75014

Интонационное и исполнительское развитие музыки

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Тема урока: Интонационное и исполнительское развитие музыки Игра в слова. Разные ребята Цели урока: Обучающие: дать понятие о развитии интонации с помощью каких средств выразительности она развивается введение понятий лад мажор минор работать над чистотой интонирования...

Русский

2015-01-11

152.5 KB

26 чел.

Донецкий лицей №30

Донецкого городского совета

 

Тема урока: Интонационное и исполнительское развитие музыки

 (3 класс)

 

 

 Учитель музыки:

                                                                          Курилова Д.С.

        

                                       

                                        Донецк-2013

Тема урока:         Интонационное и исполнительское развитие музыки

                             1)С.Прокофьев Тема Пети из симфонической сюиты «Петя   

    и Волк»

                             2)Л.Книппер «Почему медведь зимой спит»

                             3)И.Асеев «Игра в слова»

                             4)Попевка «Разные ребята»

Цели урока:         Обучающие:

  -дать понятие о развитии интонации, с помощью каких

     средств выразительности она развивается

   - введение понятий лад, мажор, минор

                             -работать над чистотой интонирования

                          Развивающие:

                          -развивать навык слушания и восприятия музыки;

                                творческие способности

                                     -формировать вокально-хоровые навыки (дикция, дыхание)

                              - умение анализировать, сравнивать, обобщать

                          Воспитательные:

                          -прививать любовь к музыке, искусству

                          -воспитывать эстетический вкус

Тип урока:            Углубление в тему

Вид урока:              Традиционный

Методы:  Словесные, наглядные, практические

Оборудование:     Запись симфонической сюиты С.Прокофьева «Петя и

                                           Волк», портрет С.Прокофьева, карточки настроений,   

                           изображение мажора и минора

                                        Ход урока

Организация класса

У.Здравствуйте, дети! Наш урок начнем с музыкального приветствия

 Музыкальное приветствие

Основная часть

   Актуализация опорных знаний

У.Ребята, как называется тема, которую мы начали изучать с вами на    прошлом уроке?

 Д.Развитие музыки

У.Правильно, мы говорили о том, что музыка движется, она не стоит на месте. В течение всего звучания, музыка может несколько раз меняться

У.В чем может выражаться изменение музыки?

Д.В изменении характера, лада, ритма

У.Правильно. Мы с вами на прошлом уроке начали слушать симфоническую

сюиту Сергея Прокофьева. Как она называется?

Д. «Петя и Волк»

Слушание и восприятие музыки

У.Сергей Прокофьев один из крупнейших композиторов 20 века. Родился композитор в селе Сонцовка (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области).  Воспитание сына взяла на себя мама, которая была хорошей пианисткой. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. В 6 лет написал пьесу «Индийский галоп», в 9-10 лет написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах». В 13 лет одаренного мальчика зачислили в Петербургскую консерваторию по классу композиции, а позже по классу фортепиано. Сегодня мы с вами остановимся на известной сказке – сюите Сергея Прокофьева «Петя и Волк»

Сюжет сюиты очень интересный. Действие происходит летом. Пионер Петя на каникулах приезжает к своему дедушке, который живет в лесу. Дедушка предупредил Петю, чтобы тот не ходил в лес, там опасно. Но Петя не послушал своего дедушку и пошел гулять в лес со своими друзьями - птичкой, уткой, кошкой. А в это время по лесу бродил злой, голодный волк. Он захотел съесть утку, которая гуляла вместе с Петей. Как только волк напал на утку, Петя вместе с птичкой стал от него защищаться и они спасли утку. Прибежала охотники, и связали волка. Послушайте  сейчас тему Пети в начале сюиты. Подумайте, какое настроение передает музыка? Звучит 1 тема Пети.

У. Какое настроение музыки?

Д.Веселое, бодрое, радостное

У.Можно сказать, что характер песни беспечный?

Д.Да

У.А теперь послушайте 2 тему Пети в конце сюиты. Какой ее характер?

Звучит 2 тема Пети

У. Какой характер?

Д.Бодрый, смелый

У.Изменился ли характер музыки по ходу произведения?

Д.Да

У.Как вы думаете почему?

Д.Потому, что Петя стал более ответственным. Он пошел на смелый поступок, чтобы спасти утку

У.Правильно. Мы можем наблюдать развитие музыки?

