75013

Интонация – основа музыки, План-конспект урока музыки в 3 классе

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Обучающая: формировать предметные компетентности: вокально-хоровую умение петь вокально правильно на дыхании музыкально-ритмическую умение выдерживать ритм и темп в движении под музыку исполнительскую умение выразительно и правильно передавать музыкальный образ...

Русский

2015-01-11

332.5 KB

68 чел.

Бердянская общеобразовательная школа I-III ст. №1

Бердянского городского совета Запорожской области

План – конспект урока музыки в 3 классе

Разработала

учитель музыки

Рак Ирина Васильевна

ООШ І-ІІІ ст. №1

специалист II категории

проведено 12.12.2012

г. Бердянск, 2012

Тема: Интонация – основа музыки.

Цели:  

Обучающая:

 - формировать предметные компетентности: вокально-хоровую – умение петь вокально  правильно на дыхании, музыкально-ритмическую – умение выдерживать ритм и темп в движении под музыку, исполнительскую – умение выразительно и правильно  передавать музыкальный образ;

- закрепить понятие интонации, как наименьшей выразительно – смысловой частицы музыки; познакомить с видами интонации – вокальной и инструментальной;

- учить определять в музыке главную интонацию.

Развивающая:

 - развивать  ключевые компетентности: продуктивной  творческой деятельности – готовность и стремление к творчеству; социальную – умение сотрудничать, проявлять инициативу; коммуникативную – умение общаться, презентовать результаты своей деятельности;  поликультурную – стремление к овладению достижениями культуры;

- музыкальные способности (слух, голос, эмоциональную сферу), музыкальное мышление учащихся (умение анализировать, выделять главное, делать выводы).

Воспитательная:

 - воспитывать любовь к музыкальному искусству, культуру слушателя, дружеские отношения в коллективе.

Музыкальный репертуар: распевка «Мы третьеклассники», отрывок из мюзикла «Волк и семеро козлят», песня «С нами друг», песня «Настоящий друг», игра на ДМИ «Во поле береза стояла», стихотворение «Музыка похожа…».

Оборудование и наглядность:  компьютер, проектор, музыкальный центр, диски с записями, раздаточный материал, презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока:  урок-путешествие.

Ход урока:

  1.  Ориентация, мотивация деятельности (подготовка к активной учебной деятельности)

Вход в класс под музыку песни «Когда мои друзья со мной»

Музыкальное приветствие:

 Учитель:  Прозвенел звонок!

 Дети:   Начался урок!

 Учитель:  Здравствуйте, ребята!

 Дети: Здравствуйте, учитель!

Учитель:

Вот и снова наш урок,

Прозвенел уже звонок!

Чтобы умными ушли,

Вы работать все должны,

Не скучать и не шалить,

Не ворчать и не хитрить,

Все задания выполнять

Слушать и запоминать

Петь, играть и танцевать  

Думать, спорить, говорить,

Фантазировать, творить.

Учиться  - так старательно,

А слушать – так внимательно,

Смеяться – заразительно,

А петь – так выразительно!  

  1.  Целеполагание
  2.  Сообщение темы, целей урока

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с  одной из характеристик музыкального произведения – интонацией. А для этого мы отправимся в увлекательное путешествие в Королевство Музыки.  Чтобы добраться до замка Её Величества Интонации, нам необходимо пройти несколько станций, соответствующих основным видам работы на уроке музыки. На нашем маршруте – станция №1 – «Вокально-хоровая», станция №2 – «Слушание музыки», станция №3 – «Музыкотерапия», станция №4 –  «Игра на ДМИ»,  станция №5 – «Музыкально-ритмическая», станция №6 – «Музыкальная грамота».

Итак, тема нашего урока «Интонация – основа музыки». Сегодня мы с вами углубим знания, полученные на предыдущих уроках, познакомимся с новыми видами интонации, будем учиться определять их в музыкальных произведениях.

