75010

Мусор – глобальная проблема человечества. Урок для устойчивого развития по программе «Моя счастливая планета» в 3-А классе

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: познакомить учащихся с терминами экология экологическая безопасность формировать представления об источниках и способах утилизации бытового мусора научить выполнять правила личной экологической безопасности познакомить с экологическими проблемами современности и путями их решения формировать ответственное отношение к использованию природных ресурсов земли.

Украинкский

2015-01-11

59 KB

6 чел.

Из опыта работы учителя начальных классов УВК № 99 г. Днепропетровска  Бойко Н.П.

Урок для  устойчивого развития по программе «Моя счастливая планета»  в 3-А классе

Тема урока: Мусор – глобальная проблема человечества.

Цель урока: познакомить учащихся  с терминами «экология»,  «экологическая безопасность», формировать представления об источниках и способах утилизации бытового мусора, научить выполнять правила личной экологической безопасности,  познакомить с экологическими проблемами современности и путями их решения, формировать  ответственное отношение к использованию природных ресурсов земли.

                                                         ХОД  УРОКА

1.Организационный момент. Сообщение темы урока.

2.Изучение нового материала.

Мини лекция учителя «Наука - экология»:

Сегодня мы поговорим об экологии. «Экос» по-гречески – дом,  «логос» - наука, учение. Экология – наука о нашем общем доме – планете Земля. Термин «экология» был введён в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем, но только со второй половины 20 века человечество всерьёз приступило к изучению экологии. всё живое на Земле  взаимосвязано так тесно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым  последствиям в жизни людей. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.

3.Ролевая игра «Планета Земля в опасности».

Планета Земля: загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Разбрасываемый по всей планете мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха и разрушению озонового слоя. Земля в беде! Спасти Землю, а значит и самих себя, поможет любовь к планете, ответственность за все, что происходит вокруг нас.

Участник организации «Гринпис»: мусор становится частью окружающей среды. Причины его появления различны, но главным его источником является деятельность человека. Мусор бывает промышленный и бытовой. Промышленный обязан своим появлением деятельности заводов и фабрик. Отходы, которые скапливаются у нас дома, называют бытовыми.

Юный эколог: Знаете ли вы, что в больших городах в год образуется около 500 тыс. т. промышленных отходов и около 100 тыс.т. бытовых? Весь мусор вывозится за черту города на городскую свалку, где его сжигают. В результате образуются токсичные газы, а люди чувствуют неприятный запах. Жители домов,  которые ближе всего находятся к свалке, более других страдают от такой “очистки”. Люди надеются, что когда-нибудь в городах Украины появятся мусороперерабатывающие завод и воздух станет чище.

4.Мультимедийная презентация «Мусор – глобальная проблема человечества».

5. Мозговая атака:

Учитель: перед  человечеством встал вопрос: как справиться с мусором?

Какие пути утилизации мусора существуют?

-организация свалок

-сжигание отходов

- вторичное использование отходов

Учитель: может ли решить проблему человечества организация свалок мусора?

-свалки наносят огромный вред окружающей среде, занимают большие участки плодородной земли, распространяют гниющий запах, вредные микробы и заразные болезни.

Учитель: можно  ли решить проблему сжиганием  мусора?

-сжигание отходов очень вредно для всех живых на земле растений, животных и людей, потому, что в воздух попадают вредные и ядовитые вещества.

Сможет ли решить проблему утилизации мусора -  вторичное использование отходов?

Да, это один из грамотных подходов  к проблеме – дать мусору вторую жизнь, получить из отходов новые товары.

Учитель: как можно из  мусора получить новые товары?

Металлолом – на переплавку! Макулатуру – на картон! Пищевые отходы – на удобрения! Стеклянные сосуды – на повторное использование!

6. Ролевое моделирование. Инсценировка стихотворений Бойко Н.П.

Король мусора:  акцию протеста они тут устроили! Мусор им не нужен! Да мусор украшает нашу планету! Показывает, что здесь живут люди, а не только животные. Посмотришь на другую планету, где людей нет, сразу заметно – свалок нет, мусорников нет,  никакого уважения к королю мусора!