Д.Да. Музыка меняется.

У.Послушайте еще раз 2 фрагмента темы Пети

Звучат 2 темы Пети

У.Ребята, мы сейчас наблюдаем развитие музыки через характер, ритм      Музыкальная грамота                                                                                                           У.Сегодня мы с вами заглянем в королевство под название Лад. В этом королевстве живут 2 жителя, 2 брата   

Давайте мы познакомимся с братьями поближе.

ЛАД МАЖОР был бодр и весел:
Балагурил и шутил,
Красил дом свой ярким цветом,
С ясным солнышком дружил!

ЛАД МИНОР куда спокойней:
Любит размышлять в тени.
Иногда он смотрит строго,
Иногда всерьёз грустит.

Если ты разбил колени…
или в лужу угодил,
ЛАД МИНОР тебя жалеет,

А МАЖОР тебя смешит.

У.Ну-ка, поднимите руки те, кто похожи на весёлого, бодрого и всегда довольного сеньора Мажора? А теперь поднимите руки те, кто похожи на задумчивого, немного грустного сеньора Минора? Вот видите, даже в нашем классе есть их родственники – мажорики и минорики.

Мажор и минор живут в любом музыкальном произведении: в каждой пьесе, в каждой песне. Вы найдёте их даже в наших карточках настроений. Посмотрите внимательно, в каких из них скрывается настроение мажорное, а в каких минорное?

У.Молодцы! И Мажор, и Минор очень дружны между собой и, когда они встречаются вместе, любят поговорить и пофантазировать. Может быть, именно тогда к композиторам всего мира в голову приходят удивительные истории, они записывают их нотами, и мы тоже можем их услышать. Например, тема Пети – светлая, бодрая, значит, она написана в каком ладу?

Д.В мажоре

Вокально-хоровая работа

У.А сейчас мы вспомним попевку,  которая называется «Разные ребята», незабываем о правилах певческой установки, давайте вспомним их

Исполняем попевку

У.Дети, познакомимся с новой песней «Игра в слова». Послушайте ее и подумайте, какой характер песни?

Игра «Поймай слово» (Светлый, печальный, грустный радостный, игривый) и. т.д. 

У.Мы сейчас  выучим только 1 куплет песни, а на следующих уроках мы продолжим работать над песней

Разучиваем 1 куплет

У.А теперь вспомните название  этой песни,  послушав только ее вступление

Д. «Почему медведь зимой спит»

У.О чем эта песня?  Почему медведь зимой спит?

Д.Песня о том, как медведь наступил  лисе на хвост, а потом испугался и решил, что больше не будет зимой гулять по мосту, а лучше будет спать.

Давайте вспомним  и исполним 1 куплет песни

У.Как вы думаете, с помощью, каких средств музыкальной выразительности показана неуклюжесть медведя?

Д.С помощью ритма, регистра

У. Что служит толчком для развития в песне?

Д. Толчком для развития служит литературный текст. Три разных куплета – как три образа зимнего леса: спокойный, волнительный и снова спокойный

У.А теперь дети, разучим 2 куплет песни

Разучиваем приемом «эхо»

(Исполняем выразительно, показывая интонации песни)

Закрепление выученного материала:

  1)Что такое мажор? (ответы детей)

  2)С какой песней мы сегодня с вами познакомились?

  3)Какие персонажи сюиты С.Прокофьева «Петя и Волк»? (ответы детей)

  4)Может ли музыка стоять на месте? (ответы детей)

  5)С какими приемами развития вы познакомились на уроке? В каких  произведениях? (ответы детей)

 6) В чем особенность  исполнительского, сюжетного и тембрового развития в музыке? (ответы детей)

Итог урока

У. С какими приемами развития вы познакомились на уроке? В каких произведениях? (ответы детей)

- В чем особенность  исполнительского, сюжетного и тембрового развития в музыке? (ответы детей)

-Дети, спасибо вам за интересный урок. Вы были очень активны, хорошо отвечали, пели  

