75010

Мусор – глобальная проблема человечества. Урок для устойчивого развития по программе «Моя счастливая планета» в 3-А классе

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: познакомить учащихся с терминами экология экологическая безопасность формировать представления об источниках и способах утилизации бытового мусора научить выполнять правила личной экологической безопасности познакомить с экологическими проблемами современности и путями их решения формировать ответственное отношение к использованию природных ресурсов земли.

Украинкский

2015-01-11

59 KB

7 чел.

Из опыта работы учителя начальных классов УВК № 99 г. Днепропетровска  Бойко Н.П.

Урок для  устойчивого развития по программе «Моя счастливая планета»  в 3-А классе

Тема урока: Мусор – глобальная проблема человечества.

Цель урока: познакомить учащихся  с терминами «экология»,  «экологическая безопасность», формировать представления об источниках и способах утилизации бытового мусора, научить выполнять правила личной экологической безопасности,  познакомить с экологическими проблемами современности и путями их решения, формировать  ответственное отношение к использованию природных ресурсов земли.

                                                         ХОД  УРОКА

1.Организационный момент. Сообщение темы урока.

2.Изучение нового материала.

Мини лекция учителя «Наука - экология»:

Сегодня мы поговорим об экологии. «Экос» по-гречески – дом,  «логос» - наука, учение. Экология – наука о нашем общем доме – планете Земля. Термин «экология» был введён в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем, но только со второй половины 20 века человечество всерьёз приступило к изучению экологии. всё живое на Земле  взаимосвязано так тесно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым  последствиям в жизни людей. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.

3.Ролевая игра «Планета Земля в опасности».

Планета Земля: загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Разбрасываемый по всей планете мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха и разрушению озонового слоя. Земля в беде! Спасти Землю, а значит и самих себя, поможет любовь к планете, ответственность за все, что происходит вокруг нас.

Участник организации «Гринпис»: мусор становится частью окружающей среды. Причины его появления различны, но главным его источником является деятельность человека. Мусор бывает промышленный и бытовой. Промышленный обязан своим появлением деятельности заводов и фабрик. Отходы, которые скапливаются у нас дома, называют бытовыми.

Юный эколог: Знаете ли вы, что в больших городах в год образуется около 500 тыс. т. промышленных отходов и около 100 тыс.т. бытовых? Весь мусор вывозится за черту города на городскую свалку, где его сжигают. В результате образуются токсичные газы, а люди чувствуют неприятный запах. Жители домов,  которые ближе всего находятся к свалке, более других страдают от такой “очистки”. Люди надеются, что когда-нибудь в городах Украины появятся мусороперерабатывающие завод и воздух станет чище.

4.Мультимедийная презентация «Мусор – глобальная проблема человечества».

5. Мозговая атака:

Учитель: перед  человечеством встал вопрос: как справиться с мусором?

Какие пути утилизации мусора существуют?

-организация свалок

-сжигание отходов

- вторичное использование отходов

Учитель: может ли решить проблему человечества организация свалок мусора?

-свалки наносят огромный вред окружающей среде, занимают большие участки плодородной земли, распространяют гниющий запах, вредные микробы и заразные болезни.

Учитель: можно  ли решить проблему сжиганием  мусора?

-сжигание отходов очень вредно для всех живых на земле растений, животных и людей, потому, что в воздух попадают вредные и ядовитые вещества.

Сможет ли решить проблему утилизации мусора -  вторичное использование отходов?

Да, это один из грамотных подходов  к проблеме – дать мусору вторую жизнь, получить из отходов новые товары.

Учитель: как можно из  мусора получить новые товары?

Металлолом – на переплавку! Макулатуру – на картон! Пищевые отходы – на удобрения! Стеклянные сосуды – на повторное использование!

6. Ролевое моделирование. Инсценировка стихотворений Бойко Н.П.

