75013

Интонация – основа музыки, План-конспект урока музыки в 3 классе

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Обучающая: формировать предметные компетентности: вокально-хоровую умение петь вокально правильно на дыхании музыкально-ритмическую умение выдерживать ритм и темп в движении под музыку исполнительскую умение выразительно и правильно передавать музыкальный образ...

Русский

2015-01-11

332.5 KB

68 чел.

Бердянская общеобразовательная школа I-III ст. №1

Бердянского городского совета Запорожской области

План – конспект урока музыки в 3 классе

Разработала

учитель музыки

Рак Ирина Васильевна

ООШ І-ІІІ ст. №1

специалист II категории

проведено 12.12.2012

г. Бердянск, 2012

Тема: Интонация – основа музыки.

Цели:  

Обучающая:

 - формировать предметные компетентности: вокально-хоровую – умение петь вокально  правильно на дыхании, музыкально-ритмическую – умение выдерживать ритм и темп в движении под музыку, исполнительскую – умение выразительно и правильно  передавать музыкальный образ;

- закрепить понятие интонации, как наименьшей выразительно – смысловой частицы музыки; познакомить с видами интонации – вокальной и инструментальной;

- учить определять в музыке главную интонацию.

Развивающая:

 - развивать  ключевые компетентности: продуктивной  творческой деятельности – готовность и стремление к творчеству; социальную – умение сотрудничать, проявлять инициативу; коммуникативную – умение общаться, презентовать результаты своей деятельности;  поликультурную – стремление к овладению достижениями культуры;

- музыкальные способности (слух, голос, эмоциональную сферу), музыкальное мышление учащихся (умение анализировать, выделять главное, делать выводы).

Воспитательная:

 - воспитывать любовь к музыкальному искусству, культуру слушателя, дружеские отношения в коллективе.

Музыкальный репертуар: распевка «Мы третьеклассники», отрывок из мюзикла «Волк и семеро козлят», песня «С нами друг», песня «Настоящий друг», игра на ДМИ «Во поле береза стояла», стихотворение «Музыка похожа…».

Оборудование и наглядность:  компьютер, проектор, музыкальный центр, диски с записями, раздаточный материал, презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока:  урок-путешествие.

Ход урока:

  1.  Ориентация, мотивация деятельности (подготовка к активной учебной деятельности)

Вход в класс под музыку песни «Когда мои друзья со мной»

Музыкальное приветствие:

 Учитель:  Прозвенел звонок!

 Дети:   Начался урок!

 Учитель:  Здравствуйте, ребята!

 Дети: Здравствуйте, учитель!

Учитель:

Вот и снова наш урок,

Прозвенел уже звонок!

Чтобы умными ушли,

Вы работать все должны,

Не скучать и не шалить,

Не ворчать и не хитрить,

Все задания выполнять

Слушать и запоминать

Петь, играть и танцевать  

Думать, спорить, говорить,

Фантазировать, творить.

Учиться  - так старательно,

А слушать – так внимательно,

Смеяться – заразительно,

А петь – так выразительно!  

  1.  Целеполагание
  2.  Сообщение темы, целей урока

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с  одной из характеристик музыкального произведения – интонацией. А для этого мы отправимся в увлекательное путешествие в Королевство Музыки.  Чтобы добраться до замка Её Величества Интонации, нам необходимо пройти несколько станций, соответствующих основным видам работы на уроке музыки. На нашем маршруте – станция №1 – «Вокально-хоровая», станция №2 – «Слушание музыки», станция №3 – «Музыкотерапия», станция №4 –  «Игра на ДМИ»,  станция №5 – «Музыкально-ритмическая», станция №6 – «Музыкальная грамота».

Итак, тема нашего урока «Интонация – основа музыки». Сегодня мы с вами углубим знания, полученные на предыдущих уроках, познакомимся с новыми видами интонации, будем учиться определять их в музыкальных произведениях.

    2. Мотивация учебной деятельности

- Полученные во время путешествия знания помогут вам глубже понять музыкальные произведения, сделать наше пение выразительнее и красочней.

