7501

Европейская философия нового времени

Доклад

Логика и философия

Европейская философия нового времени Европейская философия нового времени. Новое время - это период становления капиталистических отношений, период развития производства, требовавший развития науки и техники. Все это влияет на развитие философ...

Русский

2013-01-24

33 KB

1 чел.

Европейская философия нового времени

Европейская философия нового времени.  Новое время - это период становления капиталистических отношений, период развития производства, требовавший развития науки и техники. Все это влияет на развитие философии, которая должна способствовать развитию наук. В этот период складываются два направления   эмпиризм и рационализм. Эмпиризм - это течение, которое утверждает  приоритет опыта в процессе познания. Основателем эмпиризма был английский мыслитель Френсис Бэкон (1561-1626) .Он считал, что наука должна служить на благо людям. Ему принадлежит афоризм “Знание сила”. Он был сторонником индуктивного метода познания. Этот метод предполагает, что познание идет от частного к общему, от фактов к выводу. (Дедуктивный метод предполагает, что познание идет от  общего к частному, но в его основе лежит индуктивный метод. Эти два метода дополняют друг друга.) Бэкон, изучая процесс познания, пришел к выводу, что человеческому сознанию свойственны заблуждения, которые он назвал идолами или призраками. Он разделил их на 4 группы: 1.Идолы рода - связаны с природной сущностью человека. 2.Идолы пещеры - Бэкон говорит о субъективности человеческого сознания, об ограниченности его взглядов. 3.Идолы театра - Бэкон считает, что вера в авторитеты мешает  процессу познания. (Например, авторитет Аристотеля)4.Идолы рынка (площади)- Бэкон говорит о неточности языка, о том, что люди используют одни и те же слова для выражения разных идей, а иногда  разными словами говорят об одном - это приводит к непониманию, к искажению. Бэкон был одним из первых научных фантастов, он автор произведения   “Новая Атлантида”, в котором описано общество, в котором использованы все достижения науки и техники  и на этой основе решены все социальные проблемы. Бэкон как последователь эмпиризма тяготел к материализму.

Видным представителем рационализма был французский мыслитель Рене Декарт (1596-1650). Рационализма - это течение философии, которое утверждает приоритет разума в процессе познания.

Декарт считал, что философия должна быть такой же наукой как математика и должна найти универсальный метод познания.

Он анализировал процесс познания и пришел к выводу, что познание начинается с сомнения. Декарту  принадлежат слова: “Нельзя усомниться в существовании  сомневающегося”. “Я мыслю, следовательно, я существую”.

Декарт разрабатывает правила познания.

Декарт был сторонником дуализма - это течение, которое утверждает, что существуют два равноправных начала. Декарт считал, что существуют две субстанции: материальная, делимая до бесконечности и духовная неделимая. По мнению Декарта природа развивается  по законам механики, то есть она нуждается во внешнем заводе как часовой механизм. Таким образом, взгляды Декарта на природу  были механистическим или метафизическим материализмом, то есть не учитывающим  внутренние причины развития.

При этом, Декарт  считал, что существуют врожденные идеи и принципы, которые появляются у человека с рождения, и их источником является  духовная субстанция. По этому вопросу у Декарта  было много оппонентов, например, Томас Гоббс, Джон  Локк.

Нидерландский мыслитель Бенедикт Спиноза (1632-1677) считал, что существует единая субстанция - Бог или Природа. Эта субстанция есть природа самой себя. Его  есть бесконечная безличная  сущность, начало и причина всего. Таким образом, Спиноза тяготел к пантеизму.

Немецкий философ идеалист Готфрид Лейбниц (1646-1716) был автором учения о множественности  субстанций. Его главный труд “Монадология”, так как  субстанции он называл монадами. Лейбниц считал, что все монады одухотворены. Он различал монады неживой природы и монады живой природы. Те монады, которые наделены чувствами, имеют душу, а те монады, которые наделены разумом, обладают духом. Лейбниц говорил, что, чем выше уровень сознательности монады, тем выше уровень ее развития.

Анализируя процесс познания, Лейбниц выделил две группы истин: истины  разума и истины факта (приобретаются эмпирическим путем)  Лейбниц считал, что прогресс в познании определяет прогресс нравственности

Российский император Петр 1  дважды встречался с Лейбницем.

          Субъективный идеализм Дж. Беркли.

Английский мыслитель Дж. Беркли (1685-1753) был священнослужителем. Он утверждал: “Мир есть комплекс моих ощущений”. Или “Мир есть комплекс ощущений субъекта”, то есть мир не существует объективно. Эта точка зрения субъективного идеализма  может привести к солипсизму. То есть к сведению мира к собственному  “я”.

На вопрос, в чьих ощущениях существовал мир, когда не было людей? Беркли отвечал в ощущениях Бога, и тем самым  переходил на позиции объективного идеализма, то есть противоречил сам себе.

Анализируя процесс познания, сторонники субъективного идеализма преувеличивали одну из его сторон, а именно - роль субъекта и преуменьшали роль познаваемого объекта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55851. Методичний супровід формування та розвитку компетентності педагога шляхом самоосвіти 657 KB
  Одним з найбільш ефективних засобів підвищення професійної компетентності педагога вбачаємо у самоосвітній діяльності. Самоосвіта педагога - свідома діяльність з удосконалення своєї особистості як фахівця...
55852. Классный час на тему: Самооценка 45.5 KB
  Обсуждение с учащимися основных понятий Как Вы думаете что такое самооценка Учащиеся дают свои ответы Какие виды самооценки вы знаете Самооценка -– оценка человеком собственных качеств достоинств и недостатков.
55853. Відомості із синтаксису і пунктуації 237.5 KB
  3 З досвіду роботи 4 Фотофрагменти уроків 14 Серія уроків з української мови в 5му класі за темою: Відомості із синтаксису і пунктуації. 70 Анотація Матеріали розкривають методи і прийоми роботи над науково – методичною проблемою:Самореалізація особистості учня у процесі вивчення української мови. За ці роки працювала вихователем групи продовженого дня учителем початкових класів а з 1997 року учителем української мови та літератури. Тому працюючи учителем української мови я обрала для...
55854. Дистанційне навчання як інструмент для розвитку та самовдосконалення особистості сучасного вчителя 175.5 KB
  Якісно новими характеристиками таких освітніх інформаційно-комунікаційних мережевих систем є: орієнтація на потреби професійної діяльності педагога серед яких пріоритетною є потреба у безперервному самовдосконаленні та самореалізації...
55857. Технологія організації учнівського самоврядування в школі 688 KB
  За цих умов організація учнівського самоврядування в школі є надзвичайно актуальною. Найвідчутніші результати у формуванні соціально-компетентної особистості школяра дає активна участь в роботі учнівського самоврядування.
55858. Класне самоврядування як одна із форм виховної роботи 107 KB
  Формування ініціативної здатної приймати нестандартні рішення особистості неможливе без широкого залучення учнів до управління класними справами через діяльність в органах учнівського самоврядування.