75010

Мусор – глобальная проблема человечества. Урок для устойчивого развития по программе «Моя счастливая планета» в 3-А классе

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: познакомить учащихся с терминами экология экологическая безопасность формировать представления об источниках и способах утилизации бытового мусора научить выполнять правила личной экологической безопасности познакомить с экологическими проблемами современности и путями их решения формировать ответственное отношение к использованию природных ресурсов земли.

Украинкский

2015-01-11

59 KB

7 чел.

Из опыта работы учителя начальных классов УВК № 99 г. Днепропетровска  Бойко Н.П.

Урок для  устойчивого развития по программе «Моя счастливая планета»  в 3-А классе

Тема урока: Мусор – глобальная проблема человечества.

Цель урока: познакомить учащихся  с терминами «экология»,  «экологическая безопасность», формировать представления об источниках и способах утилизации бытового мусора, научить выполнять правила личной экологической безопасности,  познакомить с экологическими проблемами современности и путями их решения, формировать  ответственное отношение к использованию природных ресурсов земли.

                                                         ХОД  УРОКА

1.Организационный момент. Сообщение темы урока.

2.Изучение нового материала.

Мини лекция учителя «Наука - экология»:

Сегодня мы поговорим об экологии. «Экос» по-гречески – дом,  «логос» - наука, учение. Экология – наука о нашем общем доме – планете Земля. Термин «экология» был введён в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем, но только со второй половины 20 века человечество всерьёз приступило к изучению экологии. всё живое на Земле  взаимосвязано так тесно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым  последствиям в жизни людей. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.

3.Ролевая игра «Планета Земля в опасности».

Планета Земля: загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Разбрасываемый по всей планете мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха и разрушению озонового слоя. Земля в беде! Спасти Землю, а значит и самих себя, поможет любовь к планете, ответственность за все, что происходит вокруг нас.

Участник организации «Гринпис»: мусор становится частью окружающей среды. Причины его появления различны, но главным его источником является деятельность человека. Мусор бывает промышленный и бытовой. Промышленный обязан своим появлением деятельности заводов и фабрик. Отходы, которые скапливаются у нас дома, называют бытовыми.

Юный эколог: Знаете ли вы, что в больших городах в год образуется около 500 тыс. т. промышленных отходов и около 100 тыс.т. бытовых? Весь мусор вывозится за черту города на городскую свалку, где его сжигают. В результате образуются токсичные газы, а люди чувствуют неприятный запах. Жители домов,  которые ближе всего находятся к свалке, более других страдают от такой “очистки”. Люди надеются, что когда-нибудь в городах Украины появятся мусороперерабатывающие завод и воздух станет чище.

4.Мультимедийная презентация «Мусор – глобальная проблема человечества».

5. Мозговая атака:

Учитель: перед  человечеством встал вопрос: как справиться с мусором?

Какие пути утилизации мусора существуют?

-организация свалок

-сжигание отходов

- вторичное использование отходов

Учитель: может ли решить проблему человечества организация свалок мусора?

-свалки наносят огромный вред окружающей среде, занимают большие участки плодородной земли, распространяют гниющий запах, вредные микробы и заразные болезни.

Учитель: можно  ли решить проблему сжиганием  мусора?

-сжигание отходов очень вредно для всех живых на земле растений, животных и людей, потому, что в воздух попадают вредные и ядовитые вещества.

Сможет ли решить проблему утилизации мусора -  вторичное использование отходов?

Да, это один из грамотных подходов  к проблеме – дать мусору вторую жизнь, получить из отходов новые товары.

Учитель: как можно из  мусора получить новые товары?

Металлолом – на переплавку! Макулатуру – на картон! Пищевые отходы – на удобрения! Стеклянные сосуды – на повторное использование!

6. Ролевое моделирование. Инсценировка стихотворений Бойко Н.П.

Король мусора:  акцию протеста они тут устроили! Мусор им не нужен! Да мусор украшает нашу планету! Показывает, что здесь живут люди, а не только животные. Посмотришь на другую планету, где людей нет, сразу заметно – свалок нет, мусорников нет,  никакого уважения к королю мусора!