- Её Величество Интонация  правит Королевством  Музыки,  и если  вы  научитесь  слушать  и понимать  её,  то откроете  вокруг  себя  очень  красивый  и  интересный  мир. А с собой в дорогу мы возьмём   цветные карточки и рисунки с изображением солнышка, которые пригодятся нам во время работы.

  1.  Ожидаемые результаты  

- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

- Чего вы ожидаете от урока?

- Чтобы справиться с заданиями, которые нас ждут на станциях, давайте повторим теоретический материал, изученный ранее.

ІІІ. Целереализация   

  1.  Актуализация опорных знаний

- Что такое интонация? ( Интонация (с лат.) – это выразительное произношение, наполненное и окрашенное чувствами, переживаниями.)

- Музыкальная речь, как и разговорная, становится осмысленной лишь при наличии пауз и знаков препинания. При выразительном исполнении – это называется  интонацией. Интонация – основа музыки, её характер. Она имеет большое значение, как в музыкальной речи, так и в разговорной.

Музыкальная мелодия, пьеса, песня или большое музыкальное произведение вырастает из одного или нескольких «зерен», которые называются интонацией. В этом «зерне» находится начало мелодии, ритма, темпа, других элементов музыкальной речи и, конечно же, характер музыки.

- Скажите, с какими видами интонации вы уже знакомы?

- Вспомните, какую распевку с восклицательной и утвердительной интонацией мы с вами учили? («Мы третьеклассники»).

                   Станция №1 «Вокально-хоровая». Исполнение распевки.

- На  прошлом  уроке мы с  вами  начали разучивать песню «Настоящий друг».  Повторите  слова песни (работа с учебником, стр.38).

- Предлагаю исполнить песню и определить, какие интонации слышны в ней?

Исполнение песни «Настоящий друг»

  1.  Усвоение новых знаний

- Какие знакомые интонации вы услышали в произведении?

- Дети, здесь также присутствуют вокальные интонации. А кому знакомо слово «вокал»?  Каким синонимом можно его заменить? («петь»).

- Людей, которые занимаются профессиональным  пением  называют вокалисты.  Мы с вами тоже занимаемся  пением, но нас нельзя  назвать  вокалистами. Музыкальные  интонации,  которые мы поем  называются  песенными  или  вокальными. Давайте сейчас посмотрим  и послушаем  отрывок  из мюзикла  «Волк и семеро козлят»,  где будут присутствовать  вокальные интонации. После прослушивания мы с вами обсудим, какие  еще  интонации  присутствуют  в произведении.

Станция №2 «Слушание музыки». Мюзикл «Волк  и  семеро козлят»

- Назовите интонации, присутствующие в пении Волка, мамы Козы, козлят?

- Интонацию в музыке можно сравнить с чувствами, которые мы можем передать с помощью цвета. Сейчас мы с вами  прослушаем отрывок из стихотворения «Музыка похожа…». Чувства, которые возникнут у вас во время прослушивания, я предлагаю выразить с помощью цветных карточек, лежащих у вас на столе.           

Станция №3 «Музыкотерапия».  Упражнение «Цветомузыка».

                          

Музыка похожа…

Музыка  похожа  на  весенний  ветер:

то  вздремнет украдкой в яблоневом цвете,

то взлетит – взметнётся  ввысь  быстрее  птицы,

то вздохнёт  и  в листьях  робко  притаится.

Музыка  похожа  на июньский ливень:

то забарабанит  в  окна  торопливо,

то задорно  спрыгнет  вниз  на мостовые,

Разбросав  по  лужам  капли  дождевые.

Музыка  бывает,  схожа  с листопадом:

то   кружится тихо  над  осенним  садом,

то  взовьётся  вихрем,  стихнет  у дороги

и  охапку  листьев  бросит  нам  под  ноги.

Музыка  бывает  на метель  похожа:

то засыплет  снегом  утренних  прохожих,

пробежит  по тропкам,  чтоб  следы запутать,

то захочет  землю  потеплей  укутать.

Музыка  похожа  на  большую  птицу:

то легко и  быстро  к  солнцу  устремится,

то полет  замедлит,  стихнет  на мгновенье,

закружит  в  свободном, сказочном  паденье.