Да и жилища моего.  мусорных баков, нет! А вот на родной планете Земля  раздолье моих владения – свалок.

Король мусора:

Ах, родная свалка,

Любимый мой приют!

Сюда мешками люди

Мусор свой несут.

Чего здесь только нету:

Бутылки, банки, грязь.

И я здесь самый главный-

Всех мусорников князь!

Король мусора:

Все постоянно хлам несут,

Мои владения растут!

Землёй давно уж правлю я!

Земля, планета – свалка, вся моя!

Король мусора:

Ах, мой королевский наряд,

Как он ласкает и радует взгляд!

Пиджак из грязного картона,

Консервные банки – погоны.

Рубашка моя из тряпья,

Из целлофана шляпа моя.

Юный эколог: Ой, сколько мусора! Нужно срочно убрать! Не надо мусорить! Чистота на нашей планете зависит от чистоты каждого уголка, то есть от каждого из вас. А давайте поиграем с вами в игру “Мусоробол”. Кидайте мусор в урны!

Игра “Мусоробол” –  две команды участников  должны  заранее приготовленный  мусор  забросить в стоящие на определенном расстоянии урны – ведра. Побеждает тот, кто сделает больше точных бросков).

Юный эколог:  Играйте в “Мусоробол”! Кидайте мусор в урны! Раскладывайте отходы в разные мусорные баки, как это показано в учебнике.

Работа по учебнику «Моя счастливая планета»- уроки для устойчивого развития  для 3-4 классов стр. 36.

Игра «Рассортируй   отходы».

-На какие группы мы поделили все отходы? (пластик, бумага, стекло, металл)

-Какие группы отходов ещё нужно добавить? ( пищевые отходы, текстиль, дерево, лампочки)

-Для чего необходимо сортировать отходы?

-Какие бытовые отходы можно использовать повторно?

-Что можно получить из отходов?

-Для чего нужно перерабатывать отходы?

Работа по учебнику «Моя счастливая планета» стр. 34-35 «Мусор – болезнь планеты».

-Какие отходы очень медленно разлагаются и долго загрязняют Землю? (жестяные банки, пластиковые и стеклянные бутылки, целлофан)

-Как спасти планету от загрязнения этими и другими отходами?

-Что можно получить из бытовых отходов?

Король мусора:

Кто тут решил мой мусор забрать?

И на переработку отдать?

Мусор – моя собственность, друзья,

Им распоряжаюсь только я!

 Король мусора:

Крысы пусть болезни распространяют,

А бомжи все свалки поджигают!

Буду вас травить угарным газом,

Разбежитесь от меня все сразу!

Земля:

Никто тебя здесь не боится, вот!

Построим здесь мусороперерабатывающий завод!

И королевство здесь твоё мы уничтожим,

Тропу экологическую здесь проложим!

Эколог:

Сдадим бутылки, банки и бумажные отходы,

И мусор весь мы превратим в доходы!

Металлолом с макулатурой мы сдадим

Земле вздохнуть легко от мусора дадим!

Эколог:

Наряд ты свой, король снимай,

На переработку к нам сдавай!

Из вторсырья одежду получаем,

И население земли мы модно одеваем!

Земля:  Всемирную акцию “Очистим планету от мусора!” –впервые провели жители Австралии несколько лет назад, очищая океанские пляжи. Постепенно к ней присоединились люди многих стран, и теперь каждый год в ней участвуют сотни тысяч людей во всех концах земного шара.

- А проводятся ли такие акции в нашем городе Днепропетровске?

-Да,  юные экологи – добровольцы убирают набережную, фестивальный причал, пляжи на Монастырском острове.

- А проводятся ли такие акции в нашей школе?

-Да, постоянно проводится день окружающей среды, предметные недели экологии, выставки рисунков на экологическую тему.

