир есть комплекс ощущений субъекта”, то есть мир не существует объективно. Эта точка зрения субъективного идеализма  может привести к солипсизму. То есть к сведению мира к собственному  “я”.

На вопрос, в чьих ощущениях существовал мир, когда не было людей? Беркли отвечал в ощущениях Бога, и тем самым  переходил на позиции объективного идеализма, то есть противоречил сам себе.

Анализируя процесс познания, сторонники субъективного идеализма преувеличивали одну из его сторон, а именно - роль субъекта и преуменьшали роль познаваемого объекта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37486. Философия А.Г. Спиркин 1.73 MB
  Для человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о Том что же такое наш мир в целом какова его основа имеет ли он какойлибо смысл и разумную цель имеют ли какуюлибо цену наша жизнь и наши деяния какова природа добра и зла и т. Она не занимается простым сложением всех научных знаний это была бы никому не нужная затея а интегрирует эти знания беря их в самом общем виде и опираясь на этот интеграл строит систему знания о мире как целом об отношении человека...
37487. Философия Фихте и Шеллинга 42.5 KB
  Наукоучение мыслится Фихте как дедуктивная система базирующаяся на одной основной и двух вспомогательных самоочевидных аксиомах или основоположениях. Эта новаторская особенность методологии Фихте позволяет видеть в его философии некий круг главным предметом истолкования в котором оказывается Я причем как человеческое так и божественное. Фихте как бы пытается допустить возможность совмещения существования абсолютного Я с человеческим самосознанием.
37488. Мераб МАМАРДАШВИЛИ: Прежде - жить, философствовать - потом 111.5 KB
  Потому что они резонируют в нас по уже проложенным колеям воображения и мысли укладываясь во вполне определенное соприсутствие это а не иное соответствующих слов терминов сюжетов тем Следовательно пока нас не спрашивают мы знаем что такое философия. Я предлагаю тем самым ориентироваться на такую сторону нашей обычной жизни характеристика которой как раз и позволяла бы нам продвигаться в понимании и усвоении того что такое философия. Мудрость первая философия теология у Аристотеля выступают наименованием 1ауки о...
37489. Философия. Ответы на экзаменационные вопросы 736 KB
  Таким образом зарождение философии исторически обусловлено: накоплением в практической деятельности людей значительного опыта что формировало у них понимание определенной упорядоченности окружающего мира источником которой как они думали являются имеющиеся в природе некие независимых от человека силы; открытием в различных сферах человеческой деятельности зачатков научных знаний эмпирическое знание которые можно было проверить и которые как люди предполагали были связаны с этими глубинными силами; появлением в классовом...
37490. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ 347 KB
  Основной вопрос философии – это соотношение человека и мира мышления и природы. Неосновные законы: взаимосвязь общего особенного и единичного взаимосвязь сущности и явления взаимосвязь формы и содержания взаимосвязь причины и следствия взаимосвязь необходимости и случайности взаимосвязь возможности и действительности Структура философии: онтология теория бытия гносеология теория познания теория развития социальная философия философия общества философская антропология философия человека методология теория...
37491. Философия: Учебник. 4.63 MB
  ru Рецензенты: кафедра социальной философии Российского университета Дружбы народов им. редактора журнала Вопросы философии доктор филос. Учебник содержит изложение истории философии и рассмотрение ее основных областей. При этом многие вопросы входящие в вузовский курс философии освещены достаточно подробно что позволит студентам и преподавателям специализированных вузов углубленно изучить философские проблемы применительно к своей специальности.
37492. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. Становление и развитие 2.07 MB
  На протяжении всей истории философская мысль обсуждала проблему фундаментального различия между тем, что существует независимо от человека — миром, природой, натурой и тем, что создано человеком как во внешнем, так и в собственном, физическом и духовном, бытии. Уже в древнегреческой философии зародились представления о «техне» как искусной практической деятельности, мастерстве, создающем необходимый человеку предметный мир (отсюда понятие «техника» во всех европейских языках)
37493. Философия педагогики. Учебное пособие для вузов 1.06 MB
  Она лаконично излагает системную суть философии культурологии психологии религиоведения развернуто дает этическую и эстетическую системы знаний в их неотрывной и прямой значимости для педагогической практики параллельно освещая проблемы образования и реальной жизни школы с установкой на их действительное и творческое решение. Философские аспекты образования и воспитания Философия как наука о всеобщих закономерностях жизни и мира является опорой для всех наук в познании изучаемых ими частных закономерностей это же касается педагогики....
37494. Философия Рене Декарта 32 KB
  Декарт сформулировал четыре правила: признавать истинными только ясные и отчетливые положения; расчленять сложную проблему на более простые менее сложные задачи; постепенно переходить от доказанного и известного к недоказанному и неизвестному; не допускать никаких пробелов в логической цепочке рассуждений. На это Декарт отвечал что нельзя полагаться на очевидность наших чувств как это делают эмпирики. Декарт пробует на самоочевидность тезисы о бытии мира Бога и нашего Я.