75014

Интонационное и исполнительское развитие музыки

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Тема урока: Интонационное и исполнительское развитие музыки Игра в слова. Разные ребята Цели урока: Обучающие: дать понятие о развитии интонации с помощью каких средств выразительности она развивается введение понятий лад мажор минор работать над чистотой интонирования...

Русский

2015-01-11

152.5 KB

20 чел.

Донецкий лицей №30

Донецкого городского совета

 

Тема урока: Интонационное и исполнительское развитие музыки

 (3 класс)

 

 

 Учитель музыки:

                                                                          Курилова Д.С.

        

                                       

                                        Донецк-2013

Тема урока:         Интонационное и исполнительское развитие музыки

                             1)С.Прокофьев Тема Пети из симфонической сюиты «Петя   

    и Волк»

                             2)Л.Книппер «Почему медведь зимой спит»

                             3)И.Асеев «Игра в слова»

                             4)Попевка «Разные ребята»

Цели урока:         Обучающие:

  -дать понятие о развитии интонации, с помощью каких

     средств выразительности она развивается

   - введение понятий лад, мажор, минор

                             -работать над чистотой интонирования

                          Развивающие:

                          -развивать навык слушания и восприятия музыки;

                                творческие способности

                                     -формировать вокально-хоровые навыки (дикция, дыхание)

                              - умение анализировать, сравнивать, обобщать

                          Воспитательные:

                          -прививать любовь к музыке, искусству

                          -воспитывать эстетический вкус

Тип урока:            Углубление в тему

Вид урока:              Традиционный

Методы:  Словесные, наглядные, практические

Оборудование:     Запись симфонической сюиты С.Прокофьева «Петя и

                                           Волк», портрет С.Прокофьева, карточки настроений,   

                           изображение мажора и минора

                                        Ход урока

Организация класса

У.Здравствуйте, дети! Наш урок начнем с музыкального приветствия

 Музыкальное приветствие

Основная часть

   Актуализация опорных знаний

У.Ребята, как называется тема, которую мы начали изучать с вами на    прошлом уроке?

 Д.Развитие музыки

У.Правильно, мы говорили о том, что музыка движется, она не стоит на месте. В течение всего звучания, музыка может несколько раз меняться

У.В чем может выражаться изменение музыки?

Д.В изменении характера, лада, ритма

У.Правильно. Мы с вами на прошлом уроке начали слушать симфоническую

сюиту Сергея Прокофьева. Как она называется?

Д. «Петя и Волк»

Слушание и восприятие музыки

У.Сергей Прокофьев один из крупнейших композиторов 20 века. Родился композитор в селе Сонцовка (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области).  Воспитание сына взяла на себя мама, которая была хорошей пианисткой. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. В 6 лет написал пьесу «Индийский галоп», в 9-10 лет написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах». В 13 лет одаренного мальчика зачислили в Петербургскую консерваторию по классу композиции, а позже по классу фортепиано. Сегодня мы с вами остановимся на известной сказке – сюите Сергея Прокофьева «Петя и Волк»

Сюжет сюиты очень интересный. Действие происходит летом. Пионер Петя на каникулах приезжает к своему дедушке, который живет в лесу. Дедушка предупредил Петю, чтобы тот не ходил в лес, там опасно. Но Петя не послушал своего дедушку и пошел гулять в лес со своими друзьями - птичкой, уткой, кошкой. А в это время по лесу бродил злой, голодный волк. Он захотел съесть утку, которая гуляла вместе с Петей. Как только волк напал на утку, Петя вместе с птичкой стал от него защищаться и они спасли утку. Прибежала охотники, и связали волка. Послушайте  сейчас тему Пети в начале сюиты. Подумайте, какое настроение передает музыка? Звучит 1 тема Пети.

У. Какое настроение музыки?

Д.Веселое, бодрое, радостное

У.Можно сказать, что характер песни беспечный?