- Данное упражнение подтвердило,  что музыка бывает очень разная и характер у неё разный.

- Также вы обратили внимание, что музыкальный фон, который сопровождал стихотворение,  не имел слов, это была инструментальная композиция и поэтому мы можем говорить об инструментальных  интонациях.  Как вы думаете, что такое   инструментальные интонации?  (те, которые  исполняются  на  музыкальных  инструментах).

Станция №4 «Игра на детских музыкальных инструментах»

«Во поле береза стояла».

- Какие интонации присутствовали в этом произведении? (вокальная и инструментальная; выразительная и изобразительная)

  1.  Физминутка.

Станция №5 « Музыкально-ритмическая» (учитель обращает внимание на темп, ритм и правильное исполнение движений под музыку)

  1.  Закрепление полученных знаний.

Станция №6 «Музыкальная грамота». Разгадывание кроссворда

- Нам предстоит разгадать кроссворд, слова котрого связаны с темой нашего урока. С некоторыми из  понятий вы познакомились сегодня, а некоторые мы рассматривали на предыдущих уроках.

Р

И

Т

М

М

Е

Т

Р

О

Н

О

М

М

Е

Т

Р

В

О

К

А

Л

Ь

Н

А

Я

Д

И

Н

А

М

И

К

А

Т

А

К

Т

Ц

Е

З

У

Р

А

И

Н

С

Т

Р

У

М

Е

Н

Т

А

Л

Ь

Н

А

Я

М

Е

Л

О

Д

И

Я

  1.  Чередование звуков  различной  продолжительности  (ритм);
  2.  Специальный  прибор, который  помогает  рассчитывать  темп (метроном);
  3.  Равномерное чередование  сильных и слабых  долей  в музыке (метр);
  4.  Музыкальная интонация, предназначенная для пения (вокальная);
  5.  Сила звучания музыкального произведения (динамика); 
  6.  Отрезок музыки от одной  сильной  доли  до следующей (такт);
  7.  Знак дыхания, соответствующий знакам «.» или «,» в предложении (цезура);
  8.  Музыкальная интонация, предназначенная для игры на музыкальных инструментах (инструментальная);
  9.  Один из основных элементов музыки (мелодия).      

IV.Рефлексивно – оценочный

 1. Подведение  итогов  урока

- Вот мы с вами и прошли все станции. Путь наш был  как трудным, так и интересным. Подумайте,    какое  свойство  музыки  сделало наше путешествие интересным и познавательным? (интонация)

- С какими  новыми  видами  интонации  вы  познакомились?  (Вокальная, инструментальная)

-  Сегодня на уроке мы убедились в том, что для  яркости  и выразительности произведения  необходимо  использовать  все виды  интонаций.  Предлагаю во время исполнения  песни  «С нами друг»  построить дом  Её Величеству  Интонации.

(Во время исполнения песни учащиеся «строят дом» из подготовленного раздаточного материала)

2. Рефлексия

- На нашем уроке присутствовало множество интонаций, передающих положительные эмоции:  веселье, радость, восхищение, успех …

- Что бы вы ещё добавили в наше творение, чтобы сделать дом тёплым и светлым?

(Дети пишут на  «солнышках»    положительные  эмоции  и  дополняют композицию).

3. Ценение и оценивание

- Вы хорошо поработали на уроке. Я предлагаю вам  оценить свою работу, используя карточки. (оценивание детей соответственно количеству заработанных карточек)

- Мы все сегодня  на  уроке  хорошо  поработали, поэтому  давайте  улыбнемся  и поаплодируем  друг другу.

Учитель: Прозвенел звонок.

Дети: Закончился урок.

Учитель: До свидания.

Дети: До свидания.