Король мусора:  акцию протеста они тут устроили! Мусор им не нужен! Да мусор украшает нашу планету! Показывает, что здесь живут люди, а не только животные. Посмотришь на другую планету, где людей нет, сразу заметно – свалок нет, мусорников нет,  никакого уважения к королю мусора!

Да и жилища моего.  мусорных баков, нет! А вот на родной планете Земля  раздолье моих владения – свалок.

Король мусора:

Ах, родная свалка,

Любимый мой приют!

Сюда мешками люди

Мусор свой несут.

Чего здесь только нету:

Бутылки, банки, грязь.

И я здесь самый главный-

Всех мусорников князь!

Король мусора:

Все постоянно хлам несут,

Мои владения растут!

Землёй давно уж правлю я!

Земля, планета – свалка, вся моя!

Король мусора:

Ах, мой королевский наряд,

Как он ласкает и радует взгляд!

Пиджак из грязного картона,

Консервные банки – погоны.

Рубашка моя из тряпья,

Из целлофана шляпа моя.

Юный эколог: Ой, сколько мусора! Нужно срочно убрать! Не надо мусорить! Чистота на нашей планете зависит от чистоты каждого уголка, то есть от каждого из вас. А давайте поиграем с вами в игру “Мусоробол”. Кидайте мусор в урны!

Игра “Мусоробол” –  две команды участников  должны  заранее приготовленный  мусор  забросить в стоящие на определенном расстоянии урны – ведра. Побеждает тот, кто сделает больше точных бросков).

Юный эколог:  Играйте в “Мусоробол”! Кидайте мусор в урны! Раскладывайте отходы в разные мусорные баки, как это показано в учебнике.

Работа по учебнику «Моя счастливая планета»- уроки для устойчивого развития  для 3-4 классов стр. 36.

Игра «Рассортируй   отходы».

-На какие группы мы поделили все отходы? (пластик, бумага, стекло, металл)

-Какие группы отходов ещё нужно добавить? ( пищевые отходы, текстиль, дерево, лампочки)

-Для чего необходимо сортировать отходы?

-Какие бытовые отходы можно использовать повторно?

-Что можно получить из отходов?

-Для чего нужно перерабатывать отходы?

Работа по учебнику «Моя счастливая планета» стр. 34-35 «Мусор – болезнь планеты».

-Какие отходы очень медленно разлагаются и долго загрязняют Землю? (жестяные банки, пластиковые и стеклянные бутылки, целлофан)

-Как спасти планету от загрязнения этими и другими отходами?

-Что можно получить из бытовых отходов?

Король мусора:

Кто тут решил мой мусор забрать?

И на переработку отдать?

Мусор – моя собственность, друзья,

Им распоряжаюсь только я!

 Король мусора:

Крысы пусть болезни распространяют,

А бомжи все свалки поджигают!

Буду вас травить угарным газом,

Разбежитесь от меня все сразу!

Земля:

Никто тебя здесь не боится, вот!

Построим здесь мусороперерабатывающий завод!

И королевство здесь твоё мы уничтожим,

Тропу экологическую здесь проложим!

Эколог:

Сдадим бутылки, банки и бумажные отходы,

И мусор весь мы превратим в доходы!

Металлолом с макулатурой мы сдадим

Земле вздохнуть легко от мусора дадим!

Эколог:

Наряд ты свой, король снимай,

На переработку к нам сдавай!

Из вторсырья одежду получаем,

И население земли мы модно одеваем!

Земля:  Всемирную акцию “Очистим планету от мусора!” –впервые провели жители Австралии несколько лет назад, очищая океанские пляжи. Постепенно к ней присоединились люди многих стран, и теперь каждый год в ней участвуют сотни тысяч людей во всех концах земного шара.

- А проводятся ли такие акции в нашем городе Днепропетровске?

-Да,  юные экологи – добровольцы убирают набережную, фестивальный причал, пляжи на Монастырском острове.

- А проводятся ли такие акции в нашей школе?

-Да, постоянно проводится день окружающей среды, предметные недели экологии, выставки рисунков на экологическую тему.