Юный эколог: ребята, давайте все вместе будем оберегать нашу природу, очищать нашу планету от мусора. Давайте же привлекать своих друзей в ряды борцов с мусором! И, конечно же, помогать своим родителям “одолеть” правила обращения с мусором. Вся надежда на вас!

Земля:  я расскажу о борьбе наших предков с мусором. 4 тысячи лет назад в Древнем Вавилоне существовали правила уничтожения отходов, чтобы не загрязнять Землю!

2 тысячи лет назад в Индии был издан указ об охране лесов и некоторых видов животных,

В Древнем Риме существовала система канализации для отходов человеческой жизнедеятельности,

В 1332 году вышел эдикт (приказ) короля Эдуарда третьего в Англии о запрещении сбрасывания мусора в реку Темзу,

В 15 веке вышел указ французского короля о запрещении сбрасывания мусора в реку   Сену,

Пётр  первый издал указ о запрете сбрасывания мусора в реку Неву.

Земля: борьба с мусором в наши дни в различных странах:

В Швеции весь мусор сортируют, тот, что безвреден, сжигают, полученное тепло при этом отправляют на ТЭЦ – двойная польза -  мусор ликвидирован и получили тепло для обогрева жилищ.

В Швеции при очистке канализационных стоков, труб, колодцев из ила получают ценное сырьё – биогаз – это тройная польза: чистая канализация и люди не дышат зловонием, ядовитыми газами,  получают дешёвый газ, который даёт тепло. Вот такой бы подход  к утилизации мусора в нашей стране. А вы когда - нибудь слышали, чтобы у нас чистили канализационные стоки  и получали газ?

Швеция теперь даже принимает от Германии и Дании на переработку чужой твёрдый мусор, имеет от этого  большие деньги и  тепло для обогрева зданий, не имеет ни одной свалки в своей стране и за чистую экологическую обстановку город Стокгольм получил звание «Зелёная столица».

Эколог: Интересный способ переработки  мусора придумали в Финляндии. Компания NOKIA предложила опытный образец телефона, который при облучении лазером сам разбирает себя на части всего за 2 секунды. Нагревание трубки лазером до 150 градусов приводит к срабатыванию механизмов памяти, что вызывает мгновенную разборку. Теперь осталось только их рассортировать и отправить на переработку.

Финское предприятие EKOKEM перерабатывает опаснейший  газ фреон из холодильников, который приводит к разрушению озоновой зоны земли, к озоновым дырам, ведущее к глобальному потеплению. Высокотемпературная технология  сжигания позволяет полностью утилизировать фреон, 90%  материалов после переработки  возвращается для нового производства в качестве вторичного сырья.

Американские учёные обнаружили, что неразлагающийся пластик может разлагаться под воздействием грибов – белой гнили, развивающихся на древесине.

Ролевое моделирование. Инсценировка  стихотворений  об охране природы, взятых из интернета.

Эй, оглянитесь вокруг себя, люди!
Грязь на природу и души легла!
Все мы наш город, конечно же, любим!

Только любовь – не слова, а дела!
Так не бывать непорядочным свалкам!
Жить на помойке – поистине, ад.

И дом свой, и квартиру прибираем,

И в классе мы не сорим, убираем.

У нас – то чисто, а земли не жалко,

Земля отныне как большая свалка!

Туристы:

Сегодня мы пошли гулять,

Благо лес – рукой подать!

Закупили всё подряд:

Пищу, спички, лимонад.

Свежий ветер возбудит

Наш здоровый аппетит.

Турист:

А пакеты, банки, склянки…

Лес большой, он всё вместит!

Лес, он что, ничей?

Ничей!

Расположимся скорей!

Тут  уж нам не помешают:

Жги, сори и бей!

Турист:

Урны нет?

Неси в кусты!

Мы с природою на «ты»!

Банки в кусты закидаем,

Мусор птицам разбросаем

В речку скинем все бутылки –

В море пусть плывут посылки!

Мы – цари! Молчи, природа!

Всё здесь наше – лес и воды!

Юный эколог:

Конфету съел и что, малыш,

Бросаешь фантик, не глядишь?