(Выход  под  музыку  песни  «Когда мои друзья со мной»).  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22801. Ранній залізний вік на території України 63 KB
  Протягом тисячолітнього існування в Північному Причорномор'ї античні містадержави справили значний вплив на розвиток місцевих племен: скіфів сарматів слов'ян. Етногенез словян. Перші писемні згадки про словян. Існує кілька концепцій походження словян з яких найпоширеніша така: витоки слов'янської історії сягають щонайменше II тис.
22802. Походження Русі 28 KB
  Основними ознаками будьякої середньовічної держави в тому числі Київської Русі були: розміщення населення не за національним у той період за племінним принципом а за територіальним поява влади не пов'язаної з волевиявленням народу збирання данини для утримання цієї влади династичний спадковий характер влади вождя.
22803. Основні етапи розвитку Києворуської держави 29 KB
  До часів правління Аскольда вчені відносять і першу спробу введення християнства як офіційної релігії у Київській Русі. Володимир починає своє правління посадовивши синів і старших дружинників у містах Русі. У період правління Ярослава Мудрого розширюються кордони Київської Русі: від Чорного моря і пониззя Дунаю на півдні аж до Фінської затоки на півночі від Закарпаття на заході до верхів'їв Волги та Дону на сході. в Київській Русі встановлюється форма правління яку називають тріумвіратом Ярославичів Ізяслава Святослава та Всеволода.
22804. Київська Русь періоду розквіту. Володимир Великий. Ярослав Мудрий 34.5 KB
  Володимир Великий. Ставши Великим князем київським Володимир багато зробив аби зміцнити державу встановити лад і порядок. За часів Володимира в загальних рисах завершилося формування держави. Видатний політик і адміністратор Володимир здійснив серію реформ.
22805. Зовнішня політика Київської Русі та ГВК 25 KB
  Зовнішня політика Київської Русі та ГВК Починаючи із заснування Київської Русі вона досить активно займалася зовнішньою політикою у різних напрямках: політичному економічному релігійному та культурному. перервало зв'язки північносхідних земель Русі з Європою. Для Київської Русі була характерна договірна торгівля значне місце посідав звичайний обмін товар на товар .Отже і в період існування Київської Русі і під час розвитку ГалицькоВолинського князівства зовнішня політика проводилася досить активно і різнобічно.
22806. Причини та наслідки занепаду ГВК 24 KB
  останнього правителя ГалицькоВолинської держави Юрія II була успадкована князями литовської династії Гедиміновичів. Так припинила своє існування ГалицькоВолинська держава. Роль ГалицькоВолинського князівства надзвичайно велика. ГалицькоВолинське князівство відкрило широкий шлях західноєвропейським культурним впливам на Україну зберігаючи при цьому кращі традиції української національної культури.
22807. Хмельниччина 125 KB
  Це час коли ряд блискучих перемог зрушив все українське суспільство мобілізував широку підтримку для Хмельницького і перетворив суто козацьке повстання на загальноукраїнський антипольський рух. 1648 Хмельницький на чолі невеликого загону реєстрових і запорізьких козаків напав на польську залогу на острові Базавлук на Дніпрі і знищив її. Це звільнило Запорізьку Січ від польського контролю притягнуло запорожців на бік Хмельницького обраного гетьманом. Не сподіваючись поважніших труднощів польські полководці Великий гетьман М.
22808. Руїна. Становище України в другій половині XVII ст. 24.5 KB
  Серед козацьких ватажків виникли гострі розходження щодо того чи лишатися Україні під Москвою чи ж шукати покровителів серед інших сусідніх держав. Чи стане Україна унікальним суспільством вільних козаківземлеробів як цього хотіли селяни й рядове козацтво чи ж козацька старшина просто займе місце шляхти відтак повернувши розхитаний суспільний устрій знаті що відповідало б типовим для доби моделям Серед українців ще десятиліттями по смерті Хмельницького точилися запеклі суперечки навколо цих питань.
22809. Наступ царату на автономію України. Остаточна ліквідація гетьманського правління 28.5 KB
  Наступ царату на автономію України.Політику Петра І щодо України продовжували самодержавні імператори Росії з більшою чи меншою жорстокістю і фанатичною впертістю.Певні позитивні зміни в політиці щодо України були можливими після того як російський престол перейшов до дочки Петра І Єлизавети.Розумовський добився того що зносинами Росії з Україною займалися не в Сенаті а в колегії закордонних справ під владу гетьмана було повернуто Київ і Запорожжя з України виведено російські військові підрозділи.