Юный эколог: ребята, давайте все вместе будем оберегать нашу природу, очищать нашу планету от мусора. Давайте же привлекать своих друзей в ряды борцов с мусором! И, конечно же, помогать своим родителям “одолеть” правила обращения с мусором. Вся надежда на вас!

Земля:  я расскажу о борьбе наших предков с мусором. 4 тысячи лет назад в Древнем Вавилоне существовали правила уничтожения отходов, чтобы не загрязнять Землю!

2 тысячи лет назад в Индии был издан указ об охране лесов и некоторых видов животных,

В Древнем Риме существовала система канализации для отходов человеческой жизнедеятельности,

В 1332 году вышел эдикт (приказ) короля Эдуарда третьего в Англии о запрещении сбрасывания мусора в реку Темзу,

В 15 веке вышел указ французского короля о запрещении сбрасывания мусора в реку   Сену,

Пётр  первый издал указ о запрете сбрасывания мусора в реку Неву.

Земля: борьба с мусором в наши дни в различных странах:

В Швеции весь мусор сортируют, тот, что безвреден, сжигают, полученное тепло при этом отправляют на ТЭЦ – двойная польза -  мусор ликвидирован и получили тепло для обогрева жилищ.

В Швеции при очистке канализационных стоков, труб, колодцев из ила получают ценное сырьё – биогаз – это тройная польза: чистая канализация и люди не дышат зловонием, ядовитыми газами,  получают дешёвый газ, который даёт тепло. Вот такой бы подход  к утилизации мусора в нашей стране. А вы когда - нибудь слышали, чтобы у нас чистили канализационные стоки  и получали газ?

Швеция теперь даже принимает от Германии и Дании на переработку чужой твёрдый мусор, имеет от этого  большие деньги и  тепло для обогрева зданий, не имеет ни одной свалки в своей стране и за чистую экологическую обстановку город Стокгольм получил звание «Зелёная столица».

Эколог: Интересный способ переработки  мусора придумали в Финляндии. Компания NOKIA предложила опытный образец телефона, который при облучении лазером сам разбирает себя на части всего за 2 секунды. Нагревание трубки лазером до 150 градусов приводит к срабатыванию механизмов памяти, что вызывает мгновенную разборку. Теперь осталось только их рассортировать и отправить на переработку.

Финское предприятие EKOKEM перерабатывает опаснейший  газ фреон из холодильников, который приводит к разрушению озоновой зоны земли, к озоновым дырам, ведущее к глобальному потеплению. Высокотемпературная технология  сжигания позволяет полностью утилизировать фреон, 90%  материалов после переработки  возвращается для нового производства в качестве вторичного сырья.

Американские учёные обнаружили, что неразлагающийся пластик может разлагаться под воздействием грибов – белой гнили, развивающихся на древесине.

Ролевое моделирование. Инсценировка  стихотворений  об охране природы, взятых из интернета.

Эй, оглянитесь вокруг себя, люди!
Грязь на природу и души легла!
Все мы наш город, конечно же, любим!

Только любовь – не слова, а дела!
Так не бывать непорядочным свалкам!
Жить на помойке – поистине, ад.

И дом свой, и квартиру прибираем,

И в классе мы не сорим, убираем.

У нас – то чисто, а земли не жалко,

Земля отныне как большая свалка!

Туристы:

Сегодня мы пошли гулять,

Благо лес – рукой подать!

Закупили всё подряд:

Пищу, спички, лимонад.

Свежий ветер возбудит

Наш здоровый аппетит.

Турист:

А пакеты, банки, склянки…

Лес большой, он всё вместит!

Лес, он что, ничей?

Ничей!

Расположимся скорей!

Тут  уж нам не помешают:

Жги, сори и бей!

Турист:

Урны нет?

Неси в кусты!

Мы с природою на «ты»!

Банки в кусты закидаем,

Мусор птицам разбросаем

В речку скинем все бутылки –

В море пусть плывут посылки!

Мы – цари! Молчи, природа!