Д.Да

У.А теперь послушайте 2 тему Пети в конце сюиты. Какой ее характер?

Звучит 2 тема Пети

У. Какой характер?

Д.Бодрый, смелый

У.Изменился ли характер музыки по ходу произведения?

Д.Да

У.Как вы думаете почему?

Д.Потому, что Петя стал более ответственным. Он пошел на смелый поступок, чтобы спасти утку

У.Правильно. Мы можем наблюдать развитие музыки?

Д.Да. Музыка меняется.

У.Послушайте еще раз 2 фрагмента темы Пети

Звучат 2 темы Пети

У.Ребята, мы сейчас наблюдаем развитие музыки через характер, ритм      Музыкальная грамота                                                                                                           У.Сегодня мы с вами заглянем в королевство под название Лад. В этом королевстве живут 2 жителя, 2 брата   

Давайте мы познакомимся с братьями поближе.

ЛАД МАЖОР был бодр и весел:
Балагурил и шутил,
Красил дом свой ярким цветом,
С ясным солнышком дружил!

ЛАД МИНОР куда спокойней:
Любит размышлять в тени.
Иногда он смотрит строго,
Иногда всерьёз грустит.

Если ты разбил колени…
или в лужу угодил,
ЛАД МИНОР тебя жалеет,

А МАЖОР тебя смешит.

У.Ну-ка, поднимите руки те, кто похожи на весёлого, бодрого и всегда довольного сеньора Мажора? А теперь поднимите руки те, кто похожи на задумчивого, немного грустного сеньора Минора? Вот видите, даже в нашем классе есть их родственники – мажорики и минорики.

Мажор и минор живут в любом музыкальном произведении: в каждой пьесе, в каждой песне. Вы найдёте их даже в наших карточках настроений. Посмотрите внимательно, в каких из них скрывается настроение мажорное, а в каких минорное?

У.Молодцы! И Мажор, и Минор очень дружны между собой и, когда они встречаются вместе, любят поговорить и пофантазировать. Может быть, именно тогда к композиторам всего мира в голову приходят удивительные истории, они записывают их нотами, и мы тоже можем их услышать. Например, тема Пети – светлая, бодрая, значит, она написана в каком ладу?

Д.В мажоре

Вокально-хоровая работа

У.А сейчас мы вспомним попевку,  которая называется «Разные ребята», незабываем о правилах певческой установки, давайте вспомним их

Исполняем попевку

У.Дети, познакомимся с новой песней «Игра в слова». Послушайте ее и подумайте, какой характер песни?

Игра «Поймай слово» (Светлый, печальный, грустный радостный, игривый) и. т.д. 

У.Мы сейчас  выучим только 1 куплет песни, а на следующих уроках мы продолжим работать над песней

Разучиваем 1 куплет

У.А теперь вспомните название  этой песни,  послушав только ее вступление

Д. «Почему медведь зимой спит»

У.О чем эта песня?  Почему медведь зимой спит?

Д.Песня о том, как медведь наступил  лисе на хвост, а потом испугался и решил, что больше не будет зимой гулять по мосту, а лучше будет спать.

Давайте вспомним  и исполним 1 куплет песни

У.Как вы думаете, с помощью, каких средств музыкальной выразительности показана неуклюжесть медведя?

Д.С помощью ритма, регистра

У. Что служит толчком для развития в песне?

Д. Толчком для развития служит литературный текст. Три разных куплета – как три образа зимнего леса: спокойный, волнительный и снова спокойный

У.А теперь дети, разучим 2 куплет песни

Разучиваем приемом «эхо»

(Исполняем выразительно, показывая интонации песни)

Закрепление выученного материала:

  1)Что такое мажор? (ответы детей)

  2)С какой песней мы сегодня с вами познакомились?