Пуста бутылка, всё испил?

А бросить в урну не хватило сил?

Юный эколог:

Да неужели самим вам не жалко,
Что наши скверы помойки сквернят?
Жить в чистоте – это, в общем-то просто,
В мире нашли уже правильный путь.

Надо всего лишь немного упорства,
Надо терпенья только чуть-чуть.

Каждую тряпку, бутылку, жестянку
Будем в отдельный контейнер кидать!
Только тогда, победив эту свалку.
Мы ощутим чистоты благодать!

Земля наша большая,

Ей помощь так нужна.

Найдём ответ мы сразу-

Экология важна!

Леса мы охраняем,

И реки бережём,

И мусор убираем.

И вас убрать зовём!

Мы акции проводим,

Организуем марафон.

Природа дружит с нами.

Она наш общий дом!

Ребята, знаем точно –

Нам всем здесь жить, расти,

Нам экология поможет

Природу всем спасти!

Итоги урока.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57595. Треугольники 5.19 MB
  Какую цель урока они бы перед собой поставили; Где встречаются треугольники Как данная тема урока используется в жизни для чего ее нужно изучать. Так как понятие треугольник уже знакомо учащимся то целесообразно организовать изучение нового материала в виде поисковой работы.
57596. Ее величество - Картошка 658 KB
  Определение темы и цели проекта Картофель второй хлеб. Формулирование проблемы Какой путь прошел картофель чтоб появиться на нашем столе Гипотеза и ее решение Картофель хлебу подспорье. Как выращивают картофель.
57597. КИЇВСЬКА РУСЬ НАПРИКІНЦІ Х – У ПЕРШІЙ ПОЛОВИНІ ХІ СТОЛІТТЯ 88 KB
  МЕТА - узагальнити і систематизувати знання учнів з історії Київської Русі, а також про видатних історичних осіб - київських князів і державців; закріпити в ігровій формі уміння учнів працювати з поняттями, хронологією
57598. Культура Украины в XVI веке 67 KB
  Цель: определить условия и состояние развития культуры в Украине в XVI веке охарактеризовать влияние данных условий на развитие образования книгопечатания и искусства; развивать у учащихся умение самостоятельно работать с разными источниками информации...
57599. Окупаційний режим. Рух Опору в Україні 1.78 MB
  Головна увага викладача історії зосереджується на використанні нових педагогічних технологій, які б стимулювали пізнавальний інтерес до історії свого народу, його минулого та сучасного буття; відроджувати традиції свого народу; шанувати обряди та звичаї; аргументовано, на основі історичних фактів та свідчень очевидців відстоювати власні погляди на будь-яку проблему...
57600. Радянізація західних областей України у повоєнний період 88.5 KB
  Мета уроку: розкрити суперечливі складові та наслідки радянізації; розібрати особливості процесу відбудови в Західній Україні; формувати самостійне ставлення до складних історичних процесів, розуміння суперечності суспільного життя...
57601. ДЕРЖАВА З ЦЕНТРОМ У КИЄВІ. ПЕРШІ КНЯЗІ 94.5 KB
  І хоч Рюрик уже помер а його син Ігор поскандінавському Інґвар був ще замолодим щоб стати на чолі дружини Олег що був регентом опікуном доки Ігор не досягне повноліття зібрав дружину з варягів словян та фіннів узяв із собою Ігоря й поплив до Києва.
57602. Сталінська індустріалізація України. Друга і третя п’ятирічки 1.09 MB
  Мета уроку: Освітня: Визначити протиречиві тенденції 30х років Уяснити що друга і третя п’ятирічки були важливим етапом індустріалізації визначити дати другої та третьої п’ятирічок Визначити хронологічну послідовність головних подій...
57603. Україна – наш спільний дім 42 KB
  Обладнання: відеоматеріали: уривок з реклами Я їду додому адміністративна карта України фізична карта України; фотографії видатних людей вихідців з України; аудіозаписи пісен: С чего начинается Родина Україна у виконанні...