    2. Мотивация учебной деятельности

- Полученные во время путешествия знания помогут вам глубже понять музыкальные произведения, сделать наше пение выразительнее и красочней.

- Её Величество Интонация  правит Королевством  Музыки,  и если  вы  научитесь  слушать  и понимать  её,  то откроете  вокруг  себя  очень  красивый  и  интересный  мир. А с собой в дорогу мы возьмём   цветные карточки и рисунки с изображением солнышка, которые пригодятся нам во время работы.

  1.  Ожидаемые результаты  

- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

- Чего вы ожидаете от урока?

- Чтобы справиться с заданиями, которые нас ждут на станциях, давайте повторим теоретический материал, изученный ранее.

ІІІ. Целереализация   

  1.  Актуализация опорных знаний

- Что такое интонация? ( Интонация (с лат.) – это выразительное произношение, наполненное и окрашенное чувствами, переживаниями.)

- Музыкальная речь, как и разговорная, становится осмысленной лишь при наличии пауз и знаков препинания. При выразительном исполнении – это называется  интонацией. Интонация – основа музыки, её характер. Она имеет большое значение, как в музыкальной речи, так и в разговорной.

Музыкальная мелодия, пьеса, песня или большое музыкальное произведение вырастает из одного или нескольких «зерен», которые называются интонацией. В этом «зерне» находится начало мелодии, ритма, темпа, других элементов музыкальной речи и, конечно же, характер музыки.

- Скажите, с какими видами интонации вы уже знакомы?

- Вспомните, какую распевку с восклицательной и утвердительной интонацией мы с вами учили? («Мы третьеклассники»).

                   Станция №1 «Вокально-хоровая». Исполнение распевки.

- На  прошлом  уроке мы с  вами  начали разучивать песню «Настоящий друг».  Повторите  слова песни (работа с учебником, стр.38).

- Предлагаю исполнить песню и определить, какие интонации слышны в ней?

Исполнение песни «Настоящий друг»

  1.  Усвоение новых знаний

- Какие знакомые интонации вы услышали в произведении?

- Дети, здесь также присутствуют вокальные интонации. А кому знакомо слово «вокал»?  Каким синонимом можно его заменить? («петь»).

- Людей, которые занимаются профессиональным  пением  называют вокалисты.  Мы с вами тоже занимаемся  пением, но нас нельзя  назвать  вокалистами. Музыкальные  интонации,  которые мы поем  называются  песенными  или  вокальными. Давайте сейчас посмотрим  и послушаем  отрывок  из мюзикла  «Волк и семеро козлят»,  где будут присутствовать  вокальные интонации. После прослушивания мы с вами обсудим, какие  еще  интонации  присутствуют  в произведении.

Станция №2 «Слушание музыки». Мюзикл «Волк  и  семеро козлят»

- Назовите интонации, присутствующие в пении Волка, мамы Козы, козлят?

- Интонацию в музыке можно сравнить с чувствами, которые мы можем передать с помощью цвета. Сейчас мы с вами  прослушаем отрывок из стихотворения «Музыка похожа…». Чувства, которые возникнут у вас во время прослушивания, я предлагаю выразить с помощью цветных карточек, лежащих у вас на столе.           

Станция №3 «Музыкотерапия».  Упражнение «Цветомузыка».

                          

Музыка похожа…

Музыка  похожа  на  весенний  ветер:

то  вздремнет украдкой в яблоневом цвете,

то взлетит – взметнётся  ввысь  быстрее  птицы,

то вздохнёт  и  в листьях  робко  притаится.

Музыка  похожа  на июньский ливень:

то забарабанит  в  окна  торопливо,

то задорно  спрыгнет  вниз  на мостовые,

Разбросав  по  лужам  капли  дождевые.

Музыка  бывает,  схожа  с листопадом:

то   кружится тихо  над  осенним  садом,

то  взовьётся  вихрем,  стихнет  у дороги

и  охапку  листьев  бросит  нам  под  ноги.