Да и жилища моего.  мусорных баков, нет! А вот на родной планете Земля  раздолье моих владения – свалок.

Король мусора:

Ах, родная свалка,

Любимый мой приют!

Сюда мешками люди

Мусор свой несут.

Чего здесь только нету:

Бутылки, банки, грязь.

И я здесь самый главный-

Всех мусорников князь!

Король мусора:

Все постоянно хлам несут,

Мои владения растут!

Землёй давно уж правлю я!

Земля, планета – свалка, вся моя!

Король мусора:

Ах, мой королевский наряд,

Как он ласкает и радует взгляд!

Пиджак из грязного картона,

Консервные банки – погоны.

Рубашка моя из тряпья,

Из целлофана шляпа моя.

Юный эколог: Ой, сколько мусора! Нужно срочно убрать! Не надо мусорить! Чистота на нашей планете зависит от чистоты каждого уголка, то есть от каждого из вас. А давайте поиграем с вами в игру “Мусоробол”. Кидайте мусор в урны!

Игра “Мусоробол” –  две команды участников  должны  заранее приготовленный  мусор  забросить в стоящие на определенном расстоянии урны – ведра. Побеждает тот, кто сделает больше точных бросков).

Юный эколог:  Играйте в “Мусоробол”! Кидайте мусор в урны! Раскладывайте отходы в разные мусорные баки, как это показано в учебнике.

Работа по учебнику «Моя счастливая планета»- уроки для устойчивого развития  для 3-4 классов стр. 36.

Игра «Рассортируй   отходы».

-На какие группы мы поделили все отходы? (пластик, бумага, стекло, металл)

-Какие группы отходов ещё нужно добавить? ( пищевые отходы, текстиль, дерево, лампочки)

-Для чего необходимо сортировать отходы?

-Какие бытовые отходы можно использовать повторно?

-Что можно получить из отходов?

-Для чего нужно перерабатывать отходы?

Работа по учебнику «Моя счастливая планета» стр. 34-35 «Мусор – болезнь планеты».

-Какие отходы очень медленно разлагаются и долго загрязняют Землю? (жестяные банки, пластиковые и стеклянные бутылки, целлофан)

-Как спасти планету от загрязнения этими и другими отходами?

-Что можно получить из бытовых отходов?

Король мусора:

Кто тут решил мой мусор забрать?

И на переработку отдать?

Мусор – моя собственность, друзья,

Им распоряжаюсь только я!

 Король мусора:

Крысы пусть болезни распространяют,

А бомжи все свалки поджигают!

Буду вас травить угарным газом,

Разбежитесь от меня все сразу!

Земля:

Никто тебя здесь не боится, вот!

Построим здесь мусороперерабатывающий завод!

И королевство здесь твоё мы уничтожим,

Тропу экологическую здесь проложим!

Эколог:

Сдадим бутылки, банки и бумажные отходы,

И мусор весь мы превратим в доходы!

Металлолом с макулатурой мы сдадим

Земле вздохнуть легко от мусора дадим!

Эколог:

Наряд ты свой, король снимай,

На переработку к нам сдавай!

Из вторсырья одежду получаем,

И население земли мы модно одеваем!

Земля:  Всемирную акцию “Очистим планету от мусора!” –впервые провели жители Австралии несколько лет назад, очищая океанские пляжи. Постепенно к ней присоединились люди многих стран, и теперь каждый год в ней участвуют сотни тысяч людей во всех концах земного шара.

- А проводятся ли такие акции в нашем городе Днепропетровске?

-Да,  юные экологи – добровольцы убирают набережную, фестивальный причал, пляжи на Монастырском острове.

- А проводятся ли такие акции в нашей школе?

-Да, постоянно проводится день окружающей среды, предметные недели экологии, выставки рисунков на экологическую тему.

Юный эколог: ребята, давайте все вместе будем оберегать нашу природу, очищать нашу планету от мусора. Давайте же привлекать своих друзей в ряды борцов с мусором! И, конечно же, помогать своим родителям “одолеть” правила обращения с мусором. Вся надежда на вас!