  3)Какие персонажи сюиты С.Прокофьева «Петя и Волк»? (ответы детей)

  4)Может ли музыка стоять на месте? (ответы детей)

  5)С какими приемами развития вы познакомились на уроке? В каких  произведениях? (ответы детей)

 6) В чем особенность  исполнительского, сюжетного и тембрового развития в музыке? (ответы детей)

Итог урока

У. С какими приемами развития вы познакомились на уроке? В каких произведениях? (ответы детей)

- В чем особенность  исполнительского, сюжетного и тембрового развития в музыке? (ответы детей)

-Дети, спасибо вам за интересный урок. Вы были очень активны, хорошо отвечали, пели  

Дети выходят из класса под музыку темы Пети

                                                                   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56024. Синергетичний підхід до викладання предметів суспільно-політичних наук 123.5 KB
  Водночас духовне відродження суспільства вимагає конкретних змін у діяльності загальноосвітніх шкіл які викликані необхідністю формування суспільно активної творчої особистості що на відміну від людинивиконавця здатна самостійно мислити генерувати нові ідеї приймати сміливі нестандарті рішення. Відомо що реформа освіти одним із завдань має формування творчо мислячої особистості а не стисненої рамками приписів циркулярів наказів тощо. Існує протиріччя між обсягом інформації та можливістю особистості її засвоїти. І тому головною...
56025. Синквейн на уроках математики (на примере работ учащихся 7 класса) 156.5 KB
  Для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Но как развить такие важные умения? Ответ на данный вопрос: создание математических синквейнов.
56026. Іван Сірко 2.93 MB
  Література: історичні пісні перекази про Івана Сірка повість М. Мотивація навчальної діяльності учнів Загудів степ запорозький Як Чорнеє море Понеслися запорожці Облавою в поле Ой не вітер в полі грає Не орел літає Ото ж Сірко з товариством...
56027. Система усних вправ як засіб реалізації проблеми дидактичної підтримки процесу навчання математики 122.5 KB
  Поряд із підготовкою учнів які в подальшому у своїй професійній діяльності будуть користуватися математикою важливим стає забезпечення деякого гарантованого рівня підготовки усіх школярів незалежно від спеціальності яку вони оберуть в майбутньому. Вони розвивають в учнів уважність спостережливість ініціативу підвищують дисципліну і викликають інтерес до роботи. Усні вправи дають можливість без великих затрат часу багаторазово програвати типові ситуації та прийоми міркувань проводити роботу з формування логічної та мовної культури...
56028. Виды упражнений по совершенствованию техники чтения учащихся начальной школы 72.5 KB
  Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности как средство самовоспитания и саморазвития но и как сложный комплекс умений и навыков имеющий...
56029. Скандинавія 57 KB
  Нормани з’являлися біля европейського узбережжя на своїх кораблях під червоними або полосатими парусами зі страшними головами змій чи драконів на кормі. Учні працюють зі слайдом № 5 та відповідають на питання вчителя : Де знаходиться Скандинавський півострів Хто такі нормани Які народи виокремлилися від норманів Чим займалися нормани і чому Як у різних країнах називали цей народ Робота з текстом підручника с. Які були...
56030. Брейн-ринг «Знання – це скарб» 48.5 KB
  Саме для цього потрібно частіше відступати від стандартного методу викладання і шукати нові форми подання навчального матеріалу. Представлення команд супроводжувались презентацією кожного з учасників а щоб раціонально розрахувати людські ресурси ми обрали лише одного ведучого.
56031. Здоров’я – найдорожчий скарб 53.5 KB
  Мета: поглибити поняття про те, що для людини головне – це здоровя. Створити умови для закріплення знань учнів з питань здорового способу життя; розширити поняття про те, що від здоровя дітей залежить здоровя нації, а значить благополуччя і добробут всієї України, її майбутнє.
56032. Здоров`я - це скарб 44 KB
  Unser Zeil ist heute tiber die Rolle des Sportes und tiber die Rolle des Sportes und tiber die gesunde Lebensweise zu sprechen und am Ende der Stunde unseren kleinem Schulem die Vorschl ge zu diesem Thema zu prasentieren.