Музыка  бывает  на метель  похожа:

то засыплет  снегом  утренних  прохожих,

пробежит  по тропкам,  чтоб  следы запутать,

то захочет  землю  потеплей  укутать.

Музыка  похожа  на  большую  птицу:

то легко и  быстро  к  солнцу  устремится,

то полет  замедлит,  стихнет  на мгновенье,

закружит  в  свободном, сказочном  паденье.

- Данное упражнение подтвердило,  что музыка бывает очень разная и характер у неё разный.

- Также вы обратили внимание, что музыкальный фон, который сопровождал стихотворение,  не имел слов, это была инструментальная композиция и поэтому мы можем говорить об инструментальных  интонациях.  Как вы думаете, что такое   инструментальные интонации?  (те, которые  исполняются  на  музыкальных  инструментах).

Станция №4 «Игра на детских музыкальных инструментах»

«Во поле береза стояла».

- Какие интонации присутствовали в этом произведении? (вокальная и инструментальная; выразительная и изобразительная)

  1.  Физминутка.

Станция №5 « Музыкально-ритмическая» (учитель обращает внимание на темп, ритм и правильное исполнение движений под музыку)

  1.  Закрепление полученных знаний.

Станция №6 «Музыкальная грамота». Разгадывание кроссворда

- Нам предстоит разгадать кроссворд, слова котрого связаны с темой нашего урока. С некоторыми из  понятий вы познакомились сегодня, а некоторые мы рассматривали на предыдущих уроках.

Р

И

Т

М

М

Е

Т

Р

О

Н

О

М

М

Е

Т

Р

В

О

К

А

Л

Ь

Н

А

Я

Д

И

Н

А

М

И

К

А

Т

А

К

Т

Ц

Е

З

У

Р

А

И

Н

С

Т

Р

У

М

Е

Н

Т

А

Л

Ь

Н

А

Я

М

Е

Л

О

Д

И

Я

  1.  Чередование звуков  различной  продолжительности  (ритм);
  2.  Специальный  прибор, который  помогает  рассчитывать  темп (метроном);
  3.  Равномерное чередование  сильных и слабых  долей  в музыке (метр);
  4.  Музыкальная интонация, предназначенная для пения (вокальная);
  5.  Сила звучания музыкального произведения (динамика); 
  6.  Отрезок музыки от одной  сильной  доли  до следующей (такт);
  7.  Знак дыхания, соответствующий знакам «.» или «,» в предложении (цезура);
  8.  Музыкальная интонация, предназначенная для игры на музыкальных инструментах (инструментальная);
  9.  Один из основных элементов музыки (мелодия).      

IV.Рефлексивно – оценочный

 1. Подведение  итогов  урока

- Вот мы с вами и прошли все станции. Путь наш был  как трудным, так и интересным. Подумайте,    какое  свойство  музыки  сделало наше путешествие интересным и познавательным? (интонация)

- С какими  новыми  видами  интонации  вы  познакомились?  (Вокальная, инструментальная)

-  Сегодня на уроке мы убедились в том, что для  яркости  и выразительности произведения  необходимо  использовать  все виды  интонаций.  Предлагаю во время исполнения  песни  «С нами друг»  построить дом  Её Величеству  Интонации.

(Во время исполнения песни учащиеся «строят дом» из подготовленного раздаточного материала)

2. Рефлексия

- На нашем уроке присутствовало множество интонаций, передающих положительные эмоции:  веселье, радость, восхищение, успех …

- Что бы вы ещё добавили в наше творение, чтобы сделать дом тёплым и светлым?

(Дети пишут на  «солнышках»    положительные  эмоции  и  дополняют композицию).

3. Ценение и оценивание

- Вы хорошо поработали на уроке. Я предлагаю вам  оценить свою работу, используя карточки. (оценивание детей соответственно количеству заработанных карточек)

- Мы все сегодня  на  уроке  хорошо  поработали, поэтому  давайте  улыбнемся  и поаплодируем  друг другу.