Земля:  я расскажу о борьбе наших предков с мусором. 4 тысячи лет назад в Древнем Вавилоне существовали правила уничтожения отходов, чтобы не загрязнять Землю!

2 тысячи лет назад в Индии был издан указ об охране лесов и некоторых видов животных,

В Древнем Риме существовала система канализации для отходов человеческой жизнедеятельности,

В 1332 году вышел эдикт (приказ) короля Эдуарда третьего в Англии о запрещении сбрасывания мусора в реку Темзу,

В 15 веке вышел указ французского короля о запрещении сбрасывания мусора в реку   Сену,

Пётр  первый издал указ о запрете сбрасывания мусора в реку Неву.

Земля: борьба с мусором в наши дни в различных странах:

В Швеции весь мусор сортируют, тот, что безвреден, сжигают, полученное тепло при этом отправляют на ТЭЦ – двойная польза -  мусор ликвидирован и получили тепло для обогрева жилищ.

В Швеции при очистке канализационных стоков, труб, колодцев из ила получают ценное сырьё – биогаз – это тройная польза: чистая канализация и люди не дышат зловонием, ядовитыми газами,  получают дешёвый газ, который даёт тепло. Вот такой бы подход  к утилизации мусора в нашей стране. А вы когда - нибудь слышали, чтобы у нас чистили канализационные стоки  и получали газ?

Швеция теперь даже принимает от Германии и Дании на переработку чужой твёрдый мусор, имеет от этого  большие деньги и  тепло для обогрева зданий, не имеет ни одной свалки в своей стране и за чистую экологическую обстановку город Стокгольм получил звание «Зелёная столица».

Эколог: Интересный способ переработки  мусора придумали в Финляндии. Компания NOKIA предложила опытный образец телефона, который при облучении лазером сам разбирает себя на части всего за 2 секунды. Нагревание трубки лазером до 150 градусов приводит к срабатыванию механизмов памяти, что вызывает мгновенную разборку. Теперь осталось только их рассортировать и отправить на переработку.

Финское предприятие EKOKEM перерабатывает опаснейший  газ фреон из холодильников, который приводит к разрушению озоновой зоны земли, к озоновым дырам, ведущее к глобальному потеплению. Высокотемпературная технология  сжигания позволяет полностью утилизировать фреон, 90%  материалов после переработки  возвращается для нового производства в качестве вторичного сырья.

Американские учёные обнаружили, что неразлагающийся пластик может разлагаться под воздействием грибов – белой гнили, развивающихся на древесине.

Ролевое моделирование. Инсценировка  стихотворений  об охране природы, взятых из интернета.

Эй, оглянитесь вокруг себя, люди!
Грязь на природу и души легла!
Все мы наш город, конечно же, любим!

Только любовь – не слова, а дела!
Так не бывать непорядочным свалкам!
Жить на помойке – поистине, ад.

И дом свой, и квартиру прибираем,

И в классе мы не сорим, убираем.

У нас – то чисто, а земли не жалко,

Земля отныне как большая свалка!

Туристы:

Сегодня мы пошли гулять,

Благо лес – рукой подать!

Закупили всё подряд:

Пищу, спички, лимонад.

Свежий ветер возбудит

Наш здоровый аппетит.

Турист:

А пакеты, банки, склянки…

Лес большой, он всё вместит!

Лес, он что, ничей?

Ничей!

Расположимся скорей!

Тут  уж нам не помешают:

Жги, сори и бей!

Турист:

Урны нет?

Неси в кусты!

Мы с природою на «ты»!

Банки в кусты закидаем,

Мусор птицам разбросаем

В речку скинем все бутылки –

В море пусть плывут посылки!

Мы – цари! Молчи, природа!

Всё здесь наше – лес и воды!

Юный эколог:

Конфету съел и что, малыш,

Бросаешь фантик, не глядишь?

Пуста бутылка, всё испил?

А бросить в урну не хватило сил?

Юный эколог:

Да неужели самим вам не жалко,
Что наши скверы помойки сквернят?
Жить в чистоте – это, в общем-то просто,
В мире нашли уже правильный путь.