Всё здесь наше – лес и воды!

Юный эколог:

Конфету съел и что, малыш,

Бросаешь фантик, не глядишь?

Пуста бутылка, всё испил?

А бросить в урну не хватило сил?

Юный эколог:

Да неужели самим вам не жалко,
Что наши скверы помойки сквернят?
Жить в чистоте – это, в общем-то просто,
В мире нашли уже правильный путь.

Надо всего лишь немного упорства,
Надо терпенья только чуть-чуть.

Каждую тряпку, бутылку, жестянку
Будем в отдельный контейнер кидать!
Только тогда, победив эту свалку.
Мы ощутим чистоты благодать!

Земля наша большая,

Ей помощь так нужна.

Найдём ответ мы сразу-

Экология важна!

Леса мы охраняем,

И реки бережём,

И мусор убираем.

И вас убрать зовём!

Мы акции проводим,

Организуем марафон.

Природа дружит с нами.

Она наш общий дом!

Ребята, знаем точно –

Нам всем здесь жить, расти,

Нам экология поможет

Природу всем спасти!

Итоги урока.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36893. Дослідження тиристорів за допомогою програмного комплексу Electronics Workbench 72.5 KB
  Дослідження прямої гілки ВАХ тиристора можна проводити з використанням схеми на рис. Рисунок 4 Схема для побудови прямої гілки ВАХ тиристора в режимі фіксованих струмів анода Рисунок 5 Схема для побудови прямої гілки ВАХ тиристора в режимі фіксованих струмів керувального електрода Порядок виконання роботи 1. Рисунок 6 Схема для лабораторного дослідження тиристора 5. В результаті момент відкриття тиристора зміщується в часі і залежить від величини резистора.
36895. Решение задач с использованием одномерного и думерного массивов 200.5 KB
  Задачи из данного пункта решить двумя способами, используя одномерный массив, а затем двумерный. Размерность массива вводится с клавиатуры.
36896. Спрощена інструкція по роботі з СППР PRIME Decisions 385.5 KB
  для всіх атрибутів які використовуються для прийняття рішень. Введення альтернативних значень для готової цілі та для атрибутів на основі яких здійснюється вибір. Введення альтернатив для головної цілі та для атрибутів в додатковому вікні lterntives 3. Ввести у відповідні стовпці альтернативні значення для атрибутів на основі якого здійснюється вибір.
36897. Адміністрування локальної мережі з використанням FRIENDLY PINGER 1.75 MB
  ІНСТРУКЦІЯ до проведення лабораторної роботи №19 Адміністрування локальної мережі з використанням FRIENDLY PINGER Предмет: Компютерна практика Автор і дата затвердження програми: Новиченко В. Київ Лабораторна робота № 19 Адміністрування локальної мережі з використанням FRIENDLY PINGER 1 Мета роботи Ознайомитись з можливостями програми FRIENDLY PINGER призначеної для адміністрування моніторингу й інвентаризації комп'ютерних мереж. Побудувати топологію локальної мережі згідно з варіантом завдання 2. Сучасні компютерні мережі.
36898. Исследование характеристик усталостной прочности конструкционных материалов при циклических испытаниях 730.5 KB
  Цель работы: Ознакомиться с проблемой усталости авиационных конструкций; параметрами характеризующими цикл нагружения; существующими разновидностями цикла напряжения; характеристиками сопротивления усталости при регулярном напряжении; кривой усталости. ВОПРОСЫ Перечислить основные этапы в гражданской авиации которые связаны с проблемой усталости конструкции самолета. Чем они характеризуются Дать определение...
36899. Ознакомление с работой на учебной микро-ЭВМ 171.73 KB
  Задание 1 Краткое назначение блоков структурной схемы микроЭВМ БП блок микропроцессора и схем обрамления обеспечивающих его работу формирующий МД МА и сигналы управления микроЭВМ. БУ блок управления режимами работы МП. БИСМ блок индикации состояния магистралей. БУКП блок управления картой памяти.