Учитель: Прозвенел звонок.

Дети: Закончился урок.

Учитель: До свидания.

Дети: До свидания.

(Выход  под  музыку  песни  «Когда мои друзья со мной»).  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78846. Наука и власть 29.5 KB
  Наука и власть Любая власть как институционализированная государственноправовые институты так и не институционализированная например власть старшего в семье власть учителя в школе власть женщины над любящим ее мужчиной и т. Власть государственная необходима для организации общественного производства которое немыслимо без подчинения участников единой воле а также для регулирования взаимоотношений между людьми в обществе. Проблема наука и власть имеет два аспекта: 1 проблема самой науки как формы власти;...
78847. Наука и нравственность. Этика науки 29 KB
  Этика науки Современная наука имеет ряд особенностей качественно отличающих ее от науки даже недавнего прошлого. Довольно быстро обнаружились и некоторые опасности связанные с возможным применением достижений современной науки. Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности. Этические проблемы науки рождались в связи с развитием физики биологии в частности генетики психологии.
78848. Научная рациональность и ее типы 29 KB
  Научная рациональность и ее типы Основными свойствами научной рациональности являются: объектная предметность эмпирическая или теоретическая однозначность доказанность проверяемость способность к улучшению. Наука это прежде всего специфическая форма культуры порождающая особую агрессивную форму рациональности развивающуюся в сложном историческом социокультурном контексте. Анализ научной рациональности и научного знания является комплексным междисциплинарным исследованием предусматривающим синтез различных видов и форм знаний. ...
78849. Научное, ненаучное, псевдонаучное знание 30.5 KB
  Научное ненаучное псевдонаучное знание. Научное знание система знаний о законах природы общества мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития. Научное знание: является результатом постижения действительности и когнитивной основой человеческой деятельности; социально обусловлено; и обладает различной степенью достоверности.
78850. Метатеоретический уровень научного знания 26.5 KB
  мета за после это теория о теории: объектом научного анализа для метатеории выступает сама теория. Метатеоретический подход не просто реорганизует научное знание является не только способом научного анализа теории но производит в ней сдвиги содержательного порядка порождает новое знание. Рефлексия является своеобразным способом развития самого содержания знания одним из важных путей разработки теории Дело в том что плодотворен сам по себе выход за пределы теории отстраненный взгляд на нее. На основе метатеории в процессе...
78852. Философские основания науки 27 KB
  Философские основания науки Предисловие: Философское основание науки представляет особой один из элементов философии науки направление в философии изучающее научную деятельность ее особенности и характеристики; ее цель устанавливать правильность научных суждений и теорий и объяснять место и роль науки в современной культуре наряду с теоретическим и эмпирическим знанием. Философские основания науки. Философские основания науки. Функции функция философского обоснования: Любая новая идея для того чтобы стать либо частью картины мира...
78853. Структура эмпирического знания. Проблема факта 28.5 KB
  Проблема факта Эмпирические факты образуют базис на который опираются научные теории. Факты фиксируются в языке науки в высказываниях типа: более половины опрошенных в городе недовольны экологией городской среды и т. Вернадский: эмпирические факты хлеб науки. Проблема факта: Эмпирические факты содержат не только информацию об изучаемых явлениях но и как правило включают ошибки наблюдателя и т.
78854. Структура теоретического знания 29 KB
  Теоретический уровень научного познания как и эмпирический имеет ряд подуровней среди которых можно выделить следующие по степени общности: а аксиомы теоретические законы; б частные теоретические законы описывающие структуру свойства и поведение идеализированных объектов; в частные единичные высказывания утверждающие нечто о конкретных во времени и пространстве состояниях свойствах и отношениях некоторых идеализированных объектов 2 вида научных законов: 1Универсальные и частные законы. Универсальными принято называть законы...