Надо всего лишь немного упорства,
Надо терпенья только чуть-чуть.

Каждую тряпку, бутылку, жестянку
Будем в отдельный контейнер кидать!
Только тогда, победив эту свалку.
Мы ощутим чистоты благодать!

Земля наша большая,

Ей помощь так нужна.

Найдём ответ мы сразу-

Экология важна!

Леса мы охраняем,

И реки бережём,

И мусор убираем.

И вас убрать зовём!

Мы акции проводим,

Организуем марафон.

Природа дружит с нами.

Она наш общий дом!

Ребята, знаем точно –

Нам всем здесь жить, расти,

Нам экология поможет

Природу всем спасти!

Итоги урока.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34008. Этология Конрада Лоренца 34.5 KB
  Изучая поведение разных животных и человека К.Зонди 18931986 швейцарский ученый развивая и продолжая традиции психоанализа наряду с индивидуальным и коллективным бессознательным выделил понятие родового бессознательного это влияние наследственности и рода предков на судьбу человека. Навязанная судьба которая складывается: а под влиянием генетической наследственности; б под действием генотрофизма развития психики человека под влиянием того или иного предка или родственника от которых может зависеть выбор профессии хобби...
34009. Религия как социокультурный феномен. Понятие Бога в философии и религии 40.5 KB
  Понятие Бога в философии и религии. Философия религии важный раздел философского знания поскольку религия составляет системообразующий элемент различных культур цивилизаций и обществ. Философию религии нельзя также отождествлять с религиозной философией. Философия религии это прежде всего рефлексия над религией как сложным социокультурным феноменом определение ее знания в жизни человека и общества.
34010. Предмет и задачи этики. Основные этические системы 44 KB
  Вся совокупность проблем в той или иной мере посвященных изучению этих вопросов была представлена особой философской теорией получившей название философия морали нравственности или этика. Термин этика происходит от древнегреческого слова ethos этос подразумевавший пространство совместного проживания людей или животных дом звериное логово птичье гнездо и т. Поэтому термин этика также введенный в употребление Аристотелем изначально приобрел двоякую направленность: 1 обозначение совокупности добродетелей правил и норм...
34011. Основные этические системы 46.5 KB
  Остановимся на нескольких наиболее значительных и как нам представляется не утративших свое значение и по настоящее время именно в силу своей вневременной универсальной значимости для нравственного сознания человека: гедонизме стоицизме этике долга и этике любви. Именно такая постановка личности по Эпикуру порождает три степени свободы каждая из которых есть в сущности ничто иное как освобождение человека от тяжелых экзистенциальных переживаний сопровождающих его на протяжении всей жизни: от страха перед Богами от страха перед...
34012. Искусство как социокультурное явление.Эстетические основания и закономерности развития ис 45.5 KB
  Искусство это одна из форм культуры и сфера художественного творчества. философия исследует искусство в общем плане и в контексте жизни человека и общества. Искусство отражает и изображает жизнь в художественных образах которые позволяют человеку непосредственно в чувственном виде переживать то что в них заключил художник.
34013. Философское понимание культуры. Культура и цивилизация 26 KB
  Культура и цивилизация. Культура все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития ова. Там где есть человек его деятсть отношения между людьми там имеется и культура. Культура: материальная и духовная не противопоставлять.
34014. Филсофия Древней Индии 23 KB
  э Мир вечен никем никогда не был создан остоянно развивается делится на мир приоды и мир людей. Мир природы гормоничен и спокоен; мир людей мир страданий.э Мир вечен никем никогда не создан. Сущность мира изменеие развия.
34015. Философия русской культуры 110 KB
  Сущность любой культуры раскрывается в основополагающих ценностях: добре и зле свободе справедливости любви и т. Непосредственный объект любви в нем не человечество потому что вызвать любовь может только нечто наглядное; человечество просто карта которая разыгрывается им против того что ненавидят. Не уважая же никого перестает любить а чтобы не имея любви занять себя и развлечь предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих а все от беспрерывной лжи и людям и себе самому. Однако...
34016. Общество как развивающаяся система 25 KB
  В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На этой основе она предлагает свои критерии...