Дети выходят из класса под музыку темы Пети

                                                                   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21245. ТОКОВЫЕ ЗАЩИТЫ 2.14 MB
  Защита строится на максимальных токовых реле. Схема МТЗ в двухфазном двухрелейном исполнении на постоянном оперативном токе с независимой выдержкой времени показана на рис.7: KA максимальные реле тока РТ40 KT реле времени KL промежуточное реле KH указательное реле Q блокконтакт выключателя YAT катушка привода отключения выключателя. и реле;  по принципу воздействия на выключатель прямого или косвенного;  по виду оперативного тока;  по виду используемой характеристики выдержки времени зависимая tс.
21246. ТОКОВАЯ НАПРАВЛЕННАЯ ЗАЩИТА 288.5 KB
  1 При К1 должны отключиться выключатели 1 и 2 время действия защиты. Для селективного действия простой токовой защиты необходимо ввести контроль еще одной величины направления мощности КЗ. Максимальный момент на реле для надежного действия защиты. Если КЗ происходит вблизи места установки защиты то изза понижения напряжения может не хватить мощности ля срабатывания реле направления мощности только при трёхфазных КЗ.
21247. ЗАЩИТА ОТ ЗАМЫКАНИЙ НА ЗЕМЛЮ В СЕТИ С БОЛЬШИМ ТОКОМ ЗАМЫКАНИЯ НА ЗЕМЛЮ (СЕТИ 110 КВ И ВЫШЕ) 169 KB
  Поэтому была разработана особая защита от однофазных замыканий которая получила название защиты нулевой последовательности. Она выполняется в виде токовой максимальной защиты и токовой отсечки реагирующих на основной признак короткого замыкания на землю ток нулевой последовательности. Лист 19 ФИЛЬТР ТОКА НУЛЕВОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ Токовый орган токовой защиты нулевой последовательности подключается к фильтру тока нулевой последовательности. Это позволяет добиться более высокой чувствительности защиты по сравнению с токовыми защитами...
21248. Сутність і предмет аудиту 136.5 KB
  Сутність і предмет аудиту 1. Необхідність місце та роль аудиту в системі управління. Сутність обєкт предмет і методи аудиту. Класифікація аудиту.
21249. Цель и общие принципы аудита 53 KB
  Нормативно правовое обеспечение аудиторской деятельности. Управление аудиторской деятельностью. Закон Об аудиторской деятельности 5. Закон Об аудиторской деятельности 6.
21250. АУДИТОРСЬКИЙ РИЗИК ТА ОЦІНКА СИСТЕМИ ВНУТРІШНЬОГО КОНТРОЛЮ Й АУДИТУ 111.5 KB
  Ризик системи внутрішнього контролю. ОЦІНКА СИСТЕМИ ВНУТРІШНЬОГО КОНТРОЛЮ Й АУДИТУ Організація внутрішнього контролю й аудиту. Мета та завдання вивчення системи внутрішнього контролю й аудиту.
21251. ОЦІНКА ОБСТАНОВКИ В НАДЗВИЧАЙНИХ СИТУАЦІЯХ 709.5 KB
  За масштабами тривалістю й уражаючою дією на людей і сільськогосподарське виробництво особливо небезпечним є радіоактивне забруднення і хімічне зараження. Радіаційні аварії на РНО можуть бути двох видів : коли викид радіонуклідів у навколишнє середовище відбувається внаслідок аварії або теплового вибуху та зруйнування РНО; коли аварія відбувається внаслідок вибухової ядерної реакції в цьому випадку зараження навколишнього середовища було таким як при наземному ядерному вибуху. Це може призвести до радіоактивного зараження місцевості і...
21252. АУДИТОРСЬКІ ДОКАЗИ 75 KB
  СУТНІСТЬ ТА ВИДИ АУДИТОРСЬКИХ ДОКАЗІВ Сутність аудиторських доказів відповідно до МСА 500 501. Поняття аудиторських доказів. Достатність і відповідність аудиторських доказів. Види аудиторських доказів.
21253. СТІЙКІСТЬ РОБОТИ ПРОМИСЛОВИХ ОБ’ЄКТІВ У НАДЗВИЧАЙНИХ СИТУАЦІЯХ 152 KB
  Основи стійкості роботи промислових підприємств Під стійкістю роботи промислових підприємств обєктів розуміють їх можливість в умовах надзвичайних ситуацій мирного і воєнного часу виробляти продукцію в запланованому обсязі і номенклатурі а при слабких пошкодженнях відновлювати виробництво в мінімальні терміни. Стійкість роботи промислового підприємства складається із : стійкості інженернотехнічного комплексу будівель споруд систем енерго газо водозабезпечення технологічного обладнання і т. до дії зовнішніх факторів при аваріях...